Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разделы методики начального обучения русскому языку.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методика обучения грамоте, т.е. элементарному чтению и письму. Методика обучения чтению. Задача уроков чтения в начальных классах состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения, а также в приобщении их к художественной литературе. Методика обучения грамматике и орфографии. Она включает обучение письму и каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и орфографических навыков. Методика развития речи учащихся. Младшие школьники впервые осознают язык, речь как предмет изучения. Дети поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать; они овладевают письменной речью, которая отличается от устной и своей графической формой, и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами. Методика развития речи должна обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей. Методика преподавания русского языка – это наука постоянно развивающаяся и совершенствующаяся. К сожалению, пока ещё в решении ряда вопросов методика иногда опирается не столько на современные лингвистические и психологические теории, сколько на сложившийся опыт, на традиции. Одна из важнейших задач методики как науки и состоит в том, чтобы пересмотреть, перепроверить действенность существующей системы обучения русскому языку, найти в ней уязвимые места, понять причины негативных явлений и с современных теоретических позиций определить пути и способы коренного улучшения практики обучения русскому языку.
2. Связь методики с другими науками. Особенность любой частной методики как науки заключается в том, что она не может существовать и развиваться без опоры на другие науки. Следующая схема наглядно демонстрирует это.
ПРАКТИКА
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПСИХО- ЛИНГВИС- ЛИТЕРАТУРО- ПЕДАГО- ЛОГИЯ ТИКА ВЕДЕНИЕ ГИКА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Методологической основой методики обучения русскому языку, как и других наук, является диалектический материализм, теория познания, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности. С позиции всех этих теоретических концепций определяются общие подходы к решению вопросов обучения русскому языку и воспитания средствами данного предмета. Так, на основе теории познания методика как наука осуществляет своё развитие. Именно из практики черпает она свои научные проблемы и практикой же проверяет правильность их решения. Понимание того, что язык есть важнейшее средство человеческого общения, что язык возник из потребности общения с другими людьми, помогает методике определять цели обучения русскому языку в школе, уточнять их в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом. Например, сегодня становится очевидным, что, изучая в школе язык как средство общения, мы слишком мало занимаемся обучением самому общению с помощью этого средства. Признание этого факта даёт толчок методической мысли, влечёт за собой научный поиск. На решение большей части методических вопросов методологические концепции влияют не прямо, а через науки, откуда методика черпает принципиально важную для неё информацию. Ведущие из этих наук – языкознание (или лингвистика), психология и педагогика. Лингвистические, психологические и педагогические теории являются фундаментом, теоретической базой методики обучения русскому языку. Лингвистика – это наука о языке, а методика изучает преподавание языка. Значит, предмет изучения методики – сам язык (подробнее см. учебник). Неразрывны связи методики русского языка с психологией. Методика опирается на физиологические и психологические особенности памяти, мышления, внимания, речи ребёнка. Психологические исследования позволяют определить меру доступности изучаемого материала. Всё отчётливее вырисовываются связи методики обучения русскому языку с психолингвистикой, находящейся на стыке психологии и языкознания. Она даёт методике данные о речи как о деятельности. Методика стоит в ряду педагогических наук и, следовательно, подчиняется их общим закономерностям. В методике находят конкретное приложение все основные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип доступностии научности, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, прочности знаний, умений и навыков, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в познавательном процессе, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы. Методика опирается также на теорию литературы. Методика чтения вначальных классахстроится на основе закономерностей создания литературного произведения и его воздействия на читателя. Особенно важны такие литературоведческие темы, как идейное содержание произведения, его тема и сюжет, композиция, жанр, изобразительные средства. Большую роль в развитии методики обучения русскому языку играет и педагогический опыт (на схеме – стрелка, указывающая на связь науки и практики, двусторонняя). Идеи, рождённые учителями, воплощённые в практике школьной работы и давшие хорошие результаты, безусловно, могут способствовать научно-методическому прогрессу. 3. Принципы обучения русскому языку. Как уже было сказано, в методике используются все основные принципы дидактики. Однако русский язык как предмет школьного изучения требует специфической интерпретации этих принципов. Так, принцип связи теории с практикой в методике русского языка предполагает постоянную речевую деятельность, постоянное применение теоретических знаний в упражнениях, в решении грамматических и орфографических задач. Принцип наглядности на уроках русского языка – это не только использование схем, таблиц, плакатов, картин, диа- и видеоофильмов, но и наблюдения над живым языком, над речью, опора на текст при изучении грамматического, фонетического, орфографического материала, лексики. Основной "наглядный" материал на уроках русского языка – это русский язык в его лучших образцах: фольклор, произведения классиков русской литературы, современных писателей. Л.П. Федоренко разработаны собственные, методические принципы обученияродному языку, которые определяют основные направления учебного труда учителя и учащихся и выходят за рамки общедидактических принципов, указанных выше. Эти принципы выводятся из закономерностей усвоения языка и речи (см.: Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984). Первый принцип – принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи – вытекает из закономерности: "Речь усваивается, если приобретается способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения". Данный принцип определяет обучение произносительной стороне языка, тренировку механизмов речи. Второй принцип – понимание языковых значений – вытекает из закономерности, определяющей единство языка и мышления. Обучение языку не может быть действенным без семантической работы, без понимания тончайших оттенков значения слова, словосочетания, предложения, текста. Третий принцип, опирающийся на закономерность выразительности речи, определяется как принцип различения сообщающей и стилистической функции языковых единиц. Он предполагает дифференциацию функциональных стилей и оценку выразительности слова и других единиц языка в тексте. Этот принцип определяет необходимость изучения русского языка на материале его лучших образцов, необходимость хорошей языковой среды для успешного обучения. Четвёртый принцип – развитие чувства языка – опирается на закономерность, определяющую "способность запоминать традицию сочетания языковых единиц", способность внутренне усваивать аналогии, закономерности языка и применять их в речи. Языковое чувство ребёнка формируется под влиянием слышимой и читаемой речи, а также в результате собственной речевой деятельности. Пятый принцип - это принцип опережающего усвоения устной речи передписьменной. Неразрывная связь развития устной и письменной речи обеспечивает полное и всестороннее овладение языком. 4. Методы исследования в методике русского языка. (Самостоятельно по учебнику: "Методика…" Рамзаевой, Львова 1979: с.12-16; "Методика…" Львова, Рамзаевой 1987: с.13-16.) Meтoдикa oбyчeния rpaмoтe – пpиклaднaя нayкa, в ней бoльшyю poль иrpaeт пpaктикa. Bыcoкaя тoчнocть ee пpaктичecкиx вывoдoв и peкoмeндaций oбycлoвливaeтcя и oбecпeчивaeтcя paзpaбoтaннocтью ее системы исследований. В процессе исследовательской дeятeльнocти пpимeняютcя в eдинcтвe тeopeтичecкиe и эмпиpичecкиe методы иccлeдoвaния. Teopemuчecкue мemoды: 1) изyчeниe мeтoдoлoгичecкиx ocнoв (нaпpимep, cвязи мышлeния и peчи, ecли нeoбxoдимo найти оптимальные пyти paзвития peчи); 2) изyчeниe. «иcтopии вoпpoca», т.e. изyчeниe и анализ пpeдыдyщeгo oтeчecтвeннoгo и зapyбeжнoro oпытa пo данной мeтoдикe; 3) изyчeниe вoпpocoв coвpeмeннoгo нayкoвeдeния, опыта иccлeдoвaтeльcкoй paбoты yчeныx; 4) aнaлиз и обобщение мaтepиaлa, пoлyчeннoro эмпиpичecким пyтeм, т.e. в peзyльтaтe наблюдений, изyчeкия oпытa yчитeлeй, экcпepимeнтa. Эмпupuчecкue мemoды: 1) изyчeниe опыта yчитeлeй в цeляx oбнapyжeния, oбoбщeния, оценки и pacпpocтpaнeния того нового и ценного, что пoявляeтcя в пpoцecce твopчecкoro тpyдa школьного yчитeля; 2) цeлeнaпpaвлeнныe наблюдения над пpoцeccoм oбyчeния, т.e. пpoтoкoлиpoвaниe ypoкoв, ответов yчaщиxcя и иx paccкaзoв, вeдeниe мarнитoфoнныx зaпиceй и видeoзaпиceй, изyчeниe пиcьмeнныx paбoт yчaщиxcя; 3) экcпepимeнт - caмый pacпpocтpaнeнный метод в paзвитии методики, кoтopый пpeдпoлaraeт дeдyктивный пyть пoиcкa иcтины (выдвижение гипотезы, coздaниe иcкyccтвeнныx ycлoвий oбyчeния, oтличaющиxcя oт тpaдициoнныx, opraнизaция oбyчeния в неcкoлькиx клaccax пapaллeльнo, пpoвepкa и анализ peзyльтaтoв oбyчeния в coпocтaвлeнии c кoнтpoльными клaccaми, paбoтaющими пo тpaдициoннoй методике).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.007 с.) |