Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология современных педагогических профессийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В рамках педагогической профессии наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации, связанная с развитием все более совершенных и эффективных обособленных видов педагогической деятельности, востребованных личностью и обществом. Это приводит к появлению новых педагогических специальностей. Педагогическая специальность — вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений, и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Педагогическая квалификация, в свою очередь, — это уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач (см. Приложение 2). В рамках педагогической специальности выделяют, кроме того, педагогические специализации, которые связаны с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование». Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъект-субъектные («человек - человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия, (например, математика, химия, экономика, биология и др.). Второе основание для дифференциации специальности — это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возрасты, юность, зрелость, старость). Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушения слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.). Разнообразие педагогических специальностей и должностей может быть типологизировано с точки зрения многообразия образовательных учреждений различного уровня, в которых трудятся представители различных педагогических профессий. Рассмотрим эту типологию. 1. Дошкольные образовательные учреждения Педагогическая специальность «Педагогика и методика дошкольного образования» (код: 031100), квалификация — организатор-методист дошкольного образования. В России функционирует около 54 тыс. дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в которых воспитывается более 4 млн. детей. В настоящий период сохраняется актуальность приобретения таких профессий, как: организатор-методист дошкольного образования, педагог-де-фектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Эта актуальность обусловлена важностью обеспечения педагогической поддержки развития ребенка на раннем этапе его жизненного пути. Отрадно, что это понимается и на уровне общественного сознания, и на государственном уровне. Минобразованием России (ныне Министерство образования и науки Российской Федерации) проведена структурная перестройка сети ДОУ. Контингент педагогов составляет около 292 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. учителей-дефектологов, примерно столько же учителей-логопедов и педагогов-психологов. 2. Учреждения общего среднего образования Учитель общеобразовательного учреждения. В России насчитывается около 70 тыс. общеобразовательных учреждений, в которых обучается более 20 млн. учащихся. В общеобразовательных школах работает около 1,77 млн. учителей. Как свидетельствует статистика, учительская профессия, несмотря на некоторое сокращение педагогического контингента, остается самой массовой среди педагогических профессий. Она насчитывает 21 специальность (см. Приложение 3). 3. Учреждения дополнительного образования детей Педагог дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей объединяет в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В настоящее время сеть учреждений дополнительного образования детей Министерства образования и науки Российской Федерации включает в себя около 9 тыс. учреждений муниципального и регионального уровня десяти разновидностей (центр, дворец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, оздоровительно-образовательный лагерь). 4. Учреждения начального и среднего профессионального образования Мастер производственного обучения, преподаватели дисциплин учреждений начального профессионального образования. В системе начального профессионального образования функционирует около 4 тыс. учреждений, в которых обучается 1,65 млн. человек, а преподавательский контингент составляет более 153 тыс. человек. За последние годы сформировалась сеть учреждений нового типа — профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий, разработаны государственные образовательные стандарты, базисные учебные планы. В настоящее время среднее профессиональное образование имеют 22% населения России, а в экономике и социальной сфере страны работает 21,6 млн. таких специалистов, что составляет 34% от общей численности занятых. Система среднего профессионального образования вклкь чает в себя более 2,7 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в которых обучается 2,5 млн. студентов по 280 специальностям. Ежегодно на протяжении последних 10 лет студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11% выпускников основных общеобразовательных школ и около 23% выпускников средних (полных) школ. Преподавательский корпус составляет более 134 тыс. человек. 5. Учреждения высшего профессионального образования Преподаватели учреждений высшего профессионального образования. В настоящее время на территории Российской Федерации действует более 1 тыс. гражданских высших учебных заведений, в том числе: 654 государственных высших учебных заведения федерального ведения, 35 государственных высших учебных заведений подчинения субъектов Российской Федерации, 12 муниципальных вузов, 410 негосударственных вузов. Общее число студентов - около 5,2 млн. человек, профессорско-преподавательский состав — 653 тыс. человек. 6. Учреждения специального (коррекционного) образования Учителя учреждений специального (коррекционного) образования: учитель-тифлопедагог, учитель-сурдопедагог, учи-тель-олигофренопедагог, учитель-логопед. Среди обучающихся в системе специального образования 56,2 тыс. детей-инвалидов и 40,5 тыс. детей-сирот. В последние годы в целях расширения доступности образования для детей с ограниченными возможностями в системе специального (коррекционного) образования произошли позитивные изменения: в практической сфере системы общего образования заметно увеличилось количество разнообразных интегрированных форм обучения лиц с ограниченными возможностями; реализуется программа создания государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи; открываются образовательные учреждения нового вида для детей с ранним аутизмом; увеличивается количество специальных образовательных учреждений для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; развивается сеть учреждений нового типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. 7. Другие педагоги — специалисты образовательных учреждений К данной категории относятся представители педагогической профессии, которые осуществляют педагогическую деятельность в соответствии со спецификой своей специальности и квалификации в различных образовательных учреждениях. Это социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, старший вожатый и др. Специфика их профессионально-педагогических обязанностей, требуемый уровень знаний и квалификации отражены в тарифно-квалификационных характеристиках. В целях упрощения работы с данным пособием в дальнейшем мы будем использовать обобщенное понятие «педагог» для обозначения всех перечисленных выше педагогических специальностей и должностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.132 (0.011 с.) |