Методологические основы научного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические основы научного исследования



В параграфе вы найдете ответы на следующие вопросы:

· что такое методология и какие компоненты входят в понятие «методологическая культура» педагога-исследователя?

· какова логика психолого-педагогического исследования?

· каковы требования к формулировке темы, к обоснованию актуальности исследования, к определению объекта и предмета исследования?

Методология (от греч. methodos) — путь, способ познания и logos — учение) — совокупность принципов, норм, методов познания и практической деятельности; учение о путях достижения истинного знания и оптимального практического эффекта.

Исследование, связанное с людьми, тем более с детьми, требует особой осторожности в выборе методов, средств познания, оглашения результатов. Исследователю следует предвидеть последствия своих действий, помнить правило «Не навреди!». Используемые в исследовании методы и средства должны исключить риск для здоровья, психического состояния ребенка.

Вам предстоит овладеть этическими нормами ведения исследования. Необходимо избегать плагиата, компиляции, то есть заимствования и приписывания себе чужих научных достижений. Нельзя, например, в курсовую, дипломную работу без ссылки на авторов вставлять фрагменты первоисточников, которые вы изучаете, использовать методики исследования, графические материалы и т. д., не указав, у кого вы их заимствовали.

Наука демократична по своей сути, поэтому следует одинаково бережно и уважительно относиться к работам маститых ученых и начинающих исследователей, объективно оценивать их результаты, независимо от авторитета. Вместе с тем результаты научной деятельности каждого исследователя, в том числе и вашего, могут стать объектом критики, строгой проверки.

Итак, методологию можно определить не только как учение о научном методе познания, но и как область познавательной деятельности, систему исследовательской деятельности по получению новых знаний, обоснованию программ, методов исследования, оценке его качества.

Каждый педагог-исследователь должен обладать методологической культурой.

Научное исследование осуществляется в определенной логике. Логика психолого-педагогического исследования — содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач. Исследователь определяет эти шаги с помощью предварительного планирования.

План научно-исследовательской работы — основной документ управления всеми процессами психолого-педагогического исследования, который упорядочивает мероприятия в соответствии с программой, календарными сроками, материальными и кадровыми ресурсами.

План составляется с указанием темы исследования, обоснования ее актуальности, определения проблемы, объекта и предмета исследования. План также включает цель, гипотезу, задачи и методы исследования. В плане определяется направление и характер опытно-экспериментальной работы, ожидаемые результаты, сроки выполнения.

Исследование начинается с выбора темы.

Методологическая культура педагога-исследователя:

· умение проектировать содержание будущей деятельности;

умение проектировать систему и последовательность собственных действий;

· анализ педагогического исследования по следующим характеристикам: проблема, тема, объект исследования, его предмет, цель, задачи, значение для практики, как в процессе его проведения, так и в завершенном виде;

· творческое решение практических задач;

· уметь увидеть проблему и соотнести с ней фактический материал;

· уметь выразить проблему в конкретной педагогической задаче;

· распределить решение на шаги в оптимальной последовательности;

· уметь анализировать процесс и результаты решения задачи.

Тема исследования формулируется как название работы. Определяя тему, вы в лаконичной форме предъявляете содержание всей работы. В названии темы отражается ее суть. При определении темы целесообразно учесть (В.С.Безрукова):

ü соответствие темы вашим познавательным интересам и исследовательским возможностям;

ü актуальность темы: насколько она значима для науки, практики, востребована в вашей настоящей профессиональной деятельности, важна для будущего карьерного роста;

ü возможность осуществления исследования по выбранной теме в отведенное время. Доступность источниковой базы, достаточность материальной оснащенности.

К формулировке темы предъявляется ряд требований: краткость, ясность смысла, проблемность. Учтите, что название не должно содержать вводных и сокращенных слов (например, ДОУ, педколледж и др.), придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Название, состоящее из восьми и более слов, считается длинным.

При обосновании актуальности исследования объясните необходимость изучения выбранной вами проблемы. Доказывая актуальность темы, определите теоретические (педагогические, психологические), практические (состояние и потребности практики по изучаемому аспекту), социальные причины, которые побудили вас выбрать ее для своего исследования.

Целесообразно придерживаться следующей логики обоснования актуальности: в настоящее время назрела необходимость исследования выбранной темы, так как, во-первых…, во-вторых…, в-третьих…

Научная проблема может представлять собой:

1. Нечто неизвестное в науке, требующее поиска новых знаний.

2. Осознание, констатацию недостаточности достигнутого уровня знаний или их внедрения в практику.

Определение границ известного и неизвестного — основа формулировки научной проблемы.

Проблема формулируется в виде вопроса. Используются вопросительные слова «какой», «какова», «какая», «почему», «что» и др. Например, «Что нужно сделать, чтобы переориентировать воспитателей на личностно ориентированную модель обучения детей?», «Какие педагогические условия необходимо создать для повышения субъективности студентов в процессе обучения?», «В чем заключается специфика развития речи детей-воспитанников дома ребенка и каковы ее причины?».

Цель исследования — это то, что хотят получить в итоге исследования. По существу это поиск ответа на вопрос, поставленный в проблеме. Достигнув цели, исследователь ликвидирует нарушение связи между частями системы. Цель формулируется в форме повествовательного предложения при помощи глаголов: выяснить, выявить, разработать, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить.

Примеры формулировки целей:

- Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия активизации речевого развития детей-воспитанников дома ребенка.

- Теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность организации педагогического просвещения родителей в области предупреждения и коррекции насильственных методов домашнего воспитания.

- Определить педагогические условия внедрения технологии проектирования в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Следующий этап исследования состоит в определении, что именно будет рассматриваться в исследовании. Принято различать объект и предмет исследования.

Объект — это то, с чем исследователь имеет дело. Объект исследования является более широким понятием, чем предмет. Объект отвечает на вопрос «Что рассматривается в исследовании?» (педагогическое пространство, область, в рамках которой находится предмет изучения).

Предмет является частью, стороной, элементом объекта. Предмет исследования часто совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте вопрос к основным понятиям, относящимся к исследовательской работе

Понятия Вопрос
МОЙ ИНТЕРЕС  
ПРОБЛЕМА  
ТЕМА  
АКТУАЛЬНОСТЬ  
ОБЪЕКТ  
ПРЕДМЕТ  
ЦЕЛЬ  
ЗАДАЧИ  

 

2. Объясните, как соотносятся объект исследования и его предмет в следующих темах:

· Развитие конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

· Развитие у детей чувства юмора средствами народной педагогики.

· Театрализованная игра как средство полоролевой социализации дошкольников.

· Педагогические условия формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.

· Этикет и воспитание речевой культуры дошкольников.

3. Обоснуйте актуальность исследования по проблеме «Роль воспитателя дошкольного образовательного учреждения в повышении педагогической культуры родителей», используя ниже приведенную схему.

Обоснование направления Обоснование практической актуальности темы исследования Обоснование научной актуальности темы
Оценка результатов педагогического процесса Оценка качества педагогического процесса
Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения. Показать недостатки в воспитанности, которые следует устранить. Показать недостатки в воспитательном процессе, которые войдут к указанным недостаткам воспитанности детей Показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты.

 

4. Заполните таблицу по тем вопросам, ответы на которые вы знаете (по теме своего исследования).

Основные понятия исследования

  ВОПРОС ОТВЕТ
МОЙ ИНТЕРЕС Что интересует?  
ПРОБЛЕМА Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?  
ТЕМА Как это назвать?  
АКТУАЛЬНОСТЬ Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?  
ОБЪЕКТ Что рассматривается?  
ПРЕДМЕТ Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?  
ЦЕЛЬ Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?  
ЗАДАЧИ Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.01 с.)