Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны.



Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся в первые годы советской власти в России продолжали развиваться и в послевоенные годы.

Большое внимание в послевоенный период уделялось со­зданию обобщающих педагогических трудов. К ним можно отнести работы Николая Кирилловича Гончарова (1896—1955) «Основы педагогики» и «Вопросы педагогики», работы Ива­на Андреевича Каирова (1893—1978) «Современные пробле­мы педагогической науки и роль научных исследований», его учебник «Педагогика», первое издание которого вышло еще в предвоенные годы, книга Ф.Ф. Королева и В.Е. Гмурмана «Общие основы педагогики», «Школоведение» под редак­цией А.Н. Волковского, учебники по педагогике И.Т. Огородникова, Т.А. Ильиной и многие другие труды, пополнив­шие фонд педагогической литературы. Значение этих работзаключалось в том, что в них сис­тематизировалось все то, что было накоплено советской педагогичес­кой наукой в предыдущий период. В области дидактики широкую из­вестность получили работы, система­тизировавшие педагогические пред­ставления о содержании и процессе обучения и образования. Вышли в свет такие капитальные труды, как «Ди­дактика» Михаила Александровича Да­нилова (1899—1973) и Бориса Петро­вича Есипова (1894—1967), «Дидакти­ка» под редакцией Б.П. Есипова и его книга «Самостоятельная работа уча­щихся на уроках»; такие работы Ми­хаила Николаевича Скаткина (1900— 1991), как «Совершенствование про­цесса обучения», «Дидактика средней школы» и «Проблемы современной дидактики». Эти и многие другие работы оказали существенное влияние на развитие педа­гогики в нашей стране. На их основе создавалась учебная литература, намечались программы дальнейших научных исследова­ний, получили теоретический фундамент разработки в области частных методик преподавания различных предметов.

Нельзя не обратить внимания на возросший в послевоен­ные годы интерес к истории педагогики и школы. Особое зна­чение в это время имело создание серии книг по истории пе­дагогики, охвативших временной период от древнейших вре­мен до середины 80-х гг. XX в. Стремление составить наиболее пол­ное представление о процессе раз­вития школы и педагогики отвечало общей тенденции развития россий­ской педагогической науки в после­военный период. В отличие от анало­гичных работ предвоенного периода нельзя не отметить фундаментально­сти и тщательности в решении на­учных задач.

Не менее значимым событием был выход в свет серии «Антологий педа­гогической мысли народов СССР» (1985— 1990) с древнейших времен до начала XX в., включивших в себя наиболее важные произведения отечественных педагогов, мыслителей и уникальные документы.

В послевоенный период российс­кими педагогами была проведена ко­лоссальная работа по сохранению пе­дагогического наследия прошлого. Впервые вышли в свет собрания со­чинений К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, А.С. Макарен­ко и др.

В серии «Педагогическая библио­тека» были изданы избранные тру­ды Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.И. Водовозова, П. П. Блонского и многих других за­рубежных и отечественных педагогов.

В послевоенный период российскими педагогами был прове­ден ряд серьезных исследований в области истории школы и педагогики. На их основе в 50—70-е гг. были опубликованы такие книги, как «Очерки по истории средней школы» Николая Алек­сандровича Константинова (1894—1958), «Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века» Шолома Израилевича Ганелин (1894—1974), «Основы и система дидакти­ки К.Д. Ушинского» Василия Яковлевича Струминского (1880— 1967), «Очерки по истории начального образования в России» НА. Константинова и В.Я. Струминского и др.

После второй мировой войны в России внимание ученых привлек проблемный подход к историко-педагогическим исследованиям. Про­блемный подход в отличие от био­графического, сводившегося чаще всего к пересказу педагогических взглядов отдельных педагогов, мыс­лителей, а то и просто обществен­ных деятелей и частных лиц, потре­бовал от исследователей целостного анализа научных проблем. Результа­ты такого исследования имеют не­сравнимо более высокую научную значимость. Можно назвать такие ра­боты, как «Теория и практика тру­довой школы в Германии» А.И. Пискунова, «Трудовое обучение в Анг­лии» К.И. Салимовой, «Школа и пе­дагогика США до Второй мировой войны» Л.Н. Гончарова, «Теория образования в России начала XX века» С.Ф. Егорова и большое количество диссертационных исследований проблемного характера.

В российской педагогике второй половины XX в. разрабатывались и новые для данного периода пробле­мы. Так, широкое распространение приобрели исследования в области развивающего и воспитывающего обучения. Идея совершенствования обучения как средства воспитания и развития ребенка давно вошла в число наиболее распространенных в педагогике, но в нашей стране она приобрела новое звучание применительно к дидактике начальной школы. Такие работы, как «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Леонида Владимировича Занкова (1901—1977), «Психология обучения младшего школь­ника» Данила Борисовича Эльконина (1904—1984), «Проблемы развивающего обучения» Василия Васильевича Давыдова (1930— 1999), продолжают оставаться актуальными и пользуются по­пулярностью как у исследователей, так и у педагогов-практи­ков. В них были раскрыты психолого-педагогические законо­мерности влияния процесса обучения на развитие и воспитание личности, предложены и обоснованы подходы к отбору содер­жания и организации полноценного обучения младших школьников.

В педагогике послевоенного пе­риода имели место исследования в области проблемного и программи­рованного обучения. В 60—70-х гг. пользовались популярностью такие работы, как «Проблемное обуче­ние» И.Я. Лернера, «Проблемное обучение. Основные вопросы тео­рии» М.И. Махмугова, «Теоретичес­кие проблемы программированно­го обучения» Н.Ф. Талызиной и др. Следует заметить, что при ис­пользовании педагогической литера­туры советского периода, включая Д.Б. Эльконин его послевоенный этап, необходимо еще раз напомнить о ее крайней политизированности и идеологизированности, что находило отражение, как в отборе фактического материа­ла, так и в его интерпретациях. Мно­гие оценочные суждения, трактов­ки причинно-следственных связей явлений, определения, термины и т.д. могут быть сильно искажены и не соответствовать более поздним представлениям.

На рубеже веков сложно не толь­ко оценить, но и просто перечис­лить течения, наметившиеся в оте­чественной педагогике в последнем десятилетии XX в. Проблема заключается в том, что эти на­правления развития педагогики только начали формировать­ся, и говорить об их особенностях пока рано. Но процесс этот продолжается с нарастающей силой. Логика развития педаго­гической науки в России в XXI в., скорее всего, будет совпа­дать с той, которая займет превалирующее положение в мире. Общие устремления к миру, гуманности и открытости, несомненно, повлияют на цели воспитания, его теорию и практику. Педагогика накопила немалый научный потенциал, ко­торый необходимо использовать как в дальнейших исследо­ваниях, так и в практике обучения и воспитания. Образова­ние как важное направление социальной деятельности чело­века, воспитание и обучение как профессиональная деятельность специалистов требуют развития научных основ.

Рекомендуемая литература

Арапский В.С., Лапчинская В.П. Система народного образования в Англии. М., 1961.

БрунерДж. Процесс обучения / Пер. с англ. М.,1962.

Буржуазная педагогика на современном этапе / Под ред. З.А. Мальковой и Б.Л. Вульфсона. М., 1984.

Вопросы школоведения / Под ред. П.В. Зимина и др. М., 1974.

Давыдов В.В. Развивающее обучение. М., 1996.

Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.

Данилов М.А. Всеобщая методология науки и специальная мето­дология педагогики в их взаимоотношении. М., 1971.

Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982.

Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.

Закон РФ «Об образовании». М., 1996.

ЗанковЛ.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.

Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.

Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. М., 1984.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.

КлинбергЛ. Проблемы теории обучения / Пер. с нем. М.,1984.

Кондаков М.И. Ленинские принципы организации народного об­разования. М., 1970.

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История пе­дагогики: Учебник для педвузов. М., 1966.

Крэм Д. Программированное обучение и обучающие машины / Пер. с англ. М., 1965.

Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире / Пер. с англ. М., 1970.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. М., 1986.

Ланда Л.Н. Кибернетика и проблемы программированного обу­чения, М., 1970.

Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа современ­ной Англии. М., 1977.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.

Малъкова З.А. Современная школа США. М., 1971.

Марев И. Методологические основы дидактики / Пер. с болг. М., 1987.

Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М., 1985.

Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютери­зации обучения. М., 1988.

Медынский Е.Н. История педагогики: Учебник для педвузов. М., 1947.

Общие основы педагогики / Под ред. Ф.Ф. Королева и В.Е. Гмур-мана. М., 1967.

Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. М., 1990.

Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пединститутов / Под ред. проф. И.Т. Огородникова. М., 1978.

Педагогика / Под ред. И.А. Королева и др. М., 1956.

Педагогика / Под ред. Г. Нойнера и Ю.К. Бабанского. М., 1978.

Советская школа на современном этапе. М., 1977.

СтоларовЛ.М. Обучение с помощью машин / Пер. с англ. М., 1965.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М., 1979.

Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.

Тангян С.А. Образование и общественный прогресс в развиваю­щихся странах. М., 1975.

Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

Яркина Т.Ф. Критический анализ состояния и тенденции разви­тия буржуазной педагогики ФРГ. М., 1979.

Содержание

Введение.................................................................................................. 3

Глава 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТ­НОМ ОБЩЕСТВЕ...........................................................................................................10

Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.................................................................................................................10

Зарождение организованных форм обучения и воспи­тания.......................................................................................................................12.

Возникновение дифференциации воспитания в усло­виях разложения первобытно-общинного строя..............................................................................19

Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА...........................23 Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций................................................................... 23

Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).........................................26

Школа и воспитание в Древнем Египте..............................................................30

Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве...................................34

Воспитание и школа в Древнем Иране...............................................................38

Воспитание и школа в Древней Индии...............................................................40

Школьное дело и зарождение педагогической мысли

в Древнем и средневековом Китае......................................................................50

Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ...........................................................................................62

Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции..................................62

Просвещение в эпоху эллинизма (III—I вв. до н.э.)..........................................82

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.............................:.........................................................................................91

Зарождение христианской традиции воспитания.............................................98

Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.........................................................................................................................103

Глава 4. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

В ВИЗАНТИИ................................................................................................109

Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии……….109

Воспитание и образование в Византии........................................................114

Педагогическая мысль в Византии...............................................................119

Византийское влияние на дальнейшее развитие просве­щения.................129

Глава 5. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.......................................................................136

Влияние церковной культуры на развитие образования.............................136

Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения...................................143

Реформация и ее влияние на образование и воспитание…………………..151

Контрреформация и формирование иезуитской систе­мы воспитания.........................................................................................................154

Глава 6. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕ­СКАЯ МЫСЛЬ У НАРОДОВ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕ­ГО ВОСТОКА В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕ­ВЕКОВЬЯ.....................................................158

Возникновение ислама и формирование исламской тра­диции в воспитании.........................................................................................................158.

Практика школьного образования в странах Ближнего

и Среднего Востока............................................................................................161

Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока

в эпоху средневековья........................................................................................163

Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.............................................................................................................172

Глава 7. ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕ­СКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И РУССКОМ ГО­СУДАРСТВЕ (ДО XVII в.)...........................................................................................................................178

Воспитание и обучение у древних славян........................................................179

Воспитание и обучение в Киевской Руси в X—XIII вв..................................182

Воспитание и обучение в XIV—XVI вв...........................................................191

Образование в Русском государстве в XVII в..................................................195

Педагогическая мысль в России к концу XVII в..............................................201

Глава 8. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАД­НОЙ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕВ 17-18 вв.......................................................218

Педагогические идеи В. Ратке...........................................................................220

Педагогические идеи Я.А. Коменского как составная часть

его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих»..........................224

Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной

Европы к началу XVIII в...................................................................................238

Движение за обновление школьного образования и ме­тодов обучения....................................................................... ……………………….243

Школьное образование в Англии XVII—XVIII вв........................................249

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания

и образования Джона Локка.............................................................................253

Педагогическая мысль во Франции XVIII в...................................................260

Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо.................................................262

Проекты реформ народного образования в эпоху Вели­кой французской революции (1789—1794)..................................................................................271

Школа и просветительско-педагогическая мысль в Се­вероамериканских Штатах в эпоху европейского Про­свещения................................................276

Глава 9. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОС­СИИ В XVIII в...........................................................................................................................286

Просвещение в России в начале XVIII в.........................................................286

Школьное дело при Петре I..............................................................................295

Деятельность Л.Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ....................................................................................................................301

В.Н. Татищев и начало профессионального образования

в России...............................................................................................................306

Просвещение и школа после Петра 1................................................................313

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова........................................315

Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой..................................321

Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого...............................323

Глава 10. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В XIX в. (до 90-х гг.).....................................................................................................................338

Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.)............................................................338

Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци.....343

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта............................................................354

Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.....374

Педагогические идеи Г. Спенсера...................................................................387

Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.).... ……………..392

Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.................399

Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования..............................................406

Глава 11.. ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

В РОССИИ ДО 90-х гг. XIX в........................................................................413

Развитие школы и становление школьной системы.......................................413

Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия...........................427

К.Д. Ушинский — крупнейший педагог XIX в. в России

и его последователи............................................................................................435

Глава 12. ЗАРУБЕЖНАЯ ШКОЛАМ ПЕДАГОГИКА

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в....................................................................453

Движение за реформу школьного дела в конце XIX в………………………453

Основные представители реформаторской педагогики........................376 Опыт организации школ на основе идей реформатор­ской педагогики............................................................................................................456

Глава 13. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XXв. (до 1917г.)................................................................................482

Народное образование в России в конце ХГХ — начале XX в. и проблемы его преобразования....................................................................................................482

Педагогическая мысль в России в конце XIX — начале XX в.......................503

Глава 14. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ЗАПАДНОЙ ЕВ­РОПЕ И США В ПЕРИОД МЕЖДУ ПЕРВОЙ И ВТО­РОЙ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ (1918-1939)...........................................................................................................530

Межвоенный этап новой истории на Западе…………………………………530

Глава 15. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ С ФЕВ- РАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. ДО ОКОНЧАНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1917-1945).............................................547 Политико-идеологическая направленность переосмы­сления задач, структуры и содержания общего образо­вания после Октябрьского переворота 1917 г..............................................................................................................................547

Проблемы содержания и методов учебно-воспитатель­ной работы в школе 20-х гг.........................................................................................................................560

Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 1918 г............................................................................................................................. 566

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. и школа...................................586

Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны....................................................................................................................589

Глава 16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ В СТРАНАХ ЗАПАДА И СССР (РОССИИ) ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.....................................................................592

Школа в Западной Европе и США после второй миро­вой войны....................................................................................................................599

Педагогическая наука в странах Запада............................................................596

Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в.....................................................................................................603

Отечественная педагогическая наука после второй ми­ровой войны....................................................................................................................609

 

 

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ

ОБЩЕСТВЕ ДО КОНЦА XX в.

Учебное пособие для педагогических учебных заведений Под ред. Пискунова Алексея Ивановича

Редакторы Т. В. Журавская, Н.Е. Чемериз

Художник Н. С. Костюк Корректоры Н.А. Саморезова, В.И. Хомутова, Э.С. Корчагина

Компьютерная верстка И.А. Забелиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены

в ТЦ «Сфера»

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.2000.

Гигиенический сертификат № 77.ФЦ.8.953.П.255.3.99 от 26.03.1999 г.

Подписано к печати 01.11.2000. Формат 84х108'/32. Бумага типографская.

Уч.-изд. л. 26,77. Тираж 6000 экз. Заказ № 3494.

Издательство «ТЦ Сфера», 129164, Москва, Маломосковская ул., 21, тел. 216-37-72.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГУП ордена «Знак Почета»

Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова.

214000, Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2.

Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.213 (0.069 с.)