Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Справочник-тренажер поможет вам осмыслить и усвоить теоретический материал, а также научит применять на практике орфографические правила. Будет незаменимым помощником во время работы над ошибками.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Справочник-тренажер поможет вам осмыслить и усвоить теоретический материал, а также научит применять на практике орфографические правила. Будет незаменимым помощником во время работы над ошибками. Русский алфавит. Аа ( а) Бб (бэ) Вв (вэ) Гг (гэ) Дд (дэ) Ее (е) Ее (е) Жж (жэ) Зз (зэ) Ии (и) Йй (и краткое) Кк (ка) Лл (эль) Мм (эм) Нн (эн) Оо (о) Пп (пэ) Рр (эр) Сс (эс) Тт (тэ) Уу (у) Фф (эф) Хх (ха) Цц (цэ) Чч (че) Шш (ша) Щщ (ща) Ъ (твердый знак) Ыы (ы) Ь ( мягкий знак) Ээ (э) Юю (ю) Яя (я).
Гласные согласные звуки и буквы.
Г л а с н ы е
С о г л а с н ы е з в у к и (36).
Буквы Ъ, Ь звуков не обозначают. Буквы Я, Ю, Е, Е обозначают два звука: 1) в начале слова: я ма- [й,а] ма, юг- [й,у] г, е ль- [й,э] ль, ё лка- [й,о] лка. 2) После гласной: ма я к – ма [й,а] к, да ю т-да [й,у] т, по ё т-по [й,о] т. 3) После разделительных Ъ и Ь: дру зья -дру [з,й,а], съе л- [сй,э] л. 1. Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв. Мальки, воробьи, змея, стайка, змейка, свои, яблоко, ученица. 2. Подчеркните слова, в которых есть звук [а]. Обозначьте звуковой состав этих слов. Ямка, мясной, мясо, волк, моль, милиция, книга, рядом, ясный. 3. Прочитайте слова. Подчеркните слово, в котором все согласные звуки звонкие. Докажите выбор. Кружка, крошка, гибкий, гвозди, жидкий, березка. 4. Подчеркните слова с ошибками. Исправьте ошибки. Чясы, щюка, чудовище, животное, шыповник, щавель. 5. Прочитайте слова. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Корол…ки (птицы), пес…ня, камен…щик, подсвеч…ник, сквореч…ник. 6. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки мягкие. Петух, еж, заяц, месяц, лимон, чаща, деньки, птенчик. 7.Установите, какую роль выполняет мягкий знак в каждом слове. Распределите слова в две группы по значению ь. Вьюга, Ольга, Татьяна, Игорь, Наталья, воробьи, ноябрь, компьютер, сельдь. Как выполнить фонетический анализ слова. 1. Произнеси слово, выдели слоги, определи место ударения, запиши слово с помощью транскрипции. 2. Произнеси слово, укажи в нем последовательно все звуки, охарактеризуй их: а) гласный звук: ударный или безударный, какой буквой обозначен; б) согласный звук: звонкий или глухой (назови пару),твердый или мягкий (назови пару), какой буквой обозначен. Произнеси слово, запиши количество звуков. Запиши слово, укажи количество букв. Давай вместе разберем слово страус. Страус, стра-ус, с т р а у с: с - согласный, твердый парный ([с]), глухой парный ([з]); буква «эс»; т - согласный, твердый парный ([т]), глухой парный ([д]); буква «тэ»; р - согласный, твердый парный ([р]), звонкий непарный; буква «эр»; а - гласный, ударный; буква «а»; у - гласный, безударный; буква «у»; с - согласный, твердый парный ([с]), глухой парный ([з]); буква «эс»; страус - 6 звуков, 6 букв.
Проверяемые безударные гласные.
Чтобы правильно написать безударные гласные о-а, е-и-я в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Например: река – реки.
1.Вставь пропущенные буквы А, О. Г…лодный, пом…зок, д…р…жить, гл…ва, д…зировка, прил…скать, др…жание, выг…нять, прик…тила, ск…сить, перем…хнули, в…лчище, в…л…сенки, б…льница, вр…ждовать,зерк…льце, восхв..лять, бр…дячие, огр…ничить, т…йник, л…ш…диные, …сленок, за…стрить, в…здушный. 2.Вставь пропущенные буквы Е, И, Я. Дер..вце, вы…влять, в…зание, ст…на, щ…левой, вып…чка, гр…бник, штр…ховка, в…селые, к…словатый, л…сток, гн…здовой, л…тучий, изм…льчить, б…дняжка, б…лизна, ум…ньшить, з…мляк, запр…тить, ед…ница, д…шевенький, вр…дитель, п…вица, м…сной.
Проверяемые согласные
1. Раскрой скобки. Проверь. Обозначь орфорамму. До сере(д, т)ки кру(ш,ж)ка, ланды(ш,ж), ро(б,п)кий звере(к,г), кре(п,б)кая вере(ф,в)ка, мя(х,г)кая поду(ш,ж)ка, сла(т,д)кая ре(п,б)ка, ло(ф,в)ко прячет ко(х,г)ти, пас(т,д)бище. 2. Напиши слова в два столбика. В левый столбик - слова с непроизносимыми согласными, в правый – «ЗН» без «Д» и«СН» без «Т». Колес(т)ный, облас(т)ной, чес(т)ный, ярос(т)ный, праз(д)ничный, напрас(т)ный, колхоз(д)ный,опас(т)ный, сер(д)це, хрус(т)нуть, свис(т)нуть, прекрас(т)ный, навес(т)ной, чудес(т)ный, поз(д)ний, страс(т)ный, бессловес(т)ный, тягос(т)ный, окрес(т)ный, жалос(т)ливый, тес(т)ный, интерес(т)ный, сверс(т)ники, ровес(т)ник, соглас(т)ный, чу(в)ство, парус(т)ный, лес(т)ница, грус(т)ный, ужас(т)ный, ус(т)ный. Гласные после шипящих.
1.Вставь пропущенные буквы. Ж…раф, ш…рина, тиш…на, расш…ряют, ж…тели, щ…ренок, ч…жой, щ…рится, доч…рка, ч…сы, обещ…ние, площ…дь, перч…тки, уч…сток, щ…вель, ч…совой, параш...т, ж…ри, брош…ра. 2. Напиши слова в два столбика: в левый слова с буквой Е, в правый - с буквой О. Ч…рный, крыж…вник, ж…луди, ш…фер, капюш…н, ш…лк, ш…л, ш…колад, ш…рох, ж…лтый, ноч…вка. 3.Слова с буквой О подчеркни синим карандашом, с Е - зелёным. Сыроеж…к, струж…к, морж…нок, мыш…нок, похож…го, прыж…к, лесоч…к, за дач…й, борщ…м, свеж…го хлеба, бельч…нок, сыноч…к кореш…к, флаж…к, бумаж…чка, пригож…го, больш…го, камыш…м, пшениц…й, учениц…й, кольц…м, конц…м, певиц…й, сердц…м, лапш…й. Гласные буквы после Ц.
Учись применять правило. 1) Определи, в какой части слова орфограмма. 2) Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением или родственным ему. Если слово не исключение - пиши и, если исключение - пиши ы. Если звук ы безударный, перед записью обязательно проверь его. 3) Если слово на -ция, после ц пиши букву и. 4) Если орфограмма в окончании, пиши букву ы. Рассуждай так: ц [ы] фра Орфограмма в корне. Это не слово-исключение, пишем букву и - ц и фра. Улиц ы Орфограмма в окончании. Пишем букву ы - улицы. Вставьте, рассуждая, пропущенные буквы и, ы. Выделите часть слова, в котором пропущена буква. Ц…ркач, спиц…, нарц…сс, конц…, ц…ганский, ц…тата, ц…плятки, ц…кнуть, ц…ркачка, ц…ганка, ц…плячий, ц…стерна. Слова с двумя корнями
При образовании сложных слов используются соединительные гласные О, Е.
1. Спиши, вставляя соединительные гласные О или Е. Объясни условие выбора нужной буквы: под буквой, которая обозначает твердый согласный звук поставь синюю точку; под буквой, которая обозначает мягкий согласный – зеленую точку; шипящие и Ц подчеркните. Хлопк…уборка, басн…писец, солнц..пек, снег..уборка, девяност..летие, велик…душный, дальн…восточный, мир…любивый, кон…водство, камен…тес, пар…ходство, сорок…ножка, зме…видный, древн…русский, ча…питие, рыб…лов, волн…рез, друж….любие, утк…нос, овощ…вод.
2. Составь и запиши сложные слова со словами: Конь, вода, гром, пища, хранилище, хлеб, лед, рыба, зверь, чай, машина, огонь, лов, солнце, мир, нефть.
3. Составь и запиши слова, состоящие из двух корней. Выдели корни, подчеркни соединительные гласные. Носит оружие, мух ловит, овец разводит, звезды падают, землю копает, волны режет, хранит воду, варит кашу. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Составь и запиши сложные слова с корнем лес.
____________________________________________________________________________________________________________________________________ Удвоенные согласные
1. Из слов «сбежали» гласные. Восстанови слова. ПП - …пп…р…т, …пп…т…т, Ф…л…пп, гр…пп. КК - х…кк…й, …кк…р…тн…й, …кк…рд. ЖЖ - др…жж…, в…жж…, ж…жж…ть, м…жж…вельник. ЛЛ - К…р…лл, …лл…, тр…лл…йб…с, к…лл…ктив. ММ - гр…мм…т…к…, гр…мм, …мм…, Р…мм…. НН - т…нн…, в…нн…, т…нн…с, …нн…, р…нн…й, дл…нн…й. СС - м…сс…, ш…сс…, п…сс…ж…р, к…м…сс… …, кр…сс, пр…ф…сс…р, р…сск…й, кл…сс, н…рц…сс, Р…сс… …, Од…сс…. РР - т…рр…т…р… …, п…рр…н, т…рр…с….
2. Раскрой скобки. Объясни написание одной и двух букв. Поддался сестре - подался в горы, поддержать друга - подержать молоток, подделать документ - поделать гимнастику, поддать жару - подать идею. О(т, тт)енок, (с, сс)ода, по(д, дд)ельный, ра(с, сс)пад, ра(з, зз)адорить, бе(с, сс)корыстный, бе(с, сс)рочный, бе(з, зз)дна, (с, сс)ора.
Разделительные Ъ и Ь
Напишите слова распределяя в три столбика: ател…е, ш…ет, про…бежал, за…играет, в…езд, с…ехал, к под…ему, раз…яснил, п…ет, весел…е, в…езжал, солов…и, бар…ер, брат…я, Ил…я, почтал…он, об…едки, на…ехал, с…езд, по…едем, необ…ятный, по…явление.
Измените слова так, чтобы появилась необходимость писать разделительный – ь: ночь, белка, уметь, ручей, друг, перо, воробей, лист, гулять, прут, дерево, Даша, Маша, птица, крыло, варить, брат, стул, звено, сучок, кол, соловей, сидеть, учить, солить, муравей, пить. Ь после шипящих
Мягкий знак не обозначает мягкости шипящих на конце существительных, глаголов и наречий, хотя и пишется в некоторых случаях (мышь, поешь, звонишь, вскачь).
Спиши. Вставь, где нужно, Ь. Подчеркни слова с Ь зеленым цветом, без Ь – красным цветом. Береч(ь), скрипач(ь), теч(ь), мяч(ь), рисуеш(ь), ноч(ь), гуляеш(ь), нож(ь), невтерпеж(ь), вскач(ь), молодеж(ь), пахуч(ь), настеж(ь), играеш(ь), скучаеш(ь), занимаеш(ь)ся, с плеч(ь), много дач(ь), сплош(ь),горяч(ь), стереч(ь), учиш(ь)ся, товарищ(ь), клещ(ь), вещ(ь), грач(ь), доч(ь), пишеш(ь), помощ(ь), помоч(ь), уж(ь), глуш(ь), рож(ь), прочитаеш(ь), маж(ь)те, леч(ь), лещ(ь), убираеш(ь),гладиш(ь), увидиш(ь), хорош(ь), кирпич(ь), скрипиш(ь), спиш(ь), радуеш(ь)ся. Правописание суффиксов Имен существительных.
1. Допиши суффиксы -ик-, -ек-, -ок-. Дождички – дождич__, рожки – рож__, сыночки – сыноч__, мячики – мяч__, блиночки – блиноч__, кирпичики – кирпич__, кабачки – кабач__. 2. Добавь суффиксы -ек- или -ок-. Не забывай: после шипящих под ударением в суффиксах пишется только о! Ящич__, кореш__, ножич__, старич__, быч__, сверч__, горош__, прыж_. 3. Вставь нужную букву. Букаш_чка, нян_чка, един_чка, стран_чка, книж_чка, сестр_чка, син_чка. 4. Допиши суффикс -ец- или -иц-. Помни, Что после суффикса -иц- надо писать окончание -а. Умн____, пев____, пев____, молод_____, лис_____, ящер____, красав_____, дев_____, мудр_____, брат_____. 5. Вставь необходимые буквы. Докажи. Виш__нка-__________, царап__нка-__________, череш__нка-__________, трещ__нка-__________, баш__нка-___________, клюкв__нка-__________.
Правописание приставок Гласные в приставках
Гласные в приставках пре- и при- ПРИ – пишем, если слово обозначает: присоединение, приближение, близость, неполноту действия. Например: приклеить, прибежал, прибрежный, приоткрыть. ПРЕ – имеет два значения: 1) близкое по значению слова очень, например: ПРЕДОБРЫЙ (ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ); 2) БЛИЗКОЕ К ЗНАЧЕНИЮ ПЕРЕ-, НАПРИМЕР: прервать (перерыв), преграда (перегородить).
Запомни: причуда, причудливый, прихоть, прихотливый, приключение, препятствие, пренебрегать, преследовать. Приставки, оканчивающиеся на З//С Буква З пишется перед гласными и звонкими согласными, а перед глухими - С в соответствии с произношением. Например: Изгиб-источник, возложить-воспеть, взваливать-всходит, безродный-бестолковый, разбег-рассказ. 1. Вставь нужную букву в приставке: бе…шумный, ра…дать, и…править, бе…жалостный, бе…дельник, бе…опасный, ра…писание, бе…облачный.
Части слова
Разбор слова по составу Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить части, из которых оно состоит. Разберем слово настольный. 1. Найдем и выделим окончание и основу. Для этого изменим форму слова: настольный - (нет) настольного - (любуюсь) настольным - (думаю о) настольном. Окончание - ый, основа настольн- 2. Выделим корень. Для этого подберем к слову однокоренные слова: стол, столик, столовая. Общая часть родственных слов – стол -. Это корень слова. 3. Выделим суффикс (если он в слове есть) и докажем, что такой же суффикс есть и в других словах. Часть слова между корнем и окончанием -н-. Это и есть суффикс. Такой же суффикс есть в словах школьный, классный, летний. 4. Выделим приставку (если она в слове есть) и докажем, что такая же приставка есть и в других словах. Часть слова перед корнем на -. Это и есть приставка. Такая же приставка есть и в других словах: наручный, настенный, напольный. Образец полного письменного разбора слова по составу: 1) приозерный ( приозерн ого, приозерн ому, приозерн ым) 2) приозерный ( озеро, озерцо, озерный) 3) приозерный ( лесной, дорожный, речной) 4) приозерный ( пришкольный, приморский, привокзальный) 5) приозерный. Помни:! бывают слова с нулевым окончанием (вечер, медведь) ! есть слова, которые не имеют окончания – это неизменяемые слова (пальто, кино, кафе, метро, пианино, эскимо, пони, шоссе, меню, радио, желе, кофе, кенгуру, какао, такси). Сделай полный письменный разбор по составу.
ИЗБУШКА, СОННЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ОХОТНИКИ. Слова для разбора по составу
(однокоренные имена существительные, имена прилагательные, глаголы) Обозначьте части слова Алый, аленький, алеет; аппетит, аппетитный; белый, беленький, белеет, побелел; берег, бережок, левобережный, побережье; береза, березка, березонька; брат, братик, братец, братишка, братский, собрат; билет, билетик, безбилетный; вагон, вагонный, вагончик; ванна, ванночка; вода, водолаз, водопад; год, годик, годок; голова, головка, головушка; голос, отголосок, голосует; дед, дедушка, прадедушка; дорога, дорожка, дороженька, подорожник; друг, дружок, дружище, подруга, дружный, дружил; ель, елка, ельник, еловый; журавль, журавлик, журавленок, журавлиный, журавушка; звезда, звездочка, звездный, беззвездный, звездопад; изба, избушка, избища; класс, классный, одноклассник; лед, ледок, льдина, наледь, гололед, заледенел; мороз, морозец, морозный, безморозный, морозит; орел, орлица, орленок, орлиный; пар, парной, парник, паровоз, паровозик; пух, пушок, пушинка, пуховой, пушистый, распушился; сад, садик, садовник, посадки, садовый, садовод, посадит; снег, снежок, снежинка, снежный, бесснежный, подснежник, снегопад; сторож, сторожиха, сторожка, сторожевой, сторожит; сын, сынок, сынишка, пасынок; терраса, терраска, террасный; ум, умишко, умный, умник, умница, безумный, безумец, разум; поумнел, разумный, умненький; хлеб, хлебец, хлебушек, хлебный нахлебник, хлеборез; цвет, цветок, цветочный, цветет, цветник; час, часик, часок, часовой, почасовой; язык, язычок, языковой. Имя существительное - это самостоятельная часть речи - обозначает название предмета - отвечает на вопросы кто? что? Постоянные признаки имени существительного:
В предложении имя существительное является чаще всего подлежащим или дополнением: Птичкис о л н ы ш к а ждут, птичкип е с н и поют… (И. Никитин.) Правописание безударных окончаний имен существительных
Безударные гласные в окончаниях имен существительных обозначаются той же буквой, что и ударные гласные в словах этого склонения. Безударные окончания имен существительных 1-го склонения можно проверить по ударным окончаниям слов весна, земля.
Для существительных 2-го склонения опорными словами будут слон, колесо.
Для существительных 3-го склонения опорное слово не особенно-то и нужно. Смотрите сами:
В родительном, дательном и предложном падежах существительные 3-го склонения будут иметь окончание -и. Это надо твердо запомнить.
Во множественном числе у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения окончания совпадают. Безударные окончания имен существительных множественного числа можно проверить ударным окончанием слова стол или по таблице. Именительный падеж -и, -ы, -а Родительный падеж , -ов, -ев, ей Дательный падеж -ам, -ям Винительный падеж -и, -ы Творительный падеж -ами, -ями Предложный падеж -ах, -ях
О и А на конце наречий В конце наречий с приставками из-, до-, с- пишется А: издавна, дочиста, сначала. В конце наречий с приставками в-, на-, за- пишется О: влево, начисто, заново.
Для запоминания этой закономерности можно применить один очень ловкий фокус. Иногда его называют правилом «окна». Давайте на минутку превратим приставки в предлоги. А теперь употребим эти предлоги с существительным «окно». И посмотрим, что станет с конечными буквами слов.
Подчеркните наречия.
Мы искренне поздравили товарища. На небе неподвижно стоят перистые облака. Солнце нещадно палит. Он неуклюже повернулся. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.
Главные и второстепенные члены предложения
Главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое.
Подлежащее - это главный член предложения, который называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее подчеркивается одной чертой.
Черемуха цветет в мае. Рабочие строят дом. Лодка плывет по озеру. Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков? Сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Черемуха (что делает?) цветёт в мае. Лодка (что делает?) плывет по озеру. Катя (какова?) аккуратна. В русском языке есть предложения, в которых есть только один главный член - подлежащее (Ночь. Поздняя осень.) или одно сказуемое (Морозит. Запиши в тетрадь.) В предложении есть главные члены – подлежащее и сказуемое. Остальные члены предложения называются второстепенными.
Предложение с второстепенными членами предложения называется распространенным. Предложение без второстепенных членов называется нераспространенным.
Обстоятельства отвечают на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.119 (0.039 с.)