Особенности методики изучения произведений разных жанров.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности методики изучения произведений разных жанров.



1.Методика чтения сказок.

2.Методика чтения басен.

3.Методика чтения стихотворений.

4.Методика чтения рассказа и научно-популярной статьи.

Литература

1. Первова Г.М. Работа над рассказом с учётом его жанровых разновидностей // Нач.шк. - 1991. - № 7.

2.Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987.

3.Сильченкова Л.С. Один из вариантов работы с крупнообъёмным произведением //Нач.шк. - 1989. - № 6.

4.Бибко Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки // Нач.шк. - 1991. - № 12.

5.Нефёдова Л.К. Чтение пейзажной лирики во ІІ классе // Нач.шк. - 1986. - № 9.

6.Колесникова В.И. Филологические основы работы над стихотворением на уроках лит.чтения // Нач.шк. - 2000. - № 11.

 

Задание

1.Составить фрагмент урока чтения сказки.

2.Разработайте фрагмент урока «Работа над выразительностью чтения» по басне, изучаемой в начальной школе. Как будете работать над моралью басни.

3.Из учебников по чтению выбрать стихотворение и составить партитуру чтения данного стихотворения.

4.Как организовать коллективное составление плана произведения?

 

 

План № 2

Методика изучения основ фонетики и графики

1. Задачи изучения основ фонетики и графики в начальных классах.

2. Особенности изучения отдельных тем:

а) «Гласные и согласные звуки, их обозначение на письме».

б) «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков буквами Я, Е, Ё, Ю, И, Ь».

в) «Звонкие и глухие согласные, их обозначение на письме».

г) «Слог. Ударение».

3. Методика проведения звуко-буквенного разбора.

Литература

1.Иванова С.Ф. , Горбушина Я.А. Изучение элементов фонетики и графики // Актуальные проблемы обучения русскому языку в начальных классах /Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. - М., 1977. - С. 157-170.

2.Жедек П.С. Специфика фонетических знаний и методика обучения фонетике // Русский язык в школе. - 1982. - № 2.

3.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С.Соловейчик. - М., 1998. - Гл. 3,4.

4.Методика грамматики и орфографии в начальных классах /Под ред. Н.С.Рождественского. - М., 1979

5.Коваль А.П. Наглядность на уроках русского языка. - К., 1986; Волина В.В. Весёлая грамматика. - М., 1995.

6.Малышок Л.К. Некоторые методические особенности изучения парных твёрдых и мягких согласных // Нач. шк. - 1985. - № 6.

7.Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию // Нач.шк. - 1991. - № 8 .

8.Имамова З.Х. Существующие подходы к фонетическому разбору // Нач. шк. – 2003. - №9.

Задание

1 .Выделить признаки, помогающие различать гласные и согласные звуки. Составить обучающую таблицу к теме.

2. Как организовать работу над слогом, ударением? Проанализировать материал в учебнике «Русский язык»: объём знаний, последовательность изучения, виды упражнений – и дайте оценку.

3. На примере 2-3 слов показать методику проведения звуко-буквенного разбора слова.

4. Как вы познакомите учащихся с парными звонкими и глухими согласными? Составить фрагмент урока по теме «Парные звонкие и глухие согласные».

 

План №3

Изучение темы «Состав слова» в начальных классах

1. Задачи и система изучения темы “Состав слова“.

2.Методика ознакомления с морфемами.

3. Морфемный и словообразовательный разбор, его место на уроках русского языка в начальных классах.

Литература

1. Львов М. Р. и др. Методика начального обучения русскому языку. - М., 1987. С. 200 - 217, 225 - 241/.

2. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. /Под ред. Н.С. Рождественского. - М., 1979.

3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. Соловейчик М. С. - М., 1998.

4.Поляк Н. Ф. Как я формирую у детей понятие “родственные слова“ //Нач. шк. - 1990. - № 6.

5. Обухова А. А. Сказка о приставке и окончании// Нач. шк. – 1993. - № 5.

6. Барабанова М. Ю. Формирование действий морфемного анализа слов при изучении темы “Состав слова“. //Нач. шк. - 1996. - № 4.

7. Мережко Е. Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка// Нач. шк. - 1996 - № 6

Задание

1. Подобрать дидактический материал, который можно использовать на уроках при изучении темы «Состав слова».

2. Составить фрагмент вводного урока и урока закрепления урока по теме «Состав слова».

3. Показать на конкретных примерах методику проведения морфемного и словообразовательного разбора.

 

 

План № 4

Изучение частей речи в начальной школе. Местоимение, имя числительное, наречие. Служебные части речи.

1. Знакомство с местоимением.

2. Знакомство с именами числительными.

3.Знакомство с наречиями.

4. Методика работы над предлогами и союзами в начальных классах.

Литература

1.Львов М.Р., Горецкий В.Т., Сосновская О.В. Методика преподавания русскому языку в нач. кл. – М., 2002.

2. Шашкова Е.Г., Никитина Н.К. «Наречие» / В кн. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н.С.Рождественского. – М., 1975; М., 1979.

3.Журавлева Т.В. Реализация идеи преемственности в обучении русскому языку между начальной школой и средним звеном //Нач.шк. – 1993. – № 5.

4.Песняева Л.С. Заседание клуба знатоков по теме "Наречие" // Нач. шк. плюс. До после. – 2002. - №6.

5.Нефедова Г.Г. Творческий подход к изучению наречия как части речи // Нач. шк. плюс. До и после. – 2003. - №12.

6.Журавлева Т.В. Реализация идеи преемственности в обучении русскому языку между начальной школой и средним звеном // Нач.шк. – 1993. – № 5.

 

Задание

1. Проанализируйте программы и учебники по русскому языку для начальных классов, с точки зрения объема изучения материала (темы: «Местоимение», «Имя числительное», «Наречие», «Служебные части речи»).

2. Подберите упражнения, формирующие навыки распознавания имени числительного, местоимения, предлогов, наречия.

3. Спроектируйте и представьте в виде макетов наглядные пособия к любым темам курса грамматики.

 

 

План № 5

Методика работы над элементами синтаксиса и пунктуации

1. Программные требования к теме "Предложение".

2.Методика работы над словосочетанием.

3.Особенности работы над предложением. Виды упражнений.

4.Приемы ознакомления с обращением и однородными членами предложения.

5. Особенности работы над пунктуацией.

 

Литература

1.Львов М.Р., Горецкий В.Т., Сосновская О.В. Методика преподавания русскому языку в нач. кл. – М., 2002.

2.Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. – М., 1981; О формировании синтаксического строя речи младших школьников // Нач. шк. – 2001. - №1 .

3.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М С. Соловейчик. - М, 1998.

4.Методика грамматики и орфографии в начальных классах/ Под ред. Н.С.Рождественского. – М, 1979.

5.Григорян Л.Т. Некоторые проблемы методики пунктуации/ В кн.: Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах// Под ред. Н.С.Рождественского. Г.А.Фомичевой. - М, 1977.

6.Фомичева Г. А Изучение однородных членов предложения// Нач. шк. -1985.- №9.

Перцева Н.К. Работы над предложением как путь развития лингвистического мышления// Нач.шк. - 1995. - № 10.

7.Зуева СВ. Пропедевтическое изучение обращения в 1 классе// Нач. шк. -
1996 -№9

8.Харченко О.О. Как усилить коммуникативную направленность работать над предложением // Нач. шк. – 2002. - №1

Задание

1. Подобрать упражнения, с помощью которых можно познакомить учащихся с понятием "однородные члены предложения".

2. Найти в учебнике примеры упражнений со словосочетаниями. При изучении какого грамматического понятия они предлагаются?

3. Разработать конспект урока по теме «Предложение».

4. Показать методику проведения синтаксического разбора предложения.

 

План № 6

Методика изучения орфографии

1.Понятие «орфограмма».

2.Орфографический навык и орфографические умения.

3. Методика формирования Орфографической зоркости.

4. Организация работы над орфографическим правилом.

5. Орфографические упражнения; критерии их выбора.

6.Орфографические ошибки младших школьников.

Литература

1.Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах.- М., 1987.; М., 2002.

2.Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М., 1990; М., 2000.

3. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе - М., 1960.

4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии.- М., 1966.

5. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии// Нач.шк.- 1988.- №10.

6.Алгазина И.И. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.

7.Разумовская М.М. Понятие об орфографии в школь­ном курсе орфографии// Русск. язык в 8.школе.- 1981.- №5.

9.Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах /ор­фограмма/ // Нач.шк.- 1986.- №7; Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в нач. курсе обучения правописанию // Нач. шк. – 2003. - №7.

10.Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников // Нач.шк. – 2001. - №5.

11.Савинова З. Виды работ по формированию орфографической зоркости // Нач. шк. - 1996.- №1.

12.Цветова И.Г. Развитие оперативной памяти и орфографической зоркости учащихся // Нач.шк. - 1996.- №1.

 

13.Федорова А. Использование карточек орфограмм для формирования орфографической зоркости// Нач.шк.- 1996.- №1.

14.Межонова Г.М. Как научить ребенка грамотно писать // Нач. шк. – 2003. - №7

15.Кармалькова Г.А. Как я учила детей «видеть» офограммы // Нач. шк.- 1998.- № 7.

 

 

Задание

1. Составьте перечень типов орфограмм, которые учащиеся 4 класса могут проверить (в конце учебного года).

2. Подберите текст контрольного диктанта для учащихся начальных классов. В тексте диктанта подчеркните и прокомментируйте все орфограммы.

3. Проанализируйте орфографический материал в учебнике «Русский язык» (вариант по вашему выбору), подготовьте сообщение.

4. Сконструируйте и представьте в виде макетов три наглядных пособия по обучению орфографии в начальных классах.

Курс ЗФО

План № 7





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.009 с.)