Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование неконечных типов ик
В разговорной речи так называемые неконечные типы ИК (т. е. с повышением тона на конце) используются чаще, чем в кодифицированном языке и в особых позициях. Так, интонация с повышением тона на конце, которая свойственна высказываниям без вопросительного слова (типа Наташа поет?), часто используется в утвердительных предложениях. Характерны частые «интонационные ослышки», возникающие из-за того, что фраза, произнесенная в качестве вопроса, понимается как утверждение и наоборот. Например: А: Люся дома? Б: А разве она пришла? (Б* отвечает так, потому что понял вопрос А как утверждение); А: Он принес книги? Б: Покажи-покажи/ интересно очень//А: Да я спрашиваю//он принёс книги? Б: А-а! А я думал/ ты говоришь «Он принес»// Неконечные типы И К могут использоваться в конечной синтагме: 1. При перечислении (ИК-3 и ИК-4а): 3 3 3 Дайте мне бутерброд с сыром/ стакан кефиру и ябло- А 4а 4а ко//; До свиданья/ идите/ не беспокойтесь//; А: Ну какие города вы видели? Б: Из литовских городов? А 4а 4а Вильнюс/ Каунас/ посмотрели Клайпеду/ потом мы бы- А 4а ли в Паланге/ в Лиепае/ Очень мне понравилось// Покажи мне что-нибудь/ альбом что-ли/; У нее всего 4а много// Куклы разные/ 2. Для выражения нравоучения, а также в том случае, А: Ты придешь вовремя? Б: Разумеется/; А: Я уж думала/ прибрать что ли... Б: И прибрала бы/; А: Он это сам нарисовал? Б: Естественно// 3. В оценочном высказывании (ИК-4а): 4а А где мы были вчера! Ни за что не угадаешь//; Какой 212 А 4а хлеб вкусный} Свежий-пресвежий//; Какие волны! Пенистые/ пенистые// 4. В дополнительном высказывании, уточняющем предшествующее высказывание, например в отношении времени, места, условия (ИК-3, реже ИК-4): з Купаться пойдем//Потеплеет если/; За грибами по- едем// Вот посвободнее буду/ РАСТЯЖКИ ГЛАСНЫХ Одно из широко распространенных средств разговорной речи — растягивание ударных гласных. Оно используется в разнообразных целях (см. [3, с. 141— 149; 15]). Основные случаи использования этого приема 13:
1. Средство выражения удивления: Маша! Ты-ы! Откуда?; Это тво-ой сын? Как вы-ырос! 2. Средство иронии для выражения противоположного Петя у нас у-умный! Петя у нас добрый! (т. е. не умный и не добрый); Он мне помо-ожст! Не сомнева-аюсь! (т. е. не сомневаюсь, что не поможет); Маринка никогда не опа-аздывает// (т. е. часто опаздывает)- 3. Средство оценки тех или иных качеств предметов Там на пляже/ валуны колосс-а-альные//; Прямо идите// Такой большо-ой дом//; Огро-омный камень увидишь/ там и поворачивай//; Мужчины у них все ко-рена-астые/широ-окие/1 4. Средство положительной оценки тех или иных пред i Какая сосна-а! Диво!; Какая ты краси-ивая!; У них такие соба-аки!; О-очень хорошо!; Какие грибы-ы/;Таи 5. Средство убеждения или воздействия на собеседника: 18 Растяжка гласного передается надстрочной чертой или, если гласный растягивается еще сильнее, написанием через дефис (дли-инный). 20 «При обозначении маленьких размеров... и при положительных эмоциях удлиненный гласный обычно произносится на высоком тоне, а при обозначении больших размеров и при отрицательных эмоциях — обычно на низком» [3, с. 147—148]. (Говорящий объясняет, как легче входить в холодное море) Лучше сра-азу// Вы дрожи-ите/ Вам хо-олодно! а мне тепло-о}}; Расскажи скорее// Я изныва-аю} /; Она же не может руки холо-одной водой мыть// Растяжка гласных возможна в однословной ответной реплике, когда говорящий хочет подчеркнуть свою уверенность в правильности ответа: А: И как у тебя получилось? Б: Великолепно! '/; А: Он тебе нравится? Б: Не-ert Совершенно не в моем вкусе//; А: Ты успеешь? Б: Конечно//; А: Люся напншет? Б: Обеща-ала/1 Растяжка гласных имени используется нередко как средство воздействия с целью упрека: Ми-шиа! Ты же обещал//; Пётр Иваныч! Я вас жду!; Ка-атя! Что за крик? 6. При перечислении: И не надоели тебе со-осны, эти/ песо-ок/ мо-оре холодное? 7. При подзывании: Ребя-ата! Обе-едать!; Дети! Иде-ем домо-ой! Ухо-одим!; Лю-юся! Я жду!
8. При переспросах —• как средство выражения отрица А: Я зонтик потеряла/7 Б: Потеряла? Сама ищи//; А: У меня горло болит// Б: (с возмущением) Го-орло болит?; А: Я боюсь не успею// Б: Не успе-ешь? 9. В ответных репликах как выражение досады, неудо А: Ты зачеты сдал все? Б: Да не-ет!; А: Где вы Новый год будете? Б: Не зна-аю// Такие ответы содержат оттенок грубоватости и иногда заключают элемент передразнивания. 10. При противопоставлении, для усиления того мнения, Тебе хорошо-о! Ты умеешь плавать! А мне страшно//; А: Болит палец? Б: Палец что-о! Палец чепуха! Я коленку разбил// 11. Как средство выражения ласки, похвалы: 1 2. При повторных ответах, являющихся реакдией на А: Там много народу//Б: Что? А: Мно-ого народу// Растяжка безударных гласных используется также при колебании, раздумье, подыскивании нужного слова, т. е. говорящий тянет безударный гласный не для большей экспрессивности, а для выигрывания времени: А: Ну расскажи/ что ты еще прочла? Б: Что-о там было?.. - При колебаниях и обдумывании речи безударный гласный может не подвергаться редукции. В разговорной речи как экспрессивное средство используется также энергичное, «резкое» произношение, при котором гласные более кратки, чем обычно [3, с. 149]. Такое произношение бывает при выражении разного рода отрицательных эмоций (досада, раздражение, категорическое отрицание): Не смей ходить!; Ни в коем случае// Темп речи в разговорной речи имеет существенное значение [3, с. 132]. На фоне небрежной беглой речи замедление темпа используется как сильное экспрессивное средство. Особенно выразительно для передачи резкого категорического отрицания или отрицательной оценки использование произношения по слогам, скандирования: У-хо-ди!; Пе-ре-стань? Резкое, энергичное произношение гласных может сопровождаться резким и энергичным произношепи-1 е м согласных, которые при этом удлиняются. Такое произношение бывает при выражении отрицательных эмоций: Г-глупец какой! \ Ш. Балли писал: «...разговорный язык всегда в большей \ или меньшей степени эмоционален... Конечно, носители языка могут очень сильно отличаться по степени эмоциональности или рассудочности своей натуры; однако в этом вопросе проявляется коллективный характер интересующих нас тенденций: жизненная необходимость быстрой и полкой передачи мысли ведет к уравниванию индивидуальных особенностей; говоря о вещах, относящихся к повседневной жизни и стоящих вне сферы чистого мышления, даже самый логически мыслящий человек вынужден пользоваться общераспространенными средствами, отвечающими психологии среднего носителя языка, потому что он инстинктивно чувствует, что эти средства наиболее действенны; в частности, он чувствует, что аффективная речь — это лучший способ внушить свою мысль собеседнику» [16, с. 329], ср. [17]. Повышенная эмоциональность — универсальная черта разговорной речи. Именно интонация и способна передавать эту эмоциональность. Вот почему роль интонации в разговорной речи столь велика.
Упражнения 1. Ниже даны записи разговорной речи в транскрипции и в обычной 1. Цй ииада дажзъставл'ау с'э]—Я иногда даже заставляю себя. 2. (но ]эс'вот] — Но есть вот. 3. [вы р*ишыл*и с*ибд*н'ит'й вбал'шби] — Вы решили сегодня идти в Большой? ""* 4 [буд'им дш'ни' рады} — Будем очень рады. 5. [смар'эл бч'н* с'ирд'йтъ] — Смотрел очень сердито. 6. [ана н'ипа]эит] — Она не поедет. 7. [ч'о он р'йт] — Что он говорит? 8. [дай н'э ч'бн'ит'] — Дай мне что-нибудь, 9. [смар'у нат'иа] — Смотрю на тебя.
11. [пригатбф' н'э шбн'ит* naj§c'] — Приготовь мне что-нибудь поесть. 12. [пашл'ифт'йт с'ддн'а] — Пошли в театр сегодня. 2. Услышав [с'ирано], [с'иранб], ответьте, какие слова русской раз- в виду имя французского поэта Сира но де Бержерака. 3. Передайте с помощью обычной орфографии данные ниже фраг 1. А: Гн'Зт/ нун'из'а н'ихад'йт* фт*атр/н*из*а//] 2. (фс'ор'Зм'а ктбтъ хбнт} 3. [вд*§с* ч'асбф сас*эм с'в'итлб] 4. [баушк гър*ила пбмн'иш тада] 5. [п'иис'ат ш5с* рубл'йи] ЛИТЕРАТУРА 1. Панов М. В. Русская фонетика. М., 1967. 2. Русский язык и советское общество. Фонетика современного русско 3. Русская разговорная речь. М., 1973. 4. Щерба Л. В. Фоиетнка французского языка. М., 1957. 5. Sauvageat A. Franc.ais ecrtt, fran^ais parle. Paris, 1962. 6. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1968. 7. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970. 9. Успемский Б. А. Проблемы лингвистической типологии в аспекте различения говорящего (адресанта) и слушающего (адресата). — In: То honor Roman Jakobson. Essays on the occasion of his seventieth birthday. The Hague; Paris, 1967. 9. Реформатский А. А. Неканоничная фонетика. — В кн.: Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966. !0. Гак В. Г. Сравнительная типология французского и русского языков. М., 1977. 11. Chigarevskaja N. Traite de phonetique franchise. M., 1973. 12. Шустикова Т. В. К вопросу об интонации русской разговорной речи. 13. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. М., 1969. 14. Иванова Г. Н. Ритмика русской прозы. Автореф. на соиск. учен, сте
15. Полищук Г. Г. Роль интонации в дифференциации языковых еди 16. Балла Ш. Французская стилистика. М., 1961. 17. Volek В. Die Kategorie der Emotionalitat in der Sprache. — In: Papie- РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Русская разговорная речь. М., 1973, гл. «Фонетика». Панов М. В. Русская фонетика. М., 1967» с. 264—276. Русский язык и советское общество. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1968, гл. VIII. Глава VII Речевой этикет Изучая язык, важно узнать не только правила грамматики, словарь и способы произношения, но и условия применения единиц языка, которые отличаются своеобразием в разных языках, у лиц разных национальностей. Большую роль в том, как именно используются те или иные факты языка, играют узус (обычай) и речевой этикет (см. [1, с. 3]), ведающий наиболее употребительными формулами «речевого поведения» людей в том или ином языковом коллективе *. Речевой этикет регулирует применение таких широкоупотребительных формул языка, как приветствия, прощания, обращения, благодарности, извинения и т. п.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.034 с.) |