Лекция № 9. Методика изучения словосочетания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 9. Методика изучения словосочетания



План

 

1. Словосочетание как объект изучения: синтаксическая единица некоммуникативного плана, номинативное средство языка, обладающее определенной структурой и семантикой.

2. Вопрос об этапах изучения словосочетаний: практическое изучение в начальных классах, предварительное в пятом классе, углубление знаний о словосочетании при изучении частей речи, систематическое изучение словосочетаний.

3. Представление словосочетаний в учебнике для 5 класса, анализ изложении теоретических сведений, системы упражнений.

4. Расширение знаний о словосочетании при изучении морфологии, виды упражнений: отыскивание словосочетаний в предложении или тексте, анализ словосочетаний, их видоизменение и т.п.

5. Теоретические сведения о словосочетании в учебнике для 8 класса, их объем, способ представления.

6. Система упражнений для закрепления знаний о словосочетаниях на этапе систематического их изучения.

7. Средства наглядности для изучения словосочетаний.

Практическое занятие № 9

Особенности изучения раздела «Синтаксис» в среднем звене
План
1. Содержание школьного курса синтаксис как методическая проблема.
2. Методика изучения словосочетания и предложения в школьном курсе русского языка

.
Задания для самостоятельной работы студентов

Укажите, сопоставляя действующие учебные комплексы, расхождения в классификации синтаксических единиц (в школьных учебниках) в вузовских и школьных учебниках.

Материалы занятия

Пунктограмма - пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания. (Методика преподавания русского языка./ Под ред. М.Т. Баранова.- М., 1990.- С.193.)

Пунктограмма – это совокупность структурных элементов предложения создающих ситуацию, при которой возникает вопрос о письменном членении речи с помощью графических средств- знаков препинания, решение которого дает применение пунктуационного правила, содержащего норму и указывающего условия, при которых она реализуется (Блинов Г.И., Панов Б.Т. Практические и лабораторные занятия по методике преподавания русского языка.- М., 1989.-С.144)

Пунктограмма - это пунктуационное оформление предложения в целом или отдельных его элементов, которое может быть обозначено разными знаками препинания, но которое характеризуется тем, что знак и место знака определяются пунктуационным правилом (Основы методики русского языка в 4-8 кл./ Под ред. А.В.Текучева и др.- М.,1983.-С. 186-187).

Пунктуационное правило - инструкция, содержащая перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака. (Методика преподавания русского языка. М.Т. Баранова.-М., 1990.-С.193.)

Материалы к занятию

Эффективное повторение определяется несколькими условиями:

1.Повторение должно быть регулярным и систематическим, с соблюдением интервалов, не допускающих забывания материала.

2.Повторение надо разнообразить по видам и формам его проведения.

3. Чтобы не снижать интерес и повысить самостоятельность учащихся, ранее изученный материал при повторении должен не только воспроизводится, а рассматриваться в новых связях; необходимо включать дополнительные трудности с усложнением дидактического материала. При повторении важно учитывать разные варианты одной и той же языковой закономерности, существенные и несущественные признаки языковых явлений, а также предупреждать смешение грамматических фактов.отрицательное взаимодействие навыков.

Виды повторения. Повторение может быть 1)направленным на подготовку к восприятию нового материала;2) сопутствующим (связанным или не связанным с изучаемым материалом); 3) обобщающим.

Повторение, направленное на подготовку к восприятию нового материала. Укажите, какой материал и с какой целью следует повторить перед изучением тем:»Понятие о местоимении», «Понятие о причастии» (№1 списка основной литературы).

1. Сопутствующее повторение. Сопутствующее повторение, связанное с изучаемым материалом, в той или иной степени носит обобщающий характер и включает материл для сопоставления его с изучаемым с целью ограничения фактов предупреждения их смешивания или отрицательного взаимодействия навыков. кажите, какой мматический материал следует повторить при изучении № 140 №1 списка основной литературы)

2.Обобщающее повторение. Обобщающее повторение возможно по отдельным темам, ему могут быть посвящены отдельные уроки.Цель такого повторения- обобщить и систематизировать материал по темам, изучаемым в разных разделах и в течение нескольких лет.

Если соотнести обобщение материала с учебным процессом, то можно выделить 2 его вида:

Обобщение материала по мере его накопления, по отдельным ступеням изучения(например, повторение правописания НЕ с возрастанием степени обобщения по мере изучения отдельных частей речи);

Обобщение и систематизация материала на завершающей стадии его изучения.

1) Оправданы ли оба вида? Возможно ли их сочетание? Докажите на примерах.

2) Повторение проводится в начале и в конце учебного гола. Чем отличаются эти виды повторения по цели и формам проведения?

Практическое занятие № 10

Методика изучения орфографии

План

1.Орфография в школьном курсе русского языка: место раздела, задачи обучения, принципы и предпосылки работы.

2. Содержание работы по орфографии в школе:

1) орфографические понятия(орфограмма, орфографическое правило, условия выбора орфограммы, опознавательные признаки);

2) виды упражнений по орфографии (специальные и неспециальные).

3. Методика работы над орфографическим правилом.

4. Система упражнений в обучении орфографии.

5. Работа по орфографии в 7-9 классах.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить сообщение на тему «Система упражнений в обучении орфографии»

Примерный план:

I. Понятие системы.

II. Стержень системы.

III. Система упражнений по орфографии.

2. Подготовить сообщение на тему «Виды контроля за сформированностью орфографических умений.

Примерный план:

I. Традиционные виды контроля.

II. Новые виды контроля.

3. Разработать фрагмент урока № 5 (V кл.) по учебному комплексу В.В. Бабайцевой по теме «Орфограмма»

Материалы к занятию

Орфограмма - «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный» (Баранов М.Т. Работа по орфографии в IV-VI классах.-РЯШ.-1980.-№3.-С.4).

Орфограмма - «та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки» (Львов М.Р. Словарь- справочник.-М., 1988.-С.130).

Орфограмма- «написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил» (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь- справочник лингвистических терминов. -М., 1976.-С.249).

Орфограмма - «правильное (соответствующее правилам или традиции) написание, которое нужно выбрать из ряда возможных» (Иванова В.Ф. Орфограмма./Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ф.П. Филина.-М., 1979.-С.182).

Орфографическое правило - «это особая краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы» (Методика преподавания русского языка/ Под ред. М.Т. Баранова.-М., 1990.-С.153).

Орфографическое правило - «предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки. Орфографическое правило состоит из выбора» (Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.- М., 1988.- С.134).

Практическое занятие № 11

Цели проблемного изучения русского языка

План

1. Роль и место исследовательской работы учащихся в современной школе. Психолого-педагогические основания организации исследовательской деятельности в школе.

2. Учебное и научное в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Цели и задачи учебно-исследовательской работы. Методика поэтапного проведения учебно-исследовательской работы по русскому языку.

3. Языковая личность старшеклассника и ее развитие в процессе учебно-исследовательской работы по русскому языку. Понятие языковой личности в лингвистике и методике преподавания русского

4. Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку. Принципы выбора темы. Связь темы школьного курса – конференции учащихся – исследовательской работы по русскому языку.

5. Работа с научной литературой в ходе учебно-исследовательской работы по русскому языку. Популярные и справочные издания по лингвистике. Приемы обучения работе школьников с научной и научно-популярной литературой на уроке русского языка и в рамках учебно-исследовательской работы.

6. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Взаимосвязь проблемы и методов исследования. Сбор языкового материала, лингвистический эксперимент, социолингвистическое анкетирование и другие лингвистические методы исследования.

7. Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление. Работа с текстом: обучение тезисному конспектированию, составлению аннотации, отбор иллюстративного материала для представления работы.

8. Оценка учебно-исследовательской работы. Самостоятельность, творческая новизна, личная значимость, научный вклад и другие оценки.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Составить аннотированный каталог по проблеме учебно-исследовательская работа в школе.

2. Предложить и обосновать тематику для конференции учащихся по русскому языку в 5 классе и в 9 классе.

3. Проанализировать Интернет-ресурс «Первое сентября. Портфолио» на предмет самых популярных тем по русскому языку за последний год. С чем это связано, с вашей точки зрения?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.012 с.)