Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текущий контроль: письменная форма

Поиск

Письменные формы контроля направлены в первую очередь на кон­троль за сформированностью умений и навыков. Письменный контроль может быть коллективным и индивидуальным.

Коллективный контроль осуществляется в ходе проведения и про­верки письменных работ промежуточного характера (в процессе изуче­ния темы) и при массовой проверке выполнения домашнего задания (при собирании тетрадей).

Письменная работа может быть специально направлена на проверку умений и навыков определенного рода. Так, на уроке комбинированно­го типа выделяется 10-20 минут времени на написание самостоятельной работы. Но письменный текущий контроль можно осуществлять и по­путно, включая проверочные задания в грамматическое задание к дик­танту или изложению.

Учащимся могут быть предложены проверочные задания двух ти­пов.

Во-первых, это задания, контролирующие сформированность опо­знавательных умений — распознавание языковых единиц с определен­ными признаками в тексте или в ряду единиц (например, найти слова определенной части речи, подчеркнуть слова только единственного или только множественного числа, выписать из ряда слов или текста слова в определенной грамматической форме).

Во-вторых, это задания, контролирующие сформированность клас­сификационных умений — умения группировать слова по разным объе­диняющим признакам (например, выписать из текста слова определен­ной морфемной структуры, разделить формы одного слова и разные слова, приведенные устаревшие слова разделить на историзмы и арха­измы).

Для проведения текущего контроля используются те же виды зада­ний, что и при обучении на этапе формирования умений и навыков.

Текущие контрольные работы являются одновременно и обучающи­ми, так как предполагают работу над ошибками. Работа над ошибками включает не только разбор допущенных ошибок, но и тренировку в вы­полнении аналогичных заданий. По возможности учитель после рабо­ты над ошибками должен провести небольшую самостоятельную рабо­ту с целью повторного контроля.

Специальных методов требует контроль за сформированностью ор­фографических и пунктуационных умений (см. раздел «Методика обу­чения правописанию»).

Индивидуальный письменный контроль осуществляется при ис­пользовании заданий по карточкам, которые письменно выполняются отдельными учениками в то время, пока весь класс работает над про-


веркои домашнего задания или когда проводится индивидуальный устный опрос.

Разновидностью индивидуального опроса является уплотненный опрос. Учитель вызывает одновременно несколько человек, и каждый — или у доски, или на месте — письменно выполняет свое задание. Кар­точки должны содержать задания обобщительно-сопоставительного характера: списать текст, расставляя пропущенные знаки препинания и/или буквы, раскрыть скобки (то есть обязательное включение заданий на правописание), сделать разбор предложения, составить предложение с данными словами, придумать слово, соответствующее данной мор­фемной структуре и т. д.

Пример карточки

(8 класс, тема — «Словосочетание», повторение — «Состав слова»)

Серые дрозды с...дели в поломан... ых клетках, одурев от зноя и кухон...ого чада, идущего из-за до...атой перег...родк..., за которой хозяин гостин...ой готовил нам завтрак.

Задания:

1. Выписать из предложения два именных и два глагольных словосочетания
и разобрать их.

2. Выписать слова с пропущенными буквами и объяснить орфограммы.

3. Выписать слово, которое соответствует схеме: приставка + корень + суф­
фикс + окончание.

После проверки — вместе с остальными учащимися — выполнен­ных заданий, как правило, задается дополнительный вопрос и выставля­ется оценка.

Текущие контрольно-обучающие работы оцениваются более строго, чем итоговые. При их оценке учитываются: 1) степень самостоятельно­сти учащегося, 2) этап обучения, 3) объем работы, 4) четкость, аккурат­ность, каллиграфическая правильность. Оценка «5» выставляется толь­ко при безупречном качестве работы. Оценка «4» ставится, если ученик допустил, но исправил ошибку или при небрежном оформлении, нали­чии помарок. Оценка «2» ставится, если более половины заданий вы­полнено неверно. Оценка «1» ставится, если не выполнено ни одно за­дание. В остальных случаях ставится оценка «3».

Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится в конце темы, раздела, учебного го­да, осуществляется в устной и письменной форме и носит фронтальный характер.

Устный итоговый контроль проводится в форме зачета или экзаме­на и направлен в первую очередь на контроль за знаниями учащихся.

Ill


К ответу учащегося на зачете или экзамене предъявляются те же требо­вания, что и к устному ответу (см. выше).

Письменный итоговый контроль направлен преимущественно на кон­троль над умениями и навыками.

Как и текущий контроль, итоговый контроль может быть направлен на проверку всех типов умений — языковых (в основном контролирует­ся сформированность синтетических умений, к которым относят все виды грамматических разборов; задания этого типа чаще всего сопро­вождают диктанты, но могут быть предложены и самостоятельно), ре­чевых (умение строить связную речь) и орфографико-пунктуационных. Письменный итоговый контроль проводится в форме контрольных ра­бот, контрольных диктантов с грамматическим заданием, контрольных изложений и сочинений, тестов.

Если при текущем контроле успевающим в разной степени ученикам могут быть предложены задания разной степени сложности, то при Ито­говом контроле всем учащимся предлагаются одинаковые по сложности задания. Если в работу включены дополнительно задания повышенной сложности, то они должны быть оценены отдельной отметкой.

Итоговые контрольные работы или дополнительные задания к дик­танту оцениваются следующим образом:

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил все задания правиль­но.

Оценка «4» ставится, если учащийся выполнил правильно не менее ЪА заданий.

Оценка «3» ставится, если учащийся выполнил правильно не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится, если учащийся выполнил правильно не более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил ни одного зада­ния.

Методика проведения письменных форм контроля за сформирован-ностью орфографико-пунктуационных и речевых умений (диктант, из­ложение, сочинение), а также критерии их оценки описаны в разделе «Методика обучения правописанию».

Все более широкое распространение принимает тестирование как форма не только текущего, но и итогового контроля. В 1999 году была разработана, а с 2000/2001 года начала внедряться концепция центра­лизованного тестирования в системе непрерывного общего и профес­сионального образования. Итоговое аттестационное тестирование имеет бланковую и компьютерную формы и применительно к русскому языку проводится в 9 и 11 классе. Задачей централизованного тестирование


является массовость проверки и использование единого инструментария проверки знаний, умений и навыков учащихся.

§ 33. Единый государственный экзамен по русскому языку

Формой итоговой отчетности выпускников является и единый госу­дарственный экзамен (ЕГЭ). Как уже было сказано, по учебным пред­метам учащимся предлагается вариант единого на всей территории РФ контрольного измерительного материала (КИМ), имеющего три части: часть А включает тестовые задания, часть В — письменный ответ на заданные вопросы, часть С — задания повышенной сложности. ЕГЭ по каждому предмету оценивается по 100-балльной системе, причем коли­чество баллов, соответствующее привычной пятибалльной шкале оце­нок, устанавливается для каждого предмета и каждый год.

Для пояснения установок ЕГЭ по русскому языку приведем часть документа Департамента общего образования Минобразования Рос­сии «Спецификация экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы. ЕГЭ, 2003 г.»:

«Назначение работы — дифференцировать выпускников средней школы по уровню подготовки по русскому языку с целью итоговой ат­тестации и отбора для поступления в вузы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.01 с.)