Удвоенные согласные в корне слова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Удвоенные согласные в корне слова.



Слова с удвоенными согласными нужно запомнить Переносить слова с удвоенными согласными следует так: хок – кей кас - са

 

 

1. Замените словосочетание одним словом.

* Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков

бумаги, ткани.

* Прибор, техническое устройство.

* Большое желание употреблять пищу.

* Ремни, верёвки для управления лошадьми.

* Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.

Слова – помощники: а……етит, во……и, а……арат, дро……и, а……ликация.

 

 

2. Прочитай слова. Запиши их по алфавиту, разделяя для переноса. Как ты понимаешь выражение «свежая пресса»?

Аппликация, троллейбус, пресса, гиппопотам, теннис, балл, комментарий, металлы, стеллажи.

 

 

3. Прочитай и отгадай загадку.

Плещет тёплая вода

в берегах из чугуна.

Отгадай, вспомни:

Что за море в комнате? (В__ __ ___а,)

Запиши загадку и отгадку. Слово с удвоенной согласной раздели для переноса.

 

 

4. Прочитай, выделяя голосом удвоенную согласную. Запомни слова.

- ПП -

Гру пп а, гри пп, а пп арат, а пп ликация, а пп етит, Фили пп.

- КК -

Хо кк ей, а кк уратный, а кк орд.

- ЖЖ -

Дро жж и, во жж и, жу жж ать, мо жж евельник.

- ЛЛ -

Ко лл ектив, а лл ея, Кири лл, А лл а, Э лл а, Та лл ин, ми лл ион, ко лл екция, и лл юстрация, и лл юминация, мета лл, тро лл ейбус, бри лл иант, Чипо лл ино, ми лл иметр, ви лл а, ба лл он.

- ММ -

Гра мм атика, телегра мм а, су мм а, килогра мм, гра мм, Э мм а, Ри мм а.

 

- НН -

То нн а, ва нн а, те нн ис, А нн а, И нн а, Но нн а, Жа нн а, Сюза нн а, Ге нн адий, ра нн ий, дли нн ый, утре нн ий, осе нн ий, весе нн ий, подоко нн ик, оди нн адцать, листве нн ица, коло нн а, анте нн а.

- СС -

Ма сс а, ка сс а, шо сс е, кла сс, па сс ажир, коми сс ия, сс ора, ба сс ейн, ра сс каз, ра сс вет, кро сс, профе сс ор, ру сс кий, кла сс ик, нарци сс, иску сс тво, Ро сс ия, Новоро сс ийск, Оде сс а, прогре сс, экспре сс, компре сс, а сс истент, режи сс ёр, компроми сс, проце сс.

- РР -

Те рр итория, пе рр он, те рр аса, ко рр еспондент, ко рр екция, те рр ор.

- ББ -

Су бб ота.

- ФФ -

Э фф ект, су фф икс.

- ВВ -

Са вв а.

- ТТ -

Шарло тт а.

 

 

5. Выпиши слова в алфавитном порядке: сначала имена собственные, а затем – остальные слова. Подчеркни удвоенные согласные и орфограмму - большую букву в именах собственных.

Перрон, Инна, класс, Алла, аллея, Кирилл, аккуратный, Анна, Филипп, хоккей.

 

 

6. Раздели для переноса.

Аллея, программа, конница, шоссе, пассажир, аппликация, жужжит, дрожжи, кассир, грамматика, аппарат.

 

 

7. Прочитай. На какую тему эти слова? Составь и запиши 3 предложения на тему «На вокзале». Выдели удвоенную согласную.

Суббота, класс, экскурсия, музей, вокзал, кассы, перрон, билеты, электропоезд, вагоны, пассажиры..

 

 

8. Выборочный диктант. Выпиши слова с удвоенными согласными. Подчеркни их.

На уроке русского языка учительница Алла Сергеевна диктует слова с удвоенными согласными. Ребята пишут: баллон, аттестат, коллекция, аттракцион. После урока русского языка будет урок физкультуры. Ребята будут бежать кросс по школьной аллее.

(По А. Форощук).

 

9. Подчеркните двойные согласные. Образуйте и запишите слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Рано - …………………, …………………., ………………...

Утро - …………………., …………………., ………………...

Весна - …………………., …………………., ………………...

1. Наступила ранняя весна.

2. Суббота - выходной день.

3. У Анны хорошая коллекция бабочек.

4. Утром принесли телеграмму.

5. Группа ребят из нашего класса побывала в музее.

 

 

10. Списать текст, вставляя, где нужно согласные Н или НН.

Пришла вес…а. Появились подснежники и другие ра……ие весе…..ие цветы. Пройдёт лето. Наступит ра…..яя золотая осе…ь. Ласково будет ещё светить осе…..ее солнце. Но с каждым днём будет холоднее, начнутся первые утре…..ие заморозки.

Подчеркнуть удвоенные согласные.

 

 

11. Прочитай. Составь верные сочетания слов, запиши. Подчеркни удвоенные согласные.

класс срочная

орфограмма дружный

аллея сложная

программа тенистая

телеграмма знакомая.

Назови слова, в составе которых общий элемент - «грамма». Что он означает? Какие ещё слова с этим элементом ты знаешь?

 

 

12. Вставьте согласные ПП, КК, ЖЖ.

Гру……а, дро……и, хо……ей, гри……, жу……ать, а……арат, а……уратный, а……ликация, а……орд, мо……евельник, а……етит, во……и, Фили…….

 

 

13. Вставьте согласные ЛЛ, ММ, НН.

Дли……ый, гра……атика, ва……а, а……ея, Ри……а, те……ис, Кири……, су……а, А……а, Та……ин, Ге……адий, Но……а, ми……ион, И……а, ко……екция, Жа……а, А……а, Э……а, Сюза……а, и……юстрация, оди……адцать, телегра……а, мета……, осе……ий, гри……, тро…ейбус, то……а, и……юминация, весе……ий, килогра……, утре……ий, ко……ектив, ра……ий.

 

14. Вставьте согласные СС, РР, ББ, ФФ, ТТ, ВВ.

Ма……а, ка……а, шо……е, Оде……а, кла……, па……ажир, Са……а, коми…….ия, ра……вет, ……ора, су……икс, ба……ейн, ра……каз, те……аса, кро……, профе……ор, те……итория, э……ект, ру……кий, кла……ик, иску……тво, су……ота, нарци……, Ро……ия, Новоро……ийск, Шарло……а, пе……он.

 

 

15. Отгадай загадки, напиши отгадки.

* Как всегда, иглист и зелен,

Схож я с ёлочкой вполне.

Но родня, на самом деле,

Кипарис и туя мне.

(М - - - - - - - - - - -.)

 

* На реке пожара нет,

Над рекой горит ……..

(Р - - - - - -)

 

* Что за комната такая -

Очень светлая, большая,

Парты ровными рядами,

А за партами - мы сами?

(К - - - -)

 

 

16. Словарный диктант.

Анна, ванна, сумма, масса, класс, Россия, русский, Алла, аллея, группа.

Классный, ранний, осенний, весенний, утренний, медленный.

 

 

17. Запишите одним словом.

1. Помещение в школе (класс).

2. День недели (суббота).

3. Один из видов игры в мяч (теннис).

4. Игра на льду на коньках (хоккей).

5. Место, где продают билеты (касса).

6. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).

7. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).

8. Женские имена (Алла, Анна, Римма, Жанна, Инна).

 

 

18. Словарный диктант.

Осенний день, весенний ветер, утренний мороз, ранние овощи, русский язык, классный журнал, субботний вечер, одиннадцать лет.

 

 

19. Выборочные диктанты.

1. В младшей группе стихли шутки,

Потерялся аппетит.

Грипп случился у Мишутки -

Врач прививками грозит.

 

2. Инна медленно вставала,

Слыша ранний птичий крик.

Раз одиннадцать зевала,

Сонно глазки протирала,

После ванну принимала.

И, конечно, опоздала

На весенний утренник.

 

3. В субботу тенистого парка

шёл к Алле Кирилл, нёс

почтовые марки.

Коллекцию он просмотрел

аккуратно и утром

весенним понёс их обратно.

 

 

20. Зрительные диктанты.

1. Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идёт.

(И. Бунин)

2. Сделали серому зайке

Слишком длинные ушки.

(А. Барто)

3. В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

 

4. День стоял весёлый

Раннею весной.

 

5. По проволоке дама

Идёт, как телеграмма.

 

6. Очень весело в дороге

Пассажиру лет семи …

 

7. Луна осенняя светла,

Аллея дремлет кружевная.

 

 

8. В школе тихо и светло

В этот ранний час.

Сквозь оконное стекло

Ветви смотрят прямо в класс.

(С. Маршак)

 

21. Творческие диктанты.

I. Составить с данными словами и записать рассказ из 4-5 предложений.

Экскурсия.

Суббота, группа ребят, класс, музей, касса, кассир, билеты;

экскурсовод, интересный рассказ;

богатая коллекция.

О г о р о д.

Весенний день; рассада; длинные грядки; отличный урожай.

III. Образовать от данных слов другие слова так, чтобы в них было - НН-.

Осень – осенний, весна, старина, длина, камень, лимон, сон, окно, пустыня, конь.

 

 

22 Образуйте и запишите имена прилагательные.

Ко……екция, гра……атика, ко……ектив, тро……ейбус, ми……ион.

 

 

23 Замените словосочетание одним словом.

* Острое вирусное заболевание.

* Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.

* Несколько предметов или людей, расположенных близко

друг от друга или соединённых вместе.

* Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты

* Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.

Слова – помощники: а……куратный, гри……, а……орд, жу……ать, гру……а.

 

 

24. Отгадай загадки Анатолия Арсирия. Проговори слова отгадки по слогам, запиши. Обозначь орфограмму. Раздели слова – отгадки для переноса. Составь с одним из них предложения и запиши.

 

1. Во мне два к, не забывайте,

таким как я, всегда бывайте:

я точный, чистый, и опрятный,

иным же словом - ……………..

 

2. Он на вокзале есть всегда,

к нему подходят поезда,

двойное р содержит он

и называется ……………..

 

3. Проста загадка и легка:

пишусь всегда через два к;

и мяч, и шайбу клюшкой бей,

а называюсь я - …………..

 

25. Прочитай названия книг. Знаешь ли ты их авторов? С какими из этих книг ты уже знаком? Спиши названия книг (они пишутся в «кавычках»), подчеркни удвоенные согласные буквы.

 

«Рикки - Тикки - Тави»,

«Пеппи Длинный чулок»,

«Винни - Пух и все - все-- все»,

«Приключения Чиполлино».

Подсказка: Редьярд Киплинг, Астрид Лингрен, Алан Милн, Джанни Родари.

 

 

26. Вставьте удвоенные согласные.

 

Дли……ый, ро……ийское, ва……чка, ма……овое, а……ордная, хо……ейный, утре……ее, су……отник, ра……яя, а……етитный, гра……атические, сгру……иповались, для э……екта, кла……ическое, осе….ий, весе……яя, ка……овый, шо……ейная, па……ажирское, ра……каз, А….очка.

 

 

Если корень слова оканчивается на согласную н, то при образовании слов с суффиксом н в слове пишутся две буквы н. Одна из них относится к корню, с другая - к суффиксу. Например: сон - сонный, весна - весенний.

 

27. Спишите слова. Объясните написание одной и двух букв н.

 

Весна – весенний, осень – осенний, длина – длинный, рано – ранний, камень – каменный, лимон – лимонный, сон – сонный, телефон – телефонный, окно – оконный, туман – туманный, туманность.

 

 

28. Выделите корень и суффикс. Объясните написание одной и двух букв н.

 

У конных, пустыня, к баклажану, за длинным, вешняя, по вагонным, в каменном, с чемоданным, весну, макаронная, к чемодану, с балкона, газонный, в балагане, балконная.

 

29. Раскройте скобки. Объясните написание одной и или двух н.

Бето(н,нн)ое, карти(н,нн)ка, пусты(н,нн)ая, бало(н,нн)ая, ко(н,нн)ь, телефо(н,нн), ра(н,нн)его, весе(н,нн)ими, с дива(н,нн)ых, макаро(н,нн)ы, осе(н,нн)ь, ра(н,нн)о, бараба(н,нн)ая, с лимо(н,нн)ым, в каме(н,нн)ом, балко(н,нн)чик, у весе(н,нн)его.

 

 

30. Вспомните все пройденные слова с удвоенными согласными ЛЛ, ММ. Раскройте скобки.

Ко(л,лл)ектив, гра(м,мм)атика, а(л,лл)оэ, а(л,лл)ея, Кири(л,лл), по(л,лл)ковник, телегра(м,мм)а, А(л,лл)а, ко(л,лл)екция, со(л,лл)онка, ки(лл,л)о(м,мм)етры, тра(мм,м)вай, Ри(м,мм)а, Ди(мм,м)а.

 

31. Творческая работа.

Придумай и запиши текст телеграммы (1-2 предложения), включи в него 1-2 слова с удвоенными согласными в корне.

 

 

32. Прочитай имена и фамилии знаменитых зарубежных авторов литературных сказок. Назови известные сказки, которые написали эти авторы. Спиши, подчеркни удвоенные согласные и орфограмму - большую букву в именах собственных и фамилиях.

Братья Гримм (Вильгельм и Якоб), Шарль Перро, Сельма Оттилия Лагерлёф, Джоэль Харрис.

 

 

33. Вставьте пропущенные буквы.

Плавательный ба…..ейн, огромная те……итория, и……юстрации к сказке, ко……екция марок, дружный ко……ектив.

 

34. Выпиши из двустишия С. Бондаренко слова с удвоенными согласными.

1. Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть ссора.

2. Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

3. Сегодня будет «кинопанорама».

Какая интересная программа!

4. Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

Раздели слова с удвоенными согласными для переноса. В каких двустишиях ты услышал одинаково звучащие слова? Как ты их запишешь? Объясни.

 

 

35. Раскройте скобки.

Кла(с,сс), ве(с,сс)на, па(с,сс)ажир, ми(с,сс)ия, пля(с,сс)ка, со(с,сс)на, ба(с,сс)ейн, (с,сс)офа, ра(с,сс)каз, о(с,сс)ень, ру(с,сс)кий, профе(с,сс)ор, но(с,сс)ок, ка(с,сс)ка, ка(с,сс)а, тря(с,сс)ка, шо(с,сс)е, нарци(с,сс), Новоро(с,сс)ийск, Ро(с,сс)ия, Мо(с,сс)ква, анана(с,сс).

 

36. Образуйте и запишите имена прилагательные.

Дро……и, гру……а, хо……ей, а……уратность.

Замените словосочетания одним словом.

- Человек, обладающий большой внутренней культурой.

- Срочное сообщение передаваемое по телеграфу.

- Поясняющий рисунок.

- Единицы измерения массы.

- Декоративное освещение парков, улиц, по случаю какого - нибудь торжества.

Слова-помощники: килогра…., гра……., то…..а, телегра……а, и……юминация, инте…..игент, и…….юстрация.

 

37. Творческие диктанты.

Класс, экскурсия, группа, осенние листья, коллекция, рассказ

Анна, телеграмма, касса, гостить, весенние цветы.

Придумай предложения из данных слов.

 

 

38. Обучающие диктанты.

 

В парке.

Вчера наш класс был в парке. Красив осенний парк! Ребята собирали осенние листья. На уроке русского языка составили рассказ об осени. (23 слова)

Наш класс.

Я учусь во втором классе. У нас дружный коллектив. В субботу группа ребят провела утренник. Об этом написали рассказ в классную газету. (24 слова)

 

 

39. Предупредительный диктант со зрительной подготовкой.

Прочитай. В каких словах есть удвоенные согласные.? Подчеркни эти согласные. Какие ещё орфограммы ты увидел? Обозначь их. Запиши под диктовку.

1. В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы…. (К. Чуковский)

2. Вот вам телеграмма от гиппопотама! (К. Чуковский)

3. У нас четыре Аси, четыре Васи, пять Марусь и два Петровых в классе. (А. Барто)

Открой книгу, проверь себя.

 

40. Запиши под диктовку. Подчеркни удвоенные согласные.

Гиппопотам - могучее животное.

Масса его тела - более двух тонн.

А в одной тонне - тысяча килограммов.

И при таком весе бегемот очень быстро

плавает и хорошо ныряет!

 

В некоторых словах пишутся удвоенные согласные на стыке приставки и корня Например: ра сс вет,ра сс каз

 

 

41. Объясните написание одной и двух букв.

Поддался сестре - подался в горы, подержать молоток - поддержать друга, подделать документ - поделать гимнастику, поддать жару - подать идею.

 

42. Раскрой скобки. Объясни написание одной или двух букв.

Бе(з,зз)работный, бе(з,зз)вучный, ра(с,сс)пад, (с,сс)ода, по(д,дд)ъёмный, ра(з,зз)адорить, ра(с,сс)каз, бе(з,зз)дна, (с,сс)ора, по(д,дд)арить, ра(с,сс)ольник, о(т,тт)оптать, с(т,тт)ащил, ра(з,зз)жечь, ра(с,сс)верлил, о(т,тт)аять, бе(с,сс)рочный.

 

 

43. Напишите однокоренные слова с одной буквой н

Ранний - ………, весенний - …………, осенний - …………,

длинный - …………., туманный - …………….

 

 

44. Из слов «сбежали» гласные. Восстановите слова.

ПП - гр…пп…, гр…пп,...пп…р…т, …ппл…к…ц…,...пп…т…т, Фи…л…пп.

КК - х…кк…й,...кк…р…тн…й,...кк…рд.

ЖЖ – др…жж…, в…жж…, ж…жж…ть, м…жж…в…льн…к.

ЛЛ - к…лл…кт…в,...лл……, К…р…лл,...лл…, Т...лл…н, м…лл……н, к…лл…кц……,...лл…стр…ц……..

ММ - гр…мм, т…л…гр…мм…, с…мм…, к…л…гр…мм, Р…мм….

ВВ - С…вв….

ТТ - Ш…рл…тт….

 

 

45. Выборочный диктант с подготовкой. Прочитай. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Обозначь орфограммы, объясни написания, напиши только слова с удвоенной согласной.

 

Дре(сс,с)ировщик и ле…

«Смирный какой: (без) команды - шагу ….

Вот как его укротил я, б..днягу!»

Так дре(сс,с)ировщик (по)думал о л..ве

 

Ле… рассуждал, между прочим, вот так:

«Храбрый какой! Не б…ится, ч…да…

Если б он не был так ловок и смел,

Я бы его обязател…но с…ел!»

(А. Шибаев)

 

 

46. Страничка - тест. Раскрой скобки.

Кла(с,сс), весе(нн,н)яя, па(с,сс)ажир, ка(с,сс)а, осе(нн)яя, а(л,лл)ея, тро(лл,л)ейбус, до(к,кк)тор, балага(нн,н), ра(н,нн)ий, ра(н,нн)ка, ко(л,лл)екция, ра(з,зз)грузил, Ро(с,сс)ия, лет(нн,)ий, (с,сс)ора, Оде(с,сс)а,

каме(н,нн)ое, макаро(н,нн)ый.

 

 

47. Предупредительный диктант с продолжением. Зрительная подготовка. Прочитай текст. Найди слова с удвоенной согласной в корне слова. Какие ещё орфограммы ты обнаружил в тексте? Объясни написание.

В одном зоопарке маленькая горилла отказывалась от пищи. Спасти животное вызвался директор зоопарка.

Каждый день перед клеткой он с аппетитом съедал вкусный обед. Скоро обезьянка стала подражать человеку.

А директор теперь худеет.

(по материалам журнала «Клёпа»)

Запиши текст под диктовку. Обозначь все знакомые орфограммы. Придумай продолжение текста из 1-2 предложений. Включи в него слово килограмм. Проверь написанное.

 

 

48. Диктант - текст.

 

В су бб оту ра нн им утром А лл а Кири лл ова шла по узкой дорожке около а кк уратного зелёного забора. За кустами мо жж евельника виднелась мета лл ическая крыша дачного дома. Скоро А лл а вышла за те рр иторию посёлка Чашники и пошла по берегу речки Смородинки. На лугу росла ма сс а цветов. Жу жж али пчёлы. Луг казался красивой а пп ликацией или красочной и лл юстрацией из детской книжки. У воды стояла гру пп а плакучих ив с дли нн ыми гибкими ветками. А лл а нырнула в воду. Поднялся ми лл ион брызг. Хороши утре нн ие купания! (72 слова)

 

Если ученик допустил ошибки в выделенных орфограммах, то в изучении темы «Удвоенные согласные» есть пробелы. Для их устранения необходимо продолжить выполнение упражнений на данную тему.

 

49. Отгадай загадки и напиши отгадки.

 

Ёлка иль не ёлка?

Зелена иголка,

А совсем не колка! (Л - - - - - - - - - -.)

 

Становлюсь собой в плену огня.

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни станков,

Ни автомобилей, ни коньков. (М - - - - -.)

 

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (А - - - - - -.)

 

Этот глаз - особый глаз,

Быстро взглянет он на вас -

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Ф - - - - - - - - - -.)

 

50. Замените слова противоположными по значению словами с удвоенной согласной.

Неряшливый, невкусный, вечерний, закат, поздний.

Слова – помощники: утре….ий, а…..уратный, ра…..ий, а…..етитный, ра…..вет.

 

 

51. Диктант - подготовка.

 

С л у ч а й.

 

На а лл ее в кусты мо жж евельника упала старая сосна. Как её убрать а кк уратно? У неё дли нн ый ствол. Она весит больше то нн ы. Ра нн им весе нн им утром Кири лл и Ге нн адий взяли пилу и стали пилить дерево. На лугу жу жж али первые насекомые. По шо сс е проезжали редкие машины. Кири лл и Ге нн адий распилили дерево и убрали его с а лл еи. Осталась ма сс а опилок. Пильщики а кк уратно убрали те рр иторию.

 

Если ученик допустил ошибки в выделенной орфограмме, ему необходимо выписать слова, в которых были допущены ошибки и подобрать к ним однокоренные.

 

52. Диктант - тест.

Осенняя пора.

 

Дни ра нн ей осени в Ро сс ии очень красивы. Утренней порой туман стелется над со нн ой долиной. Ма сс а ярких листьев устилает траву, тропки, дорожки, а лл еи, шо сс е. Ми лл ионы листьев ещё остались на ветках. В лучах солнца осе нн яя листва, как чудесная и лл юминация. У опушки растёт гру пп а зелёных ёлочек. Ю нн аты Э мм а, Жа нн а, и Са вв а на те рр итории лесной школы а кк уратно убирают листву. На площадке друзья Кири лл и Фили пп играют в те нн ис. Дли нн ыми зимними вечерами они будут играть в хо кк ей. (74 слова)

 

Если ученик допустил больше четырёх ошибок на правописание удвоенной согласной, значит необходимо повторить правила и выполнение упражнений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 5144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.162 с.)