Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория и методика обучения русскому языку↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучение фонетики графики в школе. Содержание и структура уроков по рассмотрению фонетических и графических систем русского языка. Введение понятий звук речи, позиционное чередование, фонема. Изучение словообразования в школе (значение, задачи, место, содержание раздела в школьном курсе русского языка). Функционально-семантический подход к изучению материала. Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Изучение лексики в школе (значение, задачи, место, содержание раздела в школьном курсе русского языка; трудности изучения лексики; основные методы, приемы, средства обучения). Обогащение словарного запаса на уроках русского языка. Методика изучения частей речи в школьном курсе русского языка. Затруднения учащихся, возникающие в процессе изучения морфологии. Изучение синтаксиса русского языка в школе (задачи, содержание, структура раздела; затруднения учащихся, возникающие при изучении синтаксиса; основные методы, приемы, средства). Методика изучения простых и сложных предложений. Методика обучения пунктуации (значение, задачи, этапы и принципы обучения русской пунктуации; пунктограмма и пунктуационное правило; формирование пунктуационных навыков: типичные пунктуационные ошибки). Работа учащихся над пунктуационными ошибками,. Методика обучения орфографии. Цели, содержание и принципы обучения орфографии. Формирование начальных орфографических навыков; введение понятия орфограмма, изучение опознавательных признаков орфограммы, развитие способностей классифицировать орфограммы. Приемы по применению орфографических правил. Виды упражнений, методика их проведения. Работа над орфографическими ошибками. Изложение в системе работы по развитию связной речи учащихся (значение изложений, их место в системе обучения русскому языку, виды, методика проведения). Сочинение в системе работы по развитию по развитию связной речи учащихся. Виды сочинений, их система. Подготовительная работа к проведению сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения. Совершенствование написанного. Литература Лингвистический энциклопедический словарь [Текст].- М., 1990; и др. издания. Русский язык. Энциклопедия [Текст]. - М., 1979. Касаткин, Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку [Текст] / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; под ред. П. А. Леканта.-М., 1991. *** Алпатов, В. Ы. Об антропоцентрическом и системоцентрическом подходах к языку [Текст] / В. М. Алпатов // Вопросы языкознания. - 1993. - № 3. Алпатов, В. М История лингвистических учений [Текст] / В. М. Алпатов. -М., 2001.
*** Панов, М. В. Современный русский язык. Фонетика [Текст] / М. В. Панов.-М., 1979. Аеаиесов, Р. И. Русское литературное произношение [Текст] / Р. И. Ава-несов.-М., 1972. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Текст] / В. Ф. Иванова. - М., 1976. Новиков, Л. А. Семантика русского языка [Текст] / Л. А. Новиков. - М., 1982. Фомина, М. Н. Современный русский язык. Лексикология [Текст] / М. Н. Фомина.-М., 1976. Шмелев, Д. Н. Современный русский язык. Лексика [Текст] /Д. Н, Шмелев.-М., 1977. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е. А. Земская. - М., 1973. Немченко, В. Н. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / В. Н. Немченко.-М., 1984. Буланин, Л. Л. Трудные вопросы морфологии [Текст] / Л. Л. Буланин. -М, 1976. Милославскип, И. Г. Морфологические категории современного русского языка [Текст] / И. Г. МилославскиЙ. - М., 1981. Янко-Триницкая, И. А. Русская морфология [Текст] / Н. А. Ян-ко-Триницкая.-М., 1982. Белошапкоеа, В. А. Современный русский язык. Синтаксис [Текст] / В. А. Белошапкова. - М., 1977. Скобликова, Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения [Текст] / Е. С. Скобликова. - М., 1979. Скобликова, Е. С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения [Текст] / Е. С. Скобликова. - М., 1996. Ковтунова, И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения [Текст] / И. И. Ковтунова. - М, 1976. Шапиро, А. Б. Современный русский язык. Пунктуация [Текст] / А. Б. Шапиро. -М, 1974.
*** Культура русской речи [Текст] / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев. -М, 2000. Голуб, И- Б. Стилистика русского языка [Текст] / И. Б. Голуб. - М., 1999. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст] / М. Н. Кожина. - М., 1977. Введенская, Л- А. Деловая риторика [Текст] / Л. А. Введенская. - Ростов-на-Д., 2000. Волков, А. А. Курс русской риторики [Текст] / А. А. Волков. - М., 2001. Капинос, В. И. Развитие речи [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М С. Соловейчик. - М., 1999. Панов, Б. Т. Типы и структура уроков русского языка [Текст] / Б. Т. Па нов. - М., 1986. Львов, М. Р, Основы теории развития речи [Текст] / М. Р. Львов. - М. 2002. Приложение 1 Схемы разных видов лингвистического разбора Лексический анализ слова 1. Слово в тексте. 2. Однозначное или многозначное. Какое значение имеет в данном конкретном употреблении? 3. Охарактеризовать тип лексического значения: а) прямое или переносное (метафора, метонимия); б) свободное или связанное (фразеологически или синтаксически связанное); в) немотивированное или мотивированное. 4. Установить наличие у слова омонимов, паронимов, синонимов, антонимов. 5. Охарактеризовать слово с точки зрения происхождения (исконно русское или заимствованное); активности употребления (устаревшее или новое); сферы употребления (общенародное или относится к лексике ограниченного употребления); стилевой принадлежности (межстилевое, книжное, разговорное); эмоционально-экспрессивной окрашенности (нейтральное или эмоциональное окрашенное). Анализ звукового состава слова Затранскрибировать слово, разделить его на слоги и охарактеризовать все слоги и звуки. Слоги: ударный/безударный; начальный, серединный, конечный; прикрытый/неприкрытый; открытый, закрытый; структура слога в соответствии с законом восходящей звучности. Гласные звуки: 1. По ударности (ударный - безударный). 2. По позиции (сильная - слабая). 3. По ряду (передний, средний, задний). 4. По подъему (верхний, средний, нижний). 5. По участию губ (лабиализованный - нелабиализованный). Согласные звуки 1. По месту образования: губной (губно-губной или губно-зубной); язычный (переднеязычный: зубной или небный; среднеязычный: средненебный; заднеязычный: задненебный или средненебный). 2. По способу образования: смычный (взрывной, проходной - боковой, носовой); щелевой; аффриката; дрожащий. 3. По степени участия голоса и шума (сонорный- шумный). Для шумных: звонкий (парный - непарный) или глухой (парный - непарный). 4. Сильная или слабая позиция по глухости/звонкости (для парных с(гласных), 5. По наличию или отсутствию палатализации: мягкий (парный - непа[ ный) или твердый (парный - непарный). 6. Сильная или слабая позиция по твердости/мягкости (для парных ее гласных).
Морфемный и словообразовательный анализ слова Морфемный анализ 1. Назвать часть речи (изменяемая или неизменяемая). 2. Выделить в слове основу и окончание (для изменяемых слов) ил; только основу (для неизменяемых слов). Определить тип основы (непроиз водная или производная; членимая или нечленимая). 3. Расчленить по составу основу, приводя однокоренные слова для дока зательства правильности выделения корня и одноструктурные слова для до казательства правильности выделения приставки и суффикса. 4. Записать слово, расчленив его на морфемы с помощью условных знач ков. Словообразовательный анализ 5. Если основа слова производная, найти для нее производящую основу. 6. Выделить тот элемент (формант), с помощью которого от данной ос новы образовалось анализируемое слово. 7. Указать способ образования. Морфологический анализ частей речи Знаменательные части речи. Имя существительное 1. Словоформа в тексте. 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 3. Лексико-грамматический разряд (собственное или нарицательное; конкретное, отвлеченное, собирательное, вещественное; одушевленное или неодушевленное - способ определения одушевленности/неодушевленности). 4. Число (соотносительное или не соотносительное по числу). Способ определения числа. 5. Род. Способ определения рода. 6. Падеж. Способ определения падежа. 7. Тип и разновидность склонения. 8. Синтаксическая функция. Имя прилагательное 1. Словоформа в тексте. 2. Лексико-грамматический разряд (качественное: собственно качественное или относительно-качественное; относительное; притяжательное; собственно притяжательное или относительно-притяжательное). 3. В какой форме употреблено (исходная форма, форма одной из степеней сравнения, краткая форма). 4. От какого слова в предложении зависит? Форма рода, числа и падежа прилагательного. 5. Разновидность склонения. 6. Синтаксическая функция. Имя числительное 1. Словоформа в тексте. 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 3. Разряд по значению: количественное (собственно количественное, дробное, собирательное) или порядковое. 4. Разряд по структуре: непроизводное или производное (суффиксальное, сложное, составное). 5. Род, число (если есть). 6. Падеж числительного и сочетающегося с ним существительного. Синтаксическая связь числительного с существительным (согласование или управление). 7. Особенности склонения. 8. Синтаксическая функция. Местоимение 1. Словоформа в тексте. 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 3. Разряд по соотношению сименными частями речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное). 4. Разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное и т. д.). 5. Род, число (если есть). Падеж. 6. Особенности склонения. 7. Синтаксическая функция. Глагол Спрягаемая форма глагола 1. Словоформа в тексте. 2. Спрягаемая в широком смысле форма глагола. Начальная форма (инфинитив). 3. Соотношение основы инфинитива и основы настоящего времени. 4. Класс (продуктивный или непродуктивный). 5. Спряжение в узком смысле (для глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени). Способ определения спряжения (по личному окончанию - если оно ударное; по тематической гласной основы инфинитива - если личное окончание безударное). 6. Вид: соотносительный (имеющий видовую пару) или не соотносительный по виду (одновидовый, двувидовый) глагол. 7. Возвратный или невозвратный. 8. Переходный или непереходный. 9. Залог. 10. Наклонение. От какой основы образована форма наклонения? 11. Время (для глаголов в изъявительном наклонении). Значение и образование формы времени. 12. Лицо и число (для глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени и для глаголов повелительного наклонения). 13. Род и число (для глаголов изъявительного наклонения прошедшего времени и для глаголов в сослагательном наклонении). 14. Синтаксическая функция. Безличная форма глагола 1. Словоформа в тексте. 2. Безличная форма глагола. Начальная форма (инфинитив). 3. Возвратный или невозвратный. 4. Собственно безличный или личный в значении безличного. 5. Вид. 6. Переходный или непереходный. 7. Залог. 8. Наклонение: изъявительное или сослагательное. 9. С какой омонимичной формой личного глагола соотносится (с формой 3-го лица единственного числа настоящего - будущего времени или с формой среднего рода единственного числа прошедшего времени)? 10. Синтаксическая функция. Инфинитив как неспрягаемая форма глагола 1. Словоформа в тексте. 2. Неспрягаемая форма глагола. 3. Соотношение основы инфинитива и основы настоящего времени. 4. Класс (продуктивный или непродуктивный). 5. Вид: соотносительный (имеющий видовую пару) или не соотносительный по виду (одновидовый, двувидовый) глагол. 6. Возвратный или невозвратный. ;, 7. Переходный или непереходный.' 8. Залог. 9. Синтаксическая функция. Деепричастие как неспрягаемая форма глагола 1. Словоформа в тексте. 2.Неспрягаемая форма глагола (назвать глагол в форме инфинитива). 3,Вид. 4. Возвратное или невозвратное. - 5. Переходное или непереходное. 6. Залог. 7. От какой основы образовано и с помощью какого суффикса? 8. Синтаксическая функция. Причастие как неспрягаемая форма глагола 1. Словоформа в тексте. 2. Неспрягаемая форма глагола (назвать глагол в форме инфинитива). 3. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода причастия). 4. Вид. 5. Возвратное или невозвратное. 6. Переходное или непереходное. 7. Залог. 8. Время. 9. От какой основы образовано и с помощью какого суффикса? 10. В какой форме употреблено: полной или краткой? 11. От какого слова в предложении зависит? Форма рода, числа и падежа причастия. 12. Синтаксическая функция. Наречие 1. Словоформа в тексте. 2. Разряд по значению: определительное (качественное, количественное и т. д.) или обстоятельственное (места, времени, цели и т. д.). 3. В какой форме употреблено: исходная форма, форма одной из степеней сравнения (для качественных наречий)? 4. Как образовано? 5. Синтаксическая функция. Слово категории состояния 1. Словоформа в тексте. 2. Значение (состояние людей, живых существ, состояние природы, окружающей среды; возможность, необходимость, долженствование). 3. Как образовано? 4. В какой форме употреблено: исходная форма, форма одной из степеней сравнения (для слов категории состояния, соотносительных с краткими прилагательными). 5. Синтаксическая функция. Служебные части речи. Предлог 1. Тип предлога по морфологическому строению: непроизводный или производный (наречный, отыменный, отглагольный, сложносоставной). 2. Выражаемые предлогом отношения (пространственные, временные, целевые и т. д.). 3. С каким падежом употреблен? Союз 1. Тип союза по морфологическому составу: непроизводный или производный (простой, составной). 2. Тип союза по синтаксической функции: сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный (изъяснительный, причинный, временной и т.д.). Соединяет члены предложения или части сложного предложения. 3. Тип союза по употреблению: одиночный, повторяющийся, двойной. Частица Разряд по значению: а) выражает смысловые отношения (указательные, определительные, ограничительные, усилительные); б) вносит эмоционально-экспрессивные оттенки; в) модальные (модально-волевые; выражает отношение говорящего к достоверности фактов; утвердительные; отрицательные; вопросительные; используется для передачи и оценки чужой речи).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.249 (0.007 с.) |