Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Морфемный состав основы. Разбор слова по составуСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Возможны два противоположных подхода к морфемному членению слова: формально-структурный и формально-семантический. Суть формально-структурного морфемного разбора состоит в том, что в основе в первую очередь выделяется корень как общая часть родственных слов. Затем то, что идет до корня, учеником должно быть осознано как приставка (приставки) в соответствии с представлениями ученика о том, встречались ли ему подобные элементы в других словах. Аналогично с суффиксами. Иначе говоря, главным при разборе становится эффект узнаваемости учеником морфем, внешнее сходство каких-то частей разных слов. И это способно привести к массовым ошибкам: Как отмечает С. И. Львова, ученики всех классов допускают многочисленные ошибки в разборе слов по составу, причем количество этих ошибок увеличивается от класса к классу (от 15% в 5 классе до 55-74% в 8-9 классе)5. Причина ошибок — игнорирование того факта, что морфема является значимой языковой единицей. Отсутствие работы по определению семантики морфем приводит к ошибкам двух типов, имеющих разную природу: Ошибки в определении корня слова связаны с неразличением синхронного морфемного и этимологического разборов. В комплексе 1 этому уделено недостаточно внимания, комплекс же 2 неразличение современного и исторического морфемного состава слов берет за установку, помогающую иногда в определении правильности написания, что вполне соответствует общей концепции курса и учебника в целом. Так, в учебнике по теории в качестве иллюстративного материала приведены уже упомянутые нами пример морфемного разбора слова искусство (ис-кус-ств-о), высказывание Д. С. Лихачева о словах с корнем род: «...сколько слов в русском языке с корнем род: родной, родник, родинка, народ, природа, родина <...> рожь». В методических рекомендациях к комплексу 2 в качестве одного из заданий, которое может помочь в освоении некоторых орфограмм, предлагается двойной морфемный разбор слов: синхронный и этимологический, поскольку к историческому корню, встречающемуся сейчас в других словах, можно подобрать проверочное слово: по-бед-и-л-и, за-щит-и-ть, рук-о-вод-и-тель, раз-лич-и-ть. Очевидно, что такой подход не может способствовать корректному выделению корня в современной структуре слова и приводит к выделению асемантизированных сегментов — субморфов. Ошибки в выделении приставок и суффиксов связаны с алгоритмом морфемного членения — с представлением большинства учащихся о слове как о веренице морфем, которые должны быть «опознаны» как уже встречавшиеся в других словах. Крайнее выражение разборов такого рода — случаи типа клю-чик (ср.: лет-чик), я-щик (обой-щик). Но и при правильно определенном корне очень часто приходится сталкиваться с неправильным определением количества и состава аффиксальных морфем, если этих морфем в слове больше двух. Это связано, во-первых, с алгоритмом морфемного членения и, во-вторых, с тем, что в теории параграфов и упражнениям к ним слова, имеющие более одной приставки и/или суффикса, практически не приводятся. Формально-структурный подход к морфемному членению слова не является исключительно принадлежностью школьной практики. Аналогичный подход осуществлен в ряде научных изданий, например в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой, где утверждается, что «морфемный анализ мало зависит от словообразова- 5 Львова С. И. Словообразование в 5 классе (2 полугодие) // Русский язык в школе. 1992. № 1. С. 9. тельного, так как обычно при членении слова используется сопоставительный метод, при котором практически не учитывается, что от чего образуется». Формально-структурному подходу противопоставлен подход формально-семантический. Главная установка данного подхода и алгоритм морфемного разбора выходят из трудов Г. О. Винокура и состоят в неразрывности морфемного членения и словообразовательного разбора. 0 том, что этот подход является целесообразным и даже единственно Подход учебных комплексов к вопросу о принципах и алгоритме морфемного членения различен. В учебниках учебного комплекса 1 в изданиях 70-х и 80-х годов подход к морфемному разбору был исключительно формально-структурный. Так, в них был предложен следующий алгоритм разбора по составу: 1) окончание, 2) основа, 3) корень, 4) суффикс, 5) приставка. В последних изданиях учебников 5 и 6 классов учебного комплекса 1 сделана попытка перехода от формально-структурного к формально- 1) окончание и основа, значение окончания, 2) приставка (приставки), суффикс (суффиксы), значение приставки 3) корень, 2-3 одно коре иных слова. голубоватый: 1) голубоват ый (ая,ые) — ж. р., п. п., ед. число, 2) голубоватый <— голубой, голубоватый значит не совсем голубой, 3) корень -голуб-. Этот образец показывает, что разбор слова по составу соотнесен со словообразовательным разбором слова и содержит следующие опера- ции: построение словообразовательной цепочки как средство определения приставок и суффиксов в слове, толкование значения исследуемого слова через значение его производящего (критерий Винокура), то есть даны все предпосылки для семантизированного определения состава слова по строгому алгоритму, но уже в следующем образце разбора при разборе слова перевозчик этот алгоритм нарушается: выделение в данном слове приставки и суффикса осуществляется не через последовательное построение словообразовательной цепочки, а следующим образом: перевоз-чик <— перевозить (лицо по профессии), пере-возчик <— возчик (передвижение). Во-первых, слово перевозчик никак не является производным от слова возчик, существование которого в современном русском языке вообще представляется сомнительным; во-вторых, определение значения приставки пере- как 'передвижение' некорректно; в-третьих, слово перевозчик объявлено тем самым словом с двойной производностью, что неверно. Интересно, что в единственном специально посвященном этому упражнении разобрать основу по составу учащимся предлагается до изучения алгоритма данного разбора. При всех недостатках данной версии морфемного разбора она могла бы быть продуктивной, если бы не то существенное обстоятельство, что разбор по составу через словообразовательную цепочку требует актуализированного знания словообразовательного разбора, а раздел словообразования изучается в следующем, 6 классе. Алгоритм морфемного разбора при формально-семантическом подходе состоит в построении словообразовательной цепочки «наоборот»: со слова как бы «снимаются» приставки и суффиксы, корень же выделяется в последнюю очередь. При разборе постоянно необходимо соотнесение значения производного и значения его производящего; производящая основа в современном русском языке — основа мотивирующая. Если между значением производного и значением производящего (в нашем представлении) слова нет отношения мотивированности, производящее выбрано неверно. В пособиях, сопровождающих учебный комплекс 1, идеи семантиза-ции морфемного разбора также нашли свое отражение. Так, в методических указаниях для учителя предлагается обратить внимание учеников на то, что «в слове различают современный и исторический (этимологический) состав. Так, в слове плотник современным корнем является вся основа, а историческим — плот. Очень важным является следующее положение: «Следует напомнить учащимся, что в слове могут быть элементы, внешне похожие на приставки и суффиксы. Например, в сло- вах гвоздика и гвоздик есть элемент ик, но в слове гвоздик он является суффиксом: гвоздик — «маленький гвоздь», значит, -ик — суффикс. Подобной процедуры мы не можем провести со словом гвоздика, следовательно, в этом слове элемент ик — часть корня». Последняя цитата представляется чрезвычайно важной: в ней говорится о том, что морфемный разбор слова является результатом некоторой процедуры, которая предполагает определение производящей основы и толкование производной основы через производящую, то есть описывается алгоритм, о котором было сказано выше. Комплекс 2, как уже отмечалось, имеет принципиально иные теоретические установки: «Для практических целей важно уметь быстро (мгновенно!) выделять в слове морфемы, не стремясь к четкому разграничению синхронного и диахронного морфемного анализа. При морфемном разборе приучаем учащихся в любой производной основе слова прежде всего выделять корень, так как самое большое число ошибок (и правил) связано с написанием корня». Иными словами, комплекс 2 предлагает формально-структурный, несемантизированный морфемный разбор. Порядок и образец морфемного разбора приведен в приложении к учебнику теории: 1. Определить слово как часть речи. 2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. 3. Указать основу слова. 4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные 5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность Образец морфемного разбора: Подготовка Слово подготовка — имя сущ., поэтому для отделения окончания его надо склонять: подготовк-и, подготовк-е,..., выделяем изменяемую часть а. Это окончание. Оно выражает значение ж. р., им. п., ед. ч. Основа слова — подготовк-. Корень слова — готов-. В нем заключено основное лексическое значение слова. Однокоренные слова: готовить, готовый, приготовить. -к----- суффикс. Он есть в словах: выборка, проверка. Этот суффикс служит для образования существительных. под----- приставка. Она есть в словах: поддержка, подбросить, под Как мы видим, учащимся предлагается «узнать» приставку и суффикс в слове на основе того, что аналогичные сегменты встречаются в других словах. Значение приставки и суффикса не указывается (более того, в приведенных примерах значение приставки под- различно: в слове подготовка это 'наделить признаком', в слове подбросить это 'вверх', в слове подбежать это 'приблизить'). Обращения к производящей основе не предполагается. Для морфемного разбора учащимся предлагается множество слов: сначала с одним суффиксом или приставкой, потом с приставкой и суффиксом, стоящие как в начальной форме, так и в форме разных времен (раскрошили, выучит), однако все эти слова легко распадаются на морфемы и не представляют трудности при разборе. Повторное обращение к морфемному разбору на более сложном языковом материале осуществляется после изучения способов словообразования. Так, в учебнике по практике представлено следующее задание: 4? Разберите по образцам (даны слова землепроходец, кораблевождение) слова: каменотес, первопроходец, долгожитель, огнетушитель, землетрясение, станкостроение. Это задание, помещенное после многочисленных заданий на построение словообразовательных пар и цепочек, явно предполагает опору на знания о словообразовательной производности слова. Однако приведенные образцы разбора вызывают недоумение: в словах не выделена основа, в слове землепроходец не обозначено нулевое окончание, а в слове кораблевождение — j, принадлежащий суффиксу (комплекс 2, как уже было сказано, предполагает учет j на стыке морфем). Слова, подлежащие разбору, содержат определенные сложности: в слове долгожитель не очевиден интерфиксальный статус о, поскольку первой производящей (далее — ПТЦ) основой является наречие долго; слово станкостроение требует выделения двух у. в корне -cmpoj- и суффиксе -emj-. Представляется, что для разбора слов такого уровня сложности нужна более тщательная подготовка. Комплекс 3 предлагает максимально семантизированный и опирающийся на словообразовательный разбор подход к морфемному составу слова. Учащимся объясняется, что «значения морфем следует учитывать для того, чтобы — разобраться в строении слова: «В существительном плащик выде — выбрать правильное написание морфем: «Чтобы верно написать — определить часть речи и морфологические признаки слова (род, В учебнике предложен следующий порядок разбора слова по составу: «1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание. 2. Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем). Образец разбора: Счастливчиком Это слово является именем существительным: счастливчик-ом. Окончание -ом указывает, что слово употреблено в форме ед. ч., тв. пад. Слово счастливчик имеет значение «счастливый человек». Значение Итак: счаст-лив-чик-ом». Как мы видим, алгоритм морфемного разбора в комплексе 3 — это разбор через словообразовательную цепочку. В каждом шаге производное толкуется через свое производящее; значение указывается не только для окончания, но и для словообразующих морфем. Таким образом, три комплекса в вопросе о принципах морфемного членения занимают принципиально разную позицию: максимально семантизированную и опирающуюся на словообразовательный разбор в комплексе 3, промежуточную в комплексе 1 и формально-структурную, предлагающую практически субморфное членение слова в комплексе 2. § 54. Умения и навыки по морфемике, методы их формирования В курсе морфемики учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки: 1) различать разные слова и формы одного слова; 2) различать разные типы морфем; 3) расчленять слово на морфемы; 4) определять значение в слове морфем разных типов; 5) выделять в слове основу; 6) группировать слова по общности морфемных признаков: а) однокоренные, б) с одинаковым суффиксом, приставкой; в) с одинаковой структурой (приставка + корень + окончание, ко 7) делать морфемный разбор слова. Рассмотрим некоторые упражнения, предлагаемые разными комплексами для формирования указанных умений (из упражнений извлечены только те задания, которые имеют непосредственное отношение к морфемике). Комплекс 1 /^Выделенные в тексте слова запишите двумя группами: 1) однокоренные слова, 2) разные формы одного слова. В упражнении выделены словоформы животном, мире, мир, нами, загадки, загадочны, загадочен, разгаданная, загадка, мы, жить. Задание формирует опознавательные и классификационные умения учащихся. В предложенном задании есть некорректность: слова жить и животное синхронически не являются однокоренными. Различение разных слов и словоформ одного слова чрезвычайно важно и в теоретическом плане, и с точки зрения его практического значения: это необходимо при словообразовательном и морфологическом анализе слова. По проведенным нами исследованиям, из 50 девятиклассников, обучавшихся по стабильной программе, ни один не смог безошибочно разграничить предложенные слова и словоформы. Особую сложность составляет объединение в одно слово аналитических и супплетивных словоформ (например, читать и буду читать, пусть читает, человек ж люди, мы и нам). Этому вопросу необходимо уделить больше внимания, опираясь при этом на изученное в курсе лексикологии понятие лексического значения слова. /? Просклоняйте существительные четверг, место, депо. Обозначьте окончания, в том числе и нулевые. Задание закрепляет материал о нулевом окончании и одновременно выполняет функцию проверки знания нормативного склонения слов место, дело {дел, мест, а не *делов, *местов). Выделение нулевого окончания закрепляется через наглядное обращение к парадигме слов. Отрабатывание умения выделять нулевое окончание необходимо подкрепить такими заданиями, где обращение к парадигме слова (обнаружение у слова ненулевых окончаний с однотипным грамматическим значением) ученик должен проделать самостоятельно, а не в соответствии с заданием. Для этого словоформа должна быть представлена изолированно или в тексте. /? Какими словами необходимо дополнить данные списки однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень? В упражнении даны два ряда слов: грязный, грязненький, грязноватый, загрязнить, грязнуля; темный, темнота, темноватый, потемнеть, затемнение. Это упражнение отрабатывает механизм выделения корня через сопоставление однокоренных слов. Как мы уже видели, в окончательном алгоритме морфемного членения процедура выделения корня иная: корень выделяется не до, а после выделения в слове аффиксов, так что методическая правильность данного задания не очевидна. Правда, задание таково, что для его выполнения необходимо добавить в каждый ряд непроизводное слово {грязь, тьма), то есть обратиться к словообразовательным связям слов. J? Выписать из ряда однокоренные слова, обозначив корень (в ряду встречаются слова с корневыми омонимами: вода — водитель, красный — красота). Задание построено на необходимости учета семантики морфем и методически важно. 4? Выберите правильное написание, объясните (Я д(а/о)ю сигнал. Я д(а/о)ю корову и другие подобные примеры). Задание многофункционально. Оно позволяет компактно повторить редукцию и нейтрализацию безударных гласных, безударную позицию как место орфограммы, омонимию (данные корни не являются омонимичными, так как имеют разное написание), орфограмму № 1 и наличие значения у морфем. /? Запишите группами слова, которые обозначают 1) лицо, 2) предмет. Обозначьте суффиксы. Задание направлено на демонстрацию системных отношений между морфемами: среди предложенных для разбора слов есть слова с синонимичными суффиксами (создатель, работник, москвич) и с многозначными суффиксами [создатель, предохранитель). Этот вывод целесообразно сделать после выполнения задания. Недостатком задания является то, что производящие основы для приведенных слов относятся к разным частям речи. 4? Распределите слова на 3 группы: с приставкой, с суффиксом, с приставкой и суффиксом. Задание формирует классификационное умение с опорой на умение морфемного разбора слова. Оно безусловно полезно, но включает такие слова, как переход и безголосый. Школьная программа не вводит понятия нулевого словообразующего суффикса, называя нулевую суффиксацию «бессуффиксым» способом, однако эти слова производны, имеют в своем составе нулевой словообразующий суффикс и при корректном подходе должны быть отнесены к группе слов с приставкой и суффиксом. Разбор этих слов нарушает логику морфемного разбора: при разборе слова переход естественно указать, что оно образовано от глагола переходить, так как переход — это место, где переходят. А отсутствие понятия нулевого суффикса заставляет учащихся говорить о разборе слова переход от слова ход, что нарушает семантические принципы подхода к морфемному членению слова. Представляется, что нецелесообразно предлагать на разбор слова, которые не могут адекватно быть описаны исходя из предложенных ученикам понятий. /? Выберите из списка и запишите слова с чередующимися согласными и гласными в корне. Обозначьте корень, запишите чередование. Задание важно тем, что учащиеся должны отождествить разные виды (алломорфы) одной морфемы, имеющие разный буквенный состав. Это традиционно представляет некоторую сложность, особенно когда представлено чередование одного звука с двумя (люб-и-тъ — любл-ю). Список слов достаточно велик и содержит слова, которые содержат чередования в сопоставлении только с их историческими производными, в современном же языке среди однокоренных слов данные чередования не представлены (например, досужий). Кроме того, в некоторых словах представлены сразу несколько рядов чередований, о возможности чего не сказано в тексте параграфа (дощечка). На возможность наличия нескольких чередований в слове целесообразно специально обратить внимание учащихся, и это поможет уберечь их от стандартных ошибок в морфемном разборе слов типа ложечка: это и подобные ему слова (кошечка, лодочка) содержат суффикс -к, а не -ечк, а в составе корня представлены ряды чередований к/ч,# I е. Комплекс 2 /? Выпишите в один столбик однокоренные слова, в другой — слова с одинаковой приставкой, обозначьте морфемы (даны слова подберезовик, подставка, отводить, подучить, подержать, предводитель, подушка, подводник). Задание классификационного типа, предполагает предварительный разбор слова по составу (до введения какого-либо алгоритма — с опорой на знания, полученные в начальной школе). Задание безусловно интересное, но представляющее значительную сложность как для ученика, так и для учителя. Во-первых, неясен состав слова подберезовик (под-берез-ов-ик или под-берез-овик); исходя из принципов комплекса 2 можно предположить максимально дробное членение. Во-вторых, сомнительно выделение корня -вод- в слове предводитель на синхронном уровне. Однако принципы неразличения синхронического и исторического состава слова, представленные в комплексе 2, снимают и эту проблему. В-третьих, значение приставки под- в слове подучить иное, чем во всех остальных словах, что не позволяет говорить об одной и той же приставке, однако если подходить с разбору формально, а не формально-семантически, то и эта проблема разрешима. Чтобы добиться не механического, а осознанного расчленения слова на морфемы, при составлении заданий такого типа целесообразно предлагать вьщелить приставки или суффиксы в словах с одинаковыми буквенными последовательностями, но разной морфемной структурой, например: подвиг, подсказка, подарок. /? Выделите в словах основу и окончание, укажите значение окончаний (даны слова остановка, остановишь, грустный, грустит, повторение, повторил, повторительный). Выделение окончания в слове является первым шагом в морфемном разборе слова и представляет значительную сложность в большом количестве случаев. Это, во-первых, существительные на -ия, -ие, -ий, во-вторых, слова с нулевыми окончаниями, в-третьих, глаголы в форме разных наклонений. В представленном задании есть сложные случаи {повторение, повторил), которые традиционно вызывают у учащихся затруднения и ошибки. Эти зоны требуют особого внимания и отработки на большом количестве однотипных примеров. При этом необходимо предлагать учащимся попарно разбирать слова, внешне похожие, но с разной морфемной структурой, например, форма изъявительного наклонения люб-ите и повелительного наклонения люб-и-те, армщ-я и столов-ая, син-ий и лисий-П. Необходимо добиться того, чтобы учащиеся пир выделении окончания в слове устно (на начальном этапе письменно) склоняли или спрягали слово, учитывая j на стыке основы и флексии. 4? Выпишите в один столбик изменяемые слова, в другой — неизменяемые; обозначьте основу (даны словароща, сообща, звено, темно, круг, вокруг и др.). Задание содержит чрезвычайно удачно подобранный материал, в котором одинаковая финаль слов имеет разный морфемный статус. Задание такого рода направлено на обращение к частеречной принадлежности слова, учет изменяемости слова при выделении в нем основы и вне-основных элементов. Вызывает недоумение тот факт, что данное задание предложено учащимся до изучения порядка действий при выделении окончания: 1) определить, изменяется ли слово, 2) если да, изменять его, чтобы вьщелить окончание. 4? Образуйте от глаголов существительные с суффиксом -тель со значением лица по роду занятий (даны глаголы читать, слушать и др.). /? Установите, от каких слов образованы данные существительные и какое общее значение придает им суффикс -ник (даны слова путник, огородник и ДР-) Два последних задания формируют представление о суффиксе как о носителе словообразовательного значения. При выполнении этих заданий целесообразно обратить внимание учащихся на то, что суффикс присоединяется к слову не любой, а определенной части речи {-тель — к производящим основам глаголов, -ник — к основам существительных). /? Произведите разбор слов по образцу: друг, дружить, друзья (г // ж II з) (приведены однокоренные слова, представляющие два-три чередования в корне). 4? Запишите слова по образцу: ров — рва (о II нуль звука). /? Сгруппируйте пары слов с беглыми гласными 1) в корне, 2) в приставке. /? От данных существительных образуйте слова с суффиксом -ек. Образец: песок — песоч-ек (к II ч), дуб-ок — дуб-оч-ек (к II ч). Последние 4 задания формируют умения распознавания чередований и отождествления морфем с разным буквенным (фонемным) составом. Важно то, что, в отличие от комплекса 1, чередования рассматриваются не только в корне, но и в приставках и суффиксах. Для приобретения более полных навыков отождествления морфем с чередованиями целесообразно привлечь к разбору слова, в которых одновременно представлены чередования гласных и согласных (см. комментарий к аналогичному заданию комплекса 1). /? Определите, сколько в слове суффиксов. Образец: шут-ник <— шутить (ник), дачн-ик <— дачный, дач-н-ып <— дача (н-ик). Даны слова: ледник, речник, столбик, чайник, дневник, задачник, парусник. Это задание, в отличие от всех предыдущих, помещено в задания к параграфу о способах словообразования и, как мы видим, предполагает опору на словообразовательный разбор слова. При этом основой для выделения в слове нескольких суффиксов должна служить словообразовательная цепочка. Однако в качестве образца приведен пример, который в при семантизированном разборе (например, в «Словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова) считается образованным от слова дача с помощью -ник, то есть не содержит двух суффиксов. Аналогично со словами речник, чайник, парусник. Слово же дневник содержит суффикс -евн-, который не может быть «узнан» учащимися (а именно этот прием заложен в комплексе 2) из-за своей нестандартности. Комплекс 3 /? Разделите слово пролетишь на слоги, а затем на морфемы. Установите, совпадают ли границы слогов и морфем в слове, сделайте вывод. Задание чрезвычайно важно как с точки зрения морфемики, так и с точки зрения фонетики: учащиеся должны понимать, что одно и то же слово можно разделить несколькими способами: на фонетические слоги, на слоги для переноса, на морфемы. При этом границы полученных сегментов могут не совпадать, например, у слова яблоко выделяются фонетические слоги я-бло-ко, слоги для переноса яб-ло-ко и морфемные границы яблок-о. Из задания неясно, какие слоги — фонетические или для переноса — должны выделить учащиеся, тем более что в качестве образца приводится такая пара: ба-ра-бан-но-го — барабан-н-ого. Задание целесообразно уточнить и дополнить. /? Разбейте слова на группы по значению приставки: «начать действие», «закончить действие» (во всех словах со значением начала действия представлена приставка за-, в словах со значением конца действия — приставка от-). /? Продолжите ряд слов с одинаковыми приставками: «ниже чего-нибудь» — подземелье, подлокотник,...; «выше чего-нибудь» — надбровье, надводный, Задания демонстрирует антонимические отношения между некорневыми морфемами. /? Являются ли однокоренными выделенные слова? Докажите. Приведено стихотворение, в котором выделены слова слон — прислониться, гусь — гусыня — гусята — гусеница. При составлении этого задания использованы шутливые тексты, использующие прием псевдоэтимологии. Задание направлено на учет значения корня при выделении однокоренных слов и удачно демонстрирует игровые возможности языка. /? Определите форму выделенного существительного в предложении Прекрасный город стоит на берегу Невы. Как вы догадались, что это слово стоит в форме именительного падежа единственного числа? Ведь форму слова помогает определить окончание! Это задание продуктивного характера предваряет введение понятия нулевого окончания. Предполагаемый ответ: догадались по отсутствию окончания в данной форме. Недостатком этого задания является то, что в начальной школе учащиеся определяют падеж по вопросу, что они и сделают. /? Распределите слова с чередованием о II нуль звука и е II нуль звука по графам таблицы: чередование в приставке, в корне, в суффиксе. Задания, связанные с чередованиями гласных и согласных, стандартны, представляют по одному чередованию в паре. Удачным является задание по самостоятельному подбору слов с полногласными и неполногласными корнями. Обобщив обзор заданий, предложенных тремя учебными комплексами, можно сделать вывод о том, что при значительных различиях в теории и терминологии, представленных в этих комплексах, различия в типах заданий минимальны: задания преимущественно репродуктивны и в большей своей части структурно совпадают. Языковой материал, предложенный в заданиях, представляет собой в основном изолированные слова или словоформы, выделенные в тексте. Мало полифункциональных заданий. На наш взгляд, уроки морфемики можно значительно разнообразить и оживить использованием неузуального языкового материала: от окказионализмов разных авторов и случаев псевдоэтимологии до искусственно созданных по примеру «глокой куздры» Л. В. Щер-бы слов. Привлечение неузуального материала помогает разрушить автоматизм восприятия и воспроизведения слова. Так, при изучении чередований можно предложить образовать называния детенышей таких редких животных, как кабарга и пасюк, а также форму 1 лица единственного числа от редких и несуществующих глаголов пылесосить, колобродить, ошортитъ, пофокстротитъ, озвездить, вписав их в искусственно созданный контекст6, например: Если животное называется пасюк, то его детеныш называется.... В моду опять вошли шорты. Я уже ошортила всех своих знакомых, только себя все никак не ошор.... §55. Изучение теоретических понятий словообразования Словообразование современного русского языка изучает синхроническую производность слов русского языка. Теоретический материал по словообразованию представлен во всех трех учебных комплексах, но в разной мере. Комплекс 1 предлагает этот материал в отдельном курсе, изучаемом в 6 классе (материал по морфемике — в 5 классе). Комплекс 2 включает материал по словообразованию в раздел «Морфемика», изучаемый в 5 классе. Комплекс 3 — в интегрированный раздел «Лексика. Словообразование», изучаемый также в 5 классе. Примеры из: Русский язык и советское общество. Ч. 3. Словообразование современного русского языка. М., 1968. Рассмотрим представление основных тем в разных комплексах. Производность слова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.244 (0.012 с.) |