Б. Логико-семантические ошибки 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Логико-семантические ошибки



  Неверная номинация •Эт от спортсмен исполнял на своем картинге сложный трюк Эт от спортсмен исполнял на своем карте сложный трюк  
  Абсурдность, возникаю-щая при употреблении слова без понимания его значения Квинтет исполнителей состоит из восьми прекрасных певцов Квинтет исполнителей состоит из пяти прекрасных певцов или Ансамбль состоит из пяти прекрасных певцов  
  Неуместное использование эвфемизма при передаче негативных явлений действительности Мы уделяли недостаточно внимания охране муниципальной собственности Мы не уделяли внимания охране муниципальной собственности  
  Анахронизм С конца VI века в Египет устремился поток греческих туристов С конца VI века греки начали путешествовать в Египет  
         
  Алогизм Юмор А.П.Чехова мне гораздо ближе и понятнее, чемН.В. Гоголя Юмор А.П.Чехова мне гораздо ближе и понятнее, чем сатира Н.В.Гоголя  
  Подмена понятий (ошибочная метонимия) За отличную работу его наградили доской почёта За отличную работу его фотографию повесили на доску почета  
  Смешение конкретных и абстрактных понятий Образование нуждается в повышении зарплаты Работники системы образования нуждаются в повышении зарплаты  
  Смешение родовых и видовых понятий В любое время суток врач должен прийти на помощь ребенку В любое время суток врач должен прийти на помощь больному, особенно если страдает ребенок  
  Соединение взаимоисключающих понятий (ошибочный оксюморон) •Я хотел бы немного подробно об этом рассказать Я хотел бы подробно об этом рассказать  
  Сопоставление логически неоднородных понятий •При всей своей неброской внешности он обладал поразительной памятью Он обладал поразительной памятью  
Несоответствие посылки следствию •Страшна не старость, а дряхлость, поэтому лучше умереть молодым и здоровым Страшна не старость, а дряхлость, поэтому нужно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни
Нарушение причинно-следственной связи •Сидоров не мог совершить кражу, так как он хороший семьянин Сидоров не мог совершить кражу, так как в тот день он отсутствовал в городе
Пропуск логически необходимого звена в объяснении Я трудился за прилавком, за что меня и уволили Я трудился за прилавком, много раз у меня была недостача, за что меня и уволили
Излишняя лаконичность, приводящая к двусмысленности Чудо 1966 года, маленькая восемнадцатилетняя авиньонка Мирей Матье появилась с тремя своими песнями в черном платье великой Пиаф Чудо 1966 года, маленькая восемнадцатилетняя авиньонка Мирей Матье появилась с тремя своими песнями в черном платье – точной копии концертного платья великой Пиаф
Фактическая ошибка •Тополиный пух, жара, июль… Тополиный пух, жара, июнь
             

В. Грамматические ошибки

Ошибка в словообразовании Мы наблюдали массовый уезд русских из Латвии Мы наблюдали массовый отъезд русских из Латвии
Ошибка в определении рода существительного Особенно люблю пирожки с капустой или с повидлой Особенно люблю пирожки с капустой или с повидлом
Ошибка в выборе формы числа существительного или местоимения В переговорах стороны достигли значительных прогрессов В переговорах стороны достигли значительного прогресса
Ошибка в падеже (в выборе падежной формы и/или предлога) Согласно приказа директора наш отдел должен быть упразднён Согласно приказу директора наш отдел должен быть упразднён
Ошибка в согласовании Большинство фильмов, демонстрируемых в кинотеатрах, иностранных Большинство фильмов, демонстрируемых в кинотеатрах, иностранные
Ошибка в образовании форм степени сравнения Все дети, которые более ста-рше, едут на верхних полках Старшие дети едут на верхних полках
Ошибки в образовании и употреблении полной / краткой формы прилагательного (причастия) Школьники были уже готовые к выпускному вечеру   Школьники были уже готовы к выпускному вечеру
Ошибки в склонении и употреблении числительных Там, на дереве, мы обнаружили гнездо с шестьми птенцами У Инны было двое близких подруг Там, на дереве, мы обнаружили гнездо с шестью птенцами У Инны было две близкие подруги
Ошибка в образовании или употреблении форм местоимений Ребята подошли к ему Ихие взгляды на происходящее мне не близки Ребята подошли к нему Их взгляды на происходящее мне не близки
Неудачное употребление вида и времени глагола Неожиданно началась гроза и дети мчались домой Неожиданно началась гроза и дети помчались домой
Употребление невозвратного глагола вместо возвратного и наоборот Из-за приоткрывшей двери кот следил за полётом птицы Поиграйся с сестрой! Из-за приоткрывшейся двери кот следил за полётом птицы Поиграй с сестрой!
Ошибка в образовании деепричастия (причастия) или в употреблении деепричастного (причастного) оборота Узная о таких поступках, можно потерять веру в людей Познакомившись с его биографией, его творчество стало мне понятнее Узнав о таких поступках, можно потерять веру в людей Познакомившись с его биографией, я лучше понял его творчество
Ошибки в употреблении союза В сигаретном дыме содержится до 4000 химических соединений, такие как углекислый газ, аммиак и даже цианид В сигаретном дыме содержится до 4000 таких вредных химических соединений, как углекислый газ, аммиак и цианид
Неверный порядок слов   Вспоминаю яблоневый любимый сад Также я люблю играть в футбол и хоккей Вспоминаю любимый яблоневый сад Я люблю также играть в футбол и хоккей
Использование «двойного» подлежащего Наследственность она может проявляться во многом Наследственность она может проявляться во многом
Ошибки в оформлении прямой или косвенной речи Врач заявил мне, что: «Вы уже здоровы» Врач заявил мне: «Вы уже здоровы» или Врач заявил мне, что я уже здоров

Упражнения

Упражнение № 1

Задание: Используя орфоэпический словарь, распределите приводимые ниже слова на три группы: 1)слова с мягким согласным перед звуком [э]; 2) слова с твёрдым согласным перед звуком [э]; 3) слова с вариативным произношением. Обозначьте в каждом из слов ударение.

Агрессия, адекватный, академик, антенна, антитеза, атеист, ателье, аутсайдер, бактерия, бартер, бизнесмен, бутерброд, гипотеза, грейпфрут, дебаты, девальвация, декада, деканат, депонент, детектив, кабаре, кибернетика, кодекс, компьютер, компетентный, коктейль, конгресс, кофе, музей, пионер, претензия, фанера, шатен, шедевр, энергия.

Упражнение № 2

Задание: Образуйте формы повелительного наклонения ед. ч. Обозначьте в каждой из словоформ ударение.

I. Выбросить, вылезать, вылезти, ездить, ехать, мочь, раскроить, дремать, быть. II. Лечь, ложиться, положить, хотеть, смущать, смутить, кроить, глодать, закончить.

Упражнение № 3

Задание: Образуйте все возможные словоформы прошедшего времени. Укажите в каждой словоформе ударный слог. Отметьте случаи с вариативным ударением.

Ждать, понять, занять, запереть, принять, допить, начать, взять, проклять, поднять, продать, прожить, подать, отбыть, нанять, отнять, задать, пролить, гнать, раздать.

Образец выполнения: Ждать – ждал, жда¢ло, ждала,¢ жда¢ли.

Упражнение № 4

Задание: Распределите приводимые ниже слова на две группы: 1) с произнесением на месте выделенной буквы е звука [ э ]; 2) с произнесением на месте выделенной буквы е звука [ о ].

Опека, афера, хребет, недоуменный, никчемный, отцветший. поблекший, унесший, подоплека, многоженство, иноплеменный, оседланный, новорожденный, повременный, женоненавистник.

Упражнение № 5

Задание: Используя «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова (выпуск 2007 года и более поздние издания) и не изменяя последовательности слов, расставьте каждом из них ударения. Разделите эти слова на три группы:

1) слова с одним вариантом ударения;

2) слова с вариантами ударения (если при одном из вариантов в словаре есть стилистическая помета, выпишите её);

3) слова со смыслоразличительным ударением (выпишите лексические значения слов).

I. Агрономия, амфора, аналог, анатом, аноним, апокалипсис, апостроф, асимметрия, балованный, баловать, баржа, бензопровод, благовест, втридешева, газировать, газопровод, гастрономия, генезис, геодезия, гербовый, гонящийся, гуся (Род.п.), жалюзи, жизнеобеспечение, забронировать, завидно, завсегдатай, заговор, зазвонит, зазубрить, заклеить, закупорить, запершись, искони, искра, искристый, исчерпать, каталог, мальчиковый, манишь, маркировать, масличный, мастерски, металлургия, метеоролог, мизерный, минусовый, мокрота, наголо, осведомить, острога, памятуя, переводной, петля, планер, плесневеть, погруженный, проясниться, пуловер, путепровод, раджа, разогнутый, разомкнутый, ржаветь, сажень, свекла, сметливый, согнутый, сосредоточение, торты, туфля, ханжеский, ханжество, характерный, ходатайство, ходатайствовать, хриистианин, чардаш, черпать, шофер, шрифта (Род.п.), щавель

II. Блокировать, бомбардировать, броня, бунгало, буржуазия, бюрократия, валов(о,ы)й, вероисповедание, ветеринария, видение, дефис, диоптрия, дискант, диспансер, догмат, договор, дозвонится (3 лицо ед.ч.), еретик, заплесневелый, запломбированный, заржаветь, звонишь, злоба, знамение, зубчатый, избалованный, избаловать, иконопись, индустрия, ирис, кедровый, кета, кирзовый, кладовая, клеить, коклюш, колледж, колосс, комбайнер, компас, костюмированный, кулинария, кухонный, на похоронах, надолго, некролог, нефтепровод, новорожденный, нормировать, обеспечение, обетованный, облегчить, окислить, оптовый, ортопедия, подогнутый, подростковый, поутру, предвосхитить, премирование, принудить, средства (мн.ч.), статуя, стенография, столяр, танцовщица, творог, теплопровод, тефтели, туфель (Р.п., мн.ч.), тигровый, углубить, угольный, украинский, усугубить, ушко, феномен, формировать, хронограф, цемент, центнер, эксперт, юркнуть,

Упражнение № 6

Задание: С помощью орфоэпического словаря, определите, твёрдо или мягко произносятся в данных словах выделенные согласные.

Пенсия, жизнь, казнь, карьеризм, праздник, венчание, везде, бантик, стена, тряпки, дверь, вверх, толстяк, злить, вместе, снять, разбить, разве.

Упражнение № 7

Задание: С помощью современного орфоэпического словаря определите, на какой слог падает ударение в следующих существительных:

Металлургия, драматургия, бухгалтерия, инженерия, патология, гастрономия, филармония, кулинария, агрономия, аномалия, идиллия, синонимия, семинария, симметрия, диоптрия, рефлексия, полифония, патриархия, пандемия, наркомания.

Упражнение № 8

Задание: Назовите начальную форму для каждого из слов. Укажите ударный слог в обеих словоформах.

Коллежда, осужденному, рачителен, туфель, шарфа,
телемоста, гражданством, сколькими, включит, тортов,
на похоронах, меньшинствами, просверлит, звонит, в стенах,
со сватами, слезоточивого, придомовым, чертами, изыска,
каталога, премировали, присовокупит, петлями, юны,
избалует, хронометража, проткнутый, шевелится, стебля.

Упражнение № 9

Задание: Пользуясь «Словарём сокращений современного русского языка», расшифруйте существительные-аббревиатуры и правильно произнесите их. Там, где это возможно, определите род существительного.

СНГ, МЧС, ДТП, США, ВПК, МВФ, МРОТ, ОТК, РФ, ЕС, ЗАГС, МКАД, УКВ, СМУ, АРБ, ВТО, НТВ, СТС, ВЦИОМ, ПБОЮЛ,
МАИ, ВШЭ, МВТУ, ОВИР, МО, РАГС, ГМО, ГЭС, ГКЭ, ГИБДД.

Упражнение № 10

Задание: Определите род приведённых ниже существительных и подберите к ним согласованные определения. С полученными словосочетаниями составьте предложения (падеж существительного можно изменять).

Рояль, фамилия, рельс, шимпанзе, мозоль,
пари, молодёжь, тюль, толь, авеню,
табель, Сочи, Чили, бра, шампунь,
какаду, лебедь, пенни, купечество, кофе.
газель педаль особь умишко Мали
Гоа Капри хинди хиппи рандеву

 

Упражнение № 11

Задание: Образуйте соответствующую норме форму Род. падежа множ. числа существительных, используя для этого Толковый словарь.

I. Грузин, вещество, аршин, южанин, грабли, валенки,
  поместье, шорты, кочерга, носок, помидор, свеча,
  место, ясли,   апельсин, консервы, ушко, солдат.
II. Баклажан, жабры, именины, туфли, яблоко, макароны,
  армянин, мандарин, джинсы, партизан, гектар, шприц,
  киевлянин, облако, дно, валенок, грамм, туфля.

 

Упражнение № 12

Задание: От каждого из имён собственных образуйте: а) все возможные варианты одушевлённых существительных мужского рода, называющих жителя данного города; б) относительное прилагательное мужского рода. Используйте при выполнении словарь-справочник Л.Н. Семушкиной «Культура русской письменной речи».

I. Алма-Ата, Осташков, Плёс, Баку, Таллин, Смоленск, Ардатов, Киржач, Кривой Рог, Вологда, Тбилиси, Витебск, Архангельск, Вача, Елец, Ельня, Рига, Иваново, Выкса, Мурманск, Одесса, Запорожье, Тула, Каменск-Уральский, Каргополь, Минск, Орёл, Городец, Иркутск, Осло, Вышний Волочёк, Петропавловск-Камчатский, Сокольское.

II. Арль, Липецк, Мадрид, Вязьма, Париж, Гороховец, Артём, Артёмовск, Перемышль, Переславль-Залесский, Уфа, Пенза, Заволжье, Ростов, Полтава, Омск, Чита, Чкаловск, Гусь-Хрустальный, Мстёра, Ницца, Вятка, Гродно, Тотьма, Цюрих, Шуя, Яранск, Псков, Орехово-Зуево, Самара, Соловки, Судак, Яхрома.

Образец выполнения: Вязьма – вязьмич, вязим ец, вяземский; Нижний Новгород – нижегородец, нижегородский.

 

Упражнение № 13

Задание: Составьте предложения с именами собственными, употребив каждое из них в одном из косвенных падежей: Род. п., Дат. п., Твор. п., Предл. п.. Известно ли вам, кто является носителем каждого из этих имён? См. правила 2.3.2.9.

Леся Украинка, Осип Мандельштам, Уильям Теккерей,
Глеб Каледа, Гарриет Бичер Стоу, Франсуа Вийон,
Ярослав Гашек, В.И. Немирович-Данченко, Ирина Голуб
Жорж Помпиду, Мигель Сервантес Сааведра, Шарлота Бронте,
Георгий Данелия, Анна Луиза Жермен де Сталь, Джузеппе Верди,
Антуан Арно, Валентин Черных, Лиля Брик.
   

Упражнение № 14

Задание: Пользуясь таблицей 3.2.1, определите родовую принадлежность составных существительных.

I. Ракета-носитель, торт-мороженое, гала-концерт,
  жар-птица, магазин-автомат, блок-система,
  роман-газета, пресс-конференция, компакт-диск,
  город-крепость, рубаха-парень, кафе-столовая.
II. Хлеб-соль, лекция-концерт, воротник-стойка,
  луна-парк, кресло-качалка, замок-молния,
  пресс-форма, магазин-ателье, какао-порошок
  чудо-рыба, беф-строганов, кафе-ресторан.

Упражнение № 15

Задание: Согласуйте определения с определяемыми словами, выбрав из скобок нужную форму. Аргументируйте свой выбор.

1. Три (соседние/соседних) здания были построены недавно. 2. Квартира делилась на две (неравные/неравных) части. 3. (Первые/первых) два места поделили российский гроссмейстер и венгерский мастер. 4. Город был открыт для ветров с северной и восточной(стороны/сторон). 5. И первая и вторая (половина/половины) встречи прошл... в исключительно быстром темпе. 6. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географичес­кого (факультета/факуль-тетов). 7. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области/облас­тях).

8. Выпишите в два столбика глаголы I и II (спряжения/спряжений).

 

Упражнение № 16

Задание: Исправьте ошибки, допущенные при согласовании сказуемого с подлежащим. Укажите случаи, при которых возможны вариативные окончания. См. правила 2.3.1., 2.3.3.7 – 2.3.3.9

1. Секретарь выдала нам нужные справки. 2. «Анна Каренина» создан Л.Н. Толстым. 3. Мной приобретён надёжный плащ-палатка. 4. Никто, даже самые способные студенты, не могли решить эту задачу. 5. Деканат, в том числе методисты, очень много сделали для организации Дня факультета. 6. Печать, в том числе и газеты, уделяют много внимания вопросам культуры. 7. Мать с детьми уехали в деревню. 8. Мать или отец помогут мне устроиться на работу. 9. МГУ начало прием заявление от абитуриентов. 10. Дели просто поразило моё воображение. 11. Не только улыбка, но и глаза многое говорят о человеке. 12. На картине изображены лес, тропинка, одинокий путник. 13. Свою точку зрения высказывали то один студент, то другой. 14. Высококлассный специалист С.Г. Рыбина прочитал нам лекцию.

 

Упражнение № 17

Задание: В соответствии с правилами согласования сказуемого с подлежащим вставьте пропущенные буквы в окончаниях сказуемого.

1. Ряд столов стоял… посередине аудитории. 2. Пять студентов подошл… к экзаменационному столу. 3. На совещание прибыл… пятьдесят один делегат. 4. Тысяча человек отправил…сь в турне. 5. Семь книг, лежавших на столе, казалось, был… недавно куплен…. 6. На экскурсию пошл… всего десять школьников. 7. Пятерка истребителей бросил…сь на вражеские бомбардировщики. 8. В коммерческих структурах стал… работать много выпускников нашего вуза. 9. Большинство студентов института уже сдал… нормы по лыжам. 10. Администрацией предприятия принима…тся ряд мер, направленных на поднятие трудовой дисциплины. 11. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал… на экзаменах глубокие знания. 12. Установлен… три новых мировых рекорда. 13. Неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал… сорок два станка. 14. Много детей был… больн… гриппом. 15. Такси стоял… у ворот дома. 16. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был… отложен… для них. 17. Ты и твои друзья окаж… нам помощь и на этот раз.

 

Упражнение № 18

Задание: Выберите вариант (варианты) управления, соответствующий (соответствующие) языковой норме. Объясните разницу между двумя соответствующими норме вариантами.

  1. Невыгодный   а) для нас; б) нам.   6. Настроиться   а) против сотрудничества; б) на сотрудничество.
2. Годен а) для применения; б) к применению 7. Вспомнить а) своё обещание; б) о своём обещании
3. Готов а) к испытаниям; б) на испытания. 8. Консультироваться а) у специалиста; б) со специалистом.
4. Закон а) печати; б) о печати. 9. Памятник а) Пушкину; б) Пушкина.
5. План а) действий; б) по действиям; в) для действий. 10. Ехать а) на поезде; б) в поезде; в) поездом.
                 

Образец выполнения: Борьба а) с врагом; б) против врага. Конструкция с предлогом с более употребительна, так как сам характер действия (дружественного или враждебного) обозначается только существительным; в данном случае это существительные борьба и враг (ср., например: помириться с другом). В словосочетании б) борьба против врага семантика (значение) враждебности выражается самим предлогом против. Кроме того подобная предложно-падежная форма может подчиняться ограниченной группе слов типа выступать (выступление), протестовать (протест), возражать (возражение) и др.

 

Упражнение № 19

Задание: Объясните ошибки, возникшие из-за неправильного употребления деепричастного оборота. Отредактируйте предложения.См. правила 2.3.7.5.

I. 1. Мой рассказ будет не полным, не упомянув о поездке в Москву. 2. Перейдя дорогу, необходимо смотреть по сторонам. 3. Войдя в дверь, мне послышались странные звуки в кабинете. 4. Мы расстроились, однако скрепя сердцем двинулись в путь. 5. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 6. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 7. Получив тяжёлую рану, солдат был спасен своими товарищами. 8. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

II. 1. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе. 2. Прочитав работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 3. Напиша тест, сдайте его. 4. От совести говоря, меня слушали очень внимательно, притаив внимание. 5. Курс лечения рассчитан на полгода ежедневного приема одной таблетки, запивая её водой. 6. Он сутками не спал, перетаскивая домики, спасая оборудование или расчищая взлетно-посадочную полосу. 7. Отметив недавно свой пятидесятилетний юбилей, Наталья Ивановна полна сил. 8. Отклонив голову и в согнув правую руку, художник стремится придать натурщику ироничности.

 

Упражнение № 20

Задание: Укажите допущенные ошибки. Пользуясь табл.4, определите тип каждой их них. Там, где это возможно, укажите причину их возникновения.

I. 1. Без финансовых поддержек музею сейчас не выжить. 2. На подмосток вышел мужчина в скромном костюме с букетом цветов. 3. Театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. 4. Технические науки внесли несоизмеримый вклад в условия жизни человека. 5. Сейчас в мире увеличился процесс разведённых пар. 6. В наше время всё меньше встречаются люди, у которых нет проблем со здоровьем. 7. Молодой человек выбирает путь, по которому ему жить. 8. Он стал символом для подражания.

II. 1. Пришлось выслушивать очередные проделки кота. 2. Мой ответ: смертной казни «НЕТ» с трёх больших букв. 3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили с больницу. 5. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. 6. Большая половина класса успешно справилась с контрольной работой. 7. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 8. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.

Упражнение № 21

Задание: Укажите ошибки, допущенные при употреблении однородных членов предложения. Отредактируйте предложения. См. правила 2.3.4.4., 2.3.3.4, 2.3.7.6., 2.3.8.4

1. Не только пьесы Булгакова, а также и его проза написаны необыкновенно смело. 2. Необходимо определить план работы и как мы его будем реализовать. 3. Молчалин скромен, уступчив и не высказывает своего мнения. 4. Больному давали фрукты, бульон, какао и апельсины. 5. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах. 7. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. 9. Работа железнодорожников ведётся в соответствии и на основе утверждённого графика. 10. Мы не должны бояться трудностей, смело идти вперед, преодолевая всяческие трудности. 11. Нами сформирована специальная комиссия, которая должна будет координировать и руководить всеми работами. 12. Очень хотелось чаю, отдохнуть, выспаться и чтобы никто не беспокоил.

 

Упражнение № 22

Задание: Укажите словоформы, не соответствующие норме. Назовите тип лексической или грамматической ошибки. Отредактируйте предложения.

I. 1. На небосклоне Голливуда звёзды восходят и закатываются в миллионы раз более быстрее, чем об этом рассказывают астрономы. 2. Она потеряла кошелёк с пятьсот семьдесят восьми рублями. 3. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей? Где 4. Скоро я очучусь в затруднительном положении. 5. Больной полоскает горло настоем ромашки. 6. Прибыл груз общей массой в тысяча двести тонн. 7. Ученик был способный к математике. 8. Я прошу вас оставить для меня бронь, за билетом потом приеду. 9. Подобный ответ бессмысленен. 10. У мальчика появились и более худшие привычки. 11. Стихи были удачные и по содержанию и по форме.

II. 1. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнил молодой талантливый актёр. 2. Современные учёные скептически относятся ко многим открытиям, сделанным Чарльзом Дарвиным. 3. У нас с братом разные мировоззрения. 4. Все посылки, отправляющиеся в Америку, проходят строгий эпидемиологический контроль. 5. Чем конкретно занимаются егери, писари, фельдшеры? 6. Друга Холмса, доктора Ватсона, традиционно представляют в клетчатой кепи. 7. Моего племянника считали в городе наиболее талантливейшим пианистом. 8. Что делаю? Пылесошу квартиру. 9. Советую почаще подзаряживать телефон. 10. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении. 11. Куда делся мой правый тапочек?

Упражнение № 23

Задание: Пользуясь таблицей 3.2.6,выберите из скобок соответствующую норме форму местоимения.

1. У (него/его) нет ни минуты свободного времени. 2. Для (него/его) не представляет интереса этот вопрос. 3. Благодаря (ней/ей) мы смогли пойти на экскурсию. 4. Вокруг (них/их) разгорелся спор. 5. Мой брат моложе (неё/её). 6. Мы находимся напротив (него/его). 7. (Их/ихние) книги я не брал. 8. Позади (него/ его) шла нагруженная вещами телега. 9. Дебют артистки принёс ей большой успех, и от (неё/ней/её/ей) можно было ждать многого.

Упражнение № 24

Задание: Вставьте пропущенные буквы в окончаниях географических названий. Аргументируйте свой выбор

1. Некоторое время он жил в городе Алма-Ат…. 2. Упорные бои шли на реке Висл….. 3. Родом он был из села Крюков…. 4. Мы отдыхал недалеко от озера Байкал…. 5. Теплоход приближался к Кипр…. 6. Тёплое течение проходит мимо полуострова Флорид…. 7. Альпинисты остановились у подножия горы Казбек…. 8. Как мне добраться до Варнавин…? 9. Вы живёте в Сормов…? 10. Поезд приближался к станции Тул….

Упражнение № 25

Задание: Используя Толковый словарь, образуйте формы Имен. падежа множ. числа существительных.

Адрес, образ, директор, ток, тормоз, инженер, снег, корпус, цех, сын, тон, крем, профессор, лектор, учитель, волос, ордер, трактор, договор.

Пример: 1) приговор – приговоры (если у существительных во мн.ч. окончание –и или –ы то оно, как правило, в словаре не указывается);

2) слесарь – слесари и (разг.) слесаря;

3) хлеб – хлебы во 2 значении (продукт в виде крупного выпеченного изделия); хлеб –хлеба в 4 (злаки) и 5 (то же, что пропитание) значении; в 1, 3 и 6 значениях (см.) слово «хлеб» употрбляется только в ед.ч.

Упражнение № 26

Задание: Укажите различия в лексическом значении, в стилистической окраске и в лексической сочетаемости вариативных глагольных форм настоящего времени, употребив каждую из них в составе предложения.

Капает - каплет, пыхает – пышет, мечет – метает, мурлыкать – мурлычет, брызгает – брызжет, хныкает – хнычет, глодает – гложет, блещет – блистает, двигает – движет.

Упражнение № 27

Задание: Замените придаточные предложения синонимичными деепричастными оборотами и наоборот. В случае невозможности замены укажите причину этого.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело. 3. Евгений Онегин произвёл на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4. После того, как ученики закончили проверку теста, преподаватель взял у них тетради. 5. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул. 6. Старик перевозчик дремал, наклонясь над вёслами. 7. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла. 8. Мимо Каштанки, толкая её ногами, безостановочно взад и вперёд проходили заказчики. 9. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьёзно заниматься спортом. 10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.

 

Упражнение № 28

Задание: Укажите причину невозможности замены придаточных определительных предложений причастными оборотами в следующих предложениях.

1. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы. 2. Автору пришлось присутствовать при сцене, которая надолго останется у него в памяти. 3. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел ещё свет. 4. Грибоедов в своей комедии затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели. 5. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня. 6. Море, о котором дети столько слышали и читали, вдруг открылось перед нами. 7. Он вдруг признал в парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь.

 

Упражнение № 29

Задание: Найдите в предложениях лексические и грамматические ошибки и неточности, исправьте их.

I. 1. На собрании происходило обсуждение дела ускорения хода подготовки мер увеличение производства товаров. 2. Справедливые войны – это которые ведутся за освобождение своей страны. 3. Картина написана маслом художником. 4. Чтение Твардовского продолжалось за полночь. 5. Пушкин будет великий русский поэт начала 19 века. 6. Его простые слова сыграли своё дело. 7. У героя неожиданно расстегнулись краги на жилете – публика хохотала. 8. В этой непростой ситуации нужно решить несколько дилемм.

II. 1. Друг мой награждён правительством орденом. 2. Учителя раздражало и тревожило отношением к уроками Димы Рыбакова. 3. Умылся ночью водой. 4. Инженер Сидоров послан на завод директором. 5. В университете Ломоносов борется против консерваторов за развитие русских наук, которые ему всячески мешали. 6. В течение месяца в нашем городе проходил вернисаж художника. 7. Чацкий – существенный человек. 8. Молчалин был полностью противопоставлен Чацкому, возлюбленный Софьи мог вовлечься в доверие к любому.

Упражнение № 30

Задание: Определите, какое из лексических значений реализует слово «век» в каждом из следующих предложений.

1. Это произошло в начале прошлого века. 2. Надо идти в ногу с веком. 3. Век живи – век учись. 4. Эта машина на своём веку повидала не один ремонт. 5. Эти полтора года длятся для меня нескончаемым веком. 6. Век не забуду этого. 7. Находка археологов оказалась топором каменного века.

Упражнение № 31

Задание: Выявите и устраните в предложениях явления тавтологии и плеоназма. См. правила 2.4.4.

1. В преддверии предстоящего праздника мы украшали зал. 2. Каждый персонаж писателя имеет свои индивидуальные черты. 3. Учёные открыли необычный феномен: хотя наша планета обжита полностью, на ней есть уголки, сохранившие жизнь, какой она была в железном веке. 4. Наконец поднялся тамада и поднял тост за юбиляра. 5. Местные аборигены радостно встретили путешественников. 6. Он облокотился локтем на стол. 7. Ладонью руки он медленно гладил ребенка по голове. 8. В прошедшие дни прошел снегопад и выпало много снега. 9. Я хочу поселиться жить в Москве. 10. Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение; так что факт списания сочинения установлен. 11. Наружная внешность героини очень привлекательна.

 

Упражнение № 32

Задание: Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее. 2. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы. 3. На Раскольникова в щелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы. 4. Катерина оказала протест против «темного царства». 5. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре. 6. Из глаз Сони беззвучно текли слезы. 7. Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы.

8. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями. 9. Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.

 

Упражнение № 33

Задание: С помощью толкового словаря или словаря паронимов укажите различия в лексическом значении слов (паронимических пар). Укажите слова какой пары являются разнокоренными.. Составьте с каждым из слов предложение.

Понятный – понятливый; земляной – земельный; верткий – вертлявый;
усложнить – осложнить; глиняный – глинистый; объемный – объемистый;
подпись – роспись; поступок – проступок; заразный


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 5116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.214 (0.004 с.)