Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функционально-стилевая классификация научного стиляСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научный стиль речи (функционально-стилевая классификация)
Научно-популярный подстиль, по мнению Л.Г. Барласа, наряду с основной функцией научного стиля – передачей логической информации и доказательством её истинности, имеет еще и функцию популяризации. Если посредством собственно научного подстиля специалист обращается к специалисту, т.е. к адресату, владеющему не только специальными знаниями, но и «языком» науки, то посредством научно–популярного подстиля специалист обращается к неспециалисту, не знакомому в достаточной мере ни с данной наукой, ни с её языком. При этом приходится использовать общелитературный язык, неминуема утечка информации. Научная информация сообщается не в полном объеме, не системно, а выборочно. В научно-учебном подстиле функция активизации логического мышления читателя (слушателя) добавляется к общей и основной функции научного стиля. Адресат этого подстиля уже владеет определённым запасом знаний. Научно-учебный подстиль более строг, чем научно-популярный. Языковые черты научного стиля с наибольшей полнотой проявляются в собственно научном подстиле. Рассмотрим их. Лексика и фразеология Важнейшим компонентом лексики являются термины. По определению Б.Н. Головина, термин – это отдельное слово или словосочетание, обозначающее профессиональное понятие и предназначенное для удовлетворения специфических нужд общения в сфере определённой профессии (научной, технической, производственной, управленческой) [4, с. 270]. В последнее время в русском языке увеличивается процент международной терминологии (особенно в экономической сфере, например, менеджер, дистрибьютор, консалтинг, рекламация и т.д.). Важным компонентом научного стиля является научная лексика (число, система, функция, элемент, процесс и т.д.). Повторение одних и тех же слов в узком контексте является закономерностью. Например: «Слово «диспут» происходит от латинского disputare – рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы». Абстрактная лексика преобладает над конкретной. Обобщенно–отвлеченный характер речи подчеркивается употреблением специальных слов, например, обычно, обыкновенно, всегда, постоянно, систематически, всякий, любой, каждый. В научном стиле употребительны фразеологические сочетания. Это общелитературные, межстилевые устойчивые обороты, выступающие в номинативной функции: глухой согласный, наклонная плоскость, рациональное зерно, щитовидная железа, очаг заболевания, демографический взрыв и др. К фразеологии научного стиля можно отнести различного рода стилевые клише: представляют собой, включает в себя, состоит из…, применяется в (для)…, заключается в …, относится к … и др. В стилистическом плане лексика научного стиля однородна – это нейтральные и книжные слова. Морфология Для собственно научного подстиля характерно преобладание имени существительного. В научном тексте, по наблюдению Л.Г. Барласа, в среднем существительных употребляется почти в четыре раза больше, чем глаголов, что объясняется номинационной направленностью стиля: «главное – обозначить, описать явление». Отвлеченность и обобщенность научного стиля выражается в широком употреблении существительных среднего рода: излучение, определение, воззрение, умонастроение, окисление и др. Многочисленны существительные мужского и среднего рода с абстрактным значением: фактор, импульс, стимул, возможность, потребность и др. Для научного стиля характерно употребление единственного числа в значении множественного: Сойка – птица, обычная в наших лесах. Однако абстрактные и вещественные существительные употребляются в форме множественного числа (шумы в сердце, мощности, ёмкости, смазочные масла, активные кислороды и др.). Преимущественно употребляются аналитические формы сравнительной и превосходной степени имён прилагательных (более сложный, более инертный, наиболее простой, наиболее важный). Краткие прилагательные в научной речи выражают не временный, а постоянный признак предметов и явлений: Чистый этиловый спирт бесцветен. Абсолютное большинство глаголов употребляется в форме настоящего времени. Часто они выражают настоящее вневременное значение: Углерод входит в состав углекислого газа. Вневременное значение приобретают и глаголы будущего времени: Определим площадь треугольника. Формы 1-го лица единственного числа глаголов и местоимение Я в научной речи почти не употребляются, так как внимание сосредоточено прежде всего на содержании и логической последовательности изложения, а не на субъекте. Ряд глаголов выполняет функцию компонентов глагольно-именных словосочетаний, в которых основную смысловую нагрузку несут имена существительные, а глаголы обозначают действие в самом широком смысле и выражают грамматическое значение: находить применение, производить расчеты (наблюдения, измерения, вычисления), оказывать влияние (воздействие, давление, помощь, поддержку, сопротивление) и др. В научном стиле активны предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные: при помощи, с помощью, в соответствии, в качестве, в результате, по причине, на основе, в отношении, в зависимости от…, сравнительно с…, в связи с…, в меру и др. Такие предлоги позволяют более определённо и точно по сравнению с простыми, выражать смысл, так как круг их значений уже. Эмоциональные и субъективно-модальные частицы и междометия в научной речи не употребляются. Синтаксис Фразы научного стиля отличаются грамматической и смысловой полнотой и логико-информативной насыщенностью. Типичны сложные предложения, отражающие движение мысли, авторскую аргументацию, связь явлений. Логичность изложения достигается посредством подчинительных союзов (часто причинно-следственных), градационных и резюмирующих слов типа: во-первых, следовательно и т.п. По цели высказывания предложения, как правило, повествовательные. Широко распространены конструкции с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме родительного падежа. Например, Необходимость использования такого алгоритма обусловлена избыточностью информации. В научных текстах широко употребляются конструкции с причастными и деепричастными оборотами, являющиеся средством выделения мысли в информативно насыщенном предложении. Логическая направленность синтаксиса особенно отчетливо отражается на расположении слов в предложении: информация разворачивается по «линейному» принципу, от известного к новому, основной мысли высказывания. В целом синтаксис стилистически однороден; в нём не используются эмоциональные разговорные конструкции.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.76.209 (0.01 с.) |