Методика обучения младших школьников построению связных письменных высказываний




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения младших школьников построению связных письменных высказываний



1. Общее понятие о связной речи. Конкретные умения в области связной речи

2. Работа над темой «Текст».

3. Пересказы и изложения, их значение, цели и виды. Методика работы над изложением.

4. Устные и письменные сочинения. Методика проведения различных видов сочинения.

5. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

6. Анализ и оценка письменных творческих работ учащихся.

7. Виды ошибок в письменной речи учащихся. Работа по предупреждению ошибок.

Литература

1.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985.

2.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /Под ред. М.С.Соловейчик. - М., 1998. Гл. 8.

3.Политова Н.И. Развитие речи учащихся нач.класов. - М., 1984.

4.Львов М.Р. Работа над сочинением в нач.классах. - М., 1971.

5.Ковалёва Е.И, Обучение младших школьников письму сочинений и изложений // Нач.шк. - 1991. - № 12.

6.Изволенская Л.Н. Методика формирования умения составлять план // Нач.шк. - 1990. - № 12.

7.Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Нач.шк. - 1997. - № 1.

8.Король Л.Р. Творческие работы над выборочным изложением // Нач.шк. - 1998. - № 4.

9.Зайцева О.П. Сочинение в начальной школе // Нач.шк. плюс-минус. - 2001. - № 6.

10.Епифанова О.В. Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся // Нач.шк. - 2001. - № 7.

11.Лукьянчикова Л. Уроки обучающего сочинения в нач школе // Нач.шк. - 2001. - № 12.

12.Песняева Н.А. Знакомство с описанием как типом текста // Нач.шк. плюс-минус. - 2001. - № 4.

13.Гусева А.А. Работа над закреплением понятия "признаки текста" // Нач.шк. - 1995. - № 6.

14.Юртаев Е.В. Обучение третьеклассников членению письменной связной речи // Нач.шк. - 1997. - № 9.

15.Соколова И.Б. Апробация проекта программы "Чтение и письмо для развития критического мышления" // Нач.шк. - 1999. - № 1..

16.Гаврилова И.А. Как я учу детей краткому пересказу // Нач.шк. - 1995. - № 10.

17.Гончарова Л.О. Нетрадиционные приёмы развития связной речи // Нач.шк. - 1998. - № 7.

 

Задание

1. Из учебников по русскому языку выпишите основные понятия по теме «Текст». Составьте памятки-инструкции: «Текст-описание», «Текст- повествование», «Текст-рассуждение».

2.Разработайте конспекты всего цикла уроков и фрагментов уроков для сочинения: от выбора и осмысления темы до анализа написанных и проверенных сочинений и работы над допущенными ошибками.

План № 8

Критерии и нормы оценивания учебной деятельности

Младших школьников по русскому языку и чтению.

 

Выписать из методических рекомендаций ФГОС объекты, функции и виды контроля учебных успехов младших школьников; общие требования к устной и письменной речи учащихся, ведению тетрадей, к проверке письменных работ, а также критерии оценивания по русскому языку и чтению всех видов речевой деятельности учащихся.

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Формирование каллиграфического навыка на уроках письма в 1 классе.

2. Особенности проведения уроков чтения в 1 классе.

3. Развитие связной речи учащихся в период обучения грамоте.

4. Работа с детской книгой в 1 классе.

5. Работа над словом и предложением в период обучения грамоте.

6. Формирование навыка чтения в букварный период.

7. Виды наглядности и их использование на уроках чтения и письма в 1 классе.

8. Реализация идеи дифференцированного обучения на уроках обучения грамоте.

9. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и чтения в начальных классах.

10. Система работы по совершенствованию навыка чтения в 1-4 классах .

11. Художественный текст как предмет анализа на уроках чтения.

12. Содержание и структура уроков чтения во 2-4 классах.

13. Особенности работы над сказками в начальных классах.

14. Особенности чтения и анализа басен.

15. Методика изучения лирических произведений в начальных классах.

16. Методика работы над пословицами и загадками на уроках чтения

русского языка.

17. Методика обучения выразительному чтению как компоненту навыка чтения и высшему типу чтения.

18. Обучение различного типа пересказам прочитанного (полному, краткому,

выборочному, творческому - по выбору).

19. Особенности работы по формированию учащихся как самостоятельных

читателей.

20. Руководство самостоятельным детским чтением и контроль над ним.

21. Работа над образными средствами языка при изучении произведений

разных жанров.

22. Подготовительная работа к восприятию текста на уроках чтения.

23. Развитие орфографической зоркости и навыков самоконтроля у младших

школьников.

24. Методика обучения младших школьников письму слов с непроверяемыми

орфограммами.

25 .Методика обучения младших школьников правописанию проверяемых

безударных гласных корня.

26. Методика изучения в начальных классах орфографии личных окончаний

глаголов.

27. Методика работы над орфографическими ошибками, допускаемыми

младшими школьниками в творческих и грамматико-орфографических

упражнениях.

28. Обучение пунктуации в начальных классах.

29. Использование различных видов языкового разбора на уроках русского

языка в 1-4 кл. (по выбору).

30. Использование элементов проблемного обучения при изучении грамматики

и орфографии.

31. Развитие связной речи учащихся 2-4 классов в связи с изучением

грамматических тем (по выбору).

32. Система работы над изложением в начальных классах.

33. Особенности работы над сочинением в начальных классах.

34. Обучение письму сочинений но картине в начальных классах.

35. Развитие речи учащихся в связи с изучением орфографии (по классам или

орфографическим темам).

36. Работа над темой «Текст» в процессе изучения частей речи.

37. Особенности работы над словом на уроках русского языка и чтения.

38. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах.

39. Использование игр и занимательного материала на уроках русского языка в начальных классах.

40. Развитие у младших школьников познавательного интереса к изучению

русского языка.

41. Внеклассная работа по русскому языку и чтению в начальных классах.

42. Творческие игры на уроках русского языка т чтения.

43. Интегрированные уроки по русскому языку и чтению как средство развития

познавательной активности младших школьников.

44. Нетрадиционные формы обучения русскому языку.

45. Наглядность на уроках в начальных классах в связи с изучением

грамматического материала.

46. Литературно-краеведческая деятельность учащихся начальных классов в

системе уроков чтения и во внеклассной работе (на материале Луганщины).

47. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на уроках

чтения.

48. Работа по формированию навыка слушания в начальных классах.

49. Драматизация как форма работы на уроках чтения.

50. Особенности работы по русскому языку в школах с украинским языком

обучения.

 

 

Вопросы к экзамену

по методике русского языка.

 

1.Методика обучения русскому языку как наука. Русский язык как учебный предмет в начальной школе.

2. Характеристика методов обучения грамоте в их историческом развитии. Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского.

3. Задачи, содержание и организация работы на уроках чтения в разные периоды обучения грамоте.

4.Цель, задачи, принципы и методы обучения письму.

5.Современная система обучения чтению и литературе. Методика работы над навыками чтения.

6.Методика чтения и анализа художественного произведения.

7.Особенности работы над произведением разных родов и жанров.

8.Задачи внеклассного чтения. Структура уроков внеклассного чтения на разных этапах развития читательской самостоятельности.

9.Методика изучения основ фонетики и графики.

10. Методика изучения лексики и семантики.

11. Задачи и система изучения темы «Состав слова» в начальной школе.

12. Система работы по теме «Имя существительное». Методика работы над отдельными категориями.

13.Система работы по теме «Имя прилагательное». Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного и методика работы над ними.

14.Система работы по теме «Глагол». Методика работы над отдельными категориями глагола в начальной школе.

15. Система работы над темой «Местоимение». Особенности изучения темы в начальных классах.

16. Методика работы над служебными словами в начальных классах (предлог, союз).

17. Формирование орфографических действий и навыка правописания.

18.Методы и приемы обучения правописанию.

19.Виды словарной работы на уроках русского языка, методика проведения словарной работы.

20.Типология уроков русского языка. Структурные компоненты уроков русского языка.

21. Методика развития речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

22. Методика работы над изложением в начальных классах.

23. Методика работы над сочинением в начальных классах.

24.Методика работы над ошибками в письменных работах учеников начальных классов.

25. Речевые ошибки учащихся, их диагностика и исправление.

Баллы, которые получают студенты заочной формы обучения

Вид текущей учебной работы Количество балов
3 курс 2-3 триместр  
Выполнение практических заданий
Самостоятельная работа
Работа на практических занятиях 1-6
КР
   
4 курс 1 триместр  
Выполнение практических заданий
Самостоятельная работа
Работа на практических занятиях 1-4
КР (2)
Экзамен
   
Итого
   

Шкала оценивания: национальная и EСTС

Сумма баллов за все виды учебной деятельности ОценкаECTS Оценка по национальной шкале
Для экзамена, курсового проекта (работы), практики для зачета
90-100 А отлично     зачтено
83-89 В хорошо
75-82 С
63-74 D удовлетворительно
50-62 Е
21-49 FX неудовлетворительно с возможностью повторной сдачи незачтено с возможностью повторной сдачи
0-20 F неудовлетворительно с обязательным повторным изучением дисциплины незачтено с обязательным повторным изучением дисциплины

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.011 с.)