![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синтаксический разбор простого предложенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте В учебных комплексах 1, 2 и 3 предлагаются схемы разбора простого предложения, содержащие одни и те же операции, но последовательность их различна. Так, комплекс 1 предлагает сначала указать цель высказывания, потом охарактеризовать предложение с точки зрения количества грамматических основ (простое), двусоставности / односоставности, распространенности / нераспространенности, полноты и осложненное™, а затем разобрать предложение по членам. Этот порядок разбора вызывает недоумение: очевидно, что для определения всех указанных параметров необходимо определить, из каких членов предложения состоит исследуемая конструкция, поэтому разбор по членам предложения неизбежно производится в начале, а не в конце. Комплекс 2 предлагает сначала разобрать предложение по членам, а затем сделать его описательный разбор по тем же параметрам, но цель высказывания и интонация предложения указываются в конце. Комплекс 3 повторяет схему комплекса 1, то есть разбор по членам предложения производится не в начале, а в конце, после описательного разбора, а указание на то, что предложение простое, следует до указания на его цель высказывания и интонацию. Предлагаем порядок синтаксического разбора простого предложения, который представляется наиболее удобным и будет использован как база для синтаксического разбора сложного предложения. I. Подчеркнуть члены предложения. П. Указать тип сказуемого (сказуемых): ПГС, СГС, СИС. III. Сделать описательный разбор по следующей схеме: 1. По цели высказывания: — повествовательное, — вопросительное, — побудительное. 2. По интонации: — невосклицательное, — восклицательное. 3. По количеству грамматических основ — простое, 4. По наличию одного или обоих главных членов:
1) двусоставное. 2) односоставное. С главным членом а) подлежащим — назывное; б) сказуемым: — определенно-личное, — неопределенно-личное, (— обобщенно-личное — для комплексов 2 и 3), — безличное. Для обучающихся по новому учебнику комплекса 1 главный член односоставного предложения не характеризуется как подлежащее или сказуемое, но тип односоставного предложения определяется. 5. По наличию второстепенных членов: — распространенное, — нераспространенное. 6. По наличию пропущенных членов: — полное, — неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен 7. По наличию осложняющих членов: 1) неосложненное, 2) осложненное:
— однородными членами предложения; — обособленными членами предложения; — вводными словами, вводными и вставными конструкциями, — прямой речью, в том числе цитатой; — обращением. При осложненное™ предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение. Образец синтаксического разбора простого предложения: Швейцар, e^medmmM^mQmjmMmmji3_deepm^emm^w^jeemgjiz т_вси)вор_покурить^ затоптал папиросу и двинулся было к привидению с явной, целью преградить, ему доступ_ в ресторан^ но почему-то не сделал этого и остановился, глуповато улыбаясь (М. А. Булгаков). Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное (подлежащее — швейцар. Сказуемые: затоптал — ПГС, двинулся было — ПГС, не сделал (ПГС), остановился — ПГС), распро- страненное, полное, осложнено однородными сказуемыми, обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Синтаксический разбор сложного предложения Комплекс 1 предлагает при синтаксическом разборе указать цель высказывания и интонацию предложения, затем найти грамматические основы каждой части, указать средства связи частей, объяснить постановку знаков препинания, далее как простое предложение разобрать каждую из частей, входящих в состав сложного предложения. У СГШ определить тип придаточных предложений. Комплекс 2 предписывает следующий порядок разбора: выделить грамматические основы, определить тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). У ССП определить средства связи частей. У СГШ на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем прикрепляется) определить вид придаточного. У БСП определить значение (одновременность, последовательность, противопоставление и др.). Указать цель высказывания; если предложение восклицательное, отметить это. Каждое простое предложение можно разобрать как простое. Комплекс 3 предлагает следующий порядок разбора: определить вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, выделить грамматические основы и охарактеризовать их (односоставные, двусоставные), определить средства связи и тип сложного предложения (ССП, СГШ, БСП, с разными видами связи), составить схему, объяснить постановку знаков препинания. После этого возможен (как дополнительное задание) разбор частей сложного предложения по схеме простого. Как мы видим, все комплексы предлагают, правда в разной последовательности, одинаковые действия при разборе сложного предложения. Наиболее существенным различием в этих разборах является то, что только в комплексе Г обязателен разбор каждой части сложного предложения, втом числе ее разбор по членам предложения. В комплексах же 2 и 3 в предложении подчеркиваются только грамматические основы, строение частей описывается только по желанию в качестве дополнительного задания. Построение Схемы предложения При синтаксическом разборе предложения предполагается построение схемы предложения. Все три учебных комплекса используют линейные схемы, в которых части сложносочиненного, бессоюзного предложения и главные части сложноподчиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а придаточные части СГШ — круглыми. При этом в каждой части знаками подчеркивания обозначают подлежащее и сказуемое, в схематическое изображение придаточной части вносят средства связи, от главной части к придаточной ставят вопрос; в линейных схемах принято ставить знаки препинания между частями сложного предложения. В качестве рабочих во всех учебных комплексах используются такая разновидность линейных схем, в которых символически отображается наличие в предложении осложняющих членов, однако при итоговом разборе предложения эти обозначения уже не используются. Как уже было сказано, более наглядны для демонстрации связи частей в сложном предложении иерархические (вертикальные) схемы. Их построение предусмотрено комплексами 2 и 3 наряду с линейными и новым учебником комплекса 1. В комплексе 2 для иерархической схемы используют те же условные обозначения, что и для линейной, но придаточные первой степени располагают под главными, придаточные второй степени — под придаточными первой степени и т. д.; эти схемы можно было бы назвать линейно-иерархическими Комплекс 3 использует иерархические схемы, подобные тем, что представлены в нашем описании. Приведем в качестве примера линейную и две иерархических схемы одного и того же предложения: Я_ пожалел V, что я не художник 2/, который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3/. Линейная схема: о чем? Иерархическая схема, принятая в комплексе 2:
(что Иерархическая схема, принятая в новом учебнике комплекса 1 и в комплексе 3:
2 что придаточное изъяснительное
который придаточное определительное
Тропинка, которая вывела нас к озеру, внезапно оборвалась.
которая
В практике довузовской подготовки принято использовать именно иерархические схемы. Существуют такие способы построения схем, при которых союзы, не являющиеся членами предложения, выносят за пределы прямоугольника (кружка) придаточной части, а союзные слова, как члены предложения, помещают внутрь схематического изображения частей. Так, схема предложения: Я_ пожалел V, что я не художник 2/, который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3/ в этом случае будет выглядеть следующим образом:
придаточное изъяснительное который 3 придаточное определительное
Знаки препинания в иерархические схемы могут вноситься (новый учебник комплекса 1, комплекс 2) или не вноситься (комплекс 3). Синтаксический разбор сложного предложения целесообразно производить по следующей схеме: I. Разобрать предложение по членам. П. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку. III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, V. Сделать описательный разбор по следующей схеме: 1. По цели высказывания: — повествовательное, — вопросительное, — побудительное. 2. По интонации: — невосклицательное, — восклицательное. 3. По количеству грамматических основ: 1) простое, 2) сложное:
— сложносочиненное, — сложноподчиненное, — бессоюзное, — с разными видами связи. Для сложного предложения далее характеризуется каждая часть: 4. По наличию одного или обоих главных членов: 1) двусоставное. 2) односоставное. С главным членом а) подлежащим — назывное; б) сказуемым: — определенно-личное, — неопределенно-личное, — безличное. 5. По наличию второстепенных членов: — распространенное, — нераспространенное. 6. По наличию пропущенных членов: — полное, — неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен 7. По наличию осложняющих членов: 1) неосложненное, 2) осложненное:
— однородными членами предложения (указать какими); — обособленными второстепенными членами предложения — — вводными словами, вводными и вставными конструкциями, — прямой речью; — обращением. При осложненное™ предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение. Образец синтаксического разбора сложного предложения: В бывшем кабинете деда, V где даже в самые^жаркие_ дни была MOz гильная сырость,2/ сколько бы ни открывали окна, выходившие_прямо_в mяжмyШ^JMШШШ~J^PM^MШXШ,ЛЫШШM,M^ШOУШвJШMl3/ что невозможно было сказать,4/ где кончается одна, ель, 5/ где начинается dpyz гая,6/ — в этой нежилой комнате)I где на голом письменном столе стоял бронзовым мальчик со скрипкой?/ был незапертый книжный, шкап,1/ и в нем тяжелые тома вымершего, иттшдидованногй журна-_ WV (В. Набоков). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи. 1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), рас 2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была, ПГС), 3 часть: односоставное — неопределенно-личное (сказуемое откры 4 часть: односоставное — безличное (сказуемое невозможно было разбора: двусоставное, неполное — место подлежащего занято придаточным изъяснительным, нераспространенное, неосложненное); 5 часть: двусоставное (подлежащее ель, сказуемое кончается, ПГС), 6 часть: двусоставное (подлежащее ель, опущено, сказуемое начина 7 часть: двусоставное (подлежащее мальчик, сказуемое стоял, ПГС), 8 часть: двусоставное (подлежащее тома, сказуемое были, ПГС, опу-
щено), распространенное, неполное (опущено сказуемое), неосложненное. [1] — 2 — 3 — 4 — 5 — последовательное подчинение, [1] — 2 — 3 — 4 — 6 — последовательное подчинение, [1] — 2 — 7 — параллельное подчинение, [4] — 5 — 6 — однородное подчинение. Литература придаточные изъяснительные Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002. Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплектам учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Четко. 27-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Четко. 26-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тро-стенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2002. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тро-стенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2004. Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, О. А. Александрова, и др. М., 2004. Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 кл. общеобразовательных учреждений / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. М., 2003. Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. М., 2004. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. М., 2003. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. М., 2000. Купалова А. Ю., Никоноров В. В. Практическая методика русского языка: 8 класс: Книга для учителя. М., 1992. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. 14-е изд. М., 2004. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов. 9-е Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов. Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 9 класс / Пименова С. Н., Еремеева А. П., Купалова А. Ю. и др. М.,2001. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 8-9 класс: Книга для учителя. / В. В. Бабайцева, Ю. С. Пичугов, Т. М. Пахнова и др.; Сост. Ю. С. Пичугов, Т. М. Пахнова. М., 1996. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд. М., 2004. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002. Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М., 1973. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. М., 1990. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе: Библиотека учителя. М., 2002. ГЛАВА 18. Методика Обучения правописанию § 65. Цели и принципы обучения правописанию Правописание и его нормы являются обязательным атрибутом письменной формы русского литературного языка и объединяют нормы орфографии и пунктуации. Целью изучения орфографии в школе является формирование орфографической грамотности. В школе формируется относительная орфографическая грамотность — умение применять изученные в школьном курсе русского языка правила и безошибочно писать словарные слова (слова с непроверяемыми гласными и согласными), включенные в школьный учебник. Помимо относительной грамотности, выделяют абсолютную грамотность — умение пользоваться всеми правилами орфографии и писать безошибочно любые словарные слова. Многие лингвисты и методисты, например Л. В. Щерба и М. В. Панов, отмечали, что эта цель практически недостижима и что абсолютно грамотных людей нет: в русском языке огромное количество сложных правил и исключений из них, а также словарных слов, в том числе и малоупотребительных, и человек не в состоянии знать их все, но человек грамотный задумывается над написанием слов, осознанно применяет особо сложные правила, пользуется справочником и орфографическим словарем. Искусство грамотности как раз и состоит в том, чтобы понимать, где может быть допущена ошибка (вообще или конкретно этим человеком), и избежать ее путем проверки, употребления правила или, в крайнем случае, неупотребления этого слова. Чтобы употребить правило или применить проверку, человек должен понимать, что он должен проверять. Так, в дневнике В. М. Инбер есть такая запись: «Настя опять сделала много ошибок в диктанте. Я говорю ей: ты должна проверять, когда сомневаешься. Она мне: — Тетя Вера, ну вот я нисколечко не сомневалась!»к '. В школе изучаются не все орфографические правила, а только наиболее значимые, и учитель постоянно должен соотносить практику правописания с программой, особенно при проверке творческих работ — сочинений и изложений. При оценке допущенных учащимися ошибок на еще не изученные орфограммы, исключения из правил и на словарные слова, не включенные в школьные учебники, действуют специальные критерии оценки, описанные далее.
Не существует нормативного документа, определяющего перечень словарных слов, обязательных для изучения в том или ином классе. Авторы учебников исходят из употребительности слова в речи и актуальности для учащихся определенного возраста, а также опираются на традицию и примерные списки, составленные учеными-методистами (например, Н. Н. Китаевым, М. В. Ушаковым, 3. И. Усыниной). Каждый из учебных комплексов фиксирует новые словарные слова, предлагаемые к изучению в данном классе, в справочном аппарате учебников в «Орфографических словариках» (комплекс 3) и словариках «Пиши правильно» (комплексы 1 и 2). Путь формирования орфографической грамотности лежит от знаний к умениям и навыкам, то есть основной метод изучения орфографии — догматический. Некоторые методисты отмечают, что целью обучения орфографии является выработка навыка, то есть автоматизированного, а не пропускаемого через сознание написания слов и их форм. Так, А. В. Текучев в своем учебнике «Методика русского языка в средней школе» пишет, что «для того, чтобы быть орфографически грамотным, не допускать орфографических ошибок, недостаточно знать принципы орфографии, правила, уметь объяснить написание слов — все эти знания и умения надо обратить в навык»11. Однако это соображение не представляется бесспорным. Навык может быть выработан только в том случае, если написание слова не требует анализа грамматической формы, семантики слова или контекста его употребления, однако многие правила построены именно на таком анализе. Таково, например, правило правописания ниннв причастиях и отглагольных прилагательных, где для правильного написания необходимо проанализировать не только видовую принадлежность глагола, но и наличие зависимых слов. Таковы правила правописания не с разными частями речи, выбор написания -тся и - тъся и многие другие правила. Методика обучения орфографии базируется на следующих принципах: — изучение орфографии в тесной связи с изучением фонетики, мор- — сопоставление различных явлений (звук и буква, фонема в силь — структурно-семантический принцип (опора на знание состава и Изучение орфографии невозможно без опоры на знания и умения, полученные в процессе изучения всех разделов науки о языке. Правила
орфографии в своих формулировках опираются на умения различать сильную и слабую позицию гласных и согласных (проверяемые и непроверяемые гласные и согласные), делить слово на слоги и морфемы (правила переноса), определять морфемный состав слова и его часте-речную принадлежность (о и ё в разных типах морфем разных частей речи, правописание важнейших приставок и суффиксов слов разных частей речи и другие правила), определять наличие или отсутствие у слова зависимых слов (н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, написание не со словами разных частей речи), различать собственные и нарицательные имена (правописание прописной и строчной буквы) и т. д. Работа по изучению орфографии опирается на использование всех видов памяти — зрительной, слуховой, моторной: при переводе устной речи в письменную учащиеся отождествляют различно звучащие морфемы, зрительно и моторно запоминают написание отдельных морфем и целых слов, особенно словарных. Систематичность в занятиях орфографией и сознательность в овладении навыками правописания рассматриваются в методике в качестве основных требований к изучению орфографии12. § 66. Содержание курса «Орфография» Формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс, поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отводится значительное место. Можно говорить даже о гипертрофированной роли, которую играет орфография в школьном курсе, где усилия учителя направлены не столько на формирование у учащихся целостной картины такого сложнейшего феномена, как язык, сколько на работу по привитию навыков сугубо практических. Орфографией занимаются и в начальной школе (1-4 классы), и в основном курсе средней (5-7 классы), повторяется в 8-9 классах неполной средней школы, а также в 10-11 классах. Орфография является самостоятельным разделом науки о языке, но, в отличие от других разделов, она по традиции изучается рас-средоточенно: орфографические понятия и правила распределены по другим разделам и включены во все разделы как в начальной школе, так и в 5-7 классах основной школы. С одной стороны, это позволяет постоянно заниматься изучением этого важнейшего раздела, с другой — мешает интеграции знаний о разделах и принципах русской орфографии: у учеников и выпускников средней школы обнаруживается непо-
нимание того, что собственно составляет или составляло львиную долю их усилий по овладению навыками письма. Другими словами, остается в стороне теоретическое осмысление этой вспомогательной, но науки о языке, не ставится вопрос об объеме понятия «орфография» и принципах русской орфографии. Орфография — раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Орфография состоит из нескольких разделов: 1) написание значимых частей слова (морфем) — корней, приставок, 2) слитное, раздельное и дефисное написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса; 5) правила графических сокращений слов. 1. Написание морфем (значимых частей слова). Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами — фонематическим, традиционным, фонетическим. Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90% всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения — редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением (то есть в сильной позиции), а согласные — как в сильной позиции, например позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название — фонематический, морфематический, морфологический. Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных {собака, аптека), корней с чередованиями {слагать — сложить), дифференцирующих написаний {ожёг — ожог), правописание гласных после шипящих и ц {шелк — шов, цирк — цыпленок), разделительных знаков {въедливый, вьюга), мягкого знака после непарных по твердости / мягкости согласных в грамматической функции {нож: — рожь). Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться произношение, вызванное позиционными изменениями звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в таких орфографических правилах, как правописание приставок, заканчивающихся на з/с {разбить — распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас {расписание — роспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история — предыстория). Но даже в этих немногочисленных правилах фонетический принцип реализован непоследовательно, например: расшить [рашыт'], розыскной, сверхинтересный. 2. Слитное, раздельное и дефисное написание. Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Морфемы в пределах одного слова пишутся преимущественно слитно или через дефис, слова отделены друг от друга пробелами (ср.: по моему мнению и по-моему). Исключение составляют отрицательные и неопределенные местоимения, употребленные с предлогами (не с кем) и некоторые наречия (в обнимку). 3. Употребление прописных и строчных букв. синтаксическом принципе: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет), слова, которым автор хочет придать особый, возвышенный смысл (Прекрасная Дама, Свобода), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы. 4. Правила переноса. Правила переноса слов с одной строки на другую основывается на ело го-морфемном принципе с элементами традиционного: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збитъ. В соответствии с традицией не переносится и не оставляется на строке одна буква слова (невозможно перенести *мо-я, *я-ма). Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са. 5. Правила графических сокращений слов. Графические сокращения, в отличие от аббревиатур (сложносокращенных слов), употребляются только в письменной речи, самостоятельными словами не являются и при чтении текста заменяются тем словом, сокращением которого являются. Существует несколько способов графического сокращения слов — использование дефиса (физ-ра — физкультура), косой черты (б/у — бывший в употреблении), точки (т. е. — то есть), курсива (в — вольт), так называемые нулевые сокращения, без показателей (г — грамм) и комбинированные (ж.-д. — железная дорога, об/мин. — оборот в минуту). Сокращение слов на письме также базируется на следующих правилах: 1) может опускаться только цельная часть в составе слова, насчи 2) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части; 3) сокращение не должно приходиться на гласную букву или на бук Предметом длительного изучения является первый раздел орфографии — правописание значимых частей слова. В несколько этапов изучается и слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи. Распределение орфограмм по разделам науки о языке определяется тем, какие знания наиболее актуальны при обучении данной орфограмме. В начале 5 класса в разделе «Повторение изученного в начальной школе» повторяются следующие орфограммы: 1) проверяемые безударные гласные, 2) проверяемые согласные в корне слова, 3) непроизносимые согласные в корне слова, 4) буквы и, у, а после шипящих, 5) разделительные ъ и ь, 6) -тся и -тъся в глаголе, 7) раздельное написание предлогов с другими словами, 8) ъ на конце существительных после шипящих. В разделе «Фонетика» изучается употребление ъ для обозначения мягкости согласных в середине слова. В раздел «Морфемика» помещены следующие орфограммы: 1) гласные и согласные в приставках, кроме приставок наз/с, 2) з и с на конце приставок, 3) буквы о — а в корне лаг — лож, 4) буквы о — а в корне раст — рос, 5) буквы о — ё после шипящих в корне слова, 6) буквы и — ы после ц. В разделе «Словообразование» изучаются орфограммы: 1) буквы о — а в корне кос — кас, 2) буквы о — а в корне гор — гар, 3) буквы ы — и после приставок на согласную, 4) гласные в приставках пре- и при-, 5) соединительные гласные о — ев сложных словах В разделе «Морфология» изучаются орфограммы, относящиеся к той части речи, которая изучается. Существительное: 1) гласные в падежных окончаниях существительных, 2) о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных, 3) не с существительными, 4) буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик), 5) гласные в суффиксах -ек и -ик, 6) гласные о же после шипящих в суффиксах существительных.
1) гласные в падежных окончаниях прилагательных с основой на 2) неупотребление ъ на конце кратких прилагательных с основой на 3) не с прилагательными, 4) о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных, 5) гласная в суффиксах -ан-(-ян-), -ин-, -они-, -енн-, 6) различение на письме суффиксов -к- и -ск-, 7) слитное и дефисное написание сложных прилагательных. 1) гласные е и и в корнях бер — вир, дер — дир, мер — мир, пер — 2) не с глаголами, 3) ъ после шипящих в неопределенной форме и 2 л. ед. числа, Местоимение: 1) дефис в неопределенных местоимениях после кое- и перед -то, - 2) не в неопределенных местоимениях, 3) слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных место Причастие: 1) не с причастиями, 2) гласные в суффиксах действительных и страдательных причас 3) н и нн в суффиксах полных причастий и отглагольных прилага 4) кв суффиксах кратких причастий. 1) не с наречиями на -о и -е, 2) не и ни в наречиях, 3) н инн в наречиях на -о и -е, 4) о и е после шипящих на конце наречий, 5) о и а на конце наречий, 6) дефисное написание наречий, 7) слитное и раздельное написание наречий, 8) ь после шипящих на конце наречий. Предлог: слитное, раздельное и дефисное написание предлогов. Союз: слитное и раздельное написание союзов. Частица: правописание не и ни с разными частями речи. Междометие: дефис в междометиях. На протяжении всего курса русского языка изучается правописание непроверяемых гласных и согласных в словарных словах. И здесь уместно упомянуть о таком методическом приеме при запоминании словарных слов, как «тематическое» объединение этих слов. Например, такое: чемодан, чехол, саквояж, багаж, контейнер, билет, плацкарта, вагон, вокзал, перрон, пассажир, маршрут, машинист, сигнал. Как уже было сказано, основной путь изучения орфографии догматический — от знаний к умениям и навыкам. Основной курс школьного обучения подразумевает, что учащиеся должны а) получить орфографические знания и б) выработать орфографические умения и навыки. Учащиеся должны овладеть следующими понятиями: 1) понятие «орфограмма» — орфограмма-буква, орфограмма-дефис, 2) понятие «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограм Центральным понятием орфографии является орфограмма. Орфограмма — это написание в соответствии с орфографическим правилом или по традиции, это «точка применения» орфографического правила (в его основной части или в исключении из него). Другое оп
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.84 (0.022 с.) |