Глава 12. Понятие о лингвистике как науке и о специфике ее изучения в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12. Понятие о лингвистике как науке и о специфике ее изучения в школе



§41. Лингвистика как наука.

Основные разделы науки о языке

Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следую­щими разделами, изучающими современный русский литературный язык:

— фонетикой,

— лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лек­
сикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),

— морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплек­
сах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразо­
ванием),

— морфологией,

— синтаксисом.

Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не са­мостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика тради­ционно изучается вместе с фонетикой, орфография — на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии (учебный ком­плекс 3 содержит в учебнике 5 класса самостоятельный раздел «Пись­мо. Орфография», в котором даны определения орфографии и орфо­граммы, а также введены отдельные орфографические правила, однако изучение орфографических правил включено и в другие разделы учеб­ника).

Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведе­ния о словарях представлены (в разной степени по учебным комплек­сам) в основных разделах.

Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.

Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.

Представление учащихся о лингвистике и о ее разделах формируется специальными параграфами, включающими данный теоретический ма­териал, анализом строения изучаемого курса и сведениями о виднейших лингвистах, предложенными в учебниках по русскому языку.

Комплекс 1 не содержит специально выделенного теоретического материала о предмете лингвистики и об основных разделах науки о язы­ке. Учащиеся могут получить эти сведения, лишь проанализировав струк­туру учебника. В учебнике 9 класса в разделе «Повторение» содержатся краткие сведения о таких выдающихся лингвистах, как Д. Н. Ушаков, Л. В. Щерба, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, В. В. Виноградов.

Комплекс 2 в начале основного курса в учебнике по теории содер­жит параграф «Основные разделы науки о языке», в котором сказано,


что наука о языке называется языкознанием (языковедением, лингвис­тикой), что в школе изучаются основные разделы лингвистики, имею­щие свой объект изучения:

фонетика — звуки речи,

морфемика — состав слова,

лексика — словарный состав языка,

морфология — слова как части речи,

синтаксис — словосочетания и предложения.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

С этими разделами тесно связаны орфография (правила написания слова), пунктуация (правила употребления знаков препинания), орфо­эпия (правила произношения) и стилистика (наука о стилях и стилисти­ческих средствах языка).

В учебнике теории комплекса 2 имеются небольшие статьи о вид­нейших лингвистах с их портретами, описанием сферы их интересов и указанием некоторых их научных трудов. Так, приведены сведения о таких ученых, как М. В. Ломоносов, А. X Востоков, Д. Н. Ушаков, Л. В. Щерба, В. И. Даль, В. В. Виноградов, А. А. Шахматов.

Комплекс 3, как и комплекс 1, не предоставляет специальных све­дений о лингвистике и ее разделах, но содержит статьи о таких лин­гвистах и педагогах, как М. В. Ломоносов, Р. И. Аванесов, Я. К. Грот, В. И. Даль, А. М. Пешковский (в 5 классе), А. X Востоков, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба (в 6 классе), Ф. И. Буслаев, Д. Н. Ушаков, А. Н. Гвоздев (в 7 классе), И. И. Срезневский, Ф. Ф. Фортунатов, В. И. Чернышев (в 8 классе), Д. Н. Овсяннико-Куликовский, С. И. Абакумов, А. А. Потебня (в 9 классе).

§ 42. Понятие «Современный русский литературный язык»

Объектом изучения в школе является современный русский литера­турный язык.

Современный язык понимается в двух значениях:

1) язык, понимаемый нами без словаря, — это язык от Пушкина;

2) язык, употребляемый нами, — это язык конца XX — начала XXI ве­
ка.

Необходимость понимания того, что изучается именно современный язык, связана, в частности, с тем, какие примеры могут быть использо­ваны для иллюстрации тех или иных теоретических понятий лексиколо­гии. Так, по традиции в школьных учебниках часто используются при­меры из русской классической литературы XIX века (особенно в разде­лах морфологии и синтаксиса). Это вполне оправданно, поскольку из


этих текстов можно извлечь множество примеров, соответствующих нормам современного языка. Однако с лексикологией дело обстоит ина­че: лексика русского языка подвержена наибольшим изменениям, свя­занным со значительными изменениями политического и экономиче­ского строя в стране, преодолением культурной замкнутости. Многие примеры становятся непригодными или теряют актуальность прямо на глазах. Так, постоянного пересмотра требуют примеры, иллюстрирую­щие устаревшую и новую лексику, современные заимствования.

Русский язык — язык русской нации — принадлежит к группе вос­точнославянских языков.

Литературный язык — язык культуры и язык общения культурных людей. Признаки литературного языка — нормированность и кодифи-цированность.

Литературная норма — совокупность правил выбора и употребления языковых средств в данном обществе в данную эпоху. Она служит еди­нообразию употребления языковых средств (единому произношению, написанию и словоупотреблению), фильтрует поток заимствований, жар­гонизмов, диалектизмов; сдерживает чрезмерно быстрое развитие лите­ратурного языка.

Кодификация — фиксация языковой норма в письменных и устных источниках (словари, справочники, учебники, речь культурных людей).

Литературный язык является частью общенародного языка, вклю­чающего также диалекты, профессиональную лексику, жаргон, город­ские просторечия.

Эти теоретические вопросы нашли следующее отражение в учебных комплексах.

Комплекс 1 материал на эту тему содержит в учебнике 9 класса в обобщающем разделе «Общие сведения о языке». В нем сообщается, что язык возник из потребностей общения в процессе трудовой дея­тельности, что родственные славянские народы имеют родственные языки, возникшие из языка-основы — общеславянского языка, что на­циональный язык формируется одновременно с формированием нации. Про русский язык сообщается, что он является языком межнациональ­ного общения и имеет международное значение. Русский национальный язык неоднороден и в первую очередь включает литературный язык, который имеет письменную и устную формы и определяется системой норм, описываемых в словарях, справочниках, учебниках. В русском языке можно выделить ряд стилей в зависимости от задачи и ситуации общения: нейтральный, разговорный, научный, публицистический, де­ловой, стиль художественной литературы.

Как мы видим, комплекс 1 включает такие основополагающие поня­тия, как литературный язык и литературная норма, но вводит их только


в конце изучения курса русского языка, что делает невозможным опору на эти понятия в процессе изучения основного курса.

Комплекс 2 в начале изучения основного курса (5 класс) представ­ляет параграф «Понятие о литературном языке», а в самом конце теоре­тического учебника для 5-9 класса содержит небольшой раздел «Общие сведения о языке», в котором сообщается следующее: язык развивается и изменяется, русский язык принадлежит к группе восточнославянских языков, до XIV-XV веков существовал общий древнерусский язык, рус­ский национальный язык сложился на основе говоров Москвы, создате­лем современного русского языка является А. С. Пушкин. Эти сведения, сообщенные после изучения всех разделов лингвистики, уже не имеют той познавательной ценности, которую они имели бы при изучении в начале курса.

Понятие же литературного языка введено в 5 классе и представлено следующим образом.

На территории нашей страны не все и не везде говорят по-русски одинаково (отмечены оканье, диалектные слова). Общим для всех явля­ется литературный язык — образцовый язык, нормы которого обяза­тельны для каждого говорящего по-русски. Нормы литературного язы­ка — это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. В школе изучаются 1) произносительные нормы, 2) морфологические нормы (правила изменения слов), 3) син­таксические нормы (правила соединения слов), стилистические нормы (употребление языковых средств, уместных в определенных ситуациях, 5) нормы правописания (орфографические и пунктуационные). Знание норм и умение правильно говорить и писать составляет культуру ре­чи — часть общей культуры человека.

В комплексе 2 представлены следующие виды упражнений к этому теоретическому материалу:

^ Запишите предложения, выбирая слово или форму слова литературного язы­ка:

(Стодол, сараи) стоял на просторном (базу, дворе). Я (кладу, ложу) книгу на место.

Алло! (Здравствуйте, привет), Анна Петровна. Это (Витя, Витька, Ви­тенька).

В задании приведены и другие примеры с диалектными, простореч­ными, стилистически маркированными вариантами.

^ Исправьте ошибки в употреблении слов:

Чтение играло большое значение в его жизни.

В задании даны и другие предложения с ошибками разного рода: не­правильная сочетаемость, просторечная форма, употребление паронима.


/? Употребите данные слова в форме род. п. мн. ч.: носки, чулки, апельсины, яблоки, мандарины, помидоры.

Как мы видим, в учебном комплексе 2 разграничены понятия обще­народного и литературного языка и зафиксирован главный признак ли­тературного языка — его нормированность, а практические задания направлены на предупреждение или исправление наиболее типичных грамматических или стилистических ошибок, что имеет важное значе­ние для практического изучения норм русского литературного языка.

Комплекс 3 сведения о языке рассредоточивает по учебникам раз­ных классов. Так, в 5 классе сообщается, что у языков есть «языки-род­ственники: ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский язык». В 7 классе учащиеся из специального параграфа узнают о том, что язык — развивающееся явление (с примерами из ис­тории русского языка) В 8 классе — о том, что все славянские языки восходят к праславянскому языку, который разделился на южную, за­падную и восточную группу (древнерусский язык); древнерусский же язык разделился в XIV-XV веках на русский, украинский и белорус­ский. В 9 классе вводится понятие национального языка, сказано, что национальный язык ведет свою историю с XVII века — времени фор­мирования русской нации и что особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России.

Как мы видим, акцент в комплексе 3 сделан не на литературном язы­ке, а на национальном языке, при этом не ясно, отождествляется ли он с общенародным (в этом случае он не может быть признан государст­венным, так как включает помимо литературного языка диалекты и го­родские просторечия) или же с литературным.

Учителю необходимо опираться на понятия современного русского литературного языка и литературной нормы, особенно при изучении лексикологии: изучение устаревших и новых слов связано с понятием «современный язык», изучение общеупотребительной лексики и лекси­ки ограниченного употребления тесно связано с понятиями «общена­родный язык» и «литературный язык», понятие «литературный язык» используется в учебниках при изучении лексики ограниченного упот­ребления. Все остальные понятия представлены в аспекте изучения норм литературного языка. Поэтому целесообразно во вводных уроках в начале изучения основного курса в 5 классе коснуться данных про­блем. Сделать это можно в виде беседы, в которой учитель читает уча­щимся атрибутированные отрывки из разных текстов: из произведений писателей XVIII века (еще лучше написать на доске отрывок церковно­славянского текста), а затем из произведения А. С. Пушкина; кусочек текста на украинском языке, на диалекте русского языка. После этого


учащиеся вместе с учителем обсуждают вопрос о степени современно­сти данных текстов и о их соответствии нормам литературного языка.

Литература

Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / Ба­ранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. М., 2002.

Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплек­там учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002.

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Четко. 27-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Четко. 26-е изд. М.,2004.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М.,2002.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М.,2004.

Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 клас­сов общеобразовательных учебных заведений. 14-е изд. М., 2004.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для

5 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред.. А. Ю. Купалова.
10-еизд. М.,2004.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для

6 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Г. К. Лидман-
Орлова. 11-е изд. М., 2004.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для

7 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. С. Н. Пимонова.
11-еизд. М.,2004.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для

8 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов. 9-е
изд. М., 2003.

Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для

9 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов. 10-
еизд. М.,2004.


Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 9-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003

Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд. М., 2004.

ГЛАВА 13. Теория и методика

Изучения фонетики и графики

§ 43. Цели и принципы обучения фонетике и графике

Фонетика — раздел языкознания, изучающий звучащую речь, гра­фика — наука о письме.

Основные цели изучения этих разделов, традиционно изучаемых в школе совместно, таковы:

1) дать учащимся представление о звуковой системе языка:

а) научить их расчленять звучащую речь на звуки, воспринимать
и воспроизводить их вне речевого потока;

б) на этой основе преодолеть возможные представления о тожде­
стве звука и буквы, научить учащихся видеть соответствия и
несоответствия между произношением и написанием;

в) добиться осознания учащимися основных фонетических про­
цессов русского языка (без введения соответствующих терми­
нов): качественную редукцию безударных гласных, позицион­
ное оглушение, озвончение и смягчение, выпадение, диссими­
ляцию согласных, произношение [в] на месте буквы «г» в сло­
вах типа его;

г) использовать осознанные фонетические процессы для обучения
выразительному чтению и орфоэпическим нормам русского язы­
ка;


2) дать представление о русской графике как науке, устанавливаю­щей общие принципы передачи звучащей речи на письме:

а) закрепить знание алфавита,

б) добиться осознания учащимися количественного соотношения
букв и звуков в русском языке: превосходящее количество
гласных букв над гласными звуками и согласных звуков над
согласными буквами — и причин этого несоответствия;

в) изложить основные особенности русской графики:

— обозначение мягкости согласных на письме,

— обозначение звука [J] в разных позициях,

— функции твердого и мягкого знаков.

Хотя фонетика и графика изучаются в один этап в 5 классе и на них отводится относительно небольшое количество часов, познавательное и практическое значение этого раздела очень велико: фонетика в наибо­лее явном виде представляет язык системно, то есть в виде взаимосвя­занных единиц; кроме того, именно на основании знания о расхождении звучания и написания формируется орфографическая зоркость.

При изучении фонетики используются как общеметодические, то есть актуальные для изучения разных разделов лингвистики, принципы, так и частнометодические — применяющиеся именно при обучении фонетике.

К общеметодическим относятся экстр ал инвистический принцип (соотнесение звуковой последовательности непосредственно с реалией, обозначенной рисунком), функциональный принцип (фиксация вни­мания на том, что звуки в сильных позициях — фонемы — выполняют смыслоразличительную роль, обращение к смыслоразличительной роли русского ударения) и системный принцип (установление связей между единицами фонетического уровня и морфемами и словами).

К частнометодическим фонетическим принципам относят опору на речевой слух учащихся, сопоставление звуков и букв и рассмотрение звука в морфеме.

§ 44. Содержание раздела «Фонетика. Графика»

Во всех трех учебных комплексах раздел фонетики изучается в один этап в 5 классе. В комплексе 1 он называется «Фонетика. Графика. Ор­фография. Культура речи»; поскольку орфография и культура речи вхо­дят как составляющие во все разделы, изучаемые в 5 классе, можно счи­тать, что реальное название раздела «Фонетика. Графика»; на изучение раздела отводится 12 часов. В комплексе 2 раздел называется также «Фонетика. Графика»; на изучение раздела отводится 16 часов. В ком­плексе 3 есть два раздела, затрагивающих фонетико-графические про-


блемы: «Фонетика. Орфоэпия. Графика» (12 часов) и «Письмо. Орфо­графия»; реально второй из них лишь предваряется текстом о значении письменности и целиком посвящен орфографии.

Фонетика — раздел языкознания, изучающий звучащую речь. Раздел фонетики во всех трех комплексах не содержит сведений о фонологии и, соответственно, не различает абстрактных и конкретных фонетиче­ских единиц (фонем и звуков). Графика — наука о письме, о различных типах письма и их происхождении; из этих аспектов в школе изучается принцип обозначения звучащей речи буквами: обозначение мягкости на письме, функции твердого и мягкого знака, назначение йотированных гласных букв. Орфоэпия — наука, изучающая правила произношения слов и предложений.

Содержание раздела фонетики во всех трех комплексах приблизи­тельно совпадает. Так, в них изучаются следующие лингвистические понятия: звук речи, гласные звуки, ударные и безударные гласные зву­ки, согласные звуки, согласные глухие и звонкие (парные и непарные), оглушение / озвончение согласных, твердые и мягкие согласные (пар­ные и непарные), шипящие согласные, слог, ударение. Изучаемый в курсе фонетики раздел графики описывает принципы обозначения зву­чащей речи на письме, орфоэпия описывает произносительные нормы русского языка.

Изучение фонетики в 5 классе опирается на изученное в начальной школе. После начальной школы учащиеся должны знать следую­щее:

1) слова состоят из звуков,

2) звуки делятся на гласные и согласные,

3) гласные бывают ударные и безударные,

4) гласный образует слог,

5) согласные делятся на глухие и звонкие (парные и непарные),
твердые и мягкие,

6) звонкие парные в конце слова и перед глухими заменяются глухи­
ми,

7) на письме звуки обозначаются буквами, которые составляют
алфавит.

В начальной школе у учащихся должны быть сформированы следу­ющие умения:

1) выделять на слух звуки и называть их,

2) устанавливать последовательность и количество звуков,

3) различать глухие и звонкие согласные, определять их парность,

4) различать твердые и мягкие согласные,

5) определять ударение в слове,

6) называть ударные и безударные гласные,


7) правильно называть буквы алфавита,

8) записывать слова в их графическом облике.

Раздел фонетики, расположенный после повторения изученного в начальной школе, начинает систематический курс русского языка в 5-9 классах, и именно с этим связана его важность и сложность для учите­ля: учитель не работал с данным классом ранее, кроме того, в младших классах сегодня, как и в средних, действует не один учебный комплекс. С этим связано то, что в разделе фонетики содержится не так много но­вого материала, а основное место занимает повторение, обобщение, при­менение на более сложном языковом материале уже полученных в на­чальной школе знаний.

Новым в разделе фонетики в 5 классе для учащихся будет следую­щий теоретический материал:

1) особенности образования гласных и согласных звуков,

2) парность согласных по твердости / мягкости,

3) позиционное смягчение согласных (без введения термина),

4) позиционное озвончение согласных (без введения термина).
Учащиеся должны овладеть следующими новыми умениями:

 

1) определять парность твердых и мягких согласных,

2) правильно делить слова на фонетические слоги,

3) устанавливать звуковое значение букв алфавита в словах.

§ 45. Изучение

фонетических понятий

Звуки речи. Транскрибирование

Основным понятием фонетики является понятие «звук речи» (реаль­но — звук языка: объектом изучения является не конкретные обладаю­щие своим тембром звуки, произнесенные конкретными носителями в конкретном слове, а звукотипы, воспринимаемые всеми носителями языка как тождественные).

Учащихся должны усвоить, что звуки используются для формирова­ния слов и их различения; последней особенностью обладают звуки, стоящие в сильной позиции (термин не вводится). Удачно данный мате­риал преподнесен в 1 комплексе, где ученики должны назвать предме­ты, изображенные на картинках (дом, дым, рак, мак) и объяснить, благо­даря каким звукам мы различаем попарно эти слова. При обсуждении данного материала целесообразно обратить внимание учащихся на то, что не все окружающие нас звуки являются звуками речи (что для уча­щихся достаточно очевидно) и что не все произносимые человеком зву­ки являются звуками речи (свист, имитация звуков природы).


Звуки речи в школьном курсе не имеют четкого определения. Изуча­ется минимальная артикуляционная характеристика звуков (колебание голосовых связок, наличие препятствия в полости рта). Изучение арти­куляционных особенностей произношения гласных и согласных звуков происходит методом наблюдений учащихся над своими произноситель­ными усилиями. Так, после рассказа учителя об устройстве речевого ап­парата (желательно использование изображения речевого аппарата) уча­щиеся отвечают на вопрос о том, встречает ли воздушная струя препят­ствия в полости рта при произношении гласных и согласных звуков; дополнительно целесообразно обсудить вопрос о том, какими органами речи создаются эти препятствия и каков их характер (сближение или смыкание). Учащиеся должны знать, что при произношении всех со­гласных воздушная струя преодолевает препятствия и что при их пре­одолении образуется шум. Учащиеся должны также знать, что при ко­лебании голосовых связок образуется голос и что гласные состоят толь­ко из голоса, а звонкие согласные — из голоса и шума. Вопрос о раз­личном соотношении голоса и шума у звонких шумных и у сонорных согласных не поднимается, соответствующие термины не вводятся.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что про звуки сле­дует говорить в мужском роде: гласный, согласный звук (в отличие от названия букв).

Термин «транскрипция» вводится только в комплексе 3, но он удо­бен и известен учащимся из уроков иностранного языка.

Во всех комплексах обозначена мягкость непарных согласных ([ч'], [щ'], [й']), но во 2 комплексе их мягкость обозначена не везде, а в 3 комплексе вместо значка [й] введен значок Ц'] (в вузовской практике и большинстве научных описаний мягкость Ц] как звука палатального, а не палатализованного не обозначается). Долгий мягкий [ж'] ни в одном из комплексов не включен в состав согласных звуков русского языка.

Комплексы 1 и 2 для транскрибирования предлагают отдельные сло­ва или сегменты слов. В комплексе 3 приводятся транскрипции целых предложений. Эта работа имеет большой смысл: она позволяет пока­зать, что границы лексического и фонетического слова в русском языке могут не совпадать, служебные слова часто не обладают фонетическим ударением и примыкают к самостоятельными словам, составляя с ними единое фонетическое слово. Одним из методов изучения звучащей речи является не только написание транскрипций, но и их прочтение и пони­мание. Полезной работой является частичное транскрибирование — транскрипционная запись отдельных сегментов слова, например безудар­ных гласных.


Звуки и буквы. Графика

У школьников, как, впрочем, и у взрослых людей, восприятие зву­чащей речи сильно деформировано знанием графического облика слова и часто воспринимается через него. Научение различению буквы и зву­ка как в теории, так и на практике — значительная и сложная задача курса фонетики. Эта задача имеет несколько аспектов.

Буква — графический знак для обозначения звучащей речи на пись­ме. Ученики должны четко представлять себе, что буква — это рисунок, картинка, что ее нельзя произнести, а можно только зрительно воспри­нять и написать. В связи с этим необходимо обсудить неправильность выражений типа Он не произносит эту букву.

Особое внимание на различении звуков и букв фиксирует комплекс 3. В нем в виде упражнения с пометой «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст» дан следующий материал:

«Устная речь — это речь произносимая и слышимая, а письмен­ная — это речь записанная и читаемая. Устная речь намного древнее письменной. Более того, письменная речь возникла сравнительно не­давно, на базе устной речи, поэтому для звуков подобраны соответст­вующие условные знаки — буквы, а не наоборот. Устная речь состоит из звуков, которые сами по себе ничего не значат. Только складываясь в определенном порядке в слова, они обозначают предметы, явления, действия <...>».

Ученики должны прочитать текст и ответить на вопросы: Чем устная речь отличается от письменной? Какая речь древнее? Какими средства­ми передается устная речь, а какими письменная?

Полученные в ходе выполнения этого упражнения знания закрепля­ются выполнением упражнения с таким заданием:

/? Спишите, раскрывая скобки и выбирая подходящее по смыслу слово. Сде­лайте вывод.

(Устная, письменная) речь появилась раньше (устной, письменной). (Уст­ная, письменная) речь состоит из звуков, которые в определенной порядке складываются в слова. (Звуки, буквы) изобретены для закрепления (устной, письменной)речи на бумаге <...>.

Для различения букв и звуков запись последних необходимо осуще­ствлять только в транскрипционных скобках. Необходимо обратить внимание учеников на то, что ряд букв не используется как транскрип­ционные знаки (йотированные гласные буквы).

В курсе фонетики учащиеся повторяют алфавит, уже, безусловно, им известный. В связи с его изучением необходимо еще раз зафиксировать внимание учеников на названии букв алфавита, на том, что о буквах


алфавита надо говорить в женском роде {гласная, согласная буква); при повторении алфавита целесообразно обсудить с учащимися вопрос о том, в каких жизненных ситуациях человеку необходимо знание алфавита (при пользовании каталогами разного рода, словарями и т. д.). Ученики долж­ны уметь воспроизвести алфавит не только с начала до конца, но и с любой буквы.

В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и 2 графиче­ских знака — ъ и ъ. Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что буквы лишь условно могут быть названы гласными и согласными — в соответствии с тем, для обозначения каких звуков они преимуще­ственно предназначены. Так, гласная буква после согласной выступает не только для обозначения качества гласного звука, но и для обозначе­ния твердости или мягкости предшествующего согласного (ср.: малмял).

Графика определяется во всех трех комплексах как наука, изучаю­щая обозначение звучащей речи на письме. Это определение относится, строго говоря, не ко всем языкам, а только к языкам с фонографическим типом письма (в противоположность, например, иероглифическим ти­пам письма, где иероглифами передаются значения, закрепленные за словами), типу нашего письма данное определение соответствует впол­не. Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука Ц] и употребления графических знаков. Графика устанавливает правила на­писания для всех слов, она изучает знаки письма (буквы) в их повсеме­стном употреблении, то есть графика определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов. В отличие от правил орфо­графии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей, правила графики всеобщи. К сожалению, четкого разграни­чения сфер графики и орфографии в учебниках не проведено, и ученики имеют обычно неясное впечатление о различиях между объектом этих дисциплин, а также затрудняются сформулировать особенности русской графики.

Особенности русской графики затрудняют понимание учащимися возможных различий между графическим и фонетическим обликом сло­ва. Так, ученики должны уметь описать графическое и фонетическое различие таких, например, пар слов, как молмёл: на письме эти слова различаются гласными буквами, в произношении — твердостью и мяг­костью согласного звука.

В конце изучения раздела фонетики учащиеся должны уметь пока­зать основные количественные и качественные закономерности соот­ношения букв и звуков в русском языке. Так, они должны знать, что


между буквами и звуками в слове возможны следующие количествен­ные соотношения:

1 буква — 1 звук: стол (в данном слове, строго говоря, буква о обо­значает не только качество гласного звука, но и твердость предшест­вующего парного согласного, но в школьном курсе учитывается только обозначение мягкости согласных и не описывается обозначение их твердости; корректным примером одно-однозначного соответствия яв­ляется пример шов);

1 буква — 2 звука: яма;

1 буква — 0 звука: солнце, мышь;

1 буква — признак звука (мягкость согласного): конь;

1 буква — 1 звук + признак другого звука: мял;

2 буквы — 1 звук: моется, несся;

Учащиеся должны также знать о том, что как гласные, так и соглас­ные буквы могут обозначать в разных словах или формах слов звуки разного качества, например буква а в словах час и часы, обозначающая звуки [а] и [и]. И наоборот: один и тот же звук может быть обозначен разными буквами, например безударный [а], обозначенный в словах сама и сома буквами а и о.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.087 с.)