Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственного экзамена по русскому языку↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра русского языка Программа Государственного экзамена по русскому языку Специальность - 050301.65 русский язык и литература с доп.спец. 05030365.ин яз. Квалификация - учитель русского языка и литературы Пояснительная записка
На филологическом факультете русский язык изучается как с точки зрения истории его становления и развития, так и в плане его современного состояния и функционирования, когда он предстает как результат исторических изменений в прошлом. Характеристика русского языка в указанных аспектах дается в рамках таких учебных дисциплин, как «История языка» (историческая грамматика и история русского литературного языка) и «Современный русский литературный язык». Изучение этих дисциплин идет параллельно с курсом «Теория языка», предназначение которого состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными проблемами и методами языкознания. Немаловажную роль в подготовке специалиста играет также курс «Теория и методика обучения русскому языку». Программа государственного экзамена по русскому языку включает разделы, в той или иной степени отражающие содержание всех перечисленных выше курсов. Центральное место отводится вопросам системного устройства и функционирования русского языка на современном этапе его развития. В Программе получил отражение прежде всего теоретический материал, изучение которого предусматривается «Государственным образовательным 050301.65 русский язык и литература (М., 2000). Этот материал служит базой для выработки у студентов прочных навыков всех видов лингвистического разбора, включая умение производить историческое комментирование фактов современного русского языка. Программа государственного экзамена по русскому языку непосредственным образом соотносится с программами учебных курсов (типовыми и рабочими), на которые опирается изучение всех дисциплин, входящих в образовательный цикл «Русский язык». Назовем базовые программы, содержание которых нашло отражение в настоящем документе. 1. Программы педагогических институтов. Современный русский язык. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» [Текст]. - М., 1985. 2. Программы педагогических институтов. Введение в языкознание. Старославянский язык. Русская диалектология. Диалектологическая практика. Практикум по русскому языку. Сборник I. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» [Текст]. - М, 1985. 3. Программы педагогических институтов. Сборник II. Общее языкознание. Стилистика русского языка. Лингвистический анализ художественного текста. Современный русский литературный язык [ГЭК] [Текст].- М., 1985. 4. Программы педагогических институтов. Историческая грамматика русского языка. Технические средства обучения. Сборник 2 [Текст].- М., 1985. 5. Современный русский литературный язык. Русский язык как иностранный [Текст]: программы учебных курсов. - М., 1999. 6. Теория и история языка. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 032900 Русский язык и литература. Для педагогических университетов и институтов [Текст] / ред. и сост. И. Г. Добродомов. -М., 2001. 7. Риторика. Культура речи учителя (педагогическая риторика) [Текст]: сборник программ учебных курсов / сост. и ред. Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская. - М., 2002. 8. Методика преподавания русского языка. Для специальности № 2121 [Текст] / сост. М. Т. Баранов, Т. К. Донская, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, О. П. Мистратова. - М., 1985. Учебные курсы, содержание которых отражено в Программе государственного экзамена, снабжены специальной литературой. В этой литературе представлен тот объем теоретических сведений, усвоение которого является залогом качественной подготовки выпускников по русскому языку. Это следующие учебники, учебные комплексы, грамматики. Реформатский, А. А. Введение в языковедение [Текст] / А. А. Реформатский. - М., 1967; и др. издания. Кодухов, В. И, Введение в языкознание [Текст] / В. И. Кодухов. - М., 1979. Кодухов, В. И. Общее языкознание [Текст] / В. И. Кодухов. - М., 1974. Иванов, В. В. Историческая грамматика русского языка [Текст] / В. В. Иванов.-М., 1983. Ефимов, А. И. История русского литературного языка [Текст] / А. И. Ефимов. -М., 1961. Русская грамматика. Ч. I, II [Текст]. - М., 1980. Шанский, Я М Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика. Орфография [Текст] / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. - М., 1981. Шанский, И- М. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология [Текст] /Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов.-М., 1981. Бабайцева, В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация [Текст] / В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. - М., 1981. Современный русский язык [Текст] / под ред. П. А. Леканта. - М, 2000. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. -М., 1991. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания [Текст]: пособие для учителя / сост. А. В. Текучев. - М., 1982. Львова, С. И. Уроки русской словесности [Текст] / С. И. Львова. - М., 1990. Детина А, Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку [Текст] / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М., 2000.
Дополнительную литературу по различным разделам курса см. в конце программы. Программа сопровождается тремя приложениями: Схемы разных видов лингвистического разбора. Лексический анализ слова; Образец экзаменационного билета и практического задания; Требования к дипломным работам по русскому языку. Программа Общие вопросы науки о языке Предмет и основные разделы языкознания. Связь языкознания с другими науками. Язык как система и структура. Антропоцентрический подход к анализу языковых фактов. Основы типологической (морфологической) классификации языков. Морфологические типы языков - изолирующий, агглютинативный, флективный. Полисинтетические языки. Языки синтетического и аналитического строя. Место русского языка в типологической классификации языков. Генеалогическая классификация языков Понятие о родстве языков. Языковые семьи и группы. Основные семьи родственных языков. Индоевропейская семья и группы индоевропейских языков. Славянская группа индоевропейской семьи. Русский язык как язык национальный. Понятие о литературном языке. Основные этапы формирования русского литературного языка. Нормированность как отличительная черта литературного языка. Типы норм. Историческая изменчивость и вариативность норм литературного языка. Норма и кодификация. Норма и узус. Русский литературный язык и диалекты (социальные и территориальные). Социальная дифференциация языка (профессионализмы, групповые жаргоны, жаргоны деклассированных). Территориальная дифференциация языка. Основные наречия и группы говоров русского языка. Характеристика северновеликорусского и южновеликорусского наречий. Стилистическая дифференциация современного русского литературного языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный) и их связь с основными функциями языка (коммуникативной, информативной, волюнтативной). Особенности стиля (языка) художественной литературы.
История русского языка Фонетическая система древнерусского языка к началу письменной поры (X-XI вв.). Состав исистема гласных и согласных фонем. Отличие системы гласных и согласных фонем древнерусского языка от звуковой системы современного русского языка. История звуков [г], [к], [х] в русском языке. История шипящих и [ц] в русском языке. Утрата редуцированных. Следствия утраты редуцированных. Отражение утраты редуцированных в современном русском языке. Переход [е] в [о] в истории русского языка. Имя существительное. История склонения имен существительных в древнерусском языке. Перегруппировка типов склонения в единственном числе и унификация их во множественном числе. Имя прилагательное. Категории и формы прилагательного. История кратких (именных) форм прилагательного. Образование полных (местоименных) форм прилагательного. Местоименное склонение прилагательных и его история. Местоимение. История личных местоимений. Указательные местоименияния. История местоимений 3-го лица. Глагол. Система глагольных форм и категорий в древнерусском языке. История форм прошедшего времени. Будущее время, способы его выражения в истории русского языка. История причастных форм. Образование категории деепричастия. Роль М. В. Ломоносова в истории русского литературного языка. Культурно-историческая роль церковнославянизмов в оценке М.В.Ломоносова. Теория трех стилей. «Российская грамматика» Ломоносова и ее значение для нормализации русского языка. А. С. Пушкин и его значение в истории русского литературного языка. Борьба Пушкина за народность литературного языка. Отношение Пушкина к речевым средствам церковнославянского происхождения и к проблеме заимствований в русском языке. Роль Пушкина в грамматической и стилистической нормализации русского литературного языка.
Лексика. Фразеология Слово как основная номинативная единица языка. Основные аспекты рассмотрения значения слова в современной лингвистике (семиологический, структурно-семантический, функционально-стилевой). Лексическое значение слова, его отличие от лексикографического определения. Структура значения слова. Типы лексического значения слова - прямое и переносное, немотивированное и мотивированное, свободное и связанное. Структура значения многозначного слова. Метафора и метонимия как два основных типа переносных значений слова. Синекдоха как разновидность метонимии. Радиальная, цепочечная и радиально-цепочечная полисемия. Лексико-семантическая парадигматика. Основные типы лексико-семантических парадигм: омонимическая, синонимическая, антонимическая, тематическая, гиперо-гипонимическая, лексико-семантическая группа слов. Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика. Заимствованные слова в русском языке (славянские заимствования и иноязычные). Иноязычные элементы в лексике русского языка. Лексические кальки. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Фразеологические единицы русского языка. Фразеологический оборот в его отношении к части речи. Морфологические свойства фразеологизма, Классификация фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности (фразеологические сращения, единства, сочетания, выражения), Источники русской фразеологии. Лексикография. Словари энциклопедические и лингвистические. Основные типы лингвистических словарей.
Морфемика и словообразование Морфема как минимальная значимая единица языка. Основные типы морфем в русском языке (морфемы корневые и служебные). Материально выраженные и нулевые морфемы. Изменения в морфологической структуре слова (опрощение, переразложение, усложнение и др.). Принципы морфемного и этимологического анализа слова. Понятие членимости слова и его основы. Два этапа морфемного членения слова: а) отделение основы от флексии и б) членение основы. Морфемное членение основы. Степени членимости основ. Формальные изменения морфем в слове (чередования, наложения, усечение морфем, вставка интерфикса) как предмет морфонологии. Словообразование. Понятие производности как основное понятие словообразования. Непроизводные и производные слова в русском языке. О понятиях словообразовательная пара, цепочка, гнездо. Цель словообразовательного анализа. Соотношение производящей основы с производной (дериватом). О понятиях способ словообразования и словообразовательный тип. Морфологические и неморфологические (лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический) способы образования слов в русском языке. Морфология Слово как объект морфологии. Грамматическое значение слова и средства его выражения. Грамматическая форма слова (словоформа) как конкретный представитель слова в речи. Морфологическая парадигма слова. Грамматическая категория как двусторонняя единица. Оппозиции как обнаруживающие сущность грамматической категории. Части речи как грамматические классы слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке. Различия между знамена- тельными и служебными частями речи. Модальные слова и междометия как особый разряд слов. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды существительных (нарицательные и собственные; личные и неличные; одушевленные и неодушевленные; конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные). Взаимосвязь лексико-грамматических разрядов имен существительных. Род как грамматическая категория существительного. Связь категории рода с категорией числа. Морфологические, синтаксические, лексические и словообразовательные средства выражения значений рода в русском языке. Распределение существительных по родам. Род несклоняемых существительных и сложносокращенных слов. Колебания в роде существительных. Число как грамматическая категория существительного. Значение категории числа. Способы и средства выражения грамматических значений числа. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Переносное употребление форм числа. Падеж как грамматическая категория существительного. Система падежей в русском языке. Основные значения падежных форм. Способы и средства выражения падежных значений (синтетический и аналитический). Типы склонения имен существительных в русском языке. Варианты падежных окончаний. Унификация склонений во множественном числе. Существительные разносклоняемые и несклоняемые. Склонение субстантивированных прилагательных. Имя прилагательное. Категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки прилагательного. Лексико-грамматические разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные). Краткие формы и степени сравнения качественных прилагательных. Особенности склонения прилагательных. Имя числительное. Разряды числительных (количественные, порядковые, неопределенно-количественные). Количественные числительные как основной разряд в русском языке. Структура, лексический состав, морфологические и синтаксические признаки собственно количественных числительных. Местоимение. Классификация местоимений по соотношению с именными частями речи. Лексико-грамматические разряды местоимений. Состав, морфологические и синтаксические признаки различных разрядов местоимений. Глагол. Морфологическая парадигма глагола в русском языке. Инфинитив как начальная, исходная форма глагола. Две основы глагола и их роль в образовании глагольных форм. Классы глагола (продуктивные и непродуктивные). Спряжение глагола как изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения. Вид как грамматическая категория глагола. Смысловые и грамматические различия глаголов совершенного и несовершенного видов. Перфективация и имперфективация как основные способы образования видовых форм. Видовая пара. Одновидовые глаголы несовершенного и совершенного вид Двувидовые глаголы. Конкуренция видов. Залог как грамматическая категория глагола. Связь категории залога с значением переходности/непереходности глагола. Залог как выражение отношения действия к субъекту и объекту. Глаголы действительного, возвратного (возвратно-среднего) и страдательного залогов в русском языке. Глаголы, не имеющие залоговых значений. Наклонение как грамматическая категория глагола. Противопоставление реального наклонения (изъявительного) нереальным (сослагательному и повелительному). Связь категории наклонения с категорией времени. Значение образование, грамматические признаки глаголов в формах изъявительного сослагательного, повелительного наклонения. Употребление форм одного наклонения в значении другого. Время как грамматическая категория глагола. Абсолютное и относительное значение временных форм глагола. Связь категории времени с категорией вида. Значение, образование, морфологические признаки глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени. Лицо как грамматическая категория глагола. Набор форм лица и способы выражения данной категории в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Глаголы с неполной личной парадигмой. Безличные глаголы. Причастие. Вопрос о морфологической природе причастий в русской грамматике (глагольные признаки причастий; признаки причастий, общие с прилагательным). Состав причастных форм глагола и его зависимость от вида и переходности глагола. Значение и образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Деепричастие. Вопрос о морфологической природе деепричастий в русской грамматике. Наречные и глагольные признаки деепричастий. Образование деепричастий совершенного д несовершенного вида. Наречие. Наречия как разряд слов, обозначающих признаки действий, состояний, качеств, а также признаки предметов. Разряды наречий по значению. Морфологические и синтаксические признаки наречий. Вопрос о словах категории состояния в русской грамматике. Значение, морфологические и синтаксические признаки слов категории состояния. Омонимия форм на -о, принадлежащих к наречиям, кратким прилагательным среднего рода или словам категории состояния. Служебные части речи. Предлоги как часть речи, выражающая отношения между словами в словосочетании. Значения предлогов. Предлоги производные и непроизводные. Союзы. Выражение с помощью союзов синтаксических отношений между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями. Типы союзов по структуре. Союзы сочинительные и подчинительные. Частицы как часть речи, придающая словам, частям предложения и целому высказыванию разнообразные смысловые, модальные и эмоционально-экспрессивные значения. Синтаксис Синтаксические средства русского языка (формы слов, служебные слова, интонация, порядок слов). Связь синтаксиса с лексикой и морфологией. Словосочетание как синтаксическая единица. Отличие словосочетания от предложения. Синтаксические отношения между членами словосочетания (атрибутивные, объектные, релятивные, аппозитивные). Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Типы словосочетаний по характеру главного слова (глагольные, субстантивные, адъективные, наречные, местоименные словосочетания). Предложение как основная синтаксическая единица. Предикативность, интонация сообщения, грамматическая организованность как основные признаки предложения. Актуальное членение предложения и его отличие от грамматического членения. Типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске: повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные и невосклицательные. Классификация предложений русского языка по структуре: простые (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные, членимые и нечленимые) и сложные (союзные - сложносочиненные и сложноподчиненные - и бессоюзные). Главные члены двусоставного предложения. Значение и формы выражения подлежащего, выраженного отдельным словом или словосочетанием (номинативное подлежащее). Инфинитивное подлежащее. Сказуемое. Значение и формы выражения простого глагольного, составного глагольного и составного именного сказуемого. Сложное сказуемое. Односоставные предложения. Глагольные односоставные предложения (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные). Субстантивные односоставные предложения (номинативные и генитивные). Второстепенные члены предложения (присловные и приосновные, детерминирующие). Морфологизированные и неморфологизированные второстепенные члены. Классификация второстепенных членов по синтаксическому употреблению и по значению. Определение, приложение, дополнение, обстоятельство: значения, типы, формы выражения. Переходные явления в области второстепенных членов предложения. Предложения, осложненные однородными членами. Условия однородности. Средства выражения однородности (интонация, союзы, повторы, антонимические пары и т. д.). Замкнутая и незамкнутая структура сочинительного ряда. Обобщающие слова при однородных членах. Предложения, осложненные обособленными членами. Сущность обособления. Основные условия обособления. Обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Сравнительные обороты. Конструкции, не входящие в структуру предложения. Обращение, его функции, формы выражения. Именительный представления как конструкция, сходная по форме с обращением. Вводные и вставные конструкции. Понятие о сложном предложении. Отличие сложного предложения от простого. Средства связи предикативных частей в сложном предложении. Союзные сложносочиненные предложения (соединительные, противительные, разделительные, присоединительные). Сложноподчиненные предложения. Принципы классификации сложноподчиненных предложений. Нерасчлененные и расчлененные сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Отношения равнозначности/неравнозначности и их выражение в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения усложненной структуры. Многочленные сложные предложения. Основные формы синтаксической организации текста. Монологическая и диалогическая речь. Сложное синтаксическое целое. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Диалогическое единство. Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Литература Лингвистический энциклопедический словарь [Текст].- М., 1990; и др. издания. Русский язык. Энциклопедия [Текст]. - М., 1979. Касаткин, Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку [Текст] / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; под ред. П. А. Леканта.-М., 1991. *** Алпатов, В. Ы. Об антропоцентрическом и системоцентрическом подходах к языку [Текст] / В. М. Алпатов // Вопросы языкознания. - 1993. - № 3. Алпатов, В. М История лингвистических учений [Текст] / В. М. Алпатов. -М., 2001.
*** Панов, М. В. Современный русский язык. Фонетика [Текст] / М. В. Панов.-М., 1979. Аеаиесов, Р. И. Русское литературное произношение [Текст] / Р. И. Ава-несов.-М., 1972. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Текст] / В. Ф. Иванова. - М., 1976. Новиков, Л. А. Семантика русского языка [Текст] / Л. А. Новиков. - М., 1982. Фомина, М. Н. Современный русский язык. Лексикология [Текст] / М. Н. Фомина.-М., 1976. Шмелев, Д. Н. Современный русский язык. Лексика [Текст] /Д. Н, Шмелев.-М., 1977. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е. А. Земская. - М., 1973. Немченко, В. Н. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / В. Н. Немченко.-М., 1984. Буланин, Л. Л. Трудные вопросы морфологии [Текст] / Л. Л. Буланин. -М, 1976. Милославскип, И. Г. Морфологические категории современного русского языка [Текст] / И. Г. МилославскиЙ. - М., 1981. Янко-Триницкая, И. А. Русская морфология [Текст] / Н. А. Ян-ко-Триницкая.-М., 1982. Белошапкоеа, В. А. Современный русский язык. Синтаксис [Текст] / В. А. Белошапкова. - М., 1977. Скобликова, Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения [Текст] / Е. С. Скобликова. - М., 1979. Скобликова, Е. С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения [Текст] / Е. С. Скобликова. - М., 1996. Ковтунова, И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения [Текст] / И. И. Ковтунова. - М, 1976. Шапиро, А. Б. Современный русский язык. Пунктуация [Текст] / А. Б. Шапиро. -М, 1974.
*** Культура русской речи [Текст] / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. -М, 2000. Голуб, И- Б. Стилистика русского языка [Текст] / И. Б. Голуб. - М., 1999. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст] / М. Н. Кожина. - М., 1977. Введенская, Л- А. Деловая риторика [Текст] / Л. А. Введенская. - Ростов-на-Д., 2000. Волков, А. А. Курс русской риторики [Текст] / А. А. Волков. - М., 2001. Капинос, В. И. Развитие речи [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М С. Соловейчик. - М., 1999. Панов, Б. Т. Типы и структура уроков русского языка [Текст] / Б. Т. Па нов. - М., 1986. Львов, М. Р, Основы теории развития речи [Текст] / М. Р. Львов. - М. 2002. Приложение 1 Лексический анализ слова 1. Слово в тексте. 2. Однозначное или многозначное. Какое значение имеет в данном конкретном употреблении? 3. Охарактеризовать тип лексического значения: а) прямое или переносное (метафора, метонимия); б) свободное или связанное (фразеологически или синтаксически связанное); в) немотивированное или мотивированное. 4. Установить наличие у слова омонимов, паронимов, синонимов, антонимов. 5. Охарактеризовать слово с точки зрения происхождения (исконно русское или заимствованное); активности употребления (устаревшее или новое); сферы употребления (общенародное или относится к лексике ограниченного употребления); стилевой принадлежности (межстилевое, книжное, разговорное); эмоционально-экспрессивной окрашенности (нейтральное или эмоциональное окрашенное). Анализ звукового состава слова Затранскрибировать слово, разделить его на слоги и охарактеризовать все слоги и звуки. Слоги: ударный/безударный; начальный, серединный, конечный; прикрытый/неприкрытый; открытый, закрытый; структура слога в соответствии с законом восходящей звучности. Гласные звуки: 1. По ударности (ударный - безударный). 2. По позиции (сильная - слабая). 3. По ряду (передний, средний, задний). 4. По подъему (верхний, средний, нижний). 5. По участию губ (лабиализованный - нелабиализованный). Согласные звуки 1. По месту образования: губной (губно-губной или губно-зубной); язычный (переднеязычный: зубной или небный; среднеязычный: средненебный; заднеязычный: задненебный или средненебный). 2. По способу образования: смычный (взрывной, проходной - боковой, носовой); щелевой; аффриката; дрожащий. 3. По степени участия голоса и шума (сонорный- шумный). Для шумных: звонкий (парный - непарный) или глухой (парный - непарный). 4. Сильная или слабая позиция по глухости/звонкости (для парных с(гласных), 5. По наличию или отсутствию палатализации: мягкий (парный - непа[ ный) или твердый (парный - непарный). 6. Сильная или слабая позиция по твердости/мягкости (для парных ее гласных).
Морфемный и словообразовательный анализ слова Морфемный анализ 1. Назвать часть речи (изменяемая или неизменяемая). 2. Выделить в слове основу и окончание (для изменяемых слов) ил; только основу (для неизменяемых слов). Определить тип основы (непроиз водная или производная; членимая или нечленимая). 3. Расчленить по составу основу, приводя однокоренные слова для дока зательства правильности выделения корня и одноструктурные слова для до казательства правильности выделения приставки и суффикса. 4. Записать слово, расчленив его на морфемы с помощью условных знач ков. Словообразовательный анализ 5. Если основа слова производная, найти для нее производящую основу. 6. Выделить тот элемент (формант), с помощью которого от данной ос новы образовалось анализируемое слово. 7. Указать способ образования. Морфологический анализ частей речи Знаменательные части речи. Имя существительное 1. Словоформа в тексте. 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 3. Лексико-грамматический разряд (собственное или нарицательное; конкретное, отвлеченное, собирательное, вещественное; одушевленное или неодушевленное - способ определения одушевленности/неодушевленности). 4. Число (соотносительное или не соотносительное по числу). Способ определения числа. 5. Род. Способ определения рода. 6. Падеж. Способ определения падежа. 7. Тип и разновидность склонения. 8. Синтаксическая функция. Имя прилагательное 1. Словоформа в тексте. 2. Лексико-грамматический разряд (качественное: собственно качественное или относительно-качественное; относительное; притяжательное; собственно притяжательное или относительно-притяжательное). 3. В какой форме употреблено (исходная форма, форма одной из степеней сравнения, краткая форма). 4. От какого слова в предложении зависит? Форма рода, числа и падежа прилагательного. 5. Разновидность склонения. 6. Синтаксическая функция. Имя числительное 1. Словоформа в тексте. 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 3. Разряд по значению: количественное (собственно количественное, дробное, собирательное) или порядковое. 4. Разряд по структуре: непроизводное или производное (суффиксальное, сложное, составное). 5. Род, число (если есть). 6. Падеж числительного и сочетающегося с ним существительного. Синтаксическая связь числительного с существительным (согласование или управление). 7. Особенности склонения. 8. Синтаксическая функция. Местоимение 1. Словоформа в тексте. 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 3. Разряд по соотношению сименными частями речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное). 4. Разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное и т. д.). 5. Род, число (если есть). Падеж. 6. Особенности склонения. 7. Синтаксическая функция. Глагол Спрягаемая форма глагола 1. Словоформа в тексте. 2. Спрягаемая в широком смысле форма глагола. Начальная форма (инфинитив). 3. Соотношение основы инфинитива и основы настоящего времени. 4. Класс (продуктивный или непродуктивный). 5. Спряжение в узком смысле (для глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени). Способ определения спряжения (по личному окончанию - если оно ударное; по тематической гласной основы инфинитива - если личное окончание безударное). 6. Вид: соотносительный (имеющий видовую пару) или не соотносительный по виду (одновидовый, двувидовый) глагол. 7. Возвратный или невозвратный. 8. Переходный или непереходный. 9. Залог. 10. Наклонение. От какой основы образована форма наклонения? 11. Время (для глаголов в изъявительном наклонении). Значение и образование формы времени. 12. Лицо и число (для глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени и для глаголов повелительного наклонения). 13. Род и число (для глаголов изъявительного наклонения прошедшего времени и для глаголов в сослагательном наклонении). 14. Синтаксическая функция. Безличная форма глагола 1. Словоформа в тексте. 2. Безличная форма глагола. Начальная форма (инфинитив). 3. Возвратный или невозвратный. 4. Собственно безличный или личный в значении безличного. 5. Вид. 6. Переходный или непереходный. 7. Залог. 8. Наклонение: изъявительное или сослагательное. 9. С какой омонимичной формой личного глагола соотносится (с формой 3-го лица единственного числа настоящего - будущего времени или с формой среднего рода единственного числа прошедшего времени)? 10. Синтаксическая функция. Инфинитив как неспрягаемая форма глагола 1. Словоформа в тексте. 2. Неспрягаемая форма глагола. 3. Соотношение основы инфинитива и основы настоящего времени. 4. Класс (продуктивный или непродуктивный). 5. Вид: соотносительный (имеющий видовую пару) или не соотносительный по виду (одновидовый, двувидовый) глагол. 6. Возвратный или невозвратный. ;, 7. Переходный или непереходный.' 8. Залог. 9. Синтаксическая функция. Деепричастие как неспрягаемая форма глагола 1. Словоформа в тексте. 2.Неспрягаемая форма глагола (назвать глагол в форме инфинитива). 3,Вид. 4. Возвратное или невозвратное. - 5. Переходное или непереходное. 6. Залог. 7. От какой основы образовано и с помощью какого суффикса? 8. Синтаксическая функция. Причастие как неспрягаемая форма глагола 1. Словоформа в тексте. 2. Неспрягаемая форма глагола (назвать глагол в форме инфинитива). 3. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода причастия). 4. Вид. 5. Возвратное или невозвратное. 6. Переходное или непереходное. 7. Залог. 8. Время. 9. От какой основы образовано и с помощью какого суффикса? 10. В какой форме употреблено: полной или краткой? 11. От какого слова в предложении зависит? Форма рода, числа и падежа причастия. 12. Синтаксическая функция. Наречие 1. Словоформа в тексте. 2. Разряд по значению: определительное (качественное, количественное и т. д.) или обстоятельственное (места, времени, цели и т. д.). 3. В какой форме употреблено: исходная форма, форма одной из степеней сравнения (для качественных наречий)? 4. Как образовано? 5. Синтаксическая функция. Слово категории состояния 1. Словоформа в тексте. 2. Значение (состояние людей, живых существ, состояние природы, окружающей среды; возможность, необходимость, долженствование). 3. Как образовано? 4. В какой форме употреблено: исходная форма, форма одной из степеней сравнения (для слов категории состояния, соотносительных с краткими прилагательными). 5. Синтаксическая функция. Служебные части речи. Предлог 1. Тип предлога по морфологическому строению: непроизводный или производный (наречный, отыменный, отглагольный, сложносоставной). 2. Выражаемые предлогом отношения (пространственные, временные, целевые и т. д.). 3. С каким падежом употреблен? Союз 1. Тип союза по морфологическому составу: непроизводный или производный (простой, составной). 2. Тип союза по синтаксической функции: сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный (изъяснительный, причинный, временной и т.д.). Соединяет члены предложения или части сложного предложения. 3. Тип союза по употреблению: одиночный, повторяющийся, двойной. Частица Разряд по значению: а) выражает смысловые отношения (указательные, определительные, ограничительные, усилительные); б) вносит эмоционально-экспрессивные оттенки; в) модальные (модально-волевые; выражает отношение говорящего к достоверности фактов; утвердительные; отрицательные; вопросительные; используется для передачи и оценки чужой речи). Приложение II
Образец экзаменационного билета и практического задания Вятский государственный гуманитарный университет Экзаменационный билет № Дисциплина: Русский язык
1. Утрата редуцированных. Следствия утраты редуцированных. Отражение падения редуцированных в современном русском языке. 2. Имя числительное как часть речи в современном русском языке. 3. Практическая часть. Председатель ГЭК_______ Преподаватель______________ Вятский государственный гуманитарный университет Дисциплина: Русский язык Я остановился в гостинице, где останавливаются все приезжие1 и где между тем некому3 велеть зажарить фазана и сварить щей, ибо три инвалида,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.011 с.) |