Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Именительный падеж при существительномСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В разговорной речи функционируют разные виды конструкций, в которых существительное в им. п. связано с другим существительным. 1. Существительное в им. п. постпозитивно и выделено в Он купил буфет/ красное дерево//; Принеси мне книгу с дивана/ желтая обложка)'/; У нее новое платье/ вишневый бархат/1 Такие конструкции могут напоминать конструкции с двумя именительными — главными членами предикативного построения. Лексическое заполнение места постпозитивного имени у них может быть тождественно. Ср.: У них ваза/ ленинградский фарфор!/ и Он купил вазу/ ленинградский фарфор!I Различие между теми и другими высказываниями состоит в строении первой синтагмы. Если первая синтагма представляет собой предикативную конструкцию, постпозитивный именительный является определением; если первая синтагма не является предикативной конструкцией, постпозитивный именительный вступает с ней в отношения предикации. При этом обнаруживается различие в интонационном оформлении конструкций: высказывания с име-нительным-предикатом характеризуются более сильным интонационным разрывом. 2. Именительный падеж интонационно не отделен от Галь! Где у нас чай заварка?; Там еще есть шпроты. баночка/1; Принеси мне тетради стопка//; У меня нога болит пятка/1\ Л где нитки катушка?; Там есть молоко пакетЦ; Колбаса кусок в холодильнике// Постпозитивное существительное не является качественной характеристикой другого имени. Чаще всего оно обозначает часть предмета, количество, размер, цену. В таких конструкциях основную часть сообщения выражает препозитивное существительное; постпозитивный именительный содержит лишь некоторое уточнение, пояснение (см. [3, с. 252—256]). ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ — ОТДЕЛЬНАЯ РЕПЛИКА ДИАЛОГА Именительный падеж широко используется в качестве отдельных реплик диалога, когда ситуация и контекст позволяют говорящему не эксплицировать связи между членами высказывания: (Две подруги на пляже) А: У тебя наша сумка близко? Б: Да-а//А: Очки темные/1 (Б передает сумку с очками); (А входит поздно вечером в комнату, где спит Б) Б: Ты что? А: Телефон/1 Пете завтра звонить утром// Именительный падеж используется в вопросо-ответных репликах диалога. В ответных репликах он используется и тогда, когда форма вопроса может наталкивать говорящего на употребление косвенного падежа: А: За кого она замуж вышла? Б: Химик какой-то (ср. за химика); А: А сколько у них сыну? Б: Ну/ девятый класс/ (ср. в девятом классе); А: Скажите/а можжевельником кого можно кормить? Б: Лесная плица/ синицы/ дрозды/{ (ср. лесных птиц/ синиц/ дроздов). Именительный существительного в ответных репликах диалога нередко выполняет функцию качественного определителя предмета: А: С чем эти конфеты? Б: Варенье/j; А: Брюки из какого материала? Б: Синтетика// Такая форма ответа избирается потому, что именительный является немаркированным падежом, сообщающим новое в наиболее чистом виде, свободном от всяких добавочных оттенков смысла. Именительный падеж употребителен и в тех случаях, когда форма вопроса прямо наталкивает на ответ в форме прилагательного: А: А пол-то какой? Б: Паркет// (ср. паркетный); А: Это шерстяные носки? Б: Вигонь// (ср. вигоневые); А: У вас дом девятиэтажный? Б: Двенадцать// (ср. двенадцатиэтажный). Ср. также типичные «магазинные» ответы, для которых форма именительного удобна своей универсальностью. Продавец использует эту форму, вкладывая в нее разную информацию, например, называя материал, из которого сделан предмет торговли, называя страну (или фабрику), изделием которой он является: А: Скажите/ а эта шапка меховая? Б: Синтетика//; А: А эти брюки шерстяные? Б: Шерсть с лавсаном//; А: Это чья сумка? Б: Бомгария/J; А: Чьи это духи? Б: Франция// Не менее распространенная форма «магазинного» ответа — указание цены предмета: А: Самый большой торт какой у вас? Б: Шесть пятьдесят пять// Употребительность именительного падежа объясняется тем, что он удобен не только своей семантической универсальностью, но и формальной простотой и краткостью. Ведь производные прилагательные не всегда легко образовать, к тому же они были бы во многих случаях громоздки по форме (например, от названия фабрик, предприятий, комбинатов и т. п.), а в некоторых случаях непонятны. Такого рода факты показывают, что «вторжение именительного падежа существительного в синтаксическую сферу прилагательного в разговорной речи более глубоко, чем в кодифицированном языке:...у существительного в форме им. п. обнаруживается тенденция к немаркированному употреблению, т. е. такому употреблению, при котором снимается противопоставление предмет — признак» [31, с. 278]. Реплика, включающая именительный падеж, может быть ответом на еще не заданный, но ожидаемый говорящим вопрос или содержать встречный вопрос: А: Ручки шариковые у вас есть? Б: Соседняя секция//; Л: Иди обедать// Б: Рыба? Не хочу!; А: Пошли в кино? Б: «Белое солнце пустыни»? Давно мечтал! Именительный падеж: качественного определения выступает и в вопросительных репликах диалога: А: Какой курс/ты читаешь? (ср. На каком курсе?) Б: Третий//; А: Какая порода ваша собака? Б: Афганская сторожевая//; {В магазине) Какой цвет вот эта краска?; А: Какой цвет вам сумку? Б: Голубую// Выводы 1. В синтаксических условиях функционирования именительного падежа в разговорной речи и кодифицированного языка имеются существенные различия: в разго- ворной речи именительный может выступать в качестве члена синтаксического построения, связанного с сильно управляющим глаголом или с другим именем существительным. 2. Конструкции, в которых именительный выступает 3. Вместе с тем полифуикциональность именительного в а) Он/Ростовский университет// — Он из Ростовского б) Он купил буфет/ красное дерево// — Он купил бу в) Сыр остаток — остаток сыру, молоко пакет — пакет 4. Эти факты свидетельствуют о том, что в разговорной 5. С этим связано принципиально особое строение пара 6. Конструкции разговорной речи отличаются своеобра 7. Расширение функции именительного падежа в разго 31 См. наблюдения над вариативными средствами выражения в пределах кодифицированного языка [46]. падежа в кодифицированном языке — в различных его функциональных разновидностях. ФУНКЦИИ ИНФИНИТИВА Инфинитив в разговорной речи может выполнять некоторые функции, несвойственные ему в кодифицированном языке (см. [3, с. 265—266]). 1. Инфинитив может распространять существительные Полотенце руки вытирать принеси мне//; У вас нет портнихи платье сшить?; Я купила ножичек бумагу разрезать/}; Щетка пальто чистить где лежит? При инфинитиве обычно находится зависимое существительное, обозначающее объект действия или другие его кон-кретизаторы (пространственные или временные). Такие сочетания синонимичны конструкциям с предлогом для и союзом чтобы: ср. щетка ботинки чистить и щетка для обуви, щетка для чистки обуви, щетка, чтобы обувь чистить. 2. Способностью инфинитива присоединяться к сущест (В магазине) Кисть обои приклеивать есть у вас"?; Жидкость мебель чистить есть?; Паста ванну мыть сколько стоит? Такие номинации могут подвергаться сокращению — тот предмет, который именует номинация, может не называться 32, сохраняется только инфинитив с зависимым существ ите л ьным: Ванну чистить есть у вас?; Мебель полировать есть что-нибудь?; Ножи точить есть у вас? ПОВТОРЫ В разговорной речи широкоупотребительны повторы разного рода: повторы одной и той же формы одного слова (шел-шел-шел, бегу-бегу, окна-окна), повтор разных форм одного слова (бежать/бегу, но..; окна окнами, да...), повтор, формируемый однокоренными словами 32 Ср. номинации типа с санками, в очках, с чемоданом и т. п., в которых также отсутствует прямое наименование называемого лица. разных частей речи (ревмя ревет). Одновременно с повторами могут употребляться частицы, союзы, модальные слова, служащие конструктивным элементом синтаксического построения 33. Конструкции с повторами используются как: I) экспрессивное средство, 2) средство актуализации тех или иных элементов высказывания н «склеивающее» разрыв в цели синтаксических связей 34 (см. [3, с. 365—380]). Рассмотрим функционирование конструкций с повторами в репликах одного лица 35. Они часто используются как экспрессивное средство подчеркивания, усиления. В функции повтора можно различать эмфазу (эмоциональное отношение к явлению) и интенсификацию (эмоциональное отношение к мере явления) [49, с. 170]. Повтор обычно содержит два или три члена. Повторяться могут словоформы и слова разных частей речи: Он смотрел-смотрел/ не мог разглядеть никак//; Я иду-иду/ уже сил нет/ а все еще далеко до перевала//; Я как писарь какой-то! П uuiy-nutuy-nuiuy f I; Мы ей все говорили// «Пете хуже-хуже»! А она никакого внимания// Повторы нередко содержатся в репликах-реакциях, используясь как всякого рода эмоциональные ответы, выражающие убежденность, радость, раздражение, удивление и т. п.: А: Ты придешь? Б: Да-да-да!\ (В обувной мастерской) А: Это ваши сапоги? Б: Мой-мой//; А: Расскажи мне// Б: После-после!!\ Я думала/ Вы уже давно на дачу сбежали//В: Нет-нет-нет! Повторяющиеся единицы могут соединяться с помощью союза и; Это было бы очень и очень хорошо// Повторение предлогов — типическая черта разговорной речи (см. [50, с. 10—28]) 36. Оно наблюдается: 1) в конструкциях с постпозитивным определением: 2) в конструкциях с препозитивным определением: 33 Разные виды конструкций с повторами {на материале языка ху 34 Об использовании повторов в сегментированных конструкциях од 33 Употребление повторов в репликах разных лиц рассматривается ниже — в разделе «Диалогические клише» и далее. 36 См. там же литературу вопроса. 3) в конструкциях с приложением: Тут приехали мои друзья/ на машине/ на «Запорожце»}} СООТНОШЕНИЕ РЕПЛИК ДИАЛОГА Разговорная речь по преимуществу диалогична. Поэтому, изучая ее, очень важно понять, как может строиться диалог, каковы законы его организации. В диалогической речи обычно различают такие единицы: реплика-стимул, реплика-реакция, диалогическое единство (две реплики, тесно связанные между собой по форме и по смыслу). Диалогическое единство часто состоит из вопроса и ответа: Когда ты едешь в Ленинград? — Через неделю/}. Ответ Через не.делю понятен лишь при условии знания вопроса. Если бы кто-то услышал лишь ответную реплику, он не понял бы, о чем идет речь, и непременно спросил: Что через неделю? Реплика-стимул (С), вызывающая реплику-реакцию (Р), может быть как сообщением, так и вопросом. Схема-тически это можно представить так: С. — Р. (Я иду в кино}} — И я с тобой!}) С? — Р. (Где ты пропадал? — В институте}'}) Реплика-реакция может быть стимулом для последующей реплики: С. — Р/С? — Р. (Я вчера прекрасно провел день}} —• Где ж ты был? — Был на выставке} в музее Васнецова}/) " В диалоге широко используются разнообразные части Ну/ я пошел//; А ты куда?; А когда опять к нам придешь?; Ну звони/ ну не пропадай надолго//; Ну вот я и приехал//; Да посмотри что за окном! Зима настоящая!; Да ты послушай что Вася говорит// В разговорной речи одно и то же высказывание может строиться разными говорящими, например: (Муж и жена разговаривают со своими друзьями) А: Мы к вам Б: (подхватывая) приедем завтра А: (продолжая) вечером// 87 Об основных строевых схемах диалога см. [51, с. 3]; а также [66, с. 529—534]. I7S Такого рода рассредоточение высказывания между репликами разных лид — типическая черта разговорной речи. ДИАЛОГИЧЕСКИЕ КЛИШЕ При построении диалога в разговорной речи широко используются речевые клише, которые облегчают говорящим ведение разговора. Диалогические клише многообразны, многие из них экспрессивно окрашены. Для их структуры характерно использование повторов, частиц, междометий 38. Чтобы показать, сколь многообразны структурные возможности построения диалога, приведем реплики разного строения, которые могут быть ответом на один и тот же вопрос: Катя зйвтра уезжает? 1. Катя? Нет/ еще через два дня// 2. Катя? Завтра? Откуда ты взял? Она еще остается//
3. Нет// 4. Нет/ не завтра// 5. Нет-нет/ не завтра — не завтра// Она еще остается//
6. Какое (там) уезжает! И не собирается// 7. Где завтра! Какое там завтра! Кто тебе сказал? 8. Какое! или: Где там!, Еще чего! 9. Завтра — не завтра/ но скоро видно уедет//
10. Уезжать-то уезжает/ но не завтра// 11. Уедет! Как не уехать! Только не завтра// 12. Катя завтра не уезжает// Это далеко не полный перечень возможных ответов, типических для той или иной ситуации разговорной речи. Охарактеризуем строение, семантику и условия применения подобных ответов. Ответы 1—2 содержат повтор части вопросительной реплики (переспрос), что в высшей степени характерно для непринужденной речи. Говорящий получает время для об-I думывания ответа. Переспрос — типичнейшая автоматиче-[• екая реакция на вопрос. Отвечающий повторяет то слово, которое содержит суть вопроса — рему. А: Сколько время/ не скажете? Б: Время? Сейчас я вам скажу//Полпятого//; А: Ты завтра дома будешь? Б: Завтра? Еще точно не знаю// 38 Описание разных способов построения диалога см., например, в 176 Краткий ответ вроде да, нет (тип 3) всегда возможен, но не столь типичен для разговорной речи. Употребительнее отпет типа 4, в котором отрицание или утверждение совмещается с повтором. Тип 5 — его эмоциональный вариант, распространен весьма широко. Например: А: Ты прочел эту книгу? Б: Да/ давно прочел//; А: Это твоя рубашка? Б: Нет-нет[ не моя! Петина наверно// Ответы типа G—7 также содержат повтор слова, употребленного собеседнмкол*, к которому присоединяются частицы местоименного или наречного происхождения где (талт), куда (там), какое (iuai). Такие ответы использу- i ются как эмоциональное отрицание того, о чем спрашивает или что утверждает собеседник: А: Что-то сегодня рано встали? Б: Где рано! Какое рано/; А: Ты с работы домой? Б: Какое домой! Мне еще в библиотеку надо// Слова какое (там), где (там), куда (там) выступают как частицы. Они не являются местоимениями и не имеют вопросительного, а также пространственного значения. Выступая в такой функции, они лишены ударения, чем отличаются от своих омонимов — вопросительных слов. Подобного рода конструкции принято называть фразеосхемами [52, с. 132 и след.]. Эти фразеосхемы выступают в функции эмоционального отрицания и не предполагают никакого ответа. Показательно, что частица какое, совпадающая с формой ср. рода местоимения, может употребляться при словах разных частей речи и существительных любого рода [52, с. 135]. Например: Л: Он тебе принес книгу? Б: Какое принес! Опять забыл//; А: Это он Саше рассказывал? Б: Какое Сайт! Мне-мне// Наряду с частицей какое в конструкциях эмоционального отрицания может употребляться и какой, чаще при существительных муж. рода, А: Это почтальон звонил? Б: Какой там почтальон! Ответы такого рода могут быть наделены оттенком грубозатости. Форма какой употребляется и не при существительном муж. рода; такое употребление стоит на грани литературного языка и просторечия: А: Ты много писать собираешься? Б: Какой много.' В качестве ответов со значением эмоционального отрицания могут употребляться разнообразные релятивы, включающие частицы. Они выступают как самостоятельные реплики (тип 8). Подобные ответы отличаются грубоватостью: 7— 874 177 А; Поедешь летом в деревню? Б: Еще чего!; А: Останешься у нас ночевать? Б: Где там1 Как самостоятельная реплика может употребляться и частица какое (там). Ответ типа 9 состоит из двух одинаковых форм слов любой части речи, перед второй из них помещено отрицание не. Как правило (но не обязательно), слова, содержащиеся в этой конструкции, повторяют слово, имеющееся в реплике-стимуле. Такие конструкции могут выражать разные оттенки значений [48, с. 52—55]. Для разговорной речи наиболее характерны конструкции, называющие нечто, что оценивается как безразличное для чего-либо последующего: Придет он — не придет/ я дома буду//; Поедешь — не поедешь ты/ я-то все равно в Москве сидеть не буду//; Я бы купил/ но лен — не лен я не понимаю// (о скатерти) Обычно это значение реализуется при противопоставлении. Конструкция с повтором типа А — не А обычно употребляется в реплике-реакции, которая не обязательно является ответом на вопрос: А: Ой/жара какая! Прямо тридцать градусов//Б: Ну/ тридцать — не тридцать/ а жара действительно жуткая// Такая конструкция имеет смысл 'неважно, сколько именно градусов, может быть, и не 30. Важно, что очень жарко'. Рассматриваемые конструкции имеют значение уступительного отрицания с оттенком противопоставления [53, с. 53—54). Некоторые из них близки конструкциям, содержащим союз или: Помнит он или не помнит/ мне все равно//; Шерсть или не шерсть/ я не разбираюсь в этом// Ответ типа 10 содержит конструкцию из двух одноко-ренных глаголов (повторяющих глагол, содержащийся в реплике-вопросе): «инфинитив (нередко с частицей -то) + -f-личная форма глагола». Такие конструкции являются фразеосхемами, так как сочетание инфинитива с личной формой глагола происходит не по нормам соединения таких слов [52, с. 141; 53, с. 50—52; 48, с. 48—52] и имеет специфическое значение. Их значение можно истолковать приблизительно так: 'в осуществлении факта, называемого глаголом, нет смысла'. Подобные конструкции часто употребляются при последующем или (реже) предшествующем противопоставлении, в котором объясняется, почему говорящий неодобрительно оценивает данное действие: А: Дочитала она книгу? Б: Дочитать дочитала/ но все равно ничего не поняла// Как отмечает Д. И. Шмелев, в таких конструкциях отрицание может быть помещено только при личной форме глагола: Л: Он что? Скоро переезжает? Б: Переезжать он еще не переезжает/ но все равно занят// Ответ тина 11 содержит эмоциональное утверждение. Он строится из глаголов, однокоренных с тем, который употреблен в вопросе. Формула построения ответа — «глагол в личной форме-{-конструкция, содержащая частицы типа как не, еще бы не, + инфинитив того же глагола»: А: Вы знаете что произошло? Б: Знаю! Как не знать!; А; Видели моего Петю? Б: Видела! Как не видеть!; А: Напишешь лше? Б: Напишу! Напишу/ну как не написать?; А: У вас ведь нет билета? Б: Есть/ как не быть// Такие ответы выражают род удивления по поводу того, что спрашивают о данном факте. Ответ типа 12 — это так называемый полный ответ. В разговорной речи полный ответ, как правило, не употребляется. В условиях непринужденного общения люди чаще отвечают иначе —- коротко, однословно. Однако есть ситуации, когда полный ответ употребляется, выступая как конструкция, имеющая специфическую функциональную нагрузку: говорящий желает выразить свое недовольство или раздражение самим фактом вопроса или тем, что этот вопрос ему задают много раз, или содержанием вопроса. Такой ответ обычно произносят подчеркнуто вежливым тоном в размеренном темпе, что создает контраст между формой ответа и его сущностью. Вот несколько случаев применения полного ответа: (Собеседники собираются на следующий день вставать рано утром и ехать за город) А: Ты всё приготовил на утро? Б: Да/ я всё приготовил на утро//; А: Ты уроки не забыл выучить? Б: Я не забыл выучить уроки// ЗАКОН ПЕРЕСПРОСА В условиях естественного непринужденного общения собеседник иногда не может расслышать слов говорящего. В таких случаях, как правило, он переспрашивает. При переспросе используются следующие формулы: 7* 179 Что? Как? (между людьми, находящимися в неофициа-ль-ных отношениях), Что-что? Как-как? (переспросы еще более непринужденные) 39, а также междометие Мм? При других отношениях между говорящими применяются более развернутые формулы: Как вы сказали? Что вы сказали? — или еще более вежливая формула: Простите, я не расслышал? Повторите, пожалуйста. Специфика восприятия живой речи в значительной степени связана с тем, что она протекает как речевой потокг само членение которого па слова нередко представляет большие трудности40. Поэтому, отвечая на переспрос, говорящий, как правило, подвергает первоначальное высказывание двум операциям: меняет порядок слов и говорит более медленно и четко. Иногда он добавляет какое-либо новое слово. При этом возникают новые слоговые последовательности и непонимание устраняется: А: Ты когда захочешь обедать? Б: Что? А: Обедать когда захочешь?; А: Нашла вас Катя Иванова? Б: Мм? А: Катя Иванова нашла вас? НЕПРЯМЫЕ ФУНКЦИИ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИИ В разговорной речи многообразны непрямые функции вопросительных высказываний, которые помимо обычного вопроса (т. е. вопроса, на который говорящий хочет получить ответ) выражают множество субъективно-модальных значений [54]*1. 1. Особенно часто вопрос используется для выражения вежливой просьбы. Говорящий нередко, чтобы смягчить просьбу, облекает се в форму вопроса. Например, вместо того чтобы сказать Дайте мне, пожалуйста, прочитать эту книгу (и эта фраза будет вполне вежливой и правильной), он говорит: Не могли бы вы мне дать почитать эту книгу? 39 Местоимения что, как произносятся без особого выделения ударе 40 О том, что само членение речевого потока на слова может пред 41 Далее используем положения этой статьи. Приведем еще несколько типических примеров: (В магазине) Вон те красные посмотреть можно?; Может быть вы мне от того куска отрежете?; Ты не мог бы закрыть дверь? Дует//; Ты хлеба не купишь?; lie позвонишь Ките? Она просила// Типическая черта таких конструкций — использование ' форм с отрицанием. В городских дналогах-сгереотипах такого рода просьбы-вопросы часто начинаются словами Не скажете... Употребляемая в тех же условиях форма Не подскажете {например, Не подскажете/ как к Курскому вокзалу проехать?) является нелитературной. 2. В форме вопроса может быть выражено в е ж л и в о е \ Может быть завтра поедем?; А не лучше ли сначала позвонить?; Может быть не пойдем сегодня в кино? Вопросы используются также в качестве реакций, вы-ражаюших разного рода модальные оттенки. 1. В форме вопроса может быть выражено несогласие, (За обедом) А: Вы мне очень много кладете// В: Да разве это много? Это воробышку//; А: Ты не поедешь с нами? Б: Разве я сказал это? 2. Форму вопроса нередко используют при попытке убе А: Тебе деньги не нужны? Б: Нет// А: Да что ты. отказываешься?; А: Поехали с нами завтра на дачу! Б: Некогда// А: Ну что ты будешь дома сидеть? В та-к\ю погоду! 3. С помощью вопросительных конструкций могут Ты так и будешь весь день у телевизора сидеть? Опять уроки не выучил!; Думаешь я не видел что ты делаешь? Не надейся!; Хочешь чтоб я твоему отцу позвонил? Огорчать его не хочется// 4. Вопросительные конструкции, оформленные как пов А: Ты приехал бы лучше завтра// Б: Завтра? А почему завтра?; А: Успеешь прочитать до среды? Б: До среды? А я думал/ ты мне до воскресенья дал// 5. Вопросы в форме повтора нередко выражают неодо А: У тебя опять Иван весь вечер сидел? Б: Весь вечер? На полчаса заходил// КОНСТРУКЦИИ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ Лингвисты неоднократно отмечали, чю для русского языка в высшей степени характерны так называемые конструкции принадлежности — «предлог 1/ + род. п. существительного (чаще одушевленного) пли личного местоимения», например: У тебя, у меня, у Ивановых, у Кати42. Конструкция «г/-г род. п.» может присоединять: существительное в им. н., обозначающее лицо (у него два сына), конкретный предмет (у него дача), отвлеченное понятие (у него радость), нечто, присущее человеку, — неотчуждаемая принадлежность (у него приятный голос, длинные руки, широкие плечи, курносый нос), предикативное построение (сын женился, вышла новая книга). Конструкция может включать бытийный глагол есть и коррелирующее с ним отрицание нет (у него есть дети, у него нет детей). Такие конструкции имеют широкое значение обладания (по-ессивности), на основе которого формируются разные другие виды отношений — бытия, местонахождения в пространстве, качественной характеристики лица, ею микро-или макромира и др. Эти конструкции эквивалентны конструкциям других языков, включающим глаголы име/ь и быть (нем. haben и sein, франц. avoir и etre, англ. to have и to be) (см. [60]). Именно поэтому лицам, для которых русский язык неродной, важно понять специфику рассматриваемых конструкций, составляющих особенность русского языка, тем более, что в разговорной речи они употребительнее и активнее, чем в кодифицированном языке. Так, например, в стихотворении С. Михалкова «А что у вас?» передаемся разговор детей, в котором многие реплики начинаются словами У меня или А у нас, после чего идут сообщения разного характера: У меня в кармане гвоздь. А у нас? А у нас сегодня гость. А у вас?.. А у нас на кухне газ. А у вас? С помощью конструкций такого строения в русском языке вообще, а в разговорной речи особенно, легко и свободно 42 Эти конструкции неоднократно описывались исследователями, по-разному интерпретирующими их функции и семантику [39, с. 217—283; 52, с. 84—85; 42, с. 97; 55—58]. могут быть сообщены различные сведения о человеке. В разговорной речи при встрече употребляется вопрос Что у тебя (у вас)? или Что у (тебя) вас слышно? Что у тебя (у вас) делается?, обозначая примерно 'какие новости', 'что новенького', 'как дела*, например: А: Ну/ что у вас? Б: У Саши экзамены/ у меня дел уйма/ а у Бориса мать больна// Л у вас что? А: У нас? Все по-старому// У Кати новая руководительница/ у Вали отпуск/ у Славы новая книга/ а у меня никаких новостей// Каковы же основные функции описываемых конструкций в разговорной речи? Они чаще всего употребляются: 1. Для обозначения «ближайшего» микромира челове У него четверо детей/; У нее больные родители//; У меня Петя начал итальянским заниматься// 2. Для называния каких-то внешних или внутренних У него сердце больное//; У нее есть большой недостаток//; У нее легкий характер//; У него никогда нельзя ничего понять// 3. Для обозначения каких-то событий из жизни чело У них новая квартира//; Простите/ у вас что-то упало//; У меня в понедельник день рождения//; У соседей ремонт//; Молодой человек! У вас норкрель рас-счегиулся// 4. Для обозначения занятия данного лица в какой-то А: У меня завтра лекция// А у тебя? Б: Я свободен//; У нее завтра каток//; У тебя завтра институт? — Нет/ я в библиотеку пойду// 5. Для передачи сообщений и другого типа. Они не У нее институт/ а у меня средняя школа только//; У него университет или пединститут?; У него консерватория и мединститут) '/; А: У него есть диплом? Б: Нет/ он еще не кончил// В таких случаях слова институт, университет, диплом и т. п. выступают как метонимические замены понятия 'высшее образование'. 6. Для формирования обобщающих высказываний, ес У маленьких трудно понять что болит//; У детей температура легко подскакивает//; У студентов всегда не хватает на экзамен одного дня// 7. Для обозначения обобщающей оценки характера или У Елены Петровны все всегда неправы//; У него всегда виноваты другие// 8. Для обозначения очень далеких отношений между У них тормоза сломались// (т. е. сломались тормоза у машины). 9. Рассматриваемые конструкции часто играют роль инт Знаешь/ у Саши у Ярина у мамы, сегодня день рожденья//; У них у собаки пять щенков// Показательно, что такие конструкции воспринимаются как менее тяжеловесные, чем синонимичные им конструкции без предлога с несколькими родительными падежами. Модель «г/ + род. п.» обнаруживает активность независимо от лексического наполнения присоединяемых к ней компонентов. Высказывания, содержащие такие конструкции, имеют черты аналитизма. Они легко строятся и легко понимаются. НАРЕЧИЯ-ПРЕДИКАТЫ В разговорной речи шире класс неизменяемых слов, играющих роль предикатов, что также усиливает черты аналитизма. Это и предикаты типа не очень, не ах, и междометия, и наречия, не выполняющие в кодифицирован- ном языке функции сказуемого. В разговорной речи наречия, образованные с помощью приставки по- и суффиксов -и и -ому, могут функционировать в качестве предиката (см. [61, с. 35]). Это по-дружески/'/; Это вообще не по-товарищески//; Это было по-походномуfl Выводы Синтаксис разговорной речи характеризуется целым рядом специфических явлений. Опора на ситуацию и общность апперцепционной базы собеседников приводит к гому, что в разговорной речи очень часто синтаксические связи тех или иных единиц оказываются невыраженными морфологическими средствами, т. с. для синтаксиса разговорной речи специфично использование см ыслоаых связей между единицами (см., например» [62]). Поэтому для разговорного синтаксиса характерно: 1) широкое использование суперсегментных средств 2) полифункциональность н широкая употребительность 3) повтор как средство синтаксической связи и актуаль 4) специфические особенности управления и согласова 5) преобладание связей сочинения над связями подчи 6) бессоюзие как типическая особенность построения 7) двойные глаголы — предикаты; 8) наличие особых видов связи («связи свободного со Упражнения 1. Определите, какие прямые и обратные валентности тех или иных членов не реализованы в данных ниже фразах. Дополните эти фразы словами подходящей семантики. 1. Я знаю что многим по нравится// И не только старшего поколения// 2. (На кухие
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.19.7 (0.021 с.) |