Структура экзаменационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура экзаменационной работы



В работу по русскому языку включены задания с выбором ответа из 4 предложенных (33 задания), 7 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащегося, и одно задание открытого типа с разверну­тым ответом (сочинение-рассуждение).

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.

Часть 1 (А1-АЗЗ) содержит задания с выбором ответа.

Часть 2 (В1-В7) содержит 7 заданий требующих краткого ответа. Все задания этой части проверяют умение анализировать текст.

Часть 3 (С1) — это задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение-рассуждение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе предложенного текста.

Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности

Экзаменационная работа по русскому языку проверяет знания, уме­ния и навыки по основным содержательным разделам учебного предме­та в соответствии с тем объемом и значимостью, которые определены для этих разделов в нормативных документах. По своему содержанию и

из


структуре экзаменационная работа является своеобразной матрицей изучаемого курса.

В работе по русскому языку пропорционально представлены основ­ные разделы и аспекты курса. КИМы для ЕГЭ содержат задания, прове­ряющие подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют:

1) знания из области фонетики, лексики, словообразования, морфо­
логии, синтаксиса;

2) речеведческие знания:

 

— текст как речевое произведение; смысловая и композиционная
целостность текста; последовательность расположения частей
текста;

— типы речи: повествование, описание, рассуждение;

— стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистиче­
ский, научный, художественный;

— отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели,
адресата и ситуации общения;

 

3) знание основных орфографических и пунктуационных правил;

4) специальные учебные умения (владение способами действия с язы­
ковым материалом на основе понятий и правил);

5) владение нормами литературного языка:

 

— орфоэпическими,

— лексическими,

— морфологическими,

— синтаксическими,

— стилистическими;

6) умения, связанные с разными видами речевой деятельности (чте­
нием и письмом).

Задания, включенные в экзаменационную работу, также проверяют владение различными видами деятельности:

— умения применять знания в знакомой ситуации (блок заданий А);

— умения применять знания в измененной ситуации (блок заданий В);

— продуктивные умения (творческая работа) — блок С.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню

Сложности

Задания в экзаменационной работе располагаются по возрастающей степени трудности.

Все задания 1 части работы (А1 — АЗЗ) проверяют усвоение уча­щимися базового уровня по предмету.

Все задания 2 части работы (В 1 — В7), проверяющие умение анали­зировать текст, относятся к повышенному уровню сложности.


Задание С1 (написание сочинения-рассуждения) характеризуется высоким уровнем сложности.

Варианты экзаменационного теста равноценны по трудности, одина­ковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится за­дание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 ми­нут).

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За выполнение экзаменационной работы выпускник получает две отметки: в аттестат об окончании средней школы - по 5-балльной шкале и в сертификат для поступающих в вуз - по 100-балльной шкале.

За верное выполнение каждого задания 1 и 2 части ученик получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Критерии оценки задания с развернутым ответом С1 (сочинения-рассуждения) выявляют уровень сформированности комплекса продук­тивных речевых умений и навыков выпускников:

— понимать и интерпретировать прочитанный текст;

— определять основную мысль и подчинять ей свое высказывание;

— выстраивать композицию текста;

— выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

— отбирать языковые средства, обеспечивающие точность, комму­
никативную целесообразность и выразительность речи;

— соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографи­
ческие и пунктуационные.

Кроме того, самостоятельно составленный учащимся текст дает воз­можность судить о способности ученика выразить и аргументировать свою точку зрения.

Это задание оценивается по 10 критериям:

1 — анализ содержания исходного текста (от 0 до 2 баллов);

2 — правильность фактического материала (0-1 балл);

3 — отражение позиции ученика (от 0 до 2 баллов);

4 — анализ формы исходного текста (от 0 до 2 баллов);

Речевое оформление сочинения-рассуждения оценивается по сле­дующим критериям:

5 — композиционная стройность (от 0 до 2 баллов);

6 — богатство речи (от 0 до 2 баллов);

7-10 — практическая грамотность (от 0 до 12 баллов). Максимальный балл, который может получить ученик за выполне­ние всей письменной работы, — 23.


Сумма баллов, полученная за выполнение заданий трёх частей, явля­ется основой для выдачи сертификата, который может быть использо­ван при поступлении в вуз.

Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование на экзамене по русско­му языку не используются.

Условия проведения экзамена и проверки экзаменационной работы

На экзамене по русскому языку в аудиторию не допускаются спе­циалисты-филологи.

После проведения экзамена бланк ответов части 1 и 2 сканируется, а бланк ответов для части 3 передается экспертам-специалистам по рус­скому языку для проверки.

Рекомендации по подготовке к экзамену

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ».

Приведем примеры заданий из каждого блока демонстрационного варианта 2003 года:

Блок А:

•S В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

1) Уфимцева, Ухов, Чижов, Шариков, Шапошникова

2) Чижов, Уфимцева, Ухов, Шариков, Шапошникова

3) Ухов, Уфимцева, Шапошникова, Шариков, Чижов

4) Уфимцева, Ухов, Чижов, Шапошникова, Шариков

■S В каком слове произносится звук [з]?

1) сдача

2) позже

3) мороз

4) резкий

•S В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) к распустившейся сирен.., об улыбающемся сынишк..

2) на предыдущем конкурс, в осыпающейся хво..

3) на цветущ..й вишн.., о дальнейш..м намерени..

4) последн..й встреч..й, с развевающ..мся знамен..м

■S В каком предложении вместо слова ГОРДЫНЯ нужно употребить

ГОРДОСТЬ?

1) Душа его, наполненная ГОРДЫНЕЙ, устала от борьбы и самоут­верждения.


2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в ГОРДЫ­
НЮ, слава вскружила голову.

3) Непомерная ГОРДЫНЯ обуяла этого человека.

4) Новый клуб — ГОРДЫНЯ поселка.

■S Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Луга пахли необъяснимо хорошо () и жар горного солнца умерялся внезапными порывами ветерка со снежных вершин.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И за­
пятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И
нужна запятая.

S Прочитайте текст и выполните задания А31 — АЗЗ, В1 — В7, С1.

Наедине с толпой

(1) Человек в условиях многолюдства — вот одна из самых живо­
трепещущих тем нашего времени.

(2) Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3)
Наедине с толпой.

 

(4) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт
себя человек-2003 в большом городе.

(5) Редкая поездка по столице обходится без метро. (6) Высокие тя­
жёлые двери безостановочно хлопают. (7) Плотный паренёк, видимо
распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой.
(8) Богатырское движение! (9) Дверь отлетает, парень ловко проскаки­
вает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть
нерасторопную старушку. (10) Та пыталась было проскочить вместе с
парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

(11) По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13) Но реко­мендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

(14) Вышли на платформу. (15) Приближается поезд. (16) Нам пред­стоит сесть в вагон. (17) Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем — входят. (18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19) Она не в силах удержать себя — дож­даться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20) Поэтому толпа выходит из две­рей не плавно, а как-то судорожно — так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.


(21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23) А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозмож­но, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину....

(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25) Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26) Мы выну­ждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27) А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28) Воспи­танность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и ос­торожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(По 3. Паперному)

S Какое утверждение, отражающее точку зрения автора, содержится в тексте в виде прямого высказывания?

1) В толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей
индивидуальности

2) В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить боль­
шую часть времени, нет условий для демонстрации «хороших ма­
нер».

3) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях
многолюдства.

4) В наши дни воспитанных людей стало гораздо меньше, чем рань­
ше.

S Определите стиль и тип речи текста.

1) разговорный стиль; повествование

2) художественный стиль; повествование

3) разговорный стиль; рассуждение-доказательство

4) публицистический стиль; есть все типы речи

■S В каком значении в тексте используется слово «толпа»?

1) скопление народа по поводу какого-либо события

2) люди из народа, простолюдины

3) много людей

4) невежественные люди, люди с неразвитым эстетическим вкусом

Блок В

S Среди предложений 4-13 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью двух контекстных синонимов-существитель­ных. Укажите его номер.


S Какие из указанных средств выразительности использованы в пред­ложениях 1-4? Укажите их номера в порядке возрастания.

1) развёрнутая метафора

2) сочетание слов, противоположных по смыслу (оксюморон)

3) синтаксический параллелизм

4) повтор согласных звуков (аллитерация)

5) градация

6) неполные предложения (парцелляция)

7) сравнение

8) риторический вопрос

S Назовите способ словообразования существительного БЕЗУПРЕЧ­НОСТЬ.

S Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

S Среди предложений 11-20 найдите простое безличное предложе­ние. Укажите его номер.

S Среди предложений 5-10 и 21-23 найдите предложение, в кото­ром вводное слово стоит в начале обособленного оборота. Укажите его номер.

S Среди предложений 17-22 найдите сложноподчинённые. Укажите их номера в порядке возрастания.

Блок С

•S Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию или эссе) по прочитанному тексту. Выскажите своё мнение о содержании текста: счи­таете ли вы актуальной, важной в наше время тему, поднятую 3. Па-перным, разделяете ли вы точку зрения автора. Аргументируйте своё мнение.

•S Отметьте 2-3 языковых средства, помогающих автору передать свои мысли, убедить читателя; объясните их роль и приведите примеры использования их в данном тексте.

Объем сочинения не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяет­ся и не оценивается.

В 2004 году по русскому языку результат менее чем в 31 балл со­ответствовал оценке «2», от 32 до 50 баллов — «3», от 51 до 69 бал­лов — «4», более 70 баллов - «5». Анализ результатов июльской сессии ЕГЭ-2004 по русскому языку выявил следующую статистику: баллы, соответствующие оценке «2», получило 7,1% сдававших экзамен уча-


щихся, «3» - 45,7%, «4» - 39,7%, «5» - 7,5% выпускников. 48 человек набрали 100 баллов. Средний тестовый балл по русскому языку — 49,5.

Литература

Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителя / Сост. М. Р. Львов. М., 1996.

Ладыженская Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка: Книга для учителя. М., 1992.

Гадалова В. В. Теория и практика урока русского языка: Пособие по методике преподавания русского языка. М., 1996.

Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка. М., 2000.

Леденева В. В., Халикова Н. В. Русский язык. Контрольные и проверочные рабо­ты. 5-7 классы. М., 2000.

Тихонова В. В., Шаповалова Т. Е. Русский язык. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы. М., 2000.

Леденева В. В. и др. Русский язык. Тесты. 5-7 классы. М., 2000.

Тихонова В. В., Шаповалова Т. Е. Русский язык. Тесты. 8-9 классы. М., 2000.

Рыбченкова Л. М., Склярова В. Л. Русский язык. Сборник текстов для проведе­ния письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. М., 2000.

Пахнова Т. М. Русский язык. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс. М., 2000.

Пахнова Т. М. Русский язык. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 11 класс. М., 2000.

Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классе: Кн. Для учи­теля. М., 1988.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Пособие для учителя / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. П., 1986.

Лингвистические знания — основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы: Пособие для учителя. / Сост. Т. А. Злобина. М., 1985.

Нормы оценки знаний, умений и навыков (проект) // Русский язык в школе. 1993. №4.

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку. М., 2000.

Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку. М., 2002.

Супрун-Белевич Л. Р., Чечет Р. Г. Готовимся к тестированию по русскому язы­ку: Упражнения; Тесты-диктанты; Правила орфографии и пунктуации; Ва­рианты централизированного тестирования. М., 2004.

Текучева И. В. Тесты по русскому языку: 5 класс: К учебнику Ладыженской Т. А. и др. М., 2004.


Текучева И. В. Тесты по русскому языку: 6 класс: К учебнику Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. и др. М., 2004

Текучева И. В. Тесты по русскому языку: 7 класс: К учебнику Баранова М. Т. и др. М., 2004.

Кабанова Н. М. Тематические тесты по русскому языку: Подготовка к единому государственному экзамену. М., 2004.

Черкасова М. Н., Черкасова Л. Н. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и цен-трализированному тестированию по русскому языку: Теория, практикум, тесты. Ростов, 2004.

Гайбарян О. Е., Кузнецова А. В. Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. М., 2004.

Панова Е. А., Позднякова А. А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзамену. М., 2004.

Ленская Т. С, Угроватова Т. Ю. Подготовка к выпускному, вступительному и единому государственному экзамену. М., 2003.

Климова А. В. Выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку. М., 2004.

Единый государственный экзамен: Русский язык: 2002: Контрольные измери­тельные матриалы / Капинос В. П., Львова С. П., Пучкова Л. И. и др. М, 2002.

Единый государственный экзамен: Русский язык: 2003-2004: Новые варианты с ответами и комментариями / Капинос В. П., Львова СИ., Пучкова Л. И. и др. М., 2003.

Единый Государственный экзамен 2004: Русский язык: Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену / Капинос В. П., Пучкова Л. И. М., 2004.

Единый Государственный экзамен 2004-2005: Русский язык: Контрольные изме­рительные материалы / Капинос В. П., Пучкова Л. И., Гостева Ю. Н. и др. М., 2005.

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственно­му экзамену. Русский язык. М., 2004.

Портал Центра тестирования Министерства образования России // www.rastest.ra.

Портал Единого государственного экзамена // www.ege.edu.ra.

(См. также список литературы к главе «Методика обучения правописа­нию».)

ГЛАВА 10. Формы организации учебной работы по русскому языку

Форма обучения — это способ организованного взаимодействия учителя и учащегося. Можно выделить следующие формы организации учебной работы: очная и заочная форма обучения, групповая и индиви­дуальная работа, урок, лекция, семинар, практикум, факультатив, кон­сультация, зачет, экзамен, коллоквиум и др.


§ 34. Урок как организационная форма работы. Типы уроков

Основной формой учебной работы в школе является урок. Широко используемые в настоящее время лекционные и семинарские занятия, видеоуроки не отменяют урока как классической, ведущей формы. Же­сткие временные рамки урока не должны создавать иллюзии, что он слишком мал, чтобы успеть решить конкретные учебные задачи.

К уроку предъявляются следующие требования:

1. Каждый урок должен иметь точное дидактическое назначение (то
есть тип) и вместе с тем свои неповторимые особенности, «изюминку».

2. Урок как самостоятельное звено в целостной системе обучения
строится на основе учета

а) программных требований,

б) диагностики возможностей учащихся.

Надо при этом понимать, что государственный стандарт по русскому языку — это оптимальный минимум, и учитель может (исходя и из сво­их потенциальных возможностей, и ориентируясь на уровень учеников) расширить и углубить его.

3. Урок проводится по плану (от которого можно в силу каких-то
причин отойти, к чему каждый опытный учитель всегда готов и имеет
необходимые «заготовки» на такие случаи).

4. Урок должен иметь рациональный темп. Слишком быстрое веде­
ние урока может не дать учащимся возможности усвоить материал, слиш­
ком медленный темп вызовет спад внимания. И то, и другое приведет
к притуплению мотивации обучения, а этого допускать нельзя.

5. Учитель должен соблюдать гармонию в строении урока, правиль­
но разбивать урок на части, не допуская «перекоса» в ту или иную сто­
рону, и логично их компоновать.

Соблюдение этих основных требований помогает сделать каждый урок цельным, наполненным, имеющим внутреннюю динамику и логи­ку развития.

В зависимости от целей и содержания уроки бывают следующих типов:

1) урок объяснения нового материала,

2) урок закрепления нового материала и формирования умений и
навыков,

3) урок обобщения и повторения,

4) урок контроля (контрольная работа, изложение, сочинение,
диктант),

5) урок работы над ошибками,

6) урок развития речи.


Такое выделение типов уроков достаточно условно: обычно урок со­четает в себе элементы разных типов (комбинированный урок), но по тому, какой тип оказывается доминирующим, можно охарактеризовать и тип урока в целом.

§ 35. Структура уроков русского языка

Комбинированный урок обычно состоит из четырех этапов: опрос, объяснение нового материала, его закрепление, задание на дом.

Основными структурными элементами уроков по русскому языку в школе являются:

— организационный момент,

— проверка домашнего задания,

— опрос учащихся (письменный или устный),

— объяснение нового материала,

— закрепление и повторение материала,

— задание на дом.

Комбинация и порядок компонентов могут быть самыми разнооб­разными, и не все они могут использоваться в рамках одного урока. Теперь рассмотрим каждый из элементов более подробно.

1. Оргмомент.

Оргмомент служит организации внимания класса. В начале урока нужно выяснить, все ли присутствуют (чтобы не оказаться в ситуации, когда вы вызовете к доске отсутствующего ученика), а также кратко рассказать, чем планируете сегодня заняться с классом (постановка учебных целей).

2. Проверка домашнего задания.

Если вы проверяете письменное задание, то очень важно, чтобы та­кая проверка не была пассивной, не повторяла механически то, что уже сделано дома (хотя на практике проверка письменных заданий часто за­ключается в вызове ученика с тетрадкой к столу учителя или в проверке с места). Вы можете провести а) выборочную проверку, б) проверку на новом дидактическом материале, в) проверить задание новой формой работы. Например, дома выполнялось упражнение на правописание приставок пре- и при- (вставить пропущенные буквы). Возможная про­верка:

а) попросите выбрать и назвать слова с при- со значением неполно­
ты действия, а затем с ней же в других значениях;

б) предложите учащимся свои примеры, коррелирующие с до­
машними;


в) дайте небольшой диктант, в который будут включены слова из домашнего задания и новые (на то же правило).

Проверка письменного задания может быть проведена путем взаи­мопроверки: ученики обмениваются тетрадями, отмечая друг у друга ошибки, как правило, карандашом, а учитель выступает в роли консуль­танта. И, наконец, можно ограничиться обходом парт, с тем чтобы про­сто проконтролировать факт выполнения домашней работы. (Нелишне напомнить, что учитель русского языка систематически должен соби­рать рабочие тетради для проверки выполнения учащимися как домаш­ней, так и классной работы, причем в 5-7 классах — регулярно, в стар­ших классах реже).

3. Объяснение нового материала.

О методике объяснения нового материала было сказано в главе 9 (см. § 28 «Основные методы на этапе восприятия и осознания нового материала»). Здесь же приведем примеры использования различных методов и приемов на этом важном этапе урока.

Как уже было сказано, изложению нового материала должна пред­шествовать психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Учитель должен создать так называемую проблемную ситуа­цию, когда учащиеся начинают осознавать известный недостаток соб­ственных знаний. Такая эвристическая (поисковая) ситуация может быть задана учителем, но намного интереснее (и труднее, естественно), если программу поиска новых знаний выдвигают сами учащиеся (без­условно, с подачи учителя).

Так, в 5 классе при изучении постоянных грамматических признаков имени существительного перед объяснением признака «одушевленность / неодушевленность» можно обратиться к классу с вопросом: «Как вы считаете, какие из перечисленных существительных одушевленные, а какие неодушевленные: стол, парта, окно, слон, обезьяна, чудовище!». Получив ответ — наверняка верный, — спросите, почему они так реши­ли.

Согласитесь с их ответом («живые — неживые») и объясните, что грамматика тоже отражает это различие. Предложите учащимся про­склонять пары слов — стол и слон, парта и обезьяна, окно и чудови­ще — в единственном и множественном числе и найти морфологиче­ское различие между этими словами. Оформите с их помощью это на­блюдение в виде правила: «У одушевленных существительных мужско­го рода совпадают формы винительного и родительного падежей и в единственном, и множественном числе, а у слов женского и среднего рода это совпадение возможно только во множественном числе. У не­одушевленных существительных форма винительного падежа совпадает с именительным».


Теперь можно спросить: «А существительные матрешка и мертвец являются одушевленными или нет?» Заданное вами направление поиска должно привести учащихся к правильному ответу, после которого мож­но сделать следующий вывод: «Одушевленность-неодушевленность является у существительных признаком формальным (то есть зависящим от совпадения или несовпадения указанных падежных форм), и этот признак не всегда связан с лексическим значением слова».

Создание поисковой ситуации может носить занимательный харак­тер. Так, перед новой темой «Роль пунктуации и порядка слов при обо­собленных определениях» (8 класс) учитель может «спровоцировать» класс, предложив записать такое «предложение»:

Машинист впервые вел электровоз, недавно окончивший курсы.

Или при закреплении темы «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными» (цель урока — подчеркнуть при-словный характер придаточных определительных) попросить записать такие два предложения:

Именно Софья первая распускает слух о сумасшествии Чацкого, который тут же подхватывается другими;

По жанру это эпическое произведение среднего размера, в котором показана жизнь одного героя.

Однако вовсе не обязательно стремиться к подобной занимательно­сти на каждом уроке, вводящем новый материал. Достаточно убеди­тельно рассказать о практическом значении нового теоретического ма­териала.

4. Закрепление материала.

Прежде всего необходимо соблюдать основной принцип в использо­вании (подаче) дидактического материала — от простого к сложному, что способствует нарастанию увеличения трудностей в процессе фор­мирования теперь уже умений и навыков.

Рассмотрим, каким может быть дидактический материал и виды тре­нировочных упражнений по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах имен существительных» (6 класс).

Закрепляя правило: «Под ударением пишется О, без ударения Е», — сразу после объяснения можно провести словарный предупредительный диктант (читаете слово, в ходе беседы с учениками объясняете правиль­ное написание, потом все записывают в тетради):

лужок, орешек, книжонка, медвежонок, рученька.

Цель упражнения — запомнить суффиксы, на которые распростра­няется данное правило, и усвоить механизм его применения.


Теперь добавляем слова с суффиксами ЕК и ИК, чтобы предупре­дить ошибочный перенос только что изученного правила на правописа­ние безударных суффиксов ЕК и ИК (материал предыдущего урока):

мячик, горошек.

Затем вспоминаем орфограмму, изученную в 5 классе: «О и Е после шипящих в окончаниях имен существительных и прилагательных». По­сле повторения правила оправдан небольшой комментированный дик­тант (учащиеся объясняют правописание слов после того, как напишут) со всеми сопоставляемыми орфограммами:

свечой, тучей, большого, свежего, бережок, овражек, шалашик.

Делается вывод о едином основании для написания гласных О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах имен существительных: под ударением — О, без ударения — Е.

После этого можно повторить еще одну орфограмму, изученную то­же в 5 классе: «Ё и О после шипящих в корне слова». Показываем раз­ницу (там под ударением Ё, здесь — ив окончаниях, и в суффиксах — О).

Сопоставление всех указанных орфограмм можно провести как вы­борочный диктант (задание — распределить слова в четыре столбика: слова с Ё в корне, с О в суффиксе и окончании, с Е в суффиксе и окон­чании, с И в суффиксе):

Желтый, рожок, кусочек, ключик; черный, одежонка, кармашек, карандашик.

5. Заключительный этап урока состоит из двух обязательных компо­нентов: подведение итогов урока и задание на дом.

Учитель формулирует выводы или задает классу суммирующие изу­ченный материал вопросы, выставляет оценки (если была возможность оценить работу каких-то учеников в течение всего урока), отмечает про­дуктивную (непродуктивную) работу класса.

Домашнее задание обязательно должно быть прокомментировано и записано учителем на доске. Учитель должен также убедиться, что за­дание записано учениками в дневники. «Скомканное» окончание урока и спешка недопустимы, так как это неминуемо приведет к некачествен­ной работе дома и, как следствие, не будет способствовать включению нового материала в систему имеющихся знаний. Излишне говорить о том, что домашнее задание должно лежать в русле темы или раздела, и поэтому на практике домашнее задание бывает аналогично последне­му классному упражнению (упражнениям).

Учитель обязан верно дозировать объем домашней работы, не пере­гружать домашнее упражнение дополнительными заданиями. Вместе с тем учитель может осуществлять дифференцированный подход к уча-


щимся и при задавании работы на дом, предусматривая и подготавливая два-три варианта заданий разной степени сложности.

§ 36. Планирование работы на уроках русского языка. Ка­лендарное и тематическое планирование

В практике работы школьного учителя используются три вида пла­нирования: годовые (= календарные), тематические и поурочные пла­ны. Первые два носят «стратегический» характер, определяя перспекти­ву изучения материала на весь период работы — учебный год.

Календарные планы являются типовыми, они составлены, как пра­вило, методистами и едины для всех учителей школы, района и т. д. Отсюда очевидна их — объективная — приблизительность. В отличие от календарных планов тематическое планирование решает более ши­рокий круг вопросов и полностью относится к компетенции учителя. Остановимся на нем подробнее.

Тематическое планирование может иметь форму

а) табличного планирования,

б) обычно очень подробного планирования по отдельным раз­
делам темы,

в) предварительных набросков поурочных планов по всей теме.

Таблица содержит следующую информацию:

 

№ урока Программный материал Повторение Виды работ Домашнее задание
         

Учитель в такой таблице распределяет поурочную нагрузку в соот­ветствии с программой, указывает темы, необходимые для повторения, намечает виды работы (словарный диктант, опрос по карточкам, кон­трольный диктант с грамматическими заданиями и т. д.), распределяет материал учебника для домашних упражнений.

Планирование по отдельным разделам темы может содержать лингвометодический анализ материала, включающий все необходимые теоретические сведения и конкретный языковой материал. Например:

План (лингвометодическая разработка) уроков по русскому языку по теме:

Причастие. Образование причастий действительного и страда­тельного залогов. (7 класс) Цель:


а) дать учащимся представление о взаимосвязи глагольных катего­
рий внутри глагольного слова;

б) сформировать у учащихся умение образовывать все возможные
типы причастий от русских глаголов.

1. Постановка задачи.

2. Повторение основных сведений о глаголе. Две модификации гла­
гольной основы и способы ее определения.

3. Причастие как особая форма глагола: типы причастий, формооб­
разующие суффиксы причастий.

4. «Причастный квадрат».

5. Причастие — специфическая форма письменного литературного
языка. Лакуны в системе причастий.

6. Закрепление материала.

 

1. Образование причастий, как правило, вызывает у учащихся опре­
деленные трудности. Это связано, в первую очередь, со спецификой
данных форм: они являются фактом письменной формы кодифициро­
ванного литературного языка, нормами которого учащиеся овладевают
в процессе обучения (а не естественного усвоения, как это происходит с
разговорным языком). Вторая причина связана с необходимостью «увя­
зывать» при образовании причастий сразу несколько звеньев морфоло­
гической цепи: правильное определение необходимой в конкретном
случае глагольной основы, выбор нужного формообразующего суффик­
са (что, в свою очередь, связано и с характеристиками основы, и со
спряжением глагола), учет таких грамматических характеристик глаго­
ла, как вид, переходность и возвратность. И, наконец, нельзя не прини­
мать во внимание многочисленные факты отсутствия в системе гла­
гольного слова причастных форм (теоретически возможных, но отсутст­
вующих в языке), а также случаи нарушения закономерностей в образо­
вании причастий.

2. К постоянным грамматическим признакам русского глагола (то
есть признакам, характеризующим глагол в любой его форме) относятся
вид, переходность и возвратность.

Характеристика глагола по виду влияет на образование его форм (обусловливает наличие или отсутствие некоторых словоформ (СФ) в па­радигме глагола): как известно, глаголы несовершенного вида (НСВ) имеют в изъявительном наклонении формы всех времен — настоящего, прошедшего и будущего (сложного) и полный, возможный в системе причастий, набор их временных форм (то есть возможны причастные формы и настоящего, и прошедшего времени). Глаголы совершенного вида (СВ) не имеют в изъявительном наклонении форм настоящего вре­мени (что связано со значением СВ — указание на завершенность дей-


ствия или на ограниченность времени его протекания, то есть действие ограничено началом или концом) и, следовательно, не будут образовы­вать причастия настоящего же времени.

Отдельного разговора заслуживают так называемые двувидовые глаголы. От них образуются страдательные причастия прошедшего времени только со­вершенного вида (обычно это страдательные причастия: обещатьобещан­ный, атаковатьатакованный), а действительные причастия прошедшего времени могут быть двух видов: Недавно женившийся сын наконец уехал (СВ), Он встретил друга, в тот самый день как раз женившегося: свадьба должна была быть вечером (НСВ). Причастия настоящего времени образуются, как уже было сказано, только от глаголов НСВ, поэтому, даже если они образованы от двувидовых глаголов, они всегда будут относиться к несовершенному виду (обещающий, атакующий; обещаемый, атакуемый).

Переходные глаголы обозначают действие (или отношение), направ­ленное на объект.

Повторить все три способа выражения прямого дополнения в русском язы­ке: формой винительного падежа имени (в широком смысле этого термина) — В без предлога, формой родительного падежа — Р без предлога при отрицании, Р без предлога для выражения количественного значения.

Важно помнить, что

а) переходность — это способность глагола иметь при себе в качест­
ве зависимой словоформы В или Р падеж имени без предлога, то есть
переходным глагол является даже в том случае, если в конкретном при­
мере это его свойство и не реализовывается (ср.: Старик уже плохо слы­
шал
— здесь слышал — глагол переходный, хотя при нем и нет прямого
дополнения);

б) чтобы признать глагол переходным, прямое дополнение должно
быть выражено именем существительным (или местоимением) именно
со значением объекта действия (ср.: пролежать целый вечер на дива­
не
— здесь глагол не является переходным, хотя при нем есть сущест­
вительное в В падеже).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.153 с.)