Лекция «Вводные и вставные конструкции» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «Вводные и вставные конструкции»



Цель лекции: показать отличительные особенности вводных и вставных конструкций.

План

1. Вводные и вставные конструкции, общее понятие.

2. Функции вводных и вставных конструкций, их структурные типы, функционально-семантическая классификация.

3. Отличие вводных конструкций от вставных.

 

1. Вводные и вставные конструкции, общее понятие

Вводные называются слова, словосочетания и предложения, грамматически не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли, характеризующие способ ее оформления и т.п. (Н.С.Валгина). Вставными называются слова, словосочетания, предложения, которые вносят в основное содержание предложения дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д. (Н.С.Валгина). Подобно вводным конструкциям, вставные конструкции обычно синтаксически не связаны с основным предложением.

Н-р, Старшая сестра, ее звали Ольгой, наверное, всегда знала о моих планах.

И в том, и в другом случае появляется второй план, план позиции говорящего лица. Вводные и вставные конструкции находятся вне связи с предложением и его отдельными членами. Это явление называют авторизацией (см. Ш. Балли «Стилистика французского языка»), персонализацией (в работах С. Г. Ильенко). В центре коммуникации – говорящее лицо. Это позиция не может не отразиться в каждом конкретном высказывании. Рассматриваемые явления связаны с фактами отражения позиции говорящего.

Общее между вводными и вставными конструкциями:

1) дополнительный характер значения по отношению к основной части предложения;

2) особая интонация;

3) характеризуются относительной обособленностью своего строения;

4) так же, как и обращение, вводные и вставные конструкции не связаны с основным составом предложения, поэтому они не являются членами

предложения.

2. Функции вводных и вставных конструкций, их структурные типы, функционально-семантическая классификация

Вводные компоненты по структуре могут представлять собой вводные слова, вводные словосочетания или вводные предложения. Их основная общая функция – выражение субъектной модальности, т.е. отношения говорящего к сообщаемому.

Вводными словами или вводными словосочетаниями называются слова или словосочетания, обозначающее отношение говорящего к высказыванию.

По способу морфологического выражения вводные слова и вводные словосочетания соотносятся с:

1) модальными словами: конечно, очевидно;

2) существительными: вот беда, к счастью;

3) глаголами или сочетаниями глагол + существительное или наречие:

по правде сказать, думаю, правду говоря, кстати сказать;

4) местоимениями, чаще в дательном падеже с предлогом+существительное: по моему мнению;

5) местоименные наречия: по-моему;

6) наречиями: короче, вернее.

Вводные слова и вводные словосочетания очень богаты по своему значению.

Функционально-семантическая классификация вводных компонентов:

1. Выражают модальные значения:

– достоверности, уверенности: конечно, разумеется, правда, в самом деле;

– предположение, неуверенность: может быть, кажется, возможно;

2. Выражают эмоционально-смысловую реакцию говорящего. Вводные слова указывают на эмоционально-смысловую оценку того, о чем говорится: к счастью, к общей радости, на беду;

3. Указывают на источник сообщения: по-моему, как известно, помнится, по преданию;

4. Указывают на логическую последовательность хода мысли: во-первых, значит, итак, таким образом, к примеру;

5. Требуют привлечение внимания собеседника: видишь ли, представьте.

Н-р, В юности, понимаете, одиночество полезно.

6. Передают оценку меры, степени того, о чем говорится: по меньшей мере, в той или иной степени и т.д.

Вводные предложения по своим функциям и значению ничем не отличаются от вводных слов и водных словосочетаний. От вводных слов и вводных словосочетаний вводные предложения отличаются относительной смысловой законченностью и синтаксическим строением.

Вводные предложения могут быть представлены:

1. Двусоставными предложениями, где подлежащее выражено личным местоимением: я думаю, я считаю.

2. Безличными предложениями: как повелось, как случалось.

3. Неопределенно-личными односоставными предложениями: как обычно говорили о нем, как думали.

Вводные слова, словосочетания и предложения могут присоединяться или относиться ко всему предложению в целом или к какому-нибудь его члену.

Ср.: Ведь это, кажется, Модест Чайковский написал либретто к “Онегину” – вводное слово относится к подлежащему.

Весна, бесспорно, самое лучшее и самое поэтичное время года – вводное слово относится ко всему предложению.

Вводные конструкции стилистически разнородны. Они широко распространены в книжном и разговорном стилях. В художественной речи вводные конструкции используются как выразительное средство при создании речевых характеристик персонажей.

Для научной, деловой речи характерны вводные конструкции, выражающие логические связи и отношения между частями предложения, указывающие на последовательность изложения мыслей, для оформления заключения, обобщения, следствия и т.д.

В речи широко распространен прием вставки в предложение высказываний, так или иначе связанных с содержанием предложения. Вставными выступают конструкции, весьма разнообразные по синтаксической структуре.

Это слова, сочетания слов и предложения, которые выражают добавочное сообщение и попутные замечания, восполняющие и разъясняющие смысл предложения.

Вставной конструкции свойственна особая интонация включения: в местах разрыва основного предложения делаются большие паузы. В отличие от вводных конструкций, вставные конструкции не выражают модальных, эмоциональных или экспрессивных значений. Они более тесно связаны с основным содержанием предложения.

Вставные конструкции могут быть представлены обычными знаками препинания (н-р,? или!), которые передают отношение к высказанной мысли.

Н-р, Я требую (!?) ответа

Вставные конструкции по структуре могут представлять собой слово, предложение, целый абзац, сложное синтаксическое целое.

Н-р, Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту. Этим фарватером (ныне фарватером Невельского) Невельский поднялся по Амуру до мыса Куегда.

Вставные конструкции могут быть оформлены и как придаточные предложения.

Вставные конструкции уточняют, конкретизируют содержание отдельных слов или выражений, расширяя или сужая их значение. Вставные конструкции могут служить терминологическими пояснениями употребляемых в предложении слов и выражений, комментарием к именам собственным, риторическими вопросами, авторскими ремарками, обращениями к читателю, слушателю. Вставные конструкции могут указывать на время и место действия, детализировать обстановку. Вставные конструкции могут включать прямая речь, что оживляет повествование.

3. Отличие вводных конструкций от вставных

Вводные конструкции Вставные конструкции

1. По функции: Выражают субъектив- Выражают дополнитель-

ную модальность ные сведения, попутные

замечания, поправки

2. По функцио-

нально-грамма-

тическим разря-

дам:

Ограниченное количе- Неограниченное количе-

ство ство

3. По особенно-

стям структу-

ры:

Меньшее разнообразие Большое разнообразие

синтаксических конст- синтаксических конст-

рукций рукций

4. По позиции в

предложении:

Незакрепленная Интерпозиция, реже пост-

позиция, нет препозиции

5. По особенно-

стям интонации

и пунктуацион-

ному оформле-

нию:

Интонация “вводности”, Интонация “включения” –

– паузы, понижения то- с более глубокими пау-

на, убыстренный темп зами. На письме обозна-

произношения. На пись- чаются скобками, реже ти-

ме выделяются запяты- ре.

ми.

6. По характеру

включения в

речь

Запланированный Незапланированный, вне-

запность появления в ре-

чи.

Литература

1. Русский язык: Учебник / Под ред. Л.Л.Касаткина. – М., 2001.

2. Прияткина А.Ф. Русский язык. Синтаксис осложненного предложения. – М., 1990.

3. Розенталь Д.Э Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1985. – С.123-125 (конспект).

4. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000.

5. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

6. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. М., 2001.

7. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учебник. В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.

8. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Л.А.Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

9. Современный русский язык: Учебник. / Под ред. Е.И.Дибровой: В 2- х ч. – М., 2001. – Ч.2.

10. Русский язык. 8 класс: Учебник / Под ред. М.М.Разумовской. – М., 2000.

11. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1990. – С.128-130.

12. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.

Контрольные вопросы

1. Общее понятие вводных и вставных конструкций (знать определения из школьных и вузовских учебников). Как вводные и вставные конструкции связаны с основным составом предложения? Почему вводные и вставные конструкции не являются членами предложения?

2. Как вы понимаете положение: предложения с вводными компонентами неоднородны по степени добавочной предикативности.

3. Вводные конструкции, общее понятие. Способ морфологического выражения вводных конструкций. Структурные типы вводных компонентов. Функционально-семантические группы вводных компонентов (сравнить материалы вузовских и школьных учебников).

4. Вставные конструкции, общее понятие. Почему вставные конструкции не все выделяют из состава вводных? Два понимания термина «вставка» в лингвистике. Вставки конструктивного и неконструктивного типа. Структурные типы вставных конструкций. Функции вставных компонентов.

5. Всегда ли легко отличить вводные конструкции от вставных? Отличие вводных конструкций от вставных.

 

Лекция «Общие вопросы синтаксиса сложного предложения»

Цель лекции: раскрыть общие структурно-семантические особенности сложного предложения, понятие грамматического значения сложного предложения.

План

1. Сложное предложение как единица синтаксиса. Место сложного предложения в синтаксической системе. Структурно-семантические признаки сложного предложения.

2. Структура и грамматическое значение сложного предложения.

3. Средства связи частей сложного предложения.

4. Основные разновидности сложного предложения.

 

1. Сложное предложение как единица синтаксиса. Место сложного предложения в синтаксической системе. Структурно-семантические признаки сложного предложения.

Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предложению. Сложное предложение имеет собственное грамматическое значение и грамматическую форму, собственные структурные показатели. Сложное предложение – синтаксическая коммуникативная единица высшего, по сравнению с простым предложением, порядка.

Сходство между простым предложением и сложным предложением:

1. Каждая часть сложного предложения построена по модели простого предложения.

2. В каждой части сложного предложения есть состав главных членов, второстепенных членов и возможны осложняющие компоненты.

Отличие простого предложения от сложного предложения:

1.Структурное: простое предложение заключает в себе одну предикативную единицу (простое предложение – монопредикативная единица), сложное содержит две (и больше) предикативные единицы (сложное предложение – полипредикативная единица). Простое предложение строится из слов и словосочетаний, а сложное – из простых предложений, которые в одних случаях остаются неизменными, а в других притерпевают структурные изменения, входя в сложное в качестве его компонентов.

2.Смысловое: части сложного предложения лишены самостоятельности – смысловой завершённости; интонационной завершённости; могут появляться компоненты «зависимости» частей сложного предложения, не свойственные простому предложению: союзы, союзные слова, указательные слова, функциональные эквиваленты.

Что собой представляют части сложного предложения?

Согласно школьной грамматике, «Сложным предложением называются редложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений». «Предложения, имеющие в своём составе две или несколько предикативных единиц, образующих смысловое, структурное и интонационное единство, называются сложными» (Н.С.Валгина).

Итак, компоненты сложного предложения называли и называют по-разному: простые предложения (школа), предикативные единицы (вузовские учебники).

Действительно, сложное предложение состоит из частей, которые подобны простым предложениям. Эксперимент: взять простые предложения и составить из них сложное предложение. Н-р, Отец весь вечер читал новую повесть. Повесть была фантастической. Она отцу понравилась.

При построении сложного предложения из простых предложений последние перестают обладать важнейшими признаки предложения – смысловой и интонационной самостоятельностью. Сложное предложение по смыслу и по структуре никогда не является "арифметической суммой" простых предложений. Содержание частей сложного предложения становится понятно только в составе сложного предложения (как морфемы в составе слова).

Сложное предложение – это факт экономии языковых средств. Между частями сложного предложения устанавливаются определённые отношения, которые лишают части семантической, интонационной, а иногда и структурной завершённости.

Простое предложение подвергается целой системе изменений, становясь компонентом сложного предложения. Таким образом, несмотря на то, что имеется некая общность между простым и сложным предложением (предикативность), при вхождении в сложное предложение эти предикативные единицы приобретают особенности, которые существенно отличают их от простых предложений. Простые предложения теряют свою смысловую и интонационную завершённость, а потому целесообразнее части сложного предложения называть предикативными единицами.

Грамматические особенности сложного предложения определяются двумя моментами: 1) каждая из его частей строится по той или иной схеме простого предложения; 2) объединение частей сложного предложения составляет структурно-семантическое единство (В.А.Белошапкова).

Эта двойственность сложного предложения привела к разному пониманию его синтаксической сущности:

1. А.М.Пешковский, А.А.Шахматов, понимавшие сложное предложение, как сцепление простых предложений, отказались от термина сложное предложение. А.М.Пешковский называл сложное предложение «сложным целым», А.А.Шахматов – «сочетанием предложений».

2. В.А.Богородицкий описал сложное предложение как единую и целостную структуру. Эту идею углубили Н.С.Поспелов, В.А.Белошапкова, С.Е.Крючков, Л.Ю,Максимов, для которых сложное предложение – структурно-семантическое единство предикативных частей.

Признаки сложного предложения.

I. Структурные признаки сложного предложения:

1.Полипредикативность;

2.Наличие лексико-грамматических средств связи: союзы, союзные слова, соотносительные слова (указательные слова), частицы, интонация. Н-р, Ты опоздал на много лет, но всё-таки тебе я рада. Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой.

3.Наличие общих членов предложения.

4.Структурная неполнота какой-либо предикативной части сложного предложениячасти (обычно второй).

II. Семантические признаки сложного предложения:

1. Полипропозитивность.

2. Лексико-тематическое единство частей сложного предложения, что влечет за собой их логическую совместимость.

3. Между предикативными частями сложного предложения устанавливаются определенные отношения, которые связаны с определёнными коммуникативными посылками, т.е. для каждого вида сложного предложения свойственно определенное грамматическое значение.

Самостоятельность сложного предложения проявляется в следующем:

1) единая сложная семантика;

2) единая интонационный рисунок;

3) наличие специфических средств связи.

Сложное предложение – это сочетание предикативных единиц, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве целостной единицы сообщения.

2. Структура и грамматическое значение сложного предложения.

Структуру сложного предложения составляет определённый комплекс указанных выше различительных признаков. Достаточно указать на следующие конструктивные признаки: 1) потенциальный количественный состав сложного предложения; 2) средства соединения предикативных частей сложного предложения; 3) возможности порядка следования предикативных частей.

Н-р, Ты опоздал на много лет, / Но всё-таки тебе я рада.

Это сложное предложение, так как состоит из двух предикативных частей. Средство объединения предикативных частей – сочинительный союз но.

Порядок следования предикативных частей в данном сложном предложении – фиксированный.

Символически структуру этого предложения можно выразить [– = ], но [ – = ].

Структура (модель, схема) сложного предложения отражает его основные структурные признаки.

Говоря о грамматическом значении сложного предложения, мы имеем в виду значение типовое, под которым понимаем общее значение, свойственное самой структуре сложного предложения независимо от её лексического наполнения. Поясним, что мы имеем в виду.

Допустим, что некоторому человеку, адресату речи, удалось уловить в рамках одной услышанной коммуникативной единицы лишь слова так как, … то. По одним только этим словам адресат всё же понимает, что речь идёт тут о каких-то явлениях, связанных как причина и следствие. Это-то и означает, что он понял типовое грамматическое значение предложения, хотя лексическое наполнение предложения им не было воспринято.

Т.о., грамматическое значение сложного предложения – это типовое значение предложения, отвлечённое от его конкретного лексического наполнения (содержания).

3. Средства связи частей сложного предложения.

Сложное предложение – это структурно-семантическое единство. Какими средствами, за счет чего это единство достигается? Средства связи частей сложного предложения:

1. Основным средством связи частей сложного предложения являются союзы. Союзы соединяют части сложносочиненного и сложноподчиненного предложения. Все союзы традиционно делятся на сочинительные и подчинительные. Отличаются они а) сферой употребления и б) местом расположения в предложении.

2. В сложноподчиненном предложении роль связующего элемента могут выполнять также союзные слова, которые являются членами предложения. Сфера употребления союзных слов – сложноподчиненные предложения.

В функции союзных слов выступают местоимения и наречия. Есть три "коварных" слова: что, когда и как, – которые могут выполнять в предложениях функцию союза или союзного слова.

3. В сложных предложениях могут встретиться соотносительные (указательные) слова: то, так, те, всякий, каждый и под., – которые употребляются в главной части сложноподчиненных предложений и указывают на обязательное наличие придаточной части. Когда грамматисты говорят о словах-скрепах в сложном предложении, они обычно пользуются двумя терминами, называя эти слова соотносительными словами или указательными словами.

Сферой употребления соотносительных слов являются сложноподчиненные предложения. Соотносительные слова отличаются от союзов следующими свойствами:

– соотносительные слова являются членами предложения, а союзы не являются;

– соотносительные слова употребляются в главной части сложноподчиненных предложений, союзы – в придаточной;

– с помощью соотносительных слов устанавливается более тесная связь между главной и придаточной частями;.

– соотносительные слова как бы высвечивают ту мысль, которую развивает придаточное предложение.

Н-р, И нынче я уверен в том,

Что быть бы мне в краю отцов

Не из последних удальцов

4. В сложных предложениях важную роль играет порядок следования предикативных частей.

Среди сложных предложений встречаются предложения гибких и негибких структур. Сложное предложение негибкой структуры – это сложное предложения, в которых две основные части следуют в строго определённом порядке. Таковы, н-р, сложноподчиненные предложения с придаточным следствия. Сложное предложение гибкой структуры – это сложное предложение со свободным расположением предикативных частей.

5. В сложных предложкениях часто наблюдается координация видо-ременных форм глаголов-сказуемых.

Н-р, Когда приезжала сестра, всё изменялось.

Когда приехала сестра, всё изменилось.

Когда приедет сестра, все изменится.

6. К собственно синтаксическим средствам связи частей сложного предложения относится интонация: особая интонация конца предложения, интонационные паузы между предикативными частями сложного предложения.

7. В сложных предложениях могут быть необязательные, факультативные средства связи – частицы.

8. Для сложных предложений характерно использование функциональных эквивалентов: антонимов, синонимов, слов – заменителей.

9. Сложные предложения отличает лексико-тематическое единство предикативных частей.

4. Основные разновидности сложного предложения

По наличию союзных средств связи сложные предложения подразделяются на союзные и бессоюзные. В составе союзных выделяются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, противопоставленные по характеру основной синтаксической связи. По функции (характеру целеустановки) выделяются следующие функциональные типы сложного предложения:

1. Функционально однородные предложения – предложения, все предикативные части которых совпадают по целеустановке.

Н-р, Почему другие все могут, а я не могу? (Вопросительное).

2. Функционально синкретичные, объединяющие по целеустановке разнородные предикативные части.

Н-р, Пойми: несвобода от лжи доводит до зверства. (Побудительно-повествовательное).

Сопоставительная характеристика сочинительной и подчинительной связи в сложном предложении

Сочинение   Подчинение  
1.Связь семантически равноправных предикативных частей. 1.Связь синтаксически неравно- правных предикативных частей главной и придаточной.
2.Сочинительные союзы и интонация не входят в структурную схему. 3.Линейное расположение предика- тивных частей. 2.Подчинительные союзы, союзные слова, соотносительные слова (ука- зательные) и интонация, входят в структурную схему.
4.Открытые и закрытые структуры   3.Пре-, пост-, интерпозиция прида- точной части по отношению к глав- ной.
5.Одна та же синтаксическая функция предикативных частей. 4.Закрытые структуры.  
  5.Разная синтаксическая функция предикативных частей.

 

Однако между подчинением и сочинением нет резкой границы; наблюдается масса переходных случаев.

Н-р, Если дед уходил из дома, бабушка устраивала на кухне интереснейшие собрания. Это сложноподчиненное предложение и по структуре и по семантике.

Если Левину весело было на скотном и житном дворах, то веселее ему стало в поле (= а ещё веселее). По структуре это сложноподчиненное предложение, а по семантике – сложносочиненное.

Первоначальная классификация сложных предложений включала только два вида: сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения. Основное внимание уделялось специфике общих отношений, которые возникают между частями сложного предложения (равноценные и зависимые).

Долгое время бессоюзные сложные предложения рассматривались не как особая структурная разновидность, а как предложения с пропущенными союзами. Вследствие этого устанавливались типы бессоюзных сложных предложений соответственно союзным, практически это осуществлялось путем подстановки подходящего по смыслу союза – сочинительного или подчинительного.

Н-р, Дождик стучался в окошко, ветер в трубе завывал. (Бессоюзное сочинение, так как можно вставить сочинительный союз и).

Печален я: со мною друга нет. (Бессоюзное подчинение, так как можно вставить подчинительный союз потому что).

А.М.Пешковский обратил внимание на то, что существуют бессоюзные структуры, которые с трудом укладываются в рамки сложносочиненного или сложноподчиненного предложений. Наряду с квазибессоюзными предложениями существуют истинные бессоюзные сложные предложения, в которых вставка сочинительного или подчинительного союза вообще невозможна. Н-р, Давыдов взглянул в окно: Молчун неподвижно стоял около крыльца.

Т.о., основными типами сложного предложения считаются:

1) сложносочиненные предложения;

2) сложноподчиненные предложения: а) союзные; б) относительные;

3) бессоюзные сложные предложения,

– соотносимые с сочинением;

– соотносимые с подчинением;

– не соотносимые с союзными сложными предложения.

Литература

1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987.

4. Современный русский язык/ Под ред. Л.А.Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

5. Современный русский язык/ Под ред. Е.И.Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001.

6. Русский язык/ Под ред. Л.Л.Касаткина. – М., 2001.

7. Современный русский язык/ Под ред. П.А.Леканта: Учебник. – М., 2002.

8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

9. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 1977.

10. Поспелов Н.С. О грамматической природе сложного предложения // В кн.: Вопросы синтаксиса современного русского языка. – М., 1950.

11. Русская грамматика // Под ред. Н.Ю.Шведовой. В 2-х т.т. Т.2. – М., 1980.

Контрольные вопросы

1. Понимание места сложного предложения в синтаксической системе в истории русского языкознания. Почему А.М. Пешковский и А.А. Шахматов считали термин сложное предложение неприемлемым? Какова роль Н.С. Поспелова в определении понятия сложное предложение? Каким термином обозначаются части сложного предложения в учебно-методической литературе? Отличие сложных предложений от простых. В чем заключается различие сочинения и подчинения в сложном и простом предложении?

2. Что означает фраза: «сложное предложение – единица многоаспектная»? Структурно-семантические признаки сложного предложения. Средства связи частей сложного предложения и средства выражения отношений между частями сложного предложения. Грамматическое значение и структура сложного предложения. Элементы структуры сложного предложения. Понятие структурно-семантической модели сложного предложения. Свободные и несвободные структурно-семантические модели сложного предложения. Может ли сложное предложение быть монопропозитивным? Понятие парадигмы сложного предложения (количество членов таких парадигм).

3. Проанализируйте определения сложного предложения в различных вузовских и школьных учебниках. Какие структурно-семантические признаки сложного предложения отмечены в этих определениях?

4. Принципы классификации сложных предложений. Типы сложных предложений. Переходные случаи между сочинением и подчинением в сложных предложениях. Сложное предложение контаминированной структуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 5965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.095 с.)