Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Подстили научного стиляСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: сообщение о подстилях научного стиля, их особенностях; сопоставительный анализ текстов различных подстилей. Ключевые слова и словосочетания: стиль, подстиль, научно-популярный подстиль, научно-учебный подстиль, собственно-научный подстиль, популяризация науки, язык учебной литературы, подъязык научной литературы. В результате изучения темы обучаемые должны знать: – функциональные особенности и жанровое многообразие подстилей научного стиля; – специфические особенности организации и функционирования текстов различных подстилей научного стиля; – особенности языковых средств, используемых в научных текстах различных подстилей для достижения определенных коммуникативных задач; уметь: – быстро и с пониманием прочитать научный текст по своему профессиональному профилю и воспроизвести его общее содержание в устной или письменной форме; – свободно вести беседу на профессиональные темы в различных ситуациях; – создавать письменные тексты разных подстилей и жанров в рамках своей профессиональной компетентности. План: 1. Информация к размышлению: а) Понятия «стиль» и «подстиль» в стилистике русского языка. б) Понятие о подстилях научного стиля речи. г) Классификации подстилей научного стиля речи.
2. Выступления студентов: а) Научно-популярный подстиль, его особенности. б) Научно-учебный подстиль, его особенности. в) Собственно-научный подстиль, его особенности. г) Жанры подстилей научного стиля речи; способы их реализации; 3. Выполнение заданий. 4. Выводы. Литература: 1. Буре Н.А., Быстрых М.В. и др. Основы научной речи. М., 2003. С. 37-47. 2. Жаналина Л.К., мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка. Алматы, 2005. С. 3. Шаяхметова Н.К. Обучение научному стилю. Алматы, 2006. С. 12, 41. 4. Сейтенова В.А. Основы культуры речи и стилистика. Нукус, 2006
Задание 1. Прочитайте толкование слов монография,научная статья, аннотация, реферат, тезисы. Проверьте, правильно ли вы понимаете и употребляете данные слова. Обозначьте жанры собственно научного подстиля и научно-информативного. Добавьте к каждой группе несколько жанрово-ситуативных стилей, которые здесь не упоминаются.
· Монография – научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса. · Научная статья – сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования. · Аннотация – краткое изложение первоисточника. · Реферат – краткое письменное изложение первоисточника. · Тезисы – краткое изложение текста документа или выступления.
Задание 2. Составьте Диаграмму Венна, сравнив собственно научный подстиль и научно-учебрый, научно-популярный и научно-учебный. Задание 3. Ниже перечислены жанры, обслуживающие нужды науки. Выделите среди них те, которые рассчитаны: а) на широкий круг читателей, где своеобразие авторской манеры изложения материала может проявляться широко; б) на формирующихся специалистов, где даются основы или углубленное изучение той или иной науки; в) на уже сформировавшихся специалистов, где нет необходимости в толковании терминов.
1) Диссертации; 2) курсовые и дипломные работы; 3) аннотация на научную монографию; 4) научные справочники; 5) вузовские лекции (их устные формы); 6) школьные и вузовские учебники; 7) научно-популярные статьи и брошюры; 8) статьи в специализированных научных журналах; 9) доклады на международных научных конференциях и симпозиумах. Задание 4. Прочитайте.Найдите существительные, выражающие абстрактные понятия. Укажите, в каком значении употреблен лексическинейтральный глагол «считать». Определите подстиль данного научного текста. Мы ясно понимаем, что разные исследователи могут и должны по-разному представлять себе перспективы развития науки, и не претендуем на провозглашение истины в последней инстанции, однако считаем полезным изложение своей точки зрения на этот важный вопрос. (Экология. 2003. № 3).
Задание 5. Ниже даны тексты-загадки на омонимы. Отгадайте их и определите, с какими науками они связаны? Пользуясь словарем математических терминов, дайте определение понятиям, имеющим место в отгадках. Первую в школе все изучают, Ну а второй из двустволки стреляют. Третью исполнят нам два барабана Иль каблуки отобьют её рьяно. Первая - такой многоугольник, Знать который должен каждый школьник. На второй гимнасты выступают, Их она под купол поднимает.
Первую находим, вычисляем, Много формул для неё мы знаем. На второй же митинги, парады, Погулять по ней всегда мы рады.
Задание №6. Сопоставьте нижеследующие тексты и определите их принадлежность к подстилям научного стиля. Какой текст более доступен для вас? Как вы думаете, почему? Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра. Обычно можно заранее понять, что собирается гроза: солнце сильно печет, в воздухе накапливается влага, становится тихо и душно. На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо, которое начинает по-особенному меняться и даже чувствуется особый – предгрозовой – свет. Ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать покрытие крыш у домов. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность. (Энциклопедический словарь). Задание №7. Прочитайте текст. Определите его тип. Элементы каких двух стилей речи присутствуют в этом тексте? Обоснуйте свой ответ. Охарактеризуйте особенности подачи терминов. Уместно ли здесь понятие «подстиль»? С какой целью автор использует жанр сказки?
СКАЗКА О ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ Жили-были в чудесной стране Геометрии Карандаш и Линейка. Как-то раз задумали они начертить четырехугольник, у которого все углы - по 90о. Чертили-чертили целый день. Особенно старалась Линейка. Она ложилась ровно, не наклоняясь. Карандаш отчетливо проводил и соединял линии. В конце концов, у них получилась такая фигура. На радостях отправились они к своему другу Транспортиру. Он жил неподалеку от наших героев. Это был удивительно трудолюбивый и внимательный инструмент. Он напоминал половину круга, и поэтому его еще иногда ласково называли Пирожок. Пришли наши герои и попросили у него помощи: – Послушай, Пирожок, помоги нам. Мы целый день чертили фигуру, у которой все углы должны быть по 90 градусов. А так ли у нас получилось, мы не знаем. Проверь, пожалуйста. А у Транспортира на спинке было много делений от 0 до 180. Проверка величины углов – его самое любимое занятие. Поэтому он, конечно, согласился. Все углы у четырехугольника действительно были равны 90о. А потом он улыбнулся и сказал: – Угол, равный 90о, – это прямой угол, а четырехугольник, у которого все углы – по 90о, называется прямоугольником. В следующий раз, когда соберетесь что-нибудь чертить, – сказал Транспортир, – не забудьте про меня. Я обязательно приду к вам на помощь, и дело быстрее сладится. И еще он добавил: – Раз, два, не ленись, Дружно за дело вместе берись! Задание №8. В книге В. В. Одинцова «Речевые формы популяризации» (М., 2002) названы следующие принципы популярного изложения: – «перевод» с абстрактного (секвестр — сокращение бюджетных расходов); – конкретизация речи при помощи имен собственных, дат и т. п.; – художественность, предполагающая проблемность изложения, варьирование типов речи (описания, повествования, рассуждения) и точек зрения, использование различных приемов воздействия, тропов и фигур, средств диалогизации и установления контакта с аудиторией.
Найдите в тексте «Сказка о прямоугольнике» (задание №7) приемы популяризации изложения геометрических понятий. Подготовьте пересказ текста.
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Каковы основные особенности научного стиля речи? 2. Какие подстили научного стиля речи вам известны? 3. Каковы их особенности в сфере употребления, имеющихся языковых средств, подачи терминологической лексики? 4. Каковы стилистические особенности школьных и вузовских учебников? Задания для СРС. Задание 1. Подберите из Интернета курсовую работу по своей специальности; определите стиль и подстиль данного текста, аргументируйте свой выбор. Задание 2. Подберите отрывок из любого вашего учебника, по которому вы изучаете ту или иную дисциплину. Найдите в нем характерные стилевые черты научной речи. Определите его принадлежность к подстилю научного стиля. Задание 3. Подберите несколько отрывков из научно-популярных произведений. Определите, удовлетворяют ли они требованиям, предъявляемым к этому подстилю: простота, ясность и художественность изложения, ограниченное использование узкоспециальной терминологии, четкое структурное построение, подчеркнутая связь между всеми частями текста.
Тесты. 1. Научный подстиль, допускающий перевод с «языка» науки на общелитературный язык а) собственно-научный b) научно-учебный с) научно-информативный d) научно-популярный 2. Определите тип односоставного предложения: Скорость изображают направленным отрезком. а) определенно-личное b) обобщенно-личное с) неопределенно-личное d) безличное 3. К собственно-научной литературе приближаются а) справочники b) вузовские учебники с) учебники 5-7 классов d) научно-популярные статьи 4. В научных текстах данного подстиля изобилуют термины, не требующие толкования, комментария, а) собственно-научный b) научно-учебный с) научно-информативный d) научно-популярный 5. Собственно-научный подстиль – это подъязык а) монографий b) вузовских учебников с) научно-популярной брошюры d) реферата 6. Жанр научно-учебного подстиля – это а) монография b) научный доклад на конференцию с) учебное пособие d) статья в научном журнале 7. Сферой употребления научно-популярного подстиля является а) широкий круг читателей b) сформировавшиеся специалисты с) ученые d) студенты 8. В предложении – Углерод составляет самую важную часть растения. – глагол имеет грамматическую форму – а) настоящее время, несовершенный вид b) прошедшее время, несовершенный вид с) прошедшее время, совершенный вид d) настоящее время, несовершенный вид во «вневременном» значении
9. Много терминов, имеющих толкования, комментарии, в научных текстах следующего подстиля а) собственно-научного b) научно-учебного с) научно-информативного d) научно-популярного 10. Структура предложений относительно проста, система доказательств упрощена в текстах а) научно-популярного подстиля b) научно-учебного подстиля с) научно-технического подстиля d) собственно-научного подстиля ТЕМА: Научно-учебный подстиль. Научно-популярный подстиль. ЦЕЛИ: расширить сведения студентов о лексических, морфологических и синтаксических особенностях научно-учебного и научно-популярного подстилей; развить умения и навыки анализировать тексты научного стиля; привить интерес к изучаемому материалу. В результате изучения данной темы студент должен знать: -что научный стиль делится на три подстиля: собственно-научный, научно-учебный и научно-популярный; -лексические, морфологические и синтаксические признаки научного стиля; -отличительные особенности научно-учебного и научно-популярного подстилей. По окончании изучения темы студент должен уметь: -составлять тексты по своей специальности с учетом особенностей научных подстилей; -анализировать тексты научного стиля; -выделять особенности научно-учебного и научно-популярного подстилей. ПЛАН: 1. Научно-учебный подстиль. 2. Научно-популярный подстиль. 3. Лексико-синтаксические особенности научно-учебного и научно-популярного подстилей.
П. Ключевые слова и словосочетания: язык, единицы языка, речь, смысловое тождество, смысловое различие, значение, функция, семантика, звуки, слова и морфемы. Задания 1. Определите значение слов. В случае затруднения обращайтесь к словарям. Семантика, тождество, синонимия, омонимия, лингвист, морфема. 2. От данных слов (из задания 1) образуйте прилагательные, составьте с ними словосочетания. 3. Прочитайте следующие отрывки из двух текстов. А) Люди, хорошо знающие язык, умеют 1) строить на этом языке предложения, выражающие нужный смысл, и понимать смысл чужих высказываний; 2) видеть смысловое тождество внешне различных предложений (синонимию) и смысловое различие внешне совпадающих предложений (омонимию); 3) понимать, какие предложения в смысловом отношении правильны и связны, а какие – неправильны или несвязны. Семантика должна дать теоретическое объяснение этих способностей, т.е. описать объекты и правила языка, которые дают возможность выполнять перечисленные операции. Б) Значимые единицы языка (слова и морфемы) составляются из элементарных незначимых единиц, которые датский лингвист назвал кенемами. Кенемы не имеют непосредственного значения, следовательно, они сами не являются знаками, но из них строятся единицы, соотнесенные со значением, таким образомкенемывыполняют с и г н и ф и к а т и в н у ю (знакообразующую) функцию. Поскольку они косвенно, опосредованно соотнесены со знаками, они обладают з н а ч и м о с т ь ю, т.е., как и настоящие знаки, кенемы – это языковые с е м и о т и ч е с к и е единицы. Они являются элементами информации и соотнесены со звучащей речью, но не тождественны самим членораздельным звукам, которые являются лишь конкретными материальными носителями информации. 4. Сопоставьте вышеприведенные тексты и определите их принадлежность к подстилям научного стиля. 5. Определите адресата каждого из текстов. 6. Ответьте на следующие вопросы: А) Что общего в вышеприведенных текстах? Б) Чем отличаются эти два текста? В) По каким признакам вы определили принадлежность каждого из них к тому или иному подстилю научного стиля? Г) Какие отличительные признаки имеет научно-популярный подстиль? Д) Чем отличается научно-учебный подстиль? 7. Выпишите из текстов термины. 8. Сформулируйте вопросы к каждому из текстов и задайте их друг другу. 9.Преобразуйте приведенный выше научно-учебный текст в научно-популярный. Мотивируйте свои действия. 10.Пользуясь толковыми словарями русского языка, объясните значение следующих слов. Действительность, явление, общенародный, контекст, функционировать, творец, индивидуальный. 11.Составьте словосочетания с данными (к заданию 7) словами. 12.Произведите морфемный разбор данных причастий. Созданный, занимающий, устаревший, сконструированный, породивший, увиденный. 13. Используя приведенные причастия (из задания 9), составьте предложения с причастными оборотами. 14. Используя синтаксические конструкции сравнения, сопоставления и наличия/отсутствия, сформулируйте особенности лексики научно-учебного и научно-популярного подстилей.
Литература: 1. Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка. – Алматы, 2005. 2. Имангалиева Г.С. Русский язык. – Астана, 2006. 3. Миронова В.Г. Обучение научному стилю речи. – Алматы, 1993. 4. Цой А.А. Развитие навыков научной речи. – Алматы, 2000. 5. Абжанова Т.А., Кадырбаева Р.А. и др. Пособие по развитию навыков научной речи. – Алматы, 1995. 6. Газеты и журналы по специальности. 7. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. – М., 1991. Тестовые задания: 1. Укажите ряд слов с общенаучной лексикой: А) Субстантивация, семантика, орфоэпия; В) Эпитет, метафора, гипербола; С) Элемент, система, функция; Д) Архаизм, аффикс, историзм.
2. Укажите ряд слов с узкоспециальной лексикой: А) Инфинитив, флексия, морфема; В) Процесс, величина, температура; С) Центр, сила, градус; Д) Скорость, энергия, деталь.
3. Укажите основную функцию научно-популярного подстиля: А) Передача научной информации; В) Популяризация научной информации; С) Доказательство научной информации; Д) Научное объяснение фактов, явлений.
4. Укажите отличительную особенность научно-популярного подстиля: А) Частая повторяемость ключевых слов; В) Однозначность слов; С) Преобладание имени существительного; Д) Сокращение употребления специальных терминов и собственно-научных средств.
5. Найдите определение научно-учебного подстиля: А) Научно-учебный подстиль – подъязык научной литературы, в которой изобилуют термины, но их значения понятны специалистам; В) Научно-учебный подстиль – язык учебной литературы, в которой даются основы той или иной науки (в школьных учебниках) или углубленное изучение той или иной науки (в вузовских учебниках), рас- Считанной на формирующихся специалистов; С) Научно-учебный подстиль – подъязык научной литературы, рассчитанной на широкий круг читателей; Д) Научно-учебный подстиль – подъязык научной литературы, рассчитанной на сформировавшихся специалистов.
6. Укажите предложение с деепричастным оборотом: А) Никто, действуя в одиночку, не в состоянии изменить в живущем слове ни единого звука; В) Слово живет потому, что живет народ, его создавший; С) Ни у кого нет власти истребить хотя бы одно-единственное слово, которое создано народом; Д) В то же время сам народ истребляет целые страницы слов, целые словарные семьи и гнезда.
7. Укажите предложение с причастным оборотом: А) Развивается нелегальный ввоз и производство наркотиков; В) Серьезную угрозу представляет для общества наличие собственной сырьевой базы для производства наркотиков; С) Заниматься наркобизнесом сегодня очень выгодно; Д) В последние годы в стране происходит стабильный рост преступлений, совершаемых на почве потребления наркотиков.
8. Литература научно-популярного подстиля рассчитана на: А) На формирующихся специалистов; В) На школьников и студентов; С) На широкий круг читателей; Д) На сформировавшихся специалистов.
9. Укажите признак, не относящийся к научно-учебномуподстилю: А) Объем сообщаемой информации строго ограничивается учебной программой; В) В текстах изобилуют термины, но определения к ним не даются; С) Система доказательств упрощена; Д) Структура предложений относительно проста.
10. В научно-популярном подстиле широко используются: А) Сложные схемы, таблицы; В) Специальные условные обозначения, символы; С) Формулы, чертежи; Д) Общенаучная лексика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.82 (0.012 с.) |