Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Непроизносимые согласные в корне слова

Поиск
В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л, не произносятся, но пишутся. Например: звёз д ный, мес т ный, здра в ствуй, со л нце. Для проверки непроизносимой согласной надо подобрать однокоренное слово Так, чтобы эта согласная хорошо слышалась. Например: звёз д ный – звез д а, здра в ствуй – здра в ие, поз д но – опоз д ать. Некоторые слова проверить нельзя З а п о м н и т е: лес т ница, чу в ство.

 

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке!

 

В таких словах согласные

Всегда вы только пишите,

Но чтобы стало ясно вам,

Вы их сейчас услышите.

(В. Волина.)

 

До чего ж сегодня день прелес т ный

Со л нце в небе праз д нично горит,

Освещает мес т ность и окрес т ность

И теплом своим сер д ца бодрит.

(А. Хайт)

 

1. Прочитай слова.

Грусть, грустить, грустный.

Что означает каждое слово? Назови корень этих слов. Произнеси те же слова вслух. Найди и назови слово, в котором буква не обозначает звука. Расскажи, как нужно рассуждать, чтобы не ошибиться в написании этого слова.

 

 

2. Из двух столбиков выбери однокоренные слова. Запиши их парами. Проверочное слово пиши перед проверяемым. Выдели корень. Подчеркни непроизносимые согласные.

Образец: Уста - ус т ный

уста бессовестный

свист хрустнул

ненастье устный

место неизвестный

известие ненастный

совесть местность

хруст

 

 

3. Прочитай. Где проверяемое, а где проверочное слово? Выпиши сначала проверочное, а затем проверяемое слово. Обозначь орфограмму.

Образец: мес т о - мес т ный

1. Звезда, звёздное

2. Яростный, ярость

3. Гигант, гигантский

4. Счастливый, счастье.

Придумай и запиши предложение с любым из проверяемых слов.

 

 

4. Выбери и выпиши слова с непроизносимыми согласными. Рядом записать проверочные слова.

Здоровье, солнце, лист, сердце, звёздный, книга, известный, друг, радостная, окрестность, столбик, яростный, честный, праздник, прелестная.

 

 

5. Списать слова, обозначающие признаки предметов. Вставить пропущенные буквы. Рядом записать слова, обозначающие предметы.

Праз…ничный(что?) ……….. Звёз…ное(что?) ……………

Чес…ный (кто?) …………….. Ненас…ная(что?) ………….

Счас…ливый(что?) …………. Неизвес…ный(кто?) ……….

Грус…ное (что?) ……………. Радос…ный (что?) ………….

 

6. Спиши. Подбери проверочные слова к данным. Обозначь орфограмму. На

какие вопросы отвечают проверочные слова?

Образец: радостный - радости

Властный, ужасный, крепостной, скоростной, прелестный, честный,

 

7. Подберите к выделенным словам близкие по значению слова, но с непроизносимой согласной. Вставьте пропущенные буквы.

Огромная стройка, яркое светило, очаровательное личико, дождливые дни, печальная история, весёлое событие, знаменитая певица.

Слова – помощники: со…нце, ненас…ные, извес…ная, прелес…ное, грус..ная, гиган…ская, радос…ное.

 

8. Прочитай. Выпиши слова с непроизносимыми согласными. Подбери к ним как можно больше однокоренных слов и запиши их. Подчеркни непроизносимые согласные.

Поздняя осень. Грачи улетели,

лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна …

Грустную думу наводит она …

Н. Некрасов.

9. Составь словосочетания по образцу.

Образец: (радость) день - радостный день

(Область) город, (счастье) встреча, (гигант) завод, (доблесть) труд, (честь) поступок, (прелесть) картина, (ярость) ветер, (капуста) котлеты, (ненастье) погода, (несчастье) случай.

Подчеркни непроизносимые согласные.

 

 

10. Прочитай. Выпиши слова с непроизносимыми согласными. Подбери и запиши однокоренные слова. Подчеркни непроизносимые согласные.

А рябина осень празднует, бусы красные надев (О. Высотская)

И во все свои свирели птицы радостно запели (И. Демьянов)

Над глухою степью в неизвестный путь бесконечной цепью облака плывут. (И. Никитин)

 

 

11. Отгадай загадки Н. Толоконникова. Найди в загадках однокоренные слова с непроизносимыми согласными. В каких загадках они содержаться? Докажи, что данные слова однокоренные. Выпиши их, подбери к ним проверочные. Обозначь орфограмму. Найди и выпиши слова с буквосочетаниями жи, ши, чк, подчеркни.

В буйном море - океане

Рыба страшная живёт,

У неё большой живот,

Пасть с ужасными зубами.

В этом хоре музыканты

Все во фраках, словно франты.

Но поёт ужасно хор.

Хору нужен дирижёр.

Обитатель леса шустрый

Своровал листок капустный.

У него дрожат реснички:

«Нет ли где – нибудь лисички?»

 

 

12. Прочитай, выделяя голосом букву Д

Звёз д ный, поз д но, праз д ник, сер д це.

Прочитай, выделяя голосом букву Т

Вес т ник, влас т ный, гиган т ский, грус т ный, доблес т ный, извес т ный, капус т ный, кос т ный, крепос т ной, лес т ница, мес т ность, ненас т ный, облас т ной, окрес т ность, прелес т ный, радос т ный, свис т нул, счас т ливый, трос т ник, ус т ный, час т ное, чес т ный, шес т надцать, ярос т ный.

Прочитай, выделяя голосом букву В

Здра в ствуй, чу в ство, я в ственный.

 

Прочитай, выделяя голосом букву Л.

С о л н ц е.

 

13. Прочитай. Попробуйте проговорить проверочные слова без буквы Д

Бу д то - будет, громоз д кий - громоздить

Звёз д ный - звезда (звёздочка, звездопад)

Нахо д чивый - находить.

Поз д но, поз д няя, припоз д нился - опоздал (опоздание)

Праз д ник, праз д ничный, праз д новать, праз д ность, празден,

Сер д це - сердечко (сердечный)

Прочитай. Попробуйте проговорить проверочные слова без буквы В

Здра в ствуй, здра в ствуйте, здра в ствовать - здравие (поздравить)

Прочитай. Попробуй проговорить проверочные слова без буквы Л

Со л нце - солнышко (солнечный)

Прочитай. Попробуй проговорить проверочные слова без буквы Т

Аген т ство – агент; бессовес т ный, бессовес т но – совесть; вес т ник, повес т ка - весточка; влас т ный, влас т но - власть (властитель), гиган т ский - гигант (гигантизм); грус т ный, погрус т нел, грус т но - грусть (грустить); доблес т ный, доблес т но - доблесть; мес т ность, мес т ные, мес т ный - место (поместить); окрес т ность, окрес т ные, окрес т ный - крест.

 

14. Измени словосочетания по образцу.

Образец: сахар из тростника - тростниковый сахар.

Площадка на лестнице - ………………………………………..

Житель данной местности - …………………………………….

День праздника - ………………………………………………….

Человек, который получил известность -…………………………

Подчеркни согласные в однокоренных словах.

 

 

15. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни непроизносимые согласные. В скобках напиши проверочные слова.

Доброе (………..) сер…це, яркое (………..) со…нце, (………….) чес…ное слово, (………..) грус…ное настроение, (…………) извес…ное имя, (……….) ненас…ное утро, (……….) звёз…ное небо, (………..) капус…ное поле.

 

 

16.. Вставьте непроизносимые согласные. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова.

Звёз…ное, доблес…ный, мес…ность, поз…но, погрус…нела, ярос…ная, чес…ное, свис…нул, грус…ная, мес…ные, тягос…но, окрес…ная, сер…це, извес…ная, гиган…ское, хлес…нули, вес…ник, громоз…кий, праз…новать, спор…смен.

 

17. Вставьте пропущенные буквы. Имена существительные с непроизносимыми согласными подчеркните одной чертой, а имена прилагательные - волнистой линией. Выделите орфограмму.

Прелес…ная, мес…ность, окрес…ная, со…нце, звёз…ное, наез…ник, грус…ный, лес…ница.

 

 

18. Подберите к данным словам однокоренные с непроизносимой согласной в корне. Вставьте пропущенные буквы.

Здравие, пасти, известно, хрустеть.

Слова - помощники: пас…бище, хрус…нул, здра…ствуй, вес…ник.

 

 

19. К словам в скобках подбери однокоренные прилагательные. Запиши словосочетания, выдели корень. Подчеркни непроизносимые согласные.

Образец: Счас т ливый день

(счастье) день, (ненастье) вечер, (известие) певец, (уста) ответ, (место) магазин, (капуста) салат, (честь) человек.

 

 

20. Выборочный диктант. Выбери и запиши слова с непроизносимой согласной.

П о с л о в и ц ы.

1. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

2. Счастливый к обеду, несчастный - к ответу.

3. Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

4. Сердце матери лучше солнца греет.

5. Радостная жизнь веселит сердце.

6. Будет и на нашей улице праздник.

 

 

Если в сочетании СН, ЗН при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно. Например: чудесно - чудесен, любезный - любезен  

 

 

21. Выучите стихотворение. Оно поможет вам при изучении темы «Непроизносимые согласные». Запомните сочетания СН, ЗН.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву «т» писать напрасно

В словах вкусный, интересный.

(И. Козловский)

Запомни эти слова!

22. Прочитай, выделяя голосом сочетания СН, ЗН

Чуде сн о, прекра сн о, ужа сн о, я сн ый, опа сн о, напра сн о, вку сн о, интере сн о, те сн ый, пре сн ый, небе сн ый, пару сн ый, отве сн ый, согла сн ый, адре сн ый, уксу сн ый, безгла сн ый, бесслове сн ый.

Безобра зн ый, гря зн ый, любе зн ый, желе зн ый, колхо зн ый, слё зн ый, серьё зн ый, гро зн ый, алма зн ый.

 

 

23. Подчеркните сочетания СН, ЗН. Обязательно проговаривайте вслух проверочные слова.

Те сн ый, алмазная, прекрасная, отвесная, ужасно, безобразная, парусная, уксусная, колхозный, ужасные, любезное, ясная, грязное, отвесная, вкусный, интересные, грозная, ясное, запасная, ежечасное, навесной, несносный.

 

 

24. Вставь, где нужно, непроизносимые согласные. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова.

Ус…ные, ужас…ное, звёз…ные, прекрас…но, чес…ный, поз…новато, час…ный, праз…ничный, небес…ное, напрас…ные, извес…ные, бессовес…ная, хлес…нули, хрус…нуло, крас…ное, ненас…ная, гроз…ное, извес…ная.

 

 

25. Отгадайте загадку, напишите отгадку!

 

* Когда и лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне!

Но прислони меня к стене -

Найдёте дело сразу мне.

(Л - - - - - - -.)

 

* Подберите верные слова.

Мороз и …….; день …………!

Ещё ты дремлешь, друг ……………...

(А. Пушкин)

…………., князь ты мой ………..!

Что ты тих, как день ……………?

(А. Пушкин)

 

Слова - помощники: прелес…ный, со…це, чудес…ный, прекрас…ный, ненас…ный, здра…ствуй.

 

 

26. З р и т е л ь н ы е д и к т а н т ы.

 

Мы едем, едем, едем

В далёкие края

Хорошие соседи,

Счастливые друзья. (С. Михалков.)

 

Заварила чайка чай

Из морской капусты.

Рыбы пили - похвалили,

Чай у чайки вкусный. (И. Демьянов.)

 

Ёлка в блёстках ледяных,

В тёплых слёзках смоляных.

Светлая, зелёная,

Солнцем озарённая. (А. Барто.)

 

 

27. Предупредительные и объяснительные диктанты.

* * *

Со л нце ещё не взошло. Ненас т ным утром охотники ушли за добычей. В лесу слышался тягос т ный вой. Маленькой и слабой чу в ствовала себя Настя перед этой силой.

* * *

На аллеях группы людей сгребают гиган т ские охапки пожелтевшей и покра сн евшей листвы. Поз д ней осенью наша мес т ность кажется грус т ной. В окрес т ностях чуде сн ые краски ранней осени сменил пре сн ый серый цвет. На сер д це появилось ужа сн ое чу в ство тоски.

* * *

Чуде сн ая снежная скатерть на полях сверкала миллионами алма зн ых отблесков.

Она походила на звёз д ный небе сн ый свод.

Гиган т ские тучи казались желе зн ыми. Они складывались в картинки - прелес т ные и безобра зн ые.

Тучи влас т но глядели на опустевшую зимой мес т ность.

 

 

28.. Зрительный д и к т а н т.

 

1. Три девицы под окном пряли поз д но вечерком. (А.С.Пушкин)

2. День с утра стоял ненас т ный, лужи серые везде. (Е. Благинина)

3. Нарядилась и рябина в белый праз д ничный наряд(Е. Трутнева)

Объясни написание непроизносимой согласной.

 

 

29. Выборочный д и к т а н т. Выпиши слова с непроизносимой согласной.

1. Здравствуй, солнце золотое!

2. Кролик лист капустный грыз (К. Чуковский)

3. Лестница – чудесница бежит сама собой (Е. Тарахановская)

4. Под навесом прячутся грустные грачи (Г. Ладонщиков)

5. В поздний вечер буря за окном шумела. (А. Плещеев)

6. С окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями.

(А. Пушкин)

7. Была тихая - тихая звёздная ночь (Д. Мамин – Сибиряк)

 

30. Спиши, рядом напиши слова, которые отвечают на вопрос какой?

Образец: запаслив (какой?) - запасливый

Вкусен - …………………….

Чудесен - ……………………..

Опасен - ……………………..

Прекрасен - ……………………..

Интересен - ……………………..

Вынослив - ………………………

Ужасен - ………………………

Ясен - ………………………

 

 

31. Страничка - тест.

 

Яс…ное, кос…ная, доблес…ная, мес…ное, любез…ное, прелес…ный, уксус…ная, свис…нул, извес…ный, парус…ная, безобраз…ная, час…ное, гиган…ский, ужас…ный, звёз…ный, сер…це, запоз…но, безглас…ная, прес…ный, праз…ничный, окрес…ный, интерес…ный, ненавис…ный, прихвас…нула, доблес…ный, чудес…ный, влас….ный.

 

 

32. Словарный д и к т а н т.

 

Солнце, сердце, звёздный, радостный, праздник, окрестность, честный, грустная, счастливая, лестница, здравствуй,

Местный, интересный, ужасный, опасный, крепостные, устный, прекрасный.

 

 

33. Напишите по памяти по 5 слов с непроизносимой согласной и сочетаниями СН, ЗН.

Если не получилось, то вернитесь к предыдущим упражнениям, прочитайте их ещё раз.

Затем закройте книгу и выполните данное задание.

 

 

34. Послушай отрывок из сказки Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». О какой орфограмме идёт речь в отрывке? Объясни, как ты понимаешь выражение «сомнительные и скрытые буквы»

В самом деле, как пишется слово «солнце»? Зоя Филипповна всегда советовала нам изм…нять слово так, чтобы все сомнительные и скрытые буквы выл…зали наружу. Быть может, попробовать?

И я начал выкрикивать: «Солнце! Солнышко! Солнечный!». Ага! Выл…зла буква «л». Я схв…тил мел и быстро вып…сал её. В эту же минуту солнце снова загл…нуло в зал.

Какие способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова» ты знаешь?

Найди и выпиши слова:

1. с орфограммой - большой буквой в именах;

2. с удвоенной согласной в корне слова;

3. с непроизносимой согласной.

Назови проверочные слова.

 

 

35. Прочитай правило в стихах. Для каких слов стихотворного правила написание буквы т, действительно, оказывается ошибочным? Докажи! Выпиши эти слова, а рядом запиши проверочные. Обозначь орфограмму.

И ужасно, и опасно

Букву т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву т писать уместно!

Выпиши слова с буквосочетанием стн. Докажи, что эти слова написаны верно.

 

 

36. Творческие д и к т а н т ы.

1. Ночью звёздное небо. Окрестность. Поздно.

2. День рождения. Радостно. Бьётся сердце.

Придумай предложения с данными словами так, чтобы получилось два небольших текста.

 

 

37. Прочитай сочетания слов. Замени их синонимами с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова». Обрати внимание: эти слова должны отвечать на вопросы какой? какая? Обозначь орфограмму.

Образец: унылая песня - грус т ная (грус т ить)

Правдивый ответ - ………………………………..

Здешний житель - ………………………………..

Занимательная книжка - …………………………….

Красивый пейзаж - …………………………………

 

38.. Предупредительный диктант со слуховой подготовкой. Послушай текст. Найди слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова», объясни написания. Проговори все слова в предложениях, как будешь писать. Запиши текст под диктовку. Обозначь орфограммы.

Как прекрасно звёздное небо! Группы звёзд образуют созвездия. Человек дал им чудесные названия: Лев, Весы, Дева … А вокруг Солнца вращаются девять небесных тел. Это планеты. И одна из них - наша Земля.

Выпиши однокоренные слова, выдели корень.

 

 

39. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни непроизносимые согласные.

Здра…ствуй, осень золотая! Школа, со..нцем залитая! (В.Лебедев-Кумач)

Рыж…й, рыж…к рыж не зря рыж…к - вес…ник сентября.

(Б. Мусатов)

 

На дорогах лужи морщатся от стуж…, под навесом прячутся грус…ные грачи. (Л. Ладонщиков)

 

 

40. Прочитай. Выпиши только те предложения, в которых встречаются слова с непроизносимыми согласными. Перед словами с непроизносимыми согласными в скобках напиши проверочные слова.

Странный в сентябре лес - в нём рядом весна и осень. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и тишина. И грустно и радостно.

(По Н. Сладкову)

 

 

41. Отгадай загадку, напиши отгадку. Выдели орфограмму.

Отгадайте, кто такой я?

Поднимаюсь к облакам,

Странным криком в шторм морской я

Предвещаю морякам.

(Б - - - - - - - - - -.)

Кто гантели поднимает

Дальше всех ядро бросает,

Бегает быстро и метко стреляет –

Как одним словом их всех называют?

(С - - - - - - - - -.)

* * *

Найди пару. Вставьте пропущенные буквы.

Находящийся в запасе. Вызывающий интерес. Постоянно завидующий. Приятный на вкус. Относящийся к кости.

Слова – помощники: кос…ный, вкус…ный, завис…ливый, интерес..ный, запас…ной.

 

 

42. Найди пару. Вставь пропущенные буквы.

Ус…ный, прекрас…ная, опас…ная, счас…ливое, чудес…ные.

Сер…це, лес…ница, окрес…ность, мес…ность.

Придумай предложение с одним из словосочетаний.

 

 

43. Предупредительные д и к т а н т ы.

Л а в и н ы.

 

Опа сн ы снежные бури в горах. После таких бурь надо быть осторожным. На скалах лежат гигантские снежные шапки. В такой мес т ности бывают лавины. Извес т но много случаев, когда в лавинах гибли люди. (40 слов)

 

 

Домик Мальвины.

 

Буратино увидел прелес т ную лужайку. На ней стоял чуде сн ый домик. На ставнях были нарисованы со л нце, луна, звёз д ное небо. Вокруг росли прекра сн ые цветы. В этом доме жила девочка Мальвина.

(29 слов)

 

 

44. Прочитай. Какие буквы нужно вставить вместо пропусков? Почему? Какие ещё орфограммы ты увидел? Обозначь их, объясни написания. Запиши под диктовку. Проверь по книге.

В окрес…ностях славного Новгорода жила прекрас…ная царевна Волхова.

Полюбила царевна добра молодца Садко. Но не стала она счас…ливой. Другая девушка завладела сер…цем Садко.

Узнала об этом Волхова, заплакала. Слёзы её жемчужинками падали на траву и превращались в чудес…ные белые цветы. Люди назвали те цветы ландышами …. (По материалам журнала «Мурзилка»)

 

 

45. Столбиком списать слова. Рядом, через чёрточку, записать однокоренные с непроизносимыми согласными.

Солнечный - ……………….. Место ……………………

Радость - …………………… Прелесть - ……………….

Сердечный - ………………… Уста - ……………………

Трость - ……………………. Доблесть - ………………..

Весть - ……………………… Запоздалый - ……………..

 

 

46. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Выдели непроизносимую согласную.

1. Со…нце осветило окрес…ность.

2. Хрус…нула сухая ветвь на с…сне.

3. Прол…тела прелес…ная птичка.

4. Пастух гонит стадо на пас…бище.

Какие ещё орфограммы ты увидел?

 

 

47. Вставьте пропущенные согласные.

Грусть - грустный дети - де __ __ тво

известие - извес__ный звезда - звё__ ___ ный

место - мес___ный опоздал - по__ __ ний

пасти - пас___бище здравие - здра__ __ твуй

прелесть - прелес___ный радость - радос __ный

свист - сви___ ___нул ужас - ужас __ ный

счастье - сча___ ____ливый напрасен - напра__ ___ ный.

Не путайте: чу вст во – чу вств овать, но ча ст ь - уча ст вовать.

 

48. Комментированное письмо.

1. Стояла поздняя осень. (В. Сутеев)

2. Счастливым и красивым делает человека работа (Пословица)

3. Работа сердце веселит. (Пословица)

4. Под навесом прячутся грустные грачи. (Г. Ладонщиков)

5. В поздний вечер буря за окном шумела. (А. Плещеев)

 

49, Из слов каждой строчки составить предложения. Записать. Подобрать название к получившемуся тексту.

стоят, дни, ненастные;

тучи, солнце, закрывают, тяжёлые;

с, морозит, утро, позднего, до, вечера, дождь;

деревьев, с, ветер, срывает, яростно, листья;

стало, в, грустно, лесу.

Выделить орфограмму «Непроизносимые согласные»

 

 

50. В пословицы вставить подходящие по смыслу слова с непроизносимой согласной в корне.

1. …………….. матери лучше ………………. греет

2. …………….. нечестному не товарищ.

3. Тайна, ……………….. троим, уже не тайна.

4. Рукам работа - душе ……………….

5. Беда …………….. в его зависти.

6. ………………. встанешь - мало сделаешь.

7. Человек трудолюбивый ……………… самый …………….

Слова для справок: солнце, честный, сердце, известная, завистник, праздник, счастливый, поздно.

51. Творческая р а б о т а.

Составь небольшой текст на одну из данных тем.

 

Ёлка наряжается.

Праздник приближается. (Я. Аким)

 

Мы любим дни морозные,

Катка упругий лёд,

Ночное небо звёздное

И шумный Новый год! (О. Высотская)

 

52. Предупредительный, объяснительный диктанты.

 

В е с н о й.

Тёплый воздух. Высокое солнце. Звонко поют синицы. Они торопят весну. Радостный звон слышу в небе. Это летят на родину птицы. Вот свистнул дрозд. Над опушкой слышится прелестный голос незнакомой птички.

З а я ц.

 

Ночью была вьюга. Дул яростный ветер. К утру стало тихо. Охотник стоял на краю леса. Он осматривал местность. Солнце поднималось над верхушками деревьев. Через дорогу катился белый комок. Это был молодой заяц. Охотник свистнул. Заяц бросился в кусты.

 

 

53. Диктант - подготовка. Напиши под диктовку.

 

Поздняя осень.

 

Позади сч астливое и радос т ное лето. Прошла чуде сн ая золотая осень. Стоят ненас т ные дни поз д ней осени. В лесу ужа сн ая грязь. Жёлтые и кра сн ые листья уже потемнели. Они лежат на земле безобра зн ой скользкой массой. Ночью редко можно увидеть прекра сн ое звёз д ное небо. На небе сн ом своде видны пре сн ые серые тучи. Здра в ствуй, утреннее солнышко! Но напра сн о низкое со л нце хочет удержать тёплую погоду. Близко зима. (60 слов)

 

Если ученик допустил ошибки, особенно в выделенной орфограмме, необходимо выписать данные слова и подобрать проверочные к ним.

 

 

54. Диктант - тест. При написании диктанта ученику необходимо внимательно слушать и обязательно проговаривать текст «губами».

 

З и м о й.

Низкое зимнее солнце было чуть-чуть кра сн оватым. Чуде сн ая снежная скатерть на полях сверкала миллионами алмазных отблесков. Она походила на звёз д ный небе сн ый свод. Гиган т ские тучи казались желе зн ыми. Они складывались в картинки - прелес т ные и безобра зн ые. Тучи влас т но глядели на опустевшую зимой мес т ность. Полетели вниз чуде сн ые снежинки, похожие на прекра сн ые звёздочки. Наступила ненас т ная погода. Ярос т ный ветер налетел на гиган т ские деревья. Но они доблес т но выдерживали его атаки. Грус т ные деревья чу в ствуют тоску по весеннему теплу. (69 слов)

Если в тексте допущены ошибки на выделенную орфограмму, значит надо вернуться к выполнению упражнений на данную тему.

 

55. Замените выделенные слова близкими по значению словами с непроизносимой согласной. Выделите орфограмму.

Знаменитый писатель, красивая девочка, близлежащие места, шумное торжество. весёлый народ.

Слова – помощники: радос…ный, извес…ный, прелес…ная, праз…ник, окрес…ные.

 

56. Замени одним словом.

1. Обращаться с приветствием.

2. Центральный орган кровообращения.

3. Белая бабочка.

4. Выраженный словами.

Слова – помощники: приве…ствовать, сер…це, словес…ный, капус…ница.

 

 

57. Диктант - подготовка.

 

П р о г у л к а.

 

Мы гуляли по окрес т ностям. Сегодня самый чуде сн ый праз д ник поз д ней осени. Выпал первый снег. Всех охватило радос т ное чу в ство. Безобра зн ые от грязи поля вдруг стали прекра сн ыми. Они блестят на со л нце, как алма зн ые. Группы деревьев под снегом кажутся прелес т ными пару сн ыми судами. Грус т ная, пре сн ая мес т ность стала интере сн ой. В колхо зн ых ангарах идёт работа. Там чинят желе зн ых коней для весеннего сева. Опа сн о оставлять технику на зиму без серьё зн ого ремонта. (64 слова)

Если ученик допустил ошибки, особенно в выделенной орфограмме, необходимо выписать эти слова и подобрать к ним проверочные.

Если слово нельзя проверить, значит надо его запомнить.

 

58. Диктант - тест.

 

С а д.

 

Мой дед разбил прекра сн ый сад. Аккуратно заботиться о нём - серьёзный труд. Но как радос т но видеть прелес т ные цветы и гулять по чуде сн ым длинным аллеям. Сад деда - лучший в нашей мес т ности. Со всех окрес т ностей приходят люди взглянуть на него. Даже из облас т ного центра приезжал извес т ный профессор. Я люблю слушать интере сн ые рассказы деда о растениях. В ненас т ные дни дед ужа сн о переживает. Мы все ему сочу в ствуем. Но напра сн о дожди и ярос т ные ветры атакуют сад. Потом появится со л нце и влас т но разгонит безобра зн ых врагов. (79 слов)

 

59. Дополнительные диктанты.

 

С и н и ч к и.

 

Стоит прекрасный зимний денёк. Солнце освещает всю окрестность. Радостные солнечные зайчики скачут по стволам деревьев. На берёзу опустилась стайка пёстрых птичек. Это синички. Их много живёт в нашей местности. У синичек праздничный наряд…. На головке птички чудесная шапочка. Спина, крылья и хвост - жёлтые. Одна из синичек радостно свистнула. Какое счастье! Она увидела на ветке соседнего дерева вкусное сало. Его привязал лесник. (62 слова)

 

Сахарный тростник.

 

Сок сахарного тростника был известен в Индии ещё пять тысяч лет назад. Этот сладкий сок напоминал вкусный пчелиный мёд. Потом сахарный тростник стали выращивать на Кубе и Гаити. Это гигантский злак до шести метров высотой. Срубают стебель одним ударом с помощью тяжёлого тесака. Чтобы не вытек сладкий сок, стебли тростника измельчают. Они служат прекрасным топливом для сахарных фабрик. Из тростниковых листьев можно делать ещё и бумагу. (68 слов)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 4287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.228 (0.016 с.)