Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Синтаксические особенности научного стиля. Конструкции научного стиля речи, параллельные синтаксические конструкции

Поиск

Цель: пополнить знания студентов о синтаксических особенностях научного стиля; развить умения и навыки анализировать особенности текста научного стиля речи.

 

В результате изучения данной темы студент должен знать:

- ключевые слова темы; словосочетания терминологическогохарактера.

- синтаксические особенности научного стиля

- составлять простыераспространённые предложения с прямымпорядкомслов;

- использовать причастные,деепричастные оборотыи обособленные определения.

- употреблять СПП с разными придаточными

По окончании изучения темы студент должен уметь:

- понимать тексты научного стиля, беседовать по содержанию текста;

- выделять синтаксические особенности, формирующие научный стиль;

- составлять микротексты с учетом синтаксических особенностей, свойственных изучаемому стилю речи;

- участвовать в беседе – полилоге по теме занятия;

 

Ключевые слова и словосочетания: синтаксис, синтаксические средства, специфические черты, способы выражения, рубрикация, языковые средства, логическая связь

План:

Синтаксические особенности научного стиля речи.

Обсуждение сообщений на тему “Известныеученые в области изучаемой науки”.

Литература:

1. Абжанова Т.А. и др. Русский язык. Основной курс. Учебное пособие. Экономика. Алматы, 2011

2. Абаева Ж. Русский язык. Учебное пособие. Алматы. «Қазақ университеті» 2011

3. Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка. Алматы, 2005 г. 4. Имангалиева Г.С. Русский язык. – Астана,2005г., стр.124-126.

5. Стилистика русского языка. – Москва,1983 г., стр.164-175.

Теоретические сведения

Синтаксис. В научной речи преобладают простые повествовательные предложения, осложненные однородным членами предложения, причастиями и деепричастными оборотами, а также сложные предложения. Широко используются страдательные конструкции: анализу подвергается, создается положение и т.д.

- Широко используются словосочетания терминологическогохарактера. Атрибутивные (прилаг.+сущ.), объектные (находиться в колбе, возникнуть после облучения).

Т.к. логичность – основная стилевая черта, то используются синтаксические конструкции, позволяющие передать понятийное содержание.

- Простые распространённые предложения с прямым порядком слов ( т.к. с инверсией связаны эмоционально-экспрессивные оттенки, не свойственные научной речи ) с союзной связью между частями.

- Вопросительные предложения не типичны, но возможны. Они выполняют особую функцию: привлечь внимание к излагаемому.

- Типично использование двусоставных предложений со связкой «есть». Реализуется модель: что есть что. Выполняют роль дефиниции.

- Чаще всего предложения осложнены причастными, деепричастными оборотами и обособленными определениями.

- Характерно широкое использование вводныхслов и предложений. Они выражают:

-логическое оформление мысли (следовательно, во-первых, итак);

-уверенность/неуверенность говорящего в высказываемом (может быть, конечно);

-указывают на источник информации, мысли (с точки зрения…, по словам…, по мнению…)

- Распространены вставные конструкции. Отдельные слова, словосочетания, предложения. Даётся дополнительная информация, уточняется мысль автора, вводится новое сообщение.

- Широко используются однородные члены предложения.

- Характерна выразительность и экспрессивность, но она интеллектуальная. Связана с доказательностью, убедительностью. Направлена на информативность речи.

- Односоставные предложения частотны.

Неопределённо-личные: линзу помещают.

Определённо-личные не столь типичны (рассмотрим, обратимся). Используются для побуждения к активизации внимания в местах ввода новой информации.

Безличные: следует оговорить случайность.

Также частотны двусоставные предложения, представляющие собой пассивныйоборот: линза помещается.

- Широко используются СПП с разными придаточными.

Определительное придаточное. С его помощью получает выражение категория признаковости.

Обстоятельственные придаточные (цели, условия, причины, следствия) служат средством выражения причинно-следственных связей между указанными явлениями и понятиями. Такие предложения обеспечивают научность и доказательность речи. Позволяют отметить противоречие сущности явлений.

-Используется сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство. Чаще всего как абзац. В сверхфразовом единстве используется повтор, местоимения, вводные слова.

Таким образом, синтаксис направлен на выражение абстрагированной информации.

Синтаксис научного стиля речи

В научном стиле господствует логический,книжный синтаксис.Фраза отличается грамматической и смысловый полнотой и высокой логико-информативной насыщенностью. Типичны осложненные и сложные конструкции как наиболее приспособленные для концентрированного выражения движения мысли,авторской аргументации,связи между явлениями.Логическая определенность достигается посредством подчинительных союзов (часто причинноследственных), градиционных и резюмирующих слов типа во-первых,следовательно и т.п.

По цели высказывания предложения,как правило,повествовательные.Вопросительные предложения употребляются редко,лишь при постановке проблемы,при полемикек и т.п.

В челом синтаксис строг,стилически однороден; в нем почти не остается места для эмоциональных разговорных эллиптических конструкций.

Среди простых предложений широко распространена конструкция с большим количеством зависимых, последовательно нанизывание существительных в форме родительного падежа (нанизывание падежей считается неуместным в других стилях).

В научных текстах широко употребительны конструкции с причастными и деепричастными оборотами, являющимися средством выделения мысли в информативно насыщенном предложении.

Предтекстовые задания

Задание 1. Обьясните значения слов. Выделите среди них лингвистические термины.

Славяне, ответвление, ветвиться, говор, наречие, кириллица, оригинальный, глаголица.

 

Задание 2. Объясните значения слов на основе морфемного анализа.

Восточнославянский, западнославянский, южнославянский, старославянский, древнеславянский, церковнославянский, индоевропейский.

 

Задание 3. Составьте предложения из данных слов, не меняя порядка их месторасположения, и расставьте знаки препинания

Славянский, язык, образоваться, праславянский язык, который, восходить, индоевропейский язык. Коренной, население, Россия, являться, носитель, русский, язык, который, относиться, восточнославянский, группа.

 

Задание 5. Произведите полный синтаксический разбор составленных вами предложений.

 

Задание 6. Прочитайте текст.

Славянские язык

Подобно тому, как дерево вырастает из корня, ствол его постепенно крепнет, поднимается к небу и ветвится, славянские языки «выросли» из праславянского языка, корни которого уходят глубоко к индоевропейскому языку.

Славянское языковое «древо» имеет три основные ветви: 1) восточнославянские языки, 2) западнославянские языки, 3) южнославянские языки.Эти основные ветви-группы разветвляются в свою очередь на более мелкие: так,восточнославянская ветвь имеет три основных ответвления – русский, украинский и белорусский языки, а ветка русского языка имеет в свою очередь две основные ветви – северорусское и южнорусское наречия. Если же обратить внимание на дальнейшие ответвления, то будет видно, как в нем выделяются областные говоры.

В современном славянском мире существует 12 национальных литературных языков: три восточнославянских, пять западнославянских (польский, чешский, словацкий, верхнелужицкосербский и нижнелужицкосербский) и четыре южнославянских (болгарский, сербскохорватский и словенский).

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога)

 

Задание 7. Закончите предложения.

Прославянский язык является (чем)…

К восточнославянской группе относятся языки (какие)…

Носителями восточнославянских являются (что)…

К западнославянской группе относятся…

Носителями западнославянских являются (что)…

К южнославянской группе относятся…

Носителями южнославянских являются (что)…

 

Задание 8. Найдите в тексте синтаксические конструкции для выражения: а) соотношений частного и общего, части и целого; б) наличия, отсутствия…; в) сравнения, сопостпвления.

 

Задание 9. Сформулируйте основную мысль каждого абзаца и запишите.

Внимательно прочитав теоретический материал к этой теме, на материале текста охарактеризуйте синтаксические особенности научного стиля.

Культура речи

Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Правильной признается речь, которая согласуется с нормами литературного языка – произносительгными, грамматическими, лексическими. Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной.

Однако правильность лишь первая ступень подлинной речевой культуры. Можно говорить (или писать) правильно, но однообразно, бесцветно, вяло. Такой речи недостает выразительности. А она достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций.

Владение выразительными средствами языка и использоватьих в зависимости от ситуации общения – второе, помимо правильности, условие культурной речи.

Чтобы это условие соблюдалось, надо иметь ясное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении.

Стилистическая целесообразность употребления языковых средств, их соответствие потребность общения – важные принципы культуры речи. Эти прнципы лежат в основе и нормализаторской деятельности лингвистов – приразработке ими справочников и пособий по стилистике и культуре речи, в пропаганде лигвистических знаний в печати и по радио.

Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога)

 

Задание 1. Найдите в тексте абзацы, соответствующие заголовкам

1. Выразительность речи

2. Культура речи

3. Принципы культуры речи

4. Условие культурной речи

5. Правильность речи

 

Задание 2. Выпишите из текста лигвистические термины и терминосочетания. Пользуясь словарями, объясните их значение.

 

Задание 3. Охарактеризуйте синтаксические конструкции двух последних абзацев текста.

 

Задание 4. Выпишите из третьего абзаца текста абстрактые существительные.

 

Задание 5. Объясните значение следующих словосочетаний.

Внутренняя культура человека, уровень духовного развития, культура речи.

 

Задание 6. Постройте монолог-рассуждение на тему: «Культура речи является показателем внутреннней культуры и уровня духовного развития человека»

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1. Подберите текст по специальности и произведите анализ его языковых особенностей.

 

Задание 2. Подберите 5 терминов вашей специальности, имеющих в своем составе греческие или латинские словообразовательные элементы.

 

 

Задание 5. Перепишите. Укажите, от каких глаголов и при помощи каких суффиксов образованны причастия, входящие в состав данных предложений.

По мере приближения к рубежу третьего тысячелетия люди все больше задумываются над многими сложными проблемами, в том числе над так называемыми глобальными. Одной из черт, определяющих современность, является стремительное развитие науки и техники. Человек непродуманной хозяйственной деятельностью может нарушить гармонию, созданную природой за миллионы лет. Биологические характеристики организма человека, сложившиеся в результате длительной революции, не всегда вписываются в современное производство с его узкой специализацией и интенсификацией.

 

Задание 6. Выпишите из текста предложения, имеющие в своем составе причастные обороты. Перестройте их в сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.178 (0.013 с.)