Лексические ошибки (ошибки словоупотребления)




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексические ошибки (ошибки словоупотребления)



Катахреза употребление слова не в том значении, которое закреплено за ним в языке: ностальгия по прошлому - ностальгия означает «тоска по родине», а не просто «тоска», следовательно, в приведенном словосочетании слово употреблено неправильно.

Катахрезы-ошибки допущены также в высказываниях Нужно искать более оптимальное решение; Бойцы приняли первое боевое крещение Не будем даром терять (тратить) время; Он любит бананы, а я, наоборот, апельсины. Двусмысленности. В определенных случаях, ввиду многозначности слова или выражения, могут возникать нежелательные возможности двоякого понимания построенного высказывания, чего надо особо остерегаться: Заболела поясница (объявление в швейном ателье); Плюшкин наложил в углу комнаты большую кучу и каждый день увеличивал ее (из сочинения абитуриента).

Морфологические ошибки (неправильное образование форм слов при словоизменении).Наблюдаются следующие типичные ошибки: Образование формы Именительного падежа множественного числа от существительных мужского рода с окончанием –а (-я) вместо окончания –и(-ы): слесаря (вместо слесари), токаря, бульдозера, волоса, выговора, госпиталя, комбайнера.Неправильное спряжение ряда глаголов: ездиют(вместо ездят),лазиют(вместо лазят) сыпет(вместо сыплет).

Синтаксические ошибки (ошибки или недочеты в построении словосочетаний или предложений). Такие ошибки нарушают правила связи слов или ведут к синтаксической омонимии и, как следствие, к двусмысленности высказывания. Здесь также наблюдается несколько типичных случаев.

Солецизмы. Это ошибки синтаксического управления, согласования и др.: отличие между ними (вместо отличие одного от другого), имеет преимущество над (вместо преимущество перед) отзыв на статью ( вместо отзыв о статье).

Синтаксическая омонимия. Это двусмысленность, возникающая из-за неясности синтаксических связей между словами в предложении: Преподаватель предложил прийти на зачет во вторник (предложил во вторник или прийти во вторник); Я вас уважаю не меньше других (не меньше, чем другие или не меньше, чем других).

Задания

1.Определить несоответствие нормам современного литературного языка.

1. Строительство новой школы форсируется ускоренными темпами. 2. Ларек закрыт по болезни. 3. Пьеса «Вишневый сад» сыграла большое значение. 4. Отец Павла Власова посвятил жизнь побоям жены. 5. Автором раскрыто важные факторы.

2. Найти и исправить ошибки в согласовании слов.

1. Сатира Гоголя – это злой смех с юмором и иронией, доходящего до сарказма. 2. Казахстан – многонациональная республика, на территории которого проживают в дружбе и согласии казахи, русские, украинцы, белорусы и другие нации. 3. Эта тема является одним из глобальных тем всего человечества. 4. Образ птицы в русской литературе всегда олицетворяла собой символ свободы. 5. В послевоенное время эту эстафету приняло молодое поколение, которые в меру своих сил выполняли поставленные перед ними задачи.

3. Определить тип ошибки в словоупотреблении.

1.Человек всю жизнь думал, что вот у него растет смена и под старости лет он будет спокоен. 2. Приемник Горького, М.Шолохов внес огромный вклад в развитие литературы. 3. Есть такие жизненно важные вопросы, от которых нельзя отмахиваться руками. 4. Эту проблему мы решили только вместе и сообща. 5. Внешность Плюшкина подчеркивает душевную гибель человека.

4. Найти и исправить ошибки.

1. Автор задает вопрос, почему пустуют вакансии. 2. Вера одела шубу и выскочила на мороз. 3. Внезапно вспыхнул ураган и обрушился на город. 4. Пассажир вылез из вагона и направился к камере хранения. 5. Стоя в минарете, опрокидываешь голову, чтобы лучше рассмотреть купол.

5. Объяснить лексическую избыточность в словосочетаниях.

Хлебная житница, кавалькада всадников, агротехника сельскохозяйственных культур, первый дебют, первое боевое крещение.

Контрольные вопросы:

1. Что такое стилистическая ошибка?

2. Чем отличается стилистическая ошибка от стилистической неточности?

3. В чем своеобразие собственно стилистических ошибок?

4. В чем отличие ошибок по отдельным уровням языковой системы от собственно стилистических ошибок?

5. Какова роль художественной литературы, печати, радио, телевидения, театра, кино в утверждении и развитии современной стилистической нормы?

Глоссарий:

Речевые ошибки – резкие и немотивированные отступления от императивных (строго обязательных) норм литературного языка, нарушения правильности речи.

Чистота речи - одно из коммуникативных качеств речи, отличающееся отсутствием элементов, чуждых литературному языку по нравственным и эстетическим соображениям.

Богатство речи или разнообразие речи – одно из коммуникативных качествречи, отличающееся широким применением средств лексической и синтаксической синонимии, постоянным обновлением словесных связей, богатством интонации, повышенной вариативностью в использовании языковых средств.

Ошибки лексико-стилистические – разновидность стилистических ошибок, состоящая в неправильном выборе слова в зависимости от стилистической окраски.

Ошибки грамматико-стилистические - разновидность стилистическихошибок, возникающих при таком употреблении грамматических форм и таком синтаксическом построении предложений, которые приводят к нарушениям стилистических норм.

Просторечная лексика – слова, словоформы и словосочетания, присущиеобиходно-бытовой речи разных социальных слоев, стоящей за пределами литературного языка или на его периферии.

Диалектизмы – элементы какого-либо территориального диалекта, широко используемые за его пределами, в общей речи.

Жаргонизмы – слова и обороты, входящие в состав какого-либо жаргона и при этом широко используемые за его пределами, в общей речи.

Арготизмы – слова и обороты, входящие в состав какого-либо арго(условная речь относительно замкнутой социальной группы или сообщества, с элементами «тайности») и при этом широко используемые в общей речи.

Профессионализмы – слова и словосочетания, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка.

 

Неделя 13

Тема: Культура речевого поведения в профессиональной сфере. Устная речь как показатель образованности и культуры человека. Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенных коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью. Культура и традиции. Праздники и искусство в жизни человека.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Речевое поведение в том или ином национально-культурном сообществе представляет собой сложное явление, которое требует всестороннего рассмотрения. Специфика речевого поведения в таком сообществе во многом определяется его культурными традициями.

К числу культурологических особенностей общения относятся следующие:

· дистанция между собеседниками;

· активность в использовании невербальных средств общения;

· использование интонации для выражения эмоций;

· устойчивость набора речевых формул и невербальных знаков для ситуаций повседневного общения;

· интенсивность использования стереотипных речевых формул;

· степень активности адресанта и адресата;

· тенденция к индивидуализации стандартных речевых средств;

· роль говорящего в процессе общения;

· отношение к собеседнику;

· типичная для сообщества степень вежливости

Профессиональное общениепредставляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Культура профессиональной деятельности во многом определяет её эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста.
Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист - ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения. Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать своё психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков. Культура профессиональной речи включает:

· владение терминологией данной специальности;

· умение строить выступление на профессиональную тему;

· умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

· умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста. В коммуникативную компетенцию входит, как само умение общаться, обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность.
Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы.

Условно речевые упражнения -упражнения, которые формируют и развивают речевые навыки; имеющие коммуникативную задачу. Основной признак этих упражнений – грамматические действия в них совершается под управлением учащихся, с помощью подсказок (план, вопрос).

а) имитативные – многократное прослушивание и проговаривание предъявленных грамматических образцов (например, краткие ответы на вопрос, согласие, подтверждение).

б) подстановочные – предполагают другое лексическое наполнение предложенной грамматической конструкции (возразить, помочь вспомнить).

в) трансформационные – учащиеся должны вспомнить и использовать названные в исходной грамматической структуре лексические единицы в нужной форме (высказывание по аналогии, расспрос).

г) репродуктивные –ученики сами выбирают, какую лексическую единицу употребить(свободный ответ на вопрос)

Текст 1

Во многом, современное понятие «культуры» как цивилизации сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем, это понятие, с одной стороны, стало включать отличия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антипода понятию «природы». Культура (лат. cultura, от colo, colere — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений (религиозный культ, фобии, мысли, подражание) человека, проявлением его субъективности, а иногда объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать. Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Арнольд писал: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено».

Группы людей, живущие отдельно друг от друга, создают различные культуры, между которыми, однако, может происходить частичный обмен. Культура постоянно изменяется, и люди могут изучать её, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации к внешнему миру.

Каждая культура имеет свои границы и должна рассматриваться как единое целое с использованием собственных положений. В результате этого появилось понятие «культурного релятивизма», мнения, согласно которому один человек может принять действия другого человека, используя понятия его культуры, а элементы его культуры (обряды и т. д.) — через понимание системы символов, частью которых они являются.

Культура является предметом изучения философии, истории, искусствознания, социологии, культурологии, истории культуры, лингвистики, так называемых междисциплинарных исследований.

Понятие «культура» имеет глубокие корни, которые уходят в античность. В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души». В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы. Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е. не будет культуры.

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка СамуэляПуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». И. Г. Гердер(1744—1803), вводивший в конце 80-х годов XVIII века в научный обиход термин культура, прямо намекал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом «земледелие». Слово культура вошло в русский язык лишь с середины 30-х годов XIX века.

Задания к тексту:

1.Докажите, что вам дан научный текст.

2.Какую информацию несет текст?

3.Проследите композицию текста?

4.Какие термины указывают на научность данного текста?

5.От абзаца к абзацу проследите логику изложения научного материала.

6.Как вы понимаете термин «культура»?

7.Культуры каких народов синтезировались в Казахстане? В чем это проявляется?

8.Объясните речевой оборот «культура души».

9.Прочитайте стихотворение Евгения Вадимова, какую информацию и чувства несет стихотворение?

10.Опираясь на композицию и логику стихотворения, составьте рассказ «Культура казахского народа».

Русская Культура

Русская культура - это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой -
Русская культура - это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..

 

Русская культура - это сказки нянины -
Песни колыбельныя, грустныя до слез -
Русская культура - это разрумяненный
В рукавицах-варежках дедушка-мороз…

 

Русская культура - это дали Невскаго
В серо-белом сумраке северных ночей -
Это - радость Пушкина, горечь Достоевскаго
И стихов Жуковскаго радостный ручей.

 

Русская культура - это то, чем славится
Со времен Владимира наш народ большой:
Это наша женщина, русская красавица -
Это наша девушка с чистою душой!..

 

Русская культура - это жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне -
Русская культура - это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране.

 

11.Напишите эссе на тему: «Что значит быть культурным человеком»?

12.Располагая знаниями о культуре, подготовьте речь или сообщение о целесообразности выбора вами вашей будущей профессии, учитывая, при этом, особенности речевого поведения.

Текст 2

По традиции гостя угощают национальными казахскими блюдами за дастарханом (накрытым столом) и, конечно же, в юрте.

Юрта – один из самых совершенных видов переносного жилища. Это удобный и практичный дом, идеально приспособленный к условиям природы и образу жизни – одно из величайших изобретений Евразийских кочевников. Она легко разбирается (говорят, что казахская женщина может сделать это за полчаса) и перевозится лошадьми или верблюдами.

Юрта состоит из трех основных элементов: складного решетчатого основания «кереге», шестов, поддерживающих купол «уык» и круглой вершины купола «шанырак». Еще в древности тюрков называли самым искусным народом в изготовлении войлока. Казахи применяют его для покрытия и внутреннего убранства юрты, а также для изготовления ковров, одежды, обуви. Казахи живут в миреорнаментов, свои юрты они богато украшают коврами и разноцветной вышивкой.

Предметы быта – упряжь, войлочные ковры-текеметы, изделия из дерева, кости и металла – все щедро украшается. Богатой вышивкой покрываются головные уборы, одежда, сумки и попоны. Из дерева мастера изготавливают чаши и черпаки для кумыса (напитка из молока кобылицы) и покрывают их искусной резьбой. Кровати и сундуки украшаются рогом архара и горного козла. Из кожи изготавливают плети, пояса, упряжь и фляги (торсыки) для воды и кумыса. Казахские мастера весьма искусны и в ювелирном деле.
Степные зергеры (ювелиры) предпочитают работать с благородным белым серебром. Вам наверняка понравятся казахские серьги в виде колокольчиков, полумесяцев, со множеством подвесок, оригинальные браслеты-блезики и традиционные комплекты из трех перстней, соединенных с браслетом тонкими цепочками.

Национальная одежда казахов варьируется в зависимости от региона. Чапан - это мужская одежда вроде халата с поясом, сделанная из бархата и украшенная вышивкой. Мужчины носят также мягкие тюбетейки, высокие фетровые колпаки или охотничьи шапки-ушанки из лисьего меха (малакай). Женский национальный костюм состоит из белого хлопкового или цветного шелкового платья и вышитого бархатного жилета, шапочки или шелкового платка. Пожилые замужние женщины покрывают голову кимешеком – белой накидкой, оставляющей лицо открытым. Невесты одевают высокую, остроконечную, богато украшенную шапку саукеле с пучком перьев на макушке.

Казахи высоко ценят искусство красноречия и почитают своих акынов – поэтов-импровизатров, которые выступают на публичных состязаниях (айтысах) под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов: двухструнной домбры и смычкового инструмента кобыза.

Наурыз (Новый Год) – один из главных праздников в Центральной Азии. Он отмечается в день весеннего равноденствия, 22 марта. В этот день улицы городов и сел преображаются. Гостей встречают в праздничных юртах и угощают ритуальным блюдом "Наурыз коже", приготовленным из семи традиционных ингредиентов. Те, кто отмечают этот праздник, почти в месяц длиной, прощают друг другу долги и обиды.

Национальные игры – непременный атрибут праздника. Это казакшакурес (казахская борьба), байга (скачки на большие дистанции – 25, 50 или 100 км), кокпар (всадники пытаются схватить и вырвать друг у друга козлиную тушку), кыз-куу («догони девушку»), и алты бакан (качели на шести столбах)

Задания к тексту:

1.Какова тема текста?

2.В чем состоит идея текста?

3. Разделите структурно текст на вступление, основную часть, заключение.

4.Данный текст построен по заранее заданной схеме или имеет относительно свободное построение?

5.Разделите текст на абзацы и выделите тему каждого абзаца.

6. Составьте рассуждение «Влияние степи на традиции и обычаи казахов», начните рассуждение строчками стихотворения Д. Мулдагалиева:
Прекрасна ныне степь!
Скрывая тайны,
Она желтела долгие века.
Курмангазы, я знаю, не случайно
Свой лучший кюй назвал – "Сары-Арка".

7.Дополните, какие традиции и обычаи казахов вы знаете?

8.Традиционноказахская речь богата пословицами и поговорками.Пословицы у казахов четкие и иногда комичные. В них вложены мысли неимоверной глубины, их суть понять легко. Объясните смысл пословиц:

Умный честь свою оберегает, скупой скот свой оберегает.
Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.

9.Подберите пословицы, связанные с бытом и обрядами казахского народа.

10.Подготовьте презентацию одного из свадебных обрядов казахов.

Текст 3





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.024 с.)