Мотивы выбора педагогической профессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивы выбора педагогической профессии



Негативные последствия неправильно выбранной про­фессии затрагивают как самого человека, так и его соци­альное окружение. По данным исследований американ­ских ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров и на 10—15% увеличивает про­изводительность труда.

Что означает правильный выбор профессии? Существует одна расхожая истина, основной смысл которой сводится к следующему: человек тогда вполне счастлив, когда с радостью спешит на работу и с такой же радостью торо­пится домой. Мысль эта, при всей своей кажущейся про­стоте, банальности, четко определяет по крайней мере два важнейших направления работы общеобразовательного уч­реждения: помочь выпускнику школы осознанно и удач­но выбрать и профессию, и спутника жизни по душе и на «всю оставшуюся жизнь», то есть выработать и реализо­вать индивидуальную траекторию счастливой жизни. По­смотрите на человека, работающего не по призванию: в большинстве случаев он тяготится своей работой, не дос­тигает оптимального творческого режима своей деятель­ности, допуская просчеты и промахи и, как следствие, затрачивает гораздо больше физической и психической энергии, чем в случае, когда рабочее время летит неза­метно за интересными делами. Такой работник, усталый и раздраженный, зачастую вымещает свою неудовлетворен­ность работой на членах семьи, что отнюдь не способ­ствует стабильной и благоприятной семейной обстанов­ке, способствующей, кроме всего прочего, правильному воспитанию детей, формированию у них профессиональ­ной направленности и мотивов следовать профессиональ­ной дорогой родителей.

Что влияет на выбор профессии вообще и педагогичес­кой профессии в частности? Что означает правильный выбор профессии?

Любой выбор профессии можно рассматривать как вза­имодействие, с одной стороны, подростка с его индиви­дуальными особенностями, которые проявляются в физи­ческом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, а с другой стороны — специаль­ности с теми требованиями, которые она предъявляет чело­веку. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности выпускника школы в целом совпадают с требо­ваниями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему выбора профессии призвана система профориентационной работы общеобразовательного учреждения, основные направления которой будут рассмотрены в курсе по педагогике. Здесь же мы ограничимся только проблемой мотива выбора педагогической профессии.

Е.А. Климов указывает следующие восемь основных фак­торов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива (учи­теля, классные руководители и т.д.);

4) личные профессиональные и жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязания на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональ­ной деятельности;

8) склонности.

Для того чтобы лучше ориентироваться в большом мно­гообразии мотивов, их можно разделить на внутрен­ние и внешние. Внутренняя мотивация возникает из по­требностей самого человека, поэтому на ее основе он тру­дится с удовольствием, без внешнего давления.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии:

♦ ее общественная и личная значимость;

♦ удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру;

♦ возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внешние мотивы могут быть разделены на положитель­ные и отрицательные.

К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престиж, то есть сти­мулы, ради которых человек охотно будет работать.

К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера.

Исследования показывают, что наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности трудом и его резуль­татами является преобладание внутренних мотивов в со­вокупности с положительной внешней мотивацией. В при­ложении 5 даны методики, позволяющие выявить ведущий тип мотивов в процессе выбора профессии, тип лич­ности и ее профессиональную направленность.

Эти факторы важны и для выбора педагогической про­фессии, но одним из важнейших факторов, определяю­щих ее предпочтение, является любовь к детям, склон­ность помогать им в освоении опыта. Последнее, по сло­вам Н.В. Кузьминой, является наиболее типичным. То есть само содержание педагогической деятельности — «возмож­ность учить детей» — оказывает большое влияние на вы­бор педагогической профессии, и случайность этого вы­бора, по данным исследований Н.В. Кузьминой, не пре­вышает 9%.

Наиболее значимыми факторами выбора педагогичес­кой профессии выступают влияния:

♦ учителя и любимого учебного предмета;

♦ семьи, семейных традиций;

♦ предшествующего опыта работы.

Существенно также и удовлетворение от педагогичес­кой деятельности. По данным Н.В.Кузьминой, «индекс общей удовлетворенности профессией и процессом дея­тельности у педагогов в целом высок», закономерно по­вышаясь по мере роста ее продуктивности. Однако в последнее время, когда кризисные явления охватили все стороны жизни россиян, в том числе и педагогов, пре­стиж профессий, относящихся к бюджетной сфере, стал резко снижаться из-за неотрегулированности вопросов зарплаты, обеспечения образовательных учреждений необходимым оборудованием, учебной и методической литературой и т.д.

Анкетирование абитуриентов, поступающих в Мос­ковский педагогический государственный университет, проведенное группой исследователей под руководством В.А. Сластенина, позволило выявить ряд факторов, вли­яющих на выбор педагогической профессии, определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

1) интерес к учебному предмету - 27,2%;

2) желание обучать данному предмету — 16,2%;

3) стремление посвятить себя воспитанию детей — 19,2%;

4) осознание педагогических способностей — 6%;

5) желание иметь высшее образование - 13%;

6) представление об общественной важности, престиже педагогической профессии - 12,2%;

7) стремление к материальной обеспеченности — 2,2%;

8) так сложились обстоятельства — 4%.

Анализ данных, полученных в ходе этого исследова­ния, позволил сделать вывод о том, что чуть более поло­вины будущих учителей выбирают профессию, руковод­ствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности (склонность к обучению и воспитанию, интерес к детям).

Если понимать мотив как предмет потребности, то для студентов педагогического учебного заведения такими предметами могут быть, как указывает В.А. Сластенин, «чи­стый» познавательный интерес, стремление лучше подго­товиться к самостоятельной профессиональной деятельно­сти, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, за­нять престижное место в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслу­жить похвалу, получать повышенную стипендию и т.д.

Подготовка к педагогической профессии должна начи­наться задолго до того, как человек делает свой профес­сиональный выбор, и продолжаться уже в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учеб­ном заведении.

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Модернизация системы образования с необходимостью требует и модернизации ее подсистем, а в их числе — про­фессионального педагогического образования. Совершен­ствование последнего, приведение его в соответствие с современным социальным заказом и на перспективу, безус­ловно, предполагает повышение качества вузовской про­фессиональной подготовки будущего педагога. В свою оче­редь, ее результатом выступает единство внутренней, мотивированной, личностной готовности к профессиональ­ной деятельности и практической, теоретико-методиче­ской к ней подготовленности. Достижение такого единства обусловлено целостностью, системностью содержания и средств профессионального обучения и профессионально­го воспитания будущего педагога, осуществляемых - при очевидном своеобразии каждого из них — в едином учебно-воспитательном процессе, организуемом вузом. При этом ведущей идеей, концептуальным основанием и анализа, и решения данной проблемы выступает одновременное движе­ние от личности к профессии и от профессии к личности.

Структура и содержание подготовки будущих педаго­гов в учреждениях высшего профессионального образова­ния, осуществляющих в Российской Федерации подготовку педагогов-специалистов, определяются требованиями об­щества на современном этапе его развития, уровнем раз­вития педагогической науки, особенностями педагогиче­ской деятельности в/условиях коренного реформирова­ния всех сторон жизни российского общества.

Педагогическое образование, как разновидность гума­нитарного, призвано обеспечить готовность выпускника соответствующего учебного заведения к трансляции куль­туры на основе гуманистически ориентированной профес­сиональной позиции, его профессиональных умений по моделированию, проектированию и осуществлению вари­ативных способов педагогической деятельности. На базе этих представлений формируются следующие общие тре­бования к специалисту педагогического профиля:

♦ знание основных закономерностей природы, общества и мышления;

♦ знание о человеке как об индивидуальности и личности;

♦ знание и владение способами освоения и целенаправ­ленного преобразования педагогической действитель­ности;

♦ знание и умение применять в своей деятельности со­временные системы поиска, обработки и использова­ния информации;

♦ разрабатывать и успешно реализовывать управленче­ские решения, адекватные целям педагогической дея­тельности.

В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании» разработан государственный стан­дарт высшего педагогического образования (далее — ГОС ВПО), являющийся базовым нормативным документом, определяющим структуру и содержание высшего педагоги­ческого образования и создающим основы для обеспечения необходимого качества обучения, сохранения единого образо­вательного пространства на всей территории России. Создание ГОС ВПО базировалось на положениях государ­ственной образовательной политики, основных направ­лениях Федеральной программы развития образования, личностно-ориентированной концепции развития педаго­гического образования.

В 2000 г. утвержден ГОС ВПО второго поколения, при­чем следует отметить, что разработаны два варианта стан­дарта по каждой специальности. Один - стандарт пяти­летней подготовки учителя по одной специальности; вто­рой — стандарт пятилетней подготовки учителя по основ­ной и дополнительной специальностям.

Специфика педагогического образования потребовала разработки перечня совмещения специальностей педаго­гического профиля, что позволяет готовить учителей для сельской и малокомплектной школы, учесть неравномер­ность нагрузки по предметам в школах, неблагоприятную демографическую ситуацию, которая может существенно сократить кадровую потребность сети общеобразователь­ных учреждений, а также обеспечить социальную защиту и конкурентоспособность выпускников педагогических вузов на рынке труда.

Вместе с тем нельзя не согласиться с целым рядом критических высказываний в адрес составителей настоя­щих образовательных стандартов высшего педагогическо­го образования: необоснованное включение вопросов пе­дагогики в раздел «Педагогическая психология»; выделе­ние в самостоятельный раздел коррекционной педагоги­ки с основами социальной психологии и др.

Особенно важным нам представляется отметить недоста­точно обоснованное изменение названия ранее функциони­ровавшего курса «Введение в педагогическую профессию» на «Введение в педагогическую деятельность», так как, с нашей, точки зрения, понятие «педагогическая профессия» значительно шире и богаче по своему содержанию, чем по­нятие «педагогическая деятельность». Отнюдь не случайно в обозначении содержания курса постоянно фигурирует не деятельность, а профессия, которая по сути дела включает в себя понятие «педагогическая деятельность» и в содержа­тельном плане раскрывается через деятельность и общение.

Учеными-педагогами, работающими над проблемами высшего профессионального образования, разработаны перспективные направления и методология его модерни­зации, опирающиеся на опыт вузов, достигших значи­тельных результатов в решении данной проблемы.

Полноценное высшее образование должно удовлетворять некоторым общим требованиям, независимым от профиля подготовки специалистов. К ним относятся прежде всего: достижение фундаментальности предметных знаний буду­щих специалистов и направленность содержания высшего образования на развитие у них профессионального творче­ства и потребности в самообразовательной деятельности.

При разработке ГОС ВПО, т.е. стандартов подготовки спе­циалистов третьего уровня высшего педагогического обра­зования в многоуровневой системе с основной квалифика­цией «учитель», учитывались «Рекомендации о положении учителей», принятые специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителя, где сформули­рованы общие требования к программам подготовки учите­лей. Кроме того, был проведен анализ содержания учебно-программной документации педагогических вузов, утверж­денной в последние годы, обобщен опыт обновления со­держания подготовки специалистов в системе бакалавриата и в традиционной многоуровневой системе, а также изучен опыт подготовки специалистов педагогического профиля в зарубежных странах. Дальнейшее развитие системы профес­сионального педагогического образования тесно связано с перспективной совершенствования ГОС ВПО.

В настоящее время проводится работа по созданию ГОС О следующего, третьего поколения, учитывающего специфику подготовки педагогических кадров по образо­вательным областям для общеобразовательных учрежде­ний, расположенных в сельской местности (а таких в Рос­сии - около 70%!).

Отнюдь не утратила актуальности задача обеспечения преемственности и согласованности содержания средне­го профессионального, высшего и послевузовского про­фессионального образования. Создание преемственных об­разовательных стандартов позволит в практической дея­тельности реализовать идею преемственности образова­тельных программ профессионального педагогического образования разного уровня: среднего — высшего — до­полнительного педагогического образования.

Реализация государственных образовательных стандар­тов в области педагогического образования невозможна без создания комплекта научно-методического и инфор­мационного сопровождения. Создание такого сопровож­дения, отвечающего современному состоянию науки, эф­фективным технологиям обучения, весьма актуально. Ре­шение этой глобальной задачи потребует не только кон­солидации научных сил педагогического сообщества по созданию современной учебно-методической литературы, материалов по диагностике качества подготовки специа­листов в области образования и разработке перспектив­ных, высокоэффективных образовательных технологий, но и связано с большими финансовыми затратами, средства для которых необходимо изыскать, чтобы реализовать эту масштабную задачу.

Основная образовательная программа подготовки пе­дагога включает в себя 4 цикла дисциплин (общие гума­нитарные и социально-экономические; общие математи­ческие и естественнонаучные; общепрофессиональные и дисциплины предметной подготовки), дисциплины допол­нительной специальности (если таковая предусмотрена) и итоговую государственную аттестацию.

В блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД) вхо­дят дисциплины, общие для всех педагогических спе­циальностей: психология, в том числе и педагогическая, педагогика (ОПД.Ф.02), основы специальной педагоги­ки и психологии, теория и методика обучения предмету, возрастная анатомия, физиология и гигиена, основы медицинских знаний, безопасность жизнедеятельности, национально-региональный (вузовский) компонент, а так­же дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли­ваемые вузом.

Поступающий в педагогическое учебное заведение высшего профессионального образования (абитуриент) должен предъ­явить в приемную комиссию документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или сред­нем профессиональном образовании, или начальном про­фессиональном образовании. Весьма желательно, чтобы при этом абитуриент имел определенный опыт допрофессиональной педагогической, организаторской и творческой деятельности, которую он осуществлял в школе (приобрел знания и умения в рамках профильного обучения в т.н. пе­дагогических классах гимназий, выполнял обязанности члена учкома школы, класса, старосты, был шефом у млад­ших школьников, активно участвовал в художественной самодеятельности и различных кружках и секциях).

Выпускник педагогического учебного заведения высшего профессионального образования, получивший квалифи­кацию по соответствующей специальности и в соответ­ствии с дополнительной специальностью, должен быть готовым:

1) осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

2) способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбо­ру и последующему освоению профессиональных об­разовательных программ;

3) использовать разнообразные приемы, методы и сред­ства обучения;

4) обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соот­ветствующий требованиям государственного образова­тельного стандарта;

5) осознавать необходимость соблюдения прав и свобод уча­щихся, предусмотренных Законом Российской Федера­ции. «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка;

6) систематически повышать свою профессиональную ква­лификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методи­ческой работы;

7) осуществлять педагогически целесообразное взаимодей­ствие с родителями обучающихся (лицами, их заменя­ющими);

8) выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

9) обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в об­разовательном процессе.

Выпускник должен знать:

♦ Конституцию Российской Федерации;

♦ Законы Российской Федерации,

♦ решения Правительства Российской Федерации и орга­нов управления образованием по вопросам образования;

♦ Конвенцию о правах ребенка;

♦ основы общетеоретических дисциплин в объеме, необ­ходимом для решения педагогических, научно-мето­дических и организационно-управленческих задач; пе­дагогику, психологию, возрастную физиологию, школь­ную гигиену; методику преподавания предмета и вос­питательной работы;

♦ программы и учебники по преподаваемой дисциплине;

♦ требования к оснащению и оборудованию учебных ка­бинетов и подсобных помещений;

♦ средства обучения и их дидактические возможности;

♦ основные направления и перспективы развития обра­зования и педагогической науки;

♦ основы права, научную организацию труда;

♦ правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник должен быть подготовлен к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности в об­разовательных учреждениях различного типа:

♦ преподавательская;

♦ научно-методическая;

♦ социально-педагогическая;

♦ воспитательная;

♦ культурно-просветительская;

♦ коррекционно-развивающая;

♦ управленческая.

Под содержанием общепедагогической подготовки учителя подразумевается система педагогических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональных функций учителя.

Ведущими задачами обучения будущих педагогов в вузе являются:

♦ обеспечение глубокого и творческого овладения ими педагогической теорией в ее концептуальном и нор­мативном аспектах;

♦ формирование у студентов основ педагогического мыш­ления для критического осмысления и анализа реальных образовательных процессов и инноваций в педагогике и творческого применения педагогических концепций;

♦ формирование умения четко прорабатывать цели и за­дачи своей деятельности и принимать наиболее эффек­тивные решения по их реализации;

♦ воспитание уважения, любви и творческого отноше­ния студентов к детям, к избранной профессии;

♦ развитие способностей и умений анализировать и адек­ватно оценивать свою педагогическую деятельность;

♦ формирование потребности в инновационной деятельности. Существенное значение в качественной педагогичес­кой подготовке студентов — будущих педагогов имеет струк­тура учебных курсов и последовательность их изучения в рамках обозначенной в стандартах ведущей учебной дис­циплины «Педагогика». Данный курс имеет своей целью вооружение будущих педагогов знаниями теоретических основ современной педагогической науки, совокупностью основных педагогических умений и навыков, необходи­мых для эффективной организации учебно-воспитатель­ного процесса в школе и других общеобразовательных уч­реждениях.

Рассмотрим, какие курсы необходимо освоить студен­ту педагогического учебного заведения высшего профес­сионального образования.

1. «Введение в педагогическую профессию». Именно с этого небольшого, но необходимого курса начинается зна­комство будущих педагогов с особенностями своей пред­стоящей профессиональной деятельности. Здесь студенты-первокурсники узнают о содержании и специфике педа­гогической профессии в разные исторические периоды, о спектре современных педагогических специальностей, о перспективах развития педагогической профессии в но­вом тысячелетии, гуманистической природе педагогиче­ской деятельности. Особое место занимают вопросы, свя­занные с изучением личности учащихся, взаимоотноше­ниями между педагогом и воспитанником. В содержании курса рассматриваются такие вопросы, как: общая харак­теристика педагогической профессии, профессиональная деятельность и личность педагога, требования государ­ственного образовательного стандарта к личности и про­фессиональной компетентности педагога, профессиональ­но-личностное становление и развитие педагога, взаимо­связь общей и профессиональной культуры педагога, его профессионально значимые личностные качества, сущ­ность профессиональных знаний и умений, пути овладе­ния педагогической профессией, роль самообразования в профессиональном становлении будущего педагога.

Изучение данного курса, с одной стороны, позволяет будущим педагогам еще раз убедиться в правильности выбранной ими профессии, с другой — способствует их адаптации к условиям вузовского обучения. Именно с этой целью в ряде педвузов уже с первых дней пребывания сту­дентов в стенах учебных заведений они знакомятся с осо­бенностями вузовской познавательной деятельности, на­чинается разработка программ собственного совершенство­вания как будущих педагогов.

2. В курсе «Общие основы педагогики» студенты изучают следующие важные для становления профессионального педагогического мышления темы: педагогика как наука, ее объект; категориальный аппарат педагогики: образова­ние, воспитание, обучение, самовоспитание, социализа­ция, педагогическая деятельность, педагогическое взаи­модействие, педагогическая система, образовательный процесс; образование как общественное явление и педа­гогический процесс; образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, об­щества и государства; взаимосвязь педагогической науки и практики; связь педагогики с другими науками; мето­дология педагогической науки и методологическая куль­тура педагога; методы, логика и основные характеристик педагогического исследования.

3. Один из основных разделов педагогики - «Теория обу­чения», или дидактика, рассматривает следующие темы: сущность, движущие силы, противоречия и логика обра­зовательного процесса; закономерности и принципы обу­чения; анализ современных дидактических концепций; единство образовательной, воспитательной и развиваю­щей функций обучения; проблемы целостности учебно-воспитательного процесса; двусторонний и личностный характер обучения; единство преподавания и учения; обу­чение как сотворчество учителя и ученика; содержание образования как фундамент базовой культуры личности; государственный образовательный стандарт; базовая, ва­риативная и дополнительная составляющие содержания образования; методы обучения; современные модели орга­низации обучения; типология и многообразие образова­тельных учреждений, авторские школы; инновационные образовательные процессы; классификация средств обу­чения.

4. Один из важнейших курсов, призванный решать воп­росы становления педагогического профессионализма у студентов, — «Теория и методика воспитания». В его содер­жание входит рассмотрение таких необходимых для буду­щих профессиональных воспитателей тем: сущность вос­питания и его место в целостной структуре образователь­ного процесса; движущие силы и логика воспитательного процесса; базовые теории воспитания и развития личнос­ти; закономерности и принципы воспитания: персонифи­кация, природосообразность, культуросообразность, гу­манизация, дифференциация; национальное своеобразие воспитания; система форм и методов воспитания; поня­тие о воспитательных системах; педагогическое взаимо­действие в воспитании; коллектив как объект и субъект воспитания; функции и основные направления деятель­ности классного руководителя.

5. «Педагогика межнационального общения». В связи с обострением в последнее время межнациональных отно­шений в рамках данного курса рассматриваются педагоги­ческие аспекты межнационального общения, в которых находят свое отражение народные и национальные осо­бенности воспитания. В этом небольшом курсе, примыка­ющим к теории и методике воспитания, содержатся всего две темы: цель и задачи воспитания культуры межнацио­нального общения; воспитание патриотизма и интерна­ционализма, веротерпимости, толерантности.

6. Курс «История образования и педагогической мысли» знакомит будущих педагогов с социальной природой об­разования, основными вехами в теории и практике обра­зования в различные исторические эпохи. В содержании данного курса особое место занимают такие темы, как: общечеловеческое, национальное и индивидуальное в вос­питании и образовании; философские аспекты целеполагания в образовании; история образования и педагогиче­ских учений; культурно-исторический характер воспита­ния; идея развивающего и воспитывающего обучения; со­временная зарубежная школа; развитие педагогики в России на различных этапах; российская школа и педаго­гика в современных условиях.

Изучение основных педагогических теорий в рамках дан­ного курса осуществляется посредством всестороннего ана­лиза педагогического наследия великих педагогов и мыс­лителей прошлого: Сократа, Я. Коменского, А. Дистервега, И. Песталоцци, И. Гербарта, К. Ушинского, А. Мака­ренко и др. Каждый студент имеет возможность в полной мере реализовать большой идейно-теоретический и обще­культурный потенциал курса «Философия и история об­разования» в его естественных связях с социально-поли­тической историей, философией, этикой, психологией, художественной литературой, особенно при изучении пе­дагогической деятельности и взглядов М. Монтеня, Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо, А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского и др.

В целом курс способствует решению таких задач, как вооружение студентов научным методом исторического подхода к пониманию и анализу важнейших педагогиче­ских явлений, формированию умения правильно оцени­вать педагогическое наследие прошлого.

7. «Социальная педагогика» — сравнительно новая спе­циальность, включенная в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования только в 1990 г. Утрата традиций милосердия, благотвори­тельности, динамичность, конфликтность и неопределен­ность современной российской действительности — все это привело к тому, что стала чрезвычайно востребован­ной социальная помощь населению, в первую очередь, детям, сформировался высокий спрос на профессиона­лов, умеющих правильно оценить проблему и оказать дей­ственную, квалифицированную и адресную помощь. Объектом социальной педагогики выступает целостная система социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего социально­го окружения. В содержание данного курса вошли следую­щие темы: социальное воспитание и социализация лич­ности; сущность, принципы, ценности, механизмы и факторы социального воспитания; взаимодействие в со­циальном воспитании; жизнедеятельность институтов со­циального воспитания; семья как субъект педагогическо­го взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка; оказание индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.

8. «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» — раздел педагогики, изучающий процесс обу­чения и воспитания детей с нарушениями развития: сурдо­педагогика (обучение и воспитание глухих и слабослыша­щих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и вос­питание детей, страдающих задержкой умственного раз­вития), логопедия (обучение и воспитание детей с нару­шениями речи), а также закономерности, причины воз­никновения отклоняющегося поведения у детей, способы его исправления.

Содержание курса «Коррекционная педагогика с осно­вами специальной психологии»: предмет, задачи, принци­пы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики; норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека; первичный и вторичный дефект; комбинированные нару­шения, их причины; профилактика, диагностика, коррек­ция недостатков личностного развития детей; девиантное поведение детей; система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы.

9. В небольшой курс «Педагогические технологии» вклю­чены следующие темы: понятие «педагогическая техно­логия»; обусловленность педтехнологии характером педагогических задач; виды педагогических задач, в том числе: стратегические, тактические, оперативные; проектирование и процесс решения педагогических задач: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии; технология педагогического регулирования и коррекции об­разовательного процесса; технология контроля образователь­ного процесса.

10. «Управление образовательными системами» — одна из важнейших дисциплин всего курса «Педагогика». Целью ее является управленческая подготовка будущего педагога. Она включает в себя следующие темы: понятия управления и педагогического менеджмента; государственно-обществен­ная система управления образованием; основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль; принципы управления педагогическими си­стемами; школа как педагогическая система и объект управления; службы управления; управленческая культура руководителя; взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами; повышение ква­лификации и аттестация работников школы.

11. Необходимым компонентом в подготовке будущего педагога, включаемым специальным разделом в програм­мы всех теоретических курсов, является «Психолого-педа­гогический практикум», в содержание которого вошли сле­дующие темы: решение психолого-педагогических задач; конструирование различных форм психолого-педагогичес­кой деятельности; моделирование образовательных и пе­дагогических ситуаций; психолого-педагогические мето­дики диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта; развитие интел­лектуально-творческого, диагностического, коммуникаци­онного, мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.

Концептуальной основой разрабатываемых курсов и по­следовательности их изучения по семестрам должна выс­тупать система следующих установок:

♦ опора на вариативность содержания образования, ко­торая обеспечит определенный маршрут реализации содержания в рамках различных специальностей сту­дентов — будущих учителей;

♦ разноступенчатый (иерархический) характер содержания тем или модулей (в зависимости от их содержательной валидности и необходимости в данном курсе), что дает возможность дифференцировать нагрузку по факультетам. Каждая тема или модуль курса ориентируют будущего педагога на раскрытие и освоение имеющихся в отечествен­ной и зарубежной науке педагогических теорий, систем образования, моделей процесса обучения и воспитания.

Цель изучения педагогических курсов, составляющих содержание учебной дисциплины «Педагогика» — не только усвоение студентами системы педагогических знаний как элементов общей культуры современного человека, но и формирование навыков реального их использования в де­ятельности, развитие и обогащение собственного опыта будущих педагогов. Это предполагает формирование у сту­дентов знаний основных педагогических категорий, зако­нов, тенденций и закономерностей изучаемой науки, уме­ний и навыков анализа педагогической деятельности, пе­дагогических ситуаций, решения педагогических задач для компетентного участия в управлении процессом форми­рования личности, для понимания последствий принима­емых психолого-педагогических решений. Именно в этом плане педагогические знания студента приобретают и концептуальность и нормативность.

Таким образом, изучение данного курса способствует приобретению знаний теории и технологии педагогическо­го управления образовательными системами в соответствии с требованиями государственного стандарта, формированию умений побуждать педагогический коллектив к эффектив­ной работе по обучению и воспитанию учащихся.

Общепедагогическая подготовка специалиста в профес­сионально-педагогических учебных заведениях строится на единых научно-организационных основах. Вместе с тем наряду с единой подготовкой для всех студентов по ос­новным курсам в соответствии с государственными стан­дартами осуществляется дифференциация содержания обучения с учетом специфики региона, факультета, а так­же индивидуальных особенностей и склонностей студен­тов. Личностный подход к обучению позволяет максималь­но раскрыть всю многогранность и неповторимость инди­видуальных особенностей студента, что, в свою очередь, предоставляет ему в дальнейшем возможность самореали­зации в быстро меняющейся социальной среде. В стенах педвуза этому способствуют различные спецкурсы и спец­семинары, индивидуальная работа студентов над курсо­выми и дипломными работами, участие в работе студен­ческих научных обществ.

Преподавание педагогических дисциплин в педагоги­ческих вузах осуществляется в органическом единстве с другими предметами психолого-педагогического цикла: возрастной физиологией и школьной гигиеной, общей психологией, педагогической психологией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 3044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.081 с.)