Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.



Комплексная оценка состояния здоровья детей введена приказом МЗ РФ № 60 от 19 января 1983 “О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах”, дается на основании учета результатов медицинского осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х основных критериев здоровья:

- наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний и степень их клинических проявлений;

- функциональное состояние основных органов и систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, кровеносной, нервной и др. ;

- резистентность организма, проявляющаяся количеством и длительностью заболеваний по обращаемости за предыдущий ко времени медосмотра год;

- уровень физического и нервно-психического развития и степень их гармоничности.

В соответствии с указанными критериями, у каждого индивидуума определяется группа здоровья.

Таблица 3.

Распределение обследуемых по группам здоровья

Группа Хроническая патология Функциональное состояние основных систем и органов Резистентность и реактивность организма Физическое и нервно-психическое развитие
Отсутствует Без отклонений. Единичный кариес зубов Острые заболевания за предшествовавший наблюдению период отсутствовали или протекали эпизодически, легко Хорошее (нормальное), гармоничное физическое развитие. Нервно-психический статус соответствует возрасту
Отсутствует Наличие функциональных отклонений (пониженное содержание гемоглобина, гипертонические и гипотонические реакции и т. д. Кариес зубов - субкомпенсированная форма, аномалия прикуса Заболеваемость частые и продолжительные острые заболевания с последующим затяжным реконвалесцентным периодом – вялость, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, субфебрилитет и т. д. Нормальное (1 ст. ) ухудшенное (2 ст. ) плохое (3ст. ) или общая задержка (4ст) физ. развитие нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития.
Наличие хронической патологии в стадии компенсации, врожденных дефектов развития органов и систем Наличие функциональных отклонений в патологически измененной системе органа без клинических проявлений, функциональных отклонений в др. органах и системах. Кариес зубов - декомпенсированная форма. Заболеваемость - редкие, нетяжелые по характеру течения обострение основного хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания Все степени ФР. Нормальное или с нерезко выраженным отстаиванием нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Наличие хронической патологии в стадии субкомпенсации врожденных дефектов развития органов и систем Наличие функциональных отклонений патологически измененного органа, системы и других органов и систем Заболеваемость - частые обострения основного хронического заболевания редкие и частые острые заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания Все степени физического развития. Нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Наличие тяжелой хронической патологии в стадии декомпенсации или тяжелого врожденного порока, предрешающих инвалидность индивидуума Резко выраженные или врожденные функциональные отклонения патологически измененного органа, системы, др. органов и систем Заболеваемость - частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания Все степени физического развития. Нервно-психическое развитие нормальное или отстает

Дети I группы здоровья наблюдаются врачом в обычные сроки, установленные для профилактических медосмотров здоровых детей.

Дети II группы здоровья (“группа риска”) наблюдаются врачом в сроки, устанавливаемые для каждого ребенка, в соответствии со степенью риска в отношении формирования у них хронической патологии, выраженности функциональных отношений и степени резистентности.

Часто болеющие дети, дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др. хотя и относятся ко II группе здоровья, в периоде реконвалесценции берутся на диспансерный учет по ф. № 30.

Дети III, IV, V групп берутся на диспансерный учет по ф. № 30 и порядок их медицинского обслуживания определяется специальными методическими указаниями (М. 1968, 1974, Харьков, 1982; Фрунзе, 1985).

По результатам оценки состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, обследуемые лица выделяются в медицинские группы,. регулирующие объем их занятий по курсу физического воспитания. Медицинская характеристика указанных групп приводится в таблице 4. При выведении медицинской группы, врач должен ответить на следующие вопросы:

- может ли обследуемый выполнить требования, предъявляемые учебными программами по физическому воспитанию, или ему необходимы ограничения и какие?

- нуждается ли обследуемый в занятиях физическими упражнениями с лечебной целью (корригирующей гимнастикой и т. д. )?

- может ли обследуемый заниматься в спортивных секциях, участвовать в тренировочных занятиях и состязаниях, в каких именно и при каких условиях.

Таблица 4

Группы для занятий по курсу физического воспитания

Наименование группы Допускаемые мероприятия Медицинская характеристика группы
Основная Занятия по программе физического воспитания в полном объеме Сдача норм БГТО, ГТО I, ГТО II ступени последовательно. Занятия в одной из спортивных секций (общей физической подготовки, легкой атлетики, гимнастики и др. ), участие в соревновании по одному виду спорта. Лица без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а также лица с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но с достаточной физической подготовленностью.
Подготовительная 1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного прохождения их с отсрочкой сдачи контрольных испытаний и норм БГТО, ГТО I ступени на срок до 1 года, сдача норм ГТО II ступени с особого разрешения врача. 2. Занятия в секции общей физической подготовки. Лица, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья без достаточной степени физической подготовленности.
Специальная Занятия по особой программе или по отдельным видам государственных программ, причем срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются Лица, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, не мешающие выполнению обычной программы производственной работы, но являющиеся противопоказанием к занятиям по государственным программам в общих группах.

Запрещать занятия по физическому воспитанию врач должен в крайних случаях, когда он сомневается в их пользе и успехе. В зависимости от состояния здоровья ребенка врач после консультации со специалистами назначает конкретные виды упражнений, определяет их продолжительность и осуществляет систематическое наблюдение за реакциями и здоровьем детей.

Самостоятельная работа студентов

Оценка качества самоподготовки студентов по результатам устного или письменного тестирования.

Выполнение рефератов на темы:

- Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.

- Влияние на состояние здоровья детей социальной среды.

- Влияние на состояние здоровья природных факторов окружающей среды.

Решение ситуационных задач (анализ результатов медицинского осмотра, оценка состояния здоровья, выявление факторов риска, определение группы здоровья, группы для физического воспитания, составление индивидуального комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий и т. д.)

Контрольные вопросы по теме:

1. Определение понятия “здоровье индивидуума” и “здоровье населения”

2. Факторы, формирующие здоровье детей и подростков.

3. Показатели и критерии здоровья

4. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей и подростков.

5. Организация и порядок проведения медицинских осмотров.

6. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.

7. Распределение обследуемых по группам здоровья.

8. Группы для занятий по курсу физического воспитания.


Тема 2. Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков

Практическая значимость темы:

Изучение и оценка физического развития является неотъемлемой частью работы врача любого детского коллектива.

Врач должен рассматривать физическое развитие как показатель состояния здоровья населения. Уровень физического развития населения является объективным критерием эффективности профилактических мероприятий. Физическое развитие одновременно может рассматриваться как процесс, и как состояние.

Врач, сопоставляя показатели физического развития индивидуума со стандартом, оценивает физическое состояние организма, степень его физической дееспособности, массу тела, структурно-механические свойства организма. Ход процесса развития лучше всего оценить путем анализа по годовых прибавок роста, хода смены молочных зубов, развития вторичных половых признаков, а достигнутый уровень - путем установления “биологического возраста”, в сопоставлении его паспортным. Под “биологическим возрастом” в этом случае понимается определенный уровень развития морфо-функциональных показателей, характеризующий ребенка на каждом этапе онтогенеза.

Определение биологического возраста не теряет своего значения на протяжении всего периода роста и развития организма, позволяя выявить степень морфологической готовности организма к различным воздействиям внешней среды, в том числе и целенаправленным - обучению, физическому и трудовому воспитанию.

Цель занятия:

1. Оформить понятие о физическом развитии как важнейшем показателе здоровья детей и подростков.

2. Изучить биологические законы роста и развития детей и подростков.

3. Ознакомить с методами изучения физического развития.

4. Обучить методу исследования физического развития - антропометрии, включающей соматометрию, соматоскопию и физиометрию, в соответствии с единой общепринятой унифицированной методикой Арон-Ставицкой.

5. Освоить методы оценки физического развития индивидуума и коллектива.

Вопросы теории:

1. Физическое развитие - важнейший показатель здоровья населения и современная гигиеническая проблема.

2. Биологические законы физического развития детей и подростков.

3. Методы изучения физического развития: индивидуализирующий и генерализирующий.

4. Методы исследования физического развития и состояния здоровья детей и подростков.

5. Организация и порядок проведения медицинских осмотров и сопутствующих им антропометрических исследований.

6. Методы оценки физического развития детей и подростков, их сравнительная характеристика.

7. Методика оценки физического развития индивидуума по шкалам регрессии.

8. Комплексная оценка физического развития детей и подростков. Алгоритм действия врача.

9. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Алгоритм действия врача.

10. Центильный метод оценки физического развития детей и подростков.

11. Метод оценки физического развития коллектива.

Практические навыки:

Студент должен уметь проводить антропометрические исследования с учетом общепринятой унифицированной методики, оценивать уровень физического развития и степень его гармоничности, используя при этом различные методы оценки.

Литература

Основная:

1. Гигиена детей и подростков под ред. В. Н. Кардашенко- М. -Медицина- 1980. - с. 79-114

2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. Под ред. Кардашенко В. Н. - М., Медицина- 1983- с. 7-51

Дополнительная:

Задание на самоподготовку

На основании литературы и приведенного учебного материала:

1. Изучить основные закономерности роста и развития детского организма.

2. Получить представление о физическом развитии детей и подростков на современном этапе.

3. Освоить основные методы изучения, исследования и оценки физического развития детей и подростков.

4. Овладеть методикой антропометрических измерений в соответствии с общепринятой унифицированной методикой Арон-Ставицкой.

Учебный материал для самостоятельной подготовки





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.011 с.)