Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «интернет»
1. http://flogiston.ru - в этом разделе представлена литература (тексты классиков, книги по психологии).
2. http://psy.piter.com/library/ - сайт сдержит каталог психологической литературы.
3. PSYLIB® – Библиотека Киевского фонда содействия развитию психологической культуры – сайт содержит большое количество, как книг, так и учебных пособий по психологии.
4. http://magazine.mospsy.ru/links/p1.shtml - представлены статьи, книги, монографии и интернет-публикации по психологии, психиатрии, педагогике и психотерапии.
5. http://institut.smysl.ru/article/4.php - библиотека института экзистенциальной психологии и жизнетворчества, где представлены статьи, монографии, диссертации и авторефераты по психологии.
6. http://www.yrpi.ru:8001/library.html - электронная библиотека Южно-Российского психологического института. В библиотеке собрано множество книг по различной тематике, включая как психологическую, так и просто художественную, некоторые тексты, отрывки из трудов знаменитых психологов и философов.
7. http://kulichki.com/~inkwell/special/psyho/teach.htm - на сайте представлены книги и учебные пособия по психологии.
8. http://www.auditorium.ru/lib/ - на сайте представлены авторефераты, диссертации, материалы конференций, научные монографии, научно-аналитические обзоры.
9. http://www.psyinfo.ru/ - служба практической психологии образования России.
10. http://www.selfmaster.dax.ru/ ПСИПОРТАЛ развития личности. Инициативный сайт. «Книжная полка» (полнотекстовые).
11. http://www.doktor.ru/psy/index.htm - сайт посвящен практической психологии.
12. http://psychology.ru/library - библиотека (полнотекстовая) сайта «Психология на русском языке».
13. http:/ psyjournals.ru - портал психологических изданий.
14. http:// FindArticles.com - база данных полных текстов статей из 300 журналов, свободно доступная через Интернет.
15. htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»
16. htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»
17. htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»
18. htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психоанализа htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа
19. htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»
20. psy.1september.ru - еженедельник «Школьный психолог»
21. htpp://gazetamim.ru Психологическая газета «Мы и мир»
22. htpp://www.apa.org/journals - журналы Американской психологической ассоциации htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml - Психологический журнал
23. htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html -Вестник Московского университета. Серия Психология
24. htpp://www.courier.com.ru - Курьер образования
25. htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm - Психологический вестник
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебных занятий
| Организация деятельности студента
| Лекция
| Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины.
Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь.
Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии.
| Практические занятия
| Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины.
Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение заданий, решение задач по алгоритму и др.
Подготовку к каждому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме. На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме семинара и по возможности подготовить по нему презентацию. Если программой дисциплины предусмотрено выполнение практического задания, то его необходимо выполнить с учетом предложенной инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
| Презентация
| Презентация, согласно толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова: «… способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, анимация и звук». Для подготовки презентации рекомендуется использовать: PowerPoint, MS Word, Acrobat Reader, LaTeX-овский пакет beamer. Самая простая программа для создания презентаций – Microsoft PowerPoint. Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию. Последовательность подготовки презентации: 1. Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться. 2. Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации). 3. Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления. 4. Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их. 5. Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала. 6. Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер). 7. Проверить визуальное восприятие презентации. К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы. Иллюстрация – представление реально существующего зрительного ряда. Образы – в отличие от иллюстраций – метафора. Их назначение – вызвать эмоцию и создать отношение к ней, воздействовать на аудиторию. С помощью хорошо продуманных и представляемых образов, информация может надолго остаться в памяти человека. Диаграмма – визуализация количественных и качественных связей. Их используют для убедительной демонстрации данных, для пространственного мышления в дополнение к логическому. Таблица – конкретный, наглядный и точный показ данных. Ее основное назначение – структурировать информацию, что порой облегчает восприятие данных аудиторией. Практические советы по подготовке презентации Ø готовьте отдельно: печатный текст + слайды + раздаточный материал; слайды – визуальная подача информации, которая должна содержать минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку, выглядеть наглядно и просто; текстовое содержание презентации – устная речь или чтение, которая должна включать аргументы, факты, доказательства и эмоции; рекомендуемое число слайдов 17-22; обязательная информация для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего; план сообщения; краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников; раздаточный материал – должен обеспечивать ту же глубину и охват, что и живое выступление: люди больше доверяют тому, что они могут унести с собой, чем исчезающим изображениям, слова и слайды забываются, а раздаточный материал остается постоянным осязаемым напоминанием; раздаточный материал важно раздавать в конце презентации; раздаточный материалы должны отличаться от слайдов, должны быть более информативными.
| Коллоквиум
| Коллоквиумом называется собеседование преподавателя и студента по самостоятельно подготовленной студентом теме. Целью коллоквиума является формирование у студента навыков анализа теоретических проблем на основе самостоятельного изучения учебной и научной литературы. На коллоквиум выносятся крупные, проблемные, нередко спорные теоретические вопросы. От студента требуется:
– владение изученным в ходе учебного процесса материалом, относящимся к рассматриваемой проблеме;
– знание разных точек зрения, высказанных в психологической литературе по соответствующей проблеме, умение сопоставлять их между собой;
– наличие собственного мнения по обсуждаемым вопросам и умение его аргументировать.
Коллоквиум это не только форма контроля, но и метод углубления, закрепления знаний студентов, так как в ходе собеседования преподаватель разъясняет сложные вопросы, возникающие у студента в процессе изучения данного источника. Его задача добиться глубокого изучения отобранного материала, пробудить у студента стремление к чтению дополнительной литературы. Консультации предшествуют проведению коллоквиума, а экзамен завершает изучение определенного раздела учебного курса и должен показать умение студента использовать полученные знания в ходе подготовки и сдачи коллоквиума при ответах на экзаменационные вопросы.
Подготовка к коллоквиуму предполагает несколько этапов:
1. Подготовка к коллоквиуму начинается с установочной консультации преподавателя, на которой он разъясняет развернутую тематику проблемы, рекомендует литературу для изучения и объясняет процедуру проведения коллоквиума.
2. Как правило, на самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 2–3 недели. Подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы и (по указанию преподавателя) конспектирование важнейших источников.
3. Коллоквиум проводится в форме индивидуальной беседы преподавателя с каждым студентом или беседы в небольших группах (3–5 человек).
4. Обычно преподаватель задает несколько кратких конкретных вопросов, позволяющих выяснить степень добросовестности работы с литературой, контролирует конспект. Далее более подробно обсуждается какая-либо сторона проблемы, что позволяет оценить уровень понимания. Преподаватель также контролирует конспект.
5. По итогам коллоквиума выставляется дифференцированная оценка, имеющая большой удельный вес в определении текущей успеваемости студента.
Особенности и порядок сдачи коллоквиума.Студент может себя считать готовым к сдаче коллоквиума по избранной работе, когда у него есть им лично составленный и обработанный конспект сдаваемой работы, он знает структуру работы в целом, содержание работы в целом или отдельных ее разделов (глав); умеет раскрыть рассматриваемые проблемы и высказать свое отношение к прочитанному и свои сомнения, а также знает, как убедить преподавателя в правоте своих суждений. Студент должен видеть за каждой психологической категорией, понятием реальные процессы и явления психологической жизни общества, как в прошлом, так и в современных условиях. Если студент, сдающий коллоквиум в группе студентов, не отвечает на поставленный вопрос, то преподаватель может его адресовать другим студентам, сдающим коллоквиум по данной работе. В этом случае вся группа студентов будет активно и вдумчиво работать в процессе собеседования. Каждый студент будет внимательно следить за ответами своих коллег, стремиться их дополнить, т.е. активно участвовать в обсуждении данного первоисточника.
Проведение коллоквиума позволяет студенту приобрести опыт работы над первоисточниками, что в дальнейшем поможет с меньшими затратами времени работать над литературой по курсовой работе и при подготовке к экзаменам.
| Доклад
| Доклад, согласно толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова: «… сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию». Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме учебного занятия. Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям вуза и быть указаны в докладе. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Работа студента над докладом-презентацией включает отработку умения самостоятельно обобщать материал и делать выводы в заключении, умения ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей, отработку навыков ораторства, умения проводить диспут. Докладчики должны знать и уметь: сообщать новую информацию; использовать технические средства; хорошо ориентироваться в теме всего семинарского занятия; дискутировать и быстро отвечать на заданные вопросы; четко выполнять установленный регламент (не более 10 минут); иметь представление о композиционной структуре доклада и др.
Структура доклада. Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать: название, сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, живую интересную форму изложения, акцентирование внимания на важных моментах, оригинальность подхода. Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио-визуальных и визуальных материалов. Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы.
| Методическая разработка
| Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия, сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации. Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать: название разработки; сведения об авторе; обоснование значимости избранного направления психологического сопровождения обучающихся (воспитанников), характеристику его роли в решении задач воспитания и обучения в целом; цель мероприятия; возраст детей; условия осуществления мероприятия; перечень используемого оборудования и материалов; описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала; методические советы по его организации и подведению итогов; список использованной литературы; приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
В методической разработке должно быть представлено подробное описание методов осуществления избранного направления психологического сопровождения обучающихся (воспитанников), а также методов контроля эффективности проводимой работы. Методы проведения психологического сопровождения обучающихся (воспитанников) должны соответствовать их возрастным особенностям, условиям реализации образовательных программ, требованиям к результатам реализации основных образовательных программ.
Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
1) обоснование актуальности разработки (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
2) определение цели (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам …; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
3) краткое описание ожидаемого результата от использования данной разработки в системе образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);
4) обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
Содержание разработки может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание разработки не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
- описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);
- дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);
- вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
- предостеречь от типичных ошибок.
Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данной разработки.
| Подготовка к зачету
| Зачет является конечной формой изучения предмета, механизмом оценки результатов учебной деятельности. Цель зачета - проверить сложившуюся у студента систему понятий и категорий, отметить степень полученных знаний. Для зачета необходимо разумное сочетание запоминания и понимания, простого воспроизводства учебной информации и работы мысли. Преподаватель на зачете проверяет не только уровень запоминания учебного материала, но и то, как студент понимает определенные категории и понятия, как умеет мыслить, аргументировать, объяснять, отстаивать свою позицию. Облегчить, упростить процесс запоминания позволят схемы, которые целесообразно делать к каждой изученной теме, словарь основных понятий курса, который студент должен вести для себя. Чтобы быть уверенным на зачете, необходимо подготовить и нужно записать ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти. К зачетам необходимо начинать готовиться с первой лекции, семинара по данному курсу. Именно такая подготовка образует качественные системные знания. При подготовке к зачету особое внимание следует уделить конспектам лекций, а затем учебникам и другой печатной продукции. Для сравнения учебной информации желательно использовать несколько учебников. Давая ответ на зачете, следует исходить из принципа плюрализма. Студент вправе выбирать по той или иной дискуссионной проблеме любую точку зрения (даже, если она не совпадает с позицией преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации. На зачете преподаватель может задать студенту уточняющие и дополнительные вопросы. Основные критерии, которыми преподаватель руководствуется на зачете: правильность ответов на вопросы; полнота и одновременно лаконичность ответа; степень использования научных и нормативных источников; умение связывать теорию с практикой; логика и аргументированность изложения, грамотное комментирование, приведение примеров; культура речи. Оцениваются знания, умения и навыки студента по изученной дисциплине согласно п.6.2 Показатели и критерии оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины настоящей программы.
|
|