Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ГЛАВА 5. Знания, умения и навыкиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
§15. Знания, умения и навыки, их соотношение В процессе обучения учащимися должны быть получены знания и приобретены умения и навыки. Знания — это результат усвоения учащимся сведений о языке и речи. Знания ученик получает в виде лингвистических понятий, определений, классификаций, правил. Умения — это способность учащегося применить на практике то или иное знание. Умения делятся на языковые (умение оперировать с язы- ковыми единицами — от опознавания до полного разбора), речевые (умение строить связную речь) и орфографико-пунктуационные. Навык — это умение, доведенное до автоматизма. Выпускники основной школы должны знать (=иметь знания) общие сведения о языке, определения изученных лингвистических понятий, изученные орфографические и пунктуационные правила. Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь (=обладать умениями): 1) опознавать по изученным признакам языковые единицы всех уров 2) группировать языковые единицы по определенным признакам; 3) анализировать эти единицы по изученным признакам; 4) правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими 5) правильно изменять слова; 6) правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы; 7) владеть речевым этикетом; 8) адекватно воспринимать устную и письменную речь; 9) пересказывать письменно и устно текст;
10) создавать тексты разных типов и стилей с использованием соот 11) совершенствовать и редактировать текст; 12) находить в слове орфограммы, а в предложении пунктограммы; 13) соблюдать орфографические и пунктуационные нормы языка; 14) уметь пользоваться лингвистическими словарями разного на Естественной цепочки от знаний к умениям и навыкам нет. Если ученик знает определение существительного, то он совсем не обязательно найдет существительное в тексте. Если при изучении правила при известном напряжении внимания ученик может правильно сделать упражнение, вовсе не обязательно он не сделает ошибки на это правило в дальнейшем, например при написании сочинения. Существуют два пути, соотносящих знания, умения и навыки: репродуктивный (дедуктивный) — от знаний к умениям и навыкам (полученное от учителя или из учебника знание закрепляется выполнением упражнений) и продуктивный (индуктивный) — от умений к получению нового знания, что достигается таким построением учебного пособия или урока, когда 1) ученик должен сделать самостоятельные выводы из анализа лингвистического материала, обобщить какой-либо материал в виде правила или таблицы, 2) ученик должен выполнять не только упражнения по образцу, но и упражнения поискового характера, когда необходимо перенести знания в новую ситуацию и самостоятельно получить новое знание. Выбор репродуктивного или продуктивного пути связан с общими принципами составления учебника, характером изучаемого материала, возрастными особенностями учащихся; учитель в своей работе также должен учитывать особенности данного класса и свой собственный потенциал. Концепция модернизации российского образования, Государственный стандарт образования, принятый в марте 2004 года, в качестве одного из основных направлений реформирования средней школы определили ориентацию на деятельностный характер образования («опера-ционализацию»): среднее образование должно быть направлено в первую очередь на формирование общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности. Для предмета «Русский язык» в среднем звене и не спрофилированной в гуманитарном направлении старшей школе приоритетными объявляются коммуникативная и культуроведческая компетенции, а приобретение языковой и лингвистической компетенции призвано играть вспомогательную роль. § 16. Критерии оценки знаний, умений и навыков Оценка знаний, умений и навыков осуществляется в соответствии с определенными критериями, зафиксированными в документе «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» (приложение к программе 1988 года), в 1993 году вышел проект новых норм оценки знаний, умений и навыков, не имеющий особо существенных отличий от документа 1988 года. В этом документе устанавливаются 1) единые критерии оценки разных сторон владения устной и пись 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков, 3) объем различных видов контрольных работ, 4) количество отметок за различные виды контрольных работ. При «Нормы оценки знаний, умений и навыков» содержат следующие разделы: 1. Оценка устных ответов учащихся, 2. Оценка диктантов, 3. Оценка сочинений и изложений, 4. Оценка обучающих работ, 5. Выведение итоговых оценок. Критерии и нормы оценки устных и письменных видов деятельности рассматриваются подробно в соответствующих разделах нашего учебника (§§ 34 и 70). Об оценке резульатов ЕГЭ см. § 35. Литература Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Пособие для учителя / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. П., 1986. Лингвистические знания — основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы: Пособие для учителя. / Сост. Т. А. Злобина. М., 1985. Нормы оценки знаний, умений и навыков (проект) // Русский язык в школе. 1993. №4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку. М.,2000. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 // Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. М., 2004. ГЛАВА 6. Средства обучения русскому языку (5-9 класс) Под средствами обучения понимают материалы разного рода (печатные или на электронных носителях), при помощи которых осуществляется учебный процесс. К средствам обучения относятся школьные учебники и учебные пособия (в том числе компьютерные программы), учебные материалы, дополняющие учебник (для ученика и для учителя), наглядные пособия разных типов (настенные таблицы, аудио- и видеозаписи). К средствам обучения примыкают учебная техника (компьютер, магнитофон) и учебные принадлежности (классная доска, тетради и др.). § 17. Учебно-методический комплекс Основным средством обучения учебному предмету является учебно-методический комплекс, который традиционно понимают как сово- купность учебных материалов, обеспечивающих процесс изучения предмета. Учебно-методический комплекс включает в себя 1) основные материалы: программу, учебники, 2) дополнительные материалы для учащихся, 3) вспомогательные материалы для учителя. Как уже было сказано, к 2000 году создано три учебно-методических комплекса, включенных в Федеральный комплект учебников. Учебно-методический комплекс 1 Этот учебно-методический комплекс (в дальнейшем — комплекс 1) составляют: 1) программа; 2) учебники для каждого класса следующих авторов: М. Т. Баранов, 3) методические и дидактические материалы. Учебно-методический комплекс 2 Второй комплекс (в дальнейшем — комплекс 2) — это появившийся в 1992 году комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой. Учебно-методический комплекс 2 составляют 1) программа; 2) единый учебник по теории для 5-9 класса В. В. Бабайцевой и Л. 3) сборники задач и упражнений для каждого класса (или для 5, 6-7, 4) учебники «Русская речь» Е. И. Никитиной для каждого класса 5) методические и дидактические материалы. Учебно-методический комплекс 3 Третий комплекс (в дальнейшем — комплекс 3) составляют 1) программа; 2) учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов под ред. М. М. Разумовской 3) методические и дидактические материалы. ' Полные названия и выходные данные учебных пособий см. в конце главы. § 18. Учебник как ведущее средство обучения Ведущим средством обучения является учебник, который выполняет следующие функции: информативную, систематизирующую, трансформационную. Это книга (возможны компьютерные версии учебника, но на сегодняшний день они не являются распространенными), в которой даются знания (информативная функция учебника), представленные в определенной системе (систематизирующая функция) и служащие для формирования умений и навыков (трансформационная функция). Учебник опирается на соответствующую программу. Но если программа лишь именует основные понятия курса, то учебник их раскрывает, иллюстрирует, а также содержит систему упражнений, направленных на формирование соответствующих умений и навыков. Преподнесение теоретического материала осуществляется в описании фактов языка и речи, формулировке понятий, определений, правил. Теоретический материал иллюстрируется примерами и может быть заключен не только в тексты, но и в таблицы, схемы, алгоритмы рассуждений. В учебнике часто бывает представлена не только основная, но и дополнительная информация: справки об истории формирования тех или иных лингвистических явлений, рассказы о выдающихся лингвистах и др. Помимо теоретического материала учебник содержит упражнения разного рода. Второй учебно-методический комплекс разводит теоретический материал и упражнения по разным учебным книгами, но обычно теоретический и практический материал совмещены в одном учебнике. Учебник содержит аппарат ориентировки: оглавление, заголовки, специальные пиктограммы, обозначающие основной и дополнительный материал, определения, задания и другие структурные элементы учебника. Для каждого учебника эти пиктограммы могут быть свои. Учебник предназначен и для ученика, и для учителя. Для ученика учебник является источником информации и средством формирования умений и навыков, для учителя — основным источником методических указаний к подготовке и проведению урока (дополняемым специальными методическими указаниями, составленными авторами учебника и сопровождающими каждый из учебных комплексов). Рассмотрим особенности учебников трех основных учебных комплексов. Комплекс 1 Учебно-методический комплекс 1 начал выходить в 1970 году и пережил более 20 переизданий, исправленных и дополненных. Учебник каждого класса начинается с руководства по использованию учебника, где описывается структура учебника и расшифровываются условные обозначения. Так, например, рассмотрим учебник 5 класса. Он состоит из 1) оглавления, 2) предисловия «Ваш учебник», 3) основной части, 4) приложений, в которых помещены
— толковый словарь, — словарь «Пиши правильно», — словарь «Произноси правильно», — памятки по подготовке к диктантам, изложению и сочинению, — памятки по разным видам разбора, 5) алфавитного указателя лингвистических понятий с указанием но Учебник содержит следующие цветные условные обозначения, помогающие учащимся ориентироваться в учебной книге. Горизонтальными чертами выделены орфографический и пунктуационные правила, которые пронумерованы и вынесены на форзацы учебника с указанием страницы. Стрелкой обозначены определения, теоретические сведения, помещенные в середине параграфа. Бинокль обозначает материал для самостоятельных наблюдений. Буква Р обозначает упражнения по развитию речи. Кружок выделяет задания для повторения изученного, а также дополнительные задания. Таблица к учебнику обозначена рамочкой. Задания игрового и занимательного характера, а также задания по речевому этикету выделены забавными человечками. Специальные надстрочные знаки обозначают разные виды разбора слов и предложений. Коричневым цветом курсивом написаны словарные слова. Учебники 6, 7, 8 и 9 классов имеют сходную структуру, хотя и отличаются другими условными обозначениями и характером приложений. При переиздании учебника авторы совершенствуют и изменяют систему условных обозначений, что неизменно оговаривается в вводной части. Учебник для любого класса 1 комплекса содержит материал по теории языка, упражнения и материал по развитию речи, то есть все содержание курса каждого класса заключено в одной книге. Такого рода книга является главным методическим пособием для учителя, поскольку в самой книге продуман способ подачи материала. Учебники разных классов отличаются формой предъявления информации. Так, в 5 классе преобладает индуктивный способ: если это возможно (что зависит от характера изучаемого материала), то в начале каждого параграфа содержится материал для наблюдений, вопросы кучащимся по анализу этого материала и вывод в виде определения или правила. Материал для наблюдения проиллюстрирован картинками, что позволяет задействовать образное мышление пятиклассников. В учебниках 6 и 7 класса довольно последовательно используется дедуктивный способ подачи материала: понятие или определение приводится в начале параграфа, потом следует система упражнений, направленных на приобретение умений и навыков. В учебниках 8 и 9 классов используется индуктивно-дедуктивный способ подачи материала: новый материал обрамляется упражнениями с разной функциональной нагрузкой. Упражнения, идущие перед сформулированным понятием или определением, опираются на уже имеющиеся у учащихся знания в области синтаксиса, последующие упражнения помогают обобщению и закреплению нового. Комплекс 2 Учебно-методический комплекс 2 имеет нетрадиционную для школы структуру и состоит из трех компонентов: единого учебника по теории для 5-9 классов, учебных пособий с практическими заданиями для каждого класса и учебных пособий по развитию речи для каждого класса. Структура этого комплекса поясняется авторами в программе следующим образом: основной лингвометодический принцип данного учебного комплекса состоит в системном линейном изложении теории. Новый тип учебника выполняет не только учебную, но и справочную функцию, поскольку в одной книге сосредоточен весь теоретический материал от фонетики до синтаксиса за все классы среднего звена средней школы. Сборник задач и упражнений предназначен для формирования умений и навыков, а также для систематизации изученного. И учебник теории, и сборник задач и упражнений содержат материал по культуре речи, но в концентрированном виде он содержится в пособии «Русская речь». Авторы заявляют, что все компоненты комплекса связаны между собой, в результате чего комплекс являет собой единый учебник в трех частях. Рассмотрим устройство каждого компонента комплекса. Учебник «Русский язык: Теория: 5-9 классы» содержит, как уже было сказано, линейное изложение теории русского языка и орфографические и пунктуационные правила, изучаемые в 5-9 классах. Содержание учебника таково: после сведений об учебнике идет большой «Вводный курс», который повторяет сведения о языке, полученные учащимися в начальной школе. Далее следует основной курс, предваряемый сведениями об основных разделах науки о русском языке и о понятии литературного языка. Материал основного курса построен линейно и содержит следующие разделы: фонетика, графика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис и пунктуация, предложения с чужой речью, общие сведения о языке. После основного курса помещены приложения: список изученных орфографических правил с ссылкой на соответствующий параграф, список изученных пунктуационных правил с ссылкой на соответствующий параграф, памятка по всем видам разбора с указанием порядка действий и примером. В учебнике имеется 5 видов пиктограмм следующего содержания: теоретические сведения для осмысления; правила, которые надо запомнить; справочный материал; знак «Контролируй себя! Обрати внимание!», материал по развитию речи. Весь материал структурирован в параграфы, которые начинаются с определения или раскрытия теоретического понятия. Отдельные темы приводятся в виде таблиц, например типы спряжения и склонения, виды обстоятельств и др. в тексте, помимо основного шрифта, использована разрядка, примеры оформлены курсивом. В некоторых параграфах имеются картинки, образно и наглядно иллюстрирующие теорию. В текст параграфа включены специальные однотипные картинки, изображающие школьные словари, соответствующие изучаемому материалу. В верхней части страницы некоторых параграфов помещен портрет видающегося лингвиста-русиста с кратким обзором его исследовательской деятельности. На форзацах учебника помещены значки для обозначения разных видов морфем, членов предложения, схем простого и сложного предложения, предложения с прямой речью. О целесообразности создания учебника-справочника, единого для 5-9 классов, ученые-методисты говорили давно; еще в 1943 году Л. В. Щерба высказывал мысль, что каждый учащийся должен быть снабжен систематической грамматикой русского языка без упражнений, но с примерами. Необходимость создания учебника-справочника связана с тем, что ученик, обучающийся по отдельным для каждого класса учебникам, не имеет возможности быстро (а при условии, что учебники библиотечные, — и вовсе) обратиться к материалу, изученному в предшествующие годы. Но очевидно, что создание единого учебника для 5-9 класса ставит перед его авторами много задач: при подаче материала необходимо учесть возрастные особенности учащихся — тот факт, что в период с 5 по 9 класс учащиеся взрослеют: пятиклассник совсем ребенок, девятиклассник почти взрослый человек. Исходя из этого, форма предъявления материала и даже графическое оформление разделов должны меняться на протяжении всего учебника. Эта проблема в данном учебнике, к сожалению, решена недостаточно удачно. Учебное пособие «Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений» предназначено для усвоения теории и выработки умений и навыков. Эти учебные пособия существуют в двух вариантах: для каждого класса в отдельности или же (в более ранних изданиях) для 5, 6-7 и 8-9 классов. Эти учебные материалы идут вслед за учебником в расположении и порядке тем и состоят из упражнений и задач, которые обозначены специальной пиктограммой. Условные обозначения те же, что и в учебнике теории. На форзацах даны орфограммы и пунктограммы. В конце книги помещены приложения: толковый, орфоэпический и орфографический словари, включающие слова, над значением, произношением и правописанием которых учащиеся работают в этом классе. Учебное пособие «Русская речь» также имеет две формы предъявления: отдельно для каждого класса или (в более ранних изданиях) для 5-7 и 8-9 классов. Оно устроено следующим образом. Почти в каждом параграфе дан теоретический материал, который, как объясняет автор в предисловии к пособию, не предназначен для заучивания, в отличие от правил в учебнике по теории. Наиболее важные слова выделены разрядкой. Помимо теории, пособие содержит задания и упражнения. К наиболее сложным из них даны ответы (эти задания помечены звездочкой); в конце книги помещены памятки, которые помогают справиться со сложными заданиями. Однотипные задания помечены буквой В (вариант), что обозначает, что из них можно выполнить одно, по выбору учащегося. В конце пособия приведен указатель с ссылкой на страницу и оглавление. На форзацах помещены рисунки, изображающие разные речевые ситуации. В пособии много картинок. Учебник, состоящий из трех книг, параллельно используемых для изучения русского языка в каждом классе, создает определенные сложности как для ученика, так и для учителя. Ученику, выполняющему задания и упражнения, для теоретической справки необходимо обратиться к другой книге. Кроме того, носить с собой три книги вместо одной просто тяжело. Учитель же при работе с этим комплексом получает гораздо меньше методической поддержки, должен проявить при подготовке и проведении урока гораздо большую самостоятельность, чем при преподавании по первому учебному комплексу. Комплекс 3 Третий учебно-методический комплекс, как и первый, имеет в качестве учебника одну книгу для каждого класса. Рассмотрим в качестве примера учебник для 5 класса. Учебник начинается с раздела «О языке», далее идет раздел «О слове» (на основе изученного в начальных классах), после расположен раздел «Язык. Правописание» (систематический курс), далее в отдельный раздел «Речь» вынесены теоретические сведения по развитию речи (упражнения по развитию речи помещены и в раздел «Язык. Правописание»). Завершает учебник приложение, включающее «Орфографический словарик», «Орфоэпический словарик», «Толковый словарик», «Словарик значения морфем» и «Словарик синонимов». В учебнике использованы следующие условные обозначения: пиктограммы для обозначения нового материала, материала повышенной трудности и упражнений, раскрывающих значение, структуру и правописание слов, пиктограммы «Вспомните!», «Возьмите на заметку!», «Понаблюдайте!», «Сравните!». Большинство сведений по теории языка помещено в упражнения с условным знаком «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст». В тексте использованы, помимо обычного шрифта, разрядка, жирный шрифт для выделения ключевых слов и понятий и курсив для примеров. Картинок, иллюстрирующих теоретический материал, немного, зато в разделе «Речь» имеется вставка с цветными репродукциями картин и художественными фотографиями, описанию которых уделено много места в курсе развития речи. Такое строение учебника связано с общей речевой направленностью данного комплекса: авторы комплекса формулируют как главную цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении языковое развитие учащихся, овладение ими речевой деятельностью. При подаче материала по теории языка использован преимущественно дедуктивный принцип: изучение темы начинается с изложения понятия, определения, которые закрепляются выполнением упражнений. В уроках развития речи использован преимущественно индуктивный принцип: параграф начинается с задания «Понаблюдайте!», где к тексту задается серия вопросов, подводящих к новому материалу. После этого формулируется теоретическое положение. Учебник третьего комплекса является значительно большим методическим ориентиром для учителя, чем второй, однако меньшим, чем первый: хотя раздел «Речь» помещен в учебнике изолированно, изучать этот раздел необходимо параллельно с языковыми темами курса. Таким образом, три учебных комплекса демонстрируют различия не только в содержании обучения (см. раздел «Содержание обучения», а также разделы, посвященные методике преподавания отдельных разделов курса) и структуре курса, но и в средствах обучения, основным из которых является учебник. Особым видом учебного пособия является рабочая тетрадь. Основные комплексы не содержат рабочих тетрадей в качестве своих обязательных компонентов, в отличие, например, от углубленного комплекса для 5-11 классов под ред. В. В. Бабайцевой (см. главу «Изучение русского языка по неосновным учебным программам»). Однако в 1999 году появился комплект учебных пособий Г. А. Богдановой «Русский язык: рабочая тетрадь для 5 (6, 7, 8, 9) класса», в двух частях для каждого класса, которая, как пишет в аннотации автор, предназначена для работы по 1 и 3 учебным комплексам. Рабочая тетрадь представляет собой вид учебного пособия, содержащего упражнения и задания, не требующие переписывания: задания выполняются прямо в рабочей тетради, что, безусловно, экономит время на уроке и целесообразно при выполнении ряда заданий репродуктивного типа. § 19. Вспомогательные материалы для учителя Учебные комплексы сопровождаются вспомогательными материалами. Учебные комплексы обеспечены такими материалами в разной степени. Максимально обеспечен разнообразными материалами комплекс 1, что естественно, поскольку он функционирует уже более 25 лет. Имеются следующие материалы в помощь учителю для подготовки и проведения уроков. 1. Авторами учебников составлены методические пособия к учеб 2. Дидактические материалы к учебнику каждого класса представ 3. Пособия, объединенные названием «Уроки русского языка в 5 легами своим опытом работы. Пособия состоят из двух частей: в первой авторы дают краткое теоретическое и методическое обоснование своей системы, во второй предлагают свои, часто глубоко индивидуальные, разработки уроков по разным темам данного класса. Комплекс 2 сопровождается методическими рекомендациями и сборником «Поурочное планирование». Комплекс 3 сопровожден сборниками «Методические рекомендации» для каждого класса в отдельности. В этих пособиях даны конкретные советы и рекомендации по изучению наиболее сложных тем курса, представлены контрольные работы, материалы для итогового и текущего контроля. В последнее время появилось большое количество вспомогательной литературы для учителя, которую он может использовать вне зависимости от того, по какому комплексу он работает (см. список литературы в конце главы). Число пособий в помощь учителю с каждым годом увеличивается. Существует мнение, что понятие учебно-методического комплекса необходимо значительно расширить. Так, в блок учебно-методических пособий для учителя, по мнению многих методистов, помимо учебника и рассмотренных выше вспомогательных пособий, непосредственно предназначенных для подготовки учителя к уроку, необходимо также внести пособия, предназначенные для повышения общей теоретической подготовки учителей, а также хрестоматии, справочники, словари, предназначенные специально для учителя. Пособиями, предназначенными для повышения общей теоретической методической подготовки учителя, могут служить учебники, используемые для преподавания методики в университетах и педагогических вузах, например «Методика русского языка в средней школе» А. В. Те-кучева, «Методика преподавания русского языка» под редакцией М. Т. Баранова, «Словарь-справочник по методике русского языка» М. Р. Львова, «Обучение русскому языку: Учебное пособие для студентов педагогических вузов» Е. А. Быстровой, С. И. Львовой, В. И. Капинос и др., данное учебное пособие (см. список литературы к главе 1). Повышению лингвистической компетенции учителя могут служить любые учебники по русскому языку для высшей школы, научные статьи и монографии, энциклопедический лингвистический словарь, специализированные лингвистические словари разного рода. Создание книг, специально предназначенных для повышения лингвистической компетенции учителя, приобретает большое значение в связи с вариативностью образования, использованием экспериментальных методик, программ углубленного изучения языка, в связи с пересмотром содержания обу- чения. К сожалению, таких книг, предназначенных специально для учителя, немного. Существуют справочники, которые могут помочь учителю в работе. Это, например, специально предназначенный для учителей «Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов» А. Н. Тихонова, Е. Н. Тихоновой, С. А. Тихонова и «Краткий справочник по современному русскому языку» Л. Л. Касаткина, Е. В. Клобукова, П. А. Леканта, конкретно не предназначенный для учителей, но полезный и не перегруженный научными терминами. «Справочник школьника по русскому языку» под редакцией П. А. Леканта также окажет помощь не только учащимся, но и учителям. Отчасти функцию пособий общетеоретического плана берут на себя журналы «Русский язык в школе», «Русская словесность» и газета «Русский язык». Статьи этих изданий можно условно разбить на следующие группы: 1) нормативные документы, касающиеся системы образования 2) нормативные документы, касающиеся преподавания русского 3) проблемные статьи, касающиеся концепции школьного курса рус 4) статьи, обслуживающие программы и учебно-методические ком 5) статьи, касающиеся отдельных аспектов изучения какого-либо 6) статьи, касающиеся углубленного преподавания русского языка; 7) статьи, специально посвященные популяризации теоретических Теоретические лингвистические сведения, углубляющие знания преподавателя по своему предмету, могут быть извлечены учителем из статей 7 группы, специально для этого предназначенных, однако более полезными для учителя зачастую являются статьи 5 группы, имеющие своей целью представить конкретные методические разработки разделов. Практически любой автор, предлагающий свои разработки, отмечает недостатки стабильной программы и учебника, неточности, упрощения, расхождения школьной и научной грамматики и тем самым спо- собствует лучшему проникновению в предмет; при этом его (их) рассуждения обычно касаются и более общих, глобальных проблем курса. § 20. Дополнительные материалы для учащихся К учебным пособиям, предназначенным для ученика среднего звена средней школы, относятся помимо учебника школьные словари, справочники, ориентированные на школьника, научно-популярная литература. Специально для средней школы создан ряд словарей: орфографический, строения слов, словообразовательный, иностранных слов, антонимов и др. (см. список литературы). Существуют ряд справочников, непосредственно ориентированных на учащихся. В первую очередь это «Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений» М. Т. Баранова, Т. А. Костяевой и А. В. Прудниковой под редакцией Н. М. Шанского. Он пережил несколько переизданий, рекомендован в качестве учебного пособия федерального комплекта учебников и является компонентом учебно-методического комплекса 1. Справочник содержит разделы, соответствующие изучаемым в школе, но организованные линейно, обобщает теоретические сведения, изложенные в учебниках 5-9 класса, и приводит планы разного рода разборов. Кроме того, в помощь учащимся появилось множество изданий, и их число все увеличивается (см. список литературы). Существует значительное количество научно-популярных изданий по лингвистике. Особое место среди них занимает «Энциклопедический словарь юного филолога» (составитель М. В. Панов), в котором в занимательной форме представлены многочисленные сведения по теории языка, сравнительно-историческому языкознанию, истории русского языка. Создано несколько энциклопедий по языкознанию и русскому языку и много книг по отдельным отраслям лингвистики (см. список литературы). Литература Федеральные перечни учебников: 2004/2005 учебный год. М., 2004. Комплекс 1 Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002. Учебные материалы Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 26-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 26-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Четко. 27-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Четко. 26-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2002. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М., 2004. Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса к учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. Часть 1. М., 2004. Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса к учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. Часть 2. М., 2004. Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 6 класса к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. / М. М. Разумовской, С. И. Львовой и др Часть 1. М., 2003. Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 6 класса к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. / М. М. Разумовской, С. И. Львовой и др Часть 2. М., 2003. Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 7 класса. Часть 1. М., 2002. Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 7 класса. Часть 2. М., 2004. Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 8 класса к учебнику С. Г. Бархударова и др. / М. М. Разумовской и др. Часть 1. М., 2003. Богданова Г. А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 8 класса к учебнику С. Г. Бархударова и др. / М. М. Разумовской и др. Часть 2. М., 2003. Богданова Г. А. Русский язык: 9 класс: Рабочая тетрадь Часть 1. М., 2003. Богданова Г. А. Русский язык: 9 класс: Рабочая тетрадь Часть 2. М., 2003. Богданова Г. А. Русский язык: 9 класс: Рабочая тетрадь Часть 3. М., 2004.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.019 с.) |