![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имена предметов и другие деривационные значенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Высокопродуктивны и разговорной речи наименования предметов по действию, производимые от глагольных основ с помощью суффикса -лк(а). Такие слова могут обозначать предмет по действию, для которого он предназначен (а), по действию, характерному для предмета н обычно нежелательному (б). а) В разговорной речи широкоупотребительны такие Такие слова могут уточнять родовое название предмета: Л: Что это там? Б: Маяк-мигалка//; У нас есть тряпки-хваталки и тряпка-выти ралка//; Это выключа-тель-дергал ка// б) Слова этого типа часто выражают экспрессивную от Там все в чаду / вес время ездят эти коптелки! / (о катерах); Это не ручка/ а царапалка какая-то// Такие слова могут быть как привычным для говорящего названием, так и словом «на случай». Их рождение отчетливо видно в таких контекстах: А: Вы перед тем как прослушивать пластинку/непременно ее протрите// Б: А чем протирать? Л: Возьмите какую-нибудь тряпочкуj'протиралочку // Высокую продуктивность обнаруживают также словообразовательные типы, имеющие следующие деривационные значения. 1. Н а и м е н о в а н и я лиц женского иола, соот 2. Существительные со значением единичности. Их
Хотите грпльяжину?; Дай мне зефирину; Купите две-три свеклины/1; Ему дали пилюлинуЦ; Дай мне вон ту nocydtmyff; Вон шоколадка на окне/это тебе// 3. Существительные со значением собиратель и о-стн. Они наиболее активно образуются от основ существительных и прилагательных с помощью суффикса -/- и флексий среднего рода (с ударением на флексии): рваный — рванье, старый — старье, ребята — ребятье. Такие слова нередко наделены экспрессией грубоватости. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ДЕРИВАЦИЯ И ТЯГОТЕЮЩИЕ К ИЕИ ЯВЛЕНИЯ В разговорной речи обнаруживает активность сфера синтаксической деривации, т. е. производных, переводящих слово из одной части речи в другую и не отличающихся от производящих лексической семантикой (см. [10]). Классический пример синтаксической деривации —- от-адъективные и отглагольные имена существительные со значением отвлеченного признака и отвлеченного действия. Наиболее продуктивны в разговорной речи отглагольные существительные с суффиксом -Hiij(e)5 и отадъектшшыс с суффиксом -ость. Широкая употребительность существительных на -ние объясняется разными причинами и прежде всего тем, что отглагольные существительные как синтаксические дери-
5* 115
ваты упрощают говорящему синтаксическое построение речи, используясь как средство номинализации: Я боюсь что мне попадет за это нехождениеЦ (за то, что я не ходила); Что меня больше всего злит/ это выворачивание нормальных слов наизнанку//; Мы с ним перешли на «ты»/но без брудершафта/без всякого целования //; Это ведь типичное прятание головы под крыло// Для разговорной речи, как это уже отмечалось (см. [12]), особенно характерно использование синтаксических построений, состоящих из двух высказываний; отглагольное производное находится во втором высказывании, своеобразно дублируя однокореннои глагол предшествующего высказывания:
Все время приходится очки мен ять// До чего осложняет жизнь это менянье! Глагол и существительное на -ние могут находиться в репликах разных говорящих: А: Я не люблю чтоб меня жалели//Б: Дело здесь не в жалении}'}. В таких построениях, состоящих из двух высказываний, производность структур, включающих слово на -ние, выступает особенно наглядно. Соотнесенность может возникать между словом на -ние и прилагательным: А: Так она влюбчивая? Б: Но все ее влюбления кончаются ничем// При номинализации субъект действия, обозначаемый существительным, обычно бывает невыраженным, так как он ясен из контекста или ситуации. Но возможно также явление, когда происходит так называемое низведение субъекта [13, с. 94—95]. Семантический субъект выражен не подлежащим. Нередко он бывает выражен притяжательным между словом на -ние и прилагательным: А: Хорошо что вы не закисли! Б: Вы меня много теребили// Мне ваше теребление помогло//; Перестань ты бояться// Надоело мне твое бояние/J; А как ты оцениваешь это Сашкино убегание? Говорящий может даже сознательно отказываться от узуальных слов с тем же суффиксом, считая, что новообразование более точно передает смысл его слов: Мне это нравится// Уровень сравнения/ (поправляясь) сравнивания у меня иной// Свободное построение отглагольных существительных нередко обнаруживается в том, что собеседники наперебой создают несколько вариативных однокоренных слов:
В разговорной речи встречаются все те виды номина-.шзаций, которые описывает В. Г. Гак, рассматривая факты современного литературного языка (независимая и зависимая, субъектная и объектная, непосредственная, свернутая и развернутая) [13, с. 85—87]. Поэтому трудно согласиться с мнением, что спонтанной речи явление номинализащш не свойственно (см. [14; 15, с. 201]). Для разговорной речи характерна и так называемая развернутая номииализация, когда отглагольное существительное употребляется в сочетании с глаголом (ср. шуыеть — поднять шум), например: Я занимаюсь всякими хозяйственными делами/ разгребанием дома// Высокопродуктивны в разговорной речи также отадъек-тивные существительные с суффиксом -ость, обозначающие отвлеченный признак: Меня всегда легче лаской взять/ чем сердитостью//; Какая-то низкосортность в нем//; Сделано очень хлестко// Хлесткость эта меня захватывает//; А: Если бы у меня был так язык подвешен// Б: Грех вам жаловаться на подвешенность языка// К сфере синтаксической деривации относятся также от-субстантивные прилагательные, обозначающие широкое, недифференцированное отношение к тому, что названо производящей основой, — 'относящийся к...' Такие прилагательные формируются суффиксами -ин. -ое, -«-, -ое-, -ск-. Притяжательные прилагательные с суффиксами -ов, -ин в современном языке сохраняют продуктивность лишь в разговорном языке. В других сферах литературного языка они утратили продуктивность. Однако и в разговорной речи производство названных прилагательных осуществляется легко и свободно лишь от имен собственных и названий родства. От существительных женского и мужского рода, имеющих склонение типа жена, — с суффиксом -ин: Колин, Пе-тин, Васин, Валин, Сашин, Олин, Нинин, Надин, мамин, папин, тетин, дядин; от существительных мужского рода с основой на согласный — с помощью суффикса -ое: отцов, Олегов, Николаев, Игорев. Следует отметить, что прилагательные на -ое менее употребительны, чем; прилагательные на -ин. От существительных иной семантики — наименований лиц по профессии, действию или качеству — притяжательные прилагательные не употребляются, т. е. слова типа
П7
Прилагательные с суффиксами -н-, -ое-, -с/с-, обозначающие 'относящийся к тому, что названо производящей основой'» продуктивны в обеих разновидностях литературного языка. Их высокая употребительность в разговорной речи поддерживается наличием в ней специфических лаконичных номинаций (см. гл. «Номинации»). К сфере синтаксической деривации примыкает производство отыменных глаголов с суффиксом -ф/-ить 6. Для таких глаголов характерна свободная связь между семантикой I производящей и производной основ: они называют действие, I каким-то образом7 связанное с именем, заклю*1 ченным в производящей основе. Конкретизация характера | этой связи происходит лишь в определенном контексте и конситуации 8. Например, с непереходным значением: Не надоело тебе слесарить?; Хватить тебе телефонать! все утро провел зря//; Они любят жаргонить// с переходным значением: Как ты думаешь/ эти туфли надо гуталинить?% Я не люблю волосы одеколонить! 7; Это слово курсивить? с аффиксом -с я: Ну что же ты черепашишься? Ползи скорее//; Там все как с ума посходили докторитьсяЦ (о защите докторских диссертаций)//; Я сегодня эрмитажилсяЦ\ Ты что обезьянишься* (ведешь себя как обезьяна — передразниваешь). Широта действия синтаксической деривации и близких к ней областей — специфическая черта разговорной речи, объясняющаяся ее экстралингвистическими чертами (неподготовленность, конситуатнвность): говорящему нередко легче построить слово по активно действующей модели, чем прибегнуть к громоздкому описательному обороту или подобрать нерасчлененное, немотивированное обозначение. При этом особенность слов разговорной речи состоит в том, что по форме они легко членимы, а по значению многие из
7 Показательно, что исчисление семантических грчип таких глаго
8 В этом отношении глаголы на -0/-ить подобны отсубстантнвным
ПРЕФИКСАЦИЯ И ПРЕФИКСАЛЫЮ-СУФФИКСАЛЬНЫП СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Обилие легко членимых слов, являющихся чистой реализацией возможностей словообразовательного типа, особенно характерно для префиксального и префиксально-суффиксального словообразования разговорной речи. В словообразовании с у щ с с т в и т е л ь н ы х обнаруживают продуктивность многие приставки: анти- со значением противоположности: Это все антиприем} это чтоб ошарашить//; Мама/ан- тирыбница/ 7 со- со значением совместности: Он мой состудент//; Мы с ним были соучптеляЦ пере- со значением повторного действия: Устроим переэкзамен} }; У нее будет перезащита/f В качестве типического примера префиксально-суффиксального способа приведем существительные с приставкой без- и суффиксом -j(e), обозначающие отсутствие того, что названо производящей основой: Для меня переход к чулкам or бесчулочья очень сложный//; У нас бесспичие// Забываем спички купить// В словообразовании п р и л а г а т е л ь и ы х продуктивны многие приставки, например до-, при-, без-: дошкольная жизнь, дотелевизорная эпоха, припляжная столовая, при-стадионный парк, беспуговичная кофта. В словообразовании глаголов префиксальный и прс-фиксалыю-суффиксальный способы обнаруживают очень высокую продуктивность. Приведем примеры наиболее продуктивных префиксальных типов: пере- со значением повторного действия ('еще раз', 'снопа') нередко присоединяется к глаголам, уже имеющим приставку: Мне надо пересдать экзамен//; Вас переназначат к другому врачу//; Перезапиши меня к зубному на другой день//
Образования с экспрессивными суффиксами преимущественно выражают два вида значений: 1) транспозиционные (т. е. меняющие часть речи производящей основы) — экспрессивные наименования лиц или предметов по характерному для них действию или признаку; 2) модификащюнные (не меняющие части речи производящей основы) — размер-но-оцеиочиые. 1) Транспозиционные существительные — наиме -'аг(а): здоровяга, миляга, серяга, мрачняга, шустряга; -'уг(а): толстюга, жирнюга; -'у к (а): злюка; -ик: серяк, слабак; -ич: тонкач; -ух(а): толстуха, большуха; -ул'(а): грязнуля, капризуля, вредиуля; -ох(а), -ох(а): забываха, растеряха, пробивоха; -л(а); заводила, мазила, приставала, прибирала; -ыш: глупыш, крепыш; -ак(а): зевака, ломака, кусака; -ун: кривуи, визгун;
-уш(а): крикуша, милуша. Неодушевленные транспозиционные существительные от основ прилагательных и глаголов: черствяк (черствый хлеб), верняк (верное дело), смешнюга (о чем-либо смешном), показуха, невезуха. 2) Модификацией ные образования производятся -'ае(а): штормяга, ветряга; -цг(а); жарюга, жердюга, холодюга; -ул'(а): мамуля, детуля, папуля; -ус'(а): мамуся, бабуся, папуся; •енци;(а): старушенция, чепухенция, б\мажшшия; -ишк-: голосишко, котишка, мыслишка; •гц, -(и)ц(е): совстец, докладец, размышленьице; -\гр(а): котяра, носяра. Производные со значением увеличнтельности с суффиксами:
•ин(а), более экспрессивный: ветрина, домни а, тортина. Приведем несколько иллюстраций: Там была небольшая толпишкаН; Совершенно больной котишка}}; Надо пылить эту бурдшикуЦ (о невкусном супе); Ветрйна] да?; В обмен небольшая брошю-ренция у него есть//; Я сидела с одной бумаженцией} даже поговорить с ней и с могла// Из экспрессивных суффиксов прилагательных для разговорной речи особенно характерны -ущ(ий), -енн(ый), •аст(ый), -еньк(ий) 9: Она тащит сумки тяжелющае/ '/; Сапоги на высоченных каблуках//; Очкастый такой парень//; Ой/ какой глазастенький!; Чумазенькая ты/ пойдем мыться! Кроме того, в сфере прилагательных в разговорной речи обнаруживают продуктивность следующие словообразовательные типы, также наделенные экспрессивностью. 1. Отсубстантпвные прилагательные с суффиксом -ист-, Очень уж он лентяистый}}; И эта женщина такая вод- 2. Отглагольные прилагательные с суффиксом -бельн- 10 Это мясо не разрезабельног/} \ Я не передвигабельна}};
10 Ср. французские прилагательные с суффиксом -able: re-
3. Отглагольные прилагательные с суффиксом -уч(ий) обозначают 'способный к совершению действия, названного производящей основой*: Он такой крикучий//; Он очень писучий// Из экспрессивных суффиксов глагола отметим специфически разговорный суффикс -ану-. Производные глаголы обозначают резкость, силу, грубость однократного действия: трясти — тряхануть, махать — махануть, рубить — рубануть, брызгать — брызгануть, резать — резануть, толкать — толкануть и др. (см. [24, с. 349]). Например: Он как тряханет дерево! Яблоки и посыпались//; Она резанула себе по пальцу// Активность средств экспрессивного словообразования в разговорной речи очень велика. Экспрессивные производные создаются от основ самого разного строения и семантики, разрушая запреты, действующие в кодифицированном языке. В разговорной речи допустимы экспрессивные производные от основ относительных прилагательных (Вог какие будочки железобетонненькие!), от отрицания nei (нетушки), от междометий (хиханьки, хаханьки) и т. д. Средства экспрессивной оценки часто употребляются так, что сема оценочности, положительной или отрицательной экспрессии, распространяется не на денотат данного слова, а на «чужой» денотат. Это явление называют ксено-денотатной переадресованностыо лексических сем [25]. Приведем несколько типических примеров. В разговоре с больными, с детьми часто используют уменьшительные образования, желая выразить ласковое отношение к собеседнику (а не к тому предмету, который называет данное уменьшительное слово): (Медсестра, делая укол) У вас сосудики близко/ сейчас я ваткой чтобы синячка не было//; (Бабушка внучке) Пойдем краник откроем/ ручки вымоем//; (Мать ребенку) Иди к маме на ручки// Для разговорного словообразования характерна развитая синонимия словообразовательных аффиксов без тенденции к их функциональному разграничению, создающая большую вариативность средств выражения одного и того же значения. Эта вариативность особенно развита в облас-
ветрюга, ветряга, ветрище, ветрина; железяка, жслезюка, железина; бабуня, бабуля, бабуся; домище, домина; страшенный, страшнущий; здоровенный, здоровущий. Как сильное экспрессивное средство в разговорной речи употребляется префиксация в соединении с повтором. Второй член повтора содержит приставку пере- или раз-, придающую усилительное значение всей конструкции. А: Вы хотите есть? Б: Я сыт-пересыт//; Будь умник-пе
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.20 (0.016 с.) |