Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 5. Знания, умения и навыки

Поиск

§15. Знания, умения и навыки, их соотношение

В процессе обучения учащимися должны быть получены знания и приобретены умения и навыки.

Знания — это результат усвоения учащимся сведений о языке и ре­чи. Знания ученик получает в виде лингвистических понятий, определе­ний, классификаций, правил.

Умения — это способность учащегося применить на практике то или иное знание. Умения делятся на языковые (умение оперировать с язы-


ковыми единицами — от опознавания до полного разбора), речевые (умение строить связную речь) и орфографико-пунктуационные.

Навык — это умение, доведенное до автоматизма.

Выпускники основной школы должны знать (=иметь знания) общие сведения о языке, определения изученных лингвистических понятий, изученные орфографические и пунктуационные правила.

Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь (=обладать умениями):

1) опознавать по изученным признакам языковые единицы всех уров­
ней (от фонетических до синтаксических и речеведческих);

2) группировать языковые единицы по определенным признакам;

3) анализировать эти единицы по изученным признакам;

4) правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими
нормами;

5) правильно изменять слова;

6) правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы;

7) владеть речевым этикетом;

8) адекватно воспринимать устную и письменную речь;

9) пересказывать письменно и устно текст;

 

10) создавать тексты разных типов и стилей с использованием соот­
ветствующих языковых средств;

11) совершенствовать и редактировать текст;

12) находить в слове орфограммы, а в предложении пунктограммы;

13) соблюдать орфографические и пунктуационные нормы языка;

14) уметь пользоваться лингвистическими словарями разного на­
значения.

Естественной цепочки от знаний к умениям и навыкам нет. Если ученик знает определение существительного, то он совсем не обяза­тельно найдет существительное в тексте. Если при изучении правила при известном напряжении внимания ученик может правильно сделать упражнение, вовсе не обязательно он не сделает ошибки на это правило в дальнейшем, например при написании сочинения.

Существуют два пути, соотносящих знания, умения и навыки: ре­продуктивный (дедуктивный) — от знаний к умениям и навыкам (по­лученное от учителя или из учебника знание закрепляется выполнением упражнений) и продуктивный (индуктивный) — от умений к получе­нию нового знания, что достигается таким построением учебного посо­бия или урока, когда

1) ученик должен сделать самостоятельные выводы из анализа лин­гвистического материала, обобщить какой-либо материал в виде прави­ла или таблицы,


2) ученик должен выполнять не только упражнения по образцу, но и упражнения поискового характера, когда необходимо перенести знания в новую ситуацию и самостоятельно получить новое знание.

Выбор репродуктивного или продуктивного пути связан с общими принципами составления учебника, характером изучаемого материала, возрастными особенностями учащихся; учитель в своей работе также должен учитывать особенности данного класса и свой собственный по­тенциал.

Концепция модернизации российского образования, Государствен­ный стандарт образования, принятый в марте 2004 года, в качестве од­ного из основных направлений реформирования средней школы опре­делили ориентацию на деятельностный характер образования («опера-ционализацию»): среднее образование должно быть направлено в пер­вую очередь на формирование общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности. Для предмета «Русский язык» в среднем зве­не и не спрофилированной в гуманитарном направлении старшей школе приоритетными объявляются коммуникативная и культуроведческая компетенции, а приобретение языковой и лингвистической компетен­ции призвано играть вспомогательную роль.

§ 16. Критерии оценки

знаний, умений и навыков

Оценка знаний, умений и навыков осуществляется в соответствии с определенными критериями, зафиксированными в документе «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» (при­ложение к программе 1988 года), в 1993 году вышел проект новых норм оценки знаний, умений и навыков, не имеющий особо существенных отличий от документа 1988 года. В этом документе устанавливаются

1) единые критерии оценки разных сторон владения устной и пись­
менной формами русского языка (критерии оценки орфографической
и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного выска­
зывания, содержания высказывания),

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков,

3) объем различных видов контрольных работ,

4) количество отметок за различные виды контрольных работ. При
этом проверяются знание полученных сведений о языке, орфографиче­
ские и пунктуационные навыки, речевые умения.

«Нормы оценки знаний, умений и навыков» содержат следующие разделы:

1. Оценка устных ответов учащихся,


2. Оценка диктантов,

3. Оценка сочинений и изложений,

4. Оценка обучающих работ,

5. Выведение итоговых оценок.

Критерии и нормы оценки устных и письменных видов деятельности рассматриваются подробно в соответствующих разделах нашего учеб­ника (§§ 34 и 70). Об оценке резульатов ЕГЭ см. § 35.

Литература

Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Пособие для учителя / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. П., 1986.

Лингвистические знания — основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы: Пособие для учителя. / Сост. Т. А. Злобина. М., 1985.

Нормы оценки знаний, умений и навыков (проект) // Русский язык в школе. 1993. №4.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку. М.,2000.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, ут­вержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 // Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. М., 2004.

ГЛАВА 6. Средства обучения русскому языку (5-9 класс)

Под средствами обучения понимают материалы разного рода (пе­чатные или на электронных носителях), при помощи которых осуще­ствляется учебный процесс. К средствам обучения относятся школь­ные учебники и учебные пособия (в том числе компьютерные про­граммы), учебные материалы, дополняющие учебник (для ученика и для учителя), наглядные пособия разных типов (настенные таблицы, аудио- и видеозаписи). К средствам обучения примыкают учебная техника (компьютер, магнитофон) и учебные принадлежности (класс­ная доска, тетради и др.).

§ 17. Учебно-методический комплекс

Основным средством обучения учебному предмету является учебно-методический комплекс, который традиционно понимают как сово-


купность учебных материалов, обеспечивающих процесс изучения предмета. Учебно-методический комплекс включает в себя

1) основные материалы: программу, учебники,

2) дополнительные материалы для учащихся,

3) вспомогательные материалы для учителя.

Как уже было сказано, к 2000 году создано три учебно-методических комплекса, включенных в Федеральный комплект учебников.

Учебно-методический комплекс 1

Этот учебно-методический комплекс (в дальнейшем — комплекс 1) составляют:

1) программа;

2) учебники для каждого класса следующих авторов: М. Т. Баранов,
Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцо-
ва — для 5, 6, 7 класса; С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Макси­
мов, Л. А. Чешко — для 8 и 9 класса; Л. А. Тростенцова, Т. А. Лады­
женская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова для 8 и 9 класса;

3) методические и дидактические материалы.

Учебно-методический комплекс 2

Второй комплекс (в дальнейшем — комплекс 2) — это появившийся в 1992 году комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой. Учебно-методический комплекс 2 составляют

1) программа;

2) единый учебник по теории для 5-9 класса В. В. Бабайцевой и Л.
Д. Чесноковой;

3) сборники задач и упражнений для каждого класса (или для 5, 6-7,
8-9 классов в более ранних изданиях);

4) учебники «Русская речь» Е. И. Никитиной для каждого класса
(или для 5-7 и 8-9 классов в более ранних изданиях);

5) методические и дидактические материалы.

Учебно-методический комплекс 3

Третий комплекс (в дальнейшем — комплекс 3) составляют

1) программа;

2) учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов под ред. М. М. Разумовской
и П. А. Леканта;

3) методические и дидактические материалы.

' Полные названия и выходные данные учебных пособий см. в конце главы.


§ 18. Учебник

как ведущее средство обучения

Ведущим средством обучения является учебник, который выполня­ет следующие функции: информативную, систематизирующую, транс­формационную. Это книга (возможны компьютерные версии учебника, но на сегодняшний день они не являются распространенными), в кото­рой даются знания (информативная функция учебника), представлен­ные в определенной системе (систематизирующая функция) и слу­жащие для формирования умений и навыков (трансформационная функция).

Учебник опирается на соответствующую программу. Но если про­грамма лишь именует основные понятия курса, то учебник их раскры­вает, иллюстрирует, а также содержит систему упражнений, направлен­ных на формирование соответствующих умений и навыков.

Преподнесение теоретического материала осуществляется в описа­нии фактов языка и речи, формулировке понятий, определений, правил. Теоретический материал иллюстрируется примерами и может быть за­ключен не только в тексты, но и в таблицы, схемы, алгоритмы рассуж­дений. В учебнике часто бывает представлена не только основная, но и дополнительная информация: справки об истории формирования тех или иных лингвистических явлений, рассказы о выдающихся лингвистах и др. Помимо теоретического материала учебник содержит упражнения раз­ного рода. Второй учебно-методический комплекс разводит теоретиче­ский материал и упражнения по разным учебным книгами, но обычно теоретический и практический материал совмещены в одном учебнике.

Учебник содержит аппарат ориентировки: оглавление, заголовки, спе­циальные пиктограммы, обозначающие основной и дополнительный материал, определения, задания и другие структурные элементы учеб­ника. Для каждого учебника эти пиктограммы могут быть свои.

Учебник предназначен и для ученика, и для учителя. Для ученика учебник является источником информации и средством формирования умений и навыков, для учителя — основным источником методических указаний к подготовке и проведению урока (дополняемым специальны­ми методическими указаниями, составленными авторами учебника и со­провождающими каждый из учебных комплексов).

Рассмотрим особенности учебников трех основных учебных комплек­сов.

Комплекс 1

Учебно-методический комплекс 1 начал выходить в 1970 году и пе­режил более 20 переизданий, исправленных и дополненных.


Учебник каждого класса начинается с руководства по использова­нию учебника, где описывается структура учебника и расшифровыва­ются условные обозначения.

Так, например, рассмотрим учебник 5 класса. Он состоит из

1) оглавления,

2) предисловия «Ваш учебник»,

3) основной части,

4) приложений, в которых помещены

 

— толковый словарь,

— словарь «Пиши правильно»,

— словарь «Произноси правильно»,

— памятки по подготовке к диктантам, изложению и сочинению,

— памятки по разным видам разбора,

5) алфавитного указателя лингвистических понятий с указанием но­
мера страницы учебника, на которой помещен соответствующий
материал.

Учебник содержит следующие цветные условные обозначения, по­могающие учащимся ориентироваться в учебной книге.

Горизонтальными чертами выделены орфографический и пунктуа­ционные правила, которые пронумерованы и вынесены на форзацы учебника с указанием страницы.

Стрелкой обозначены определения, теоретические сведения, поме­щенные в середине параграфа.

Бинокль обозначает материал для самостоятельных наблюдений.

Буква Р обозначает упражнения по развитию речи.

Кружок выделяет задания для повторения изученного, а также до­полнительные задания.

Таблица к учебнику обозначена рамочкой.

Задания игрового и занимательного характера, а также задания по речевому этикету выделены забавными человечками.

Специальные надстрочные знаки обозначают разные виды разбора слов и предложений.

Коричневым цветом курсивом написаны словарные слова.

Учебники 6, 7, 8 и 9 классов имеют сходную структуру, хотя и отли­чаются другими условными обозначениями и характером приложений. При переиздании учебника авторы совершенствуют и изменяют систе­му условных обозначений, что неизменно оговаривается в вводной час­ти.

Учебник для любого класса 1 комплекса содержит материал по тео­рии языка, упражнения и материал по развитию речи, то есть все со­держание курса каждого класса заключено в одной книге. Такого рода


книга является главным методическим пособием для учителя, посколь­ку в самой книге продуман способ подачи материала.

Учебники разных классов отличаются формой предъявления инфор­мации. Так, в 5 классе преобладает индуктивный способ: если это воз­можно (что зависит от характера изучаемого материала), то в начале каждого параграфа содержится материал для наблюдений, вопросы кучащимся по анализу этого материала и вывод в виде определения или правила. Материал для наблюдения проиллюстрирован картинками, что позволяет задействовать образное мышление пятиклассников.

В учебниках 6 и 7 класса довольно последовательно используется дедуктивный способ подачи материала: понятие или определение при­водится в начале параграфа, потом следует система упражнений, на­правленных на приобретение умений и навыков.

В учебниках 8 и 9 классов используется индуктивно-дедуктивный способ подачи материала: новый материал обрамляется упражнениями с разной функциональной нагрузкой. Упражнения, идущие перед сфор­мулированным понятием или определением, опираются на уже имею­щиеся у учащихся знания в области синтаксиса, последующие упраж­нения помогают обобщению и закреплению нового.

Комплекс 2

Учебно-методический комплекс 2 имеет нетрадиционную для шко­лы структуру и состоит из трех компонентов: единого учебника по тео­рии для 5-9 классов, учебных пособий с практическими заданиями для каждого класса и учебных пособий по развитию речи для каждого клас­са.

Структура этого комплекса поясняется авторами в программе следу­ющим образом: основной лингвометодический принцип данного учеб­ного комплекса состоит в системном линейном изложении теории. Новый тип учебника выполняет не только учебную, но и справочную функцию, поскольку в одной книге сосредоточен весь теоретический материал от фонетики до синтаксиса за все классы среднего звена средней школы. Сборник задач и упражнений предназначен для формирования умений и навыков, а также для систематизации изученного. И учебник теории, и сборник задач и упражнений содержат материал по культуре речи, но в концентрированном виде он содержится в пособии «Русская речь». Авторы заявляют, что все компоненты комплекса связаны между собой, в результате чего комплекс являет собой единый учебник в трех частях.

Рассмотрим устройство каждого компонента комплекса.

Учебник «Русский язык: Теория: 5-9 классы» содержит, как уже бы­ло сказано, линейное изложение теории русского языка и орфографиче­ские и пунктуационные правила, изучаемые в 5-9 классах. Содержание


учебника таково: после сведений об учебнике идет большой «Вводный курс», который повторяет сведения о языке, полученные учащимися в начальной школе. Далее следует основной курс, предваряемый сведе­ниями об основных разделах науки о русском языке и о понятии лите­ратурного языка. Материал основного курса построен линейно и содер­жит следующие разделы: фонетика, графика, морфемика, лексика, мор­фология, синтаксис и пунктуация, предложения с чужой речью, общие сведения о языке. После основного курса помещены приложения: спи­сок изученных орфографических правил с ссылкой на соответствующий параграф, список изученных пунктуационных правил с ссылкой на со­ответствующий параграф, памятка по всем видам разбора с указанием порядка действий и примером.

В учебнике имеется 5 видов пиктограмм следующего содержания: теоретические сведения для осмысления; правила, которые надо запом­нить; справочный материал; знак «Контролируй себя! Обрати внима­ние!», материал по развитию речи.

Весь материал структурирован в параграфы, которые начинаются с определения или раскрытия теоретического понятия. Отдельные темы приводятся в виде таблиц, например типы спряжения и склонения, виды обстоятельств и др. в тексте, помимо основного шрифта, использована разрядка, примеры оформлены курсивом. В некоторых параграфах име­ются картинки, образно и наглядно иллюстрирующие теорию. В текст параграфа включены специальные однотипные картинки, изображаю­щие школьные словари, соответствующие изучаемому материалу. В верхней части страницы некоторых параграфов помещен портрет ви­дающегося лингвиста-русиста с кратким обзором его исследовательской деятельности. На форзацах учебника помещены значки для обозначения разных видов морфем, членов предложения, схем простого и сложного предложения, предложения с прямой речью.

О целесообразности создания учебника-справочника, единого для 5-9 классов, ученые-методисты говорили давно; еще в 1943 году Л. В. Щерба высказывал мысль, что каждый учащийся должен быть снабжен систематической грамматикой русского языка без упражнений, но с примерами. Необходимость создания учебника-справочника связа­на с тем, что ученик, обучающийся по отдельным для каждого класса учебникам, не имеет возможности быстро (а при условии, что учебники библиотечные, — и вовсе) обратиться к материалу, изученному в пред­шествующие годы. Но очевидно, что создание единого учебника для 5-9 класса ставит перед его авторами много задач: при подаче материала необходимо учесть возрастные особенности учащихся — тот факт, что в период с 5 по 9 класс учащиеся взрослеют: пятиклассник совсем ребе­нок, девятиклассник почти взрослый человек. Исходя из этого, форма


предъявления материала и даже графическое оформление разделов долж­ны меняться на протяжении всего учебника. Эта проблема в данном учебнике, к сожалению, решена недостаточно удачно.

Учебное пособие «Русский язык: Практика: Сборник задач и упраж­нений» предназначено для усвоения теории и выработки умений и на­выков. Эти учебные пособия существуют в двух вариантах: для каждого класса в отдельности или же (в более ранних изданиях) для 5, 6-7 и 8-9 классов. Эти учебные материалы идут вслед за учебником в расположе­нии и порядке тем и состоят из упражнений и задач, которые обозначе­ны специальной пиктограммой. Условные обозначения те же, что и в учебнике теории. На форзацах даны орфограммы и пунктограммы. В конце книги помещены приложения: толковый, орфоэпический и ор­фографический словари, включающие слова, над значением, произно­шением и правописанием которых учащиеся работают в этом классе.

Учебное пособие «Русская речь» также имеет две формы предъявле­ния: отдельно для каждого класса или (в более ранних изданиях) для 5-7 и 8-9 классов. Оно устроено следующим образом. Почти в каждом параграфе дан теоретический материал, который, как объясняет автор в предисловии к пособию, не предназначен для заучивания, в отличие от правил в учебнике по теории. Наиболее важные слова выделены раз­рядкой. Помимо теории, пособие содержит задания и упражнения. К наиболее сложным из них даны ответы (эти задания помечены звездоч­кой); в конце книги помещены памятки, которые помогают справиться со сложными заданиями. Однотипные задания помечены буквой В (вари­ант), что обозначает, что из них можно выполнить одно, по выбору учащегося. В конце пособия приведен указатель с ссылкой на страницу и оглавление. На форзацах помещены рисунки, изображающие разные речевые ситуации. В пособии много картинок.

Учебник, состоящий из трех книг, параллельно используемых для изучения русского языка в каждом классе, создает определенные слож­ности как для ученика, так и для учителя. Ученику, выполняющему за­дания и упражнения, для теоретической справки необходимо обратить­ся к другой книге. Кроме того, носить с собой три книги вместо одной просто тяжело. Учитель же при работе с этим комплексом получает го­раздо меньше методической поддержки, должен проявить при подго­товке и проведении урока гораздо большую самостоятельность, чем при преподавании по первому учебному комплексу.

Комплекс 3

Третий учебно-методический комплекс, как и первый, имеет в каче­стве учебника одну книгу для каждого класса.

Рассмотрим в качестве примера учебник для 5 класса.


Учебник начинается с раздела «О языке», далее идет раздел «О сло­ве» (на основе изученного в начальных классах), после расположен раз­дел «Язык. Правописание» (систематический курс), далее в отдельный раздел «Речь» вынесены теоретические сведения по развитию речи (уп­ражнения по развитию речи помещены и в раздел «Язык. Правописа­ние»). Завершает учебник приложение, включающее «Орфографиче­ский словарик», «Орфоэпический словарик», «Толковый словарик», «Словарик значения морфем» и «Словарик синонимов».

В учебнике использованы следующие условные обозначения: пикто­граммы для обозначения нового материала, материала повышенной труд­ности и упражнений, раскрывающих значение, структуру и правописа­ние слов, пиктограммы «Вспомните!», «Возьмите на заметку!», «Пона­блюдайте!», «Сравните!». Большинство сведений по теории языка по­мещено в упражнения с условным знаком «Учитесь читать и пересказы­вать лингвистический текст».

В тексте использованы, помимо обычного шрифта, разрядка, жир­ный шрифт для выделения ключевых слов и понятий и курсив для примеров.

Картинок, иллюстрирующих теоретический материал, немного, зато в разделе «Речь» имеется вставка с цветными репродукциями картин и художественными фотографиями, описанию которых уделено много мес­та в курсе развития речи.

Такое строение учебника связано с общей речевой направленностью данного комплекса: авторы комплекса формулируют как главную цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении языковое развитие учащихся, овладение ими речевой деятельностью.

При подаче материала по теории языка использован преимущест­венно дедуктивный принцип: изучение темы начинается с изложения понятия, определения, которые закрепляются выполнением упражне­ний. В уроках развития речи использован преимущественно индуктив­ный принцип: параграф начинается с задания «Понаблюдайте!», где к тексту задается серия вопросов, подводящих к новому материалу. После этого формулируется теоретическое положение.

Учебник третьего комплекса является значительно большим мето­дическим ориентиром для учителя, чем второй, однако меньшим, чем первый: хотя раздел «Речь» помещен в учебнике изолированно, изучать этот раздел необходимо параллельно с языковыми темами курса.

Таким образом, три учебных комплекса демонстрируют различия не только в содержании обучения (см. раздел «Содержание обучения», а также разделы, посвященные методике преподавания отдельных разде­лов курса) и структуре курса, но и в средствах обучения, основным из которых является учебник.


Особым видом учебного пособия является рабочая тетрадь. Основ­ные комплексы не содержат рабочих тетрадей в качестве своих обяза­тельных компонентов, в отличие, например, от углубленного комплекса для 5-11 классов под ред. В. В. Бабайцевой (см. главу «Изучение рус­ского языка по неосновным учебным программам»). Однако в 1999 году появился комплект учебных пособий Г. А. Богдановой «Русский язык: рабочая тетрадь для 5 (6, 7, 8, 9) класса», в двух частях для каждого класса, которая, как пишет в аннотации автор, предназначена для рабо­ты по 1 и 3 учебным комплексам. Рабочая тетрадь представляет собой вид учебного пособия, содержащего упражнения и задания, не требую­щие переписывания: задания выполняются прямо в рабочей тетради, что, безусловно, экономит время на уроке и целесообразно при выпол­нении ряда заданий репродуктивного типа.

§ 19. Вспомогательные материалы для учителя

Учебные комплексы сопровождаются вспомогательными материа­лами. Учебные комплексы обеспечены такими материалами в разной степени.

Максимально обеспечен разнообразными материалами комплекс 1, что естественно, поскольку он функционирует уже более 25 лет. Име­ются следующие материалы в помощь учителю для подготовки и про­ведения уроков.

1. Авторами учебников составлены методические пособия к учеб­
никам разных классов серии «Обучение русскому языку в 5 (6 и др.)
классе». В пособиях рассматриваются как общие вопросы, касающиеся
задач и содержания обучения русскому языку в том или ином классе,
так и частные вопросы, касающиеся особенностей разных разделов,
методов изучения материала, знаний, умений и навыков, которые дол­
жен приобрести учащийся после прохождения разных тем и разделов. В
книге описаны отдельные уроки или фрагменты уроков, даются советы
по проверке знаний, умений и навыков по разным темам. В конце посо­
бия приводится примерное планирование учебного материала.

2. Дидактические материалы к учебнику каждого класса представ­
ляют собой систематизированный набор упражнений, дополняющих
практическую часть учебников, что в сочетании с методическими ука­
заниями из указанных выше пособий позволяет освободить учителя от
поиска дополнительного материала к уроку.

3. Пособия, объединенные названием «Уроки русского языка в 5
(6 и др.) классе»,
не являются методическим руководством к учебнику
и составлены разными авторами — учителями, которые делятся с кол-


легами своим опытом работы. Пособия состоят из двух частей: в первой авторы дают краткое теоретическое и методическое обоснование своей системы, во второй предлагают свои, часто глубоко индивидуальные, разработки уроков по разным темам данного класса.

Комплекс 2 сопровождается методическими рекомендациями и сбор­ником «Поурочное планирование».

Комплекс 3 сопровожден сборниками «Методические рекоменда­ции» для каждого класса в отдельности. В этих пособиях даны конкрет­ные советы и рекомендации по изучению наиболее сложных тем курса, представлены контрольные работы, материалы для итогового и текуще­го контроля.

В последнее время появилось большое количество вспомогательной литературы для учителя, которую он может использовать вне зависимо­сти от того, по какому комплексу он работает (см. список литературы в конце главы). Число пособий в помощь учителю с каждым годом увели­чивается.

Существует мнение, что понятие учебно-методического комплекса необходимо значительно расширить. Так, в блок учебно-методических пособий для учителя, по мнению многих методистов, помимо учебника и рассмотренных выше вспомогательных пособий, непосредственно предназначенных для подготовки учителя к уроку, необходимо также внести пособия, предназначенные для повышения общей теоретической подготовки учителей, а также хрестоматии, справочники, словари, пред­назначенные специально для учителя.

Пособиями, предназначенными для повышения общей теоретической методической подготовки учителя, могут служить учебники, исполь­зуемые для преподавания методики в университетах и педагогических вузах, например «Методика русского языка в средней школе» А. В. Те-кучева, «Методика преподавания русского языка» под редакцией М. Т. Баранова, «Словарь-справочник по методике русского языка» М. Р. Львова, «Обучение русскому языку: Учебное пособие для студентов педагогических вузов» Е. А. Быстровой, С. И. Львовой, В. И. Капинос и др., данное учебное пособие (см. список литературы к главе 1).

Повышению лингвистической компетенции учителя могут служить любые учебники по русскому языку для высшей школы, научные статьи и монографии, энциклопедический лингвистический словарь, специали­зированные лингвистические словари разного рода. Создание книг, спе­циально предназначенных для повышения лингвистической компетен­ции учителя, приобретает большое значение в связи с вариативностью образования, использованием экспериментальных методик, программ углубленного изучения языка, в связи с пересмотром содержания обу-


чения. К сожалению, таких книг, предназначенных специально для учи­теля, немного.

Существуют справочники, которые могут помочь учителю в работе. Это, например, специально предназначенный для учителей «Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударе­ние, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов» А. Н. Тихонова, Е. Н. Тихоновой, С. А. Тихонова и «Краткий справочник по современному русскому языку» Л. Л. Касаткина, Е. В. Клобукова, П. А. Леканта, конкретно не предназначенный для учителей, но полезный и не перегруженный научными терминами. «Справочник школьника по русскому языку» под редакцией П. А. Леканта также окажет помощь не только учащимся, но и учителям.

Отчасти функцию пособий общетеоретического плана берут на себя журналы «Русский язык в школе», «Русская словесность» и газета «Рус­ский язык». Статьи этих изданий можно условно разбить на следующие группы:

1) нормативные документы, касающиеся системы образования
в целом;

2) нормативные документы, касающиеся преподавания русского
языка: программы, федеральный базовый компонент образования по
русскому языку, базисные учебные планы, ориентировочное планиро­
вание, федеральные комплекты учебников, нормы оценки знаний, уме­
ний и навыков учащихся и т. п.;

3) проблемные статьи, касающиеся концепции школьного курса рус­
ского языка;

4) статьи, обслуживающие программы и учебно-методические ком­
плексы;

5) статьи, касающиеся отдельных аспектов изучения какого-либо
раздела и содержащие обычно конкретные методические рекомендации
и дидактические материалы;

6) статьи, касающиеся углубленного преподавания русского языка;

7) статьи, специально посвященные популяризации теоретических
лингвистических проблем.

Теоретические лингвистические сведения, углубляющие знания пре­подавателя по своему предмету, могут быть извлечены учителем из ста­тей 7 группы, специально для этого предназначенных, однако более полезными для учителя зачастую являются статьи 5 группы, имеющие своей целью представить конкретные методические разработки разде­лов. Практически любой автор, предлагающий свои разработки, отме­чает недостатки стабильной программы и учебника, неточности, упро­щения, расхождения школьной и научной грамматики и тем самым спо-


собствует лучшему проникновению в предмет; при этом его (их) рассу­ждения обычно касаются и более общих, глобальных проблем курса.

§ 20. Дополнительные материалы для учащихся

К учебным пособиям, предназначенным для ученика среднего зве­на средней школы, относятся помимо учебника школьные словари, справочники, ориентированные на школьника, научно-популярная литература.

Специально для средней школы создан ряд словарей: орфографиче­ский, строения слов, словообразовательный, иностранных слов, анто­нимов и др. (см. список литературы).

Существуют ряд справочников, непосредственно ориентированных на учащихся.

В первую очередь это «Русский язык: Справочные материалы: Учеб­ное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений» М. Т. Баранова, Т. А. Костяевой и А. В. Прудниковой под редакцией Н. М. Шанского. Он пережил несколько переизданий, рекомендован в качест­ве учебного пособия федерального комплекта учебников и является компонентом учебно-методического комплекса 1. Справочник содержит разделы, соответствующие изучаемым в школе, но организованные ли­нейно, обобщает теоретические сведения, изложенные в учебниках 5-9 класса, и приводит планы разного рода разборов.

Кроме того, в помощь учащимся появилось множество изданий, и их число все увеличивается (см. список литературы).

Существует значительное количество научно-популярных изда­ний по лингвистике. Особое место среди них занимает «Энциклопе­дический словарь юного филолога» (составитель М. В. Панов), в ко­тором в занимательной форме представлены многочисленные сведе­ния по теории языка, сравнительно-историческому языкознанию, ис­тории русского языка. Создано несколько энциклопедий по языкозна­нию и русскому языку и много книг по отдельным отраслям лингвис­тики (см. список литературы).

Литература

Федеральные перечни учебников: 2004/2005 учебный год. М., 2004. Комплекс 1

Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002.


Учебные материалы

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Четко. 27-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бар­хударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Четко. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2002.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2004.

Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса к учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. Часть 1. М., 2004.

Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса к учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. Часть 2. М., 2004.

Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 6 класса к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. / М. М. Разумовской, С. И. Льво­вой и др Часть 1. М., 2003.

Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 6 класса к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. / М. М. Разумовской, С. И. Льво­вой и др Часть 2. М., 2003.

Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 7 класса. Часть 1. М., 2002.

Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 7 класса. Часть 2. М., 2004.

Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 8 класса к учебнику С. Г. Бархударова и др. / М. М. Разумовской и др. Часть 1. М., 2003.

Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 8 класса к учебнику С. Г. Бархударова и др. / М. М. Разумовской и др. Часть 2. М., 2003.

Богданова Г. А. Русский язык: 9 класс: Рабочая тетрадь Часть 1. М., 2003.

Богданова Г. А. Русский язык: 9 класс: Рабочая тетрадь Часть 2. М., 2003.

Богданова Г. А. Русский язык: 9 класс: Рабочая тетрадь Часть 3. М., 2004.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.019 с.)