Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический опыт, методика его обобщения

Поиск

В параграфе вы получите ответы на вопросы:

· как различаются понятия «педагогический опыт», «передовой, новаторский опыт»?

· по каким показателям можно судить о наличии передового опыта?

· как изучать и обобщать передовой педагогический опыт?

· как оформить собственный опыт работы?

· какова нормативно-правовая база методической деятельности воспитателя?

В педагогической литературе различаются понятия: педагогический опыт, передовой опыт и новаторский опыт.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности»; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.

Критерии (показатели) педагогического опыта.

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерии. Без них невозможна объективная оценка педагогического опыта.

Первым важным критерием ПО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.

Второй признак ПО — высокая результативность и эффективность педагогической деятельности.

Третий показатель ПО — оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.

Нельзя считать передовым такой опыт, при котором высокий уровень знаний достигается за счет перегрузки детей дополнительными занятиями, большим объемом трудоемких заданий и т. д.

Четвертый показатель ПО — стабильность результатов образовательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.

Рекомендации по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

Методика обобщения ППО.

· Изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его работой, посещение занятий, воспитательных мероприятий и т. д.:

· анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития;

· выявление способов, приемов, опыта управления и организации познавательной деятельности детей, посредством которых достигнут положительный опыт;

· выявление отсутствия перегрузки детей;

· определение в опыте работы элементов новизны.

· Определение соответствия изучаемого и обобщаемого опыта критериям оценки ППО.

· Описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные результаты.

· Обсуждение и анализ ППО на Совете педагогов, вынесение решения.

Памятка обобщения «собственного» педагогического опыта (рекомендации педагогам ОУ).

· Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.

· Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия и т. д.

· Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь ее оформить как можно точнее и конкретнее.

· Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по нему тезисы.

· Сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно».

· Оцените практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты. Рассказ об опыте неинтересен и неубедителен, если в нем не показано, как растут и развиваются дети.

· Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично, избегая повторений.

· Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

· Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы детей, список литературы и т. д.).

· Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность: способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Рекомендации по оформлению «собственного» опыта работы.

1. Сведения об авторе:

Ф.И.О.

Образование

Название (полное) учебного заведения, год его окончания

Специальность по диплому

Место работы

Должность

Педагогический стаж

Стаж работы в занимаемой должности

Квалификация

Награды (Департамента образования города, области и выше).

2. Условия формирования опыта.

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

· изучение методической литературы;

· изучение опыта коллег;

· курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;

· активное участие в работе городских методических объединений и т. д.

3. Теоретическая база опыта.

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

4. Актуальность и перспективность опыта (раскрыты в критериях ППО).

5. Новизна опыта (раскрыта в критериях ППО).

6. Адресность опыта.

Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т. д.), определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т. д.).

7. Трудоемкость опыта.

Проанализировать трудоемкость опыта. Педагог должен указать в чем состоят трудности при использовании данного опыта.

8. Технология опыта.

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания воспитательно-образовательного процесса, в приемах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

9. Результативность опыта (раскрыта в критериях ППО).

Приложение к опыту работы:

· алгоритм подготовки к занятию;

· алгоритм проведения занятий и других видов деятельности;

· конспекты занятий;

· планы учебно-воспитательной работы с детьми;

· продукты детской деятельности;

· фотографии;

· аудио-видео-записи;

· дидактический материал;

· публикации в СМИ;

· выступления на методических мероприятиях;

· педагогическая диагностика;

· рабочая программа;

· план кружковой работы с детьми;

· и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.108 (0.008 с.)