Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста



Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

 

Учебно-методическое пособие для обучающихся по специальности «Дошкольное образование»

 

Составители:

Барсукова Л. С.,

Хмелинина О.А.

Москва

Содержание

 

Пояснительная записка. 3

Раздел 1. Нормативная, методическая документация, регламентирующая деятельность воспитателя дошкольного воспитательного учреждения (ДОУ) 4

Раздел 2. Методическая деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения. 17

Раздел 3. Методический кабинет. Содержание методической работы в дошкольном учреждении. 35

Раздел 4. Теоретические и методические основы планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ.. 52

Раздел 5. Теоретические основы исследовательской деятельности 61

Основные понятия. 108

Список литературы.. 115

Приложение 1. 117

Приложение 2. 121

Приложение 3. 124

Пояснительная записка

 

Учебное пособие разработано для обучающихся в педагогических колледжах.

В учебном пособии рассматриваются теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.

Содержание учебного пособия соответствует федеральному государственному стандарту среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование.

Новизна учебного пособия состоит в том, что оно направлено на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств, основ методологической культуры, необходимых современному специалисту в области дошкольного образования.

Учебное пособие может служить руководством к организации самостоятельной работы обучающихся очного, очно-заочного и заочного отделений, так как включает разнообразные задания образовательного и развивающего характера.

Раздел 1. Нормативная, методическая документация, регламентирующая деятельность воспитателя дошкольного воспитательного учреждения (ДОУ)

§ 1. Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной деятельности ДОУ

В параграфе вы найдете ответы на следующие вопросы:

· какой документ утверждает статус дошкольного образовательного учреждения?

· Типовое положение, какова его структура?

· что представляет собой такой документ как Государственный образовательный стандарт дошкольного образования и зачем он нужен дошкольным образовательным учреждениям?

Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Одним из основных документов, регламентирующих деятельность ДОУ, является Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666). Типовое Положение — нормативный документ, который регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех типов.

Типовое Положение: утверждает статус ДОУ (тип, вид и категорию); определяет основные задачи; раскрывает условия организации ДОУ (учредительство, права на ведение финансово-хозяйственной, образовательной деятельности, платных услуг, медицинское обслуживание); обозначает порядок комплектования ДОУ (в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности и в разновозрастных группах); перечисляет участников образовательного процесса; закрепляет права работников и меры их социальной поддержки.

В Положении выделены разделы, касающиеся управления и закрепления имущества ДОУ. В типовом положении есть пункт, касающийся содержания образовательного процесса в ДОУ, в котором подчеркивается: «Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей».

В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» в целях регуляции качества дошкольного образования как первой ступени системы непрерывного образования и сохранения единого образовательного пространства на территории РФ перед Управлением дошкольного воспитания Министерства образования и науки РФ была поставлена задача — организовать разработку и экспертизу федеральных компонентов государственных требований (Государственных образовательных стандартов) к дошкольному образованию.

23 ноября 2009 года вышел приказ № 655 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ).

Приказ содержит три раздела:

I. Общие положения.

II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

III. Требования к обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В общих положениях (первый раздел) есть два основных пункта, на которые следует обратить особое внимание.

1. На основе федеральных требований разрабатываются:

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

Второй раздел посвящен построению образовательного процесса.

· Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

· Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, Реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

· Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

· Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса — не более 20% общего объема Программы.

· Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура, «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация, «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

В третьем разделе перечисляются разделы и образовательные области обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Их всего 14.

1. Пояснительная записка должна раскрывать:

1) возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;

2) приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

3) цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

4) особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие).

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает:

2. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

3. Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

4. Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

5. Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

6. Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

7. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

8. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

9. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении.

10. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

11. Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

В программе выделяется особый раздел:

14. «Содержание коррекционной работы» разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Динамика достижений детей в освоении Программы будет отслеживаться по системе мониторинга. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Приказ Министерства образования и науки от 23 ноября 2009 г. № 655 позволяет стандартизировать содержание дошкольного образования в любой модели и форме и является обязательным для любого образовательного учреждения.

Образовательные программы ДОУ

В параграфе вы найдете ответы на следующие вопросы:

· какие комплексные (общеразвивающие)и спецализированные (парциальные, локальные) образовательные программы действуют на территории Р.Ф.?

· что за нормативный документ «Образовательная Программа дошкольного учреждения», кем она будет разрабатываться и утверждаться?

Дошкольные учреждения России работают в условиях свободного выбора образовательной программы. Педагогам это позволяет проявить творчество, более смело использовать инновации, а детям – получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание самоценности дошкольного периода жизни.

На территории РФ дошкольные образовательные учреждения работают по образовательным программам, которые разделяются на комплексные (общеразвивающие) и специализированные (парциальные, локальные). Примерное распределение видов программ представлено в нижеприведенной таблице.

Основные программы для ДОУ
Комплексные (общеразвивающие) Специализированные (парциальные, локальные)
«Радуга» «Самоцветик»
«Детство» «Наш дом – природа»
«Развитие» «Юный эколог»
«Программа воспитания и обучения в детском саду» «Красота – радость – творчество»
«Детский сад – дом радости» «Паутинка»
«Гармония развития» «Открой себя»
«Истоки» «Музыкальные шедевры»
«Детский сад – дом радости» «Природа и художник»
«Кроха» «Театр – творчество – дети»
«Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» «Приобщение к истокам русской народной культуры»
«Из детства в отрочество» «Я – человек»
«Золотой ключик» «Наш дом – природа»
«Сообщество» «Я, ты, мы»
Другие программы… Другие программы

 

Все они приведены в соответствие с ФГТ — и на предмет построения воспитательно-образовательного процесса, и на предмет соответствия образовательных областей, установленных ФГТ.

Образовательные программы, вновь создаваемые с учетом ФГТ, будут носить характер примерных и могут быть реализованы в любом дошкольном образовательном учреждении РФ.

Большое количество программ (полипрограммность) – это хорошо или плохо? Думается, что это позитивная сторона образовательной системы в России. Так как вариативность позволяет реагировать на потребности общества. Разнообразие образовательных услуг, предлагаемых дошкольными учреждениями, отвечает запросам родителей. Положительным можно считать и то обстоятельство, что коллектив дошкольного учреждения может выбирать программу, соответствующую его педагогическим установкам. Вместе с этим появляется больше возможностей для повышения профессионального мастерства. Стимулируется инициатива и творчество. У родителей тоже появляется выбор. Информация о «новаторстве» или «застое» в детских садах распространяется достаточно быстро, что поддерживает здоровую конкуренцию в системе дошкольного образования.

Кроме того, полипрограммность позволяет учитывать потребности многонационального населения нашей страны, строить педагогический процесс с учетом социально-экономических, национально-культурных, климатических и иных условий региона.

ДОУ на основе примерной основной программы будут разрабатывать свою образовательную программу для своих воспитанников.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается и утверждается образовательным учреждением. «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» (Закон РФ «Об образовании» ст. 14 п. 5).

Статья 32 Закона РФ «Об образовании» подтверждает это, относя разработку и утверждение образовательных программ к компетенции образовательного учреждения (п. 2 пп. 6).

§ 3. Годовой план ДОУ

В этом параграфе вы узнаете о том, что такое годовой план ДОУ, какова его структура?

Кроме образовательной программы каждое ДОУ должно иметь годовой план работы. Годовой план является обязательным документом ДОУ. Он нацелен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию работы всего педагогического коллектива в рамках учебного года. В соответствии с задачами в годовом плане ДОУ определены конкретные мероприятия и содержание работы с педагогическим, медицинским и обслуживающим персоналом. План предусматривает мероприятия по педагогическому просвещению родителей и совместную работу со школой.

Годовой план работы ДОУ составляется с учетом вида дошкольного образовательного учреждения и профессионального уровня педагогических кадров. Приступая к составлению годового плана, заведующий руководствуется тем, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом.

План работы на год может оформляться в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочная, календарно-месячная. цикличная по формам работы и др.

Годовой план работы ДОУ включает следующие разделы (рекомендации К.Ю. Белой):

1. Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.

2. Планирование деятельности ДОУ на ________ учебный год.

2.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни;

2.2. Обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с государственными стандартами и программой «__________»;

2.3. Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;

2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

2.5. Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;

2.6. Укрепление материально-технической и финансовой базы.

Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования.

Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. Принятие плана работы ДОУ всем коллективом означает начало его реализации.

Обратите внимание на следующее обстоятельство: в какой бы форме не писался годовой план работы ДОУ, первой его частью является анализ конечных результатов прошедшего учебного года.

Данный раздел может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому подразделу. Содержание аналитической части плана может быть следующим:

1.1. Состояние здоровья воспитанников, заболеваемость детей и сотрудников в течение года, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы по блоку (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

1.2. Результаты выполнения программы по всем направлениям. Анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Общие выводы и резервы повышения уровня выполнения программы.

1.3. Анализируется уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу); анализ успеваемости выпускников датского сада, окончивших 1–3 классы. Общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.

1.4. Анализ результатов повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

1.5. Анализируется система работы с родителями (по результатам анкетирования родителей), выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.

1.6. Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и проводится оценка материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ. Можно использовать «Критерии оценки материально-технических и медико социальных условий пребывания детей в ДОУ» из книги «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений». М.: АСТ, 1996. С. 82.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, выпишите его структуру и краткое содержание каждого раздела.

2. Изучить приказ Минобразования и науки № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) и по всем образовательным областям выпишите задачи, решение которых будет определять достижение запланированных целей общеобразовательной программы дошкольного образования.

Можно использовать ниже приведенную таблицу.

Образовательная область Задачи
     
1. Организация режима  
2. Физическая культура  
3. Здоровье  
4. Безопасность  
5. Социализация  
6. Труд  
7. Познание  
8. Коммуникация  
9. Чтение художественной литературы  
10. Художественное творчество  
11. Музыка  

 

3. Изучите структуру и содержание годового плана ДОУ, где вы проходите производственную практику. И письменно ответьте на следующие вопросы:

? Соответствует ли структура годового плана методическим рекомендациям к К.Ю. Белой? Обоснуйте свой ответ.

? Соответствует ли содержание годового плана запланированным задачам.

Раздел 2. Методическая деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Рекомендации по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

Методика обобщения ППО.

· Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т. д.:

· анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития;

· выявление способов, приемов, опыта управления и организации познавательной деятельности детей, посредством которых достигнут положительный опыт;

· выявление отсутствия перегрузки детей;

· определение в опыте работы элементов новизны.

· Определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ППО.

· Описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты.

· Обсуждение и анализ ППО на Совете педагогов, вынесение решения.

Памятка обобщения «собственного» педагогического опыта (рекомендации педагогам ОУ).

· Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

· Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т. д.

· Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь ее оформить как можно точнее и конкретнее.

· Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы.

· Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно».

· Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нем не показано, как растут и развиваются дети.

· Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.

· Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

· Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т. д.).

· Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Рекомендации по оформлению «собственного» опыта работы.

1. Сведения об авторе:

Ф.И.О.

Образование

Название (полное) учебного заведения, год его окончания

Специальность по диплому

Место работы

Должность

Педагогический стаж

Стаж работы в занимаемой должности

Квалификация

Награды (Департамента образования города, области и выше).

2. Условия формирования опыта.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

· изучение методической литературы;

· изучение опыта коллег;

· курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;

· активное участие в работе городских методических объединений и т. д.

3. Теоретическая база опыта.

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

4. Актуальность и перспективность опыта (раскрыты в критериях ППО).

5. Новизна опыта (раскрыта в критериях ППО).

6. Адресность опыта.

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т. д.), определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т. д.).

7. Трудоемкость опыта.

Проанализировать трудоемкость опыта. Педагог должен указать в чем состоят трудности при использовании данного опыта.

8. Технология опыта.

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приемах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

9. Результативность опыта (раскрыта в критериях ППО).

Приложение к опыту работы:

· алгоритм подготовки к занятию;

· алгоритм проведения занятий и других видов деятельности;

· конспекты занятий;

· планы учебно-воспитательной работы с детьми;

· продукты детской деятельности;

· фотографии;

· аудио-видео-записи;

· дидактический материал;

· публикации в СМИ;

· выступления на методических мероприятиях;

· педагогическая диагностика;

· рабочая программа;

· план кружковой работы с детьми;

· и т. д.

Глоссарий.

Данный подраздел содержит словарные статьи, определения педагогических, психологических и медицинских терминов, без знания которых невозможно осуществление качественного педагогического процесса.

Методическая копилка.

Методическая копилка является своеобразным информационным банком, где могут храниться материалы, используемые педагогом (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты). Наличие такого информационного банка способствует не только росту интеллектуального потенциала, но стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности.

Рейтинг педагога.

В этом разделе могут содержаться отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников о профессиональной деятельности педагога, результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы, награды за участие в конкурсах, смотрах.

Оформление портфолио включает в себя обязательные элементы:

· титульный лист;

· сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, определением его цели и предназначения;

· оглавление (аннотированное содержание с перечислением основных элементов портфолио;

· самоанализ и прогноз на будущее.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте содержательную сторону ниже перечисленных в таблице компетенций воспитателя и определите формы самообразования по каждой из них.

Таблица

Компетенции воспитателя   Содержание Формы самообразования
Владение техникой исполнения на уровне, достаточном для эффективной реализации образовательного процесса      
Владение методикой обучения (музыкального инструмента, хореографии и т. п.)      
Владение методикой воспитания      
Умение использовать в профессиональной деятельности компьютер, аудио-, видеотехнику      
Владение специализированными компьютерными программами, тренажерами т. п.      
Социальные и межличностные навыки, необходимые для общения, принятия решений, работы в команде, адаптивности, принятия ответственности      
Способность к творчески деятельностной самореализации и самовыражению      
Инновационная деятельность      

2. Составьте портфолио личных достижений в профессиональной деятельности.

Рекомендации:

· выбрать три лучшие практические, теоретические или методические работы, которые Вы выполняли в период всего срока обучения в колледже;

· выбрать работу из начала, середины и конца курса обучения;

· выбрать работы, которые показывают лучше всего ваши навыки;

· из перечисленных типов работ выбрать по одному (например, обобщение текста, разработка плана проведения вида деятельности с детьми в ДОУ, разработка проекта по проблеме практики, составление рекомендации для родителей по одной из проблем образования дошкольника и т.д.);

· выбрать работы, которыми Вы гордитесь.

3. Проанализируйте оборудование и материалы методического кабинета ДОУ, где вы проходите производственную практику. Ответьте на вопрос: «Каким образом материальная, нормативная и методическая база влияет на эффективность работы воспитателей?»

4. Опишите в каких областях и какие современные образовательные технологии используются в работе с детьми в ДОУ, где вы проходите производственную практику.

Раздел 3. Методический кабинет. Содержание методической работы в дошкольном учреждении

 

 

В разделе вы получите ответы на вопросы:

· что такое методический кабинет?

· каково содержание методической работы старшего воспитателя?

· по каким критериям оценивается результативность методической работы в ДОУ?

· по каким формам организуется работа с педагогическим коллективом ДОУ?

Методический кабинет

Методический кабинет — «визитная карточка» методиста, сосредотачивает в себе все направления методической деятельности, объединяет усилия педагогов, служит тем профессиональным пространством, без которого невозможна совместная работа. Несет на себе координационную функцию и поддерживает благоприятный климат в коллективе, систематизирует накопленный педагогическим коллективом опыт.

Функции методического кабинета: мотивационная, коммуникативная, организационная. Исполнителем этих функций является старший воспитатель, прошедший системную подготовку.

Содержание методической работы в ДОУ

Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно-аналитической, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной (П.И.Третьяков).

Деятельность старшего воспитателя представлена в таблице и может дополняться с учетом специфики, особенностей работы каждого конкретного детского сада.

Таблица

Функции управления Содержание методической работы старшего воспитателя
1. Информационно-аналитическая Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактике.
2. Мотивационно-целевая Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду. Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия. Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки.
3. Планово-прогностическая Прогнозирует развитие научно-методической работы коллектива, на основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов. Совместно с руководителем составляет программу развития ДОУ, образовательную программу, годовой план, планирует методическую работу.
4. Организационно-исполнительская Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания педагогических советов. Организует взаимопосещения. Открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем – аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой. другими учреждениями.
5. Контрольно-диагностическая Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый); оценивает качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды.
6. Регулятивно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование) Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 5765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.129 с.)