Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расчлененность слова в разговорной речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Характерная черта разговорной речи — высокая расчлененность производного слова. Слово выступает скорее как конструкция, состоящая из отдельных элементов с четко осознаваемым значением, чем как нечленимая целостная единица, Этому помогает своеобразие норм разговорной речи — их большая вариативность, не связанная с функциональной нагрузкой допустимых нормой вариантов (см. [26, с. 56]). В разговорной речи слова свободнее строятся [11, с. 116] и, следовательно, массив легко членимых слов больше, чем в кодифицированном языке. Назовем еще несколько явлений, характеризующих расчлененность слова в разговорной речи. 1. Большая расчлененность слова обнаруживается в возможности прибавления суффикса к слову, уже выражающему данное категориальное значение. Это явление объясняется стремлением подчеркнуть, усилить членимость слова и тем самым выделить его категориальное, классифицирующее значение, например: Я не люблю таких// ЛицемерщикЦ (ср. лицемер); С порт сменщики много ездят// (ср. спортсмен); Я уже не кулинарист/l (ср. кулинар). При этом обычно используются суффиксы -щик!-щиц(а), реже -ист/-истк(а) (только при иноязычной основе слова). 2. Другим свидетельством свободы построения слова и: 3. Легкость построения слова обнаруживается в разно
1) Субстантивация прилагательных {см. 2) Вербализация высокочастотных сочетаний разговор 4. Вербализация частей слова, когда говорящий свобод Морфема в разговорной речи выступает как более самостоятельная и подвижная единица, чем в кодифицированном литературном языке 127, с. 216—217]. 5. Другой вид самостоятельности морфем обнаружива 11 Это явление аналогично по функции универбации, т. е. образованию слов с суффиксами -к(а), -ик и др. на основе сочетания «прилагательное-!-существительное»: манная (крупа)— манка, грузовая (машина) — грузовик. А: Л пот эта пас ia/ Поморий/ она пяти него? Б: Ами-плохие зубы//; распространение первых час1сй аббревиатур: Л: Самолет в Элисту пустили/ великолепный// Б: Какой? Л: Ту какой-то (ср. Т>-П4, Ту-134 и т. п.)// 6. В разговорной речи обнаруживают самостоятельность и свободу употребления аналитические прилагательные, т. с. элементы типа авиа-, электро-, авто-, мини-, макса- и т. п. Если по отношению к кодифицированному языку идут споры о лингвистическом статусе таких единиц, то их поведение в разговорной речи не вызывает сомнения в том, что это особые самостоятельные слова, а не ';асти слов (см. гл. «Морфология...»). Расчлененность разговорного слова усиливается особенностями разговорного синтаксиса. В разговорной речи, носящей по преимуществу диалогический характер, часто возникает структурный параллелизм единиц, проявляющийся l области синтаксиса (см. [28, с. 72]) и словообразования (см. [29, с. 74—75; 30]). Названное явление выступает как средство актуализации формы речи. Оно обнаруживается втом, что делается явной, подчеркивается словообразовательная структура слова. Это может быть н сознательно используемый (обычно с установкой на шутку) прием, и неосознанное свободное речетворчество. Оно обнаруживается обычно в нагнетании в одном (или соседних) высказывании слов одинакового строения, подчеркнуто передающих одно и то же категориально-классифицирующее содержание. Такое нагнетание может создаваться как одним лицом, так и несколькими говорящими, одновременно образующими изоструктурные производные: Сейчас он разорется! раскричится! размашется руками//; Я занимаюсь скучнейшим делом// все подтираю! подчищаю! подправляю черными чернилами// Форма слова актуализируется также, если употребляется несколько разносуффиксных образований от одной основы: Вы там можете устроить кактусятник! или лучше как-тусарийЦ В разговорном словообразовании обнаруживается сложное диалектическое взаимодействие двух важнейших тенденций развития языка — тенденции к экспрессивности и тенденции к регулярности (см. [31, с. 16—17]). Свобода действия того или иного типа есть проявление тенденции к регулярности. Вместе с тем создание нового слова нередко вызывается стремлением говорящего сделать свою форму выражения более экспрессивной. Так, например, слова типа лицемерщик, хулиганщик отражают действие тенденции к регулярности: суффикс -щик выступает как регулярный показатель значения лица. Одновременно такие образования наделены большей экспрессивностью, чем нейтральные хулиган, лицемер, хотя последние и лишены аффикса регулярности. Таким образом, регулярность действия словообразовательных типов может нести в себе заряд экспрессивности. С другой стороны, словообразовательные типы, специализирующиеся на выражении экспрессивных значений, как правило, высокорегулярны. Недаром так называемые формы субъективной оценки существительных и прилагательных многие языковеды относят к формам слова. Таким образом, и здесь стремление к экспрессивности выражения способствует обнаружению регулярности словообразовательного типа. Как пишет М. В. Панов, «эмоциональная окрашенность лексических единиц выявляется в разговорной речи особенно резко и подчеркнуто» [32, с. 8]. Необходимо учитывать, однако, что столь свойственное разговорной речи использование индивидуальных неологизмов — явление сложное и неоднородное. С одной стороны, это стремление освободиться от шаблона, жажда речетвор-чества, с другой — нежелание утруждать себя поисками готового, имеющегося в языке слова или необходимостью построить сложную синтаксическую конструкцию. Упражнения I. Объясните значение выделенных слов. Охарактеризуйте способ их образования. 1. (В магазине) Два кило гречки пожалуйста// 2. А: Твоя на прод 2. Образуйте производные слова, характерные для разговорной ре Образец: Глаз — глазастый, глазастенький; имя лица — глазастик, глагол — глазеть, наглазеться. 3. Какие из данных ниже слов характерны для разговорной речи, а Читалка, заводила, поливалка, открывалка, зубрила, дерматолог, кожник, читальня, отоларинголог, ушник, дантист, зубннк, штопор, двушка, жарища, копилка, папуля, бабуся, голосишко, ветрюга. ЛИТЕРАТУРА 1. Морен М. К., Тетеревникова Н. Н. Стилистика современного фран 2. Девкин В. Д. Немецкая разговорная лексика. М., 1973. 3. Земская Е. А. Окказиональные и потенциальные слова в русском 4. Винокур Т. Г. Об эллиптическом словоупотреблении в современной 5. Земская Е. А. Понятия производиости, оформлен кости и члелимости 6. Русский язык и советское общество. Словообразование современного 7. Санджи-Гаряева 3. С. Усечение как способ словообразования в раз 8. Берлизон С. Б. Сокращения в современном английском языке. — Ино 9. Гяч И. В. К, вопросу о генетических истоках аббревиатур. — В ки: 10. Куриж>вич Е. Деривация лексическая и деривация синтаксический (1936). — В кн.; Куршгешич Е. Очерки по лингвистике. М., 1962. П. Щерба Л, В. Современный русский литературный язык. — В кн: Щерба Л. В. Избранные работы но русскому языку. М., 1957. 12. Санджи-Гарясва 3. С. Потенциальные слова на -мае в разговорной 13. Гак В. Г. Номивализация сказуемого и устранение субъекта.— В кн.: 14. Долинин К. А. Об одной характерной черте синтаксиса спонтанной 15. Траецкая Л., Александровская Л. Н. Опыт трансформационного ана 16. Бахтурина Р. В. Значение и образование отыменных глаголов с суф 17. Улуханов И. С. Словообразовательная семантика» русском языке.
18. Костомаров В. Г. Словообразовательная структура глаголов класса 19. Волоцкая. 3. М. Опыт описания системы словообразовательных -ша- 20. Земская Е. А. О семантике и синтаксических свойствах отсубстанчив- 21. Панов М, В. О слове как единице языка Учен. зап. Моск. гос. лед 22. Земская Е. А. История прилагательных, обозначающих степень при- знака, в русском литературном языке нового времени. — В кн.; Образование новой стилистики русского языка в пушкинскую эпоху. М., 1964. 23. Русская разговорная речь. М., 1973. 24. Виноградов В. В. Русский язык. 2-е изд. М.., Ш72. 25. Деикии В. Д. Немецкая разговорная речь. [В печати}. 26. Панов М. В. Русский язык. — В кн.: Языки народов СССР. М., 1966, 27. Земская Е. А. Особенности русской разговорной речи и структура 28. Русский язык и советское общество. Проспект. Алма-Ата, 1962. 29. Земская Е. А. Русская разговорная речь. Проспект. М., 1968. 30. Капанадзе Л. А,, Красильникова Е. В. Об актуализации морфемной 31. Шмелев Д. И. О сегяантических изменениях в современном русском 32. Панов Ai. В. О развитии русского языка в советском обществе. — Во РЕКОМ ЕН ДУЕМАЯ Л ИГЕ РА ТУРА Земская Е. А. Русская разговорная речь. М-, 1968, с. 68—80, 42—46. Васильева А. Н. Курс лекций но стилистике русского языка. М., 1976» тема VI. Русская разговорная речь. М., 1973» гл. «Номинации». Капанадзе Л. А., Красильникова Е. В. Об актуализации морфемной чле-нимоети слова в речи (\ потребление префиксальных слов в устной речи). — В кн.: Развитие современного русского литературного языка. 1972. Словообразование. Членимость слова. М., 1975. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. Санджи-Гаряева 3. С. Усечение как способ словообразования в разго-нориой речи. — В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. Самарканд, 1972, т. 2. Глотова И. П. Лексические включения в разговорной речи. — В кн.: Вопросы стилистики. Саратов, 1972, вып. 4. Виноградова В. Н. Стилистические средства словообразования. — В кн.: Стилистические исследования. М., 1972. Глава V Синтаксис разговорной речи При изучении синтаксиса разговорной речи мы сталкиваемся с целым рядом трудностей. Разговорная речь функционирует как речевой поток, само пленение которого на синтаксические един иды не всегда легко производить. Существует ли в разговорной речи такая единица, как предложение в кодифицированном литературном языке? И если существует, то на каких основаниях ее следует выделять? Многие лингвисты приходят к выводу, что в разговорной речи на такую единицу, как предложение, опираться нельзя (см. [1, с. 15; 2, с. 115; 3, с. 220 и след. ']). Дело в томе, что если взять для анализа какой-либо текст разговорной речи, то нетрудно увидеть, что он будет содержать много отрезков, которые не соответствуют нашему представлению о предложениях кодифицированного языка. Рассматривая один из типических текстов разговорной речи, Е. Н. Ширяев показывает, что в нем только 6 конструкций из 15 соответствуют определению предложения [3, с. 220]. Как же следует поступать исследователям разговорной речи? Может быть, надо отказаться от анализа «непредло-женческих» конструкций? Такой выход был бы неправильным, так как очень обеднил и исказил бы наше представление о разговорной речи. Для того чтобы не допустить такого искажения и не приравнивать разговорную речь к фактам кодифицированного языка, необходимо описывать 1 Далее используем некоторые положения этого раздела книга (аи-тор Е. Н. Ширяев). все конструкции разговорной речи, в том числе и «непред-ложенческие», иначе «более половины текста разговорной речи не будет охвачено описанием. Не этим ли объясняется, что иностранцы, изучающие русский язык по текстам и грамматикам кодифицированного литературного языка, жалуются, что плохо понимают разговорную речь?» [3, с. 2221 Поэтому многие исследователи пришли к выводу, что при синтаксическом членении разговорной речи наиболее целесообразно опираться на такой критерий, как интонация, и выделять в качестве основной коммуникативной единицы синтаксиса разговорной речи высказывание. С некоторой долей условности можно считать, что в разговорной речи противопоставлены два вида интонации — интонация законченности и интонация незаконченности (см. [4, с. 258—260]). В соответствии с этим в разговорной речи выделяются две интонационные единицы: фраза — часть текста с интонацией понижения на конце и синтагма — составная часть фразы. Высказыва ние — это такая синтаксическая единица разговорной речи, которая обычно состоит^аз__одш>й фр$-зы [3, с. 2I7J. Это определение, однако, нуждается в уточнении, так как в разговорной речи возможно разбиение с помощью интонации понижения одного высказывания на несколько фраз. Например: Я к вам приеду// Непременно!! Завтра вечером// (ср. Я к вам приеду непременно завтра вечером). Это явление принято называть парцелляцией. Факты такого рода мы будем рассматривать как одно высказывание, состоящее из нескольких фраз. Таким образом, высказывание обычно состоит из одной фразы, но может состоять и из нескольких (ср. [5, с. 16—17]). С точки зрения функциональной к интонации законченности приравниваются интонация повышения (см. (3, с. 218—220]), свойственная вопросительным высказываниям, не имеющим в своем составе вопросительных слов (например, Ты домой?}, некоторые повествовательные высказывания (в частности, те, которые представляют собой открытый перечислительный ряд, например: Всегда он опаздывает/ всегда он на всех ворчит/ всегда от него все пла-чут//), а также ряд иных типов высказываний2 (см. [3, с. 140—142]). 2 Описание некоторых типов таких высказываний см. в разделе «Замечания об интонации» конструкции с нереализованными валентностями в синтаксисе разговорной речи Выше уже говорилось, что условия функционирования разговорной речи предопределяют многие ее существенные структурные черты. Для синтаксиса разговорной речи очень важны такие се особенности, как опора на конситуадию, а также общность апперцепционной базы собеседников. Эти особенности обусловливают чрезвычайно важную черту синтаксиса в сфере синтагматики — обилие построений, в которых словесно не выражены те или иные члены, необходимые в грамматическом или семантическом отношении. Синтаксическое строение таких конструкций свидетельствует о наличии невербализовашюго члена, так как синтаксическая валентность наличных членов не реализована 3, т. е. в таких конструкциях имеются незамещенные синтаксические позиции. Следует ли явления подобного рода расценивать как эллипсис? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, как употребляется термин «эллипсис» в современной лингвистике. Этот термин используется для обозначения фактов разного рода. Чаще всего его применяют для называния трех явлений. 1. Для обозначения значимого отсутствия члена синтаксического построения. Другое распространенное название этого явления — «нулевой член» (или «синтаксический нуль»). Так, в ряду конструкций Мой брат — студент; Мой брат был студент; Мой брат будет студентом первая конструкция имеет нулевой глагол-связку, выражающую значение настоящего времени, тогда как значение, прошедшего и будущего времени выражается формами был и будет. В современном русском языке с помощью нулевых членов могут быть выражены не только глагольные связки, но и полно-знаменательные глаголы, например: Я в институт!j; Ты уже домой? Понимание таких конструкций не зависит от контекста и копситуации. Именно поэтому их можно характеризовать как явления языка, а не речи и утверждать, что в таких конструкциях отсутствие тех или иных членов зна- 3 Ср. понятие обязательной я потенциальной сочетаемости у В. Г. Ад- мони [б|, см. также (7, 8]. чямо. Следовательно, определенную семантику выражает нулевой член (см. [9, 10]). 2. Для обозначения пропуска того или иного члена син 3. Для обозначения отсутствия того или иного члена по Это явление можно назвать кон ситуативным эллипсисом. Мы будем преимущественно рассматривать конситуа-тивный эллипсис, так как это явление специфично для разговорной речи (далее для краткости позволим себе опускать определение при слове «эллипсис»), и нулевые глаголы-предикаты, широкое употребление которых также составляет отличительную черту разговорной речи. КОНСИТУАТИВНЫИ ЭЛЛИПСИС Для живой речи, тесно связанной с определенной ситуацией, характерно большое количество синтаксических конструкций, которые содержат члены, имеющие нереализованные валентности 4. Изучая нереализацию валентностей, следует учитывать два аспекта этого явления; 1) нереализация прямой и обратной валентностей5; 2) явления стационарного и нестационарного эллипсиса 4 Материалы этого рода — по данным языка художественной литературы — описаны в работе [13J, см. также Ц4 —16]. * Ср. термины «центростремительные* и «центробежные потенции» в [17]. НЕРЕАЛИЗАЦИЯ ПРЯМОЙ ИЛИ ОБРАТНОЙ ВАЛЕНТНОСТИ Сравним два примера: Намажь мне// и Передай пожалуйста вон ту толегую// В первом случае не реализована прямая валентность глагола намазать (отсутствует имя в вин. п.), во втором — при слове толстую отсутствует главный плен (определяемое), т. с. не реализована обратная валентность прилагательного. Говорящий может не называть, что именно он просит намазать или передать, так как это ясно из конситуации (в первом случае речь идет о бутерброде, во втором — о толстой книге). Следовательно, под нереализацией обратной валентности понимается такое явление, когда вербально выражены лишь зависимые члены, тогда как их синтаксические «хозяева» отсутствуют, например: (В магазине) Заверните эти желтые}! (о носках); А: (ищет что-то в шкафу) А где? Б: Да на верхней// (о полке шкафа). Отсутствие вербализованного выражения таких членов объясняется тем, что они ясны из окружающей действительности, их восполняют конситуация и контекст. стационарный и нестационарный эллипсис Сравним несколько конструкций, признаваемых эллиптическими, так как в них не реализована прямая или обратная валентность имеющихся членов 6: Два до Архангельска//; Покажите синие//; На Таганку я не согласен// Первый пример представляет собой широко распространенную типизированную конструкцию разговорной речи, соответствующую нормам этой речи и функционирующую преимущественно в такой форме. Вслед за А. М. Пешков-ским будем называть такие построения стационарны- 6 Подчеркнем, что для анализа мы Судом брать лишь завершенные построения, формальным показателем чего является интонация законченности (обозначаемая двумя косыми чертами). Построения незавершенные, прерванные и т. п., а также ответные реплики диалога рассматриваться не будут, так как по отношению к ним понятие эллиптичности принимает другое значение. м и эллиптическими структурами7. Второй и третий примеры имеют принципиально другой характер. В нестационарных эллиптических структурах эллипсис связан не с целостным синтаксическим построением коммуникативного характера, а с минимальным синтаксическим блоком — словосочетанием, один из членов которого эллиптирован. Сущность эллипсиса не меняется от того, в какое более крупное построение входит эллиптическое словосочетание, например прилагательное без определяемого существительного. Ср.: Покажите синие; Синие я не возьму; Синие мне малы; А синих нет? Мне бы синие и т. п. В построениях стационарных синтаксический каркас, привязанных! к определенной конснтуащш, неизменен. Ср.: Два до Пскова. Три до Чернигова. Один до Еревана. Именно поэтому стационарные структуры, как правило, понимаются однозначно и вне какого-либо контекста и кон-ситуации, тогда как структуры нестационарные лишены этого свойства. Ср. с этой точки зрения: Два до Пскова и На Таганки я не согласен; Покажите синие. Первое построение вне зависимости от ситуации будет осмыслено однозначно: 'Дайте два билета до Пскова*, тогда как второе и третье при неизвестной конситуации допускают множественность осмыслений. Во втором речь может идти о посещении театра на Таганке, о прогулке на Таганку и т. п. В третьем имеется отчетливая связь с «магазинной» ситуацией, но речь можег идти о показе любых конкретных предметов синего цвета. Стационарные структуры (подобно нестационарным) в разговорной речи могут функционировать и в «полном» варианте. Ср.; Два до Филей// и Дайте два билета до Филей/f Различие между стационарными и нестационарными структурами зависит от частотности употребления «пол-пых» и «кратких» вариантов 8, поэтому оно имеет статисти- 7 Ср.: «Подобные опущения того, что дано в мысли обстановкой ре 8 Ср.: «Предложение одного и того же „материального состава" мо ко-вероятностный характер и, следовательно, допускает какую-то промежуточную зону, в которой стирается. Однако вне этой промежуточной зоны различие между стационарными и нестационарными структурами вполне очевидно. И оно отражает очень важное свойство этих структур: первые воспроизводятся как готовые конструкции (с заменяемостью членов в строго определенных парадигматических рядах), вторые — строятся. Другая важная особенность стационарных структур — это то, что они как целостные построения коммуникативного характера закреплены за определенной, породившей их ситуацией. Рассмотрим наиболее характерные для разговорной речи виды нестационарных конструкций, имеющих нереализованные валентности. 1. Не выражен спрягаемый глагол. 1) Его позиция сигнализируется обратной валентностью (Глядя на порезанный палец) Это ты ножом?; (Человек пишет письмо) Ты это брату?; (На почте) А: Девушка! Телеграмму примите// Б: Секундочку! Секундочку! (подождите); (Двое говорят по телефону) А: Вы подождать можете? Я на одну секунду (отойду)/ схвачу этот реферат// 2) Невербализованный глагол может также быть сигна Я сейчас быстро// (кончу); (На почте) На перевод/ сюда? (обращаться); А: Виктор Михалыча можно? Б: Дома нет/ и не знаю где// (находится). 2. Не выражен инфинитив. Его позицию сигнализирует прямая валентность спрягаемых форм глагола (чаще всего модальных или фазис-кых, типа хотеть, желать, мочь, начать, кончить и т. п.) и безлично-предикативных наречий (типа надо, нужно, можно): Посоветуй мне! А то я не могу (решить)/куда мне идти//; А на «Дилижанс»/ если это вестерн/ стоит ли? (идти); А: Докторша сказала воспаление легких/Б: Да ну? А: Грозится в больницу// (положить). 3. Не выражено имя существительное. Сущест 1) Нереализованная прямая валентность глагола в спрягаемой форме или инфинитиве: А: Ты хочешь послушать? (пластинку) Б: Угу// Л: Тогда я у Галки возьму принесу!/-. Подожди дружочек! Поищу! (книгу); (На почте, где выдают посылки) Что же вы так долго не получали? (посылку); А: Ты как себя чувствуешь? Б: При всяком нарушении (диеты) болит// 2) Нереализованная обратная валентность присубстан- Я тебе купила для дипломной работы// (папку). 3) Показателем незамещешюстн позиции является не Синие мне больше всех нравятся// (о цветах); (В метро) Сейчас мая/fl- (станция); (В магазине) А йот маленькие дамские/ это у вас черные были? 4) Количественны© числительные нередко употребляют А: У вас сорок восемь? (дней отпуска) Б: Да-а// Для наглядности виды эллиптических построений могут быть изображены в виде таблицы.
Итак, для разговорной речи характерны построения с нереализованной валентностью (прямой и обратной) одного или нескольких членов. Однако роль наличных членов.» восполнении смысла построения неодинакова. Позиции неверба лпзованного члена чаще сигнализируются нереализованной валентностью зависимых от него членов. НУЛЕВЫЕ ГЛАГОЛЫ-ПРЕДИКАТЫ Нулевые глаголы-предикагы в разговорной речи широкоунотрсбптельны и активны (см. [3, с. 291—313]). Явление нуля в сип таксисе аналогично соответствующему явлению в морфологии, т. е, например, наличию нулевой флексии род. п. множественного числа в словоформах типа стен -ф, груш-ф или нулевой флексии им. п. единственного числа в словоформах типа брат-ф, стол ф. Подобно тому как в морфологии мы узнаем значение словоформы по ее месту в синтагматическом 9 и парадигматическом рядах 10> и в синтаксисе значение нулевых глаголов можно установить, включив их в парадигму, в которой глагол вербализован. Такую парадигму называют парадигмой подобия (в отличие от парадигм противопоставления, включающих конструкции с нулевой связкой, типа Мой брат строитель) (см. [21, с. 177]). Парадигмы подобия ф°РмиРУются синонимическими рядами, включающими конструкции с нулевыми и ненулевыми глаголами-предикатами. Ср.: Он долгой; Он побежал домой; Он помчался домой; Он бросился домой и т. п. (см. [3, с. 2921). Принадлежность конструкции с нулевым глаголом-предикатом к той или иной парадигме подобия определяется ее синтагматическим строением, т. с. тем, какие члены представлены в ней. Важно подчеркнуть, что здесь играет роль обратная валентность наличных членов, именно она показывает, что в конструкции имеется нулевой глагол. При этом грамматические признаки наличных членов предопределяют форма аьно-синтаксическую сторону обратной валентности, т. е. сигнализируют глагол вообще, тогда как лексическая семантика приглагольного члена определяет значение нулевого глагола, его принадлежность к той или иной парадигме подобия и. 9 Например, фрала Он купил много груш и огурцов показывает нам, 10 Помещение формы груш в парадигму склонения (груша, груши, 11 Полное описание нулевых rviai олов, \iioi решительных г* разговор Если подлежащее выражено иным способом, необходим второй приглагольный член. Он может быть выражен: качественным наречием; существительным в твор. и. со значением орудия; существительными в вин. п. с предлогом в, в дат. п. с предлогом по со значением места; существительным в вин. п. с предлогом за со значением цели. Подлежащее и первый приглагольный член могут быть выражены как местоимениями, так и одушевленными существительным и: Он ее не сильно/ так/ шутя//; Он эту собаку палкой/ а то бы укусила//; Саша ему в бок/ тот и отскочил//; За что он бедную кошку? Описанные выше конструкции в разных конситуациях могут осмысляться по-разному. Например, фраза Я в институт в разных коиситуадиях может обозначать: 'звоню* (если говорящий у телефона), 'пишу письмо' (если говорящий пишет или держит конверт) и т. п. Такие значения следует отличать от перечисленных выше нулевых глаголов, являющихся фактами языка и понимаемых однозначно вне опоры на конситуацию. Значения, создаваемые лишь в определенной конситуадии, являются фактом речи. И именно поэтому нельзя считать, что они выражены с помощью нулевого глагола, т. е. значимого отсутствия синтаксического члена. Перечисленные выше значения нулевых глаголав обусловлены системой языка и не требуют подд
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.209.130 (0.013 с.) |