Использование неконечных типов ик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование неконечных типов ик



В разговорной речи так называемые неконеч­ные типы ИК (т. е. с повышением тона на конце) исполь­зуются чаще, чем в кодифицированном языке и в особых позициях. Так, интонация с повышением тона на конце, ко­торая свойственна высказываниям без вопросительного сло­ва (типа Наташа поет?), часто используется в утверди­тельных предложениях. Характерны частые «интонацион­ные ослышки», возникающие из-за того, что фраза, произ­несенная в качестве вопроса, понимается как утверждение и наоборот. Например:

А: Люся дома? Б: А разве она пришла? (Б* отвечает так, потому что понял вопрос А как утверждение); А: Он принес книги? Б: Покажи-покажи/ интересно очень//А: Да я спрашиваю//он принёс книги? Б: А-а! А я думал/ ты говоришь «Он принес»// Неконечные типы И К могут использоваться в конечной синтагме:

1. При перечислении (ИК-3 и ИК-4а):

3 3 3

Дайте мне бутерброд с сыром/ стакан кефиру и ябло-

А 4а 4а

ко//; До свиданья/ идите/ не беспокойтесь//; А: Ну ка­кие города вы видели? Б: Из литовских городов?

А 4а 4а

Вильнюс/ Каунас/ посмотрели Клайпеду/ потом мы бы-

А 4а

ли в Паланге/ в Лиепае/ Очень мне понравилось//
ИК-4а встречается и в тех случаях, когда перечисление
«свернуто», дано лишь в одном члене (причем в качестве его
дополнительного показателя используются лексические
средства): 4а

Покажи мне что-нибудь/ альбом что-ли/; У нее всего

много// Куклы разные/

2. Для выражения нравоучения, а также в том случае,
если говорящий не допускает сомнения в своей правоте
(ИК-4):

А: Ты придешь вовремя? Б: Разумеется/; А: Я уж ду­мала/ прибрать что ли... Б: И прибрала бы/; А: Он

это сам нарисовал? Б: Естественно//

3. В оценочном высказывании (ИК-4а):

А где мы были вчера! Ни за что не угадаешь//; Какой 212


А 4а

хлеб вкусный} Свежий-пресвежий//; Какие волны! Пенистые/ пенистые//

4. В дополнительном высказывании, уточняющем пред­шествующее высказывание, например в отношении време­ни, места, условия (ИК-3, реже ИК-4):

з Купаться пойдем//Потеплеет если/; За грибами по-

едем// Вот посвободнее буду/

РАСТЯЖКИ ГЛАСНЫХ

Одно из широко распространенных средств разговорной речи — растягивание ударных гласных. Оно используется в разнообразных целях (см. [3, с. 141— 149; 15]).

Основные случаи использования этого приема 13:

1. Средство выражения удивления:

Маша! Ты-ы! Откуда?; Это тво-ой сын? Как вы-ырос!

2. Средство иронии для выражения противоположного
смысла:

Петя у нас у-умный! Петя у нас добрый! (т. е. не ум­ный и не добрый); Он мне помо-ожст! Не сомнева-аюсь! (т. е. не сомневаюсь, что не поможет); Марин­ка никогда не опа-аздывает// (т. е. часто опаздывает)-

3. Средство оценки тех или иных качеств предметов
(малых и больших, количества, веса, размера и т. п.) 20:

Там на пляже/ валуны колосс-а-альные//; Прямо иди­те// Такой большо-ой дом//; Огро-омный камень уви­дишь/ там и поворачивай//; Мужчины у них все ко-рена-астые/широ-окие/1

4. Средство положительной оценки тех или иных пред­
метов или явлений (нередко в таких конструкциях имеется
и дополнительное средство экспрессивности — местоимения
какой, такой, как и др.):

i Какая сосна-а! Диво!; Какая ты краси-ивая!; У них

такие соба-аки!; О-очень хорошо!; Какие грибы-ы/;Таи
\ река-а! Песо-очек!
Купаться/ одно удовольствие//

5. Средство убеждения или воздействия на собеседника:

18 Растяжка гласного передается надстрочной чертой или, если глас­ный растягивается еще сильнее, написанием через дефис (дли-инный).

20 «При обозначении маленьких размеров... и при положительных эмоциях удлиненный гласный обычно произносится на высоком тоне, а при обозначении больших размеров и при отрицательных эмоциях — обычно на низком» [3, с. 147—148].


(Говорящий объясняет, как легче входить в холодное море) Лучше сра-азу// Вы дрожи-ите/ Вам хо-олодно! а мне тепло-о}}; Расскажи скорее// Я изныва-аю} /; Она же не может руки холо-одной водой мыть// Растяжка гласных возможна в однословной ответной реплике, когда говорящий хочет подчеркнуть свою уверен­ность в правильности ответа:

А: И как у тебя получилось? Б: Великолепно! '/; А: Он тебе нравится? Б: Не-ert Совершенно не в моем вку­се//; А: Ты успеешь? Б: Конечно//; А: Люся напншет? Б: Обеща-ала/1

Растяжка гласных имени используется нередко как средство воздействия с целью упрека:

Ми-шиа! Ты же обещал//; Пётр Иваныч! Я вас жду!; Ка-атя! Что за крик?

6. При перечислении:

И не надоели тебе со-осны, эти/ песо-ок/ мо-оре холод­ное?

7. При подзывании:

Ребя-ата! Обе-едать!; Дети! Иде-ем домо-ой! Ухо-одим!; Лю-юся! Я жду!

8. При переспросах —• как средство выражения отрица­
тельных эмоций (возмущения, недоверия, негодования, уг­
розы и т. п.). Удлиненный гласный произносится на низ­
ком тоне: __

А: Я зонтик потеряла/7 Б: Потеряла? Сама ищи//; А: У меня горло болит// Б: (с возмущением) Го-орло бо­лит?; А: Я боюсь не успею// Б: Не успе-ешь?

9. В ответных репликах как выражение досады, неудо­
вольствия:

А: Ты зачеты сдал все? Б: Да не-ет!; А: Где вы Новый год будете? Б: Не зна-аю//

Такие ответы содержат оттенок грубоватости и иногда заключают элемент передразнивания.

10. При противопоставлении, для усиления того мнения,
которое говорящий выражает в противовес другому факту
или явлению:

Тебе хорошо-о! Ты умеешь плавать! А мне страшно//; А: Болит палец? Б: Палец что-о! Палец чепуха! Я ко­ленку разбил//

11. Как средство выражения ласки, похвалы:
Со-олнышко мое!; Ни-иночка! Ра-адость моя!; Де-
етонька!; Ma-аленький
мой!

1 2. При повторных ответах, являющихся реакдией на
переспрос:


А: Там много народу//Б: Что? А: Мно-ого народу//

Растяжка безударных гласных используется так­же при колебании, раздумье, подыскивании нужного слова, т. е. говорящий тянет безударный гласный не для большей экспрессивности, а для выигрывания времени:

А: Ну расскажи/ что ты еще прочла? Б: Что-о там было?..

- При колебаниях и обдумывании речи безударный глас­ный может не подвергаться редукции.

В разговорной речи как экспрессивное средство исполь­зуется также энергичное, «резкое» произношение, при ко­тором гласные более кратки, чем обычно [3, с. 149]. Такое произношение бывает при выражении разного рода отри­цательных эмоций (досада, раздражение, категорическое отрицание):

Не смей ходить!; Ни в коем случае//

Темп речи в разговорной речи имеет существенное значе­ние [3, с. 132]. На фоне небрежной беглой речи замедление темпа используется как сильное экспрессивное средство. Особенно выразительно для передачи резкого категориче­ского отрицания или отрицательной оценки использование произношения по слогам, скандирования: У-хо-ди!; Пе-ре-стань?

Резкое, энергичное произношение гласных может сопро­вождаться резким и энергичным произношепи-1 е м согласных, которые при этом удлиняются. Такое произношение бывает при выражении отрицательных эмо­ций: Г-глупец какой!

\ Ш. Балли писал: «...разговорный язык всегда в большей \ или меньшей степени эмоционален... Конечно, носители язы­ка могут очень сильно отличаться по степени эмоциональ­ности или рассудочности своей натуры; однако в этом во­просе проявляется коллективный характер интересующих нас тенденций: жизненная необходимость быстрой и пол­кой передачи мысли ведет к уравниванию индивидуальных особенностей; говоря о вещах, относящихся к повседневной жизни и стоящих вне сферы чистого мышления, даже са­мый логически мыслящий человек вынужден пользоваться общераспространенными средствами, отвечающими психо­логии среднего носителя языка, потому что он инстинктивно чувствует, что эти средства наиболее действенны; в частнос­ти, он чувствует, что аффективная речь — это лучший спо­соб внушить свою мысль собеседнику» [16, с. 329], ср. [17].


Повышенная эмоциональность — универсальная черта разговорной речи. Именно интонация и способна переда­вать эту эмоциональность. Вот почему роль интонации в разговорной речи столь велика.

Упражнения

1. Ниже даны записи разговорной речи в транскрипции и в обычной
орфографии. Сравните их. Объясните характерные черты разговорной
фонетики. __

1. Цй ииада дажзъставл'ау с'э]—Я иногда даже заставляю себя.

2. (но ]эс'вот] — Но есть вот.

3. [вы р*ишыл*и с*ибд*н'ит'й вбал'шби] — Вы решили сегодня идти

в Большой? ""*

4 [буд'им дш'ни' рады} — Будем очень рады.

5. [смар'эл бч'н* с'ирд'йтъ] — Смотрел очень сердито.

6. [ана н'ипа]эит] — Она не поедет.

7. [ч'о он р'йт] — Что он говорит?

8. [дай н'э ч'бн'ит'] — Дай мне что-нибудь,

9. [смар'у нат'иа] — Смотрю на тебя.
10 [смар'й ум'ин'а] — Смотри у меня*

 

11. [пригатбф' н'э шбн'ит* naj§c'] — Приготовь мне что-нибудь поесть.

12. [пашл'ифт'йт с'ддн'а] — Пошли в театр сегодня.

2. Услышав [с'ирано], [с'иранб], ответьте, какие слова русской раз-
• говорной речи были произнесены, если вы знаете, что говорящий не имел

в виду имя французского поэта Сира но де Бержерака.

3. Передайте с помощью обычной орфографии данные ниже фраг­
менты фонетической транскрипции разговорной речи. Укажите наиболее
характерные особенности разговорного произношения. Отметьте вариан­
ты произношения одного и того же слова.

1. А: Гн'Зт/ нун'из'а н'ихад'йт* фт*атр/н*из*а//]
Б: [ну кан'§шнъ н'нл'з'а]

2. (фс'ор'Зм'а ктбтъ хбнт}

3. [вд*§с* ч'асбф сас*эм с'в'итлб]

4. [баушк гър*ила пбмн'иш тада]

5. [п'иис'ат ш5с* рубл'йи]

ЛИТЕРАТУРА

1. Панов М. В. Русская фонетика. М., 1967.

2. Русский язык и советское общество. Фонетика современного русско­
го литературного языка. М, 1968.

3. Русская разговорная речь. М., 1973.

4. Щерба Л. В. Фоиетнка французского языка. М., 1957.

5. Sauvageat A. Franc.ais ecrtt, fran^ais parle. Paris, 1962.

6. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1968.

7. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970.

9. Успемский Б. А. Проблемы лингвистической типологии в аспекте различения говорящего (адресанта) и слушающего (адресата). — In: То honor Roman Jakobson. Essays on the occasion of his seventieth birthday. The Hague; Paris, 1967.


9. Реформатский А. А. Неканоничная фонетика. — В кн.: Развитие фо­нетики современного русского языка. М., 1966.

!0. Гак В. Г. Сравнительная типология французского и русского языков. М., 1977.

11. Chigarevskaja N. Traite de phonetique franchise. M., 1973.

12. Шустикова Т. В. К вопросу об интонации русской разговорной речи.
Саратов, 1970.

13. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. М., 1969.

14. Иванова Г. Н. Ритмика русской прозы. Автореф. на соиск. учен, сте­
пени канд. филолог, наук. М-, 1969.

15. Полищук Г. Г. Роль интонации в дифференциации языковых еди­
ниц. — В кн.: Русская разговорная речь. Саратов, 1970.

16. Балла Ш. Французская стилистика. М., 1961.

17. Volek В. Die Kategorie der Emotionalitat in der Sprache. — In: Papie-
re zur Linguistik, Kronberg/Ts, Heft 17/18, 1977.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Русская разговорная речь. М., 1973, гл. «Фонетика». Панов М. В. Русская фонетика. М., 1967» с. 264—276. Русский язык и советское общество. Фонетика современного русского ли­тературного языка. М., 1968, гл. VIII.


Глава VII

Речевой этикет

Изучая язык, важно узнать не только прави­ла грамматики, словарь и способы произношения, но и ус­ловия применения единиц языка, которые отличают­ся своеобразием в разных языках, у лиц разных нацио­нальностей. Большую роль в том, как именно используются те или иные факты языка, играют узус (обычай) и речевой этикет (см. [1, с. 3]), ведающий наиболее употребительны­ми формулами «речевого поведения» людей в том или ином языковом коллективе *. Речевой этикет регулирует приме­нение таких широкоупотребительных формул языка, как приветствия, прощания, обращения, благодарности, изви­нения и т. п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.034 с.)