Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ошибки педагогического общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характеризуя эту группу ошибок, следует напомнить, что неправильное педагогическое общение рождает у детей страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, нарушение динамики речи и, как следствие, появление у них стереотипных высказываний. У учеников снижаются мотивация к учению, самостоятельность мышления, увеличивается конформность поведения. Кроме того, у детей сравнительно быстро формируется устойчиво негативное отношение к такому учителю, нередко переносимое затем на преподаваемый им учебный предмет. В этой группе особо выделим перцептивные ошибки педагога и, прежде всего; ошибки субъективного восприятия обучающихся, воспитанников. а) Ошибка функционального восприятия ребенка. Педагог часто воспринимает ребенка искаженно, сквозь «фильтр», к примеру, учебной деятельности, выделяя только этот аспект. Хороший ребенок — это успешный, послушный ученик; соответственно, плохой ученик воспринимается им как плохой ребенок. Потребностно-мотивационная сфера, характер, нравственность, успехи во внеурочной или внепредметной сфере деятельности остаются, к сожалению, вне сферы внимания педагога. Это одностороннее, обедняющее восприятие личности ребенка затрудняет как общее развитие ученика, так и его учебную успешность, воспринимается им как обида, несправедливость. б) Ошибка стереотипного восприятия ученика. В ходе профессиональной деятельности у педагогов неминуемо формируются стереотипные образы, например, «отличника», «двоечника» «троечника». Они вызывают у учителя «эффект ожидания». От «двоечника» не ждут правильных ответов. Даже если они прозвучат, это будет объяснено случайностью, незамеченным списыванием, подсказкой. «Троечнику» по инерции поставят тройку, даже если прогресс в освоении учебного предмета неоспорим, а вот «отличника» легко развратить инерционным прощением невыученного урока и прочими поблажками. Очень плохо, когда сами дети сживаются с пришедшим извне образом. Навешивание ярлыков ведет к появлению «синдрома отличника» или к стремлению поддерживать имидж хулигана как единственно возможному для ребенка способу выражения несогласия с оценкой собственной учебной несостоятельности и т.п. Учительские симпатии и антипатии отравляют детскую жизнь также вследствие «эмоционально-эстетического стереотипного восприятия». Подсознательно симпатичный нам ребенок (отвечающий индивидуальным эталонам физической красоты, обаяния, культуры) авансируется учительским расположением, которого лишается его антипод. Налицо неравная ситуация комфортности детей в образовательном процессе, организуемся конкретным учителем. Как преодолеть подобного рода ошибки? Прежде всего, следует общаться с детьми не только в ситуации урока, что позволит учителю «открыть» неизвестные ему достоинства и недостатки ребенка. Кроме этого, формировать в себе такое качество, как умение принимать детей такими, какие они есть, признавать за ними право на их уникальность, формировать толерантность (терпимость) к их индивидуальности, постоянно контролировать себя на предмет проявления симпатий и антипатий к ребенку. г) Ошибки проецирующего восприятия. Людям свойственно наделять других собственными достоинствами и недостатками. Учителям необходимо помнить, что проекции — всегда только их проекции, а не истинный образ ребенка. Педагог должен быть умелым исследователем детского мира, знающим об опасности проецирующего восприятия. Предупредить данную ошибку можно следующим образом (до конца избежать ее практически невозможно) — формировать нравственную культуру педагога. Если личность учителя отвечает высоким требованиям нравственности и профессионализма, то приписывание даже не свойственных ребенку позитивных проявлений может иметь положительный эффект; если проецируются несвойственные ему негативные проявления, то может возникнуть эффект сбывающегося пророчества. Чем чаще педагог контактирует с ребенком, тем больше он накапливает информации о нем, о его личностном своеобразии, тем меньше опасность впасть в ошибку проецирующего восприятия. д) Ошибка инерционного восприятия как результат избыточной информации. Тесные контакты с учеником притупляют критичность восприятия, что ведет к предвзятости и несправедливости со стороны учителя. Как избежать этой ошибки? Метод компетентных судей поможет вам в этом, как, впрочем, и другие методы психолого-педагогической диагностики личности. И, наконец. е) Ошибки инфантильного восприятия, являющиеся следствием нравственной незрелости, низкой педагогической культуры учителя. Инфантильное восприятие — вариант «психологической защиты» профессионально несостоятельных учителей. Проявляется эта ошибка в обвинении в своих просчетах не себя, а своих учеников. Дети воспринимаются таким педагогом как угроза собственному благополучию: дерзкие и непослушные, заносчивые, стремящиеся подорвать его авторитет и т.д. Неважно, чем - тем, что они демонстрируют более глубокие знания, чем у учителя, или проявляют незнание предмета, якобы доказывая некометентность преподавателя. Иными словами, «врагами» педагога могут стать как «знайки», так и «незнайки», как «зазнайки», так и «серые мышки». А с врагами принято воевать. И учитель открывает «военные действия»: придирки, унижения, обиды и жалобы родителям и администрации, стремление избавиться от самых «беспокойных», перевести в другой класс, а лучше — в другую школу и т.п. Полагаем, что если учитель заметил в себе отношение к детям как к угрозе собственному профессиональному благополучию, или это заметили другие, есть смысл принять решение об уходе из педагогической профессии (если попытки повысить собственную самооценку не за счет унижения детей быстрых результатов не дают). К коммуникативным ошибкам общения относятся и создание коммуникативных барьеров, препятствий для комфортного и продуктивного общения учителя с учениками (нарушение комфортной дистанции общения — чрезмерное удаление от ученика или приближение к нему, физические барьеры, воздвигаемые между учителем и классом, — учитель отгораживается учительским столом, «прячется» за ним как правило из-за боязни класса, из-за боязни допустить фактическую ошибку, оторвавшись от конспекта урока и т.п.), демонстрация своего превосходства перед детьми, запугивание (например, фразой: «До экзамена осталось мало времени, с вашими знаниями не представляю, как вы их сдадите»), заигрывание с классом, панибратство с учащимися, чрезмерная строгость и пр. Особо выделим группу так называемых запредельно-этических ошибок. В строгом смысле это даже не ошибки, а реализованные педагогические противопоказания, т.е. факты, случаи, явления, заведомо приводящие к отрицательному результату, о чем педагогу, безусловно, известно. Термин «запредельно-этические ошибки» используется нами для обозначения грубых антипедагогических форм поведения педагогов в образовательном процессе по причине их невоспитанности. Бестактность, игнорирование правовых норм человеческого взаимодействия имеют место в ситуации иллюзии безнаказанности, поскольку дети не имеют возможности в полной мере защитить свои права в образовательном процессе. К таким педагогическим правонарушениям с полным основанием можно отнести оскорбления учителями учеников и их родителей, рукоприкладство (любые формы проявления физической агрессии), насмешки, бестактные замечания по поводу внешности и личной жизни учеников и их родителей, дурные привычки и пристрастия «педагогов». Запредельно-этические ошибки совершаются далеко не большей частью педагогов, но тот факт, что они встречаются в реальной педагогической действительности, не дает права их замалчивать, а серьезность их последствий диктует необходимость формирования к ним нетерпимого отношения со стороны как общественности (прежде всего родителей), так и администрации образовательного учреждения. Существуют специфические причины совершения педагогических ошибок, обусловленные самим характером педагогической деятельности (рис. 15).
К ним могут быть отнесены следующие явления. Длительное пребывание педагога в роли главной фигуры организации жизнедеятельности детей формирует привычку поучать и иллюзию владения абсолютным знанием о том, что правильно, а что нет. Это притупляет критичность в оценке собственных позиций и действий, формирует у педагога ложное представление о собственной непогрешимости, восприятие себя, своих поступков как единственно верных. У учителя может сформироваться ложное представление о Потере авторитета в случае признания ошибки, отсюда — отказ от коррекции своей деятельности. Боязнь показаться некомпетентным приводит к самообману по поводу правильности действий в ошибочной ситуации. 3. Может возникнуть боязнь самих ошибок, которая происходит из ложного представления об ошибке как проступке. Вполне естественно не любить собственные ошибки. Педагоги, как и все люди, ищут и находят способы избежать столкновений с негативными последствиями собственных действий. Рассмотрим способы избегания. 1. Баллистическое поведение. Педагог как бы «выстреливает» свое решение, как пушечное ядро, и мало заботится о месте его приземления (поскольку после выстрела на ядро уже нельзя повлиять). Представление о необходимости принять решение как таковое в этом случае — главная задача. Приняв решение, можно считать, что проблема решена, и убедить себя в том, что это решение верное. Подобное поведение дает педагогу возможность сохранить иллюзию собственной компетентности за счет того, что он не учитывает последствия собственных действий. 2. Атрибутирование своих ошибок другим людям или обстоятельствам, нежелание признавать их своими. «Я хотел как лучше, но обстоятельства помешали». Педагог начинает искать и как бы находит эти обстоятельства. «Не я плохо учу - ученики не способны хорошо учиться». 3. Превращение «плохо» в «хорошо» и приписывание ошибочному решению или действию важной роли. «Не было ошибкой предложить детям нечетко сформулированное домашнее задание. Это было сделано в целях формирования у них умения ориентироваться в ситуации неполной информированности, которое весьма пригодится в жизни». Завершая разговор о педагогических ошибках как специфическом компоненте педагогической деятельности, следует остановиться на общих рекомендациях по их профилактике. 1. Проводите систематический анализ собственных действий в процессе профессиональной деятельности с позиции «подвергаю сомнению правильность содеянного». Сомневайтесь. Научитесь смотреть на себя в процессе деятельности глазами других людей. Поспорьте с собственными мыслями. Ведите дневник, записывайте свои мысли и пр. 2. Прогнозируйте последствия предполагаемых решений, поступков. 3. Тщательно изучайте все дисциплины учебного курса, в особенности педагогику и психологию. Не переоценивайте свой личный опыт, выстраивайте собственную педагогическую деятельность, соотнося ее с научными основами, а не с обыденными представлениями или стереотипами. 4. «Коллекционируйте» свои ошибки. Отнеситесь к ним как к ценности. Проанализированная ошибка позволяет не «наступать на грабли» многократно. 5. Не бойтесь вероятности совершения ошибки, формируйте новые привычки мышления. Страх не предупредит совершение оплошности. 6. Оценивая сложившуюся учебную ситуацию, формируйте готовность проанализировать альтернативные пути ее решения. 7. Избегайте ошибочных обобщений («Я пришла на семинарское занятие недостаточно подготовленной и вышла из затруднительного положения за счет своей общей эрудиции, следовательно, можно не готовиться тщательно к каждому занятию»). 8. Избегайте подражания. Не принимайте на веру умозаключения других людей, даже ваших наставников-педагогов. Будьте в меру критичны и самокритичны! Не формируйте свое отношение к другим людям (возможно, будущим коллегам) на основании чужих выводов. 9. Избегайте преувеличений. Не делайте «из мухи слона». 10.Не принимайте негативные реакции людей, их неадекватное поведение как желание причинить вам неудобство. В основе такого поведения лежат собственные проблемы людей и неумение их конструктивно разрешать. Добросовестного педагога характеризует стремление свести к минимуму вероятность совершения ошибки. Как субъект педагогической деятельности он постоянно решает разнообразные по содержанию и степени сложности педагогические задачи. Научить никогда не ошибаться в их решении нельзя. Но можно и должно формировать представления и умения эффективного поведения педагога в ситуациях реальной педагогической действительности.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определение и раскройте сущность педагогической деятельности. 2. Охарактеризуйте специфику педагогической деятельности. 3. В чем состоят особенности деятельности учителя сельской школы? 4. Что такое педагогическая мотивация и каковы ее разновидности? 5. Назовите виды педагогической деятельности и дайте их краткую характеристику. 6. Перечислите функции педагогической деятельности. Раскройте содержание одной из них (по выбору). 7. Дайте определение понятия «стиль педагогической деятельности». Охарактеризуйте один из стилей (по выбору). 8. Назовите и охарактеризуйте педагогические умения. 9. В чем заключается профессиональная компетентность педагога? Раскройте ее структуру. 10. Дайте определение понятия «профессиональная педагогическая ошибка». Каково место педагогической ошибки в структуре профессиональной деятельности педагога? 11. Используя типологию профессиональных педагогических ошибок, приведите пример подобных явлений в своей школьной жизни.
Литература для самостоятельного изучения 1. Аминов Н.А. Психологический профотбор на педагогические специальности. - Ярославль, 1994. 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. 3. Давыдов В.В. Деятельность: теория, методологии, проблемы. — М., 1990.-С. 151. 4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие.— Ростов-н/Д, 1997. 5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной, системы. - Казань, 1989. 6. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. — М., 1955. 7. Леонтьев А.Н. Избр. психолог, произв. В 2-х т. — М., 1983. — Т. 2. — С. 156. 8. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993. 9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998. 10. Словарь-справочник по педагогике. Автор-сост. В.А Мижери-ков. Под общ. ред. П.И.Пидкасистого. — М., 2004. 11. Юзефавичус Т.А. Введение в профессию. Курс лекций. — М., 2002.
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 4180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.01 с.) |