Лекция 6 Теория и методика обучения орфографии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6 Теория и методика обучения орфографии



План

1.Цели обучения орфографии и ее место в школьном курсе русского языка.

2.Содержание и структура орфографического курса.

3.Понятие об орфограмме. Ознакомление с орфограммой как специфичным явлением письма. Методические приемы и принципы обучения орфографии в школе.

4.Орфографический минимум учащихся. Формирование умений дифференцировать орфограммы. Этапы работы над формированием орфографических навыков. Роль алгоритмизации.

5.Система упражнений по орфографии. Факторы, определяющие выбор различных типов орфографических упражнений. Анализ орфограмм в тексте.

6.Методика работы над традиционными написаниями. Словарно – орфографическая работа в школе, ее назначение и место в системе уроков русского языка. Связь обучения орфографии с развитием речи.

7.Приемы работы с орфографическим и этимологическим словарем. Этимологический анализ как один из приемов обучения орфографии.

 

Практическое занятие № 6

Методика формирования орфографической грамотности
План
1. Апробацая фрагментов уроков объяснения и закрепления тем:
5 класс: Буквы ыи и после ц.
б класс: Буквы ыи ипосле приставок на согласные.
б класс: Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
7 класс: Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.
7 класс: Правописание не и ни с различными частями речи.
2. Образец устного и письменного орфографического разбора в школе на примере любого правила (в Методическую копилку).

 

 

Задания к самостоятельной работе студентов

 

Вподгруппах разработать фрагменты урока русского языка по предложенным темам (на выбор), оформить конспект урока в соответствии с требованиями к школьной документации.
В конспект обязательно должны входить: («шапка», структура урока, этап объяснения нового материала, этапы первичного закрепления и формирования умений и навыков по данной теме, инструктаж домашнего задания. К конспекту приложить дидактический материал.
Подготовиться к проигрыванию фрагментов урока на занятии.

Задания к самостоятельной работе студентов

 

Разработать систему орфографических упражнений различных типов, которую можно использовать при работе над следующими орфограммами:

–Правописание гласных в окончаниях глаголов (5 класс);

–Правописание приставок пре- , при- (6 класс);

–Правописание -н-, -нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий (7 класс);

–Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами (7 класс).

Разработать алгоритм, который можно было бы использовать при изучении одной из указанных выше орфограмм.

Подготовить дидактический материал для словарно - орфографической работы (10-15 слов). Определите цель этой работы. Рассказать о методике проведения словарно - орфографической работы.

Разработать 2 текста по одной из орфографических тем (на выбор) с учетом разноуровневой подготовленности учащихся. Определите его цель и место в структуре урока.

Лекция № 7 Теория и методика изучения синтаксиса

План.

1.Место синтаксиса в школьном курсе русского языка.

2.Методы и приемы изучения синтаксиса.

3.Виды упражнений по синтаксису и методика их проведения,

отличие синтаксических упражнений от пунктационных.

4. Использование информативных таблиц на уроках изучения

синтаксиса.

5.Специфика работы над синтаксическими понятиями.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Проанализировать материал учебника и составить тематическое планирование изучения «Односоставных предложений по схеме:

п/п Тип урока Цели урока Новый материал Повторение Развитие речи
           

Практическое занятие 7
Тема: Методика изучения синтаксиса в школьном курсе русского языка.

1. Место синтаксиса в школьном курсе русского языка.

Пропедевтический курс синтаксиса: цель, периоды и соответствующее содержание.
Систематический курс синтаксиса: цель, содержание, виды упражнений (примеры из учебников).

2. Методы и приемы изучения синтаксиса.

3. Виды упражнений по синтаксису и методика их проведения, отличие синтаксических упражнений от пунктуационных.

4. Использование информативных таблиц на уроках изучения синтаксиса.

5. Специфика работы над синтаксическими понятиями.

Задания для самостоятельной работы студентов

Проанализировать материал одного из учебников по теме «Односоставные предложения» и составить тематическое планирование по схеме.

 

№ п/п Тип урока Цели урока Новый материал Повторение Развитие речи
           

Лекция № 8 Методика изучения пунктуации

Цельдать представление о целях, задачах, содержании, структуре, принципах, основных понятиях, формируемых в процессе обучения разделу

 

План

1.Пунктуация в школьном курсе русского языка: место раздела, задачи обучения,

принципы и предпосылки работы.

2.Содержание работы по пунктуации в школе:

1) пунктуационные понятия (пунктограмма, пунктуационное правило);

2) пунктуационные умения;

3.Методика работы над пунктационным правилом.

4.Виды упражнений по пунктуации.

5.Система работы по пунктуации в процессе изучения «несинтаксических» тем.

Задания для самостоятельной работы студентов

Подготовить сообщение на тему: Система упражнений в обучении пунктуации(см. №1 списка основной литературы)

Разработать фрагмент урока- объяснение пунктуационного правила.

Лабораторное занятие

 

1. Важнейшие вопросы методики пунктуации: назначение пунктуации; основы пунктуации; принципы обучения пунктуации; виды пунктуационных ошибок и их причины.

2. Выписать из учебников для 5-7 классов изучаемые в этих классах пунктуационные правила.

3. Наблюдение над указанными правилами, их анализ по таким основаниям:

а) норма и условия действия как важнейшие компоненты пунктуационного правила;

б) позитивные и негативные правила;

в) простые обусловленные и сложные обусловленные;

г) обобщенные и частные правила;

д) отражение в правиле соотношения пунктуационного знака и интонации;

е) освещение в правиле функции знака;

ж) синтаксическая структура правила.

4. Понятие о пунктограмме и системе индексов для обоснования употребляемых знаков препинания.

5. Вопрос о видах диктантов для обучения пунктуации.

Практическое занятие № 8

Методика формирования пунктуационной грамотности
План

1. Апробация фрагментов уроков объяснения и закрепления тем:
7 класс: Знаки препинания при приложении.

7 класс: Знаки препинания при сравнительном обороте.
8 класс: Обособленные определения.
8 класс: Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
9 класс: Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
2. Образец устного и письменного пунктуационного разбора в школе на примере любого правила (в Методическую копилку).
Задания для самостоятельной работы студентов

В подгруппах разработать фрагменты урока русского языка по предложенным темам (на выбор), оформить конспект урока в соответствии с требованиями к школьной документации.
В конспект обязательно должны входить: «шапка», структура урока, этап объяснения нового материала, этапы первичного закрепления и формирования умений и навыков по данной теме, инструктаж домашнего задания. К конспекту приложить дидактический материал.
Подготовиться к проигрыванию фрагментов урока на занятии.

Подготовить сообщение на тему: Система упражнений в обучении пунктуации(см. №1 списка основной литературы)

Разработать фрагмент урока- объяснение пунктуационного правила.

Материалы к занятию:

М.Р. Львов дает следующие определения умениям и навыкам.

Умения- готовность к выполнению практического или теоретического действия на основе усвоенных знаний или имитаций (по образцу).

В результате тренировки умения автоматизируются, переходя в навыки.

Навыки- действия, вырабатывающиеся в результате длительных упражнений.

Языковые навыки относятся к числу интеллектуальных. Их особенность в том, что они никогда не достигают полной автоматизации, контроль сознания в них играет существенную роль.

Учебно- языковые умения, формируемые при изучении морфологии:

- опознавательные (умения распознавать части речи; определять морфологические признаки и др.);

- классификационные (умения разграничивать омонимичные слова, относящиеся к разным частям речи; группировать слова по частям речи, их разрядам; составлять таблицы и заполнять их частям речи, ставить слова в определенной форме и т.д.);

- синтетические (умение проводить частичный и полный морфологический разбор частей речи).

Алгоритм- точное и легко понимаемое описание выполняемого шаг за шагом единообразного решения любой задачи определенного типа.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.008 с.)