Гласные согласные звуки и буквы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гласные согласные звуки и буквы.



Звуки слышим и произносим Буквы пишем и видим

Г л а с н ы е

а о э и у ы- 6 гласных звуков. Образуют слоги. а о э у ы —обозначают твердость согласного звука я е ё ю у—обозначают мягкость согласного звука. (10 гласных букв)

С о г л а с н ы е з в у к и (36).

Не образуют слогов Согласных букв 21
Твердые парные мягкие Звонкие парные глухие
бант (Б—Б) бинт вол (В—В) вел гол (Г—Г) гид доктор (Д — Д) диктор зонт (З—З) зеркало кот (К—К) кит лось (Л—Л) лес мыл (М—М) мил нос (Н—Н) нес пол (П—П) пил рука (Р—Р) река сон (С—С) село тон (Т—Т) тень фокус (Ф—Ф) фикус бинт (Б—П) пила враг (В—Ф) флаг гол (Г—К) кол душ (Д—Т) туман жук (Ж—Ш) шум зонт (З—С) сом 1)Звонкие согласные произносятся глухо(оглушаются) на конце слова и перед глухим согласным: рог-ро [к] (не ро [х] !), все- [ф] се, дубки-ду [п] ки. 2)глухие согласные произносятся звонко(озвончаются) перед звонкими согласными: сбить- [З] бить.
Непарные Непарные
Твердые Мягкие [Ж] [Ш] [Ц] [Ч] [Щ] [Й] Звонкие Глухие [Л] [М] [Н] [Р] [Й] [Х] [Ц] [Ч] [Щ]

Буквы Ъ, Ь звуков не обозначают.

Буквы Я, Ю, Е, Е обозначают два звука:

1) в начале слова: я ма-,а] ма, юг-,у] г, е ль-,э] ль, ё лка-,о] лка.

2) После гласной: ма я к – ма,а] к, да ю т-да,у] т, по ё т-по,о] т.

3) После разделительных Ъ и Ь: дру зья -дру,й,а], съе л- [сй,э] л.

1. Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.

Мальки, воробьи, змея, стайка, змейка, свои, яблоко, ученица.

2. Подчеркните слова, в которых есть звук [а]. Обозначьте звуковой состав этих слов.

Ямка, мясной, мясо, волк, моль, милиция, книга, рядом, ясный.

3. Прочитайте слова. Подчеркните слово, в котором все согласные звуки звонкие. Докажите выбор.

Кружка, крошка, гибкий, гвозди, жидкий, березка.

4. Подчеркните слова с ошибками. Исправьте ошибки.

Чясы, щюка, чудовище, животное, шыповник, щавель.

5. Прочитайте слова. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Корол…ки (птицы), пес…ня, камен…щик, подсвеч…ник, сквореч…ник.

6. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Петух, еж, заяц, месяц, лимон, чаща, деньки, птенчик.

7.Установите, какую роль выполняет мягкий знак в каждом слове. Распределите слова в две группы по значению ь.

Вьюга, Ольга, Татьяна, Игорь, Наталья, воробьи, ноябрь, компьютер, сельдь.

Как выполнить фонетический анализ слова.

1. Произнеси слово, выдели слоги, определи место ударения, запиши слово с помощью транскрипции.

2. Произнеси слово, укажи в нем последовательно все звуки, охарактеризуй их:

а) гласный звук: ударный или безударный, какой буквой обозначен;

б) согласный звук: звонкий или глухой (назови пару),твердый или мягкий (назови пару), какой буквой обозначен.

Произнеси слово, запиши количество звуков. Запиши слово, укажи количество букв.

Давай вместе разберем слово страус.

Страус, стра-ус, с т р а у с:

с - согласный, твердый парный ([с]), глухой парный ([з]); буква «эс»;

т - согласный, твердый парный ([т]), глухой парный ([д]); буква «тэ»;

р - согласный, твердый парный ([р]), звонкий непарный; буква «эр»;

а - гласный, ударный; буква «а»;

у - гласный, безударный; буква «у»;

с - согласный, твердый парный ([с]), глухой парный ([з]); буква «эс»;

страус - 6 звуков, 6 букв.

 

Проверяемые безударные гласные.

 

Чтобы правильно написать безударные гласные о-а, е-и-я в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Например: река – реки.

 

ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, НАПИШИ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА, ОБОЗНАЧЬ ОРФОГРАММУ. ЕСЛИ В СЛОВЕ ДВЕ ПРОВЕРЯМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ТО НУЖНО ПОДОБРАТЬ ДВА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВА.
ЗАКР…ПИЛИ - СЛ…ДЫ З..РНО- ГН..ЗДО- ПЛ…ЧО- Л…ЦО- Ч…СЛО- П…ЛА- ПЕРЕДВ…ГАЕТ- СКР…ПИТ- П…ТНО- ГР…ДА- ОБЪ…СНИЛ- ПОДТ…НУЛИ- РАЗГЛ…ДЕТЬ- СТР…НА- ОХР…НЯТЬ- ЖУР…ВЛИНЫЙ- ХР…БРЕЦ- ЗАП…Х- СК…ЛЬЗИТЬ- К…ЛЮЧИЕ- ОП…ЗДАТЬ- ХЛ…ПОЧУТ- Д…ЧУРКА- Г…Л…СИСТЫЙ- Х…Л…ДОК- М…Л…ДЕЕТ- З…Л…ТАЯ- Б…Р…ДАТЫЙ- В…С…ЛИТЬСЯ- Д…Р…ВЯННЫЙ- З…Л…НЕТЬ- Л…Б…ДИНЫЙ- Б…Р…ГОВОЙ- ЕСЛИ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ УДАРЕНИЕМ, ТО СЛОВО НУЖНО ЗАПОМНИТЬ ИЛИ ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ:   Т…РЕЛКА М…РОЗ Р…БЯТА СП…СИБО ЯГ…ДА ВЕТ…Р Л…МОН П…СУДА П…НАЛ Ф…МИЛИЯ …ДЕЖДА …ЗЫК К…Р…НДАШ Л…ПАТА МЕС…Ц  

1.Вставь пропущенные буквы А, О.

Г…лодный, пом…зок, д…р…жить, гл…ва, д…зировка, прил…скать, др…жание, выг…нять, прик…тила, ск…сить, перем…хнули, в…лчище, в…л…сенки, б…льница, вр…ждовать,зерк…льце, восхв..лять, бр…дячие, огр…ничить, т…йник, л…ш…диные, …сленок, за…стрить, в…здушный.

2.Вставь пропущенные буквы Е, И, Я.

Дер..вце, вы…влять, в…зание, ст…на, щ…левой, вып…чка, гр…бник, штр…ховка, в…селые, к…словатый, л…сток, гн…здовой, л…тучий, изм…льчить, б…дняжка, б…лизна, ум…ньшить, з…мляк, запр…тить, ед…ница, д…шевенький, вр…дитель, п…вица, м…сной.

 

 

Проверяемые согласные

парные непроизносимые
б в г д ж з п ф к т ш с Чтобы проверить парный согласный звук нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного звука оказался гласный или сонорный согласный. Сочетания звуков сн и зн в середине слова опасное место. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый звук стал произносимым.
Подчеркни парные согласные в слабой позиции, напиши проверочные слова проверочные слова. Обозначь орфограмму. голубь -____________________________ дубки - _____________________________ суп - _______________________________ липки-______________________________ клюв -______________________________ шкаф -_____________________________ ночлег -____________________________ сливки-_____________________________ ромашка -___________________________ завод -______________________________ походка -____________________________ камыш –_____________________________ пирожки –___________________________ арбуз –______________________________   Подчеркни непроизносимый согласный, напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму. завистливый –__________________________ доблестный –___________________________ горестный –____________________________ солнце –_______________________________ бессовестный –_________________________ наездник –_____________________________ ненастный –____________________________ капустный –____________________________ гигантский –____________________________ «ЗН» без «Д» и «СН» без «Т». Напиши проверочные слова. Небесный –_____________________________ алмазный –_____________________________ ежечасный –____________________________ серьезный -____________________________
Есть непроверяемые парные согласные, их нужно запомнить: а в тобус, а в томобиль, вдру г, космона в т Запомни непроверяемые непроизносимые согласные: праз д ник, лес т ница, чу в ство, здра в ствуй

 

1. Раскрой скобки. Проверь. Обозначь орфорамму. До сере(д, т)ки кру(ш,ж)ка, ланды(ш,ж), ро(б,п)кий звере(к,г), кре(п,б)кая вере(ф,в)ка, мя(х,г)кая поду(ш,ж)ка, сла(т,д)кая ре(п,б)ка, ло(ф,в)ко прячет ко(х,г)ти, пас(т,д)бище.

2. Напиши слова в два столбика. В левый столбик - слова с непроизносимыми согласными, в правый – «ЗН» без «Д» и«СН» без «Т». Колес(т)ный, облас(т)ной, чес(т)ный, ярос(т)ный, праз(д)ничный, напрас(т)ный, колхоз(д)ный,опас(т)ный, сер(д)це, хрус(т)нуть, свис(т)нуть, прекрас(т)ный, навес(т)ной, чудес(т)ный, поз(д)ний, страс(т)ный, бессловес(т)ный, тягос(т)ный, окрес(т)ный, жалос(т)ливый, тес(т)ный, интерес(т)ный, сверс(т)ники, ровес(т)ник, соглас(т)ный, чу(в)ство, парус(т)ный, лес(т)ница, грус(т)ный, ужас(т)ный, ус(т)ный.

Гласные после шипящих.

После шипящих Ж, Ш, Ч, Щ не пишутся ы, ю, я, а пишутся И, У, А. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Е, если можно подобрать однокоренное слово с Ё. После шипящих под ударением пишется буква О в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. Без ударения в тех же случаях пишется Е.
ЖИ - ШИ пиши с буквой И. Машина жирафы ландыши лыжи ЧА - ЩА пиши с буквой А. чаща печать площадь печаль ЧУ - ЩУ пиши с буквой У. щука грущу кричу чищу   желтый - желтеть шепот - шепчет черточка - черта черный - чернеть шел - шедший Приведи свои примеры.     В суффиксах: снежок, но овраж е к пятачок, но песочек медвежонок, но доченька зайчонок, но дороженька мышонок, но грушевый В окончаниях: нож ом, свечой, но товарищ ем, тучей, большого, но хорошего…
Запомни исключения: Брош ю ра, ж ю ри, параш ю т. Запомни буква О пишется в словах: крыжовник, обжора, трущоба, шов, шорох, чопорный, шоссе, шоколад, жокей, шофер, капюшон. Запомни: в окончаниях имен существительных после буквы Ц под ударением тоже пишется буква О, а без ударения в этих же случаях пишется буква Е. Борц ом – пальц ем огурцом - зайце м

1.Вставь пропущенные буквы.

Ж…раф, ш…рина, тиш…на, расш…ряют, ж…тели, щ…ренок, ч…жой, щ…рится, доч…рка, ч…сы, обещ…ние, площ…дь, перч…тки, уч…сток, щ…вель, ч…совой, параш...т, ж…ри, брош…ра.

2. Напиши слова в два столбика: в левый слова с буквой Е, в правый - с буквой О. Ч…рный, крыж…вник, ж…луди, ш…фер, капюш…н, ш…лк, ш…л, ш…колад, ш…рох, ж…лтый, ноч…вка.

3.Слова с буквой О подчеркни синим карандашом, с Е - зелёным.

Сыроеж…к, струж…к, морж…нок, мыш…нок, похож…го, прыж…к, лесоч…к, за дач…й, борщ…м, свеж…го хлеба, бельч…нок, сыноч…к кореш…к, флаж…к, бумаж…чка, пригож…го, больш…го, камыш…м, пшениц…й, учениц…й, кольц…м, конц…м, певиц…й, сердц…м, лапш…й.

Гласные буквы после Ц.

В корнях слов после Ц звук ы обозначается буквой и. В окончаниях после Ц пишется буква ы. В словах на -ция пишется буква и.
цирк циркуль цифра циклон цилиндр Исключение составляют слова: цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках. Выдели в словах окончание: куни цы синицы рукавицы зайцы огурцы певицы лестницы Подчеркни -ЦИЯи запомни правописание: коллек ция станция акация милиция полиция традиция

Учись применять правило.

1) Определи, в какой части слова орфограмма.

2) Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением или родственным ему. Если слово не исключение - пиши и, если исключение - пиши ы. Если звук ы безударный, перед записью обязательно проверь его.

3) Если слово на -ция, после ц пиши букву и.

4) Если орфограмма в окончании, пиши букву ы.

Рассуждай так:

ц [ы] фра

Орфограмма в корне.

Это не слово-исключение, пишем букву и - ц и фра.

Улиц ы

Орфограмма в окончании.

Пишем букву ы - улицы.

Вставьте, рассуждая, пропущенные буквы и, ы. Выделите часть слова, в котором пропущена буква.

Ц…ркач, спиц…, нарц…сс, конц…, ц…ганский, ц…тата, ц…плятки, ц…кнуть, ц…ркачка, ц…ганка, ц…плячий, ц…стерна.

Слова с двумя корнями

 

При образовании сложных слов используются соединительные

гласные О, Е.

 

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная О А после мягких согласных, шипящих и Ц - соединительная Е
Выдели в словах корни. Подчеркни букву, которая соединяет корни.   снегопад ледокол мясорубка миролюбивый домохозяйка     Выдели в словах корни. Подчеркни букву, которая соединяет корни.   мышеловка очевидец землетрясение чужестранец птицеферма

 

1. Спиши, вставляя соединительные гласные О или Е. Объясни условие выбора нужной буквы: под буквой, которая обозначает твердый согласный звук поставь синюю точку; под буквой, которая обозначает мягкий согласный – зеленую точку; шипящие и Ц подчеркните.

Хлопк…уборка, басн…писец, солнц..пек, снег..уборка, девяност..летие, велик…душный, дальн…восточный, мир…любивый, кон…водство, камен…тес, пар…ходство, сорок…ножка, зме…видный, древн…русский, ча…питие, рыб…лов, волн…рез, друж….любие, утк…нос, овощ…вод.

 

2. Составь и запиши сложные слова со словами:

Конь, вода, гром, пища, хранилище, хлеб, лед, рыба, зверь, чай, машина, огонь, лов, солнце, мир, нефть.

 

 

3. Составь и запиши слова, состоящие из двух корней. Выдели корни, подчеркни соединительные гласные.

Носит оружие, мух ловит, овец разводит, звезды падают, землю копает, волны режет, хранит воду, варит кашу.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Составь и запиши сложные слова с корнем лес.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Удвоенные согласные

 

в корне слова (нужно запомнить) на стыке приставки и корня на стыке корня и суффикса
Выдели корень слова: су бб ота а пп ликация аллея группа суффикс иллюстрация коллектив коллекция миллион металл телеграмма сумма килограмм тонна антенна касса бассейн искусство ссора   Выдели приставку и корень: ра сс ветет рассказывает поддержать рассольник оттаять безземельный беззвучный оттащил рассвет оттепель поддувать оттеснить бессмертник рассекретить оттолкнуть рассказ беззаботный Выдели корень и суффикс: со нн ый весенний лимонный осенний длинный ранний телефонный оконный туманный каменный пустынный карманный картинная манная осинник машинная балконная  

 

1. Из слов «сбежали» гласные. Восстанови слова.

ПП - …пп…р…т, …пп…т…т, Ф…л…пп, гр…пп.

КК - х…кк…й, …кк…р…тн…й, …кк…рд.

ЖЖ - др…жж…, в…жж…, ж…жж…ть, м…жж…вельник.

ЛЛ - К…р…лл, …лл…, тр…лл…йб…с, к…лл…ктив.

ММ - гр…мм…т…к…, гр…мм, …мм…, Р…мм….

НН - т…нн…, в…нн…, т…нн…с, …нн…, р…нн…й, дл…нн…й.

СС - м…сс…, ш…сс…, п…сс…ж…р, к…м…сс… …, кр…сс, пр…ф…сс…р,

р…сск…й, кл…сс, н…рц…сс, Р…сс… …, Од…сс….

РР - т…рр…т…р… …, п…рр…н, т…рр…с….

 

2. Раскрой скобки. Объясни написание одной и двух букв.

Поддался сестре - подался в горы, поддержать друга - подержать молоток, подделать документ - поделать гимнастику, поддать жару - подать идею.

О(т, тт)енок, (с, сс)ода, по(д, дд)ельный, ра(с, сс)пад, ра(з, зз)адорить, бе(с, сс)корыстный, бе(с, сс)рочный, бе(з, зз)дна, (с, сс)ора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.038 с.)