Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Справочники и справочные пособия

Поиск

Современный русский язык: Словарь-справочник: Пособие для учителя / Ред. П. А. Лекант. М.,2004.

Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учрежде­ний / Ред. Н. М. Шанский. М., 2004.


Русский язык: Справочник школьника / Ред. В. Славкин. М., 2000.

Русский язык: Полный справочник школьника и абитуриента / Л. А. Четко, Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова и др. М., 2003.

Хлябинская Г. Ф. Русский язык: 5-11 классы: Правила, таблицы, схемы. М.,2004

Краткий справочник школьника по русскому языку. 5-11 классы / Ред. П. А. Лекант. М., 1998.

Русский язык: 5-11 классы / Ред. П. А. Лекант. М., 2002.

Розенталь Д. Э., Голуб И. В. Русский язык: Справочник школьника: Орфогра­фия и пунктуация. М., 2004.

Гольдин 3., Светлышева В. Русский язык: Русский язык в таблицах. 5-11 клас­сы. М., 2004.

Тихонова В. В., Шаповалова Т. Е. 50 основных правил русской пунктуации для школьников и абитуриентов. 5-11 классы. М., 2003.

Войлова К. А., Леденева В. В. 90 основных правил русской орфографии для школьников и абитуриентов. 5-11 классы. М., 2002.

Научно-популярная литература

Абрамов В. П. Созвездия слов. М., 1989.

Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Занимательная грамматика русского языка.

М., 1997.

Беднарская Л. Д. Интересно о русском языке. Орел, 1995. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., 2000. Введенская Л. А., Колесников Н. П. От серьезной науки до словесных шуток:

Рассказы об этимологии: Книга для старших школьников. М., 1996. Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным:

Книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1989. Земская Е. А. Как делаются слова. М., 1963. Колесова В. В. История русского языка в рассказах. М., 1994. Костомаров В. Г. Жизнь языка. М., 1994. Крепдлин Г. Е., Шмелев А. Д. Математика помогает лингвистике: Книга для

учащихся. М., 1994.

Кривин Ф. Д. Карманная школа. Ужгород, 1962.

Крысин Л. П. Жизнь слова: Книга для учащихся старших классов. М., 1980. Львова С. И. За страницами учебника: Русский язык: 5 класс. Пособие для уча­щихся. М., 1998. Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове.

М., 1978. Максимов В. И. К тайнам словообразования: Книга для внеклассного чтения.

М., 1980. Мир слов: Занимательные рассказы о русском языке / Сост. Ю. И. Смирнов.

СПб., 1995.


Моисеев А. И. Богатство языка и культура речи: Научно-популярный очерк. СПб., 1995.

Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? М., 2000.

Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово. М., 1993.

Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы: Книга для учащихся старших клас­сов. М., 1988.

ПановМ. В. Занимательная орфография. М., 1984.

Подгаецкая И. М., Постникова И. И. Необъятный мир слова: Книга для уча­щихся. М., 1995.

Постникова И. И., Диценко Н. Д. Занимательные рассказы о частях речи. М., 1998.

Речь, язык и современная пунктуация: Книга для учащихся. М., 1995.

Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М., 1996.

Рик Т. Г. Русский язык: Доброе утро, Имя Прилагательное! М., 1999.

Сергеев В. Н. Новые значения старых слов: Книга для внеклассного чтения уча­щихся 8-10 классов средней школы. М., 1987.

Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985.

ШанскийН.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. М., 1996.

Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. М., 1984.

Волков С. В. Русский язык: Детская энциклопедия. М., 2004.

Большая школьная энциклопедия: 5-11 классы: Гуманитарные науки. М., 2003.

Энциклопедия необходимых знаний: 5-11 классы. М., 2002.

Энциклопедия для детей: Т.10: Языкознание; Русский язык / Ред. М. Д. Аксено­ва. М., 2002.

Русский язык: Энциклопедия для детей / Ред. Ю. Н.Караулов. М., 2003.

ГЛАВА 7. Изучение русского языка по неосновным учебным программам

Помимо рассмотренных выше основных учебных комплексов в на­стоящее время разработано множество программ, учебников и учебных пособий, представляющих альтернативное, в том числе углубленное, изучение русского языка. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

§21. Углубленное изучение русского языка

Вопрос о том, в чем состоит углубление изучения русского языка в школе, не имеет общепринятого ответа. В начале 90-х годов в жур-


нале «Русский язык в школе» была объявлена открытая дискуссия о путях перестройки среднего образования вообще и курса русского языка в частности.

Одной из первых выступила В. В. Бабайцева, автор и редактор учеб­ного комплекса 2, которая высказалась о необходимости создания уг­лубленного курса, обеспечивающего преемственность среднего и выс­шего филологического образования. Автор отмечает, что при обучении русскому языку проблема преемственности еще не нашла вполне удов­летворительного решения. Основная мысль автора состоит в том, что «теоретический школьный курс должен быть не простой суммой раз­розненных теоретических сведений, а систематизированным изложением структурно-семантической теории, которая удачно синтезировала дос­тижения современных одноаспектных направлений на фундаменталь­ной основе традиционной (классической) русской лингвистики <...> В основу углубленного курса русского языка, несомненно, необходимо взять то, что оправдало себя в практике его преподавания в школе, то, что проверено традицией, и то новое, что органически сочетается с лучшими традициями отечественной лингвистики <...> Углубленное изучение русского языка предполагает расширение объема теоретиче­ских сведений». Таким образом, В. В. Бабайцева высказывается за уси­ление познавательной значимости русского языка, расширение в углуб­ленном курсе теоретической базы по сравнению со стабильными учеб­ными программами.

На сегодняшний день существует несколько программ, направлен­ных на углубленное изучение русского языка и реально обеспеченных учебно-методическими комплексами, позволяющими массово по ним работать.

Первой является программа В. В. Бабайцевой для 5-11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка (в том чис­ле для лицеев, гимназий и других учреждений гуманитарного профиля).

В основе данной программы лежит основная программа 5-9 классов для неспециальных средних учебных заведений. Углубленная програм­ма отличается от основной следующим:

Основное внимание уделяется функциональному аспекту изучения языка: освещение языковых явлений ориентировано на изучение их функционирования в речи. Основное увеличение часов на изучение свя­зано с введением таких тем, как «Роль существительных в речи», «Роль олицетворений в художественном тексте» и подобных.

В углубленной программе развитие речи не выделено в специаль­ные уроки и не вынесено в отдельное пособие, а сопровождает изуче­ние теории.


Расширена теоретическая база курса: в программу включены вопро­сы, не изучающиеся в основном курсе. Так, например, раздел «Морфе-мика» включил дополнительно такие темы, как «Исторические измене­ния в составе слова», «Словообразовательные цепочки», «Варианты кор­ня как следствие исторических преобразований», «Образование новых морфем», «Морфемные изменения заимствованных слов в русском язы­ке».

Имеются отдельные сведения по истории русского языка, например темы «Старославянизмы, условия их появления в русском языке», «Происхождение формы прошедшего времени», «История притяжа­тельных прилагательных» и другие.

Фиксируется внимание на фактах, не укладывающихся в рамки стро­гих классификаций: многозначные члены предложения, многозначные придаточные, функциональные омонимы, например, слово грустно как краткое прилагательное, наречие и слово категории состояния.

Части речи определяются не только на основании их обобщенного значения, морфологический признаков и синтаксических функций, но и на основе их морфемного состава.

Программа обеспечена комплексом из 3 книг:

1) учебник «Русский язык. Теория. 5-11 классы», автор В. В. Ба-
байцева,

2) сборники заданий «Русский язык. 5 (6-7, 8-9, 10-11) класс», ав­
торы В. В. Бабайцева, Л. Д. Бендарская, А. В. Глазков, М. В. Дубровина,
Н. О. Жукова, А. Г. Лисицын,

3) рабочие тетради для каждого класса, авторы В. В. Бабайцева и др.

Учебник линейно отражает теоретический материал; базовые сведе­ния, обязательные для усвоения учащимися учебных заведений любого профиля, выделены пиктограммой «Свечка».

Сборники заданий составлены из традиционных видов упражнений и содержат задания на комплексный анализ текста, построение мини-и макси-текстов на различные темы.

Рабочие тетради включают задания, не требующие переписывания и выполняемые прямо в этих пособиях. Рабочие тетради предполагают самостоятельную домашнюю работу учащихся, проверяемую учителем раз в две недели.

Второй программой является программа для 5-9 классов, обеспе­ченная учебным комплексом под ред. М. В. Панова (выпущены учеб­ники 5, 6 и 7 классов; для других классов могут быть использованы бо­лее ранние издания под ред. И. С. Ильинской и М. В. Панова). Эта экс­периментальная программа существует уже более 20 лет, по ней ведется преподавание во многих школах Москвы и России, ее целесообраз­ность и успешность доказаны практикой.


Теоретическая база курса в данном комплексе значительно расши­рена. Авторы исходят из того, что основой истинной грамотности мо­жет быть только хорошее усвоение системы языка, а не выучивание разрозненных орфографический правил. Исходя из положения о том, что ведущим принципом русской орфографии является фонемный принцип, авторы учебника уже в 5 классе при изучении фонетики вво­дят понятие фонемы, сильной и слабой ее позиции. Это позволяет вы­работать такое ценное умение, как умение увидеть место, в котором может быть допущена ошибка (слабая позиция фонемы). Эксперимен­тально доказано, что грамотность учащихся при этом значительно воз­растает.

Материал распределен линейно, все задания обязательны к выпол­нению. Учебник написан в занимательной форме.

С 1958 разрабатывалась система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, особенностью которой являются разнообразные дискуссионные формы работы: знания не даются в виде готовых правил и схем, а выводятся в процессе совместной деятельности учителя и учеников. Курс русского языка обеспечен следующим учебником: Репкин В. В. Русский язык. Учебное пособие. Экспериментальная программа развивающего обуче­ния (система Д. Б. Эльконина — Д. Б. Давыдова). Томск, 1999.

Существуют и другие учебники русского языка, часть которых пере­числена в списке литературы.

§ 22. Смежные курсы:

риторика, словесность

В современной школе, особенно в гимназиях, возродился такой учеб­ный предмет, как риторика. Риторика является самостоятельной учебной дисциплиной со своей историей и методикой преподавания. Задача рито­рики как учебного предмета заключается в том, чтобы обучить воплоще­нию замысла и его убедительному обоснованию, этичному и совершен­ному словесному выражению, а также необходимой системе аргумента­ции.

Курс риторики в средних классах призван, по мнению авторов про­граммы, решить следующие задачи:

1) показать учащимся возможности слова-действия,

2) заложить основы знаний построения публичного высказывания,

3) научить анализировать публичную речь с точки зрения ее целесо­
образности и эффективности,

4) обучить творческому использованию «образцов» в процессе соз­
дания устного высказывания.


Курс риторики для 5-7 классов закладывает первоначальные знания по риторике и базовые умения и навыки по созданию и произнесению высказывания.

Курс 8-9 класса, помимо теоретических сведений, предлагает образ­цы анализа выступлений известных ораторов и составление собствен­ных выступлений.

В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

— умение анализировать, синтезировать, прогнозировать высказы­
вание,

— умение структурировать и реализовывать свою устную и пись­
менную речь,

— умение передавать определенное эмоциональное состояние,

— умение пользоваться языковыми средствами с учетом целей, за­
дач, ситуации общения,

— умение оценивать эффективность, целесообразность, уместность
речи.

Основной принцип обучения риторике — обучение через действие.

Среди появившихся предметов особое место занимает учебный предмет «Словесность». Словесность в широком смысле — это сло­весное творчество, в узком — совокупность произведений устной на­родной словесности и произведений, созданных писателями. Объектом изучения словесности как учебного предмета является язык как матери­ал словесности и произведение как явление искусства слова. Если объ­ектом изучения предмета «Русский язык» является система языка, то объект словесности — употребление языка; если учебный предмет «Ли­тература» рассматривает художественное произведение через призму истории его создания и идеологии автора, то словесность рассматривает литературное произведение прежде всего как искусство слова.

Задачи этого предмета, интегрирующего знания учащихся по рус­скому языку и литературе, определяются Р. И. Альбетковой, автором программы и учебника по словесности (см. список литературы), сле­дующим образом:

1) рассмотрение своеобразия словесного выражения содержания
в произведениях разных родов и видов;

2) постижение смысла прочитанного через словесную организацию
текста;

3) научение творческому использованию родного языка.
Изучение словесности в среднем звене распадается на два этапа:

5-6 классы и 7-9 классы.

В 5-6 классах учащиеся изучают первоначальные сведения о сло­весности. Так, в 5 классе изучаются следующие темы: Что такое слово.


Что такое словесность. Богатство лексики русского языка. Прямое и переносное значение слова. Текст. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Устная народная словесность. Литературное эпическое произведение. Литературное лирическое произведение. Ли­тературное драматическое произведение. В 6 классе изучаются темы: Употребление языковых средств. Средства художественной изобрази­тельности. Юмор в произведениях словесности. Произведения устной народной словесности. Эпическое произведение, его особенности. Ли­рическое произведение, его особенности. Драматическое произведение, его особенности.

В 7-9 классе изучаются основы словесности. Программа 7 класса включает темы: Слово и словесность. Разновидности употребления язы­ка. Формы словесного выражения. Стилистическая окраска слов. Стиль. Роды, виды, жанры произведений словесности. Устная народная сло­весность, ее виды и жанры. Духовная культура, ее жанры. Эпические, лирические, драматические, лиро-эпические произведения, их виды. Взаимовлияние произведений словесности. В 8 классе изучаются те­мы: Средства языка художественной словесности. Словесные средства выражения комического. Качество текста и художественность произве­дения. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зре­ния автора в эпическом, лирическом, драматическом произведении. Взаимосвязи произведений словесности. Программа 9 класса включает темы: Средства художественной изобразительности. Жизненный факт и поэтическое слово. Историческая жизнь поэтического слова. Произ­ведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Произведение словесности в истории куль­туры.

Как мы видим, программа курса словесности обращена одновремен­но и к русскому языку, и к литературе; этот курс, с одной стороны, опи­рается на знания, полученные при изучении этих основных учебных предметов, с другой — обобщают, добавляют, интегрируют их.

Курс словесности в среднем звене относительно самостоятелен, но может иметь продолжение в старших классах (см. следующую главу).

Литература

Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост.

Л. М. Рыбченкова. М., 2002. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык.

М.,2000.


Русский язык

Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-11 классы. Учебник для учебных заве­дений с углубленным изучением русского языка. М., 2003.

Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д., Глазков А. В. Русский язык. Рабочая тет­радь для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учеб­нику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы»: 5 класс. М., 2004.

Бабайцева В. В., Сергиенко М. И. Русский язык. Рабочая тетрадь для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабай­цевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы»: 6 класс. М., 2004.

Бабайцева В. В., Сергиенко М. И. Русский язык. Рабочая тетрадь для 7 класса школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». М., 2004.

Бабайцева В. В., Сергиенко М. И. Русский язык. Рабочая тетрадь для 8 класса школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». М., 2004.

Бабайцева В. В., Сергиенко М. И. Русский язык. Рабочая тетрадь для 9 класса школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». М., 2004.

Русский язык: Сборник заданий: Пособие для 5 класса школ с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Тео­рия. 5-11 классы» / Бабайцева В. В., Глазков А. В., Дубровина М. В. и др. М.,2002.

Русский язык: Сборник заданий: Пособие для 6-7 классов школ с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Тео­рия. 5-11 классы» / Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. М., 2002.

Русский язык: Сборник заданий: Пособие для 8-9 классов школ с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Тео­рия. 5-11 классы» / Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. М., 2002.

Русский язык: Сборник заданий: Пособие для 10-11 классов школ с углублен­ным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы» / Бабайцева В. В. М., 2003.

Русский язык. Учебник для средней школы. 5 класс / Ред. М. В. Панов. 2-е изд. М., 1995.

Русский язык. Учебник для средней школы. 6 класс / Ред. М. В. Панов. М., 1997.

Русский язык. Учебник для средней школы. 7 класс / Ред. М. В. Панов. 2-е изд. М., 1999.

Русский язык. Учебник для средней школы. 8-9 класс / Ред. М. В. Панов. М., 2000.

Русский язык. Экспериментальные материалы для средней школы / Под ред. И. С. Ильинской и М. В. Панова. В 4 частях. М., 1979-1980.

Репкин В. В. Русский язык: Учебник для 5 класса. В 2 ч. (система Д. Б. Элько-нина — Д. Б. Давыдова). Томск, 2001.


Репкин В. В. Русский язык: Учебник для 6 класса, (система Д. Б. Эльконина — Д. Б. Давыдова). Томск, 2001.

Репкин В. В. Русский язык: Учебник для 7 класса. В 2 ч. (система Д. Б. Элько­нина — Д. Б. Давыдова). Томск, 2001.

Репкин В. В. Русский язык: Учебник для 8 класса. В 2 ч. (система Д. Б. Элько­нина — Д. Б. Давыдова). В 2 ч. Томск, 2001.

Русский язык: Теория. Практика. Речь. 5 класс: Учебник для общеобразователь­ных учебных заведений / П. А. Лекант, В. В. Леденева, Т. В. Маркелова и др. Под ред. П. А. Леканта. М., 2001.

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В, Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В. Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы. / Ред. А. А. Леонтьев. М., 2000.

Нечаева Н. В., Роганова 3. Н. Русский язык: Учебник для 5 класса. В 2 частях. Самара, 2000.

Соколова Г. Г. Уроки углубленного изучения русского языка: 8 класс: Книга для учителя. М., 1992.

Сидоренков В. А. Углубленное изучение русского языка: Книга для учителя. М., 1996.

Семенюк А. А. Уроки углубленного изучения русского языка: Книга для учите­ля. М., 1994.

Воишелева Т. М., Леденева В. В. Русский язык. 5 класс. Краткий курс. М., 2000.

Воишелева Т. М., Леденева В. В. Русский язык. 6 класс. Краткий курс. М., 2000.

Воишелева Т. М., Леденева В. В. Русский язык. 7 класс. Краткий курс. М., 2000.

Воишелева Т. М., Леденева В. В. Русский язык. 8 класс. Краткий курс. М., 2000.

Воишелева Т. М., Леденева В. В. Русский язык. 9 класс. Краткий курс. М., 2000.

Риторика

Школьная риторика: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных школ: В 2 тт. / Ред. Т. А. Ладыженская. М., 2003.

Школьная риторика: Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных школ: В 2 тт. / Ред. Т. А. Ладыженская. М., 2003.

Школьная риторика: Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных школ: В 2 тт. / Ред. Т. А. Ладыженская. М., 2003.

Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Ред. Т. А. Лады­женская. М.,2001.

Школьная риторика: 6 класс: Методические рекомендации / Ред. Т. А. Лады­женская. М., 2002.

Школьная риторика: 7 класс: Методические рекомендации / Ред. Т. А. Лады­женская. М., 2001.

KoxmeeH. H. Риторика: 8-9 кл. М., 2001.

Лымарь Н. А. Основы риторики для средней школы (концептуальные положе­ния и тематическое планирование). М., 1996.

Предмет риторики и проблемы ее преподавания: Материалы Первой Всерос­сийской конференции по риторике. Москва. 1997 г. 28-30 января. М., 1998.


Словесность

Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому язы­ку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: 5-8 классы. М., 1998.

Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для

5 класса общеобразовательных учреждений. М., 2004.

Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для

6 класса общеобразовательных учреждений. М., 2004.

Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для

7 класса общеобразовательных учреждений. М., 2004.

Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для

8 класса общеобразовательных учреждений. М., 2004.

Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для

9 класса общеобразовательных учреждений. М., 2004.

Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: 5 класс: Рабочая тетрадь. М.,2003.

Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словес­ность: От слова к словесности»: 5 класс. М., 2000.

Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словес­ность: От слова к словесности»: 6 класс. М., 2001.

Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словес­ность: От слова к словесности»: 7 класс. М., 2001.

Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словес­ность: От слова к словесности»: 8 класс. М., 2002.

Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словес­ность: От слова к словесности»: 9 класс. М., 2001.

Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 класс: Учебно-методическое пособие. М.,2001.

ГЛАВА 8. Изучение русского языка в 10-11 классах

Особенностью данного этапа развития школы является, во-первых, то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введен как обязательный учебный предмет, а во-вторых, то, что старшая школа движется в направлении ее профилизации (см. об этом в § 8).

Количество часов, отводимых на русский язык как учебный предмет, различно в разных типах учебных заведений.

В неспро филированных гуманитарно учебных заведениях русский язык изучается на базовом уровне в объеме 70 часов, то есть 1 час в неделю как 10, так и в 11 классах. Изучение русского языка на базовом уровне направлено, как заявлено в Стандарте, на формирование


общей культуры и в большей степени связано с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, зада­чами социализации. Упор делается на развитие культурологической и коммуникативной компетенции.

В учебных заведениях гуманитарного, в том числе филологического профиля русский язык изучается на профильном уровне в объеме 210 часов, то есть 3 часа в неделю в 10 и 11 классах. Посколь­ку профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей и потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к после­дующему профессиональному образованию, на профильном уровне приоритетным считается совершенствование лингвистической компе­тенции учащихся.

Кроме того, в старших классах курс русского языка может быть за­мещен курсом риторики или словесности. Рассмотрим эти возможно­сти.

§ 23. Программы и пособия по русскому языку для старшей школы

Несмотря на то что разделение курса русского языка на базовый и профильный уровни определено вышедшими только в 2004 году нор­мативными документами (Стандарт среднего (полного) общего образо­вания, Примерная программа среднего (полного) общего образования, Базисный учебный план), возникшие до этого программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10-11 классах, разде­лялись на следующие группы:

1) курсы, в которых усилена практическая значимость русского язы­
ка как учебного предмета,

2) курсы, в которых основной упор сделан на усиление теоретиче­
ской базы, ее систематизацию.

Программы и пособия, направленные на практические це­ли изучения русского языка (коммуникативную компетенцию), обьино сфокусированы или на практической грамотности, или на развитии ре­чи.

Первые пособия содержат в основном материал по орфографии, пунктуации и стилистике.

Так, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, пере­изданное уже более 40 раз, имеет практические цели: 1) укрепить и рас­ширить орфографические и пунктуационные навыки учащихся на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и


пунктуации; 2) несколько расширить лексику учащихся; 3) исправить наиболее типичные для учащихся отступления от лексико-грамматичес-ких и произносительных норм русского языка. Повторение грамматики и синтаксиса, на основе которых должно происходить укрепление ор­фографических и пунктуационных навыков, представлено в данном по­собии в чрезвычайно малом объеме (например, морфемике и словообра­зованию отводятся два параграфа).

Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Ро-зенталя «Русский язык. 10-11 классы. Пособие для общеобразова­тельных учебных заведений», «Русский язык для школьников-старше­классников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражне­ний для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы». Эти пособия содержат минимальный теоретический материал и состоят в основном из упражнений по орфографии и пунктуации.

Учебники и учебные пособия второй группы ставят своей целью систематизировать сведения о речи и тексте и упрочить речевые умения и навыки, повторив и обобщив при этом сведения о языке.

Наиболее распространенной яаляется программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10-11 классы» обеспечена пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издается с 1996 года) и методическими реко­мендациями для учителя по этому пособию.

Предлагаемый курс состоит из двух компонентов: повторение прой­денного за курс девятилетней школы и теория и практика речевой дея­тельности. Повторение происходит в первом семестре 10 класса, ос­тальные три семестра изучаются текст и его строение и стили речи.

При изучении текста большое внимание уделено основным видам переработки текста: сокращение, план, тезисы, выписки, конспект, ре­ферат, аннотация, рецензия.

При изучении стилей речи особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям; предполагается актив­ное овладение учащимися указанными стилями: применительно к науч­ному стилю это написание рефератов, статей, обзоров, к публицистиче­скому — эссе, очерк, доклад, выступление в прениях. Предусматривает­ся работа по следующим направлениям: а) чтение, работа с готовым текстом, б) работа с языковыми и художественными средствами, в) ли­тературное творчество учащихся, конструирование текстов, г) публич­ная речь.

К этой группе относится и учебно-методический комплект, состав­ленный А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой, в который входят програм­ма, учебное пособие «Русский язык: учебник-практикум для старших классов», методические рекомендации и дидактические материалы.


Особенностью этого учебного курса является то, что это учебник-практикум, то есть прежде всего практический курс, направленный на совершенствование речи учащихся. Раздел «Текст как речевое произве­дение» вынесен в начало учебника, так как все повторение и обобщение изученного в средней школе проводится в процессе работы с текстом: авторы почти не излагают теоретического материала, приводя в начале каждой темы «словарь ключевых понятий» — основные термины дан­ной темы, по которой учащимся предлагается вспомнить изученное в основной школе, опираясь на систему вопросов, предназначенных для повторения, и приведенные в упражнениях тексты (в основном отрывки из художественных произведений) с заданиями к ним. Некоторую по­мощь в повторении и обобщении оказывают приведенные в упражнени­ях высказывания лингвистов о том или ином лингвистическом явлении.

В учебнике нет специально выделенного материала по орфографии и заданий типа «Вставь пропущенные буквы»: авторы считали необходи­мым приводить тексты с в неискаженном графическом облике, но в не­которых из них подчеркнуты орфограммы, которые необходимо изме­нить. Пунктуации же посвящен отдельный раздел «Знаки препинания и их функции в предложении».

Авторы называют свой курс интенсивным и включают в пособие ма­териал для уроков-семинаров, предполагающих самостоятельную рабо­ту по подготовке докладов и сообщение.

Учебники для 10 и 11 классов Г. Ф. Хлебинской также имеет прак­тическую направленность: его целью, как заявляет автор, является под­готовка к выпускному экзамену по русскому языку.

В учебнике для 10 класса «Русский язык: 10 класс. Орфография и морфология: Учебник для общеобразовательных учебных заведе­ний» включен материал по орфографии и морфологии, большое внима­ние уделено основным правилам правописания слов разных частей ре­чи; в конце каждого раздела приводятся таблицы и схемы, в соответст­вии с требованиями единого государственного экзамена в учебник включены контрольные тесты.

В учебнике для 11 класса «Русский язык. 11 класс. Синтаксис простого и сложного предложения: Учебное пособие для общеобра­зовательных учреждений» включены в табличном представлении ми­нимально необходимые теоретические сведения по синтаксису русского языка, а практические упражнения предусматривают виды работ, необ­ходимые для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку (диктант, тест, устный ответ), а также способствовать развитию умений в написании изложений и сочинений.


Данный учебно-методический комплект включает, помимо учебни­ков, программу, тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации для учителей.

Еще одной программой, предназначенной для старшеклассников, является программа «Основы редактирования», составленная Т. М. Пахновой.

Цель этого курса — формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно целесообразным использо­ванием языковых средств в речи на основе знания основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста. Курс включает следующие темы: Редак­тирование как прием совершенствования текста. Текст как смысловое и структурное единство. Межфразовые связи, их лексические и граммати­ческие средства. Логические ошибки и их устранение. Композиционные ошибки и их устранение. Грамматические ошибки и их устранение. Куль­тура речи. Речевые ошибки и недочеты. Использование словарей.

Программа не имеет дидактического оснащения.

Для гуманитарно ориентированных старшеклассников разработано несколько программ с усиленной теоретической направлен­ностью, направленных на развитие языковой и лингвистической компе­тенции.

Во-первых, это программа М. Т. Баранова «Углубление и систе­матизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками. 10-11 классы». Блоки сведений о языке создаются вокруг языковых единиц: звуков, морфем, слов, предложений, текста. Разделы этой про­граммы отражают три направления систематизации: в первой части да­ются сведения о явлениях языка, включенных в данный блок, во второй части — функционирование языковых явлений в коммуникативных единицах — предложении и тексте, в третьей — сведения по орфогра­фии и пунктуации, связанные с материалом первой части.

Во-вторых, это программа «Изучение углубленного курса русско­го языка в 10-11 классах», составленная Г. К. Лидман-Орловой, Т. М. Пахновой и Ю. С. Пичуговым. Программа направлена на повторе­ние и систематизацию сведений по фонетике, лексике, грамматике, ор­фографии и пунктуации, стилистике. Программа предусматривает по­дачу материала крупными блоками. Специальное внимание отводится формированию различных умений и навыков: подготовке устных вы­ступлений, умению составить тезисы, составлению личного орфоэпиче­ского словаря, умению пользоваться словарями разных типов.

В-третьих, это программа М. Т. Баранова «Исторические коммен­тарии к школьному курсу русского языка». Программа предусмат­ривает исторические справки к языковым явлениям всех разделов лин­гвистики. Программа ставит как теоретические цели, так и практиче-


ские: прояснить многие «темные» места в читаемой школьниками ху­дожественной литературе. Программа включает, например, такие темы: Истоки русского языка. Становление русского языка в XIV-XVII веках. Русский язык в XVIII — первой трети XIX века. Современный русский литературный язык. Фонетические процессы в древнерусском языке, оставившие след в системе гласных и согласных. Русское письмо. Ре­формы русской графики. Историческая основа русской орфографии. Реформы орфографии. Разделы и принципы орфографии.

Существенным недостатком данных программ является то, что они не оснащены учебными пособиями, а лишь снабжены списком литера­туры. Отсутствие учебного пособия настолько осложняет работу учите­ля, что преподавание по данной программе могут осуществлять только энтузиасты.

Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова со­здана программа систематизирующего курса русского языка, повторяю­щего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым мате­риалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углубленного изуче­ния в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000). Предлагаемый курс является промежуточным звеном в единой цепочке «школа — вуз» и должен обеспечить непрерывность и преем­ственность преподавания русского языка.

В учебном пособии линейно излагается теория современного рус­ского языка (в том числе теоретические основы графики, орфографии и пунктуации) с комментированием тех явлений, которые различно трактуются в разных учебных комплексах для средних классов. В соот­ветствии с более старшим возрастом и продвинутым уровнем учащихся, для которых предназначен данный курс, в наиболее спорных понятиях или в местах расхождения школьной и принятой вузовской практики представлены разные точки зрения на проблему, обозначена наиболее предпочтительная из них. В учебном пособии несколько расширен тео­ретический материал и терминологический аппарат курса с целью более системного представления материала и возможности анализа на базе этой теории слов и предложений практически любого уровня сложно­сти. Все задания к параграфам обязательны для выполнения, так как они не дублируют друг друга и в некоторых случаях не только закрепляют, но и дополняют материал параграфа. Большое внимание уделено разбо­рам. Особое внимание уделено тому, что разбору подлежат не изолиро­ванные слова и формы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.146 (0.016 с.)