Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция № 9. Методика изучения словосочетания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План
1. Словосочетание как объект изучения: синтаксическая единица некоммуникативного плана, номинативное средство языка, обладающее определенной структурой и семантикой. 2. Вопрос об этапах изучения словосочетаний: практическое изучение в начальных классах, предварительное в пятом классе, углубление знаний о словосочетании при изучении частей речи, систематическое изучение словосочетаний. 3. Представление словосочетаний в учебнике для 5 класса, анализ изложении теоретических сведений, системы упражнений. 4. Расширение знаний о словосочетании при изучении морфологии, виды упражнений: отыскивание словосочетаний в предложении или тексте, анализ словосочетаний, их видоизменение и т.п. 5. Теоретические сведения о словосочетании в учебнике для 8 класса, их объем, способ представления. 6. Система упражнений для закрепления знаний о словосочетаниях на этапе систематического их изучения. 7. Средства наглядности для изучения словосочетаний. Практическое занятие № 9 Особенности изучения раздела «Синтаксис» в среднем звене . Укажите, сопоставляя действующие учебные комплексы, расхождения в классификации синтаксических единиц (в школьных учебниках) в вузовских и школьных учебниках. Материалы занятия Пунктограмма - пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания. (Методика преподавания русского языка./ Под ред. М.Т. Баранова.- М., 1990.- С.193.) Пунктограмма – это совокупность структурных элементов предложения создающих ситуацию, при которой возникает вопрос о письменном членении речи с помощью графических средств- знаков препинания, решение которого дает применение пунктуационного правила, содержащего норму и указывающего условия, при которых она реализуется (Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике преподавания русского языка.- М., 1989.-С.144) Пунктограмма - это пунктуационное оформление предложения в целом или отдельных его элементов, которое может быть обозначено разными знаками препинания, но которое характеризуется тем, что знак и место знака определяются пунктуационным правилом (Основы методики русского языка в 4-8 кл./ Под ред. А.В.Текучева и др.- М.,1983.-С. 186-187). Пунктуационное правило - инструкция, содержащая перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака. (Методика преподавания русского языка. М.Т. Баранова.-М., 1990.-С.193.) Материалы к занятию Эффективное повторение определяется несколькими условиями: 1.Повторение должно быть регулярным и систематическим, с соблюдением интервалов, не допускающих забывания материала. 2.Повторение надо разнообразить по видам и формам его проведения. 3. Чтобы не снижать интерес и повысить самостоятельность учащихся, ранее изученный материал при повторении должен не только воспроизводится, а рассматриваться в новых связях; необходимо включать дополнительные трудности с усложнением дидактического материала. При повторении важно учитывать разные варианты одной и той же языковой закономерности, существенные и несущественные признаки языковых явлений, а также предупреждать смешение грамматических фактов.отрицательное взаимодействие навыков. Виды повторения. Повторение может быть 1)направленным на подготовку к восприятию нового материала;2) сопутствующим (связанным или не связанным с изучаемым материалом); 3) обобщающим. Повторение, направленное на подготовку к восприятию нового материала. Укажите, какой материал и с какой целью следует повторить перед изучением тем:»Понятие о местоимении», «Понятие о причастии» (№1 списка основной литературы). 1. Сопутствующее повторение. Сопутствующее повторение, связанное с изучаемым материалом, в той или иной степени носит обобщающий характер и включает материл для сопоставления его с изучаемым с целью ограничения фактов предупреждения их смешивания или отрицательного взаимодействия навыков. кажите, какой мматический материал следует повторить при изучении № 140 №1 списка основной литературы) 2.Обобщающее повторение. Обобщающее повторение возможно по отдельным темам, ему могут быть посвящены отдельные уроки.Цель такого повторения- обобщить и систематизировать материал по темам, изучаемым в разных разделах и в течение нескольких лет. Если соотнести обобщение материала с учебным процессом, то можно выделить 2 его вида: Обобщение материала по мере его накопления, по отдельным ступеням изучения(например, повторение правописания НЕ с возрастанием степени обобщения по мере изучения отдельных частей речи); Обобщение и систематизация материала на завершающей стадии его изучения. 1) Оправданы ли оба вида? Возможно ли их сочетание? Докажите на примерах. 2) Повторение проводится в начале и в конце учебного гола. Чем отличаются эти виды повторения по цели и формам проведения? Практическое занятие № 10 Методика изучения орфографии План 1.Орфография в школьном курсе русского языка: место раздела, задачи обучения, принципы и предпосылки работы. 2. Содержание работы по орфографии в школе: 1) орфографические понятия(орфограмма, орфографическое правило, условия выбора орфограммы, опознавательные признаки); 2) виды упражнений по орфографии (специальные и неспециальные). 3. Методика работы над орфографическим правилом. 4. Система упражнений в обучении орфографии. 5. Работа по орфографии в 7-9 классах. Задания для самостоятельной работы 1. Подготовить сообщение на тему «Система упражнений в обучении орфографии» Примерный план: I. Понятие системы. II. Стержень системы. III. Система упражнений по орфографии. 2. Подготовить сообщение на тему «Виды контроля за сформированностью орфографических умений. Примерный план: I. Традиционные виды контроля. II. Новые виды контроля. 3. Разработать фрагмент урока № 5 (V кл.) по учебному комплексу В.В. Бабайцевой по теме «Орфограмма» Материалы к занятию Орфограмма - «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный» (Баранов М.Т. Работа по орфографии в IV-VI классах.-РЯШ.-1980.-№3.-С.4). Орфограмма - «та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки» (Львов М.Р. Словарь- справочник.-М., 1988.-С.130). Орфограмма- «написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил» (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь- справочник лингвистических терминов. -М., 1976.-С.249). Орфограмма - «правильное (соответствующее правилам или традиции) написание, которое нужно выбрать из ряда возможных» (Иванова В.Ф. Орфограмма./Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ф.П. Филина.-М., 1979.-С.182). Орфографическое правило - «это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы» (Методика преподавания русского языка/ Под ред. М.Т. Баранова.-М., 1990.-С.153). Орфографическое правило - «предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки. Орфографическое правило состоит из выбора» (Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.- М., 1988.- С.134). Практическое занятие № 11 Цели проблемного изучения русского языка План 1. Роль и место исследовательской работы учащихся в современной школе. Психолого-педагогические основания организации исследовательской деятельности в школе. 2. Учебное и научное в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Цели и задачи учебно-исследовательской работы. Методика поэтапного проведения учебно-исследовательской работы по русскому языку. 3. Языковая личность старшеклассника и ее развитие в процессе учебно-исследовательской работы по русскому языку. Понятие языковой личности в лингвистике и методике преподавания русского 4. Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку. Принципы выбора темы. Связь темы школьного курса – конференции учащихся – исследовательской работы по русскому языку. 5. Работа с научной литературой в ходе учебно-исследовательской работы по русскому языку. Популярные и справочные издания по лингвистике. Приемы обучения работе школьников с научной и научно-популярной литературой на уроке русского языка и в рамках учебно-исследовательской работы. 6. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Взаимосвязь проблемы и методов исследования. Сбор языкового материала, лингвистический эксперимент, социолингвистическое анкетирование и другие лингвистические методы исследования. 7. Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление. Работа с текстом: обучение тезисному конспектированию, составлению аннотации, отбор иллюстративного материала для представления работы. 8. Оценка учебно-исследовательской работы. Самостоятельность, творческая новизна, личная значимость, научный вклад и другие оценки. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Составить аннотированный каталог по проблеме учебно-исследовательская работа в школе. 2. Предложить и обосновать тематику для конференции учащихся по русскому языку в 5 классе и в 9 классе. 3. Проанализировать Интернет-ресурс «Первое сентября. Портфолио» на предмет самых популярных тем по русскому языку за последний год. С чем это связано, с вашей точки зрения?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.006 с.) |