Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Справочники и справочные пособияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современный русский язык: Словарь-справочник: Пособие для учителя / Ред. П. А. Лекант. М.,2004. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Ред. Н. М. Шанский. М., 2004. Русский язык: Справочник школьника / Ред. В. Славкин. М., 2000. Русский язык: Полный справочник школьника и абитуриента / Л. А. Четко, Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова и др. М., 2003. Хлябинская Г. Ф. Русский язык: 5-11 классы: Правила, таблицы, схемы. М.,2004 Краткий справочник школьника по русскому языку. 5-11 классы / Ред. П. А. Лекант. М., 1998. Русский язык: 5-11 классы / Ред. П. А. Лекант. М., 2002. Розенталь Д. Э., Голуб И. В. Русский язык: Справочник школьника: Орфография и пунктуация. М., 2004. Гольдин 3., Светлышева В. Русский язык: Русский язык в таблицах. 5-11 классы. М., 2004. Тихонова В. В., Шаповалова Т. Е. 50 основных правил русской пунктуации для школьников и абитуриентов. 5-11 классы. М., 2003. Войлова К. А., Леденева В. В. 90 основных правил русской орфографии для школьников и абитуриентов. 5-11 классы. М., 2002. Научно-популярная литература Абрамов В. П. Созвездия слов. М., 1989. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Занимательная грамматика русского языка. М., 1997. Беднарская Л. Д. Интересно о русском языке. Орел, 1995. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., 2000. Введенская Л. А., Колесников Н. П. От серьезной науки до словесных шуток: Рассказы об этимологии: Книга для старших школьников. М., 1996. Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным: Книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1989. Земская Е. А. Как делаются слова. М., 1963. Колесова В. В. История русского языка в рассказах. М., 1994. Костомаров В. Г. Жизнь языка. М., 1994. Крепдлин Г. Е., Шмелев А. Д. Математика помогает лингвистике: Книга для учащихся. М., 1994. Кривин Ф. Д. Карманная школа. Ужгород, 1962. Крысин Л. П. Жизнь слова: Книга для учащихся старших классов. М., 1980. Львова С. И. За страницами учебника: Русский язык: 5 класс. Пособие для учащихся. М., 1998. Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. М., 1978. Максимов В. И. К тайнам словообразования: Книга для внеклассного чтения. М., 1980. Мир слов: Занимательные рассказы о русском языке / Сост. Ю. И. Смирнов. СПб., 1995. Моисеев А. И. Богатство языка и культура речи: Научно-популярный очерк. СПб., 1995. Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? М., 2000. Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово. М., 1993. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы: Книга для учащихся старших классов. М., 1988. ПановМ. В. Занимательная орфография. М., 1984. Подгаецкая И. М., Постникова И. И. Необъятный мир слова: Книга для учащихся. М., 1995. Постникова И. И., Диценко Н. Д. Занимательные рассказы о частях речи. М., 1998. Речь, язык и современная пунктуация: Книга для учащихся. М., 1995. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М., 1996. Рик Т. Г. Русский язык: Доброе утро, Имя Прилагательное! М., 1999. Сергеев В. Н. Новые значения старых слов: Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы. М., 1987. Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985. ШанскийН.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. М., 1996. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. М., 1984. Волков С. В. Русский язык: Детская энциклопедия. М., 2004. Большая школьная энциклопедия: 5-11 классы: Гуманитарные науки. М., 2003. Энциклопедия необходимых знаний: 5-11 классы. М., 2002. Энциклопедия для детей: Т.10: Языкознание; Русский язык / Ред. М. Д. Аксенова. М., 2002. Русский язык: Энциклопедия для детей / Ред. Ю. Н.Караулов. М., 2003. ГЛАВА 7. Изучение русского языка по неосновным учебным программам Помимо рассмотренных выше основных учебных комплексов в настоящее время разработано множество программ, учебников и учебных пособий, представляющих альтернативное, в том числе углубленное, изучение русского языка. Мы рассмотрим лишь некоторые из них. §21. Углубленное изучение русского языка Вопрос о том, в чем состоит углубление изучения русского языка в школе, не имеет общепринятого ответа. В начале 90-х годов в жур- нале «Русский язык в школе» была объявлена открытая дискуссия о путях перестройки среднего образования вообще и курса русского языка в частности. Одной из первых выступила В. В. Бабайцева, автор и редактор учебного комплекса 2, которая высказалась о необходимости создания углубленного курса, обеспечивающего преемственность среднего и высшего филологического образования. Автор отмечает, что при обучении русскому языку проблема преемственности еще не нашла вполне удовлетворительного решения. Основная мысль автора состоит в том, что «теоретический школьный курс должен быть не простой суммой разрозненных теоретических сведений, а систематизированным изложением структурно-семантической теории, которая удачно синтезировала достижения современных одноаспектных направлений на фундаментальной основе традиционной (классической) русской лингвистики <...> В основу углубленного курса русского языка, несомненно, необходимо взять то, что оправдало себя в практике его преподавания в школе, то, что проверено традицией, и то новое, что органически сочетается с лучшими традициями отечественной лингвистики <...> Углубленное изучение русского языка предполагает расширение объема теоретических сведений». Таким образом, В. В. Бабайцева высказывается за усиление познавательной значимости русского языка, расширение в углубленном курсе теоретической базы по сравнению со стабильными учебными программами. На сегодняшний день существует несколько программ, направленных на углубленное изучение русского языка и реально обеспеченных учебно-методическими комплексами, позволяющими массово по ним работать. Первой является программа В. В. Бабайцевой для 5-11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка (в том числе для лицеев, гимназий и других учреждений гуманитарного профиля). В основе данной программы лежит основная программа 5-9 классов для неспециальных средних учебных заведений. Углубленная программа отличается от основной следующим: Основное внимание уделяется функциональному аспекту изучения языка: освещение языковых явлений ориентировано на изучение их функционирования в речи. Основное увеличение часов на изучение связано с введением таких тем, как «Роль существительных в речи», «Роль олицетворений в художественном тексте» и подобных. В углубленной программе развитие речи не выделено в специальные уроки и не вынесено в отдельное пособие, а сопровождает изучение теории. Расширена теоретическая база курса: в программу включены вопросы, не изучающиеся в основном курсе. Так, например, раздел «Морфе-мика» включил дополнительно такие темы, как «Исторические изменения в составе слова», «Словообразовательные цепочки», «Варианты корня как следствие исторических преобразований», «Образование новых морфем», «Морфемные изменения заимствованных слов в русском языке». Имеются отдельные сведения по истории русского языка, например темы «Старославянизмы, условия их появления в русском языке», «Происхождение формы прошедшего времени», «История притяжательных прилагательных» и другие. Фиксируется внимание на фактах, не укладывающихся в рамки строгих классификаций: многозначные члены предложения, многозначные придаточные, функциональные омонимы, например, слово грустно как краткое прилагательное, наречие и слово категории состояния. Части речи определяются не только на основании их обобщенного значения, морфологический признаков и синтаксических функций, но и на основе их морфемного состава. Программа обеспечена комплексом из 3 книг: 1) учебник «Русский язык. Теория. 5-11 классы», автор В. В. Ба- 2) сборники заданий «Русский язык. 5 (6-7, 8-9, 10-11) класс», ав 3) рабочие тетради для каждого класса, авторы В. В. Бабайцева и др. Учебник линейно отражает теоретический материал; базовые сведения, обязательные для усвоения учащимися учебных заведений любого профиля, выделены пиктограммой «Свечка». Сборники заданий составлены из традиционных видов упражнений и содержат задания на комплексный анализ текста, построение мини-и макси-текстов на различные темы. Рабочие тетради включают задания, не требующие переписывания и выполняемые прямо в этих пособиях. Рабочие тетради предполагают самостоятельную домашнюю работу учащихся, проверяемую учителем раз в две недели. Второй программой является программа для 5-9 классов, обеспеченная учебным комплексом под ред. М. В. Панова (выпущены учебники 5, 6 и 7 классов; для других классов могут быть использованы более ранние издания под ред. И. С. Ильинской и М. В. Панова). Эта экспериментальная программа существует уже более 20 лет, по ней ведется преподавание во многих школах Москвы и России, ее целесообразность и успешность доказаны практикой. Теоретическая база курса в данном комплексе значительно расширена. Авторы исходят из того, что основой истинной грамотности может быть только хорошее усвоение системы языка, а не выучивание разрозненных орфографический правил. Исходя из положения о том, что ведущим принципом русской орфографии является фонемный принцип, авторы учебника уже в 5 классе при изучении фонетики вводят понятие фонемы, сильной и слабой ее позиции. Это позволяет выработать такое ценное умение, как умение увидеть место, в котором может быть допущена ошибка (слабая позиция фонемы). Экспериментально доказано, что грамотность учащихся при этом значительно возрастает. Материал распределен линейно, все задания обязательны к выполнению. Учебник написан в занимательной форме. С 1958 разрабатывалась система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, особенностью которой являются разнообразные дискуссионные формы работы: знания не даются в виде готовых правил и схем, а выводятся в процессе совместной деятельности учителя и учеников. Курс русского языка обеспечен следующим учебником: Репкин В. В. Русский язык. Учебное пособие. Экспериментальная программа развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина — Д. Б. Давыдова). Томск, 1999. Существуют и другие учебники русского языка, часть которых перечислена в списке литературы. § 22. Смежные курсы: риторика, словесность В современной школе, особенно в гимназиях, возродился такой учебный предмет, как риторика. Риторика является самостоятельной учебной дисциплиной со своей историей и методикой преподавания. Задача риторики как учебного предмета заключается в том, чтобы обучить воплощению замысла и его убедительному обоснованию, этичному и совершенному словесному выражению, а также необходимой системе аргументации. Курс риторики в средних классах призван, по мнению авторов программы, решить следующие задачи: 1) показать учащимся возможности слова-действия, 2) заложить основы знаний построения публичного высказывания, 3) научить анализировать публичную речь с точки зрения ее целесо 4) обучить творческому использованию «образцов» в процессе соз Курс риторики для 5-7 классов закладывает первоначальные знания по риторике и базовые умения и навыки по созданию и произнесению высказывания. Курс 8-9 класса, помимо теоретических сведений, предлагает образцы анализа выступлений известных ораторов и составление собственных выступлений. В результате изучения данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки: — умение анализировать, синтезировать, прогнозировать высказы — умение структурировать и реализовывать свою устную и пись — умение передавать определенное эмоциональное состояние, — умение пользоваться языковыми средствами с учетом целей, за — умение оценивать эффективность, целесообразность, уместность Основной принцип обучения риторике — обучение через действие. Среди появившихся предметов особое место занимает учебный предмет «Словесность». Словесность в широком смысле — это словесное творчество, в узком — совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Объектом изучения словесности как учебного предмета является язык как материал словесности и произведение как явление искусства слова. Если объектом изучения предмета «Русский язык» является система языка, то объект словесности — употребление языка; если учебный предмет «Литература» рассматривает художественное произведение через призму истории его создания и идеологии автора, то словесность рассматривает литературное произведение прежде всего как искусство слова. Задачи этого предмета, интегрирующего знания учащихся по русскому языку и литературе, определяются Р. И. Альбетковой, автором программы и учебника по словесности (см. список литературы), следующим образом: 1) рассмотрение своеобразия словесного выражения содержания 2) постижение смысла прочитанного через словесную организацию 3) научение творческому использованию родного языка. 5-6 классы и 7-9 классы. В 5-6 классах учащиеся изучают первоначальные сведения о словесности. Так, в 5 классе изучаются следующие темы: Что такое слово. Что такое словесность. Богатство лексики русского языка. Прямое и переносное значение слова. Текст. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Устная народная словесность. Литературное эпическое произведение. Литературное лирическое произведение. Литературное драматическое произведение. В 6 классе изучаются темы: Употребление языковых средств. Средства художественной изобразительности. Юмор в произведениях словесности. Произведения устной народной словесности. Эпическое произведение, его особенности. Лирическое произведение, его особенности. Драматическое произведение, его особенности. В 7-9 классе изучаются основы словесности. Программа 7 класса включает темы: Слово и словесность. Разновидности употребления языка. Формы словесного выражения. Стилистическая окраска слов. Стиль. Роды, виды, жанры произведений словесности. Устная народная словесность, ее виды и жанры. Духовная культура, ее жанры. Эпические, лирические, драматические, лиро-эпические произведения, их виды. Взаимовлияние произведений словесности. В 8 классе изучаются темы: Средства языка художественной словесности. Словесные средства выражения комического. Качество текста и художественность произведения. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом, лирическом, драматическом произведении. Взаимосвязи произведений словесности. Программа 9 класса включает темы: Средства художественной изобразительности. Жизненный факт и поэтическое слово. Историческая жизнь поэтического слова. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Произведение словесности в истории культуры. Как мы видим, программа курса словесности обращена одновременно и к русскому языку, и к литературе; этот курс, с одной стороны, опирается на знания, полученные при изучении этих основных учебных предметов, с другой — обобщают, добавляют, интегрируют их. Курс словесности в среднем звене относительно самостоятелен, но может иметь продолжение в старших классах (см. следующую главу). Литература Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. М., 2002. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. М.,2000. Русский язык Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-11 классы. Учебник для учебных заведений с углубленным изучением русского языка. М., 2003. Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д., Глазков А. В. Русский язык. Рабочая тетрадь для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы»: 5 класс. М., 2004. Бабайцева В. В., Сергиенко М. И. Русский язык. Рабочая тетрадь для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы»: 6 класс. М., 2004. Бабайцева В. В., Сергиенко М. И. Русский язык. Рабочая тетрадь для 7 класса школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». М., 2004. Бабайцева В. В., Сергиенко М. И. Русский язык. Рабочая тетрадь для 8 класса школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». М., 2004. Бабайцева В. В., Сергиенко М. И. Русский язык. Рабочая тетрадь для 9 класса школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». М., 2004. Русский язык: Сборник заданий: Пособие для 5 класса школ с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы» / Бабайцева В. В., Глазков А. В., Дубровина М. В. и др. М.,2002. Русский язык: Сборник заданий: Пособие для 6-7 классов школ с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы» / Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. М., 2002. Русский язык: Сборник заданий: Пособие для 8-9 классов школ с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы» / Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. М., 2002. Русский язык: Сборник заданий: Пособие для 10-11 классов школ с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы» / Бабайцева В. В. М., 2003. Русский язык. Учебник для средней школы. 5 класс / Ред. М. В. Панов. 2-е изд. М., 1995. Русский язык. Учебник для средней школы. 6 класс / Ред. М. В. Панов. М., 1997. Русский язык. Учебник для средней школы. 7 класс / Ред. М. В. Панов. 2-е изд. М., 1999. Русский язык. Учебник для средней школы. 8-9 класс / Ред. М. В. Панов. М., 2000. Русский язык. Экспериментальные материалы для средней школы / Под ред. И. С. Ильинской и М. В. Панова. В 4 частях. М., 1979-1980. Репкин В. В. Русский язык: Учебник для 5 класса. В 2 ч. (система Д. Б. Элько-нина — Д. Б. Давыдова). Томск, 2001. Репкин В. В. Русский язык: Учебник для 6 класса, (система Д. Б. Эльконина — Д. Б. Давыдова). Томск, 2001. Репкин В. В. Русский язык: Учебник для 7 класса. В 2 ч. (система Д. Б. Эльконина — Д. Б. Давыдова). Томск, 2001. Репкин В. В. Русский язык: Учебник для 8 класса. В 2 ч. (система Д. Б. Эльконина — Д. Б. Давыдова). В 2 ч. Томск, 2001. Русский язык: Теория. Практика. Речь. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / П. А. Лекант, В. В. Леденева, Т. В. Маркелова и др. Под ред. П. А. Леканта. М., 2001. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В, Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В. Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы. / Ред. А. А. Леонтьев. М., 2000. Нечаева Н. В., Роганова 3. Н. Русский язык: Учебник для 5 класса. В 2 частях. Самара, 2000. Соколова Г. Г. Уроки углубленного изучения русского языка: 8 класс: Книга для учителя. М., 1992. Сидоренков В. А. Углубленное изучение русского языка: Книга для учителя. М., 1996. Семенюк А. А. Уроки углубленного изучения русского языка: Книга для учителя. М., 1994. Воишелева Т. М., Леденева В. В. Русский язык. 5 класс. Краткий курс. М., 2000. Воишелева Т. М., Леденева В. В. Русский язык. 6 класс. Краткий курс. М., 2000. Воишелева Т. М., Леденева В. В. Русский язык. 7 класс. Краткий курс. М., 2000. Воишелева Т. М., Леденева В. В. Русский язык. 8 класс. Краткий курс. М., 2000. Воишелева Т. М., Леденева В. В. Русский язык. 9 класс. Краткий курс. М., 2000. Риторика Школьная риторика: Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных школ: В 2 тт. / Ред. Т. А. Ладыженская. М., 2003. Школьная риторика: Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных школ: В 2 тт. / Ред. Т. А. Ладыженская. М., 2003. Школьная риторика: Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных школ: В 2 тт. / Ред. Т. А. Ладыженская. М., 2003. Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Ред. Т. А. Ладыженская. М.,2001. Школьная риторика: 6 класс: Методические рекомендации / Ред. Т. А. Ладыженская. М., 2002. Школьная риторика: 7 класс: Методические рекомендации / Ред. Т. А. Ладыженская. М., 2001. KoxmeeH. H. Риторика: 8-9 кл. М., 2001. Лымарь Н. А. Основы риторики для средней школы (концептуальные положения и тематическое планирование). М., 1996. Предмет риторики и проблемы ее преподавания: Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике. Москва. 1997 г. 28-30 января. М., 1998. Словесность Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: 5-8 классы. М., 1998. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., 2004. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., 2004. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., 2004. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., 2004. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., 2004. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: 5 класс: Рабочая тетрадь. М.,2003. Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности»: 5 класс. М., 2000. Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности»: 6 класс. М., 2001. Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности»: 7 класс. М., 2001. Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности»: 8 класс. М., 2002. Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности»: 9 класс. М., 2001. Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 класс: Учебно-методическое пособие. М.,2001. ГЛАВА 8. Изучение русского языка в 10-11 классах Особенностью данного этапа развития школы является, во-первых, то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введен как обязательный учебный предмет, а во-вторых, то, что старшая школа движется в направлении ее профилизации (см. об этом в § 8). Количество часов, отводимых на русский язык как учебный предмет, различно в разных типах учебных заведений. В неспро филированных гуманитарно учебных заведениях русский язык изучается на базовом уровне в объеме 70 часов, то есть 1 час в неделю как 10, так и в 11 классах. Изучение русского языка на базовом уровне направлено, как заявлено в Стандарте, на формирование общей культуры и в большей степени связано с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Упор делается на развитие культурологической и коммуникативной компетенции. В учебных заведениях гуманитарного, в том числе филологического профиля русский язык изучается на профильном уровне в объеме 210 часов, то есть 3 часа в неделю в 10 и 11 классах. Поскольку профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей и потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию, на профильном уровне приоритетным считается совершенствование лингвистической компетенции учащихся. Кроме того, в старших классах курс русского языка может быть замещен курсом риторики или словесности. Рассмотрим эти возможности. § 23. Программы и пособия по русскому языку для старшей школы Несмотря на то что разделение курса русского языка на базовый и профильный уровни определено вышедшими только в 2004 году нормативными документами (Стандарт среднего (полного) общего образования, Примерная программа среднего (полного) общего образования, Базисный учебный план), возникшие до этого программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10-11 классах, разделялись на следующие группы: 1) курсы, в которых усилена практическая значимость русского язы 2) курсы, в которых основной упор сделан на усиление теоретиче Программы и пособия, направленные на практические цели изучения русского языка (коммуникативную компетенцию), обьино сфокусированы или на практической грамотности, или на развитии речи. Первые пособия содержат в основном материал по орфографии, пунктуации и стилистике. Так, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, переизданное уже более 40 раз, имеет практические цели: 1) укрепить и расширить орфографические и пунктуационные навыки учащихся на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации; 2) несколько расширить лексику учащихся; 3) исправить наиболее типичные для учащихся отступления от лексико-грамматичес-ких и произносительных норм русского языка. Повторение грамматики и синтаксиса, на основе которых должно происходить укрепление орфографических и пунктуационных навыков, представлено в данном пособии в чрезвычайно малом объеме (например, морфемике и словообразованию отводятся два параграфа). Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Ро-зенталя «Русский язык. 10-11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений», «Русский язык для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражнений для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы». Эти пособия содержат минимальный теоретический материал и состоят в основном из упражнений по орфографии и пунктуации. Учебники и учебные пособия второй группы ставят своей целью систематизировать сведения о речи и тексте и упрочить речевые умения и навыки, повторив и обобщив при этом сведения о языке. Наиболее распространенной яаляется программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10-11 классы» обеспечена пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издается с 1996 года) и методическими рекомендациями для учителя по этому пособию. Предлагаемый курс состоит из двух компонентов: повторение пройденного за курс девятилетней школы и теория и практика речевой деятельности. Повторение происходит в первом семестре 10 класса, остальные три семестра изучаются текст и его строение и стили речи. При изучении текста большое внимание уделено основным видам переработки текста: сокращение, план, тезисы, выписки, конспект, реферат, аннотация, рецензия. При изучении стилей речи особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям; предполагается активное овладение учащимися указанными стилями: применительно к научному стилю это написание рефератов, статей, обзоров, к публицистическому — эссе, очерк, доклад, выступление в прениях. Предусматривается работа по следующим направлениям: а) чтение, работа с готовым текстом, б) работа с языковыми и художественными средствами, в) литературное творчество учащихся, конструирование текстов, г) публичная речь. К этой группе относится и учебно-методический комплект, составленный А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой, в который входят программа, учебное пособие «Русский язык: учебник-практикум для старших классов», методические рекомендации и дидактические материалы. Особенностью этого учебного курса является то, что это учебник-практикум, то есть прежде всего практический курс, направленный на совершенствование речи учащихся. Раздел «Текст как речевое произведение» вынесен в начало учебника, так как все повторение и обобщение изученного в средней школе проводится в процессе работы с текстом: авторы почти не излагают теоретического материала, приводя в начале каждой темы «словарь ключевых понятий» — основные термины данной темы, по которой учащимся предлагается вспомнить изученное в основной школе, опираясь на систему вопросов, предназначенных для повторения, и приведенные в упражнениях тексты (в основном отрывки из художественных произведений) с заданиями к ним. Некоторую помощь в повторении и обобщении оказывают приведенные в упражнениях высказывания лингвистов о том или ином лингвистическом явлении. В учебнике нет специально выделенного материала по орфографии и заданий типа «Вставь пропущенные буквы»: авторы считали необходимым приводить тексты с в неискаженном графическом облике, но в некоторых из них подчеркнуты орфограммы, которые необходимо изменить. Пунктуации же посвящен отдельный раздел «Знаки препинания и их функции в предложении». Авторы называют свой курс интенсивным и включают в пособие материал для уроков-семинаров, предполагающих самостоятельную работу по подготовке докладов и сообщение. Учебники для 10 и 11 классов Г. Ф. Хлебинской также имеет практическую направленность: его целью, как заявляет автор, является подготовка к выпускному экзамену по русскому языку. В учебнике для 10 класса «Русский язык: 10 класс. Орфография и морфология: Учебник для общеобразовательных учебных заведений» включен материал по орфографии и морфологии, большое внимание уделено основным правилам правописания слов разных частей речи; в конце каждого раздела приводятся таблицы и схемы, в соответствии с требованиями единого государственного экзамена в учебник включены контрольные тесты. В учебнике для 11 класса «Русский язык. 11 класс. Синтаксис простого и сложного предложения: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений» включены в табличном представлении минимально необходимые теоретические сведения по синтаксису русского языка, а практические упражнения предусматривают виды работ, необходимые для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку (диктант, тест, устный ответ), а также способствовать развитию умений в написании изложений и сочинений. Данный учебно-методический комплект включает, помимо учебников, программу, тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации для учителей. Еще одной программой, предназначенной для старшеклассников, является программа «Основы редактирования», составленная Т. М. Пахновой. Цель этого курса — формирование практических умений и навыков, связанных с правильным, коммуникативно целесообразным использованием языковых средств в речи на основе знания основ культуры речи, стилистики, лингвистики текста. Курс включает следующие темы: Редактирование как прием совершенствования текста. Текст как смысловое и структурное единство. Межфразовые связи, их лексические и грамматические средства. Логические ошибки и их устранение. Композиционные ошибки и их устранение. Грамматические ошибки и их устранение. Культура речи. Речевые ошибки и недочеты. Использование словарей. Программа не имеет дидактического оснащения. Для гуманитарно ориентированных старшеклассников разработано несколько программ с усиленной теоретической направленностью, направленных на развитие языковой и лингвистической компетенции. Во-первых, это программа М. Т. Баранова «Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками. 10-11 классы». Блоки сведений о языке создаются вокруг языковых единиц: звуков, морфем, слов, предложений, текста. Разделы этой программы отражают три направления систематизации: в первой части даются сведения о явлениях языка, включенных в данный блок, во второй части — функционирование языковых явлений в коммуникативных единицах — предложении и тексте, в третьей — сведения по орфографии и пунктуации, связанные с материалом первой части. Во-вторых, это программа «Изучение углубленного курса русского языка в 10-11 классах», составленная Г. К. Лидман-Орловой, Т. М. Пахновой и Ю. С. Пичуговым. Программа направлена на повторение и систематизацию сведений по фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации, стилистике. Программа предусматривает подачу материала крупными блоками. Специальное внимание отводится формированию различных умений и навыков: подготовке устных выступлений, умению составить тезисы, составлению личного орфоэпического словаря, умению пользоваться словарями разных типов. В-третьих, это программа М. Т. Баранова «Исторические комментарии к школьному курсу русского языка». Программа предусматривает исторические справки к языковым явлениям всех разделов лингвистики. Программа ставит как теоретические цели, так и практиче- ские: прояснить многие «темные» места в читаемой школьниками художественной литературе. Программа включает, например, такие темы: Истоки русского языка. Становление русского языка в XIV-XVII веках. Русский язык в XVIII — первой трети XIX века. Современный русский литературный язык. Фонетические процессы в древнерусском языке, оставившие след в системе гласных и согласных. Русское письмо. Реформы русской графики. Историческая основа русской орфографии. Реформы орфографии. Разделы и принципы орфографии. Существенным недостатком данных программ является то, что они не оснащены учебными пособиями, а лишь снабжены списком литературы. Отсутствие учебного пособия настолько осложняет работу учителя, что преподавание по данной программе могут осуществлять только энтузиасты. Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова создана программа систематизирующего курса русского языка, повторяющего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым материалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000). Предлагаемый курс является промежуточным звеном в единой цепочке «школа — вуз» и должен обеспечить непрерывность и преемственность преподавания русского языка. В учебном пособии линейно излагается теория современного русского языка (в том числе теоретические основы графики, орфографии и пунктуации) с комментированием тех явлений, которые различно трактуются в разных учебных комплексах для средних классов. В соответствии с более старшим возрастом и продвинутым уровнем учащихся, для которых предназначен данный курс, в наиболее спорных понятиях или в местах расхождения школьной и принятой вузовской практики представлены разные точки зрения на проблему, обозначена наиболее предпочтительная из них. В учебном пособии несколько расширен теоретический материал и терминологический аппарат курса с целью более системного представления материала и возможности анализа на базе этой теории слов и предложений практически любого уровня сложности. Все задания к параграфам обязательны для выполнения, так как они не дублируют друг друга и в некоторых случаях не только закрепляют, но и дополняют материал параграфа. Большое внимание уделено разборам. Особое внимание уделено тому, что разбору подлежат не изолированные слова и формы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.015 с.) |