Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Морфема как языковая единицаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Центральной единицей морфемного уровня языка является морфема — минимальная значимая часть слова. Термин «морфема» вводится во всех трех комплексах (в комплексе 1 этот термин введен только в самых последних изданиях). Во всех комплексах фиксируется, что морфема — значимая часть слова, однако только в комплексе 3 этому специально уделяется внимание как при теоретическом описании (разбирается значение морфем в слове домики), так и в заданиях. Представляется, что специфике морфемы как языковой единицы необходимо уделить больше внимания: целесообразно сравнить морфему с другими единицами языка. Морфему необходимо сравнить с такими изученными в 5 классе единицами, как звук и слово. Сравнение со звуком показывает двуплановый характер морфемы: это единица, обладающая и планом выражения, и планом содержания. Для демонстрации этого положения целесообразно сравнить звук в составе морфемы и морфему, состоящую из одной фонемы (например, звук [у] в словах утюг, устрица, угол и приставку у- в словах у-ехать, у-бежать, у-нести), и предложить указать значение у в первом и втором случае. Учащиеся должны указать, что, в отличие от морфемы, звук не обладает значением, хотя и может выполнять смыслоразличитель-ную функцию в сильной позиции: пру[т] — пру[т]а, пру[д]а. Морфема же имеет значение, причем при ее расчленении на более мелкие сегменты эти сегменты не имеют осмысленного значения в слове, то есть морфема является минимальной значимой единицей слова, на что обращается внимание только в комплексе 1 («морфема — наименьшая значимая часть слова»). Необходимо обратить внимание на связь значения морфемы со значением всего слова. Если при расчленении морфемы на более мелкие сегменты получаются части, кажущиеся нам морфемами и встречающиеся в других словах, надо сравнить их значение со значением исследуемого слова. Разделив слово ящик на части я-щик, можно получить сегменты, формально совпадающие с морфемами русского языка (корень я, суффикс -щик), но их значение никак не вписывается в значение слова ящик. Такая работа является предпосылкой к формально-семантическому, а не механическому разбору слова по составу, работа над которым пойдет далее. Помимо морфем, в языке представлены другие двуплановые единицы — слово и предложение. Главное отличие морфемы от слова состоит в том, что морфема не делится на более мелкие значимые единицы, являясь материалом для построения слов. В лингвистике различие между языковыми единицами описывается Слова относительно свободно могут перемещаться в предложении, предложения — в тексте, место же морфем по отношению друг к дру- гу в слове строго зафиксировано. Их перемещение в пределах слова невозможно. Существенным отличием морфем от слов и предложений является также то, что морфема — единица не производимая, а воспроизводимая в речи; слова, в отличие от морфем, могут быть произведены из имеющегося у носителя языка инвентаря морфем (авторское словообразование); что же касается предложений, что они производятся говорящим в речи. Чередование гласных и согласных в морфеме Школьная грамматика не предполагает изучения абстрактных и конкретных единиц языка (морфема как минимальная значимая часть языка и морф как минимальная значимая часть слова или словоформы), поэтому значительные сложности у учащихся вызывает проблема отождествления в одну морфему сегментов разного буквенного (фонемного) состава. Формальное различие морфов в составе одной морфемы вызвано нефонетическими чередованиями гласных и согласных, и знание этих чередований позволяет правильно определить состав морфемы (см., например, корневые морфемы в словах люб-итъ и любл-ю, кошк-а и кошеч-ка, с-ня-тъ и с-ним-ать), особенно если в морфеме представлено чередование одного согласного с двумя, чередование гласного с нулем или чередование более чем одной фонемы. Материал по чередованию гласных и согласных входит во все три комплекса, однако он изучается в конце раздела, после изучения способов словообразования; представляется, что более целесообразным было бы обращение с этому теоретическому материалу в начале изучения морфемики. В каждом из комплексов представлено достаточное количество чередований, материал сведен в наглядные таблицы и снабжен примерами. Например, в комплексе 2 он выглядит следующим образом. «При образовании и изменении слов в корне слова может происходить чередование отдельных звуков (гласных и согласных) и сочетаний звуков. Чередование гласных в корне слова: 1. о — е: воз-и-ть — вез-ти; пой — пе-тъ; 2. о — а: пере-брос-и-тъ — пере-брас-ыеа-ть;
4. о — е — и: с-бор — со-бер-у — со-бир-а-тъ; 5. о — ы — у: сох-нутъ — за-сых-ать — сух-ой. Гласные о, е в корне слова могут чередоваться с нулем звука: сон — сн-а, день — дн-я. Такие гласные называются беглыми. Гласные могут чередоваться с нулем звука в приставках и суффиксах: с-рывать — со-реатъ. Чередование согласных в корне слова: I. к — ч: рук -а — руч-к-а; х — ш: сух-ой — суш -итъ; г — ж — з: друг — друж-ить — друз-ей; д — ж — жд: вод-и-ть — вож-ак — вожд-ени-е; П. б — бл: люб-и-тъ — любл-ю; п — пл: куп-и-ть — купл-ю; в — ел: лов-и-ть — ловл-ю; ф — фл: граф-а — графл-ю; м — мл: корм — кормл-ю. Примечание. Чередование звуков может быть и в суффиксах: дружок — друж-оч-ек». Хотелось бы обратить внимание на следующее: в комплексах 1 и 2 речь идет о чередовании звуков (в комплексе 3 просто о чередовании гласных и согласных). Но изучаемые чередования не являются фонетическими, и их надо отделять от последних. Поэтому было бы правильнее говорить не о чередовании звуков, а о чередовании букв (поскольку понятие фонемы в стабильном курсе русского языка не вводится) или просто о чередовании гласных и согласных. Этот момент требует уточнения. Условия чередований (позиция), изучаемых в морфемике и словообразовании, отличаются от условий фонетических чередований: это зависимость не от фонетической позиции, а от позиции перед (для -чик/ -щик после) определенной морфемы, что можно наглядно продемонстрировать следующим примером: рук-а + -к — > руч-к-а; руч-к-а + -к — > руч-еч-к-а. Кроме того, чередования рассматриваются преимущественно в корнях. В комплексе 1 лишь при описании беглых гласных говориться, что чередование гласного с нулем возможно также в приставках и суффиксах; остальные чередования заявлены только применительно к корню (задание также предоставляет материал с чередованиями только в корнях). В комплексе 2 даже параграф назван «Чередование звуков в корне слова», правда, в примечании к нему говориться, что «чередование может быть представлено и в суффиксах» (почему только в суффиксах? а в приставках?). Комплекс 3 также привязывает чередования только к корню. С практической точки зрения это понятно: эта тема связана с орфографической темой «Правописание гласных в корнях с чередованиями», но с точки зрения теории и практики морфемного разбора материал, касающийся чередований, безусловно, надо распространить и на другие виды морфем. Типы морфем Морфемы неоднородны; для их изучения предлагается классификация, строящаяся на учете характера их значения и положения относительно друг друга. Общепринятой является следующая классификация: морфемы делятся на корни и некорневые (вспомогательные, служебные, аффиксальные в одной из терминологических традиций) морфемы. Некорневые морфемы делятся на морфемы словообразующие (словообразовательные, аффиксы в другой традиции) и морфемы формообразующие (формообразовательные, словоизменительные — эти понятия не совпадают, флексии). Словообразующие морфемы делятся на словообразующие суффиксы, префиксы (приставки) и постфиксы. Формообразующие морфемы делятся на формообразующие суффиксы, постфиксы и окончания. В качестве морфем с соединительным значением некоторые лингвисты выделяют интерфиксы. Для морфем, совмещающих свойства корней и аффиксов, используются термины аффиксоиды (префиксоиды и суффиксоиды): авиа-, радио-, аудио-, -лог, -тека, еже-, -вед и другие. Некоторые ученые как самостоятельную разновидность аффиксов выделяют конфиксы (или циркумфлексы) как одновременно присоединяемые к производящей основе префиксы и суффиксы {окно — под-окон-ник), префиксы и постфиксы (бежать — раз-бежать-ся) или префиксы, суффиксы и постфиксы (говорить — пере-говар-ива-ть-ся). Школьная грамматика из перечисленного списка выделяет такие типы морфем: приставка, корень, суффикс, окончание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.009 с.) |