Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановление кс РФ от 11. 12. 98г. По делу о толковании положений Ч. 4 статьи 111 Конституции РФ

Поиск
  Тема и правовые кате­гории в решении КС РФ Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ.   - трехкратное отклонение представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой; - согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; - возможность формирования конституционного обычая; - обязательное последствие трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом РФ кандидатур  
  Субъект обращения в Суд представители Государственной Думы, направившей запрос в КС РФ, - депутат Н.И. Шаклеин, доктора юридических наук В.В. Лазарев и В.М. Сырых  
  Основание рассмотре­ния дела Судом обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ  
  Предмет рассмотрения (оспариваемое или тол­куемое положение нор­мативного правового акта) Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ.  
  Позиция субъекта об­ращения Согласно части 4 статьи 111 Конституции РФ после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Государственная Дума просит дать толкование этой конституционной нормы, а именно разъяснить, вправе ли Президент РФ вновь представить отклоненную Государственной Думой кандидатуру Председателя Правительства РФ и каковы правовые последствия трехкратного отклонения Государственной Думой одной и той же кандидатуры на указанную должность. Государственная Дума считает, что, по смыслу положений статьи 111 и связанных с ней статей 83 (пункт "а"), 84 (пункт "б") и 103 (пункт "а" части 1) Конституции РФ, Президент РФ не вправе повторно представлять одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ, а Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ только после отклонения ею трех разных представленных им кандидатур Председателя Правительства РФ, т.е. под "представленными кандидатурами", по мнению заявителя, в части 4 статьи 111 Конституции РФ подразумеваются разные лица.  
  Позиция противопо­ложной стороны  
  Итоговый вывод Суда, содержащийся в резо­лютивной части реше­ния Положение части 4 статьи 111 Конституции РФ о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента РФ предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение - с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией РФ или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике. После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ - независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, - Государственная Дума подлежит роспуску.  
  Мотивы принятого Судом решения По буквальному смыслу части 4 статьи 111 Конституции РФ, оцениваемой во взаимосвязи с другими положениями этой статьи, словосочетание "трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства РФ" может означать и трехкратное отклонение кандидатуры на должность, и трехкратное отклонение представленных лиц, предлагаемых на должность. Отсюда следует, что текст статьи 111 Конституции РФ сам по себе не исключает ни одного из двух названных вариантов. Из части 4 статьи 111 Конституции РФ во взаимосвязи с другими конституционными положениями, касающимися статуса главы государства, следует, что выбор представляемой Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ является прерогативой Президента РФ. Конституция РФ, не ограничивая данное право, позволяет Президенту РФ самому определять конкретный вариант его реализации, а именно вносить предложение об одном и том же кандидате дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Из статьи 111 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 10, 11 (часть 1), 80 (части 2 и 3), 83 (пункт "а"), 84 (пункт "б"), 103 (пункт "а" части 1), 110 (часть 1) и 115 (часть 1), определяющими место Правительства РФ в системе государственной власти и условия и порядок назначения его Председателя, также следует необходимость согласованных действий Президента РФ и Государственной Думы в ходе реализации своих полномочий в процедуре назначения Председателя Правительства РФ. Поэтому указанная процедура предполагает поиск согласия между ними с целью устранения возникающих противоречий по поводу кандидатуры на данную должность, что возможно на основе предусмотренных Конституцией РФ или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике. По смыслу части 4 статьи 111 Конституции РФ, обязательным последствием трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ - вне зависимости от того, какой из возможных вариантов представления кандидатов при этом использовался, - является назначение Президентом РФ Председателя Правительства РФ, роспуск Государственной Думы и назначение новых выборов    
  Особое мнение (мнения) судей по решению (основное содержание)   ОСОБОЕ МНЕНИЕ Н. ВИТРУКА   Статья 111 (часть 4) Конституции РФ определяет полномочия Президента РФ после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Председателя Правительства РФ. Неопределенность, по мнению Государственной Думы, состоит в том, что из текста положений статьи 111 Конституции РФ не вытекает четкого ответа на вопрос, должен ли Президент РФ после отклонения Государственной Думой кандидата на должность Председателя Правительства РФ каждый раз представлять другого (нового) кандидата или он может представлять ту же самую кандидатуру во второй и даже в третий раз. Государственная Дума, давая согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, выступает в качестве средства сдержки, определенного противовеса, но она не может быть средством давления, так как число отклонений кандидатур у Государственной Думы ограничено. Президент, предлагая кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, должен искать и находить согласие с Государственной Думой, подбирая соответствующую кандидатуру. Способы (формы) поиска согласия могут быть различны. Именно для обеспечения такого взаимодействия Конституция РФ устанавливает и для Президента РФ и для Государственной Думы соответствующие сроки (статья 111, части 2 и 3). Исходя из буквального смысла текста статьи 111, взятого в системном виде с другими положениями Конституции РФ, вытекает следующее общее правило: Президент РФ должен представлять каждый раз новую кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ при ее отклонении Государственной Думой. В силу того, что ни Конституция, ни специальный закон не делают оговорок относительно представления одного и того же лица на должность Председателя Правительства, Государственная Дума конкретизировала порядок представления Президентом РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ и дачи согласия Государственной Думой. При этом она исходила из того, что всякий раз должен представляться Президентом новый кандидат. Постановление Государственной Думы по вопросу, относящемуся в соответствии с Конституцией РФ к ее компетенции (пункт "а" части первой статьи 103), об отклонении кандидатуры обязательно для Президента РФ. Это постановление связывает главу государства тем, что отклоненная кандидатура не может представляться повторно. В ином случае постановление Государственной Думы об отклонении кандидатуры теряет какой-либо юридический смысл. Президент РФ не может обращаться к Государственной Думе дважды (а тем более трижды) по вопросу, который уже был решен Государственной Думой.   ОСОБОЕ МНЕНИЕ В. ЛУЧИНА Положение части 4 статьи 111 Конституции РФ означает, что Президент РФ не вправе по своему усмотрению вновь вносить отклоненную Государственной Думой кандидатуру Председателя Правительства РФ. Президент может представить отклоненную кандидатуру лишь при условии достигнутого посредством взаимных консультаций согласия Государственной Думы вернуться к обсуждению и голосованию по данной кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ - независимо от того, были ли среди них ранее отклоненные кандидатуры - Государственная Дума подлежит роспуску и одновременно назначаются новые выборы. При этом Президент РФ может назначить Председателем Правительства РФ любое лицо, в том числе новое либо из представленных и отклоненных Государственной Думой кандидатов. ОСОБОЕ МНЕНИЕ В.И. ОЛЕЙНИКА согласно установленному статьей 111 и связанными с ней статьями 83 (пункт "а"), 84 (пункт "б") и 103 (пункт "а" части 1) Конституции РФ порядку назначения Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе вторично представить отклоненную Государственной Думой кандидатуру на указанную должность, представление одной и той же кандидатуры Председателя Правительства РФ три раза подряд не допускается. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 111 Конституции РФ, вследствие трехкратного отклонения одной и той же кандидатуры Председателя Правительства РФ.  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.60 (0.008 с.)