Реферирование статьи (реферат) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реферирование статьи (реферат)



Вводная часть реферата

Автор статьи – известный ученый…

Статья носит название …заглавие …называется… озаглавлена… опубликована в …-содержит … страниц

Тема

Тема статьи…

Это-статья на тему…статья посвящена теме (чего)…проблеме…вопросу

3. Проблема стат -речь идет о (чем)…говорится о (чем)…рассматривается (что)…

В статье дается оценка, анализ (чего)…обобщается (что)…дается изложение (чего)…

Композиция

Статья делится на … части (-ей)…состоит из … частей…начинается с (чего)…

Описание основного содержания статьи

Во введении формулируется (что)…дается определение (чего)…определяются цель…задачи -(чего)…

В статье излагаются цели…задачи (чего)…

Далее дается общая характеристика -проблемы…глав исследования…частей

В статье автор -ставит…затрагивает следующие проблемы:…освещает…останавливается на следующих проблемах:… касается следующих вопросов:…

В основной части статьи дается подробное описание (чего)…аргументация (чего)…излагается (что)…дается обобщение (чего)…научно обоснованное описание (чего)…

В статье затронуты такие вопросы, как …

Иллюстрация автором своих положений

Автор приводит примеры того, как…факты (цифры,данные), подтверждающие (иллюстрирующие) его положения…

В статье дается сопоставительная характеристика (чего)…

Заключение. Выводы автора

Автор приходит к выводу, что…заключению о том, что…

В конце статьи подводятся итоги (чего)…

В заключение автор говорит, что утверждает,

Выводы референта

В итоге можно прийти к выводу, что …сказать, что…

Текст1

В основе переработки первичного текста во вторичный лежат трипроцесса: сокращение, замена, введение нового. Эти процессы, в свою очередь, связаны с двумя противоположными методами: упрощением и усложнением. Сокращение предполагает удаление из текстовой ткани избыточной ивторостепенной, дополнительной информации. Оно выражается также визъятии отдельных структурных элементов текста и лексико-грамматических единиц.

Процесс сокращения сопровождается преимущественно упрощением. Замена– это трансформация содержания и перефразирование языка. Переструктурирование содержания и перефразированиеязыка– это не просто замена, но и введение элементов нового. Однако это

новое на уровне замены укладывается в рамки полного или краткого воспроизведения содержания исходного сообщения при сохранении его идейно-тематической основы. Введение нового в собственном смысле словасвязано с выходом в свободную передачу или трактовку информации исходного текста. Это приводит к разрушению идейно-тематической основы первичного текста и замене ее новой. В результате замены первичного текста вторичным имеет место создание обобщений и абстракций содержания. Это поиск новых, более емких форм и средств представления информации.

Задания к тексту:

1.Сохраните в тексте только самые общие суждения, оформив вторичную информацию в виде скомпрессированноготекста.

2. Удалите из текстовой ткани первоисточника дополнительные ветви информации, оформив вторичную информацию ввиде усеченного текста.

3. Удалите из текста самую частную информацию, оформив вторичную информацию в виде сокращенного текста.

Задания

1.Напишите реферат, о жизни и творчестве русских поэтов (по выбору).

2.Составьте информативный реферат(реферат-конспект) к тексту.

3.Укажите предмет и цель реферируемого источника, озаглавьте реферат-конспект.
4.Составьте обзорный реферат(реферат-обзор) на основетекстов, объединенных общей темой.

5.Найдите в абзаце предложение, высказывание, которое может служить заголовком.

6.Найдите и отметьте абзацы, содержащие конкретную информацию.

7.Определите количество фактов, излагаемых в тексте.

8.Обобщите 2-5 предложений (или абзац) в одно.

9.Найдите в каждом абзаце главную, основную информацию и дополнительную, разъяснительную.

10.Изложите основные положения текста в виде плана.

11.Выделите ключевые слова и фрагменты в каждом отмеченном по степени информативности абзаце.

12.Обобщите материал.

13.Составьте логический план текста.

Глоссарий:

Реферат– вторичный документ, представляющий собой результат свертывания информации первичного документа.

Информативный реферат - (рефераты-конспекты) – содержат в обобщенном виде все основные положения первичного документа.

Индикативные (указательные, или рефераты-резюме) – содержат основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа.

Контрольные вопросы:

1.Что такое реферат?

2.Назовите виды рефератов

3.Что означает информативный реферат?

4.Что такое индикативный реферат?

Неделя 7

Тема: Рецензирование научного текста.Структура научной рецензии. Отзыв о научной работе. Структура научного отзыва. Резюме-выводы как текст вторичной информации. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов.

Справка

Отзыв - это критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение о чем-нибудь, оценка чего-нибудь. В отзыве, как правило, отсутствует детальный анализ, важной является общая оценка.

Отзыв может быть официальным и неофициальным. В первом случае он сближается с рецензией, во втором - с высказанной оценкой: понравилось - не понравилось.

Части отзыва Лексическое
1часть- Вводная (оценочная) Посвящена важной проблеме, актуальному вопросу, исследуется, рассматривается важный вопрос, ставятся актуальные, нужные, злободневные вопросы.
2 часть - Описательно- оценочная Довольно убедительно, подробно, основательно, совершенно верно; убедительно доказывает, аргументирует; своевременно обращает внимание, заслуживает внимания, главное достоинство, я согласен (не согласен, полностью), разделяю мнение автора, я счита..., согласен) не согласен с утверждением, можно согласиться, представляется ценным, полезным, нужным, считаю обоснованным; заслуга автора
3часть Вывод оценка Представляется правильным вывод о том, что...; итак, автор совершенно правильно приходит к выводу; в статье представлен глубокий полезный материал для...; думается, что...; статья имеет большое познавательное значение...; статья представляет интерес.

 

Задание. Ознакомьтесь с образцами отзыва и рецензии, составленными по тексту «Научно-техническая революция»

Отзыв

О статье...(инициалы, фамилия автора в родительном падеже) «Научно-техническая революция»

Изучение вопросов о сущности, роли и возможности научно-технической революции уже имеет определенную историю. Причем они связаны как с общим проблемами прогресса цивилизации, так и с более частными: НТР и человек, научно-техническая революция и экология и др.

В статье характеризуется производство, создаваемое НТР как четырехзвенное, и на основе этого определяется место человека в производстве.

Автор отмечает, что автоматизация вытесняет человека из непосредственного процесса материального производства, что ведет к изменению его функций. При этом справедливо отмечается, что научно- техническая революция создает качественно новые производительные силы.

Автор убедительно излагает материал и подводит к выводу о том, что научно-техническая революция - это прогресс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни, в частности, создаются предпосылки для всестороннего и гармонического развития личности.

Полагаем, что статья может быть полезной для широкого круга людей, занимающихся изучением вопросов о научно- технической революции.

 

Рецензия

на статью...(инициалы, фамилия автора в родительном падеже) «Научно-техническая революция»

В наше время, когда научно-техническая революция привела уже к определенным качественно новым изменениям в обществе, произошло теоретическое осмысление данного явления.

Автор работы ставит вопрос о том, как научно- техническая революция повлияла на роль человека в процессе материального производства и его производительные функции и, соответственно, как это затронуло общественную жизнь в целом.

На определение научно-технической революции в социальном плане уже сложился определенный взгляд, который разделяется и автором статьи. Он заключается в том, что НТР- это прогресс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни. В этой связи было бы желательным остановиться более подробно на отрицательных факторах НТР с целью того, чтобы наметить пути их преодоления. В этом бы состояла значимость статьи.

В статье убедительно освещается вопрос о том, как на основе научно-технической революции создаются предпосылки для всестороннего и гармонического развития человека, но при условии социальной ориентации НТР. Следовало бы развить данную тему, потому что происходящие сейчас в мире процессы свидетельствуют о том, что в ряде случаев научно - техническая революция отрицательно влияет на человека.

В целом материал в рецензируемой статье изложен грамотно, последовательно. Поскольку работа носит общеобразовательный характер, она может быть полезной для всех, занимающихся изучением данного вопроса.

Задания

1 .Напишите отзыв и рецензию на статью.

Академическое красноречие

Это одно из древнейших полей языкового поиска - высокое мастерство общения с учениками. Это Сократ, Платон, Аристотель, а в России 19-20 вв. - С.Соловьев, В.Ключевский, Н.Бердяев, В.Виноградов, К.Тимирязев, А.Лосев, Д.С. Лихачев и многие другие. Как педагоги эти признанные мыслители и ученые формировали и оттачивали мастерство учебных диалогов, дискуссий, эвристических бесед на лекциях в университетах, на публичных выступлениях. Основные принципы, которыми они руководствовались: научная глубина излагаемого материала, точность, логика (обоснованность, доказательность, поиск истины), знание и учет адресата, умение устанавливать контакт с аудиторией, находить уровень доступности, интереса, мотивации, достигать ответного развивающего эффекта.

Университетский профессор дает образцы культуры мышления, он ведет за собой студентов. Суть университетского образования не только в новизне излагаемого, но и в реализации методов исследования. Профессор будит мысль студентов, стимулирует их способности и одаренность, зажигает стремления.

Среди опытных профессионалов была проведена анкета с единственным вопросом: что запомнилось из студенческих лет? На первом месте оказалось живое общение с профессором, светлая зависть его эрудиции, горению, успехам. На втором месте - собственный поиск, споры, написание и защита дипломной работы.

Разновидностью академического мастерства является педагогическое общение - в школе, в семье. Главное в таком общении - создание атмосферы близости, доверия, благоприятного эмоционального климата; артистизм учителя, воспитателя, устраняющий психологические барьеры. Однако учитель все же планирует свои действия по этапам: моделирование предстоящего общения; его организация и исполнение намеченного - с возможными вариантами, «управление ходом общения; контрольно-оценочный этап - для себя, разумеется. Учителю, воспитателю необходимо, безусловно, безупречно владеть собой и языком, механизмами речи, оперативно ориентироваться в меняющихся условиях, не упускать основную цель, видеть перед собой не объект воздействия, а живую, более того, - животрепещущую личность. Не подавить ее, а помочь!

Задание. Напишите отзыв и рецензию на статью из учебной литературы по специальности.

Справка

Резюме – краткое изложение сути написанного, прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего – либо.

Структура резюме:

- описание

- упоминание

- акцентирование

- иллюстрация

Текст 1

Научное познание прошло долгий и сложный путь развития. Мощнейшим стимулятором для развития естественных наук явилась первая промышленная революция. Взгляд на природу как объект, независимый от человека, выработанный Ф. Бэконом, Г. Галилеем, Н. Коперником, И. Ньютоном и другими мыслителями, имел огромное значение для естествознания. При вступлении в эпоху научно - технической революции главной целью науки стало исследование разнообразных проявлений человеческой деятельности.

Задание к тексту:

1 Переведите на казахский язык составленное резюме.

2.Прочитайте микротекст, выпишите незнакомые слова, определите их значение по словарю.

3.Назовите лексические единицы текста, указывающие на его принадлежность к научному стилю.

4.Запишите употребленные в тексте слова и словосочетания с терминологическим значением: научное познание, развитие, стимулятор, естественные науки, промышленная революция, эпоха, исследование, человеческая деятельность.

5.Переведите данные слова на казахский язык и установите, свойствен ли терминологической и общественной лексике факт межнациональной принадлежности.

6.Отметьте многозначные слова, употребленные в тексте с терминологическим значением. Составьте предложения, в которых данные слова будут выступать с нетерминологическим значением.

7.Выпишите слова с отвлеченным значением, составьте с ними словосочетания.

8.Выпишите из текста предложения, включающие характерные для научной речи конструкции, служащие для квалификации лица, предмета, явления.

Контрольные вопросы:

1.Что такое рецензия?

2.Как построить резюме-выводы?

3.Как правильно написать отзыв?

4.Как правильно составить рецензию?

Глоссарий:

Монография – научное исследование, посвященное одному вопросу, теме.

Статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле и т.д.

Термин – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства.

Научно-учебный подстиль - это язык учебной литературы, в которой даются основы той или иной науки (в школьных учебниках) или углубленное изучение той или иной науки (в вузовских учебниках), рассчитанной на формирующихся специалистов, для которых получаемая информация является обязательным компонентом той суммы знаний, которая необходима для приобретения специальности

9. Научно-популярный подстиль -это подъязык научно-популярной литературы, рассчитанной на широкий круг читателей, основной целью которой является популяризация научной информации.

Неделя 8

Тема: Определение культуры речи. Две ступени освоения литературного языка:1) правильность речи (умение правильно говорить и писать); 2) речевое мастерство (умение употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения). Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) диспозитивные (вариантные) нормы.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определённый период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

· соответствие структуре языка;

· массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;

· общественное одобрение и признание.

Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определённый этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путём.

К основным источникам языковой нормы относятся:

· произведения писателей-классиков;

· произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

· публикации средств массовой информации;

· общепринятое современное употребление;

· данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

· относительная устойчивость;

· распространённость;

· общеупотребительность;

· общеобязательность;

· соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную. Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации.

Нормированность речи - это её соответствие литературно-языковому идеалу.

Нормы языка делятся на императивные (обязательные) и д испозитивные (восполнительные, не строго обязательные). Императивные нормы языка не допускают вариантов, напр., нельзя вместо "алфав и т" произносить "алф а вит", вместо "катал о г" - "кат а лог", вместо "догов о ры" - "договор а ", вместо "пр и нял" - "прин я л", вместо "звон и т" - "зв о нит".

Диспозитивные нормы языка допускают варианты, связанные с обиходным просторечием или профессиональным сленгом: "к о мпас" и "комп а с" у моряков, "[ш] то" (строго литературное произношение с[ш]) и "[ч]то", "напроказничать" и "напроказить" (просторечие).

Различают такие нормы языка, как грамматическая, орфографическая, орфоэпическая, лексическая. Грамматическая норма литературного языка: "хотят" (но не "хочут"), "мяукают" (но не "мяучат"), "работают" (но не "робят"), "преследуют" (но не "преследовают"), "бережет (но не "берегет"). По о рфографической норме слово "агентство", напр., пишется с 2-ми "т", а не с одним ("агенство"). Орфоэпическая или произносительная норма не допускает произнесения: "константация" вместо "констатация", "договор" вместо "договор", "пи-эр" вместо "пи-ар". Лексическая норма (англ. lexicalnorm) определяет автоматический выбор правильных словоформ, характерных для литературного языка: культурный человек не скажет "кура" вместо "курица", "мобил" вместо "мобильник", "благодаря чего" вместо "благодаря чему", "ложить" (языковая тайна: как более неправильно, "ложить" или "ложить") вместо "класть".

Наиболее сложны литературные или стилистические нормы языка, которые связаны с языковым чутьем, вкусом и стремлением следовать лучшим образцам правильной речи. Литературные нормы наиболее социально значимы, социально ориентированы, и связаны с понятием "литературный язык". Само понятие, когда-то возникло (и затем расширило свои смысловые границы) потому, что в XIX в. знакомство с произведениями литературы считалось очень важным занятием. В эпоху, когда не было кино, ТВ и радио, именно чтение литературы (художественной, публицистической, научной) помогало осваивать "образцовую" речь, ее нормы. К тому же, знание письма, грамотность, была привилегией (слово "литера" букв.означает "буква").

 

Текст 1

Дикция (от лат. Dictio - произнесение) – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных (произносительных) характеристик речи.

Дикция, являясь одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для работника телевидения и радио, поскольку его речь слушает огромная аудитория. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и, следовательно, затрудняет понимание слушателями говорящего.

Работа над дикцией заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. Начинать следует с общей артикуляционной гимнастики, а затем переходить к тренировке отдельных звуков. Полезно записать чтение какого-либо текста на магнитофон и проанализировать запись. По результатам анализа следует определить, над артикуляцией каких звуков надо работать в первую очередь. Выполняя работу над дикцией, следует особое внимание уделять четкости работы органов речи, т. е. тщательно соблюдать артикуляционные характеристики.

Чрезвычайно полезны для выработки дикции скороговорки. Работа над скороговоркой имеет свои особенности. Вначале нужно прочесть ее, уяснить смысл. Затем приступают к беззвучной артикуляции, т.е. скороговорка не произносится, а просто тщательно воспроизводится работа органов речи без участия голоса. Во время такой беззвучной артикуляции органы речи приучаются к правильной работе по образованию тех или иных звуков. После этого можно произносить скороговорку вслух, вначале неторопливо, тщательно артикулируя. Если пренебречь полным набором артикуляционных движений, то неизбежен сбой в произнесении всей скороговорки. Так, следя за четкостью артикуляции, т.е. за дикцией, скороговорку произносят, постепенно увеличивая темп.

Задания к тексту:

1.Выполните конспект данного текста.

2.Определите стиль и жанр текста.

3.Выпишите из текста причастия и деепричастия, выделив суффиксы, обозначив вид.

4. Произведите синтаксический разбор сложных предложений из текста, указав, при этом, на тип придаточных в СПП.

5.Подумайте и вспомните, не приходилось ли вам слышать ил учить скороговорки. Потренируйтесь произнести их вслух.

6. Потренируйтесь над произношением скороговорок:

1.Купи кипу пик.

2.Речист как наш Феклист.

3.Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку!

4.Каково волокно – таково полотно.

5.На острую косу много сенокосу.

6.Полчетверти четверика гороху без червоточинки.

7.Апрель с водою, а май с травою.

8.Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.

9.От топота копыт пыль по полю летит.

10.Летят три пичужки через три пусты избушки.

11.Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

12.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

13.Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, продал и так.

14.Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

15.Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

Задание 1. «Хамелеон».

Цели:

- использование образной и эмоционально окрашенной лексики; развитие навыков полемики;

- развитие стрессоустойчивости.

Студентам предлагается подготовить дома или в аудитории любой текст (каждый - свой), чтобы затем в течение 2-3 минут изложить его исключительно в «хвалебном», «положительном» ключе, широко используя образную и эмоционально окрашенную лексику.

Во время занятия напарник говорит то же самое, только «отрицательном» ключе. Затем участники меняются ролями.

Задание 2. «Продавец»

Цель:

- развитие навыков убеждения

Подготовьте дома или в аудитории небольшую речь, чтобы затем убедить своих однокурсников купить:

- ласты;

- самовар;

-белую ручную мышку;

- большой оранжевый зонт.

Задание 3. «Избегание».

Цель:

- формирование стратегий избегания барьеров общения.

Напишите сначала вежливые формы обращения с просьбой (например, прошу вас; будьте так любезны и др.), затем – вежливые формы отказа (например, к сожалению, не смогу вам помочь и др.). Укажите формы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.

Задание 4. Исправьте ошибки

1.Автор сказал рецензенту, что вы не можете не замечать того нового, что имеется в работе.

2.То, что происходит сейчас на факультете, это настоящий анонс.

3.Прфессор показал мне курсовой проект и сказал, что он устарел.

4.Следует отметить следующие особенности.

5.Устав после лекций, мне уже не работалось.

6.Можно согласиться с теми главами этого реферата, где не содержится никаких внутренних противоречий.

7.Они уже сейчас готовые к экзамену.

8.Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании.

9.В январе месяце начинается выдача удостоверений нового образца.

10.Я попросил подругу принести свои записи лекций.

11. Правильно определив цели и задачи исследования, эксперимент показал следующее...

12.В курсовых работах допускаются орфографические ошибки.

13.Эта статья

Задание 5.

1.Оцените уровень культуры речи (высокий, средний, низкий) текстов, характеризуя связь предмета речи, цели, стиля.

2.Назовите предмет речи каждого текста и предложите иной (свой) вариант речи, содержащей тот же предмет.

А) - Ты не хочешь сходить на выставку?

- Завтра приезжает брат.

Б) -Растем. Растем, а Захар Семеныч?

-Растем-то, растем, да не совсем так, как надо, елки зеленые. Бывает, что и в бок вытираем и на сторону хилимся

Это ты о чем?

А о том, что нет в хозяйстве нашем настоящего порядка. (по П. Бровка)

В) -Помогает глазам-то?

-Не пузырек бы, так давно бы уж ослеп. Им только и держусь. (по В. Шукшину)

Г) Новгородский Кремль 5 октября испытал нашествие спортивно одетой молодежи. Интересующиеся могли узнать о проведении Осеннего городского кросса (из газет).

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение культуре речи.

2. Назовите типы норм литературного языка

3.Что такое дикция?

4.Является ли дикция одним из условий правильности речи?

Глоссарий:

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи

Нормированность речи - это её соответствие литературно-языковому образцу

Языковые нормы - это правила использования языковых средств в определённый период развития языка

 

Неделя 9

Тема: Качества хорошей (образцовой) речи. Правильность речи. Правильный выбор слова и формы слова. Особенности построения простых и сложных предложений. Точность речи. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений. Культура профессиональной речи – образцовая речь моей специальности.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. К основным качествам речи профессор Б.Н.Головин относил правильность, точность, чистоту, ясность, логичность, богатство, выразительность и уместность речи.

Правильность речи - качество речи, состоящее в соответствии ее звуковой (орфографической), лексической и грамматической структуры принятым в языке литературным нормам. Правильность является базовым качеством речи, обеспечивающим придание речи других, более сложных качеств, таких как выразительность, богатство, логичность.

Правильность речи достигается благодаря знанию норм литературного языка и внимательному их применению при построении речи.

Точность речи - коммуникативное качество речи, состоящее в соответствии ее смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего.

Точность речи зависит от правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, учета многозначности и омонимии, правильного сочетания слов.

Причины нарушения точности речи: не замечаемая говорящим синтаксическая омонимия, использование длинных однотипных грамматических конструкций, нарушение порядка слов в предложении, загромождение предложения обособленными оборотами и вставными конструкциями, речевая избыточность и недостаточность.

Точность речи достигается на основе четких представлений о значениях слов, умения точно употреблять синонимы, разграничивать контексты употребления многозначного слова.

 

Текст 1.

Один остроумный писатель говорил, что есть пятьдесят способов сказать слово ДА и пятьдесят способов сказать слово НЕТ, а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ.

Можно ли согласиться с этим замечанием? Пожалуй, можно, но все-таки…

Действительно, способов произнести слово, даже самое короткое, есть великое множество. Произнесенное нами НЕТ может быть спокойным или взволнованным, сердитым, радостным или печальным. Ваш голос может при этом звучать мягко или твердо. И всегда это при записи, конечно, не передашь. И записывается слово только одним способом – составляющими его буквами. Но… Вот одно и то же слово, записанное несколько раз: ДА, ДА! ДА? ДА?! ДА… ДА.

Произнесите в уме эти слова, мысленно вслушайтесь в их звучание. Вряд ли они прозвучат для вас одинаково.

Вам ясно, что ДА с точкой – это спокойное ДА, но это спокойствие может быть мужественным, решительным или горьким. ДА с вопросительным знаком – это ДА, выражающее вопрос, сомнение, недоумение ил просьбу что-то позволить. ДА с вопросительным и восклицательным знаками – сильное недоумение (в этом случае ДА?!Можно перевести как НЕУЖЕЛИ?), с восклицательным – сильное чувство (может быть, радость или гнев). С многоточием - это неуверенность, растерянность, размышления, которым еще трудно облечься в слова, огорчение, разочарование. Запятая после ДА как бы свидетельствует: сейчас будет сказано о том, что именно подтверждается этим ДА; двоеточие – сигнал того, что последует объяснение, почему сказано ДА.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства – знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума»,- писал основоположник русской грамматики М.В.Ломоносов.

При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим если не 50, и не 500 способами, то, во всяком случае не одним, а несколькими. Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда…даже и вместо слов

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак «?». Издатель также ответил письмом без слов: «!».

Как огромно смысловое и эмоциональное наполнение этих сверхкоротких писем! Письмо В.Гюго содержит и тревожные вопросы («Ну как? Понравилось ли? Можно ли будет это издать?»), и тонкий юмор, позволяющий писателю с достоинством переносить состояние тревожного ожидания. Ответ издателя может иметь примерно такое словесное выражение: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-либо держал в руках! Я ее немедленно издам!».

И всю эту гамму мыслей и чувств он выразил одним коротеньким значком «!», окрашенным одновременно и тем же юмором, с которым сочинил свое письмо автор «Отверженных».

Примерно так же поступаете и вы, когда, желая похвалить кого-нибудь и сделать это весело, сжимаете руку, поднимаете кверху большой палец и говорите «Во!». Маленькая эпистолярная шутка, разыгранная В.Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», то есть хорошо понимать знаки препинания.

Задания к тексту:

1.Внимательно прочтите отрывок из книги «Секреты пунктуации» (Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации.-М.: Просвещение, 1986).

2.Подберите как можно больше заголовков к рассказу, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными, или образными, яркими, эмоциональными.

3.Запишите подобранные заголовки.

4.Сократите рассказ – передайте содержание максимально сжато.

5.Выпишите из текста существительные, обозначьте их разряд.

6.Укажите лексические и морфологические особенности данного текста, определите его стиль и жанр.

7.Обратите внимание на построение предложений в тексте. Произведите синтаксический разбор нескольких предложений по выбору, отметив особенности их построения.

 

Задание 1.Найдите речевые ошибки. Какие из них связаны с отсутствием точности речи? С помощью толкового словаря установите причину и характер возникшего нарушения (непонимание лексического значения слова, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости и т.д.). Исправленные предложения запишите.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.127 с.)