Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
М И Н И С Т Е Р С Т В О С П О Р Т А Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
УТВЕРЖДАЮ Первый проректор – проректор по учебной работе, профессор ______________А.А. Тарасенко «___» ______________ 2015г. ______А.А Тарасен |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
наименование дисциплины
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
код и наименование направления подготовки
Профиль подготовки: Психология образования
Квалификация выпускника: бакалавр
бакалавр/магистр
Форма обучения: очная
Кафедра-разработчик рабочей программы: психологии
__________________________________________________________________
(указывается наименование кафедры, где разработана данная программа)
Семестр |
Трудоемкость час./з.е. |
Лекции, час. |
Практич. занятия, (семинары), час. |
Лаборатор. работы, час. |
Самостоятельная работа студента, час. |
Форма промежуточного контоля (экзамен/ зачет) |
|
72/2 |
|
|
|
|
зачет |
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
72/2 |
|
|
|
|
зачет |
Краснодар
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. №1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программа специалитета, программам магистратуры», учебного плана КГУФКСТ и с учетом требований ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
код и наименование направления подготовки
Авторы:
канд. психол. н., доцент ______________ Е.Н. Азлецкая
(должность/ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
___________________ ______________ ________________
(должность/ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рецензенты:
канд. психол. н., доцент |
________________ |
И.В. Харитонова |
(должность/ ученое звание, степень) ………… (подпись) (Ф.И.О.)
канд. психол. н., доцент ________________ Е.А. Белан
(должность/ ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
|
2. |
Место дисциплины в структуре образовательной программы |
|
3. |
Объем дисциплины по видам учебных занятий |
|
4. |
Содержание дисциплины |
|
5. |
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов |
|
6. |
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
|
7. |
Перечень основной и дополнительной учебной литературы |
|
8. |
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» |
|
9. |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины |
|
10. |
Перечень информационных технологий |
|
11. |
Материально-техническое обеспечение дисциплины |
|
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
В результате освоения образовательной программы бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Планируемые результаты освоения ОПОП (компетенции), достижение которых обеспечивает дисциплина |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
Код компетенции |
Содержание компетенций (формулировка компетенций приводится в соответствии со стандартом) |
Знать: Уметь: Владеть: |
ОПК – 5 |
готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5) |
Знать: методы и приемы организации различных видов деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую Уметь: организовать совместную и индивидуальную деятельность психолога с участниками образовательного процесса Владеть: методами исследований в области практической психологии; современными технологиями профессиональной деятельности |
ОПК – 6 |
способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6) |
Знать: теоретические и практические основы организации психолого-педагогического взаимодействия всех участниках образовательного процесса; содержание, формы, методы и технологии психолого-педагогического взаимодействия всех участниках образовательного процесса; особенности психолого-педагогического взаимодействия с разными категориями участников образовательного процесса Уметь: анализировать результаты построения психолого-педагогического взаимодействия Владеть: методами исследований в области практической психологии; современными технологиями профессиональной деятельности |
ОПК – 10 |
способностью принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10) |
Знать:факторы, обеспечивающие эффективное психолого-педагогическое взаимодействие Уметь: принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач Владеть: методами взаимодействия со специалистами в решении профессиональных задач |
ПКПП-1 |
способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1) |
Знать:возрастные нормы развития детей; особенности психолого-педагогического взаимодействия с разными категориями участников образовательного процесса; особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях различного типа и вида Уметь: применять в профессиональной деятельности знания о психологических особенностях людей разных возрастных категорий; использовать в профессиональной деятельности знания об индивидуальных особенностях учащихся и воспитанников Владеть: методами организации совместной и индивидуальной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами их развития |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Психологическая служба в системе образования» реализуется в рамках базовой части Блока 1. В соответствии с учебным планом дисциплина изучается на 2 курсе(ах) в 4 семестре(ах). Вид промежуточной аттестации: зачет.
Перечень предшествующих и последующих дисциплин, формирующих компетенции
№ п/п |
Код и наименование компетенции |
Предшествующие дисциплины |
Последующие дисциплины |
|
готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5) |
Педагогическая психология, Психологический тренинг, Менеджмент психологических услуг, Дети в трудной жизненной ситуации, Учебная практика |
Практикум по профессиональной ориентации, Тренинговая работа с детьми, Государственная итоговая аттестация |
|
способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6) |
Педагогическая психология, Психологический тренинг, Коммуникативная компетентность личности (1 2), Дети в трудной жизненной ситуации, Учебная практика |
Основы психологии семьи и семейного консультирования, Этнология, Психология зрелых возрастов, Общение и социализация подростка, Девиантный подросток, Производственная практика, Преддипломная практика, Государственная итоговая аттестация |
|
способностью принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10) |
Экономика, Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, Педагогическая психология, Менеджмент психологических услуг |
Психология профессионального образования, Псхологический мониторинг в образовании, Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов, Государственная итоговая аттестация |
|
способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1) |
|
Тренинговая работа с детьми, Девиантный подросток, Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов, Государственная итоговая аттестация |
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 академических часов.
Объем дисциплины и виды учебных занятий
(очная форма обучения)
Виды учебных занятий |
Всего часов |
Семестры |
|
|
|
|
|
|
|
|
Контактная работа преподавателя с обучающимися,в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лекции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
практические занятия (семинары) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лабораторные работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
промежуточная аттестация |
зачет |
|
|
|
зачет |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость дисциплины |
академические часы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зачетные единицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Распределение учебной нагрузки по темам (разделам) дисциплины
№ п/п |
Наименование темы (раздела) дисциплины |
Виды учебных занятий и их трудоемкость, часы |
лекции |
практические занятия (семинары) |
лабораторные работы |
самостоятельная работа студентов |
всего часов |
|
Специфика построения психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. |
|
|
|
|
|
|
Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях различного типа и вида. |
|
|
|
|
|
|
Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия с разными возрастными категориями участников образовательного процесса. |
|
|
|
|
|
|
Методы повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия в образовательном процессе. |
|
|
|
|
|
4.2 Содержание дисциплины
Лекционный курс
№ лекции |
Тема лекции |
Рассматриваемые вопросы лекции |
Трудоемкость, час. |
|
Специфика построения психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса. |
Взаимодействия участников учебно-педагогического процесса. Цели и задачи психолого-педагогического взаимодействия. Критерии эффективности взаимодействия. Условия и механизмы, обеспечивающие эффективное взаимодействие. |
|
|
Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях различного типа и вида. |
Правовые аспекты взаимодействия участников образовательного процесса. Правовое сознание как фактор формирования толерантности участников образовательного процесса. |
|
|
Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия с разными возрастными категориями участников образовательного процесса. |
Организационная культура образовательного учреждения. Психолого-педагогическое взаимодействие в педагогическом коллективе. Сплоченность педагогического коллектива как базовая социально-психологическая характеристика межличностных отношений. Основные социально-психологические аспекты руководства педагогическим коллективом. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «Педагог-родитель». Особенности психолого-педагогического взаимодействия педагога со специалистами смежных специальностей. |
|
|
Методы повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия в образовательном процессе. |
Способы и формы организации эффективного взаимодействия в образовательном процессе. Характеристика активных методов повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса. |
|
Итого: |
|
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
5.1. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы студентов.
Раздел 1.
1. Взаимодействия участников учебно-педагогического процесса.
2. Цели и задачи психолого-педагогического взаимодействия.
3. Критерии эффективности взаимодействия.
4. Условия и механизмы, обеспечивающие эффективное взаимодействие.
5. Социально-психологические закономерности межличностного взаимодействия.
6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).
7. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
8. Типы взаимодействия.
9. Классификация форм совместной деятельности.
10. Типология конфликтов в психологии образования.
11. Конструктивный и деструктивный конфликт.
12. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.
Раздел 2.
1. Правовые аспекты взаимодействия участников образовательного процесса.
2. Формирования толерантности участников образовательного процесса.
3. Правовое сознание как фактор формирования толерантности участников образовательного процесса.
Раздел 3.
1. Организационная культура образовательного учреждения.
2. Психолого-педагогическое взаимодействие в педагогическом коллективе.
3. Сплоченность педагогического коллектива как базовая социально-психологическая характеристика межличностных отношений.
4. Основные социально-психологические аспекты руководства педагогическим коллективом.
5. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «Педагог-родитель».
6. Особенности психолого-педагогического взаимодействия педагога со специалистами смежных специальностей.
Раздел 4.
1. Способы организации эффективного взаимодействия в образовательном процессе.
2. Формы организации эффективного взаимодействия в образовательном процессе.
3. Активные методы повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса их характеристика.
4. Групповая дискуссия как метод принятия решения в процессе взаимодействия в группе.
5. Характеристика игровых методов как естественных методов оптимизации межличностного взаимодействия участников образовательного процесса.
6. Ролевая игра как активная форма оптимизации взаимодействия.
7. Возможности решения задач психолого-педагогического взаимодействия в процессе деловой игры.
8. Психологический тренинг как форма специально организованного взаимодействия участников, его роль в повышении эффективности психолого-педагогического взаимодействия.
9. Технологии командообразования в образовательном процессе.
10. Публичное выступление как метод воздействия в образовательном процессе.
11. Схема педагогического взаимодействия в информационно-образовательном пространстве с помощью телекоммуникационных технологий.
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
6.1 Этапы формирования компетенций в процесс освоения образовательной программы:
Компетенции |
Перечень дисциплин и практик с указанием семестра, на которых формируется данная компетенция |
ОПК-5 |
Педагогическая психология (2 курс, 4 семестр), Психологический тренинг (1 курс 1), Менеджмент психологических услуг (1 курс 2 семестр), Дети в трудной жизненной ситуации (2 курс 2 семестр), Учебная практика (1 курс, 2 семестр; 2 курс, 4 семестр) |
ОПК-6 |
Педагогическая психология (2 курс, 4 семестр), Психологический тренинг (1 курс 1 семестр), Коммуникативная компетентность личности (1 курс 2 семестр), Дети в трудной жизненной ситуации (2 курс 2 семестр), Учебная практика (1 курс, 2 семестр; 2 курс, 4 семестр) |
ОПК-10 |
Экономика (2 курс 4), Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем (2 курс 3 семестр), Педагогическая психология (2 курс, 4 семестр), Менеджмент психологических услуг (1 курс 2 семестр) |
ПКПП-1 |
|
6.2 Показатели и критерии оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины
Показатели |
Критерии оценивания |
Средства оценивания |
Уровень освоения |
Пороговый («удовлетворительно») |
Продвинутый («хорошо») |
Высокий («отлично») |
ОПК-5 |
Знания: методы и приемы организации различных видов деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую |
Фрагментарные знания |
Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания |
Сформированные систематические знания |
Коллоквиум Опрос Доклад c с эл. презентацией на выбранную тему Методическая разработка |
Умения: организовать совместную и индивидуальную деятельность психолога с участниками образовательного процесса |
Частично освоенное умение |
В целом успешно, но не систематически применение умения |
Сформированное умение |
Навыки: методами исследований в области практической психологии; современными технологиями профессиональной деятельности |
Фрагментарное применение навыков |
В целом успешное, но не систематическое применение владения навыков работы |
Успешное и систематическое применение навыков владения работы |
ОПК-6 |
Знания: теоретические и практические основы организации психолого-педагогического взаимодействия всех участниках образовательного процесса; содержание, формы, методы и технологии психолого-педагогического взаимодействия всех участниках образовательного процесса; особенности психолого-педагогического взаимодействия с разными категориями участников образовательного процесса |
Фрагментарные знания |
Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания |
Сформированные систематические знания |
Коллоквиум Опрос Доклад c с эл. презентацией на выбранную тему Методическая разработка |
Умения: Уметь: анализировать результаты построения психолого-педагогического взаимодействия |
Частично освоенное умение |
В целом успешно, но не систематически применение умения |
Сформированное умение |
Навыки: методами исследований в области практической психологии; современными технологиями профессиональной деятельности |
Фрагментарное применение навыков |
В целом успешное, но не систематическое применение владения навыков работы |
Успешное и систематическое применение навыков владения работы |
ОПК-10 |
Знания: Знать:факторы, обеспечивающие эффективное психолого-педагогическое взаимодействие |
Фрагментарные знания |
Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания |
Сформированные систематические знания |
Коллоквиум Опрос Доклад c с эл. презентацией на выбранную тему Методическая разработка |
Умения: принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач |
Частично освоенное умение |
В целом успешно, но не систематически применение умения |
Сформированное умение |
Навыки: методами взаимодействия со специалистами в решении профессиональных задач |
Фрагментарное применение навыков |
В целом успешное, но не систематическое применение владения навыков работы |
Успешное и систематическое применение навыков владения работы |
ПКПП-1 |
Знания: возрастные нормы развития детей; особенности психолого-педагогического взаимодействия с разными категориями участников образовательного процесса; особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях различного типа и вида |
Фрагментарные знания |
Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания |
Сформированные систематические знания |
|
Умения: применять в профессиональной деятельности знания о психологических особенностях людей разных возрастных категорий; использовать в профессиональной деятельности знания об индивидуальных особенностях учащихся и воспитанников |
Частично освоенное умение |
В целом успешно, но не систематически применение умения |
Сформированное умение |
Навыки: методами организации совместной и индивидуальной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами их развития |
Фрагментарное применение навыков |
В целом успешное, но не систематическое применение владения навыков работы |
Успешное и систематическое применение навыков владения работы |
6.3 Типовые контрольные задания или иные материалы
6.3.1Вопросы для коллоквиума
1. Взаимодействия участников учебно-педагогического процесса.
2. Цели и задачи психолого-педагогического взаимодействия.
3. Критерии эффективности взаимодействия.
4. Условия и механизмы, обеспечивающие эффективное взаимодействие.
5. Социально-психологические закономерности межличностного взаимодействия.
6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).
7. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
8. Типы взаимодействия.
9. Классификация форм совместной деятельности.
10. Типология конфликтов в психологии образования.
11. Конструктивный и деструктивный конфликт.
12. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.
Темы для доклада
1. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в специализированных образовательных учреждениях (гимназия, лицей, кадетский корпус и т.п.).
2. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в специальных (коррекционных) образовательных организациях, детских домах.
3. Особенности построения психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организаций профессиональной подготовки (колледж, техникум и т.п.).
4. Общение и взаимодействие специалистов в учреждениях дополнительного образования.
5. Социально-психологические особенности взаимоотношений специалистов в дошкольной образовательной организации.
6. Взаимодействие дошкольника и взрослого.
7. Социально-психологические особенности взаимоотношений и взаимодействия дошкольника со сверстниками.
8. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «Педагог-учащийся».
9. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «Педагог-родитель».
10. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «ученик-ученик».
11. Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся.
12. Развитие групповой сплоченности у учащихся.
13. Специфика психолого-педагогической работы с неформальными группами обучающихся.
14. Ролевое и личностное влияние учителя на процесс группообразования и личностного развития в ученическом сообществе.
15. Социально-психологические особенности взаимоотношений в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
16. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в различных диадах и триадах: «ученик – учитель», «учитель – родители учащихся», «учитель – учитель», «учитель – специалист (психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог)», «учитель - администратор», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – администратор», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – ученик», «специалист (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог) – родитель учащегося» (на выбор).
17. Межличностные отношения в образовательных системах Феноменология межличностных отношений. Совместимость и срабатываемость.
18. Модели взаимодействия участников образовательного процесса: основы построения, концептуальные и содержательные характеристики.
19. Психолого-педагогическое общение. Стили педагогического общения.
20. Диалог и монолог в педагогическом общении. Основные психолого-педагогические приемы обучения при оптимальном педагогическом общении.
21. Профессионально-важные качества педагогического общения. Средства повышения эффективности воздействия педагога.
ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебных занятий |
Организация деятельности студента |
Лекция |
Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. |
Практические занятия |
Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение заданий, решение задач по алгоритму и др. Подготовку к каждому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме. На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме семинара и по возможности подготовить по нему презентацию. Если программой дисциплины предусмотрено выполнение практического задания, то его необходимо выполнить с учетом предложенной инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий. |
Презентация |
Презентация, согласно толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова: «… способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, анимация и звук». Для подготовки презентации рекомендуется использовать: PowerPoint, MS Word, Acrobat Reader, LaTeX-овский пакет beamer. Самая простая программа для создания презентаций – Microsoft PowerPoint. Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию. Последовательность подготовки презентации: 1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться. 2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации). 3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления. 4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их. 5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала. 6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер). 7. Проверить визуальное восприятие презентации. К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы. Иллюстрация – представление реально существующего зрительного ряда. Образы – в отличие от иллюстраций – метафора. Их назначение – вызвать эмоцию и создать отношение к ней, воздействовать на аудиторию. С помощью хорошо продуманных и представляемых образов, информация может надолго остаться в памяти человека. Диаграмма – визуализация количественных и качественных связей. Их используют для убедительной демонстрации данных, для пространственного мышления в дополнение к логическому. Таблица – конкретный, наглядный и точный показ данных. Ее основное назначение – структурировать информацию, что порой облегчает восприятие данных аудиторией. Практические советы по подготовке презентации Ø готовьте отдельно: печатный текст + слайды + раздаточный материал; слайды – визуальная подача информации, которая должна содержать минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку, выглядеть наглядно и просто; текстовое содержание презентации – устная речь или чтение, которая должна включать аргументы, факты, доказательства и эмоции; рекомендуемое число слайдов 17-22; обязательная информация для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего; план сообщения; краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников; раздаточный материал – должен обеспечивать ту же глубину и охват, что и живое выступление: люди больше доверяют тому, что они могут унести с собой, чем исчезающим изображениям, слова и слайды забываются, а раздаточный материал остается постоянным осязаемым напоминанием; раздаточный материал важно раздавать в конце презентации; раздаточный материалы должны отличаться от слайдов, должны быть более информативными. |
Коллоквиум |
Коллоквиумом называется собеседование преподавателя и студента по самостоятельно подготовленной студентом теме. Целью коллоквиума является формирование у студента навыков анализа теоретических проблем на основе самостоятельного изучения учебной и научной литературы. На коллоквиум выносятся крупные, проблемные, нередко спорные теоретические вопросы. От студента требуется: – владение изученным в ходе учебного процесса материалом, относящимся к рассматриваемой проблеме; – знание разных точек зрения, высказанных в психологической литературе по соответствующей проблеме, умение сопоставлять их между собой; – наличие собственного мнения по обсуждаемым вопросам и умение его аргументировать. Коллоквиум это не только форма контроля, но и метод углубления, закрепления знаний студентов, так как в ходе собеседования преподаватель разъясняет сложные вопросы, возникающие у студента в процессе изучения данного источника. Его задача добиться глубокого изучения отобранного материала, пробудить у студента стремление к чтению дополнительной литературы. Консультации предшествуют проведению коллоквиума, а экзамен завершает изучение определенного раздела учебного курса и должен показать умение студента использовать полученные знания в ходе подготовки и сдачи коллоквиума при ответах на экзаменационные вопросы. Подготовка к коллоквиуму предполагает несколько этапов: 1. Подготовка к коллоквиуму начинается с установочной консультации преподавателя, на которой он разъясняет развернутую тематику проблемы, рекомендует литературу для изучения и объясняет процедуру проведения коллоквиума. 2. Как правило, на самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 2–3 недели. Подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы и (по указанию преподавателя) конспектирование важнейших источников. 3. Коллоквиум проводится в форме индивидуальной беседы преподавателя с каждым студентом или беседы в небольших группах (3–5 человек). 4. Обычно преподаватель задает несколько кратких конкретных вопросов, позволяющих выяснить степень добросовестности работы с литературой, контролирует конспект. Далее более подробно обсуждается какая-либо сторона проблемы, что позволяет оценить уровень понимания. Преподаватель также контролирует конспект. 5. По итогам коллоквиума выставляется дифференцированная оценка, имеющая большой удельный вес в определении текущей успеваемости студента. Особенности и порядок сдачи коллоквиума.Студент может себя считать готовым к сдаче коллоквиума по избранной работе, когда у него есть им лично составленный и обработанный конспект сдаваемой работы, он знает структуру работы в целом, содержание работы в целом или отдельных ее разделов (глав); умеет раскрыть рассматриваемые проблемы и высказать свое отношение к прочитанному и свои сомнения, а также знает, как убедить преподавателя в правоте своих суждений. Студент должен видеть за каждой психологической категорией, понятием реальные процессы и явления психологической жизни общества, как в прошлом, так и в современных условиях. Если студент, сдающий коллоквиум в группе студентов, не отвечает на поставленный вопрос, то преподаватель может его адресовать другим студентам, сдающим коллоквиум по данной работе. В этом случае вся группа студентов будет активно и вдумчиво работать в процессе собеседования. Каждый студент будет внимательно следить за ответами своих коллег, стремиться их дополнить, т.е. активно участвовать в обсуждении данного первоисточника. Проведение коллоквиума позволяет студенту приобрести опыт работы над первоисточниками, что в дальнейшем поможет с меньшими затратами времени работать над литературой по курсовой работе и при подготовке к экзаменам. |
Доклад |
Доклад, согл |
|