Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Употребление имён существительных
Похожие статьи вашей тематики
Правило
| Неправильный
вариант
| Правильный вариант
|
|
|
| 1. Управляющее слово требует употребления зависимого слова в определённой падежной форме (формах), а при предложном управлении – ещё и точного выбора предлога. Например: отчитаться в проделанной работе; рецензия на прочитанную книгу
| Иметь преимущество над противником.
Я удивляюсь на него
| Иметь преимущество перед противником или
Иметь превосходство над противником.
Я удивляюсь ему
|
|
|
| 2. Необходимо учитывать разное управление словами, не являющимися в предложении однородными членами, но употреблёнными в одной и той же падежной форме (типа задачи ускорения внедрения интенсификации производства)
|
Проверяется назначенной дирекцией комиссией
|
Проверяется комиссией, назначенной дирекцией
| 3. Необходимо учитывать разное управление словами, являющимися в предложении однородными членами. Например: Проект закона обсуждался на фабриках, заводах, в организациях; Я люблю свой город и горжусь им
| Мы побывали в театрах, музеях, концертах.
Фирма организовала и руководит филиалом
| Мы побывали в театрах, музеях, на концертах.
Фирма организовала филиал и руководит им
| 4. Однородные члены предложения не могут быть выражены существительными, обозначающими родовые и видовые понятия
| На работу приглашаются женщины, мужчины и пенсионеры
| На работу приглашаются женщины, мужчины, в том числе и пенсионного возраста
| 5. Определяемое слово не может находиться внутри определения, выраженного причастным оборотом.
| Все зависящие меры от нас были приняты
Созданные песни народом
| Все зависящие от нас меры были приняты
Созданные народом песни или
Песни, созданные народом
| 6. Определение, выраженное обособленным причастным оборотом, не должно быть
отдалено от определяемого слова.
| Команда отправилась на соревнования,
состоящая десяти гимнасток
| Команда, состоящая десяти гимнасток,
отправилась на соревнования
| 7. При употреблении сущ. в словосочетании с количественными числительными два, три, четыре возможны следующие случаи:
| ► если сущ. муж. или ср. рода, то определение, расположенное между числит. и сущ., употребляется в форме Род. пад. множ. числа: три больших окна; два умных человека;
| Три соседние здания
| Три соседних здания
| ► если сущ. жен. рода, то определение, расположенное между числительным и существительным, употребляется в форме Им. пад. мн. числа: две маленькие девочки;
| Четыре неравных части
| Четыре неравные части
| ► если определение стоит перед числит., то оно употребляется в форме Им. пад., независимо от грамматического рода существительного: первые два года, последние две недели
| Лучших два дня
| Лучшие два дня
| 11. При употреблении географических названий:
| ► склоняемые названия городов и рек согласуются в косвенных падежах с определяемым словом – родовым названием: в городе Москве, на реке Волге;
| У города Нью-Йорк
на реке Лена
| У города Нью-Йорка
на реке Лене
| ► названия сел, деревень и т. д. обычно согласуются с определяемым словом – родовым названием:
в деревне Арманихе, о селе Теплотроицком;
|
В селе Сатис
|
В селе Сатисе
|
|
|
| ► остальные географические названия не согласуются с родовым названием: на озере Байкал, в штате Калифорния, у горы Эльбрус.
| У полуострова Таймыра
к планете Юпитеру
| У полуострова Таймыр
к планете Юпитер
| Примечание: Всегда согласуются с родовым названием географические названия, перешедшие из прилагательных типа на улице Донецкой, у горы Магнитной
| 12. В сложноподчинённом предложении между союзным словом который и замещаемым им существительным не должны находиться другие существительные
| Нам нравится собака семьи Ивановых, которая не кусается
Мы встретили внучку Марии Сергеевны, которая недавно пошла в школу
| Нам нравится собака, которая не кусается. Её хозяева – Ивановы
Мы встретили внучку Марии Сергеевны. Девочка недавно пошла в школу
| | | | | | | |
3.2.4. Формообразование и употребление имён прилагательных
Правило
| Неправильный
вариант
| Правильный
вариант
| 1. Формы сравнительной степени прилагательного образуются при помощи или суффиксов -ей, -ее, -е или вспомогательных слов более, менее. Например: умнее, сильней, лучше, потише; более твёрдый, менее способный
| Наиболее талантливее
менее глупее
| Наиболее талантливый,
менее глупый
или глупее
| 2. Формы превосходной степени прилагательного образуются при помощи или суффиксов -айш-, -ейш- или вспомогательных слов самый, наиболее, наименее. Например: величайший, способнейший, наиболее уместный, самый догадливый. Нельзя смешивать разные способы образования степеней сравнения
|
самый тишайший
|
самый тихий
или
тишайший
| 3. Формы сравнительной и превосходной степени образуются только у качественных прилагательных; однако эти формы могут образовываться и у относительных прилагательных, перешедших в разряд качественных (типа стальные пружины → стальные нервы)
| 4. Краткая форма качественных прилагательных муж. рода, оканчивающихся на -енный, указана в толковом словар, причём иногда возможны варианты. Например:
явствен и явственен,но только многочислен
|
Брат легкомысленен
|
Брат легкомыслен
| 5. В составе сказуемого только краткая форма прилагательного может иметь управляемые слова. Например:
Гений, как правило, талантлив во всём
| Он больной гриппом
| Он болен гриппом
| 6. В качестве однородных членов не могут употребляться одновременно краткая и полная формы прилагательного. Например: Он очень талантливый и работоспособный или Он очень талантлив и работоспособен
| Дом деревянный и не очень прочен
| Дом деревянный и не очень прочный
| 3.2.5. Формообразование и употребление местоимений
Правило
| Неправильный
вариант
| Правильный
вариант
| 1. При употреблении с предлогом местоимений 3-го лица к ним прибавляется начальное н. Например: Без него, за ними, вокруг него, мимо них, ради неё
| Позади его
наперекор ней
в отношении них
умнее него
| Позади него
наперекор ей
в отношении их
умнее его
| Исключения: Начальное н не прибавляется: а) при их употреблении с производными предлогами типа вопреки ей, по поводу его и др.; б) при их употреблении после сравнительной степени прилагательных и наречий (типа лучше её, старше его и др.)
| 2. Соответствующими норме являются только следующие притяжательные местоимения, указывающие на принадлежность к 3-му лицу: его, её, их
| ихний велосипед
ихий ребёнок
ейная кофта
| их велосипед
их ребёнок
её кофта
| 3. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему существительное. При несоблюдении этого правила может исказиться смысл предложения.
Например: С наступлением каникул студенты разъехались; они их ждали с нетерпением
| Мальчик - сирота, отец умер, когда ему было восемь лет
| Мальчик – сирота. Когда ему было восемь лет, умер его отец
| 4. Нельзя заменять местоимением в форме мн. числа существительное с собирательным значением типа крестьянство, молодежь и т. д. Например: Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать её в первую очередь
| Русское крестьянство отличалось терпением, они редко бунтовали
| Русские крестьяне отличались терпением, они редко бунтовали
| 3.2.6. Формообразование и употребление числительных
| Правило
| Неправильный
вариант
| Правильный
вариант
|
|
|
| 1. Количественные числительные типа пять, девять, тридцать склоняются как существительные 3-го склонения
| Сейчас без пять десять
| Сейчас без пяти десять
| 2. Количественные числительные сорок, девяносто и сто во всех косвенных падежах (кроме Вин. пад.) имеют окончание -а
| Переписываюсь со стами однокурсниками
| Переписываюсь со ста однокурсниками
| 3. Числительные два, полтора и слово оба имеют особую форму для употребления с существительными жен. рода. Например: Полтора дня, но полторынедели
| Я знаком с обоими сёстрами
| Я знаком с обеими секретаршами
| 4. Формы числительного полтора и полторы различаются только в Им. и Вин. падежах.
Во всех других падежах употребляется общая форма полутора
| Мы пробыли в Москве полторы сутки
| Мы пробыли в Москве около полутора суток или
Мы пробыли в Москве полтора суток
| 5. При склонении сложного количественного числительного изменяются оба окончания.
Например: Пришлось расстаться с восемьюстами рублями
| Пятистами ветеранами получены поздравления с Днём Победы
| Пятьюстами ветеранами получены поздравления с Днём Победы
| 6. При склонении сложного порядкового числительного и омонимичного ему прилагательного изменяется только последнее окончание.
| Выпущены пятьтысячные купюры
| Выпущены пятитысячные купюры
|
|
|
| Например: Мы рады вручить подарок нашему четырёхсотому клиенту
|
|
| 7. При склонении составного количественного числительного должны изменяться все его составные части. Например: восемьюстами шестьюдесятью девятью (пострадавшими)
| Пришлось расста-ться с пять тысяч тридцать одним жителем
| Пришлось расста-ться с пятью тысячами тридцатью одним жителем
| 8. При склонении составного порядкового числительного изменяется только его последняя составляющая. Например: Пошёл восемьсот шестьдесят девятый день его заточения
| Это случилось в двух тысяче девятом году
| Это случилось в две тысячи девятом году
| 9. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно употребляется во мн. числе, при остальных числительных – в ед. числе. Например: Сорок два студента приехали, но сорок шесть студентов приехало
| Сорок четыре книги сохранилось
Куплены шесть яблок
| Сорок четыре книги сохранились
Куплено шесть яблок
| 10. Правило употребления собирательных числительных в словосочетаниях с существительными и местоимением мы (на примере числительного двое):
|
| Брат
| Сестра
| Утёнок
| Стол
| Брюки
| Мы
| Два/две
| Два брата
| Две сестры
| Два утёнка
| Два стола
| ―
| ―
| Двое
| Двое братьев
| ―
| Двое утят
| ―
| Двое брюк
| Нас двое
| | | | | | | | | | | | |
Образование и употребление глагольных форм
Правило
| Неправильный
вариант
| Правильный
вариант
|
|
|
| 1. Не образуются, в силу их лексического значения, формы 1-го лица ед. числа настоящего или будущего простого времени у глаголов типа галдеть, столпиться, колоситься и некоторых др.
|
|
| 2.Не употребляются формы 1-го лица ед. числа настоящего или будущего простого времени у глаголов типа победить, убедить, очутиться, чудить и некоторых других
| Я убежу его
Я чудю
Я победю в поединке
| Я смогу убедить его
Я одержу победу в поединке
| 3. Соответствующими норме являются следующие формы повелительного наклонения:
взгляни, выйди, выставь, высунь, высыпь,
лакомься, откупорь, положи, почисть,
(не) морщь, (не) порть
| Положь на место
езжай
едь быстрее
ехай спокойно
ездий медленнее
| Положи на место
поезжай
поезжай быстрее
поезжай спокойно
поезжай медленнее
| 4. Не употребляются, в силу их лексического значения, формы повелительного наклонения у глаголов типа видеть, мочь, хотеть и некоторых других
| Не моги брать вещи без спроса
| Не бери вещи без спроса
| 5. Глагол-сказуемое всегда согласуется с подлежащим (а не с относящимися к нему уточняющими словами, присоединительными оборотами и пр.). Например: Руководство института, в том числе первый проректор, много сделало…
| Никто, даже лучшие специалисты, не могли поставить правильный диагноз
| Никто, даже лучшие специалисты, не мог поставить правильный диагноз
|
|
|
| 6. Если подлежащее выражено именным словосочетанием, глагол-сказуемое согласуется с существительным, употребленным в Им.пад..
Например: «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым
| «Волки и овцы» поставлен на сцене
«Руслан и Людмила» созданы А.С. Пушкиным
| «Волки и овцы» поставлены на сцене
«Руслан и Людмила» создан А.С. Пушкиным
| 7. При подлежащем, выраженном выраженном количественно-именным словосочетанием, глагол-сказуемое употребляется
► в форме множ. числа, если:
а) в состав подлежащего входит числительное два, три или четыре (или составные типа двадцать два, сорок три и т. д.) и одушевленное существительное;
б) в предложении прямой порядок слов (сказуемое следует за подлежащим)
|
Пять студентов не сдало экзамен
Два стола стояло в аудитории
Прошли четыре дня
|
Пять студентов не сдали экзамен
Два стола стояли в аудитории
Прошло четыре дня
| ► в форме ед. числа, если:
а) в состав подлежащего входит любое другое числительное (кроме два, три, четыре) и неодушевленное существительное;
б) в предложении непрямой порядок слов
| 8. Если подлежащее выражено составным словом типа школа-интернат, штаб-квартира, то сказуемое согласуется с тем компонентом,
который: а) выражает более общее понятие (Песня-романс стала популярной); б) обозначает конкретную вещь или предмет (Кресло-кровать стояло в углу)
| Открылось новое кафе-столовая
Книга-справочник интересен
| Открылась новая кафе-столовая
Книга-справочник интересна
| 9. Однородные сказуемые должны быть выражены одной частью речи. Однородные сказуемые, выраженные глаголами, должны быть, как правило, одного времени и вида
| Река полноводна и протекает в равнинной части страны
Отец написал письмо и рассказывает в нём о своей новой работе
| Река полноводна, она протекает в равнинной части страны
Отец написал письмо и рассказал в нём о своей новой работе
| 10. Не образуют деепричастных форм некоторые односложные глаголы типа ткнуть, печь, бить, лить и некоторые другие
| Режа хлеб, я поранила палец
| Когда я резала хлеб, то поранила палец
| 11. Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, совершаемое «подлежащим», поэтому не может быть употреблен:
| ► в двусоставном предложении, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (типа Возвращаясь домой, меня застиг дождь)
| Войдя в комнату, меня охватил страх
| Когда я вошёл в комнату, меня охватил страх или
Войдя в комнату, я испугался
| ► в предложении, выраженном страдательной конструкцией (типа Приехав в госпиталь, больные будут осмотрены)
| Получив ранение, солдат был спасён
| Получивший ранение солдат был спасён или
Раненый солдат был спасён
|
|
|
| ► в односоставном безличном предложении (типа Посмотрев этот фильм, мне стало непонятно …);
| Услышав эти слова, мне стало горько
| Услышав эти слова, я огорчился
| Примечание: Употребление деепричастного оборота возможно в безличном предложении с составным глагольным сказуемым, если действие, обозначаемое инфинитивом, и действие, обозначаемое деепричастным оборотом, относится к одному субъекту.
Например: Увлекшись игрой, можно забыть о запланированных неотложных делах
| | | | | |
Употребление союзов
Правило
| Неправильный
вариант
| Правильный
вариант
|
|
|
| 1. Нельзя объединять сочинительной связью разнотипные синтаксические структуры
(типа Необходимо купить мебель компакт-
ную и которая подошла бы нам по цвету)
| Они въехали в дом, недавно построенный и который рас-
полагался на окраине города
| Они въехали в недавно построенный дом, который рас-
полагался на окраине города
| 2. Ошибочна постановка рядом двух равнозначных (синонимичных) союзов (типа
Мама считает, что будто мы не опоздаем)
| Мальчик отвернулся, словно как будто обидевшись
| Мальчик отвернулся, словно обидевшись
| 3. В сложноподчинённом предложении недопустим повтор союзов или союзных слов, если только они не соединяют однородные придаточные (например: Мы посмотрели пьесу, которая недавно была поставлена в ТЮЗе, спектакли которого нам нравятся)
| Он сознался в том, что забрал ту рукопись, что была уже отредактирована
| Он сознался в том, что забрал ту рукопись, которая была уже отредактирована
| 4. Составными сопоставительными союзами соединяются только однородные члены предложения; например: Поздравить учителя пришли как коллеги, так и ученики.
Нельзя нарушать состав сложного союза (типа Поздравить учителя пришли не только коллеги, а также ученики)
| Мы не только посетили музеи, но и театр
Мы посетили не только музеи, а также театр
| Мы посетили не только музеи, но и театр
Мы посетили музеи, а также театр
|
Основные лексические нормы
|