Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отражение мягкости согласных на письмеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Различение твердых и мягких согласных представляет для учеников значительную сложность, поскольку в произношении твердые и мягкие согласные различаются дополнительной артикуляцией (продвижение тела языка вперед и приподнимание средней части языка к твердому небу; для произношения среднеязычного Ц] эта артикуляция является основной), которая не описывается в школьном курсе русского языка и потому не может быть использована учениками. Затруднено восприятие твердых и мягких согласных также тем, что для парных твердых и мягких согласных в русском алфавите не существует различных букв, мягкость же их обозначается другими графическими средствами. Поэтому основным методом предъявления данного материала является объяснение учителя с использованием таблиц разного рода. Все 3 комплекса сообщают, что согласные могут быть твердые и мягкие, и предоставляют список парных и непарных твердых и мягких согласных. Важно закрепить в сознании учащихся тот факт, что твердые и мягкие согласные в паре — это не один согласный, а разные самостоятельные звуки, обладающие способностью смыслоразличения. В связи с особенностями русской графики тяжело осмысляется тот факт, что слова типа мал — мял различаются не гласными, а согласными звуками и что именно твердость и мягкость согласного играет здесь смыслораз-личительную роль. Поэтому на начальном этапе изучения данной темы целесообразно приводить в качестве примеров слова, в которых мягкость согласного обозначается при помощи мягкого знака, например пары кон — конь, банка — банька. В русском языке 15 пар согласных по твердости / мягкости. Необходимо обратить внимание учеников на то, что парные по твердости / мягкости согласные различаются только этим признаком и совпадают в других своих признаках, в частности по глухости / звонкости. В школьной грамматике не изучаются такие артикуляционные характеристики согласных, как способ и место их образования, однако сообщается, что каждый согласный содержит шум, возникающий при преодолении преграды в полости рта. На это можно опереться при демонстрации различий твердых и мягких, которые наиболее явственно можно увидеть при сопоставлении парных согласных: ученики должны произносить попеременно парный твердый и мягкий согласный (например [б] — [б'] — [б] — [б']) и фиксировать свое внимание на том, что наличие голоса и положение органов речи, создающих преграду (смыкание верхней губы с нижней) остается при этом неизменным. Для лучшего запоминания ученикам предлагается таблица, аналогичная таблице согласных по глухости / звонкости:
Парные согласные в этой таблице, как и в таблице глухости / звонкости согласных, расположены по алфавиту, парные согласные — друг под другом. Учитель должен обратить внимание учащихся на транскрипционное обозначение мягкости согласных при помощи апострофа (запятой). Как уже было сказано, все 3 комплекса предлагают разное решение для обозначения мягкости непарных согласных. Так, комплекс 1 обозначает мягкость у всех непарных ([ч'], [щ'], [й']), комплекс 2 не обозначает мягкости непарных, опираясь, видимо, на то, что у этих согласных в русском языке нет твердых эквивалентов и они всегда мягкие ([ч], [щ], [й]), комплекс 3, как и комплекс 1, обозначает мягкость всех непарных мягких ([ч'], [щ'], У']), при этом, как мы видим, звук [й] обозначается, как это принято в высшей школе, при помощи Ц] с той разницей, что в высшей школе мягкость палатального Ц] не обозначается, поскольку связана не с дополнительной, а с основной артикуляцией этого звука. Методически наиболее верным является обозначение мягкости всех мягких, как парных, так и непарных, поскольку это способствует запоминанию данной характеристики у этих согласных. Мягкость может быть самостоятельным признаком и признаком, по-зиционно обусловленным положением перед другим мягким согласным (сильные и слабые позиции по твердости / мягкости). Этот материал ни в одном из комплексов не представлен четко и систематизированно, в отличие от материала по самостоятельной и несамостоятельной глухости / звонкости. Отсутствие такого материала значительно затрудняет изучение правописания мягкого знака между согласными. Так, например, комплекс 1 формулирует правило следующим образом: «В сочетаниях ч, щ с другими согласными мягких знак не пишется {мощный, кончать). Есть и другие случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется. О правописании таких слов надо справляться в орфографическом словаре {мостик, гвозди)». Представляется, что если не вводить материала о сильных и слабых по твердости / мягкости позициях, то правило написания мягкого знака в середине слова между согласными надо давать в более строгой формулировке, как это сделано, например, в пособии Л. А. Чешко «Русский язык: для подготовительных отделений вузов»4: Мягкий знак в середине слова пишется а) после мягкого [л'], стоящего перед любым согласным, твердым, так и б) после мягкого согласного, стоящего перед твердым {весьма, раньше); 4 Чешко Л. А. Русский язык: Для подготовительных отделений вузов. М., 1990. С. 69-70. в) после мягкого согласного, стоящего перед мягкими [г'], [к'], [б'], [м'], являющимися результатом изменения соответствующих твердых {серьги — ср. серьга, но тмин). В остальных случаях мягкий знак в середине слова для обозначения мягкости не пишется (мостик, песня, разве). Примечание: а) мягкий знак не пишется в сочетаниях чк, чн, нч, рщ, щн, б) мягкий знак сохраняется перед суффиксом -ся в неопределенной форме При изучении материала о позиционном смягчении согласных необходимо иметь в виду, что на сегодняшний день регулярным для всех носителей языка является лишь смягчение н перед ч и щ, остальные же случаи смягчения носят факультативный характер и могут отсутствовать в речи учащихся, поэтому такие приведенные в учебниках примеры, как свить в транскрипции [с'в'ит'] (комплекс 3), ветвь (комплекс 1 предлагает учащимся найти в этом слове мягкий согласный, стоящий перед другим мягким) могут вызвать у них недоумение и требуют комментария. Позиционное отвердение (конь — конский) в школьном курсе фонетики не изучается как не имеющее выхода на орфографию. Большого внимания требует тема «Отражение мягкости согласных на письме». Прежде всего, следует обратить внимание учащихся на то, что речь идет не об обозначении мягкости в транскрипции (при помощи апострофа), а об отражении мягкости согласных при записи звучащей речи буквами русского алфавита. Наиболее систематизирована эта тема в комплексе 2, где приводится следующая формулировка: «Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1) при помощи мягкого знака, 2) с помощью букв е, ё, и, ю, я». Комплекс 3 не уделяет внимания этой теме, в комплексе 1 материал разбросан по разным параграфам. Однако данная тема имеет большое значение для осознания принципов как русской графики, так и русской орфографии. Представляется, что учащимся должен быть предоставлен и проиллюстрирован следующий теоретический материал: Необходимо различать обозначение мягкости у парных согласных и у непарных согласных. Для непарных согласных нет необходимости в обозначении мягкости, поэтому возможны, например, правила «ча, ща пиши с а», «чу, щу пиши с у». Написание мягкого знака после ч и щ выполняет не фонетическую, а грамматическую функцию — указывает на принадлежность слова к определенному грамматическому классу, например: мяч — ночь (указание на род существительного). Для парных согласных существенен тот факт, что на письме отображается только самостоятельная, непозиционная мягкость согласных, то есть такая мягкость, которая сохраняется на конце слова и перед твердым согласным (для [л'] — в любой позиции). Позиционная же мягкость на письме не отображается. Поэтому можно сформулировать следующее положение: На письме отображается самостоятельная мягкость парных мягких согласных в конце слова и в середине слова (правило см. выше). Отражение мягкости происходит двумя способами: а) при помощи мягкого знака {конь, раньше), б) при помощи букв я, ю, е, ё, и (мял, мюсли, мел, мёл, мил). Не отображается на письме мягкость непарных мягких согласных (час) и позиционная мягкость согласных, возникшая из-за соседства согласного с последующим мягким (барабанщик).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.102.18 (0.009 с.) |