Синтаксический разбор простого предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксический разбор простого предложения



В учебных комплексах 1, 2 и 3 предлагаются схемы разбора просто­го предложения, содержащие одни и те же операции, но последователь­ность их различна.

Так, комплекс 1 предлагает сначала указать цель высказывания, по­том охарактеризовать предложение с точки зрения количества грамма­тических основ (простое), двусоставности / односоставности, распро­страненности / нераспространенности, полноты и осложненное™, а затем разобрать предложение по членам.

Этот порядок разбора вызывает недоумение: очевидно, что для оп­ределения всех указанных параметров необходимо определить, из каких членов предложения состоит исследуемая конструкция, поэто­му разбор по членам предложения неизбежно производится в начале, а не в конце.

Комплекс 2 предлагает сначала разобрать предложение по членам, а затем сделать его описательный разбор по тем же параметрам, но цель высказывания и интонация предложения указываются в конце.

Комплекс 3 повторяет схему комплекса 1, то есть разбор по членам предложения производится не в начале, а в конце, после описательного разбора, а указание на то, что предложение простое, следует до указа­ния на его цель высказывания и интонацию.

Предлагаем порядок синтаксического разбора простого предложе­ния, который представляется наиболее удобным и будет использован как база для синтаксического разбора сложного предложения.

I. Подчеркнуть члены предложения.

П. Указать тип сказуемого (сказуемых): ПГС, СГС, СИС.

III. Сделать описательный разбор по следующей схеме:

1. По цели высказывания:

— повествовательное,

— вопросительное,

— побудительное.

2. По интонации:

— невосклицательное,


— восклицательное.

3. По количеству грамматических основ — простое,

4. По наличию одного или обоих главных членов:

 

1) двусоставное.

2) односоставное. С главным членом

а) подлежащим — назывное;

б) сказуемым:

— определенно-личное,

— неопределенно-личное,

(— обобщенно-личное — для комплексов 2 и 3),

— безличное.

Для обучающихся по новому учебнику комплекса 1 главный член односо­ставного предложения не характеризуется как подлежащее или сказуемое, но тип односоставного предложения определяется.

5. По наличию второстепенных членов:

— распространенное,

— нераспространенное.

6. По наличию пропущенных членов:

— полное,

— неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен
/ пропущены).

7. По наличию осложняющих членов:

1) неосложненное,

2) осложненное:

 

— однородными членами предложения;

— обособленными членами предложения;

— вводными словами, вводными и вставными конструкциями,

— прямой речью, в том числе цитатой;

— обращением.

При осложненное™ предложения прямой речью или вставным пред­ложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.

Образец синтаксического разбора простого предложения:

Швейцар, e^medmmM^mQmjmMmmji3_deepm^emm^w^jeemgjiz

т_вси)вор_покурить^ затоптал папиросу и двинулся было к привидению с явной, целью преградить, ему доступ_ в ресторан^ но почему-то не сде­лал этого и остановился, глуповато улыбаясь (М. А. Булгаков).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, дву­составное (подлежащее — швейцар. Сказуемые: затоптал — ПГС, дви­нулся было — ПГС, не сделал (ПГС), остановился — ПГС), распро-


страненное, полное, осложнено однородными сказуемыми, обособ­ленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособ­ленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Синтаксический разбор сложного предложения

Комплекс 1 предлагает при синтаксическом разборе указать цель высказывания и интонацию предложения, затем найти грамматические основы каждой части, указать средства связи частей, объяснить поста­новку знаков препинания, далее как простое предложение разобрать каждую из частей, входящих в состав сложного предложения. У СГШ определить тип придаточных предложений.

Комплекс 2 предписывает следующий порядок разбора: выделить грамматические основы, определить тип сложного предложения (слож­носочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). У ССП определить средства связи частей. У СГШ на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем прикрепляется) определить вид прида­точного. У БСП определить значение (одновременность, последователь­ность, противопоставление и др.). Указать цель высказывания; если пред­ложение восклицательное, отметить это. Каждое простое предложение можно разобрать как простое.

Комплекс 3 предлагает следующий порядок разбора: определить вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенно­сти, выделить грамматические основы и охарактеризовать их (односо­ставные, двусоставные), определить средства связи и тип сложного предложения (ССП, СГШ, БСП, с разными видами связи), составить схему, объяснить постановку знаков препинания. После этого возможен (как дополнительное задание) разбор частей сложного предложения по схеме простого.

Как мы видим, все комплексы предлагают, правда в разной последова­тельности, одинаковые действия при разборе сложного предложения. Наиболее существенным различием в этих разборах является то, что толь­ко в комплексе Г обязателен разбор каждой части сложного предложения, втом числе ее разбор по членам предложения. В комплексах же 2 и 3 в предложении подчеркиваются только грамматические основы, строение частей описывается только по желанию в качестве дополнительного зада­ния.

Построение

Схемы предложения

При синтаксическом разборе предложения предполагается построе­ние схемы предложения.


Все три учебных комплекса используют линейные схемы, в кото­рых части сложносочиненного, бессоюзного предложения и главные части сложноподчиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а придаточные части СГШ — круглыми. При этом в каждой части знаками подчеркивания обозначают подлежащее и сказуемое, в схематическое изображение придаточной части вносят средства связи, от главной части к придаточной ставят вопрос; в линейных схемах при­нято ставить знаки препинания между частями сложного предложения.

В качестве рабочих во всех учебных комплексах используются такая разновидность линейных схем, в которых символически отображается наличие в предложении осложняющих членов, однако при итоговом разборе предложения эти обозначения уже не используются.

Как уже было сказано, более наглядны для демонстрации связи час­тей в сложном предложении иерархические (вертикальные) схемы. Их построение предусмотрено комплексами 2 и 3 наряду с линейными и новым учебником комплекса 1. В комплексе 2 для иерархической схемы используют те же условные обозначения, что и для линейной, но прида­точные первой степени располагают под главными, придаточные вто­рой степени — под придаточными первой степени и т. д.; эти схемы можно было бы назвать линейно-иерархическими Комплекс 3 использу­ет иерархические схемы, подобные тем, что представлены в нашем опи­сании. Приведем в качестве примера линейную и две иерархических схемы одного и того же предложения:

Я_ пожалел V, что я не художник 2/, который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3/.

Линейная схема:

о чем?

Иерархическая схема, принятая в комплексе 2:

о чем? I

(что

Иерархическая схема, принятая в новом учебнике комплекса 1 и в комплексе 3:

I


2 что


придаточное изъяснительное


 


3

кото­рый


придаточное определительное


Новый учебник комплекса 1 предлагает также нетрадиционный вид иерархических схем, используемых в том случае, если придаточное предложение разрывает главное:

Тропинка, которая вывела нас к озеру, внезапно оборвалась.




2

кото­рая

В комплексе 3 для обозначения придаточных предложений вместо прямоугольников используются кружки и овалы.

В практике довузовской подготовки принято использовать именно иерархические схемы.

Существуют такие способы построения схем, при которых союзы, не являющиеся членами предложения, выносят за пределы прямоугольни­ка (кружка) придаточной части, а союзные слова, как члены предложе­ния, помещают внутрь схематического изображения частей.

Так, схема предложения:

Я_ пожалел V, что я не художник 2/, который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3/

в этом случае будет выглядеть следующим образом:


 
  что
 
   

придаточное изъяснительное



кото­рый 3


придаточное определительное


При построении иерархической схемы части, соединенные любым типом синтаксической связи (сочинительная, подчинительная, бессоюз­ная), соединяют линиями.

Знаки препинания в иерархические схемы могут вноситься (новый учебник комплекса 1, комплекс 2) или не вноситься (комплекс 3).

Синтаксический разбор сложного предложения целесообразно про­изводить по следующей схеме:

I. Разобрать предложение по членам.

П. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.

III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов
придаточных.

IV. Описать отношения между придаточными: последовательное,
параллельное, однородное подчинение.

V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:

1. По цели высказывания:

— повествовательное,

— вопросительное,

— побудительное.

2. По интонации:

— невосклицательное,

— восклицательное.

3. По количеству грамматических основ:

1) простое,

2) сложное:

 

— сложносочиненное,

— сложноподчиненное,

— бессоюзное,

— с разными видами связи.

Для сложного предложения далее характеризуется каждая часть:

4. По наличию одного или обоих главных членов:

1) двусоставное.

2) односоставное. С главным членом

а) подлежащим — назывное;

б) сказуемым:

— определенно-личное,

— неопределенно-личное,
(— обобщенно-личное),

— безличное.


5. По наличию второстепенных членов:

— распространенное,

— нераспространенное.

6. По наличию пропущенных членов:

— полное,

— неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен
/ пропущены).

7. По наличию осложняющих членов:

1) неосложненное,

2) осложненное:

 

— однородными членами предложения (указать какими);

— обособленными второстепенными членами предложения —
определениями (в том числе и приложениями), дополне­
ниями, обстоятельствами (выраженными причастным, дее­
причастным, сравнительным и др. оборотами);

— вводными словами, вводными и вставными конструкциями,

— прямой речью;

— обращением.

При осложненное™ предложения прямой речью или вставным пред­ложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.

Образец синтаксического разбора сложного предложения:

В бывшем кабинете деда, V где даже в самые^жаркие_ дни была MOz гильная сырость,2/ сколько бы ни открывали окна, выходившие_прямо_в mяжмyШ^JMШШШ~J^PM^MШXШ,ЛЫШШM,M^ШOУШвJШMl3/ что невоз­можно было сказать,4/ где кончается одна, ель, 5/ где начинается dpyz гая,6/в этой нежилой комнате)I где на голом письменном столе стоял бронзовым мальчик со скрипкой?/ был незапертый книжный, шкап,1/ и в нем тяжелые тома вымершего, иттшдидованногй журна-_ WV (В. Набоков).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.

1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), рас­
пространенное, полное, осложнено однородными обстоятельствами;

2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была, ПГС),
распространенное, полное, неосложненное;

3 часть: односоставное — неопределенно-личное (сказуемое откры­
вали бы,
ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

4 часть: односоставное — безличное (сказуемое невозможно было
сказать),
нераспространенное, полное, неосложненное; (другой вариант


разбора: двусоставное, неполное — место подлежащего занято прида­точным изъяснительным, нераспространенное, неосложненное);

5 часть: двусоставное (подлежащее ель, сказуемое кончается, ПГС),
распространенное, полное, неосложненное;

6 часть: двусоставное (подлежащее ель, опущено, сказуемое начина­
ется,
ПГС), распространенное, неполное (опущено подлежащее), неос­
ложненное;

7 часть: двусоставное (подлежащее мальчик, сказуемое стоял, ПГС),
распространенное, полное, неосложненное;

8 часть: двусоставное (подлежащее тома, сказуемое были, ПГС, опу-



Схема:

придаточные определительные

3 сколь­ко ни союзное слово

придаточное уступки

придаточное меры и степени

что союз

 

 

 

     
5 где союзное слово   где союзное слово
 

щено), распространенное, неполное (опущено сказуемое), неосложненное.

[1] — 2 — 3 — 4 — 5 — последовательное подчинение, [1] — 2 — 3 — 4 — 6 — последовательное подчинение, [1] — 2 — 7 — параллельное подчинение, [4] — 5 — 6 — однородное подчинение.

Литература

придаточные изъяснительные


Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002.

Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплек­там учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Четко. 27-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бар­хударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Четко. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тро-стенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2002.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тро-стенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2004.

Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ла­дыженская, О. А. Александрова, и др. М., 2004.

Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 кл. общеобразовательных учреждений / Н. А. Николина, К. И. Миши­на, В. А. Федорова. М., 2003.

Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Н. А. Николина, К. И. Миши­на, В. А. Федорова. М., 2004.

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. М., 2003.

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. М., 2000.

Купалова А. Ю., Никоноров В. В. Практическая методика русского языка: 8 класс: Книга для учителя. М., 1992.

Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 клас­сов общеобразовательных учебных заведений. 14-е изд. М., 2004.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для

8 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов. 9-е
изд. М., 2003.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для

9 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов.
10-е изд. М., 2004.

Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»: 9 класс / Пименова С. Н., Ере­меева А. П., Купалова А. Ю. и др. М.,2001.

Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 8-9 класс: Книга для учителя. / В. В. Бабайцева, Ю. С. Пичугов, Т. М. Пахнова и др.; Сост. Ю. С. Пичугов, Т. М. Пахнова. М., 1996.

Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.


Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд. М., 2004.

Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002.

Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.» / Под ред М. М. Разумовской. М., 2002.

Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М., 1973.

Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. М., 1990.

Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе: Библиотека учите­ля. М., 2002.


ГЛАВА 18. Методика

Обучения правописанию

§ 65. Цели и принципы

обучения правописанию

Правописание и его нормы являются обязательным атрибутом пись­менной формы русского литературного языка и объединяют нормы ор­фографии и пунктуации.

Целью изучения орфографии в школе является формирование ор­фографической грамотности. В школе формируется относительная орфографическая грамотность — умение применять изученные в школьном курсе русского языка правила и безошибочно писать словар­ные слова (слова с непроверяемыми гласными и согласными), включен­ные в школьный учебник. Помимо относительной грамотности, выде­ляют абсолютную грамотность — умение пользоваться всеми правила­ми орфографии и писать безошибочно любые словарные слова. Многие лингвисты и методисты, например Л. В. Щерба и М. В. Панов, отмеча­ли, что эта цель практически недостижима и что абсолютно грамотных людей нет: в русском языке огромное количество сложных правил и исключений из них, а также словарных слов, в том числе и малоупотре­бительных, и человек не в состоянии знать их все, но человек грамот­ный задумывается над написанием слов, осознанно применяет особо сложные правила, пользуется справочником и орфографическим слова­рем. Искусство грамотности как раз и состоит в том, чтобы понимать, где может быть допущена ошибка (вообще или конкретно этим челове­ком), и избежать ее путем проверки, употребления правила или, в край­нем случае, неупотребления этого слова. Чтобы употребить правило или применить проверку, человек должен понимать, что он должен проверять. Так, в дневнике В. М. Инбер есть такая запись: «Настя опять сделала много ошибок в диктанте. Я говорю ей: ты должна проверять, когда сомневаешься. Она мне:Тетя Вера, ну вот я нис­колечко не сомневалась!»к '.

В школе изучаются не все орфографические правила, а только наи­более значимые, и учитель постоянно должен соотносить практику пра­вописания с программой, особенно при проверке творческих работ — сочинений и изложений. При оценке допущенных учащимися ошибок на еще не изученные орфограммы, исключения из правил и на словар­ные слова, не включенные в школьные учебники, действуют специаль­ные критерии оценки, описанные далее.

Цитируется по кн.: ПановМ. В. Секреты орфографии. М., 1984. С. 93.


Не существует нормативного документа, определяющего перечень словарных слов, обязательных для изучения в том или ином классе. Ав­торы учебников исходят из употребительности слова в речи и актуаль­ности для учащихся определенного возраста, а также опираются на тра­дицию и примерные списки, составленные учеными-методистами (на­пример, Н. Н. Китаевым, М. В. Ушаковым, 3. И. Усыниной). Каждый из учебных комплексов фиксирует новые словарные слова, предлагаемые к изучению в данном классе, в справочном аппарате учебников в «Ор­фографических словариках» (комплекс 3) и словариках «Пиши пра­вильно» (комплексы 1 и 2).

Путь формирования орфографической грамотности лежит от знаний к умениям и навыкам, то есть основной метод изучения орфографии — догматический.

Некоторые методисты отмечают, что целью обучения орфографии яв­ляется выработка навыка, то есть автоматизированного, а не пропус­каемого через сознание написания слов и их форм. Так, А. В. Текучев в своем учебнике «Методика русского языка в средней школе» пишет, что «для того, чтобы быть орфографически грамотным, не допускать орфографических ошибок, недостаточно знать принципы орфографии, правила, уметь объяснить написание слов — все эти знания и умения надо обратить в навык»11. Однако это соображение не представляется бесспорным. Навык может быть выработан только в том случае, если написание слова не требует анализа грамматической формы, семантики слова или контекста его употребления, однако многие правила построе­ны именно на таком анализе. Таково, например, правило правописания ниннв причастиях и отглагольных прилагательных, где для правиль­ного написания необходимо проанализировать не только видовую при­надлежность глагола, но и наличие зависимых слов. Таковы правила правописания не с разными частями речи, выбор написания -тся и - тъся и многие другие правила.

Методика обучения орфографии базируется на следующих прин­ципах:

— изучение орфографии в тесной связи с изучением фонетики, мор-
фемики, морфологии и синтаксиса;

— сопоставление различных явлений (звук и буква, фонема в силь­
ной и слабой позиции);

— структурно-семантический принцип (опора на знание состава и
значения морфем в слове).

Изучение орфографии невозможно без опоры на знания и умения, полученные в процессе изучения всех разделов науки о языке. Правила

11 Текучее А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980. С. 299.


орфографии в своих формулировках опираются на умения различать сильную и слабую позицию гласных и согласных (проверяемые и не­проверяемые гласные и согласные), делить слово на слоги и морфемы (правила переноса), определять морфемный состав слова и его часте-речную принадлежность (о и ё в разных типах морфем разных частей речи, правописание важнейших приставок и суффиксов слов разных частей речи и другие правила), определять наличие или отсутствие у слова зависимых слов (н и нн в причастиях и отглагольных прилага­тельных, написание не со словами разных частей речи), различать собст­венные и нарицательные имена (правописание прописной и строчной буквы) и т. д.

Работа по изучению орфографии опирается на использование всех видов памяти — зрительной, слуховой, моторной: при переводе устной речи в письменную учащиеся отождествляют различно звучащие мор­фемы, зрительно и моторно запоминают написание отдельных морфем и целых слов, особенно словарных.

Систематичность в занятиях орфографией и сознательность в ов­ладении навыками правописания рассматриваются в методике в качест­ве основных требований к изучению орфографии12.

§ 66. Содержание

курса «Орфография»

Формирование орфографических навыков — сложный и длительный процесс, поэтому в школьном курсе русского языка орфографии отво­дится значительное место. Можно говорить даже о гипертрофирован­ной роли, которую играет орфография в школьном курсе, где усилия учителя направлены не столько на формирование у учащихся целостной картины такого сложнейшего феномена, как язык, сколько на работу по привитию навыков сугубо практических. Орфографией занимаются и в начальной школе (1-4 классы), и в основном курсе средней (5-7 клас­сы), повторяется в 8-9 классах неполной средней школы, а также в 10-11 классах. Орфография является самостоятельным разделом науки о языке, но, в отличие от других разделов, она по традиции изучается рас-средоточенно: орфографические понятия и правила распределены по другим разделам и включены во все разделы как в начальной школе, так и в 5-7 классах основной школы. С одной стороны, это позволяет по­стоянно заниматься изучением этого важнейшего раздела, с другой — мешает интеграции знаний о разделах и принципах русской орфогра­фии: у учеников и выпускников средней школы обнаруживается непо-

12 См. Алгазина Н. Н., Фомичева Г. А., Антонова Е. С, Гац И. Ю. Методика препода­вания русского языка. Ч. 2. МПУ, 1997.


нимание того, что собственно составляет или составляло львиную долю их усилий по овладению навыками письма. Другими словами, остается в стороне теоретическое осмысление этой вспомогательной, но нау­ки о языке, не ставится вопрос об объеме понятия «орфо­графия» и принципах русской орфографии.

Орфография — раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Орфография состоит из нескольких разделов:

1) написание значимых частей слова (морфем) — корней, приставок,
суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава
слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.
Коротко охарактеризуем эти разделы.

1. Написание морфем (значимых частей слова).

Правописание морфем регулируется в русском языке тремя прин­ципами — фонематическим, традиционным, фонетическим.

Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90% всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отража­ются фонетически позиционные изменения — редукция гласных, оглу­шение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением (то есть в сильной позиции), а согласные — как в сильной позиции, например позиции перед гласным. В разных источ­никах этот основной принцип может иметь разное название — фонема­тический, морфематический, морфологический.

Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных {собака, аптека), корней с чередованиями {сла­гатьсложить), дифференцирующих написаний {ожёгожог), правописание гласных после шипящих и ц {шелкшов, циркцыпле­нок), разделительных знаков {въедливый, вьюга), мягкого знака после непарных по твердости / мягкости согласных в грамматической функ­ции {нож:рожь).

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в от­дельных группах морфем на письме может отражаться произношение, вызванное позиционными изменениями звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в таких орфографических правилах, как пра­вописание приставок, заканчивающихся на з/с {разбитьраспить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас {расписаниерос­пись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок,


заканчивающихся на согласный (историяпредыстория). Но даже в этих немногочисленных правилах фонетический принцип реализован непоследовательно, например: расшить [рашыт'], розыскной, сверхин­тересный.

2. Слитное, раздельное и дефисное написание.

Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традици­онным принципом с учетом морфологической самостоятельности еди­ниц. Морфемы в пределах одного слова пишутся преимущественно слитно или через дефис, слова отделены друг от друга пробелами (ср.: по моему мнению и по-моему). Исключение составляют отрицательные и неопределенные местоимения, употребленные с предлогами (не с кем) и некоторые наречия (в обнимку).

3. Употребление прописных и строчных букв.
Употребление прописных и строчных букв базируется на лексико-

синтаксическом принципе: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный универси­тет), слова, которым автор хочет придать особый, возвышенный смысл (Прекрасная Дама, Свобода), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.

4. Правила переноса.

Правила переноса слов с одной строки на другую основывается на ело го-морфемном принципе с элементами традиционного: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его мор­фемная структура: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збитъ. В соответ­ствии с традицией не переносится и не оставляется на строке одна буква слова (невозможно перенести *мо-я, *я-ма). Одинаковые соглас­ные в корне слова при переносе разделяются: кас-са.

5. Правила графических сокращений слов.

Графические сокращения, в отличие от аббревиатур (сложносокра­щенных слов), употребляются только в письменной речи, самостоя­тельными словами не являются и при чтении текста заменяются тем словом, сокращением которого являются. Существует несколько спосо­бов графического сокращения слов — использование дефиса (физ-рафизкультура), косой черты (б/убывший в употреблении), точки (т. е.то есть), курсива вольт), так называемые нулевые сокращения, без показателей грамм) и комбинированные (ж.-д.железная дорога, об/мин.оборот в минуту).

Сокращение слов на письме также базируется на следующих пра­вилах:


1) может опускаться только цельная часть в составе слова, насчи­
тывающая не менее двух букв: {лит-ралитература, в/овысшее
образование);

2) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части;

3) сокращение не должно приходиться на гласную букву или на бук­
вы й, ъ, ъ.

Предметом длительного изучения является первый раздел орфо­графии — правописание значимых частей слова. В несколько этапов изучается и слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи. Распределение орфограмм по разделам науки о языке определяется тем, какие знания наиболее актуальны при обучении данной орфограмме.

В начале 5 класса в разделе «Повторение изученного в начальной школе» повторяются следующие орфограммы:

1) проверяемые безударные гласные,

2) проверяемые согласные в корне слова,

3) непроизносимые согласные в корне слова,

4) буквы и, у, а после шипящих,

5) разделительные ъ и ь,

6) -тся и -тъся в глаголе,

7) раздельное написание предлогов с другими словами,

8) ъ на конце существительных после шипящих.

В разделе «Фонетика» изучается употребление ъ для обозначения мягкости согласных в середине слова.

В раздел «Морфемика» помещены следующие орфограммы:

1) гласные и согласные в приставках, кроме приставок наз/с,

2) з и с на конце приставок,

3) буквы о — а в корне лаглож,

4) буквы о — а в корне растрос,

5) буквы о — ё после шипящих в корне слова,

6) буквы иы после ц.

В разделе «Словообразование» изучаются орфограммы:

1) буквы о — а в корне коскас,

2) буквы о — а в корне горгар,

3) буквы ыи после приставок на согласную,

4) гласные в приставках пре- и при-,

5) соединительные гласные о — ев сложных словах

В разделе «Морфология» изучаются орфограммы, относящиеся к той части речи, которая изучается. Существительное:

1) гласные в падежных окончаниях существительных,

2) о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных,


3) не с существительными,

4) буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик),

5) гласные в суффиксах -ек и -ик,

6) гласные о же после шипящих в суффиксах существительных.
Прилагательное:

 

1) гласные в падежных окончаниях прилагательных с основой на
шипящую,

2) неупотребление ъ на конце кратких прилагательных с основой на
шипящую,

3) не с прилагательными,

4) о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных,

5) гласная в суффиксах -ан-(-ян-), -ин-, -они-, -енн-,

6) различение на письме суффиксов -к- и -ск-,

7) слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Глагол:

1) гласные е и и в корнях бервир, дердир, мермир, пер
пир, тертир,

2) не с глаголами,

3) ъ после шипящих в неопределенной форме и 2 л. ед. числа,
А) ежив личных окончаниях глаголов.

Местоимение:

1) дефис в неопределенных местоимениях после кое- и перед -то, -
либо, -нибудь,

2) не в неопределенных местоимениях,

3) слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных место­
имениях.

Причастие:

1) не с причастиями,

2) гласные в суффиксах действительных и страдательных причас­
тий,

3) н и нн в суффиксах полных причастий и отглагольных прилага­
тельных,

4) кв суффиксах кратких причастий.
Деепричастие: не с деепричастиями.
Наречие:

1) не с наречиями на -о и -е,

2) не и ни в наречиях,

3) н инн в наречиях на -о и -е,

4) о и е после шипящих на конце наречий,

5) о и а на конце наречий,

6) дефисное написание наречий,

7) слитное и раздельное написание наречий,


8) ь после шипящих на конце наречий.

Предлог: слитное, раздельное и дефисное написание предлогов.

Союз: слитное и раздельное написание союзов.

Частица: правописание не и ни с разными частями речи.

Междометие: дефис в междометиях.

На протяжении всего курса русского языка изучается правописание непроверяемых гласных и согласных в словарных словах. И здесь уме­стно упомянуть о таком методическом приеме при запоминании сло­варных слов, как «тематическое» объединение этих слов. Например, такое: чемодан, чехол, саквояж, багаж, контейнер, билет, плацкарта, вагон, вокзал, перрон, пассажир, маршрут, машинист, сигнал.

Как уже было сказано, основной путь изучения орфографии догма­тический — от знаний к умениям и навыкам. Основной курс школьного обучения подразумевает, что учащиеся должны а) получить орфографи­ческие знания и б) выработать орфографические умения и навыки.

Учащиеся должны овладеть следующими понятиями:

1) понятие «орфограмма» — орфограмма-буква, орфограмма-дефис,
орфограмма-пробел (раздельное написание), орфограмма-контакт (слит­
ное написание);

2) понятие «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограм­
ма», «опознавательные признаки» орфограмм, «орфографическое пра­
вило».

Центральным понятием орфографии является орфограмма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.98 (0.153 с.)