Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корень слова. Однокоренные слова

Поиск

Учебные комплексы следующим образом определяют корень слова: Комплекс 1 указывает, что «корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех одноко-ренных слов».

Комплекс 2 сообщает, что «общая часть родственных слов, в кото­рых заключено их основное значение, называется корнем».


Комплекс 3 не дает определения корню, но отмечает, что приставка, корень, суффикс, окончание — это морфемы, то есть значимые части слова.

Таким образом, в комплексах 1 и 2 корень определяется как общая часть родственных (однокоренных) слов. Это определение, в общем верное, не является исчерпывающим, так как есть слова с уникальными корнями, не имеющие родственных слов {какаду, очень, увы, большин­ство служебных слов).

Далее, указан такой признак корня, как «главная значимая часть», носитель «основного значения». У большинства слов это действительно так, например: стол-ик 'маленький стол'. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне {вы­ключатель — 'предмет, предназначенный для выключения электриче­ства'; основной компонент лексического значения — 'предмет' — вы­ражен в суффиксе) или вовсе не выражен какой-то определенной мор­фемой, например: под-снеж-ник, основной компонент лексического значения — 'цветок' — не выражен ни одной из морфем (приращенное значение).

Поскольку материал, касающийся корня, абсолютно не нов и изучен в начальной школе, целесообразно обсудить с учениками казанные про­блемы, отметив также, что принципиальное отличие корня от осталь­ных морфем состоит в том, что корень — обязательная часть слова. Слов без корня нет. Но существует значительное количество слов без приставок, суффиксов {стол) и без окончаний {кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

В связи с корнем изучается понятие однокоренных слов как слов с одним корнем.

Комплекс 1 при этом фиксирует внимание на необходимости разли­чать однокоренные слова и формы одного слова: «При образовании од­нокоренных слов получаются слова с разным лексическим значением. При изменении слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым». Эта проблема является чрезвычайно важной и вызывает мно­жество ошибок, большинство из которых связано с формами полноты / краткости, временами глагола и видовыми корреляциями. Неразграни­чение разных слов и форм одного слова наиболее близким последстви­ем имеет неправильный словообразовательный разбор, при котором за словообразование принимается формообразование (часты, например, такие ошибки, как указание на образованность «слова» читал от «сло­ва» читать, «слова» выше от «слова» высокий). Существенно умение правильно определить начальную форму слова и при морфологическом


разборе. Представляется, что проблеме разграничения слов и форм сло­ва надо уделить больше внимания, тем более что однокоренные слова как таковые уже были изучены в начальной школе.

Комплексы 2 и 3 обращают внимание школьников на наличие в языке омонимичных корней (вод-авод-итъ) и необходимость учета значения корня при построении ряда однокоренных слов. Так, в ком­плексе 2 сообщается, что «есть слова с такими корнями, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разные значения. Сравните два гнезда слов: водить, вывод, проводник, подводить, приводить; вода, водный, водяной, подводный, подводник. В этих гнездах разные корни». Общая установка комплекса 2 на неразграничение синхронии и диахронии при­водит к тому, что однокоренными в нем объявляются слова, связанные этимологически, но не синхронически. Так, в тексте параграфа о корне слова приводится высказывание Д. С. Лихачева: «...сколько слов в рус­ском языке с корнем род: родной, родник, родинка, народ, природа, ро­дина <...> рожь». С синхронной точки зрения эти слова не являются однокоренными: из всех приведенных слов корень род содержит только слово родной.

Комплекс 3 отмечает, что «однокоренными являются только те сло­ва, которые имеют один и тот же корень с общим значением».

Проблема омонимии морфем (как и их синонимии или антонимии) интересна, опирается на уже изученные в курсе лексикологии знания и демонстрирует системные отношения в морфемном уровне языка, одна­ко она совершенно не обозначена и не обыгрывается в учебниках, что можно было сделать даже на имеющемся в них языковом материале.

Приставка и суффикс

Приставка и суффикс относятся к группе аффиксов и различаются по месту по отношению к корню: приставка располагается перед кор­нем (или другой приставкой), суффикс — после корня (или другого суффикса). Кроме того, при характеристике этих типов морфем учиты­вается их функция и характер выражаемого ими значения. Приставки и суффиксы могут быть использованы для образования нового слова и иметь словообразовательное значение; суффикс может быть использо­ван для образования отдельных форм глагола и степеней сравнения прилагательного и наречия и иметь грамматическое значение (вопрос о статусе приставок по- и наи-, используемых при образовании форм сте­пеней сравнения, целесообразно решить в пользу их словообразующего статуса). Соответственно можно говорить о приставке как о словообра­зовательной морфеме, а о суффиксе как о морфеме, способной выра­жать как словообразовательное, так и грамматическое значение.

Комплекс 1 определяет эти типы морфем следующим образом:


«Приставка — значимая часть слова, которая находится перед кор­нем и служит для образования слов». «Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов». Как мы видим, все необходимые признаки приставки и суффикса в этих определениях учтены, однако определение суффикса нуждается в пояснении: что значит «обычно служит для образования слов», то есть в более подробном разъяснении тех случаев, где суффикс выражает грамматическое значение. Однако весь иллюстративный материал и материал заданий направлен на работу исключительно со словообразо­вательными суффиксами, хотя эта тема уже изучена учащимися в на­чальной школе.

Комплекс 2 предлагает по этой теме следующий материал:

«Приставки и суффиксы — значимые части основы. Они служат главным образом для образования новых слов.

Приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и обыч­но служит для образования новых слов.

В основе слова, кроме корня, может быть:

1) одна приставка: округО, выходи;

2) один суффикс: зим$\ш\, круж'акП;

3) приставка и суффикс: ~п^куд^тв\о\, прйбреэк& \ый\ \

4) несколько приставок и суффиксов: перёпрдверща\, ~дкружмостъП.
Одни и те же приставки и суффиксы употребляются для образования

разных по значению слов одной и той же части речи.

Приставки и суффиксы служат для образования новых слов (слово­образовательные).

Суффиксы служат для образования некоторых глагольных форм (фор­мообразовательные): думать, жил (в этих словах суффикс -тъ образует

неопределенную форму глагола, а суффикс -л---- форму глаголов прош.

времени).

Формообразовательные суффиксы глаголов в основу не входят».

Некорректность некоторых примеров связана с общей тенденцией максимально дробного (реально субморфного) разбиения слова на мор­фемы: так, в слове искусство невозможно выделение приставки ис-, в слове окружность сомнительно выделение суффикса -н.

Как мы видим, в этом комплексе проведено разделение суффиксов на слово- и формообразовательные, но формообразовательных суффик­сов выделяется только 2 и только в глаголе, в то время как в русском языке они представлены значительно более широко. Поскольку при изучении окончания учащимся были предложены грамматические зна-


чения, передаваемые окончаниями (род, лицо, число, падеж), то не со­ставляет труда объяснить, что формообразующими являются остальные морфемы, служащие для образования форм слова, но не передающие этих грамматических значений.

Для образования глагольных форм используются следующие фор­мообразовательные суффиксы.

Для образования неопределенной формы глагола (инфинитива) слу­жат формообразовательные суффиксы -тъ/-ти. Что касается инфинити­вов на -чь, то возможны два пути выделения флексии: пе-чъ или печъ-0 (это связано с тем, что исторически в чь наложились конец основы и соб­ственно инфинитивный показатель, в силу чего в ряде пособий можно встретить разбор таких инфинитивов с наложением: печь <— *pek-ti, лечь <— *leg-ti).

Для образования форм прошедшего времени изъявительного накло­
нения служат суффиксы -л- (дела-л-П) и -0------- нулевой формообразова­
тельный суффикс (нёс-0-П — ср.: нес-л-а).

Аналогичные суффиксы вместе с формообразовательней частицей бы образуют форму условного (сослагательного) наклонения: дела-л-П бы, нёс-0-U бы.

Форму повелительного наклонения образуют суффиксы -и- (в фор­мах типа пиш-и-П) и -0- (в формах типа делай-0-U, сядь-0-П).

При рассмотрении причастий и деепричастий как особых форм гла­гола их суффиксы также описываются как формообразовательные {-ащ-(-ящ-), -ущ-(-ющ-), -ш-, -ей/-, -им-, -ом-/-ем-, -нн-, -онн-/-енн-, -т- для причастий и -а(-я), -в, -ши, -вши, -учи(-ючи) для деепричастий). Но в комплексе 2 причастие и деепричастие описываются как самостоя­тельные части речи, поэтому образующие их суффиксы выступают как словообразовательные.

Кроме того, формообразовательные суффиксы используются для об­разования степеней сравнения прилагательного и наречия:

1) простая сравнительная степень прилагательного и наречия образу­
ется с помощью суффиксов -е (еыш-ё), -ее/-ей (быстр-ее), -ше (рань­
ше), -же (глуб-жё);

2) простая превосходная степень сравнения прилагательного обра­
зуется с помощью формообразовательных суффиксов -ейш-/-айш- (бы-
стр-ейш-ий, высоч-айш-ий).

Разбор глагольных форм всегда представляет для учащихся значи­тельную сложность. Это связано и с объективными причинами (разли­чие модификаций глагольной основы), и с недостаточной проработан­ностью этой темы в разделе. Так, стандартные ошибки вызывает разбор форм императива типа делай и сядь, где грамматическое значение на­клонения передается нулевым формообразующим суффиксом посколь-


ку при изучении повелительного наклонения глагола учебники фикси­руют только суффикс —и. При этом в комплексе 2 сказано, что «некото­рые глаголы образуют форму повелительного наклонения без суффикса -и: встань, пой». То есть у учащихся возникает иллюзия того, что грам­матическое значение не обязательно имеет свое выражение, что невер­но. Как и в случае с нулевым окончанием, отсутствие материально выра­женной морфемы в этих формах информативно, значимо: именно от­сутствие отличает эти формы от всех остальных (встан-у, вста-ть, вста-вш-ий и др.), именно по отсутствию морфемы мы понимаем, что это форма повелительного наклонения. А значимое отсутствие — это основание для выделения нулевой морфемы. Нулевой формообразую­щий (и словообразовательный) суффикс не включен в школьную про­грамму, что достаточно нелогично на фоне включения материала о ну­левом окончании.

Комплекс 3 не приводит никаких определений приставки и суффик­са, полагая этот материал достаточно изученным в начальной школе и говорить о них только в связи с морфемным разбором, о речь котором пойдет далее. Как уже было сказано при рассмотрении темы «Основа слова», формообразующие суффиксы (никаких подобных терминов учеб­ник не содержит) включаются в основу.

Ни в одном из комплексов не выделяется постфикс как самостоя­тельный тип морфемы; постфиксальные морфемы считаются суффик­сами. Ни в иллюстративном материале, ни в заданиях не представлены слова, содержащие постфиксы, что не дает возможности отработать их включение в основу и продемонстрировать существование прерыви­стых основ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.226 (0.009 с.)