Слово как единица лексики. Значение слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово как единица лексики. Значение слова



С этой темы начинается изучение лексикологии во всех трех ком­плексах.

Комплекс 1 сообщает, что «все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово что-то обозначает. Например, слово ельник обозначает «лес, состоящий из одних елей». Это его лексическое значение». Одно из упражнений к этому параграфу предваряется сооб­щением, что разъяснять лексическое значение можно разными способа­ми: а) подбирая близкие по значению слова, б) указывая признаки пред­мета, названного словом, в) раскрывая значение частей слова. Под по­следним способом имеется в виду толкование значения производных слов с опорой на значение их производящих {землекопрабочий, ко­торый копает землю).

Комплекс 2 содержит следующую информацию: Слово — основная единица языка. Слова отличаются друг от друга прежде всего звуковым составом и значением. Слова называют предметы, людей, животных, явления природы, различные действия, признаки и многое другое. Лек­сические значения слов объясняются (толкуются) в толковых словарях


следующими способами: а) подбором близких по лексическом значе­нию слов (синонимов); б) описательно.

Комплекс 3 представляет данную тему следующим образом: Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Большинство слов имеет лексическое значение — «тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово». Лексическое значение слова можно объяснить следующими способами: а) дать краткое толкование (уще­лье — узкая и глубокая расщелина в горах), б) подобрать синонимы (уще­льетеснина, каньон), в) подобрать однокоренные слова (ущельещель, щёлочка, расщелина), в) представить рисунок (нарисованы ладья, ларец, булава).

Как мы видим, все три комплекса дают определение лексики как словарного состава языка, после чего сразу переходят к определению значения слова, не фиксируя внимания учащихся на специфике слова как языковой единицы. Однако обращение к специфике слова было бы чрезвычайно полезным: слово — это вторая единица (после звука), с которой сталкиваются учащиеся при изучении систематического курса русского языка в среднем звене. Звук, как им уже известно, не имеет значения, хотя и может служить для смыслоразличения слов (в сильной позиции). Принципиальное отличие слова — в его двусторонности, на­личии плана выражения (наименование, знаковое средство) и плана со­держания (значение). На понимании этой двусторонности слова основа­но понимание того, как происходит формирование многозначности сло­ва (наименование — определенная звуковая и буквенная последова­тельность переносится на другую реалию действительности), как уст­роена омонимия (одинаковое наименование для разных реалий при отсутствии связи в значении) и синонимия (разные наименования для одних или сходных реалий).

Слово — это языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов, признаков и отношений и при этом характе­ризуется фонетической и грамматической цельнооформленностью и фра-зеологичностью значения.

Под фонетической оформленностью понимают то, что слово являет­ся звуковой последовательностью, которая может быть ограничена пау­зами любой длины, причем внутрь слова не может быть вставлена дру­гая такая же последовательность (другое слово). Кроме того, слово обычно отличается наличием одного ударения (недвуударностью).

Грамматическая оформленность — это охарактеризованность всего слова как определенной части речи, с присущими этой части речи грам­матическими признаками.

Под фразеологичностью значения слова понимают несводимость зна­чения целого слова к сумме значений его частей. Так, значение боль-


шинства производных слов не является суммой значении составляющих его значимых частей — морфем и содержит компоненты смысла, не имеющие формального выражения (так называемое приращенное зна­чение). Например, в словах одинаковой морфемной структуры утрен­ник, дневник, вечерник и ночник (примеры М. В. Панова) формально не выражены такие существенные смысловые компоненты, как 'детский праздник', 'тетрадь для записи домашних заданий и выставления оце­нок школьника', 'студент' и 'лампа специального назначения' соответ­ственно. Фразеологичность значения производного слова сопоставима со значениями фразеологических оборотов, значение которых также не является суммой значений составляющих его компонентов — слов (на­пример, быть не в своей тарелке).

Важным является понимание номинативной функции слова: слово служит для именования реалий действительности. Термин «реалия» не принят для употребления в школьном курсе, но вместо него можно ис­пользовать слово «объект», оговорив, что этим словом называются не только предметы, но и понятия, действия, признаки, отношения.

Понятие значения слова является одним из самых сложных. В лин­гвистике, как известно, нет общепринятого определения значения слова, поэтому необходимо руководствоваться следующими соображениями: необходимо добиться различения учащимися значения слова и обозна­чаемой словом реалии. В этом смысле представляются неудачными оп­ределять значение как то, что слово обозначает, — такое определение может привести к отождествлению значения и реалии. Под значением слова понимают отображение в слове явлений действительности (пред­метов, признаков, отношений, процессов и т. д.). Слово называет реа­лии действительности. Но слово не только называет, но и обобщает. Лексическое значение слова соотнесено не только с явлениями окру­жающей действительности, но и с соответствующими понятиями, отра­жающими не все, а лишь существенные признаки реалии, позволяющие отличать одно явление от другого. Так, когда мы называем столом предметы разного размера, формы, назначения и т. д., мы отвлекаемся от индивидуальных особенностей конкретных предметов и сосредота­чиваем внимание на их основных чертах. Лексическое значение — это то, что позволяет нам объединить все реалии, называемые данным сло­вом, и отделить их от реалий, называемых другими словами. Кроме по­нятийного в значение слова могут входить эмоционально-оценочные, экспрессивные компоненты. Так, слова книга и книжонка соотносятся с одним и тем же понятием, но второе слово обладает также дополни­тельным эмоционально-оценочным компонентом значения.

Комплексы 1 и 2 отказываются от определения понятия значения сло­ва. Комплекс 3 предлагает несколько упрощенное в своей формулиров-


ке определение: лексическое значение — «тот главный смысл, о кото­ром мы думаем, когда произносим слово». Все три комплекса предла­гают дедуктивный путь изучения данной темы: учащиеся получают знания в готовом виде, из учебника или объяснения учителя.

Однако возможно изучение данной темы и методом беседы с ис­пользованием анализа языкового материала. Так, учитель пишет на дос­ке звук [д] и спрашивает, что это за единица, имеет ли она значение. После этого учитель пишет слово вода и просит сказать, что это за язы­ковая единица (слово). Учитель просит дать фонетическую характери­стику этой единицы, записывает транскрипцию, обращает внимание учащихся на то, что для написания транскрипции они не обращались к знанию того, что обозначается в языке этим словом; слово имеет внеш­нюю оболочку (звуковую и буквенную). Далее учитель просит объяс­нить, что обозначает слово вода. Учащиеся с помощью наводящих вопросов и уточнений учителя отвечают, что вода — это прозрачная бесцветная жидкость без вкуса и запаха. После этого учитель читает словарную статью из «Большого энциклопедического словаря» (1991): «Н2О, жидкость без запаха, вкуса, цвета (в толстых слоях голубоватая); плотность 1,000 г/см3 (3,98° С), температура плавления 0° С, температура кипения 100° С. Одно из самых распространенных веществ в природе (гидросфера занимает 71% поверхности Земли)». После прочтения учи­тель спрашивает, обязательно ли обладать такой полной информацией, чтобы знать и правильно употреблять слово вода. Учащиеся приходят к выводу, что не обязательно: в значении слова отражаются не все при­знаки обозначаемой реалии, а только наиболее существенные с точки зрения наивного обыденного сознания, те признаки, которые позволяют отличить данную реалии от других, называемых иными словами. Учи­тель зачитывает словарную статью из толкового словаря: «Прозрачная, бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озера, моря».

При изучении данной темы учащиеся сталкиваются с лексикографи­ческими проблемами: они отсылаются к толковому словарю. Используя предложенную выше методику преподнесения данной темы, можно наглядно продемонстрировать различие между энциклопедическими словарями, объектом описания которых является сама реалии с макси­мальными набором своих признаков, и лингвистическим словарем, опи­сывающим слова как языковые единицы. В учебниках всех трех ком­плексов в приложении приведены толковые словарики, которые необ­ходимо использовать при изучении данной темы. Учащиеся рассматри­вают словарную статью словарика и делают вывод, что из толкового словаря можно извлечь значительную информацию о слове: его написа­ние, ударение, отдельные морфологические характеристики и, наконец, значение (систему значений).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.007 с.)