Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфема как языковая единица

Поиск

Центральной единицей морфемного уровня языка является морфе­ма — минимальная значимая часть слова. Термин «морфема» вводится во всех трех комплексах (в комплексе 1 этот термин введен только в самых последних изданиях).

Во всех комплексах фиксируется, что морфема — значимая часть слова, однако только в комплексе 3 этому специально уделяется вни­мание как при теоретическом описании (разбирается значение морфем в слове домики), так и в заданиях.

Представляется, что специфике морфемы как языковой единицы не­обходимо уделить больше внимания: целесообразно сравнить морфему с другими единицами языка. Морфему необходимо сравнить с такими изученными в 5 классе единицами, как звук и слово.


Сравнение со звуком показывает двуплановый характер морфемы: это единица, обладающая и планом выражения, и планом содержания. Для демонстрации этого положения целесообразно сравнить звук в со­ставе морфемы и морфему, состоящую из одной фонемы (например, звук [у] в словах утюг, устрица, угол и приставку у- в словах у-ехать, у-бежать, у-нести), и предложить указать значение у в первом и вто­ром случае. Учащиеся должны указать, что, в отличие от морфемы, звук не обладает значением, хотя и может выполнять смыслоразличитель-ную функцию в сильной позиции: пру[т] — пру[т]а, пру[д]а. Морфема же имеет значение, причем при ее расчленении на более мелкие сегмен­ты эти сегменты не имеют осмысленного значения в слове, то есть мор­фема является минимальной значимой единицей слова, на что обращается внимание только в комплексе 1 («морфема — наименьшая значимая часть слова»).

Необходимо обратить внимание на связь значения морфемы со зна­чением всего слова. Если при расчленении морфемы на более мелкие сегменты получаются части, кажущиеся нам морфемами и встречаю­щиеся в других словах, надо сравнить их значение со значением иссле­дуемого слова. Разделив слово ящик на части я-щик, можно получить сегменты, формально совпадающие с морфемами русского языка (ко­рень я, суффикс -щик), но их значение никак не вписывается в значение слова ящик. Такая работа является предпосылкой к формально-семанти­ческому, а не механическому разбору слова по составу, работа над ко­торым пойдет далее.

Помимо морфем, в языке представлены другие двуплановые едини­цы — слово и предложение. Главное отличие морфемы от слова состоит в том, что морфема не делится на более мелкие значимые единицы, яв­ляясь материалом для построения слов.

В лингвистике различие между языковыми единицами описывается
также через различие их функций (например, у А. А. Реформатского):
предложение служит средством общения, то есть является коммуника­
тивной единицей, слова называют предметы, признаки и отношения, то
есть являются номинативными единицами, а морфемы служат для выра­
жения значений разного рода, выполняя семасиологическую функцию.
Естественно, единицы более высоких уровней выполняют также функ­
ции составляющих их единиц более низких уровней. В отличие от мор­
фем, слова принадлежат определенной части речи, морфемы же не об­
ладают этим признаком даже в том случае, если слово состоит только из
одной корневой морфемы (ср: краен----- красный, краснеть, краснота).

Слова относительно свободно могут перемещаться в предложении, предложения — в тексте, место же морфем по отношению друг к дру-


гу в слове строго зафиксировано. Их перемещение в пределах слова невозможно.

Существенным отличием морфем от слов и предложений является также то, что морфема — единица не производимая, а воспроизводимая в речи; слова, в отличие от морфем, могут быть произведены из имею­щегося у носителя языка инвентаря морфем (авторское словообразова­ние); что же касается предложений, что они производятся говорящим в речи.

Чередование гласных и согласных в морфеме

Школьная грамматика не предполагает изучения абстрактных и кон­кретных единиц языка (морфема как минимальная значимая часть языка и морф как минимальная значимая часть слова или словоформы), по­этому значительные сложности у учащихся вызывает проблема отожде­ствления в одну морфему сегментов разного буквенного (фонемного) состава. Формальное различие морфов в составе одной морфемы вы­звано нефонетическими чередованиями гласных и согласных, и знание этих чередований позволяет правильно определить состав морфемы (см., например, корневые морфемы в словах люб-итъ и любл-ю, кошк-а и кошеч-ка, с-ня-тъ и с-ним-ать), особенно если в морфеме представ­лено чередование одного согласного с двумя, чередование гласного с нулем или чередование более чем одной фонемы.

Материал по чередованию гласных и согласных входит во все три комплекса, однако он изучается в конце раздела, после изучения спосо­бов словообразования; представляется, что более целесообразным было бы обращение с этому теоретическому материалу в начале изуче­ния морфемики.

В каждом из комплексов представлено достаточное количество че­редований, материал сведен в наглядные таблицы и снабжен примера­ми. Например, в комплексе 2 он выглядит следующим образом.

«При образовании и изменении слов в корне слова может происхо­дить чередование отдельных звуков (гласных и согласных) и сочетаний звуков.

Чередование гласных в корне слова:

1. о — е: воз-и-тьвез-ти; пойпе-тъ;

2. оа: пере-брос-и-тъпере-брас-ыеа-ть;
З.о — ы: войвы-ть;

 

4. о — еи: с-борсо-бер-усо-бир-а-тъ;

5. о — ыу: сох-нутъза-сых-атьсух-ой.

Гласные о, е в корне слова могут чередоваться с нулем звука: сонсн-а, деньдн-я. Такие гласные называются беглыми.


Гласные могут чередоваться с нулем звука в приставках и суффик­сах: с-рыватьсо-реатъ.

Чередование согласных в корне слова: I. кч: рук -аруч-к-а;

хш: сух-ойсуш -итъ;

гжз: другдруж-итьдруз-ей;

джжд: вод-и-тьвож-аквожд-ени-е; П. ббл: люб-и-тълюбл-ю;

ппл: куп-и-тькупл-ю;

вел: лов-и-тьловл-ю;

ффл: граф-аграфл-ю;

ммл: кормкормл-ю.

Примечание. Чередование звуков может быть и в суффиксах: друж­окдруж-оч-ек».

Хотелось бы обратить внимание на следующее: в комплексах 1 и 2 речь идет о чередовании звуков (в комплексе 3 просто о чередовании гласных и согласных). Но изучаемые чередования не являются фонети­ческими, и их надо отделять от последних. Поэтому было бы правиль­нее говорить не о чередовании звуков, а о чередовании букв (поскольку понятие фонемы в стабильном курсе русского языка не вводится) или просто о чередовании гласных и согласных. Этот момент требует уточ­нения. Условия чередований (позиция), изучаемых в морфемике и сло­вообразовании, отличаются от условий фонетических чередований: это зависимость не от фонетической позиции, а от позиции перед (для -чик/ -щик после) определенной морфемы, что можно наглядно продемонст­рировать следующим примером: рук-а + > руч-к-а; руч-к-а + > руч-еч-к-а.

Кроме того, чередования рассматриваются преимущественно в кор­нях. В комплексе 1 лишь при описании беглых гласных говориться, что чередование гласного с нулем возможно также в приставках и суффик­сах; остальные чередования заявлены только применительно к корню (задание также предоставляет материал с чередованиями только в кор­нях). В комплексе 2 даже параграф назван «Чередование звуков в кор­не слова», правда, в примечании к нему говориться, что «чередование может быть представлено и в суффиксах» (почему только в суффиксах? а в приставках?). Комплекс 3 также привязывает чередования только к корню. С практической точки зрения это понятно: эта тема связана с орфографической темой «Правописание гласных в корнях с чередова­ниями», но с точки зрения теории и практики морфемного разбора ма­териал, касающийся чередований, безусловно, надо распространить и на другие виды морфем.


Типы морфем

Морфемы неоднородны; для их изучения предлагается классифика­ция, строящаяся на учете характера их значения и положения относи­тельно друг друга. Общепринятой является следующая классификация: морфемы делятся на корни и некорневые (вспомогательные, служеб­ные, аффиксальные в одной из терминологических традиций) морфемы. Некорневые морфемы делятся на морфемы словообразующие (слово­образовательные, аффиксы в другой традиции) и морфемы формообра­зующие (формообразовательные, словоизменительные — эти понятия не совпадают, флексии). Словообразующие морфемы делятся на слово­образующие суффиксы, префиксы (приставки) и постфиксы. Формо­образующие морфемы делятся на формообразующие суффиксы, пост­фиксы и окончания.

В качестве морфем с соединительным значением некоторые лин­гвисты выделяют интерфиксы.

Для морфем, совмещающих свойства корней и аффиксов, использу­ются термины аффиксоиды (префиксоиды и суффиксоиды): авиа-, ра­дио-, аудио-, -лог, -тека, еже-, -вед и другие.

Некоторые ученые как самостоятельную разновидность аффиксов вы­деляют конфиксы (или циркумфлексы) как одновременно присоединяе­мые к производящей основе префиксы и суффиксы {окнопод-окон-ник), префиксы и постфиксы (бежатьраз-бежать-ся) или префик­сы, суффиксы и постфиксы (говоритьпере-говар-ива-ть-ся).

Школьная грамматика из перечисленного списка выделяет такие ти­пы морфем: приставка, корень, суффикс, окончание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.009 с.)