Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синтаксический разбор простого предложенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В учебных комплексах 1, 2 и 3 предлагаются схемы разбора простого предложения, содержащие одни и те же операции, но последовательность их различна. Так, комплекс 1 предлагает сначала указать цель высказывания, потом охарактеризовать предложение с точки зрения количества грамматических основ (простое), двусоставности / односоставности, распространенности / нераспространенности, полноты и осложненное™, а затем разобрать предложение по членам. Этот порядок разбора вызывает недоумение: очевидно, что для определения всех указанных параметров необходимо определить, из каких членов предложения состоит исследуемая конструкция, поэтому разбор по членам предложения неизбежно производится в начале, а не в конце. Комплекс 2 предлагает сначала разобрать предложение по членам, а затем сделать его описательный разбор по тем же параметрам, но цель высказывания и интонация предложения указываются в конце. Комплекс 3 повторяет схему комплекса 1, то есть разбор по членам предложения производится не в начале, а в конце, после описательного разбора, а указание на то, что предложение простое, следует до указания на его цель высказывания и интонацию. Предлагаем порядок синтаксического разбора простого предложения, который представляется наиболее удобным и будет использован как база для синтаксического разбора сложного предложения. I. Подчеркнуть члены предложения. П. Указать тип сказуемого (сказуемых): ПГС, СГС, СИС. III. Сделать описательный разбор по следующей схеме: 1. По цели высказывания: — повествовательное, — вопросительное, — побудительное. 2. По интонации: — невосклицательное, — восклицательное. 3. По количеству грамматических основ — простое, 4. По наличию одного или обоих главных членов:
1) двусоставное. 2) односоставное. С главным членом а) подлежащим — назывное; б) сказуемым: — определенно-личное, — неопределенно-личное, (— обобщенно-личное — для комплексов 2 и 3), — безличное. Для обучающихся по новому учебнику комплекса 1 главный член односоставного предложения не характеризуется как подлежащее или сказуемое, но тип односоставного предложения определяется. 5. По наличию второстепенных членов: — распространенное, — нераспространенное. 6. По наличию пропущенных членов: — полное, — неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен 7. По наличию осложняющих членов: 1) неосложненное, 2) осложненное:
— однородными членами предложения; — обособленными членами предложения; — вводными словами, вводными и вставными конструкциями, — прямой речью, в том числе цитатой; — обращением. При осложненное™ предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение. Образец синтаксического разбора простого предложения: Швейцар, e^medmmM^mQmjmMmmji3_deepm^emm^w^jeemgjiz т_вси)вор_покурить^ затоптал папиросу и двинулся было к привидению с явной, целью преградить, ему доступ_ в ресторан^ но почему-то не сделал этого и остановился, глуповато улыбаясь (М. А. Булгаков). Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное (подлежащее — швейцар. Сказуемые: затоптал — ПГС, двинулся было — ПГС, не сделал (ПГС), остановился — ПГС), распро- страненное, полное, осложнено однородными сказуемыми, обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Синтаксический разбор сложного предложения Комплекс 1 предлагает при синтаксическом разборе указать цель высказывания и интонацию предложения, затем найти грамматические основы каждой части, указать средства связи частей, объяснить постановку знаков препинания, далее как простое предложение разобрать каждую из частей, входящих в состав сложного предложения. У СГШ определить тип придаточных предложений. Комплекс 2 предписывает следующий порядок разбора: выделить грамматические основы, определить тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). У ССП определить средства связи частей. У СГШ на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем прикрепляется) определить вид придаточного. У БСП определить значение (одновременность, последовательность, противопоставление и др.). Указать цель высказывания; если предложение восклицательное, отметить это. Каждое простое предложение можно разобрать как простое. Комплекс 3 предлагает следующий порядок разбора: определить вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, выделить грамматические основы и охарактеризовать их (односоставные, двусоставные), определить средства связи и тип сложного предложения (ССП, СГШ, БСП, с разными видами связи), составить схему, объяснить постановку знаков препинания. После этого возможен (как дополнительное задание) разбор частей сложного предложения по схеме простого. Как мы видим, все комплексы предлагают, правда в разной последовательности, одинаковые действия при разборе сложного предложения. Наиболее существенным различием в этих разборах является то, что только в комплексе Г обязателен разбор каждой части сложного предложения, втом числе ее разбор по членам предложения. В комплексах же 2 и 3 в предложении подчеркиваются только грамматические основы, строение частей описывается только по желанию в качестве дополнительного задания. Построение Схемы предложения При синтаксическом разборе предложения предполагается построение схемы предложения. Все три учебных комплекса используют линейные схемы, в которых части сложносочиненного, бессоюзного предложения и главные части сложноподчиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а придаточные части СГШ — круглыми. При этом в каждой части знаками подчеркивания обозначают подлежащее и сказуемое, в схематическое изображение придаточной части вносят средства связи, от главной части к придаточной ставят вопрос; в линейных схемах принято ставить знаки препинания между частями сложного предложения. В качестве рабочих во всех учебных комплексах используются такая разновидность линейных схем, в которых символически отображается наличие в предложении осложняющих членов, однако при итоговом разборе предложения эти обозначения уже не используются. Как уже было сказано, более наглядны для демонстрации связи частей в сложном предложении иерархические (вертикальные) схемы. Их построение предусмотрено комплексами 2 и 3 наряду с линейными и новым учебником комплекса 1. В комплексе 2 для иерархической схемы используют те же условные обозначения, что и для линейной, но придаточные первой степени располагают под главными, придаточные второй степени — под придаточными первой степени и т. д.; эти схемы можно было бы назвать линейно-иерархическими Комплекс 3 использует иерархические схемы, подобные тем, что представлены в нашем описании. Приведем в качестве примера линейную и две иерархических схемы одного и того же предложения: Я_ пожалел V, что я не художник 2/, который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3/. Линейная схема: о чем? Иерархическая схема, принятая в комплексе 2: о чем? I (что Иерархическая схема, принятая в новом учебнике комплекса 1 и в комплексе 3: I 2 что придаточное изъяснительное
3 который придаточное определительное Новый учебник комплекса 1 предлагает также нетрадиционный вид иерархических схем, используемых в том случае, если придаточное предложение разрывает главное: Тропинка, которая вывела нас к озеру, внезапно оборвалась. 2 которая В комплексе 3 для обозначения придаточных предложений вместо прямоугольников используются кружки и овалы. В практике довузовской подготовки принято использовать именно иерархические схемы. Существуют такие способы построения схем, при которых союзы, не являющиеся членами предложения, выносят за пределы прямоугольника (кружка) придаточной части, а союзные слова, как члены предложения, помещают внутрь схематического изображения частей. Так, схема предложения: Я_ пожалел V, что я не художник 2/, который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3/ в этом случае будет выглядеть следующим образом:
придаточное изъяснительное который 3 придаточное определительное При построении иерархической схемы части, соединенные любым типом синтаксической связи (сочинительная, подчинительная, бессоюзная), соединяют линиями. Знаки препинания в иерархические схемы могут вноситься (новый учебник комплекса 1, комплекс 2) или не вноситься (комплекс 3). Синтаксический разбор сложного предложения целесообразно производить по следующей схеме: I. Разобрать предложение по членам. П. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку. III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, V. Сделать описательный разбор по следующей схеме: 1. По цели высказывания: — повествовательное, — вопросительное, — побудительное. 2. По интонации: — невосклицательное, — восклицательное. 3. По количеству грамматических основ: 1) простое, 2) сложное:
— сложносочиненное, — сложноподчиненное, — бессоюзное, — с разными видами связи. Для сложного предложения далее характеризуется каждая часть: 4. По наличию одного или обоих главных членов: 1) двусоставное. 2) односоставное. С главным членом а) подлежащим — назывное; б) сказуемым: — определенно-личное, — неопределенно-личное, — безличное. 5. По наличию второстепенных членов: — распространенное, — нераспространенное. 6. По наличию пропущенных членов: — полное, — неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен 7. По наличию осложняющих членов: 1) неосложненное, 2) осложненное:
— однородными членами предложения (указать какими); — обособленными второстепенными членами предложения — — вводными словами, вводными и вставными конструкциями, — прямой речью; — обращением. При осложненное™ предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение. Образец синтаксического разбора сложного предложения: В бывшем кабинете деда, V где даже в самые^жаркие_ дни была MOz гильная сырость,2/ сколько бы ни открывали окна, выходившие_прямо_в mяжмyШ^JMШШШ~J^PM^MШXШ,ЛЫШШM,M^ШOУШвJШMl3/ что невозможно было сказать,4/ где кончается одна, ель, 5/ где начинается dpyz гая,6/ — в этой нежилой комнате)I где на голом письменном столе стоял бронзовым мальчик со скрипкой?/ был незапертый книжный, шкап,1/ и в нем тяжелые тома вымершего, иттшдидованногй журна-_ WV (В. Набоков). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи. 1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), рас 2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была, ПГС), 3 часть: односоставное — неопределенно-личное (сказуемое откры 4 часть: односоставное — безличное (сказуемое невозможно было разбора: двусоставное, неполное — место подлежащего занято придаточным изъяснительным, нераспространенное, неосложненное); 5 часть: двусоставное (подлежащее ель, сказуемое кончается, ПГС), 6 часть: двусоставное (подлежащее ель, опущено, сказуемое начина 7 часть: двусоставное (подлежащее мальчик, сказуемое стоял, ПГС), 8 часть: двусоставное (подлежащее тома, сказуемое были, ПГС, опу-
щено), распространенное, неполное (опущено сказуемое), неосложненное. [1] — 2 — 3 — 4 — 5 — последовательное подчинение, [1] — 2 — 3 — 4 — 6 — последовательное подчинение, [1] — 2 — 7 — параллельное подчинение, [4] — 5 — 6 — однородное подчинение. Литература придаточные изъяснительные Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002. Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплектам учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Четко. 27-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Четко. 26-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тро-стенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2002. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тро-стенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2004. Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, О. А. Александрова, и др. М., 2004. Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 кл. общеобразовательных учреждений / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. М., 2003. Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. М., 2004. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. М., 2003. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. М., 2000. Купалова А. Ю., Никоноров В. В. Практическая методика русского языка: 8 класс: Книга для учителя. М., 1992. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. 14-е изд. М., 2004. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов. 9-е Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов. Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 9 класс / Пименова С. Н., Еремеева А. П., Купалова А. Ю. и др. М.,2001. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 8-9 класс: Книга для учителя. / В. В. Бабайцева, Ю. С. Пичугов, Т. М. Пахнова и др.; Сост. Ю. С. Пичугов, Т. М. Пахнова. М., 1996. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд. М., 2004. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002. Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М., 1973. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. М., 1990. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе: Библиотека учителя. М., 2002. ГЛАВА 18. Методика Обучения правописанию § 65. Цели и принципы обучения правописанию Правописание и его нормы являются обязательным атрибутом письменной формы русского литературного языка и объединяют нормы орфографии и пунктуации. Целью изучения орфографии в школе является формирование орфографической грамотности. В школе формируется относительная орфографическая грамотность — умение применять изученные в школьном курсе русского языка правила и безошибочно писать словарные слова (слова с непроверяемыми гласными и согласными), включенные в школьный учебник. Помимо относительной грамотности, выделяют абсолютную грамотность — умение пользоваться всеми правилами орфографии и писать безошибочно любые словарные слова. Многие лингвисты и методисты, например Л. В. Щерба и М. В. Панов, отмечали, что эта цель практически недостижима и что абсолютно грамотных людей нет: в русском языке огромное количество сложных правил и исключений из них, а также словарных слов, в том числе и малоупотребительных, и человек не в состоянии знать их все, но человек грамотный задумывается над написанием слов, осознанно применяет особо сложные правила, пользуется справочником и орфографическим словарем. Искусство грамотности как раз и состоит в том, чтобы понимать, где может быть допущена ошибка (вообще или конкретно этим человеком), и избежать ее путем проверки, употребления правила или, в крайнем случае, неупотребления этого слова. Чтобы употребить правило или применить проверку, человек должен понимать, что он должен проверять. Так, в дневнике В. М. Инбер есть такая запись: «Настя опять сделала много ошибок в диктанте. Я говорю ей: ты должна проверять, когда сомневаешься. Она мне: — Тетя Вера, ну вот я нисколечко не сомневалась!»к '. В школе изучаются не все орфографические правила, а только наиболее значимые, и учитель постоянно должен соотносить практику правописания с программой, особенно при проверке творческих работ — сочинений и изложений. При оценке допущенных учащимися ошибок на еще не изученные орфограммы, исключения из правил и на словарные слова, не включенные в школьные учебники, действуют специальные критерии оценки, описанные далее. Цитируется по кн.: ПановМ. В. Секреты орфографии. М., 1984. С. 93. Не существует нормативного документа, определяющего перечень словарных слов, обязательных для изучения в том или ином классе. Авторы учебников исходят из употребительности слова в речи и актуальности для учащихся определенного возраста, а также опираются на традицию и примерные списки, составленные учеными-методистами (например, Н. Н. Китаевым, М. В. Ушаковым, 3. И. Усыниной). Каждый из учебных комплексов фиксирует новые словарные слова, предлагаемые к изучению в данном классе, в справочном аппарате учебников в «Орфографических словариках» (комплекс 3) и словариках «Пиши правильно» (комплексы 1 и 2). Путь формирования орфографической грамотности лежит от знаний к умениям и навыкам, то есть основной метод изучения орфографии — догматический. Некоторые методисты отмечают, что целью обучения орфографии является выработка навыка, то есть автоматизированного, а не пропускаемого через сознание написания слов и их форм. Так, А. В. Текучев в своем учебнике «Методика русского языка в средней школе» пишет, что «для того, чтобы быть орфографически грамотным, не допускать орфографических ошибок, недостаточно знать принципы орфографии, правила, уметь объяснить написание слов — все эти знания и умения надо обратить в навык»11. Однако это соображение не представляется бесспорным. Навык может быть выработан только в том случае, если написание слова не требует анализа грамматической формы, семантики слова или контекста его употребления, однако многие правила построены именно на таком анализе. Таково, например, правило правописания ниннв причастиях и отглагольных прилагательных, где для правильного написания необходимо проанализировать не только видовую принадлежность глагола, но и наличие зависимых слов. Таковы правила правописания не с разными частями речи, выбор написания -тся и - тъся и многие другие правила. Методика обучения орфографии базируется на следующих принципах: — изучение орфографии в тесной связи с изучением фонетики, мор- — сопоставление различных явлений (звук и буква, фонема в силь — структурно-семантический принцип (опора на знание состава и Изучение орфографии невозможно без опоры на знания и умения, полученные в процессе изучения всех разделов науки о языке. Правила 11 Текучее А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980. С. 299. орфографии в своих формулировках опираются на умения различать сильную и слабую позицию гласных и согласных (проверяемые и непроверяемые гласные и согласные), делить слово на слоги и морфемы (правила переноса), определять морфемный состав слова и его часте-речную принадлежность (о и ё в разных типах морфем разных частей речи, правописание важнейших приставок и суффиксов слов разных частей речи и другие правила), определять наличие или отсутствие у слова зависимых слов (н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, написание не со словами разных частей речи), различать собственные и нарицательные имена (правописание прописной и строчной буквы) и т. д. Работа по изучению орфографии опирается на использование всех видов памяти — зрительной, слуховой, моторной: при переводе устной речи в письменную учащиеся отождествляют различно звучащие морфемы, зрительно и моторно запоминают написание отдельных морфем и целых слов, особенно словарных. Систематичность в занятиях орфографией и сознательность в овладении навыками правописания рассматриваются в методике в качестве основных требований к изучению орфографии12. § 66. Содержание курса «Орфография» Формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс, поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Можно говорить даже о гипертрофированной роли, которую играет орфография в школьном курсе, где усилия учителя направлены не столько на формирование у учащихся целостной картины такого сложнейшего феномена, как язык, сколько на работу по привитию навыков сугубо практических. Орфографией занимаются и в начальной школе (1-4 классы), и в основном курсе средней (5-7 классы), повторяется в 8-9 классах неполной средней школы, а также в 10-11 классах. Орфография является самостоятельным разделом науки о языке, но, в отличие от других разделов, она по традиции изучается рас-средоточенно: орфографические понятия и правила распределены по другим разделам и включены во все разделы как в начальной школе, так и в 5-7 классах основной школы. С одной стороны, это позволяет постоянно заниматься изучением этого важнейшего раздела, с другой — мешает интеграции знаний о разделах и принципах русской орфографии: у учеников и выпускников средней школы обнаруживается непо- 12 См. Алгазина Н. Н., Фомичева Г. А., Антонова Е. С, Гац И. Ю. Методика преподавания русского языка. Ч. 2. МПУ, 1997. нимание того, что собственно составляет или составляло львиную долю их усилий по овладению навыками письма. Другими словами, остается в стороне теоретическое осмысление этой вспомогательной, но науки о языке, не ставится вопрос об объеме понятия «орфография» и принципах русской орфографии. Орфография — раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Орфография состоит из нескольких разделов: 1) написание значимых частей слова (морфем) — корней, приставок, 2) слитное, раздельное и дефисное написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса; 5) правила графических сокращений слов. 1. Написание морфем (значимых частей слова). Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами — фонематическим, традиционным, фонетическим. Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90% всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения — редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением (то есть в сильной позиции), а согласные — как в сильной позиции, например позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название — фонематический, морфематический, морфологический. Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных {собака, аптека), корней с чередованиями {слагать — сложить), дифференцирующих написаний {ожёг — ожог), правописание гласных после шипящих и ц {шелк — шов, цирк — цыпленок), разделительных знаков {въедливый, вьюга), мягкого знака после непарных по твердости / мягкости согласных в грамматической функции {нож: — рожь). Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться произношение, вызванное позиционными изменениями звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в таких орфографических правилах, как правописание приставок, заканчивающихся на з/с {разбить — распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас {расписание — роспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история — предыстория). Но даже в этих немногочисленных правилах фонетический принцип реализован непоследовательно, например: расшить [рашыт'], розыскной, сверхинтересный. 2. Слитное, раздельное и дефисное написание. Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Морфемы в пределах одного слова пишутся преимущественно слитно или через дефис, слова отделены друг от друга пробелами (ср.: по моему мнению и по-моему). Исключение составляют отрицательные и неопределенные местоимения, употребленные с предлогами (не с кем) и некоторые наречия (в обнимку). 3. Употребление прописных и строчных букв. синтаксическом принципе: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет), слова, которым автор хочет придать особый, возвышенный смысл (Прекрасная Дама, Свобода), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы. 4. Правила переноса. Правила переноса слов с одной строки на другую основывается на ело го-морфемном принципе с элементами традиционного: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збитъ. В соответствии с традицией не переносится и не оставляется на строке одна буква слова (невозможно перенести *мо-я, *я-ма). Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са. 5. Правила графических сокращений слов. Графические сокращения, в отличие от аббревиатур (сложносокращенных слов), употребляются только в письменной речи, самостоятельными словами не являются и при чтении текста заменяются тем словом, сокращением которого являются. Существует несколько способов графического сокращения слов — использование дефиса (физ-ра — физкультура), косой черты (б/у — бывший в употреблении), точки (т. е. — то есть), курсива (в — вольт), так называемые нулевые сокращения, без показателей (г — грамм) и комбинированные (ж.-д. — железная дорога, об/мин. — оборот в минуту). Сокращение слов на письме также базируется на следующих правилах: 1) может опускаться только цельная часть в составе слова, насчи 2) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части; 3) сокращение не должно приходиться на гласную букву или на бук Предметом длительного изучения является первый раздел орфографии — правописание значимых частей слова. В несколько этапов изучается и слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи. Распределение орфограмм по разделам науки о языке определяется тем, какие знания наиболее актуальны при обучении данной орфограмме. В начале 5 класса в разделе «Повторение изученного в начальной школе» повторяются следующие орфограммы: 1) проверяемые безударные гласные, 2) проверяемые согласные в корне слова, 3) непроизносимые согласные в корне слова, 4) буквы и, у, а после шипящих, 5) разделительные ъ и ь, 6) -тся и -тъся в глаголе, 7) раздельное написание предлогов с другими словами, 8) ъ на конце существительных после шипящих. В разделе «Фонетика» изучается употребление ъ для обозначения мягкости согласных в середине слова. В раздел «Морфемика» помещены следующие орфограммы: 1) гласные и согласные в приставках, кроме приставок наз/с, 2) з и с на конце приставок, 3) буквы о — а в корне лаг — лож, 4) буквы о — а в корне раст — рос, 5) буквы о — ё после шипящих в корне слова, 6) буквы и — ы после ц. В разделе «Словообразование» изучаются орфограммы: 1) буквы о — а в корне кос — кас, 2) буквы о — а в корне гор — гар, 3) буквы ы — и после приставок на согласную, 4) гласные в приставках пре- и при-, 5) соединительные гласные о — ев сложных словах В разделе «Морфология» изучаются орфограммы, относящиеся к той части речи, которая изучается. Существительное: 1) гласные в падежных окончаниях существительных, 2) о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных, 3) не с существительными, 4) буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик), 5) гласные в суффиксах -ек и -ик, 6) гласные о же после шипящих в суффиксах существительных.
1) гласные в падежных окончаниях прилагательных с основой на 2) неупотребление ъ на конце кратких прилагательных с основой на 3) не с прилагательными, 4) о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных, 5) гласная в суффиксах -ан-(-ян-), -ин-, -они-, -енн-, 6) различение на письме суффиксов -к- и -ск-, 7) слитное и дефисное написание сложных прилагательных. 1) гласные е и и в корнях бер — вир, дер — дир, мер — мир, пер — 2) не с глаголами, 3) ъ после шипящих в неопределенной форме и 2 л. ед. числа, Местоимение: 1) дефис в неопределенных местоимениях после кое- и перед -то, - 2) не в неопределенных местоимениях, 3) слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных место Причастие: 1) не с причастиями, 2) гласные в суффиксах действительных и страдательных причас 3) н и нн в суффиксах полных причастий и отглагольных прилага 4) кв суффиксах кратких причастий. 1) не с наречиями на -о и -е, 2) не и ни в наречиях, 3) н инн в наречиях на -о и -е, 4) о и е после шипящих на конце наречий, 5) о и а на конце наречий, 6) дефисное написание наречий, 7) слитное и раздельное написание наречий, 8) ь после шипящих на конце наречий. Предлог: слитное, раздельное и дефисное написание предлогов. Союз: слитное и раздельное написание союзов. Частица: правописание не и ни с разными частями речи. Междометие: дефис в междометиях. На протяжении всего курса русского языка изучается правописание непроверяемых гласных и согласных в словарных словах. И здесь уместно упомянуть о таком методическом приеме при запоминании словарных слов, как «тематическое» объединение этих слов. Например, такое: чемодан, чехол, саквояж, багаж, контейнер, билет, плацкарта, вагон, вокзал, перрон, пассажир, маршрут, машинист, сигнал. Как уже было сказано, основной путь изучения орфографии догматический — от знаний к умениям и навыкам. Основной курс школьного обучения подразумевает, что учащиеся должны а) получить орфографические знания и б) выработать орфографические умения и навыки. Учащиеся должны овладеть следующими понятиями: 1) понятие «орфограмма» — орфограмма-буква, орфограмма-дефис, 2) понятие «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограм Центральным понятием орфографии является орфограмма. Орфограмма — это написание в соответствии с орфографическим правилом или по традиции, это «точка применения» орфографического правила (в его основной части или в исключении из него). Другое оп
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.28 (0.022 с.) |