Справочник-тренажер поможет вам осмыслить и усвоить теоретический материал, а также научит применять на практике орфографические правила. Будет незаменимым помощником во время работы над ошибками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Справочник-тренажер поможет вам осмыслить и усвоить теоретический материал, а также научит применять на практике орфографические правила. Будет незаменимым помощником во время работы над ошибками.



Справочник-тренажер поможет вам осмыслить и усвоить теоретический материал, а также научит применять на практике орфографические правила. Будет незаменимым помощником во время работы над ошибками.

Русский алфавит.

Аа ( а) Бб (бэ) Вв (вэ) Гг (гэ) Дд (дэ) Ее (е) Ее (е) Жж (жэ) Зз (зэ) Ии (и) Йй (и краткое) Кк (ка) Лл (эль) Мм (эм) Нн (эн) Оо (о) Пп (пэ) Рр (эр) Сс (эс) Тт (тэ) Уу (у) Фф (эф) Хх (ха) Цц (цэ) Чч (че) Шш (ша) Щщ (ща) Ъ (твердый знак) Ыы (ы) Ь ( мягкий знак) Ээ (э) Юю (ю) Яя (я).

 

Гласные согласные звуки и буквы.

Звуки слышим и произносим Буквы пишем и видим

Г л а с н ы е

а о э и у ы- 6 гласных звуков. Образуют слоги. а о э у ы —обозначают твердость согласного звука я е ё ю у—обозначают мягкость согласного звука. (10 гласных букв)

С о г л а с н ы е з в у к и (36).

Не образуют слогов Согласных букв 21
Твердые парные мягкие Звонкие парные глухие
бант (Б—Б) бинт вол (В—В) вел гол (Г—Г) гид доктор (Д — Д) диктор зонт (З—З) зеркало кот (К—К) кит лось (Л—Л) лес мыл (М—М) мил нос (Н—Н) нес пол (П—П) пил рука (Р—Р) река сон (С—С) село тон (Т—Т) тень фокус (Ф—Ф) фикус бинт (Б—П) пила враг (В—Ф) флаг гол (Г—К) кол душ (Д—Т) туман жук (Ж—Ш) шум зонт (З—С) сом 1)Звонкие согласные произносятся глухо(оглушаются) на конце слова и перед глухим согласным: рог-ро [к] (не ро [х] !), все- [ф] се, дубки-ду [п] ки. 2)глухие согласные произносятся звонко(озвончаются) перед звонкими согласными: сбить- [З] бить.
Непарные Непарные
Твердые Мягкие [Ж] [Ш] [Ц] [Ч] [Щ] [Й] Звонкие Глухие [Л] [М] [Н] [Р] [Й] [Х] [Ц] [Ч] [Щ]

Буквы Ъ, Ь звуков не обозначают.

Буквы Я, Ю, Е, Е обозначают два звука:

1) в начале слова: я ма-,а] ма, юг-,у] г, е ль-,э] ль, ё лка-,о] лка.

2) После гласной: ма я к – ма,а] к, да ю т-да,у] т, по ё т-по,о] т.

3) После разделительных Ъ и Ь: дру зья -дру,й,а], съе л- [сй,э] л.

1. Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.

Мальки, воробьи, змея, стайка, змейка, свои, яблоко, ученица.

2. Подчеркните слова, в которых есть звук [а]. Обозначьте звуковой состав этих слов.

Ямка, мясной, мясо, волк, моль, милиция, книга, рядом, ясный.

3. Прочитайте слова. Подчеркните слово, в котором все согласные звуки звонкие. Докажите выбор.

Кружка, крошка, гибкий, гвозди, жидкий, березка.

4. Подчеркните слова с ошибками. Исправьте ошибки.

Чясы, щюка, чудовище, животное, шыповник, щавель.

5. Прочитайте слова. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Корол…ки (птицы), пес…ня, камен…щик, подсвеч…ник, сквореч…ник.

6. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Петух, еж, заяц, месяц, лимон, чаща, деньки, птенчик.

7.Установите, какую роль выполняет мягкий знак в каждом слове. Распределите слова в две группы по значению ь.

Вьюга, Ольга, Татьяна, Игорь, Наталья, воробьи, ноябрь, компьютер, сельдь.

Как выполнить фонетический анализ слова.

1. Произнеси слово, выдели слоги, определи место ударения, запиши слово с помощью транскрипции.

2. Произнеси слово, укажи в нем последовательно все звуки, охарактеризуй их:

а) гласный звук: ударный или безударный, какой буквой обозначен;

б) согласный звук: звонкий или глухой (назови пару),твердый или мягкий (назови пару), какой буквой обозначен.

Произнеси слово, запиши количество звуков. Запиши слово, укажи количество букв.

Давай вместе разберем слово страус.

Страус, стра-ус, с т р а у с:

с - согласный, твердый парный ([с]), глухой парный ([з]); буква «эс»;

т - согласный, твердый парный ([т]), глухой парный ([д]); буква «тэ»;

р - согласный, твердый парный ([р]), звонкий непарный; буква «эр»;

а - гласный, ударный; буква «а»;

у - гласный, безударный; буква «у»;

с - согласный, твердый парный ([с]), глухой парный ([з]); буква «эс»;

страус - 6 звуков, 6 букв.

 

Проверяемые безударные гласные.

 

Чтобы правильно написать безударные гласные о-а, е-и-я в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Например: река – реки.

 

ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ, НАПИШИ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА, ОБОЗНАЧЬ ОРФОГРАММУ. ЕСЛИ В СЛОВЕ ДВЕ ПРОВЕРЯМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, ТО НУЖНО ПОДОБРАТЬ ДВА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВА.
ЗАКР…ПИЛИ - СЛ…ДЫ З..РНО- ГН..ЗДО- ПЛ…ЧО- Л…ЦО- Ч…СЛО- П…ЛА- ПЕРЕДВ…ГАЕТ- СКР…ПИТ- П…ТНО- ГР…ДА- ОБЪ…СНИЛ- ПОДТ…НУЛИ- РАЗГЛ…ДЕТЬ- СТР…НА- ОХР…НЯТЬ- ЖУР…ВЛИНЫЙ- ХР…БРЕЦ- ЗАП…Х- СК…ЛЬЗИТЬ- К…ЛЮЧИЕ- ОП…ЗДАТЬ- ХЛ…ПОЧУТ- Д…ЧУРКА- Г…Л…СИСТЫЙ- Х…Л…ДОК- М…Л…ДЕЕТ- З…Л…ТАЯ- Б…Р…ДАТЫЙ- В…С…ЛИТЬСЯ- Д…Р…ВЯННЫЙ- З…Л…НЕТЬ- Л…Б…ДИНЫЙ- Б…Р…ГОВОЙ- ЕСЛИ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ УДАРЕНИЕМ, ТО СЛОВО НУЖНО ЗАПОМНИТЬ ИЛИ ПОСМОТРЕТЬ В СЛОВАРЕ:   Т…РЕЛКА М…РОЗ Р…БЯТА СП…СИБО ЯГ…ДА ВЕТ…Р Л…МОН П…СУДА П…НАЛ Ф…МИЛИЯ …ДЕЖДА …ЗЫК К…Р…НДАШ Л…ПАТА МЕС…Ц  

1.Вставь пропущенные буквы А, О.

Г…лодный, пом…зок, д…р…жить, гл…ва, д…зировка, прил…скать, др…жание, выг…нять, прик…тила, ск…сить, перем…хнули, в…лчище, в…л…сенки, б…льница, вр…ждовать,зерк…льце, восхв..лять, бр…дячие, огр…ничить, т…йник, л…ш…диные, …сленок, за…стрить, в…здушный.

2.Вставь пропущенные буквы Е, И, Я.

Дер..вце, вы…влять, в…зание, ст…на, щ…левой, вып…чка, гр…бник, штр…ховка, в…селые, к…словатый, л…сток, гн…здовой, л…тучий, изм…льчить, б…дняжка, б…лизна, ум…ньшить, з…мляк, запр…тить, ед…ница, д…шевенький, вр…дитель, п…вица, м…сной.

 

 

Проверяемые согласные

парные непроизносимые
б в г д ж з п ф к т ш с Чтобы проверить парный согласный звук нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного звука оказался гласный или сонорный согласный. Сочетания звуков сн и зн в середине слова опасное место. Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимый звук стал произносимым.
Подчеркни парные согласные в слабой позиции, напиши проверочные слова проверочные слова. Обозначь орфограмму. голубь -____________________________ дубки - _____________________________ суп - _______________________________ липки-______________________________ клюв -______________________________ шкаф -_____________________________ ночлег -____________________________ сливки-_____________________________ ромашка -___________________________ завод -______________________________ походка -____________________________ камыш –_____________________________ пирожки –___________________________ арбуз –______________________________   Подчеркни непроизносимый согласный, напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму. завистливый –__________________________ доблестный –___________________________ горестный –____________________________ солнце –_______________________________ бессовестный –_________________________ наездник –_____________________________ ненастный –____________________________ капустный –____________________________ гигантский –____________________________ «ЗН» без «Д» и «СН» без «Т». Напиши проверочные слова. Небесный –_____________________________ алмазный –_____________________________ ежечасный –____________________________ серьезный -____________________________
Есть непроверяемые парные согласные, их нужно запомнить: а в тобус, а в томобиль, вдру г, космона в т Запомни непроверяемые непроизносимые согласные: праз д ник, лес т ница, чу в ство, здра в ствуй

 

1. Раскрой скобки. Проверь. Обозначь орфорамму. До сере(д, т)ки кру(ш,ж)ка, ланды(ш,ж), ро(б,п)кий звере(к,г), кре(п,б)кая вере(ф,в)ка, мя(х,г)кая поду(ш,ж)ка, сла(т,д)кая ре(п,б)ка, ло(ф,в)ко прячет ко(х,г)ти, пас(т,д)бище.

2. Напиши слова в два столбика. В левый столбик - слова с непроизносимыми согласными, в правый – «ЗН» без «Д» и«СН» без «Т». Колес(т)ный, облас(т)ной, чес(т)ный, ярос(т)ный, праз(д)ничный, напрас(т)ный, колхоз(д)ный,опас(т)ный, сер(д)це, хрус(т)нуть, свис(т)нуть, прекрас(т)ный, навес(т)ной, чудес(т)ный, поз(д)ний, страс(т)ный, бессловес(т)ный, тягос(т)ный, окрес(т)ный, жалос(т)ливый, тес(т)ный, интерес(т)ный, сверс(т)ники, ровес(т)ник, соглас(т)ный, чу(в)ство, парус(т)ный, лес(т)ница, грус(т)ный, ужас(т)ный, ус(т)ный.

Гласные после шипящих.

После шипящих Ж, Ш, Ч, Щ не пишутся ы, ю, я, а пишутся И, У, А. После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Е, если можно подобрать однокоренное слово с Ё. После шипящих под ударением пишется буква О в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. Без ударения в тех же случаях пишется Е.
ЖИ - ШИ пиши с буквой И. Машина жирафы ландыши лыжи ЧА - ЩА пиши с буквой А. чаща печать площадь печаль ЧУ - ЩУ пиши с буквой У. щука грущу кричу чищу   желтый - желтеть шепот - шепчет черточка - черта черный - чернеть шел - шедший Приведи свои примеры.     В суффиксах: снежок, но овраж е к пятачок, но песочек медвежонок, но доченька зайчонок, но дороженька мышонок, но грушевый В окончаниях: нож ом, свечой, но товарищ ем, тучей, большого, но хорошего…
Запомни исключения: Брош ю ра, ж ю ри, параш ю т. Запомни буква О пишется в словах: крыжовник, обжора, трущоба, шов, шорох, чопорный, шоссе, шоколад, жокей, шофер, капюшон. Запомни: в окончаниях имен существительных после буквы Ц под ударением тоже пишется буква О, а без ударения в этих же случаях пишется буква Е. Борц ом – пальц ем огурцом - зайце м

1.Вставь пропущенные буквы.

Ж…раф, ш…рина, тиш…на, расш…ряют, ж…тели, щ…ренок, ч…жой, щ…рится, доч…рка, ч…сы, обещ…ние, площ…дь, перч…тки, уч…сток, щ…вель, ч…совой, параш...т, ж…ри, брош…ра.

2. Напиши слова в два столбика: в левый слова с буквой Е, в правый - с буквой О. Ч…рный, крыж…вник, ж…луди, ш…фер, капюш…н, ш…лк, ш…л, ш…колад, ш…рох, ж…лтый, ноч…вка.

3.Слова с буквой О подчеркни синим карандашом, с Е - зелёным.

Сыроеж…к, струж…к, морж…нок, мыш…нок, похож…го, прыж…к, лесоч…к, за дач…й, борщ…м, свеж…го хлеба, бельч…нок, сыноч…к кореш…к, флаж…к, бумаж…чка, пригож…го, больш…го, камыш…м, пшениц…й, учениц…й, кольц…м, конц…м, певиц…й, сердц…м, лапш…й.

Гласные буквы после Ц.

В корнях слов после Ц звук ы обозначается буквой и. В окончаниях после Ц пишется буква ы. В словах на -ция пишется буква и.
цирк циркуль цифра циклон цилиндр Исключение составляют слова: цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках. Выдели в словах окончание: куни цы синицы рукавицы зайцы огурцы певицы лестницы Подчеркни -ЦИЯи запомни правописание: коллек ция станция акация милиция полиция традиция

Учись применять правило.

1) Определи, в какой части слова орфограмма.

2) Если орфограмма в корне, проверь, не является ли слово исключением или родственным ему. Если слово не исключение - пиши и, если исключение - пиши ы. Если звук ы безударный, перед записью обязательно проверь его.

3) Если слово на -ция, после ц пиши букву и.

4) Если орфограмма в окончании, пиши букву ы.

Рассуждай так:

ц [ы] фра

Орфограмма в корне.

Это не слово-исключение, пишем букву и - ц и фра.

Улиц ы

Орфограмма в окончании.

Пишем букву ы - улицы.

Вставьте, рассуждая, пропущенные буквы и, ы. Выделите часть слова, в котором пропущена буква.

Ц…ркач, спиц…, нарц…сс, конц…, ц…ганский, ц…тата, ц…плятки, ц…кнуть, ц…ркачка, ц…ганка, ц…плячий, ц…стерна.

Слова с двумя корнями

 

При образовании сложных слов используются соединительные

гласные О, Е.

 

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная О А после мягких согласных, шипящих и Ц - соединительная Е
Выдели в словах корни. Подчеркни букву, которая соединяет корни.   снегопад ледокол мясорубка миролюбивый домохозяйка     Выдели в словах корни. Подчеркни букву, которая соединяет корни.   мышеловка очевидец землетрясение чужестранец птицеферма

 

1. Спиши, вставляя соединительные гласные О или Е. Объясни условие выбора нужной буквы: под буквой, которая обозначает твердый согласный звук поставь синюю точку; под буквой, которая обозначает мягкий согласный – зеленую точку; шипящие и Ц подчеркните.

Хлопк…уборка, басн…писец, солнц..пек, снег..уборка, девяност..летие, велик…душный, дальн…восточный, мир…любивый, кон…водство, камен…тес, пар…ходство, сорок…ножка, зме…видный, древн…русский, ча…питие, рыб…лов, волн…рез, друж….любие, утк…нос, овощ…вод.

 

2. Составь и запиши сложные слова со словами:

Конь, вода, гром, пища, хранилище, хлеб, лед, рыба, зверь, чай, машина, огонь, лов, солнце, мир, нефть.

 

 

3. Составь и запиши слова, состоящие из двух корней. Выдели корни, подчеркни соединительные гласные.

Носит оружие, мух ловит, овец разводит, звезды падают, землю копает, волны режет, хранит воду, варит кашу.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Составь и запиши сложные слова с корнем лес.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Удвоенные согласные

 

в корне слова (нужно запомнить) на стыке приставки и корня на стыке корня и суффикса
Выдели корень слова: су бб ота а пп ликация аллея группа суффикс иллюстрация коллектив коллекция миллион металл телеграмма сумма килограмм тонна антенна касса бассейн искусство ссора   Выдели приставку и корень: ра сс ветет рассказывает поддержать рассольник оттаять безземельный беззвучный оттащил рассвет оттепель поддувать оттеснить бессмертник рассекретить оттолкнуть рассказ беззаботный Выдели корень и суффикс: со нн ый весенний лимонный осенний длинный ранний телефонный оконный туманный каменный пустынный карманный картинная манная осинник машинная балконная  

 

1. Из слов «сбежали» гласные. Восстанови слова.

ПП - …пп…р…т, …пп…т…т, Ф…л…пп, гр…пп.

КК - х…кк…й, …кк…р…тн…й, …кк…рд.

ЖЖ - др…жж…, в…жж…, ж…жж…ть, м…жж…вельник.

ЛЛ - К…р…лл, …лл…, тр…лл…йб…с, к…лл…ктив.

ММ - гр…мм…т…к…, гр…мм, …мм…, Р…мм….

НН - т…нн…, в…нн…, т…нн…с, …нн…, р…нн…й, дл…нн…й.

СС - м…сс…, ш…сс…, п…сс…ж…р, к…м…сс… …, кр…сс, пр…ф…сс…р,

р…сск…й, кл…сс, н…рц…сс, Р…сс… …, Од…сс….

РР - т…рр…т…р… …, п…рр…н, т…рр…с….

 

2. Раскрой скобки. Объясни написание одной и двух букв.

Поддался сестре - подался в горы, поддержать друга - подержать молоток, подделать документ - поделать гимнастику, поддать жару - подать идею.

О(т, тт)енок, (с, сс)ода, по(д, дд)ельный, ра(с, сс)пад, ра(з, зз)адорить, бе(с, сс)корыстный, бе(с, сс)рочный, бе(з, зз)дна, (с, сс)ора.

 

Разделительные Ъ и Ь

Разделительный - Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я. Разделительный Ъ НЕ пишется после приставок, которые оканчиваются на гласный звук.     Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или между корнем и окончанием.
  Обозначьте в словах орфограмму Ъ -разделительный:   въе хал подъехал отъезжать разъезженный объединить необъятный съежились подъезжает подъезд объявление подъемный съедобный объяснил разъяренный взъерошенный предъюбилейный   ГРАФИЧЕСКИ ДОКАЖИТЕ, ЧТО В ЭТИХ СЛОВАХ НЕ ПИШЕТСЯ Ъ-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ:   з а явление уезжает проиграть наезды появление поехал соединить заезжает поезд пояснил появился проявил поедает     ОБЪЯСНИТЕ НАПИСАНИЕ Ь-РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО, ВЫДЕЛЯЯ ЧАСТИ СЛОВА.   обе зья на вьюн вьюга ру чьи муравьи соловьи волчьи вьет жилье под елью счастье зашьет здоровье  

 

Напишите слова распределяя в три столбика: ател…е, ш…ет, про…бежал, за…играет, в…езд, с…ехал, к под…ему, раз…яснил, п…ет, весел…е, в…езжал, солов…и, бар…ер, брат…я, Ил…я, почтал…он, об…едки, на…ехал, с…езд, по…едем, необ…ятный, по…явление.

 

Измените слова так, чтобы появилась необходимость писать разделительный – ь: ночь, белка, уметь, ручей, друг, перо, воробей, лист, гулять, прут, дерево, Даша, Маша, птица, крыло, варить, брат, стул, звено, сучок, кол, соловей, сидеть, учить, солить, муравей, пить.

Ь после шипящих

 

Мягкий знак не обозначает мягкости шипящих на конце существительных, глаголов и наречий, хотя и пишется в некоторых случаях (мышь, поешь, звонишь, вскачь).

 

пишется Ь после шипящих на конце слова:   1) у существительных женского рода в им. п. ед. ч. Ь после шипящих на конце слова не пишется: 1) у существительных мужского рода в им.п. ед. ч.:
рожь тишь ночь вещь брошь   гараж камыш луч товарищ плащ
2) у глаголов во всех формах, при этом Ь сохраняется и перед -ся, -те: 2) у существительных женского и среднего рода в род. п. мн.ч.:
беречь – беречься (н.ф.) моешь – моешься (2лицо, ед.ч.) режь – режьте (повелит. накл.) спрячь - спрячься - спрячьте печь - печьте - печешь   тучи - много туч училища - нет училищ рощи - нет рощ
3)на конце наречий после шипящих (исключение: уж, замуж, невтерпеж). 3) у кратких прилагательных:
вскачь наотмашь настежь сплошь навзничь хорош горяч свеж пахуч

 

Спиши. Вставь, где нужно, Ь. Подчеркни слова с Ь зеленым цветом, без Ь – красным цветом.

Береч(ь), скрипач(ь), теч(ь), мяч(ь), рисуеш(ь), ноч(ь), гуляеш(ь), нож(ь), невтерпеж(ь), вскач(ь), молодеж(ь), пахуч(ь), настеж(ь), играеш(ь), скучаеш(ь), занимаеш(ь)ся, с плеч(ь), много дач(ь), сплош(ь),горяч(ь), стереч(ь), учиш(ь)ся, товарищ(ь), клещ(ь), вещ(ь), грач(ь), доч(ь), пишеш(ь), помощ(ь), помоч(ь), уж(ь), глуш(ь), рож(ь), прочитаеш(ь), маж(ь)те, леч(ь), лещ(ь), убираеш(ь),гладиш(ь), увидиш(ь), хорош(ь), кирпич(ь), скрипиш(ь), спиш(ь), радуеш(ь)ся.

Правописание суффиксов

Имен существительных.

Суффикс Правописание суффиксов имен существительных Примеры
-енок- Пишется после мягких согласных, кроме Ч. Тигренок, теленок.
-онок- Пишется после твердых согласных и Ч. Волчонок.
-ик- Пишется, если при изменении слова гласный звук и сохраняется. Ключик - ключика дождик - дождика
-ек- Пишется, если при изменении слова гласный звук и «убегает». Замочек - замочка листочек -листочка
-ок- Суффикс -ок- всегда под ударением. После шипящих в суффиксе -ок- всегда пишется только гласная буква О. Ветерок, адресок, сверчок, дружок, пирожок, лужок.
-иц- Пишется в именах существительных женского рода. Девица, красавица, певица, умница.
-ец- Пишется в именах существительных мужского рода. Братец, красавец, певец, молодец.
Сочетания -ичк-, -ечк - Сочетание -ичк- пишется в словах, образованных от слов на -ица. В остальных случаях пишется сочетание -ечк- Сестрица-сестрика лисица - лисичка дочка - дочечка
Сочетания -инк- -енк- Сочетание -инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом -ин- и окончанием. Сочетание -енк- пишется в словах, образованных от слов на -на, -ня . Вершина-вершинка, трещина-трещинка, вишня- вишенка, сосна - сосенка

1. Допиши суффиксы -ик-, -ек-, -ок-.

Дождички – дождич__, рожки – рож__, сыночки – сыноч__, мячики – мяч__, блиночки – блиноч__, кирпичики – кирпич__, кабачки – кабач__.

2. Добавь суффиксы -ек- или -ок-. Не забывай: после шипящих под ударением в суффиксах пишется только о!

Ящич__, кореш__, ножич__, старич__, быч__, сверч__, горош__, прыж_.

3. Вставь нужную букву.

Букаш_чка, нян_чка, един_чка, стран_чка, книж_чка, сестр_чка, син_чка.

4. Допиши суффикс -ец- или -иц-. Помни, Что после суффикса -иц- надо писать окончание .

Умн____, пев____, пев____, молод_____, лис_____, ящер____, красав_____, дев_____, мудр_____, брат_____.

5. Вставь необходимые буквы. Докажи.

Виш__нка-__________, царап__нка-__________, череш__нка-__________,

трещ__нка-__________, баш__нка-___________, клюкв__нка-__________.

 

Правописание приставок

Гласные в приставках

Е А О О
пр е д- п е р е - з а - н а - н а д- о - д о - п о - пр о - в - во с - со от - ото об - обо под - подо над - надо
пр е дстать пр е дсказатель п е р е мешать п е р е писка   з а летел н а стольный н а дпись з а ходит о кружность д о читал п о ход пр о ехал вход - вошел обход - обошел подбежал - подошел

Гласные в приставках пре- и при-

ПРИ – пишем, если слово обозначает: присоединение, приближение, близость, неполноту действия. Например: приклеить, прибежал, прибрежный, приоткрыть.

ПРЕ – имеет два значения: 1) близкое по значению слова очень, например: ПРЕДОБРЫЙ (ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ); 2) БЛИЗКОЕ К ЗНАЧЕНИЮ ПЕРЕ-, НАПРИМЕР: прервать (перерыв), преграда (перегородить).

 

Запомни: причуда, причудливый, прихоть, прихотливый, приключение, препятствие, пренебрегать, преследовать.

Приставки, оканчивающиеся на З//С

Буква З пишется перед гласными и звонкими согласными, а перед глухими - С в соответствии с произношением. Например:

Изгиб-источник, возложить-воспеть, взваливать-всходит, безродный-бестолковый, разбег-рассказ.

1. Вставь нужную букву в приставке: бе…шумный, ра…дать, и…править, бе…жалостный, бе…дельник, бе…опасный, ра…писание, бе…облачный.

 

Части слова

  Приставка Корень Суффикс Окончание
Что это? - это часть слова, стоит перед корнем. - это главная часть слова. - это часть слова, стоит после корня. - это изменяемая часть слова.
Для чего служит? Приставка служит для образования новых слов. Прилетел, пролетел, вылетел. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Мороз, морозный. Суффикс служит для образования новых слов. Сын - сынок, лиса-лисёнок. Окончание служит для связи слов в предложении. Хорошо мед-ведю зимой в берлоге.
Основа -это часть слова без окончания. В основе слова заключено значение данного слова. Осин а, осинк а, осинник, осинов ый, подосиновик.

Разбор слова по составу

Чтобы разобрать слово по составу, надо выделить части, из которых оно состоит. Разберем слово настольный.

1. Найдем и выделим окончание и основу. Для этого изменим форму слова: настольный - (нет) настольного - (любуюсь) настольным - (думаю о) настольном. Окончание - ый, основа настольн-

2. Выделим корень. Для этого подберем к слову однокоренные слова: стол, столик, столовая. Общая часть родственных слов – стол -. Это корень слова.

3. Выделим суффикс (если он в слове есть) и докажем, что такой же суффикс есть и в других словах. Часть слова между корнем и окончанием -н-. Это и есть суффикс. Такой же суффикс есть в словах школьный, классный, летний.

4. Выделим приставку (если она в слове есть) и докажем, что такая же приставка есть и в других словах. Часть слова перед корнем на -. Это и есть приставка. Такая же приставка есть и в других словах: наручный, настенный, напольный.

Образец полного письменного разбора слова по составу:

1) приозерный ( приозерн ого, приозерн ому, приозерн ым)

2) приозерный ( озеро, озерцо, озерный)

3) приозерный ( лесной, дорожный, речной)

4) приозерный ( пришкольный, приморский, привокзальный)

5) приозерный.

Помни:! бывают слова с нулевым окончанием (вечер, медведь)

! есть слова, которые не имеют окончания – это неизменяемые слова (пальто, кино, кафе, метро, пианино, эскимо, пони, шоссе, меню, радио, желе, кофе, кенгуру, какао, такси).

Сделай полный письменный разбор по составу.

 

ИЗБУШКА, СОННЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ, ОХОТНИКИ.

Слова для разбора по составу

 

(однокоренные имена существительные, имена прилагательные, глаголы)

Обозначьте части слова

Алый, аленький, алеет;

аппетит, аппетитный;

белый, беленький, белеет, побелел;

берег, бережок, левобережный, побережье;

береза, березка, березонька;

брат, братик, братец, братишка, братский, собрат;

билет, билетик, безбилетный;

вагон, вагонный, вагончик;

ванна, ванночка;

вода, водолаз, водопад;

год, годик, годок;

голова, головка, головушка;

голос, отголосок, голосует;

дед, дедушка, прадедушка;

дорога, дорожка, дороженька, подорожник;

друг, дружок, дружище, подруга, дружный, дружил;

ель, елка, ельник, еловый;

журавль, журавлик, журавленок, журавлиный, журавушка;

звезда, звездочка, звездный, беззвездный, звездопад;

изба, избушка, избища;

класс, классный, одноклассник;

лед, ледок, льдина, наледь, гололед, заледенел;

мороз, морозец, морозный, безморозный, морозит;

орел, орлица, орленок, орлиный;

пар, парной, парник, паровоз, паровозик;

пух, пушок, пушинка, пуховой, пушистый, распушился;

сад, садик, садовник, посадки, садовый, садовод, посадит;

снег, снежок, снежинка, снежный, бесснежный, подснежник, снегопад;

сторож, сторожиха, сторожка, сторожевой, сторожит;

сын, сынок, сынишка, пасынок;

терраса, терраска, террасный;

ум, умишко, умный, умник, умница, безумный, безумец, разум; поумнел, разумный, умненький;

хлеб, хлебец, хлебушек, хлебный нахлебник, хлеборез;

цвет, цветок, цветочный, цветет, цветник;

час, часик, часок, часовой, почасовой;

язык, язычок, языковой.

Имя существительное

- это самостоятельная часть речи

- обозначает название предмета

- отвечает на вопросы кто? что?

Постоянные признаки имени существительного:

одушевленные неодушевленные Кто? девочка, люди, человек, корова, козленок, конь, Что? парта, стол, книга, лимон, гроза, молния, стул
собственные нарицательные Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Петрович, ученик, учебник, страна, лес, река, стрела, город
мужской род женский род средний род Он (мой) - журнал, пенал, автомобиль, космос, учебник Она (моя) - передача, трава, книга, тарелка, музыка Оно (мое) - солнце, перо, облако, ведро, дерево, окно ! Род неизменяемых имен существительных надо запоминать. Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню - среднего рода. Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе – муж. р.
1 склонение 2 склонение 3 склонение Им. сущ. мужского и женского рода с окончаниями - а, -я в начальной форме (в им. п. ед. ч): сосн а, Ван я. Им. сущ. муж. р. с нулевым окончанием и им. сущ. среднего рода с окончаниями -о, -е: конь, озер о. Им. сущ. женского рода, имеющие в начальной форме нулевое окончаниеи ьна конце: ночь, кость, рожь.
Непостоянные признаки имени существительного: Изменяется по числам Единственное число: месяц, договор, торт, лес Множественное число: месяцы, договоры, торты, леса !Имеют форму только ед.ч.: молоко, сметана, дружба. !Имеют форму только мн.ч.: чернила, каникулы, именины, очки, брюки, сани, ворота, ножницы, очистки.
Изменяется по падежам
Падеж Вспомога-тельное сл. Падежный вопрос Смысловой вопрос предлоги
И.п. есть кто? что?    
Р.п. нет кого?чего? откуда? куда? где? без,у,от,до,с, из,около, возле,через
Д.п. рад кому? чему? куда? где? к,по
В.п. вижу кого? что? куда? где? на, за, под, в,через,про
Т.п. любуюсь кем? чем? куда? где? над,за, под, перед, с, между
П.п. говорю о ком? о чем? где? в, о, об, на, при

В предложении имя существительное является чаще всего подлежащим или дополнением: Птичкис о л н ы ш к а ждут, птичкип е с н и поют… (И. Никитин.)

Правописание безударных окончаний

имен существительных

 

Безударные гласные в окончаниях имен существительных обозначаются той же буквой, что и ударные гласные в словах этого склонения.

Безударные окончания имен существительных 1-го склонения можно проверить по ударным окончаниям слов весна, земля.

Падеж Опорное слово Другое слово Окончание
Родительный Дательный Творительный Предложный с земл и, весны к земл е, весне земл ей, весной о земл е, о весне с деревн и к деревн е деревн ей о деревн е -и, -ы -е -ей, -ей, -ой -е

Для существительных 2-го склонения опорными словами будут слон, колесо.

Падеж Опорное слово Другое слово Окончание
Родительный Дательный Творительный Предложный у слона, без колеса к слону, колесу слоном, колесом о слоне, о колесе с поля к полю полем о поле -а, -я -у, -ю -ом, -ем -е

 

Для существительных 3-го склонения опорное слово не особенно-то и нужно. Смотрите сами:

Падеж Слова Окончание
Родительный Дательный Предложный Нет (чего?) ржи, осени, тетради Рад (чему?) ржи, осени, тетради Говорю (о чем?) О ржи, об осени, о тетради -и -и -и

 

В родительном, дательном и предложном падежах существительные 3-го склонения будут иметь окончание -и. Это надо твердо запомнить.

 

Во множественном числе у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения окончания совпадают.

Безударные окончания имен существительных множественного числа можно проверить ударным окончанием слова стол или по таблице.

Именительный падеж -и, -ы, -а

Родительный падеж , -ов, -ев, ей

Дательный падеж -ам, -ям

Винительный падеж -и, -ы

Творительный падеж -ами, -ями

Предложный падеж -ах, -ях

 

О и А на конце наречий

В конце наречий с приставками из-, до-, с- пишется А: издавна, дочиста, сначала.

В конце наречий с приставками в-, на-, за- пишется О: влево, начисто, заново.

 

Для запоминания этой закономерности можно применить один очень ловкий фокус. Иногда его называют правилом «окна». Давайте на минутку превратим приставки в предлоги. А теперь употребим эти предлоги с существительным «окно». И посмотрим, что станет с конечными буквами слов.

 

«П р а в и л о о к н а»
Предлог Слово Наречие
из до с ОКНА изредкА дочистА справА
в на за   ОКНО вправО насухО затемнО

 

Подчеркните наречия.

 

Мы искренне поздравили товарища. На небе неподвижно стоят перистые облака. Солнце нещадно палит. Он неуклюже повернулся. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.

 

 

 

Главные и второстепенные члены предложения

 

Главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое.

 

Подлежащее - это главный член предложения, который называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее подчеркивается одной чертой.

 

Черемуха цветет в мае.

Рабочие строят дом.

Лодка плывет по озеру.

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков? Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

 

Черемуха (что делает?) цветёт в мае.

Лодка (что делает?) плывет по озеру.

Катя (какова?) аккуратна.

В русском языке есть предложения, в которых есть только один главный член - подлежащее (Ночь. Поздняя осень.) или одно сказуемое (Морозит. Запиши в тетрадь.)

       
   


В предложении есть главные члены – подлежащее и сказуемое. Остальные члены предложения называются второстепенными.

 

Предложение с второстепенными членами предложения называется распространенным. Предложение без второстепенных членов называется нераспространенным.

 

Обстоятельства отвечают на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.204 с.)