Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отражение мягкости согласных на письме

Поиск

Различение твердых и мягких согласных представляет для учеников значительную сложность, поскольку в произношении твердые и мягкие согласные различаются дополнительной артикуляцией (продвижение тела языка вперед и приподнимание средней части языка к твердому небу; для произношения среднеязычного Ц] эта артикуляция является


основной), которая не описывается в школьном курсе русского языка и потому не может быть использована учениками. Затруднено восприятие твердых и мягких согласных также тем, что для парных твердых и мяг­ких согласных в русском алфавите не существует различных букв, мяг­кость же их обозначается другими графическими средствами. Поэтому основным методом предъявления данного материала является объясне­ние учителя с использованием таблиц разного рода.

Все 3 комплекса сообщают, что согласные могут быть твердые и мяг­кие, и предоставляют список парных и непарных твердых и мягких со­гласных. Важно закрепить в сознании учащихся тот факт, что твердые и мягкие согласные в паре — это не один согласный, а разные самостоя­тельные звуки, обладающие способностью смыслоразличения. В связи с особенностями русской графики тяжело осмысляется тот факт, что слова типа малмял различаются не гласными, а согласными звуками и что именно твердость и мягкость согласного играет здесь смыслораз-личительную роль. Поэтому на начальном этапе изучения данной темы целесообразно приводить в качестве примеров слова, в которых мяг­кость согласного обозначается при помощи мягкого знака, например па­ры конконь, банкабанька.

В русском языке 15 пар согласных по твердости / мягкости. Необхо­димо обратить внимание учеников на то, что парные по твердости / мяг­кости согласные различаются только этим признаком и совпадают в других своих признаках, в частности по глухости / звонкости. В школь­ной грамматике не изучаются такие артикуляционные характеристики согласных, как способ и место их образования, однако сообщается, что каждый согласный содержит шум, возникающий при преодолении пре­грады в полости рта. На это можно опереться при демонстрации разли­чий твердых и мягких, которые наиболее явственно можно увидеть при сопоставлении парных согласных: ученики должны произносить попе­ременно парный твердый и мягкий согласный (например [б] — [б'] — [б] — [б']) и фиксировать свое внимание на том, что наличие голоса и положение органов речи, создающих преграду (смыкание верхней губы с нижней) остается при этом неизменным.

Для лучшего запоминания ученикам предлагается таблица, анало­гичная таблице согласных по глухости / звонкости:

 

  непарные         парные (15 пар)       непарные
твердые ж ш ц б в г д з к л м н п р с т ф х  
мягкие   о в г д з' к' л' м' н п р с т ф ч' щ' й'

Парные согласные в этой таблице, как и в таблице глухости / звон­кости согласных, расположены по алфавиту, парные согласные — друг под другом.

Учитель должен обратить внимание учащихся на транскрипционное обозначение мягкости согласных при помощи апострофа (запятой). Как уже было сказано, все 3 комплекса предлагают разное решение для обо­значения мягкости непарных согласных. Так, комплекс 1 обозначает мяг­кость у всех непарных ([ч'], [щ'], [й']), комплекс 2 не обозначает мягко­сти непарных, опираясь, видимо, на то, что у этих согласных в русском языке нет твердых эквивалентов и они всегда мягкие ([ч], [щ], [й]), ком­плекс 3, как и комплекс 1, обозначает мягкость всех непарных мягких ([ч'], [щ'], У']), при этом, как мы видим, звук [й] обозначается, как это принято в высшей школе, при помощи Ц] с той разницей, что в высшей школе мягкость палатального Ц] не обозначается, поскольку связана не с дополнительной, а с основной артикуляцией этого звука. Методически наиболее верным является обозначение мягкости всех мягких, как пар­ных, так и непарных, поскольку это способствует запоминанию данной характеристики у этих согласных.

Мягкость может быть самостоятельным признаком и признаком, по-зиционно обусловленным положением перед другим мягким согласным (сильные и слабые позиции по твердости / мягкости). Этот материал ни в одном из комплексов не представлен четко и систематизированно, в от­личие от материала по самостоятельной и несамостоятельной глухости / звонкости. Отсутствие такого материала значительно затрудняет изуче­ние правописания мягкого знака между согласными. Так, например, ком­плекс 1 формулирует правило следующим образом: «В сочетаниях ч, щ с другими согласными мягких знак не пишется {мощный, кончать). Есть и другие случаи, когда мягкий знак между согласными для обозна­чения мягкости не пишется. О правописании таких слов надо справ­ляться в орфографическом словаре {мостик, гвозди)». Представляется, что если не вводить материала о сильных и слабых по твердости / мяг­кости позициях, то правило написания мягкого знака в середине слова между согласными надо давать в более строгой формулировке, как это сделано, например, в пособии Л. А. Чешко «Русский язык: для подгото­вительных отделений вузов»4:

Мягкий знак в середине слова пишется

а) после мягкого [л'], стоящего перед любым согласным, твердым, так и
мягким {пальма, сельдь); между двумя л мягкий знак не пишется {аллея);

б) после мягкого согласного, стоящего перед твердым {весьма, раньше);

4 Чешко Л. А. Русский язык: Для подготовительных отделений вузов. М., 1990. С. 69-70.


в) после мягкого согласного, стоящего перед мягкими [г'], [к'], [б'], [м'], яв­ляющимися результатом изменения соответствующих твердых {серьги — ср. серьга, но тмин).

В остальных случаях мягкий знак в середине слова для обозначения мягко­сти не пишется (мостик, песня, разве).

Примечание:

а) мягкий знак не пишется в сочетаниях чк, чн, нч, рщ, щн,

б) мягкий знак сохраняется перед суффиксом -ся в неопределенной форме
глагола и перед окончанием -те в повелительном наклонении (приготовиться,
приготовьтесь).

При изучении материала о позиционном смягчении согласных необ­ходимо иметь в виду, что на сегодняшний день регулярным для всех носителей языка является лишь смягчение н перед ч и щ, остальные же случаи смягчения носят факультативный характер и могут отсутство­вать в речи учащихся, поэтому такие приведенные в учебниках приме­ры, как свить в транскрипции [с'в'ит'] (комплекс 3), ветвь (комплекс 1 предлагает учащимся найти в этом слове мягкий согласный, стоящий перед другим мягким) могут вызвать у них недоумение и требуют ком­ментария.

Позиционное отвердение (коньконский) в школьном курсе фоне­тики не изучается как не имеющее выхода на орфографию.

Большого внимания требует тема «Отражение мягкости согласных на письме». Прежде всего, следует обратить внимание учащихся на то, что речь идет не об обозначении мягкости в транскрипции (при помощи апострофа), а об отражении мягкости согласных при записи звучащей речи буквами русского алфавита. Наиболее систематизирована эта тема в комплексе 2, где приводится следующая формулировка: «Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1) при помощи мягкого знака, 2) с помощью букв е, ё, и, ю, я». Комплекс 3 не уделяет внимания этой теме, в комплексе 1 материал разбросан по разным пара­графам. Однако данная тема имеет большое значение для осознания принципов как русской графики, так и русской орфографии. Представ­ляется, что учащимся должен быть предоставлен и проиллюстрирован следующий теоретический материал:

Необходимо различать обозначение мягкости у парных согласных и у непарных согласных.

Для непарных согласных нет необходимости в обозначении мягко­сти, поэтому возможны, например, правила «ча, ща пиши с а», «чу, щу пиши с у». Написание мягкого знака после ч и щ выполняет не фонети­ческую, а грамматическую функцию — указывает на принадлежность слова к определенному грамматическому классу, например: мячночь (указание на род существительного).


Для парных согласных существенен тот факт, что на письме отобра­жается только самостоятельная, непозиционная мягкость согласных, то есть такая мягкость, которая сохраняется на конце слова и перед твер­дым согласным (для [л'] — в любой позиции). Позиционная же мяг­кость на письме не отображается. Поэтому можно сформулировать сле­дующее положение:

На письме отображается самостоятельная мягкость парных мягких согласных в конце слова и в середине слова (правило см. выше). Отра­жение мягкости происходит двумя способами: а) при помощи мягкого знака {конь, раньше), б) при помощи букв я, ю, е, ё, и (мял, мюсли, мел, мёл, мил).

Не отображается на письме мягкость непарных мягких согласных (час) и позиционная мягкость согласных, возникшая из-за соседства согласного с последующим мягким (барабанщик).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.102.18 (0.009 с.)