Кафедра «Филологии и журналистики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Филологии и журналистики»



Министерство Образования и науки Республики Казахстан

Университет «Болашак»

Факультет «Педагогики, филологии и истории»

Кафедра «Филологии и журналистики»

Учебно-методический комплекс дисциплины

Дисциплина: Профессиональный русский язык

Кызылорда, 2015

 

Тема: Лексика научного стиля

Цель: дать понятие научного стиля; научить определять текст научного стиля; развить умения и навыки анализировать тексты научного стиля, привить интерес к изучаемому материалу.

В результате изученной темы студент должен знать:

- Лексические признаки,стилистические признаки научного стиля,анализировать тексты научного стиля,выделять особенности зтого стиля

Студент должен уметь:

- определять тип и объём научной информации,заложенной в тексте,

- работать с терминологическими словарями,

- активно использовать в речи различные языковые формы выражения научной информации

Ключевые слова: Общеупотребительная,общенаучная, терминологическая лексика, термин, терминологические сочетания.

План:

1. Особенности научного стиля

2. Чтение и анализ научного текста (выделение стилеобразующих средств, деление на смысловые части, беседа по содержанию)

3. Анализ языковых форм выражения различных типов научной информации.

4. Составление микротекстов на заданную научную тему по опорным словам, относящимся к научной лексике.

Литература:

1. Жаналина М., Мусатаева Практический курс русского языка. Алматы, 2005

2. Мусатаева М.Ш. Пособие по научному стилю русской речи (финансово-экономический цикл). Алматы: АГУ им. Абая, 2001 г.

3. Практический курс русского языка для студентов национальных групп / под ред. Насыровой М.Р._ Алма-Ата,1991г.

4. Городилова Г. Русский язык. Основной курс – М., 1991 г.

5. Тюлебаева М. Русский язык для юристов. Часть 1,2 Алматы,Изд-во КазГЮА, 2002 г.

6. Шаяхметова Н.К. Русский язык. Обучение научному стилю. Алматы, Қазақ университеті, 2006 г

Теоретический материал:

В стилистическом плане лексики научного стиля – это нейтральные и книжные (но не высокие) слова. Конструкции для выражения сравнения, сопоставления:

- сравнить (сопоставить) что и что с чем

 

Упражнения.

Упражнение 1.

Выделите абстрактные имена существительные: лётчик, внимание, ориентация, нефть, газ, профессура, вата, разоружение, студенчество, аппаратура, словосочетание, единичность, распространение, развитие.

 

Упражнение 2.

От следующих слов образуйте отвлечённые (абстрактные) именасуществительные: формировать, приобретать, изображать, изготовлять, представлять, группировать, переработать, концентрировать, интенсивный, сотрудничать, подготовить, мигрировать, многочисленный, дружить, улучшить.

Упражнение 3.

Образуйте краткие формы от следующих прилагательных и причастий:

исследованный, известный, разнообразный,применённый, распространённый, способный, единичный, противопоставленный. Составьте с ними предложения.

 

Упражнение 4.

Составьте предложения,иллюстрирующие использование следующих имён существительных для обозначения множественной совокупности предметов: берёза,деепричастие, человек, компьютер.

Упражнение 5.

Уясните содержание текста, выполните послетекстовые задания.

 

ПРИЧАСТИЕ

ПРИЧАСТИЕ - глагольная форма, сочетающая в себе признаки глагола с признаками имени прилагательного. К признакам глагола относятся:

1) переходность- непереходность. Ученик, читающий книгу - ученик, интересующийся книгой;

2) действительное и страдательное значение (залоги). Ученик, прочитавший книгу - книга, прочитанная учеником;

3) наличие возвратной формы. Умывающий - умывающийся;

4) значение времени. Читающий – читавший;

5) значение вида. Читавший – прочитавший.

К признакам имени прилагательного относятся:

1) формы изменения (формы рода, падежные формы, формы числа). Читающий ученик, читающая ученица, читающего ученика, читающую ученицу, читающие ученики и ученицы;

2) синтаксическая функция определения. Читающий ученик;

3) стилистическая роль эпитета. Трепещущие листья осины, улыбающаяся природа.

П р и ч а с т и я д е й с т в и т е л ь н ы е н а с т о я щ е го в р е м е н и.

Образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов – ущ-,-ющ-( глаголы 1 спряжения) и – ащ-, -ящ -(глаголы 2 спряжения). Берущий, читающий, держащий, сидящий.

П р и ч а с т и я д е й с т в и т е л ь н ы е п р о ш ед ш е г о в р е м е н и.

Образуются от основы неопределённой формы или от основы прошедшего времени при помощи суффиксов - вш-или –ш-. Читавший, принёсший, лёгший, замёрзший, упавший, ушедший.

П р и ч а с т и я с т р а д а т е л ь н ы е н а с т о я щ е г о в р е м е н и.

Образуются от основы настоящего времени переходных глаголов при помощи суффикса –ем- (глаголы 1 спряжения) и – им- (глаголы 2 спряжения). Читаемый, гонимый.

П р и ч а с т и я с т р а д а т е л ь н ы е п р о ш е д ш е г о в р е м е н и.

Образуются, как правило, от основы неопределённой формы переходных глаголов(в основном совершенного вида) при помощи суффиксов –нн-,-енн-,-т-. Читанный, проведённый, сплетённый, взятый, молотый.

Причастный оборот – оборот, состоящий из причастия и зависимых от него слов.

(Д Э Розенталь, И.А. Теленкова. Словарь- справочник лингвистических терминов)

Задания.

1.Проанализируйте морфологические особенности текста научного стиля. Результаты анализа внесите в таблицу, нумерация граф которой совпадает с нумерацией теоретических сведений, представленных по теме занятия. В случае отсутствия в тексте отдельных морфологических особенностей в соответствующей графе должен быть прочерк.

           
             
             
             

 

2. Составьте назывной план пересказа текста. Перескажите текст.

3.Проверьте усвоение содержания текста с помощью вопросов, заданных сокурснице (сокурснику). Исправьте недочёты в ответе. Над чем ей (ему) необходимо основательно поработать?

4. Образуйте причастия от следующих глаголов: дуть, слышать, установить,устанавливать, желтеть, укачать, махать, клеить, заклеить. Составьте с ними словосочетания: причастие + наречие, существительное + причастие.

5. Определите, от каких глаголов образованы следующие причастия: прочитанный, уважаемый, посеянный, купленный, заросший, молотый.

6. Выделите в тексте предложения с причастными оборотами, объясните расстановку знаков препинания.

Упражнение 6

Подберите 2-3 текста, посвященных вашей специальности, уясните содержание представляемой информации, проанализируйте морфологические особенности научного стиля речи.

Упражнение 7.

Подготовьте сообщение на тему «Известные учёные науки, которую я изучаю».

Упражнение 8.

Внимательно прочитайте текст, уясните смысл каждого непонятного слова, выполните послетекстовые задания.

Заслуги Кирилла и Мефодия в истории культуры огромны. Во - первых, Кирилл, отправившись с братом в 863 г. в миссионерское путешествие в Моравию, разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию славянской письменности.

Во-вторых, Кирилл и Мефодий перевели с греческого многие книги, что явилось началом формирования старославянского литературного языка и славянского книжного дела. Есть сведения, что Кириллом были созданы, кроме того, и оригинальные произведения.

В- третьих, Кирилл и Мефодий в течение долгих лет проводили среди западных и южных славян большую просветительскую работу и сильно способствовали распространению грамотности у этих народов.

В продолжение всей их деятельности в Моравии и Паннонии Кирилл и Мефодий вели, кроме того, непрестанную самоотверженную борьбу против попыток немецко-католического духовенства запретить славянскую азбуку и книги. (В.А. Истрин)

Задания.

1. Определить, как образованы отвлечённые имена существительные текста. Приведите примеры аналогичных образований.

2. Выделите в тексте все вводные слова, определите, к какой семантической группе они относятся.

3. Подчеркните производные предлоги. С какими падежными формами они употребляются?

4. Какие морфологические особенности научного стиля, кроме указанных в п.2, 3, вы видите в тексте?

5. Озаглавьте текст.

6. Перечислите заслуги Кирилла и Мефодия в краткой форме.

Упражнение 9. Диктант.

Гунны, хунны - предки тюркских народов, поклонявшиеся языческим богам и применявшие тюркскую письменность. Разговорный язык у них был тюркский. В основном они населяли территорию современной Казахской степи.

Прежде они населяли территорию Северного Китая, Монголии, Байкала. То есть, гунны – наши предки. Являясь в основном кочевым населением, они занимались скотоводством, охотой, но также знали осёдлость и земледелие. Добывали руду, выплавляли металл, изготавливали различные изделия из глины. Все мужчины считались воинами. Гунны – наши предки - по своей природе были мужественными и бесстрашными.

Войско гуннов состояло в основном из конной кавалерии, на вооружении которой были лук, меч, кинжал, копьё и арканы с петлёй на конце.

Упражнение 10. Изложение.

Удивительны и своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы.

На покрытых чёрной глиняной корочкой – пустынным загаром – гладких поверхностях скал древние люди кусками твёрдого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражения.

Это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении.

Казахстан относится к регионам, наиболее богатым наскальными рисунками- петроглифами. Замечательные рисунки Тамгалы, Ешкиольмеса, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау стали достоянием мировой культуры.

Изображение дикого быка наиболее часто встречается в наскальном искусстве андроновцев. Бык- тур с гнутыми, вытянутыми вперёд рогами, нередко с подчёркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами также из числа очень распространённых образов древних художников. Однако первые наскальные изображения на территории Казахстана датируются эпохами палеолита и неолита.

Кроме тура, в эпоху бронзы изображали домашнего быка, впряжённого в плуг (в сценах пахоты), в повозку.

В урочище Тамгалы зафиксирован сюжет с ритуальными танцами: вокруг солнцеголового человека изображён хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Сам хоровод- это символ солнца, а движение участников - это имитация вращения светила на небе.

Изображения быка были связаны с идеей плодородия. Он также являлся символом могущества.

Излюбленным в наскальном искусстве был образ двугорбого верблюда-бактриана.

Упражнение 11.

Составьте предложения с учётом вашей специальности, используя конструкции для выражения состояния, качества, количества (-становиться (стать) каким;- делать (сделать) что каким; -приобретать(принимать, принять) свойство (цвет, форму), использования, применения, назначения, замены предмета (- пользоваться чем (как чем), -использовать (применять, употреблять, употребить) что как что); -трата(затрата, расход) чего на что, - заменить кого (что) кем(чем).

 

Упражнение 12.

Составьте научный текст на основе опорных слов (с использованием морфологических средств).

Тестовые задания

1.Выделить отвлеченые отглагольные существительные среднего рода.

1.целеустремленность, планирование, благородство;

2.машиностроение, здравоохранение, образование;

3.процветание, сотрудничество, переустройство;

4.банкротство, благородство, кумовство.

 

2.Укажите глагол в форме настоящего времени несовершенного вида со значением постоянного действия.

1.К 2030 году Казахстан достигнет небывалого роста экономики.

2.Работа уже оформляется, к началу года она будет издана.

 

3.Определите слова, образованные способом транспозиции.

1.возраст, беспорядок;

2.нужность, полезность;

3.видение, инфраструктура;

4.разведка, демократия.

 

4.Выделите предложение с существительным, использованным для обозначения множественной совокупности.

1.Существительные, служащие обобщенными наименованиями однородных предметов, называются нарицательными.

2.Береза хорошо переносит морозы.

3.Ольга – существо простое, непосредственное.

4.Учительница уделяет внимание работе с отстающими.

 

5.Определить группу отвлеченных имен существительных.

1.песок, агитация, насекомое;

2.ветер, широта, энергия;

3.терпение, вода, ручка;

4.банкротство, феодализм, лев.

 

6.В каком значении используется интернациональный компонент пан- в слове панъевропейский?

1.“все-”;

2.“воздух”;

3.“через-”;

4.“бог, покровитель”.

 

7.Выделите причастие с суффиксом -ющ-.

1.мел...щий;

2.кле...щий;

3.стро...щий;

4.знач...щий.

 

8.В каком слове перед -нн- пишется гласная -я-?

1.скле...нный;

2.обстрел...нный;

3.подстрел...нный;

4.прослуш...нный.

 

9.Выделите слова, словосочетания, относящиеся к книжной лексике.

1.зеркальце, глупенький, старикашка;

2.мысль, идея, молоко;

3.доминировать, реэвакуация, подвергаться воздействию;

4.ноты, метель, гром.

10. Выделите интернациональный компонент со значением “птица”.

1.агро-;

2.аэро-;

3.био-

 

 

Теоретические сведения

Синтаксис. В научной речи преобладают простые повествовательные предложения, осложненные однородным членами предложения, причастиями и деепричастными оборотами, а также сложные предложения. Широко используются страдательные конструкции: анализу подвергается, создается положение и т.д.

- Широко используются словосочетания терминологическогохарактера. Атрибутивные (прилаг.+сущ.), объектные (находиться в колбе, возникнуть после облучения).

Т.к. логичность – основная стилевая черта, то используются синтаксические конструкции, позволяющие передать понятийное содержание.

- Простые распространённые предложения с прямым порядком слов ( т.к. с инверсией связаны эмоционально-экспрессивные оттенки, не свойственные научной речи ) с союзной связью между частями.

- Вопросительные предложения не типичны, но возможны. Они выполняют особую функцию: привлечь внимание к излагаемому.

- Типично использование двусоставных предложений со связкой «есть». Реализуется модель: что есть что. Выполняют роль дефиниции.

- Чаще всего предложения осложнены причастными, деепричастными оборотами и обособленными определениями.

- Характерно широкое использование вводныхслов и предложений. Они выражают:

-логическое оформление мысли (следовательно, во-первых, итак);

-уверенность/неуверенность говорящего в высказываемом (может быть, конечно);

-указывают на источник информации, мысли (с точки зрения…, по словам…, по мнению…)

- Распространены вставные конструкции. Отдельные слова, словосочетания, предложения. Даётся дополнительная информация, уточняется мысль автора, вводится новое сообщение.

- Широко используются однородные члены предложения.

- Характерна выразительность и экспрессивность, но она интеллектуальная. Связана с доказательностью, убедительностью. Направлена на информативность речи.

- Односоставные предложения частотны.

Неопределённо-личные: линзу помещают.

Определённо-личные не столь типичны (рассмотрим, обратимся). Используются для побуждения к активизации внимания в местах ввода новой информации.

Безличные: следует оговорить случайность.

Также частотны двусоставные предложения, представляющие собой пассивныйоборот: линза помещается.

- Широко используются СПП с разными придаточными.

Определительное придаточное. С его помощью получает выражение категория признаковости.

Обстоятельственные придаточные (цели, условия, причины, следствия) служат средством выражения причинно-следственных связей между указанными явлениями и понятиями. Такие предложения обеспечивают научность и доказательность речи. Позволяют отметить противоречие сущности явлений.

-Используется сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство. Чаще всего как абзац. В сверхфразовом единстве используется повтор, местоимения, вводные слова.

Таким образом, синтаксис направлен на выражение абстрагированной информации.

Славянские язык

Подобно тому, как дерево вырастает из корня, ствол его постепенно крепнет, поднимается к небу и ветвится, славянские языки «выросли» из праславянского языка, корни которого уходят глубоко к индоевропейскому языку.

Славянское языковое «древо» имеет три основные ветви: 1) восточнославянские языки, 2) западнославянские языки, 3) южнославянские языки.Эти основные ветви-группы разветвляются в свою очередь на более мелкие: так,восточнославянская ветвь имеет три основных ответвления – русский, украинский и белорусский языки, а ветка русского языка имеет в свою очередь две основные ветви – северорусское и южнорусское наречия. Если же обратить внимание на дальнейшие ответвления, то будет видно, как в нем выделяются областные говоры.

В современном славянском мире существует 12 национальных литературных языков: три восточнославянских, пять западнославянских (польский, чешский, словацкий, верхнелужицкосербский и нижнелужицкосербский) и четыре южнославянских (болгарский, сербскохорватский и словенский).

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога)

 

Задание 7. Закончите предложения.

Прославянский язык является (чем)…

К восточнославянской группе относятся языки (какие)…

Носителями восточнославянских являются (что)…

К западнославянской группе относятся…

Носителями западнославянских являются (что)…

К южнославянской группе относятся…

Носителями южнославянских являются (что)…

 

Задание 8. Найдите в тексте синтаксические конструкции для выражения: а) соотношений частного и общего, части и целого; б) наличия, отсутствия…; в) сравнения, сопостпвления.

 

Задание 9. Сформулируйте основную мысль каждого абзаца и запишите.

Внимательно прочитав теоретический материал к этой теме, на материале текста охарактеризуйте синтаксические особенности научного стиля.

Культура речи

Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка – произносительгными, грамматическими, лексическими. Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной.

Однако правильность лишь первая ступень подлинной речевой культуры. Можно говорить (или писать) правильно, но однообразно, бесцветно, вяло. Такой речи недостает выразительности. А она достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций.

Владение выразительными средствами языка и использоватьих в зависимости от ситуации общения – второе, помимо правильности, условие культурной речи.

Чтобы это условие соблюдалось, надо иметь ясное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении.

Стилистическая целесообразность употребления языковых средств, их соответствие потребность общения – важные принципы культуры речи. Эти прнципы лежат в основе и нормализаторской деятельности лингвистов – приразработке ими справочников и пособий по стилистике и культуре речи, в пропаганде лигвистических знаний в печати и по радио.

Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога)

 

Задание 1. Найдите в тексте абзацы, соответствующие заголовкам

1. Выразительность речи

2. Культура речи

3. Принципы культуры речи

4. Условие культурной речи

5. Правильность речи

 

Задание 2. Выпишите из текста лигвистические термины и терминосочетания. Пользуясь словарями, объясните их значение.

 

Задание 3. Охарактеризуйте синтаксические конструкции двух последних абзацев текста.

 

Задание 4. Выпишите из третьего абзаца текста абстрактые существительные.

 

Задание 5. Объясните значение следующих словосочетаний.

Внутренняя культура человека, уровень духовного развития, культура речи.

 

Задание 6. Постройте монолог-рассуждение на тему: «Культура речи является показателем внутреннней культуры и уровня духовного развития человека»

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1. Подберите текст по специальности и произведите анализ его языковых особенностей.

 

Задание 2. Подберите 5 терминов вашей специальности, имеющих в своем составе греческие или латинские словообразовательные элементы.

 

 

Задание 5. Перепишите. Укажите, от каких глаголов и при помощи каких суффиксов образованны причастия, входящие в состав данных предложений.

По мере приближения к рубежу третьего тысячелетия люди все больше задумываются над многими сложными проблемами, в том числе над так называемыми глобальными. Одной из черт, определяющих современность, является стремительное развитие науки и техники. Человек непродуманной хозяйственной деятельностью может нарушить гармонию, созданную природой за миллионы лет. Биологические характеристики организма человека, сложившиеся в результате длительной революции, не всегда вписываются в современное производство с его узкой специализацией и интенсификацией.

 

Задание 6. Выпишите из текста предложения, имеющие в своем составе причастные обороты. Перестройте их в сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

 

Задания для СРС.

Задание 1. Подберите из Интернета курсовую работу по своей специальности; определите стиль и подстиль данного текста, аргументируйте свой выбор.

Задание 2. Подберите отрывок из любого вашего учебника, по которому вы изучаете ту или иную дисциплину. Найдите в нем характерные стилевые черты научной речи. Определите его принадлежность к подстилю научного стиля.

Задание 3. Подберите несколько отрывков из научно-популярных произведений. Определите, удовлетворяют ли они требованиям, предъявляемым к этому подстилю: простота, ясность и художественность изложения, ограниченное использование узкоспециальной терминологии, четкое структурное построение, подчеркнутая связь между всеми частями текста.

 

Тесты.

1. Научный подстиль, допускающий перевод с «языка» науки на общелитературный язык

а) собственно-научный

b) научно-учебный

с) научно-информативный

d) научно-популярный

2. Определите тип односоставного предложения:

Скорость изображают направленным отрезком.

а) определенно-личное

b) обобщенно-личное

с) неопределенно-личное

d) безличное

3. К собственно-научной литературе приближаются

а) справочники

b) вузовские учебники

с) учебники 5-7 классов

d) научно-популярные статьи

4. В научных текстах данного подстиля изобилуют термины, не требующие толкования, комментария,

а) собственно-научный

b) научно-учебный

с) научно-информативный

d) научно-популярный

5. Собственно-научный подстиль – это подъязык

а) монографий

b) вузовских учебников

с) научно-популярной брошюры

d) реферата

6. Жанр научно-учебного подстиля – это

а) монография

b) научный доклад на конференцию

с) учебное пособие

d) статья в научном журнале

7. Сферой употребления научно-популярного подстиля является

а) широкий круг читателей

b) сформировавшиеся специалисты

с) ученые

d) студенты

8. В предложении – Углерод составляет самую важную часть растения. – глагол имеет грамматическую форму –

а) настоящее время, несовершенный вид

b) прошедшее время, несовершенный вид

с) прошедшее время, совершенный вид

d) настоящее время, несовершенный вид во «вневременном» значении

 

9. Много терминов, имеющих толкования, комментарии, в научных текстах следующего подстиля

а) собственно-научного

b) научно-учебного

с) научно-информативного

d) научно-популярного

10. Структура предложений относительно проста, система доказательств упрощена в текстах

а) научно-популярного подстиля

b) научно-учебного подстиля

с) научно-технического подстиля

d) собственно-научного подстиля

ТЕМА: Научно-учебный подстиль. Научно-популярный подстиль.

ЦЕЛИ: расширить сведения студентов о лексических, морфологических и синтаксических особенностях научно-учебного и научно-популярного подстилей; развить умения и навыки анализировать тексты научного стиля; привить интерес к изучаемому материалу.

В результате изучения данной темы студент должен знать:

-что научный стиль делится на три подстиля: собственно-научный, научно-учебный и научно-популярный;

-лексические, морфологические и синтаксические признаки научного стиля;

-отличительные особенности научно-учебного и научно-популярного подстилей.

По окончании изучения темы студент должен уметь:

-составлять тексты по своей специальности с учетом особенностей научных подстилей;

-анализировать тексты научного стиля;

-выделять особенности научно-учебного и научно-популярного подстилей.

ПЛАН:

1. Научно-учебный подстиль.

2. Научно-популярный подстиль.

3. Лексико-синтаксические особенности научно-учебного и научно-популярного подстилей.

 

П. Ключевые слова и словосочетания: язык, единицы языка, речь, смысловое тождество, смысловое различие, значение, функция, семантика, звуки, слова и морфемы.

Задания

1. Определите значение слов. В случае затруднения обращайтесь к словарям. Семантика, тождество, синонимия, омонимия, лингвист, морфема.

2. От данных слов (из задания 1) образуйте прилагательные, составьте с ними словосочетания.

3. Прочитайте следующие отрывки из двух текстов.

А) Люди, хорошо знающие язык, умеют 1) строить на этом языке предложения, выражающие нужный смысл, и понимать смысл чужих высказываний; 2) видеть смысловое тождество внешне различных предложений (синонимию) и смысловое различие внешне совпадающих предложений (омонимию); 3) понимать, какие предложения в смысловом отношении правильны и связны, а какие – неправильны или несвязны. Семантика должна дать теоретическое объяснение этих способностей, т.е. описать объекты и правила языка, которые дают возможность выполнять перечисленные операции.

Б) Значимые единицы языка (слова и морфемы) составляются из элементарных незначимых единиц, которые датский лингвист назвал кенемами.

Кенемы не имеют непосредственного значения, следовательно, они сами не являются знаками, но из них строятся единицы, соотнесенные со значением, таким образомкенемывыполняют с и г н и ф и к а т и в н у ю (знакообразующую) функцию. Поскольку они косвенно, опосредованно соотнесены со знаками, они обладают з н а ч и м о с т ь ю, т.е., как и настоящие знаки, кенемы – это языковые с е м и о т и ч е с к и е единицы. Они являются элементами информации и соотнесены со звучащей речью, но не тождественны самим членораздельным звукам, которые являются лишь конкретными материальными носителями информации.

4. Сопоставьте вышеприведенные тексты и определите их принадлежность к подстилям научного стиля.

5. Определите адресата каждого из текстов.

6. Ответьте на следующие вопросы:

А) Что общего в вышеприведенных текстах?

Б) Чем отличаются эти два текста?

В) По каким признакам вы определили принадлежность каждого из них к тому или иному подстилю научного стиля?

Г) Какие отличительные признаки имеет научно-популярный подстиль?

Д) Чем отличается научно-учебный подстиль?

7. Выпишите из текстов термины.

8. Сформулируйте вопросы к каждому из текстов и задайте их друг другу.

9.Преобразуйте приведенный выше научно-учебный текст в научно-популярный. Мотивируйте свои действия.

10.Пользуясь толковыми словарями русского языка, объясните значение следующих слов.

Действительность, явление, общенародный, контекст, функционировать, творец, индивидуальный.

11.Составьте словосочетания с данными (к заданию 7) словами.

12.Произведите морфемный разбор данных причастий.

Созданный, занимающий, устаревший, сконструированный, породивший, увиденный.

13. Используя приведенные причастия (из задания 9), составьте предложения с причастными оборотами.

14. Используя синтаксические конструкции сравнения, сопоставления и наличия/отсутствия, сформулируйте особенности лексики научно-учебного и научно-популярного подстилей.

 

 

Литература:

1. Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка. – Алматы, 2005.

2. Имангалиева Г.С. Русский язык. – Астана, 2006.

3. Миронова В.Г. Обучение научному стилю речи. – Алматы, 1993.

4. Цой А.А. Развитие навыков научной речи. – Алматы, 2000.

5. Абжанова Т.А., Кадырбаева Р.А. и др. Пособие по развитию навыков научной речи. – Алматы, 1995.

6. Газеты и журналы по специальности.

7. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. – М., 1991.

Тестовые задания:

1. Укажите ряд слов с общенаучной лексикой:

А) Субстантивация, семантика, орфоэпия;

В) Эпитет, метафора, гипербола;

С) Элемент, система, функция;

Д) Архаизм, аффикс, историзм.

 

2. Укажите ряд слов с узкоспециальной лексикой:

А) Инфинитив, флексия, морфема;

В) Процесс, величина, температура;

С) Центр, сила, градус;

Д) Скорость, энергия, деталь.

 

3. Укажите основную функцию научно-популярного подстиля:

А) Передача научной информации;

В) Популяризация научной информации;

С) Доказательство научной информации;

Д) Научное объяснение фактов, явлений.

 

4. Укажите отличительную особенность научно-популярного подстиля:

А) Частая повторяемость ключевых слов;

В) Однозначность слов;

С) Преобладание имени существительного;

Д) Сокращение употребления специальных терминов и собственно-научных средств.

 

5. Найдите определение научно-учебного подстиля:

А) Научно-учебный подстиль – подъязык научной литературы, в которой изобилуют термины, но их значения понятны специалистам;

В) Научно-учебный подстиль – язык учебной литературы, в которой даются основы той или иной науки (в школьных учебниках) или углубленное изучение той или иной науки (в вузовских учебниках), рас-

Считанной на формирующихся специалистов;

С) Научно-учебный подстиль – подъязык научной литературы, рассчитанной на широкий круг читателей;

Д) Научно-учебный подстиль – подъязык научной литературы, рассчитанной на сформировавшихся специалистов.

 

6. Укажите предложение с деепричастным оборотом:

А) Никто, действуя в одиночку, не в состоянии изменить в живущем слове ни единого звука;

В) Слово живет потому, что живет народ, его создавший;

С) Ни у кого нет власти истребить хотя бы одно-единственное слово, которое создано народом;

Д) В то же время сам народ истребляет целые страницы слов, целые словарные семьи и гнезда.

 

7. Укажите предложение с причастным оборотом:

А) Развивается нелегальный ввоз и производство наркотиков;

В) Серьезную угрозу представляет для общества наличие собственной сырьевой базы для производства наркотиков;

С) Заниматься наркобизнесом сегодня очень выгодно;

Д) В последние годы в стране происходит стабильный рост преступлений, совершаемых на почве потребления наркотиков.

 

8. Литература научно-популярного подстиля рассчитана на:

А) На формирующихся специалистов;

В) На школьников и студентов;

С) На широкий круг читателей;

Д) На сформировавшихся специалистов.

 

9. Укажите признак, не относящийся к научно-учебномуподстилю:

А) Объем сообщаемой информации строго ограничивается учебной программой;

В) В текстах изобилуют термины, но определения к ним не даются;

С) Система доказательств упрощена;

Д) Структура предложений относительно проста.

 

10. В научно-популярном подстиле широко используются:

А) Сложные схемы, таблицы;

В) Специальные условные обозначения, символы;

С) Формулы, чертежи;

Д) Общенаучная лексика.

 

Теоретический материал

Виды конспектов

Плановый. Создается на базе плана, в котором перечислены основные вопросы, необходимые для раскрытия темы.

Схематический плановый. Пункты в таком плане представлены в виде вопросов, а информация в виде кратких ответов.

Текстуальный. Такой конспект составляется на основе отрывков и цитат самого источника.

Тематический. Конспект раскрывает тему, поэтому может составляться на основе нескольких источников. Делать такой конспект – довольно трудоемкое занятие.

Свободный. Такой конспект представляет собой комбинирование различных видов конспектов.

Техника конспектирования. Конспектировать быстро (и, таким образом, поспевать за преподавателем) помогают следующие приемы:

-выделение главного;

-представление информации в схемах, таблицах, тезисах;

-система сокращений;

-отказ от «украшательств» (например, «каллиграфического» почерка).

Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.257 с.)