ТОП 10:

Тема 7. Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста



Цель:раскрыть своеобразие методики развития диалогической речи детей дошкольного возраста.

Теоретическая часть. Развитие речи как средство общения у детей дошкольного возраста. Разговор воспитателя с детьми как основной метод обучения диалогической речи в повседневном общении (значение, виды, тематика и содержание разговоров с детьми разного возраста; руководство разговорами детей разного возраста). Развитие диалогической речи у старших дошкольников в совместной деятельности. Методика использования речевых ситуаций в обучении детей диалогической речи.

Практическая часть. Изучите уровень речевой коммуникации детей подиагностической методике, предложенной В. И. Яшиной.

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на ха­рактер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.

Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом сле­дующих критериев:

Таблица 2- Критерии оценки коммуникативных умений

№ п/п Критерии оценки коммуникативных умений детей Оценка в баллах Уровень речевой коммуникации
Ребенок активен в общении; умеет слушать, понимает речь; строит общение с учетом си­туации; легко входят в контакт с детьми и пе­дагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами рече­вого этикета Высокий
Ребенок умеет слушать и понимает речь, участву­ет в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета Средний
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в об­щении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание Низкий

 

С учетом полученных данных запланируйте и проведите работу (5-7занятий) по формированию и развитию диалогических умений. Опишите изменения, наблюдаемые в речевом поведении детей в результате проведенной работы.

Приложение:данные обследования, конспекты занятий.

Литература

Основная

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1998. С. – 263-269.

Дополнительная

Арушанова А.Г., Юртайкина Т.И. Третий год жизни: Развитие речи и речевого общения // Дошкольное воспитание. – 1994 - № 12.

Ахунджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности //Дошкольное воспитание. – 1983. – № 6.

Крайнова Л. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1984. – №10.

Радуга. Программа и методическое руководство для воспитателей средней группы детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1994.

Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1995.

Тема 8. Беседа как метод обучения диалогической речи

Цель:раскрыть методику использования беседы в целях развития дилогической речи.

Теоретическая часть.Воспитательно-образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы. Виды, тематика, содержание бесед в возрастных группах.Структура обобщающей беседы. Приемы активизации мышления и речи в процессе беседы. Сущность этических бесед и методика их проведения.

Практическая часть. Изучите особенности диалогического общения в специ­ально организованных беседах педагога с детьми. Беседа должна проходить на фоне доверительного отношения с ребенком, т.е. важно установить контакт с ребенком и создать

ситуацию разговора.

Темы для разговоров выбираются в соответствии с возрастом, интересами детей. Примерные темы: о друзьях, семье, самом ре­бенке, предметах и игрушках, явлениях природы, книгах, инте­ресных играх, занятиях и других видах деятельности.

Необходимо самостоятельно разработать вопросы для разгово­ра с детьми, например:

- С кем ты дружишь?

- О чем ты любишь разговаривать с ребятами? и др.

При разработке вопросов важно учесть, что ход разговора дол­жен быть направлен на выяснение следующих коммуникативных умений детей: вступать в разговор, поддерживать его, самим зада­вать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор.

2. С целью выявления умений ребенка самому уступать в диалог, использовать формы речевого этикета следует предложить ему вступить в диалогическое взаимодействие с другими детьми. Примерные ситуации:

- Кого бы ты пригласил играть вместе с собой? Пригласи. Как ты будешь приглашать?

- Как бы ты встретил новенького, который первый раз пришел в группу? Что бы ты ему предложил? Что рассказал бы, показал, о чем спросил?

3. Для выявления умения ребенка задавать вопросы в ходе разговора можно показать ему сюжетную картинку и предложить задать вопросы по ее содержанию.

Ребенку дается следующая инструкция: «Посмотри, какая у меня есть картинка. Хочешь, я расскажу тебе, что здесь нарисовано? Только ты задавай мне вопросы, спрашивай меня».

Во время эксперимента педагогт не вступает в беседу с ребен­ком, а должен только отвечать на поставленные ему вопросы.

Разговоры ведутся индивидуально с каждым ребенком и до­словно фиксируются.

В результате анализа разговоров составляется характеристика коммуникативных умений детей (таблица 3).

Таблица 3 Характеристика коммуникативных умений детей

 

Фами­лия, имя ребен­ка Умение вступать в диалог Умение поддерживать и завершать диалог
Владе­ние рече­выми оборо­тами для уста­новле­ния контак­та Лег­кость контак­тирова­ния Затруд­нен­ность контак­тирова­ния со сверст­никами и взрос­лыми Умение отве­чать на вопро­сы Умение зада­вать вопро­сы входе диало­га Умение слу­шать собе­седни­ка Умение своевре- менновступать в диалог Умение завер­шать разго­вор
}                

Предложите тематику 3-4 итоговых бесед с детьми старшего дошкольного возраста. Обоснуйте выбор тем.

Выберите одну тему для обобщающей беседы и покажите целостную систему работы (методика и содержание предварительной работы) по ней. Составить конспект занятия в соответствии с требованиями мето­дики. Опишите апробацию данной системы.

Приложение:практические разработки, конспекты занятий.

Литература

Основная

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1998.

Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Дошкольное воспитание. – 1973 – № 4.

Дополнительная

Виноградова Н.А. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.,1978.

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,1961.

Князева Л.П. Этическая беседа в детском саду. – Пермь, 1972.

Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. – М.,1977.

Задание

Разработайте конспект обобщающей беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Моя Родина». Конкретизируйте тему, соотнося ее формулировку с отбираемыми Вами фактами для обсуждения с детьми.

Роль подготовительного периода в развитии речи детей. Развитие общения у детей на первом году жизни. Особенности методики развития понимания и активной речи у детей второго и третьего годов жизни.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.237.183.249 (0.006 с.)