Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 12. Понятие о лингвистике как науке и о специфике ее изучения в школеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
§41. Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык: — фонетикой, — лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лек — морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплек — морфологией, — синтаксисом. Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография — на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии (учебный комплекс 3 содержит в учебнике 5 класса самостоятельный раздел «Письмо. Орфография», в котором даны определения орфографии и орфограммы, а также введены отдельные орфографические правила, однако изучение орфографических правил включено и в другие разделы учебника). Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены (в разной степени по учебным комплексам) в основных разделах. Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи. Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса. Представление учащихся о лингвистике и о ее разделах формируется специальными параграфами, включающими данный теоретический материал, анализом строения изучаемого курса и сведениями о виднейших лингвистах, предложенными в учебниках по русскому языку. Комплекс 1 не содержит специально выделенного теоретического материала о предмете лингвистики и об основных разделах науки о языке. Учащиеся могут получить эти сведения, лишь проанализировав структуру учебника. В учебнике 9 класса в разделе «Повторение» содержатся краткие сведения о таких выдающихся лингвистах, как Д. Н. Ушаков, Л. В. Щерба, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, В. В. Виноградов. Комплекс 2 в начале основного курса в учебнике по теории содержит параграф «Основные разделы науки о языке», в котором сказано, что наука о языке называется языкознанием (языковедением, лингвистикой), что в школе изучаются основные разделы лингвистики, имеющие свой объект изучения: фонетика — звуки речи, морфемика — состав слова, лексика — словарный состав языка, морфология — слова как части речи, синтаксис — словосочетания и предложения. Морфология и синтаксис составляют грамматику. С этими разделами тесно связаны орфография (правила написания слова), пунктуация (правила употребления знаков препинания), орфоэпия (правила произношения) и стилистика (наука о стилях и стилистических средствах языка). В учебнике теории комплекса 2 имеются небольшие статьи о виднейших лингвистах с их портретами, описанием сферы их интересов и указанием некоторых их научных трудов. Так, приведены сведения о таких ученых, как М. В. Ломоносов, А. X Востоков, Д. Н. Ушаков, Л. В. Щерба, В. И. Даль, В. В. Виноградов, А. А. Шахматов. Комплекс 3, как и комплекс 1, не предоставляет специальных сведений о лингвистике и ее разделах, но содержит статьи о таких лингвистах и педагогах, как М. В. Ломоносов, Р. И. Аванесов, Я. К. Грот, В. И. Даль, А. М. Пешковский (в 5 классе), А. X Востоков, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба (в 6 классе), Ф. И. Буслаев, Д. Н. Ушаков, А. Н. Гвоздев (в 7 классе), И. И. Срезневский, Ф. Ф. Фортунатов, В. И. Чернышев (в 8 классе), Д. Н. Овсяннико-Куликовский, С. И. Абакумов, А. А. Потебня (в 9 классе). § 42. Понятие «Современный русский литературный язык» Объектом изучения в школе является современный русский литературный язык. Современный язык понимается в двух значениях: 1) язык, понимаемый нами без словаря, — это язык от Пушкина; 2) язык, употребляемый нами, — это язык конца XX — начала XXI ве Необходимость понимания того, что изучается именно современный язык, связана, в частности, с тем, какие примеры могут быть использованы для иллюстрации тех или иных теоретических понятий лексикологии. Так, по традиции в школьных учебниках часто используются примеры из русской классической литературы XIX века (особенно в разделах морфологии и синтаксиса). Это вполне оправданно, поскольку из этих текстов можно извлечь множество примеров, соответствующих нормам современного языка. Однако с лексикологией дело обстоит иначе: лексика русского языка подвержена наибольшим изменениям, связанным со значительными изменениями политического и экономического строя в стране, преодолением культурной замкнутости. Многие примеры становятся непригодными или теряют актуальность прямо на глазах. Так, постоянного пересмотра требуют примеры, иллюстрирующие устаревшую и новую лексику, современные заимствования. Русский язык — язык русской нации — принадлежит к группе восточнославянских языков. Литературный язык — язык культуры и язык общения культурных людей. Признаки литературного языка — нормированность и кодифи-цированность. Литературная норма — совокупность правил выбора и употребления языковых средств в данном обществе в данную эпоху. Она служит единообразию употребления языковых средств (единому произношению, написанию и словоупотреблению), фильтрует поток заимствований, жаргонизмов, диалектизмов; сдерживает чрезмерно быстрое развитие литературного языка. Кодификация — фиксация языковой норма в письменных и устных источниках (словари, справочники, учебники, речь культурных людей). Литературный язык является частью общенародного языка, включающего также диалекты, профессиональную лексику, жаргон, городские просторечия. Эти теоретические вопросы нашли следующее отражение в учебных комплексах. Комплекс 1 материал на эту тему содержит в учебнике 9 класса в обобщающем разделе «Общие сведения о языке». В нем сообщается, что язык возник из потребностей общения в процессе трудовой деятельности, что родственные славянские народы имеют родственные языки, возникшие из языка-основы — общеславянского языка, что национальный язык формируется одновременно с формированием нации. Про русский язык сообщается, что он является языком межнационального общения и имеет международное значение. Русский национальный язык неоднороден и в первую очередь включает литературный язык, который имеет письменную и устную формы и определяется системой норм, описываемых в словарях, справочниках, учебниках. В русском языке можно выделить ряд стилей в зависимости от задачи и ситуации общения: нейтральный, разговорный, научный, публицистический, деловой, стиль художественной литературы. Как мы видим, комплекс 1 включает такие основополагающие понятия, как литературный язык и литературная норма, но вводит их только в конце изучения курса русского языка, что делает невозможным опору на эти понятия в процессе изучения основного курса. Комплекс 2 в начале изучения основного курса (5 класс) представляет параграф «Понятие о литературном языке», а в самом конце теоретического учебника для 5-9 класса содержит небольшой раздел «Общие сведения о языке», в котором сообщается следующее: язык развивается и изменяется, русский язык принадлежит к группе восточнославянских языков, до XIV-XV веков существовал общий древнерусский язык, русский национальный язык сложился на основе говоров Москвы, создателем современного русского языка является А. С. Пушкин. Эти сведения, сообщенные после изучения всех разделов лингвистики, уже не имеют той познавательной ценности, которую они имели бы при изучении в начале курса. Понятие же литературного языка введено в 5 классе и представлено следующим образом. На территории нашей страны не все и не везде говорят по-русски одинаково (отмечены оканье, диалектные слова). Общим для всех является литературный язык — образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски. Нормы литературного языка — это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. В школе изучаются 1) произносительные нормы, 2) морфологические нормы (правила изменения слов), 3) синтаксические нормы (правила соединения слов), стилистические нормы (употребление языковых средств, уместных в определенных ситуациях, 5) нормы правописания (орфографические и пунктуационные). Знание норм и умение правильно говорить и писать составляет культуру речи — часть общей культуры человека. В комплексе 2 представлены следующие виды упражнений к этому теоретическому материалу: ^ Запишите предложения, выбирая слово или форму слова литературного языка: (Стодол, сараи) стоял на просторном (базу, дворе). Я (кладу, ложу) книгу на место. — Алло! (Здравствуйте, привет), Анна Петровна. Это (Витя, Витька, Витенька). В задании приведены и другие примеры с диалектными, просторечными, стилистически маркированными вариантами. ^ Исправьте ошибки в употреблении слов: Чтение играло большое значение в его жизни. В задании даны и другие предложения с ошибками разного рода: неправильная сочетаемость, просторечная форма, употребление паронима. /? Употребите данные слова в форме род. п. мн. ч.: носки, чулки, апельсины, яблоки, мандарины, помидоры. Как мы видим, в учебном комплексе 2 разграничены понятия общенародного и литературного языка и зафиксирован главный признак литературного языка — его нормированность, а практические задания направлены на предупреждение или исправление наиболее типичных грамматических или стилистических ошибок, что имеет важное значение для практического изучения норм русского литературного языка. Комплекс 3 сведения о языке рассредоточивает по учебникам разных классов. Так, в 5 классе сообщается, что у языков есть «языки-родственники: ближайшими братьями русского языка являются украинский и белорусский язык». В 7 классе учащиеся из специального параграфа узнают о том, что язык — развивающееся явление (с примерами из истории русского языка) В 8 классе — о том, что все славянские языки восходят к праславянскому языку, который разделился на южную, западную и восточную группу (древнерусский язык); древнерусский же язык разделился в XIV-XV веках на русский, украинский и белорусский. В 9 классе вводится понятие национального языка, сказано, что национальный язык ведет свою историю с XVII века — времени формирования русской нации и что особенность русского национального языка состоит в том, что он является государственным языком в России. Как мы видим, акцент в комплексе 3 сделан не на литературном языке, а на национальном языке, при этом не ясно, отождествляется ли он с общенародным (в этом случае он не может быть признан государственным, так как включает помимо литературного языка диалекты и городские просторечия) или же с литературным. Учителю необходимо опираться на понятия современного русского литературного языка и литературной нормы, особенно при изучении лексикологии: изучение устаревших и новых слов связано с понятием «современный язык», изучение общеупотребительной лексики и лексики ограниченного употребления тесно связано с понятиями «общенародный язык» и «литературный язык», понятие «литературный язык» используется в учебниках при изучении лексики ограниченного употребления. Все остальные понятия представлены в аспекте изучения норм литературного языка. Поэтому целесообразно во вводных уроках в начале изучения основного курса в 5 классе коснуться данных проблем. Сделать это можно в виде беседы, в которой учитель читает учащимся атрибутированные отрывки из разных текстов: из произведений писателей XVIII века (еще лучше написать на доске отрывок церковнославянского текста), а затем из произведения А. С. Пушкина; кусочек текста на украинском языке, на диалекте русского языка. После этого учащиеся вместе с учителем обсуждают вопрос о степени современности данных текстов и о их соответствии нормам литературного языка. Литература Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. М., 2002. Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплектам учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 26-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 26-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Четко. 27-е изд. М., 2004. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Четко. 26-е изд. М.,2004. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М.,2002. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М.,2004. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. 14-е изд. М., 2004. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред.. А. Ю. Купалова. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Г. К. Лидман- Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. С. Н. Пимонова. Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов. 9-е Русский язык: Практика: Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / Ред. Ю. С. Пичугов. 10- Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 9-е изд. М., 2003. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003 Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд. М., 2004. ГЛАВА 13. Теория и методика Изучения фонетики и графики § 43. Цели и принципы обучения фонетике и графике Фонетика — раздел языкознания, изучающий звучащую речь, графика — наука о письме. Основные цели изучения этих разделов, традиционно изучаемых в школе совместно, таковы: 1) дать учащимся представление о звуковой системе языка: а) научить их расчленять звучащую речь на звуки, воспринимать б) на этой основе преодолеть возможные представления о тожде в) добиться осознания учащимися основных фонетических про г) использовать осознанные фонетические процессы для обучения 2) дать представление о русской графике как науке, устанавливающей общие принципы передачи звучащей речи на письме: а) закрепить знание алфавита, б) добиться осознания учащимися количественного соотношения в) изложить основные особенности русской графики: — обозначение мягкости согласных на письме, — обозначение звука [J] в разных позициях, — функции твердого и мягкого знаков. Хотя фонетика и графика изучаются в один этап в 5 классе и на них отводится относительно небольшое количество часов, познавательное и практическое значение этого раздела очень велико: фонетика в наиболее явном виде представляет язык системно, то есть в виде взаимосвязанных единиц; кроме того, именно на основании знания о расхождении звучания и написания формируется орфографическая зоркость. При изучении фонетики используются как общеметодические, то есть актуальные для изучения разных разделов лингвистики, принципы, так и частнометодические — применяющиеся именно при обучении фонетике. К общеметодическим относятся экстр ал инвистический принцип (соотнесение звуковой последовательности непосредственно с реалией, обозначенной рисунком), функциональный принцип (фиксация внимания на том, что звуки в сильных позициях — фонемы — выполняют смыслоразличительную роль, обращение к смыслоразличительной роли русского ударения) и системный принцип (установление связей между единицами фонетического уровня и морфемами и словами). К частнометодическим фонетическим принципам относят опору на речевой слух учащихся, сопоставление звуков и букв и рассмотрение звука в морфеме. § 44. Содержание раздела «Фонетика. Графика» Во всех трех учебных комплексах раздел фонетики изучается в один этап в 5 классе. В комплексе 1 он называется «Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи»; поскольку орфография и культура речи входят как составляющие во все разделы, изучаемые в 5 классе, можно считать, что реальное название раздела «Фонетика. Графика»; на изучение раздела отводится 12 часов. В комплексе 2 раздел называется также «Фонетика. Графика»; на изучение раздела отводится 16 часов. В комплексе 3 есть два раздела, затрагивающих фонетико-графические про- блемы: «Фонетика. Орфоэпия. Графика» (12 часов) и «Письмо. Орфография»; реально второй из них лишь предваряется текстом о значении письменности и целиком посвящен орфографии. Фонетика — раздел языкознания, изучающий звучащую речь. Раздел фонетики во всех трех комплексах не содержит сведений о фонологии и, соответственно, не различает абстрактных и конкретных фонетических единиц (фонем и звуков). Графика — наука о письме, о различных типах письма и их происхождении; из этих аспектов в школе изучается принцип обозначения звучащей речи буквами: обозначение мягкости на письме, функции твердого и мягкого знака, назначение йотированных гласных букв. Орфоэпия — наука, изучающая правила произношения слов и предложений. Содержание раздела фонетики во всех трех комплексах приблизительно совпадает. Так, в них изучаются следующие лингвистические понятия: звук речи, гласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, согласные звуки, согласные глухие и звонкие (парные и непарные), оглушение / озвончение согласных, твердые и мягкие согласные (парные и непарные), шипящие согласные, слог, ударение. Изучаемый в курсе фонетики раздел графики описывает принципы обозначения звучащей речи на письме, орфоэпия описывает произносительные нормы русского языка. Изучение фонетики в 5 классе опирается на изученное в начальной школе. После начальной школы учащиеся должны знать следующее: 1) слова состоят из звуков, 2) звуки делятся на гласные и согласные, 3) гласные бывают ударные и безударные, 4) гласный образует слог, 5) согласные делятся на глухие и звонкие (парные и непарные), 6) звонкие парные в конце слова и перед глухими заменяются глухи 7) на письме звуки обозначаются буквами, которые составляют В начальной школе у учащихся должны быть сформированы следующие умения: 1) выделять на слух звуки и называть их, 2) устанавливать последовательность и количество звуков, 3) различать глухие и звонкие согласные, определять их парность, 4) различать твердые и мягкие согласные, 5) определять ударение в слове, 6) называть ударные и безударные гласные, 7) правильно называть буквы алфавита, 8) записывать слова в их графическом облике. Раздел фонетики, расположенный после повторения изученного в начальной школе, начинает систематический курс русского языка в 5-9 классах, и именно с этим связана его важность и сложность для учителя: учитель не работал с данным классом ранее, кроме того, в младших классах сегодня, как и в средних, действует не один учебный комплекс. С этим связано то, что в разделе фонетики содержится не так много нового материала, а основное место занимает повторение, обобщение, применение на более сложном языковом материале уже полученных в начальной школе знаний. Новым в разделе фонетики в 5 классе для учащихся будет следующий теоретический материал: 1) особенности образования гласных и согласных звуков, 2) парность согласных по твердости / мягкости, 3) позиционное смягчение согласных (без введения термина), 4) позиционное озвончение согласных (без введения термина).
1) определять парность твердых и мягких согласных, 2) правильно делить слова на фонетические слоги, 3) устанавливать звуковое значение букв алфавита в словах. § 45. Изучение фонетических понятий Звуки речи. Транскрибирование Основным понятием фонетики является понятие «звук речи» (реально — звук языка: объектом изучения является не конкретные обладающие своим тембром звуки, произнесенные конкретными носителями в конкретном слове, а звукотипы, воспринимаемые всеми носителями языка как тождественные). Учащихся должны усвоить, что звуки используются для формирования слов и их различения; последней особенностью обладают звуки, стоящие в сильной позиции (термин не вводится). Удачно данный материал преподнесен в 1 комплексе, где ученики должны назвать предметы, изображенные на картинках (дом, дым, рак, мак) и объяснить, благодаря каким звукам мы различаем попарно эти слова. При обсуждении данного материала целесообразно обратить внимание учащихся на то, что не все окружающие нас звуки являются звуками речи (что для учащихся достаточно очевидно) и что не все произносимые человеком звуки являются звуками речи (свист, имитация звуков природы). Звуки речи в школьном курсе не имеют четкого определения. Изучается минимальная артикуляционная характеристика звуков (колебание голосовых связок, наличие препятствия в полости рта). Изучение артикуляционных особенностей произношения гласных и согласных звуков происходит методом наблюдений учащихся над своими произносительными усилиями. Так, после рассказа учителя об устройстве речевого аппарата (желательно использование изображения речевого аппарата) учащиеся отвечают на вопрос о том, встречает ли воздушная струя препятствия в полости рта при произношении гласных и согласных звуков; дополнительно целесообразно обсудить вопрос о том, какими органами речи создаются эти препятствия и каков их характер (сближение или смыкание). Учащиеся должны знать, что при произношении всех согласных воздушная струя преодолевает препятствия и что при их преодолении образуется шум. Учащиеся должны также знать, что при колебании голосовых связок образуется голос и что гласные состоят только из голоса, а звонкие согласные — из голоса и шума. Вопрос о различном соотношении голоса и шума у звонких шумных и у сонорных согласных не поднимается, соответствующие термины не вводятся. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что про звуки следует говорить в мужском роде: гласный, согласный звук (в отличие от названия букв). Термин «транскрипция» вводится только в комплексе 3, но он удобен и известен учащимся из уроков иностранного языка. Во всех комплексах обозначена мягкость непарных согласных ([ч'], [щ'], [й']), но во 2 комплексе их мягкость обозначена не везде, а в 3 комплексе вместо значка [й] введен значок Ц'] (в вузовской практике и большинстве научных описаний мягкость Ц] как звука палатального, а не палатализованного не обозначается). Долгий мягкий [ж'] ни в одном из комплексов не включен в состав согласных звуков русского языка. Комплексы 1 и 2 для транскрибирования предлагают отдельные слова или сегменты слов. В комплексе 3 приводятся транскрипции целых предложений. Эта работа имеет большой смысл: она позволяет показать, что границы лексического и фонетического слова в русском языке могут не совпадать, служебные слова часто не обладают фонетическим ударением и примыкают к самостоятельными словам, составляя с ними единое фонетическое слово. Одним из методов изучения звучащей речи является не только написание транскрипций, но и их прочтение и понимание. Полезной работой является частичное транскрибирование — транскрипционная запись отдельных сегментов слова, например безударных гласных. Звуки и буквы. Графика У школьников, как, впрочем, и у взрослых людей, восприятие звучащей речи сильно деформировано знанием графического облика слова и часто воспринимается через него. Научение различению буквы и звука как в теории, так и на практике — значительная и сложная задача курса фонетики. Эта задача имеет несколько аспектов. Буква — графический знак для обозначения звучащей речи на письме. Ученики должны четко представлять себе, что буква — это рисунок, картинка, что ее нельзя произнести, а можно только зрительно воспринять и написать. В связи с этим необходимо обсудить неправильность выражений типа Он не произносит эту букву. Особое внимание на различении звуков и букв фиксирует комплекс 3. В нем в виде упражнения с пометой «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст» дан следующий материал: «Устная речь — это речь произносимая и слышимая, а письменная — это речь записанная и читаемая. Устная речь намного древнее письменной. Более того, письменная речь возникла сравнительно недавно, на базе устной речи, поэтому для звуков подобраны соответствующие условные знаки — буквы, а не наоборот. Устная речь состоит из звуков, которые сами по себе ничего не значат. Только складываясь в определенном порядке в слова, они обозначают предметы, явления, действия <...>». Ученики должны прочитать текст и ответить на вопросы: Чем устная речь отличается от письменной? Какая речь древнее? Какими средствами передается устная речь, а какими письменная? Полученные в ходе выполнения этого упражнения знания закрепляются выполнением упражнения с таким заданием: /? Спишите, раскрывая скобки и выбирая подходящее по смыслу слово. Сделайте вывод. (Устная, письменная) речь появилась раньше (устной, письменной). (Устная, письменная) речь состоит из звуков, которые в определенной порядке складываются в слова. (Звуки, буквы) изобретены для закрепления (устной, письменной)речи на бумаге <...>. Для различения букв и звуков запись последних необходимо осуществлять только в транскрипционных скобках. Необходимо обратить внимание учеников на то, что ряд букв не используется как транскрипционные знаки (йотированные гласные буквы). В курсе фонетики учащиеся повторяют алфавит, уже, безусловно, им известный. В связи с его изучением необходимо еще раз зафиксировать внимание учеников на названии букв алфавита, на том, что о буквах алфавита надо говорить в женском роде {гласная, согласная буква); при повторении алфавита целесообразно обсудить с учащимися вопрос о том, в каких жизненных ситуациях человеку необходимо знание алфавита (при пользовании каталогами разного рода, словарями и т. д.). Ученики должны уметь воспроизвести алфавит не только с начала до конца, но и с любой буквы. В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и 2 графических знака — ъ и ъ. Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что буквы лишь условно могут быть названы гласными и согласными — в соответствии с тем, для обозначения каких звуков они преимущественно предназначены. Так, гласная буква после согласной выступает не только для обозначения качества гласного звука, но и для обозначения твердости или мягкости предшествующего согласного (ср.: мал — мял). Графика определяется во всех трех комплексах как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме. Это определение относится, строго говоря, не ко всем языкам, а только к языкам с фонографическим типом письма (в противоположность, например, иероглифическим типам письма, где иероглифами передаются значения, закрепленные за словами), типу нашего письма данное определение соответствует вполне. Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука Ц] и употребления графических знаков. Графика устанавливает правила написания для всех слов, она изучает знаки письма (буквы) в их повсеместном употреблении, то есть графика определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов. В отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей, правила графики всеобщи. К сожалению, четкого разграничения сфер графики и орфографии в учебниках не проведено, и ученики имеют обычно неясное впечатление о различиях между объектом этих дисциплин, а также затрудняются сформулировать особенности русской графики. Особенности русской графики затрудняют понимание учащимися возможных различий между графическим и фонетическим обликом слова. Так, ученики должны уметь описать графическое и фонетическое различие таких, например, пар слов, как мол — мёл: на письме эти слова различаются гласными буквами, в произношении — твердостью и мягкостью согласного звука. В конце изучения раздела фонетики учащиеся должны уметь показать основные количественные и качественные закономерности соотношения букв и звуков в русском языке. Так, они должны знать, что между буквами и звуками в слове возможны следующие количественные соотношения: 1 буква — 1 звук: стол (в данном слове, строго говоря, буква о обозначает не только качество гласного звука, но и твердость предшествующего парного согласного, но в школьном курсе учитывается только обозначение мягкости согласных и не описывается обозначение их твердости; корректным примером одно-однозначного соответствия является пример шов); 1 буква — 2 звука: яма; 1 буква — 0 звука: солнце, мышь; 1 буква — признак звука (мягкость согласного): конь; 1 буква — 1 звук + признак другого звука: мял; 2 буквы — 1 звук: моется, несся; Учащиеся должны также знать о том, что как гласные, так и согласные буквы могут обозначать в разных словах или формах слов звуки разного качества, например буква а в словах час и часы, обозначающая звуки [а] и [и]. И наоборот: один и тот же звук может быть обозначен разными буквами, например безударный [а], обозначенный в словах сама и сома буквами а и о.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.223 (0.016 с.) |