Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о научном стиле. Основные признаки научного стиля
Научный стиль 1. Понятие о научном стиле. Основные признаки научного стиля. 2. Функционально-стилевая классификация научного стиля. 3. Жанровые различия произведений научного стиля. 4. Структурные особенности научной работы. 5. Языковые особенности научного стиля. 6. Образ автора в научном тексте.
1. Понятие о научном стиле. Основные признаки научного стиля Стилистика – раздел лингвистики (языкознания), в котором изучается система стилей языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни. В рамках данного курса предметом рассмотрения станут: · научный стиль; · официально-деловой стиль; · публицистический стиль.
Нау́чный стиль – функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: · предварительное обдумывание высказывания, · монологический характер, · строгий отбор языковых средств, · тяготение к нормированной речи. Основная цель научного стиля – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания. Цель конкретизируется в задачах, которые с учетом ситуации определяют отбор материала, используемого на протяжении всего научного текста. Доминирующая функция научного стиля – информативная; основная форма речи – письменная; типичный вид речи – монолог.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Специфика научного стиля проявляется в следующих особенностях: · точность – достоверное, объективное описание предмета исследования; в письменной речи проявляется в наличии определений, цитировании, ссылок на источники энциклопедического материала; · логичность – выявление закономерностей развития изучаемого предмета, установление причинно-следственных связей изучаем го предмета с другими предметами действительности; в письменной речи – наличие смысловых переходов между последовательными единицами (блоками) текста: вводные слова, поясняющие вставные конструкции, заскобочные ссылки; · последовательность – выводы не непротиворечивы, должны вытекать из содержания; текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному; в письменной речи проявляется в абзацном членении, в рубрикации (наличие плана, выделение глав, параграфов, подзаголовков) · абстрактность – наличие обобщений, формул, использование понятийного аппарата (специальной терминологической лексики); · ясность – относительная однородность и замкнутость лексического состава, использование слов в прямом значении; · краткость – при сохранении насыщенности содержания, отсутствие смысловых повторов; отсутствие эпитетов, изобразительно-выразительных средств; научному стилю присуща специфическая экспрессия; · объективность – подтверждённость энциклопедическим материалом; в тексте – использование местоимений и глагольных форм 1 лица мн. числа, безличных форм, запрет на использование 1 лица ед. числа. Яркий признак текстов научного стиля – наличие специализированной лексики, терминологии. Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом понятийного аппарата, т.е. входящее в систему терминов. Термин характеризуется: · однозначность внутри данной научной системы; · отсутствие экспрессии. Принято выделять: Общенаучные термины – предназначены выражать категории и понятия, продуктивно принимаемые ко всем областям научного знания (система, функция, фактор, универсалии, категория). Межнаучные, междисциплинарные термины – наименования базовых понятий, общих для определённого комплекса наук (общетехнические, общебиологические) (валентность – химия, лингвистика; адаптация – биология, педагогика; охлаждение – химия, физика Узкоспециальные термины – именуют специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории, рассчитаны на людей, специализирующихся в данной области знания. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля. 2. Функционально-стилевая классификация научного стиля Подстили научного стиля: 1. Собственно-научный подстиль (монография, научная статья, тезисы, реферат, квалификационная работа, диссертация, рецензия, докдлад, научная лекция). Адресат – учёный, специалист. Цель – выявление и описание новых фактов, закономерностей. 2. Учебно-научный подстиль (методические рекомендации, методические и учебные пособия, учебные лекции); научно-популярный (очерк, статья). Адресат – будущие специалисты и учащиеся. Цель – обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, следовательно, факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов.
Стиль научных работ определяется содержанием и целями научного сообщения. 3. Жанровые различия произведений научного стиля Жанры, использующие научный стиль Первичные тексты: монография, журнальная научная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Вторичные тексты (составленные на основе уже имеющихся, происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста): реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. Языковые особенности научного стиля Научный стиль 1. Понятие о научном стиле. Основные признаки научного стиля. 2. Функционально-стилевая классификация научного стиля. 3. Жанровые различия произведений научного стиля. 4. Структурные особенности научной работы. 5. Языковые особенности научного стиля. 6. Образ автора в научном тексте.
1. Понятие о научном стиле. Основные признаки научного стиля Стилистика – раздел лингвистики (языкознания), в котором изучается система стилей языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни. В рамках данного курса предметом рассмотрения станут: · научный стиль; · официально-деловой стиль; · публицистический стиль.
Нау́чный стиль – функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: · предварительное обдумывание высказывания, · монологический характер, · строгий отбор языковых средств, · тяготение к нормированной речи. Основная цель научного стиля – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания. Цель конкретизируется в задачах, которые с учетом ситуации определяют отбор материала, используемого на протяжении всего научного текста. Доминирующая функция научного стиля – информативная; основная форма речи – письменная; типичный вид речи – монолог.
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Специфика научного стиля проявляется в следующих особенностях: · точность – достоверное, объективное описание предмета исследования; в письменной речи проявляется в наличии определений, цитировании, ссылок на источники энциклопедического материала; · логичность – выявление закономерностей развития изучаемого предмета, установление причинно-следственных связей изучаем го предмета с другими предметами действительности; в письменной речи – наличие смысловых переходов между последовательными единицами (блоками) текста: вводные слова, поясняющие вставные конструкции, заскобочные ссылки; · последовательность – выводы не непротиворечивы, должны вытекать из содержания; текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному; в письменной речи проявляется в абзацном членении, в рубрикации (наличие плана, выделение глав, параграфов, подзаголовков) · абстрактность – наличие обобщений, формул, использование понятийного аппарата (специальной терминологической лексики); · ясность – относительная однородность и замкнутость лексического состава, использование слов в прямом значении; · краткость – при сохранении насыщенности содержания, отсутствие смысловых повторов; отсутствие эпитетов, изобразительно-выразительных средств; научному стилю присуща специфическая экспрессия; · объективность – подтверждённость энциклопедическим материалом; в тексте – использование местоимений и глагольных форм 1 лица мн. числа, безличных форм, запрет на использование 1 лица ед. числа. Яркий признак текстов научного стиля – наличие специализированной лексики, терминологии. Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом понятийного аппарата, т.е. входящее в систему терминов. Термин характеризуется: · однозначность внутри данной научной системы; · отсутствие экспрессии. Принято выделять: Общенаучные термины – предназначены выражать категории и понятия, продуктивно принимаемые ко всем областям научного знания (система, функция, фактор, универсалии, категория). Межнаучные, междисциплинарные термины – наименования базовых понятий, общих для определённого комплекса наук (общетехнические, общебиологические) (валентность – химия, лингвистика; адаптация – биология, педагогика; охлаждение – химия, физика Узкоспециальные термины – именуют специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории, рассчитаны на людей, специализирующихся в данной области знания. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.); в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики научного стиля. 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 3312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.011 с.) |