Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разграничение разговорности и просторечияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общенародную разговорную лексику делят на разговорно-литературную (связанную с нормами литературного употребления) и разговорно-обиходную, к которой примыкает и просторечная (не связанная строгими нормами употребления). К просторечию относятся и слова, находящиеся за рамками литературного употребления (внелитературное просторечие). Это, например, вульгаризмы – слова, отличающиеся экспрессией грубости. Просторечие обладает эмоциональными оттенками резкого осуждения, придает высказыванию грубоватый тон. Разграничение разговорных и просторечных слов зачастую вызывает трудности из-за характера передаваемой экспрессии и общности происхождения (чаще всего исконно русского). Наличие общих признаков и подвижности границ ведет к появлению термина «просторечно-разговорные слова» и разночтению стилистических помет в словарях. Словообразование и морфология Экспрессивность и оценочность проявляются и в области словообразования. Отмечаются характерные для разговорной речи суффиксы с функциональной окраской разговорности. Например, у существительных это суффиксы -к- (раздевалка, печка, горка), -ик- (ножик, тазик), -ун- у существительных со значением лица с его отрицательной характеристикой (болтун, летун), широкое употребление суффиксов субъективной оценки (хвастунишка, ящичек); употребление образований женского рода для обозначения представительниц отдельных профессий и должностей или супруг мужчин-специалистов (директорша, врачиха, генеральша), употребление существительных с суффиксами –ей-, -уй-, -яш-, -л-, -овк-, присущими преимущественно просторечной лексике (грамотей, обалдуй, кругляш, обдираловка). Употребительны словосложения (дармоед, тугодум, лизоблюд). Разговорной речи свойственно использование прилагательных с суффиксом –аст-, указывающим на избыточность признака (глазастый, горластый), многоприставочных глагольных образований (переизбирать, попридержать, повыбрасывать), приставочно-возвратных глаголов с яркой эмоционально-оценочной и образной экспрессией (наработаться, договориться, додуматься). Характерна тенденция к сокращению наименований (зачетная книжка – зачетка, мореходное училище – мореходка, специалист по глазным болезням - глазник). В области морфологии разговорной речи отмечают: - употребление существительных общего рода, особенно с отрицательной экспрессией (забияка, пролаза); - в именительном падеже множественного числа преобладают формы на -а (бункера, крейсера, прожектора, инструктора). - в родительном и предложном падежах – формы на -у (стакан чаю, гроздь винограду, в цеху, в отпуску); - нулевое окончание в родительном падеже множественного числа (пять грамм, десять килограмм, килограмм помидор); - использование притяжательных прилагательных, синонимичных формам косвенных падежей имен существительных (бригадирова сестра (сестра бригадира), отцов костюм (костюм отца)); - использование преимущественно полной формы прилагательного (женщина была немногословная); - широкое использование местоимений, не только заменяющих существительные и прилагательные, но и употребляющихся без опоры на контекст (Она такая женщина! – прекрасная, великолепная, умная), а также заменяющих наименование предмета (Дай чем написать; Принеси что почитать); - употребление глаголов многократного и однократного действия (читывал, сиживал, крутанул, долбанул), глаголов со значением ультрамгновенного действия (глагольных междометий) (стук, бряк, прыг, бац, скок). Синтаксис Своеобразен синтаксис разговорной речи. Для него характерна неполнота конструкций, так как из речи опускается все, что было ранее известно собеседникам и дано обстановкой. Преобладают простые предложения. Часто отсутствует глагол-сказуемое, что придает высказыванию динамичность (Мне бы билет; Завтра в театр). Разговорной речи свойственно употребление слов и соответствующих предложений, выражающих согласие или несогласие (Да; Нет; Разумеется; Конечно). Из сложных предложений более активны сложносочиненные и бессоюзные. Последние обладают яркой разговорной окраской (Приедешь – позвони; Есть люди – себя не жалеют). Благодаря экономности, эмоциональности и высокой степени экспрессивности в разговорной речи активно используются нечленимые предложения (Знай наших!, Как же не так!, Цирк да и только!), вопросительные и восклицательные предложения (Хочешь посмотреть? Ну и что ты сидишь дома? В такую погоду!), присоединительные конструкции (Завод хорошо оборудован. По последнему слову техники.). Огромную смысловую, эмоционально-экспрессивную нагрузку несет интонация, восполняя то, что недосказано, усиливая эмоциональность. Интонация является главным средством выражения актуального членения: тема выделяется с помощью логического ударения, а рема может располагаться в любом месте (Когда поедешь в Москву? – В Москву когда поедешь? – поедешь в Москву когда?). Порядок слов в разговорной речи наиболее свободный. Непосредственность общения и неподготовленность разговорной речи приводят к частным перестройкам фразы на ходу. При этом предложения часто обрываются, меняется их синтаксическая структура. Вопросы и задания по теме 1. Назовите сферу функционирования разговорной речи, ее функции. 2. Расскажите о норме в разговорной речи. Что подтверждает ее существование? 3. Охарактеризуйте фонетические особенности разговорной речи. Какова роль интонации? 4. Охарактеризуйте лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи. 5. Определите принадлежность слов разговорной речи к просторечию. Проверьте себя по «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: Морока, маслак, надолба, наудалую, стёб, обиходить, оголтелый, опупеть, папаша, папенька, прикольный, скупердяй, слякотный, трудяга, драйв, апгрейдить, супер. 6. Охарактеризуйте речевую ситуацию; перечислите основные стилевые черты, отметьте языковые средства, обладающие просторечной окраской. - А брат на брата - это как вроде брехня? - спросил Петро Мелехов, направляя огонь. - Погоди, и этого народ достигнет. - Власть не установют и забрухаются, - вмешался Федот Бодовсков. - Ишо усмирять чертей придется. - Ты сначала с германцами расхлебай, – засмеялся Кошевой. - Что ж повоюем ишо… (М. Шолохов ) 7. Из текстов художественной литературы приведите примеры употребления в разговорной речи диалектизмов, профессионализмов, жаргона, арго. Дайте стилистическую оценку их использованию. Какова их роль в реализации авторского замысла? 8. Произведите стилистический анализ текста по плану: 1) сфера функционирования, 2) жанр, 3) преобладающий функционально-смысловой тип речи, 4) форма речи (устная/письменная, монолог, диалог, полилог), 5) основная функция, 6) внутристилевые черты, 7) языковые средства (фонетические, лексические и фразеологические, словообразовательные и морфологические, синтаксические). А. Поясню тебе теперь в двух словах. В Москве у них дела обернулись с быстротою молнии и с неожиданностью арабских сказок. Эта генеральша, ее главная родственница, вдруг разом лишается двух ближайших наследниц. Своих двух ближайших племянниц – обе на одной и той же неделе помирают от оспы. Потрясенная старуха Кате обрадовалась, как родной дочери, как звезде спасения. Накинулась на нее, переделала тотчас завещание в ее пользу, но это в будущем, а пока теперь, прямо в руки, - восемьдесят тысяч, вот тебе, мол, приданое, делай с ним что хочешь. Истерическая женщина. Я ее в Москве потом наблюдал. Ну, вот вдруг я тогда и получаю по почте четыре тысячи пятьсот рублей. разумеется, недоумеваю и удивлен как бессловесный. Три дня спустя приходит и обещанное письмо. Оно и теперь у меня, оно всегда со мной, и умру я с ним – хочешь покажу? Непременно прочти; предлагается в невесты. Сама себя предлагает, «люблю, дескать, безумно, пусть вы меня не любите – все равно, будьте только моим мужем. Не пугайтесь – ни в чем вас стеснять не буду, буду ваша мебель, буду тот ковер, по которому вы ходите… Хочу любить вас вечно, хочу спасти вас от самого себя…». Алеша, я недостоин даже пересказывать эти строки моими подлыми словами и моим подлым тоном, всегдашним моим подлым тоном, от которого я никогда не мог исправиться! (Ф.М. Достоевский) Б. 1. - Вы в 18-й (кабинет)? Большая очередь? 2. - Да. Пять человек, Вы – шестая: все в этом холле. Очень медленно принимают. 3. – Не медленно. Просто ей (врачу) приходится уходить: то к заведующей, то в лабораторию, то к физиотерапевту. 4. – Если Вы без страхового полиса, то не примут. 5. – Примут, потом по телефону скажете номер своего полиса. Это врач – очень хорошая, опытная, она у нас на участке больше двадцати лет. 1. - Редко так бывает. В наш непостоянный век. А Вы помните, у нас на участке была врач Ольга Федоровна? 5. - Да, но она была очень недолго. Потом ее назначили заведующей. А потом она вообще ушла из нашей поликлиники. 4. – Конечно, она вынуждена была это сделать: ведь она живет в соседнем доме. Она практически не выходила из отделения. 1 – Да нет. Вряд ли Ольга Федоровна ушла из-за этого. Культура русской речи / под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.84 (0.012 с.) |