Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Корень слова. Однокоренные словаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учебные комплексы следующим образом определяют корень слова: Комплекс 1 указывает, что «корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех одноко-ренных слов». Комплекс 2 сообщает, что «общая часть родственных слов, в которых заключено их основное значение, называется корнем». Комплекс 3 не дает определения корню, но отмечает, что приставка, корень, суффикс, окончание — это морфемы, то есть значимые части слова. Таким образом, в комплексах 1 и 2 корень определяется как общая часть родственных (однокоренных) слов. Это определение, в общем верное, не является исчерпывающим, так как есть слова с уникальными корнями, не имеющие родственных слов {какаду, очень, увы, большинство служебных слов). Далее, указан такой признак корня, как «главная значимая часть», носитель «основного значения». У большинства слов это действительно так, например: стол-ик 'маленький стол'. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне {выключатель — 'предмет, предназначенный для выключения электричества'; основной компонент лексического значения — 'предмет' — выражен в суффиксе) или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой, например: под-снеж-ник, основной компонент лексического значения — 'цветок' — не выражен ни одной из морфем (приращенное значение). Поскольку материал, касающийся корня, абсолютно не нов и изучен в начальной школе, целесообразно обсудить с учениками казанные проблемы, отметив также, что принципиальное отличие корня от остальных морфем состоит в том, что корень — обязательная часть слова. Слов без корня нет. Но существует значительное количество слов без приставок, суффиксов {стол) и без окончаний {кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями. В связи с корнем изучается понятие однокоренных слов как слов с одним корнем. Комплекс 1 при этом фиксирует внимание на необходимости различать однокоренные слова и формы одного слова: «При образовании однокоренных слов получаются слова с разным лексическим значением. При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым». Эта проблема является чрезвычайно важной и вызывает множество ошибок, большинство из которых связано с формами полноты / краткости, временами глагола и видовыми корреляциями. Неразграничение разных слов и форм одного слова наиболее близким последствием имеет неправильный словообразовательный разбор, при котором за словообразование принимается формообразование (часты, например, такие ошибки, как указание на образованность «слова» читал от «слова» читать, «слова» выше от «слова» высокий). Существенно умение правильно определить начальную форму слова и при морфологическом разборе. Представляется, что проблеме разграничения слов и форм слова надо уделить больше внимания, тем более что однокоренные слова как таковые уже были изучены в начальной школе. Комплексы 2 и 3 обращают внимание школьников на наличие в языке омонимичных корней (вод-а — вод-итъ) и необходимость учета значения корня при построении ряда однокоренных слов. Так, в комплексе 2 сообщается, что «есть слова с такими корнями, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разные значения. Сравните два гнезда слов: водить, вывод, проводник, подводить, приводить; вода, водный, водяной, подводный, подводник. В этих гнездах разные корни». Общая установка комплекса 2 на неразграничение синхронии и диахронии приводит к тому, что однокоренными в нем объявляются слова, связанные этимологически, но не синхронически. Так, в тексте параграфа о корне слова приводится высказывание Д. С. Лихачева: «...сколько слов в русском языке с корнем род: родной, родник, родинка, народ, природа, родина <...> рожь». С синхронной точки зрения эти слова не являются однокоренными: из всех приведенных слов корень род содержит только слово родной. Комплекс 3 отмечает, что «однокоренными являются только те слова, которые имеют один и тот же корень с общим значением». Проблема омонимии морфем (как и их синонимии или антонимии) интересна, опирается на уже изученные в курсе лексикологии знания и демонстрирует системные отношения в морфемном уровне языка, однако она совершенно не обозначена и не обыгрывается в учебниках, что можно было сделать даже на имеющемся в них языковом материале. Приставка и суффикс Приставка и суффикс относятся к группе аффиксов и различаются по месту по отношению к корню: приставка располагается перед корнем (или другой приставкой), суффикс — после корня (или другого суффикса). Кроме того, при характеристике этих типов морфем учитывается их функция и характер выражаемого ими значения. Приставки и суффиксы могут быть использованы для образования нового слова и иметь словообразовательное значение; суффикс может быть использован для образования отдельных форм глагола и степеней сравнения прилагательного и наречия и иметь грамматическое значение (вопрос о статусе приставок по- и наи-, используемых при образовании форм степеней сравнения, целесообразно решить в пользу их словообразующего статуса). Соответственно можно говорить о приставке как о словообразовательной морфеме, а о суффиксе как о морфеме, способной выражать как словообразовательное, так и грамматическое значение. Комплекс 1 определяет эти типы морфем следующим образом: «Приставка — значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов». «Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов». Как мы видим, все необходимые признаки приставки и суффикса в этих определениях учтены, однако определение суффикса нуждается в пояснении: что значит «обычно служит для образования слов», то есть в более подробном разъяснении тех случаев, где суффикс выражает грамматическое значение. Однако весь иллюстративный материал и материал заданий направлен на работу исключительно со словообразовательными суффиксами, хотя эта тема уже изучена учащимися в начальной школе. Комплекс 2 предлагает по этой теме следующий материал: «Приставки и суффиксы — значимые части основы. Они служат главным образом для образования новых слов. Приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов. В основе слова, кроме корня, может быть: 1) одна приставка: округО, выходи; 2) один суффикс: зим$\ш\, круж'акП; 3) приставка и суффикс: ~п^куд^тв\о\, прйбреэк& \ый\ \ 4) несколько приставок и суффиксов: перёпрдверща\, ~дкружмостъП. разных по значению слов одной и той же части речи. Приставки и суффиксы служат для образования новых слов (словообразовательные). Суффиксы служат для образования некоторых глагольных форм (формообразовательные): думать, жил (в этих словах суффикс -тъ образует неопределенную форму глагола, а суффикс -л---- форму глаголов прош. времени). Формообразовательные суффиксы глаголов в основу не входят». Некорректность некоторых примеров связана с общей тенденцией максимально дробного (реально субморфного) разбиения слова на морфемы: так, в слове искусство невозможно выделение приставки ис-, в слове окружность сомнительно выделение суффикса -н. Как мы видим, в этом комплексе проведено разделение суффиксов на слово- и формообразовательные, но формообразовательных суффиксов выделяется только 2 и только в глаголе, в то время как в русском языке они представлены значительно более широко. Поскольку при изучении окончания учащимся были предложены грамматические зна- чения, передаваемые окончаниями (род, лицо, число, падеж), то не составляет труда объяснить, что формообразующими являются остальные морфемы, служащие для образования форм слова, но не передающие этих грамматических значений. Для образования глагольных форм используются следующие формообразовательные суффиксы. Для образования неопределенной формы глагола (инфинитива) служат формообразовательные суффиксы -тъ/-ти. Что касается инфинитивов на -чь, то возможны два пути выделения флексии: пе-чъ или печъ-0 (это связано с тем, что исторически в чь наложились конец основы и собственно инфинитивный показатель, в силу чего в ряде пособий можно встретить разбор таких инфинитивов с наложением: печь <— *pek-ti, лечь <— *leg-ti). Для образования форм прошедшего времени изъявительного накло Аналогичные суффиксы вместе с формообразовательней частицей бы образуют форму условного (сослагательного) наклонения: дела-л-П бы, нёс-0-U бы. Форму повелительного наклонения образуют суффиксы -и- (в формах типа пиш-и-П) и -0- (в формах типа делай-0-U, сядь-0-П). При рассмотрении причастий и деепричастий как особых форм глагола их суффиксы также описываются как формообразовательные {-ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -ей/-, -им-, -ом-/-ем-, -нн-, -онн-/-енн-, -т- для причастий и -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи) для деепричастий). Но в комплексе 2 причастие и деепричастие описываются как самостоятельные части речи, поэтому образующие их суффиксы выступают как словообразовательные. Кроме того, формообразовательные суффиксы используются для образования степеней сравнения прилагательного и наречия: 1) простая сравнительная степень прилагательного и наречия образу 2) простая превосходная степень сравнения прилагательного обра Разбор глагольных форм всегда представляет для учащихся значительную сложность. Это связано и с объективными причинами (различие модификаций глагольной основы), и с недостаточной проработанностью этой темы в разделе. Так, стандартные ошибки вызывает разбор форм императива типа делай и сядь, где грамматическое значение наклонения передается нулевым формообразующим суффиксом посколь- ку при изучении повелительного наклонения глагола учебники фиксируют только суффикс —и. При этом в комплексе 2 сказано, что «некоторые глаголы образуют форму повелительного наклонения без суффикса -и: встань, пой». То есть у учащихся возникает иллюзия того, что грамматическое значение не обязательно имеет свое выражение, что неверно. Как и в случае с нулевым окончанием, отсутствие материально выраженной морфемы в этих формах информативно, значимо: именно отсутствие отличает эти формы от всех остальных (встан-у, вста-ть, вста-вш-ий и др.), именно по отсутствию морфемы мы понимаем, что это форма повелительного наклонения. А значимое отсутствие — это основание для выделения нулевой морфемы. Нулевой формообразующий (и словообразовательный) суффикс не включен в школьную программу, что достаточно нелогично на фоне включения материала о нулевом окончании. Комплекс 3 не приводит никаких определений приставки и суффикса, полагая этот материал достаточно изученным в начальной школе и говорить о них только в связи с морфемным разбором, о речь котором пойдет далее. Как уже было сказано при рассмотрении темы «Основа слова», формообразующие суффиксы (никаких подобных терминов учебник не содержит) включаются в основу. Ни в одном из комплексов не выделяется постфикс как самостоятельный тип морфемы; постфиксальные морфемы считаются суффиксами. Ни в иллюстративном материале, ни в заданиях не представлены слова, содержащие постфиксы, что не дает возможности отработать их включение в основу и продемонстрировать существование прерывистых основ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.226 (0.009 с.) |