Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и методика обучения русскому языку

Поиск

Изучение фонетики графики в школе. Содержание и структура уроков по рассмотрению фонетических и графических систем русского языка. Вве­дение понятий звук речи, позиционное чередование, фонема.

Изучение словообразования в школе (значение, задачи, место, содержа­ние раздела в школьном курсе русского языка). Функциональ­но-семантический подход к изучению материала. Морфемный, словообразо­вательный и этимологический анализ.

Изучение лексики в школе (значение, задачи, место, содержание раздела в школьном курсе русского языка; трудности изучения лексики; основные методы, приемы, средства обучения). Обогащение словарного запаса на уро­ках русского языка.

Методика изучения частей речи в школьном курсе русского языка. За­труднения учащихся, возникающие в процессе изучения морфологии.

Изучение синтаксиса русского языка в школе (задачи, содержание, структура раздела; затруднения учащихся, возникающие при изучении син­таксиса; основные методы, приемы, средства). Методика изучения простых и сложных предложений.

Методика обучения пунктуации (значение, задачи, этапы и принципы обучения русской пунктуации; пунктограмма и пунктуационное правило; формирование пунктуационных навыков: типичные пунктуационные ошиб­ки). Работа учащихся над пунктуационными ошибками,.

Методика обучения орфографии. Цели, содержание и принципы обуче­ния орфографии. Формирование начальных орфографических навыков; вве­дение понятия орфограмма, изучение опознавательных признаков орфо­граммы, развитие способностей классифицировать орфограммы. Приемы по применению орфографических правил. Виды упражнений, методика их про­ведения. Работа над орфографическими ошибками.

Изложение в системе работы по развитию связной речи учащихся (зна­чение изложений, их место в системе обучения русскому языку, виды, мето­дика проведения).

Сочинение в системе работы по развитию по развитию связной речи учащихся. Виды сочинений, их система. Подготовительная работа к проведе­нию сочинения-описания, сочинения-повествования, сочине­ния-рассуждения. Совершенствование написанного.

Литература

Лингвистический энциклопедический словарь [Текст].- М., 1990; и др. издания.

Русский язык. Энциклопедия [Текст]. - М., 1979. Касаткин, Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку [Текст] / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; под ред. П. А. Леканта.-М., 1991.

***

Алпатов, В. Ы. Об антропоцентрическом и системоцентрическом под­ходах к языку [Текст] / В. М. Алпатов // Вопросы языкознания. - 1993. - № 3.

Алпатов, В. М История лингвистических учений [Текст] / В. М. Алпа­тов. -М., 2001.

 

***

Панов, М. В. Современный русский язык. Фонетика [Текст] / М. В. Па­нов.-М., 1979.

Аеаиесов, Р. И. Русское литературное произношение [Текст] / Р. И. Ава-несов.-М., 1972.

Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Текст] / В. Ф. Иванова. - М., 1976.

Новиков, Л. А. Семантика русского языка [Текст] / Л. А. Новиков. - М., 1982.

Фомина, М. Н. Современный русский язык. Лексикология [Текст] / М. Н. Фомина.-М., 1976.

Шмелев, Д. Н. Современный русский язык. Лексика [Текст] /Д. Н, Шме­лев.-М., 1977.

Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е. А. Земская. - М., 1973.

Немченко, В. Н. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / В. Н. Немченко.-М., 1984.

Буланин, Л. Л. Трудные вопросы морфологии [Текст] / Л. Л. Буланин. -М, 1976.

Милославскип, И. Г. Морфологические категории современного русского языка [Текст] / И. Г. МилославскиЙ. - М., 1981.

Янко-Триницкая, И. А. Русская морфология [Текст] / Н. А. Ян-ко-Триницкая.-М., 1982.

Белошапкоеа, В. А. Современный русский язык. Синтаксис [Текст] / В. А. Белошапкова. - М., 1977.

Скобликова, Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения [Текст] / Е. С. Скобликова. - М., 1979.

Скобликова, Е. С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения [Текст] / Е. С. Скобликова. - М., 1996.

Ковтунова, И. И. Современный русский язык. Порядок слов и актуаль­ное членение предложения [Текст] / И. И. Ковтунова. - М, 1976.

Шапиро, А. Б. Современный русский язык. Пунктуация [Текст] / А. Б. Шапиро. -М, 1974.

 

***

Культура русской речи [Текст] / отв. ред. Л. К. Граудина, Е. Н. Ширя­ев. -М, 2000.

Голуб, И- Б. Стилистика русского языка [Текст] / И. Б. Голуб. - М., 1999.

Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст] / М. Н. Кожина. - М., 1977.

Введенская, Л- А. Деловая риторика [Текст] / Л. А. Введенская. - Ростов-на-Д., 2000.

Волков, А. А. Курс русской риторики [Текст] / А. А. Волков. - М., 2001.

Капинос, В. И. Развитие речи [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М С. Соловейчик. - М., 1999.

Панов, Б. Т. Типы и структура уроков русского языка [Текст] / Б. Т. Па нов. - М., 1986.

Львов, М. Р, Основы теории развития речи [Текст] / М. Р. Львов. - М. 2002.

Приложение 1

Схемы разных видов лингвистического разбора

Лексический анализ слова

1. Слово в тексте.

2. Однозначное или многозначное. Какое значение имеет в данном кон­кретном употреблении?

3. Охарактеризовать тип лексического значения: а) прямое или перенос­ное (метафора, метонимия); б) свободное или связанное (фразеологически или синтаксически связанное); в) немотивированное или мотивированное.

4. Установить наличие у слова омонимов, паронимов, синонимов, анто­нимов.

5. Охарактеризовать слово с точки зрения происхождения (исконно рус­ское или заимствованное); активности употребления (устаревшее или но­вое); сферы употребления (общенародное или относится к лексике ограни­ченного употребления); стилевой принадлежности (межстилевое, книжное, разговорное); эмоционально-экспрессивной окрашенности (нейтральное или эмоциональное окрашенное).

Анализ звукового состава слова

Затранскрибировать слово, разделить его на слоги и охарактеризовать все слоги и звуки.

Слоги: ударный/безударный; начальный, серединный, конечный; при­крытый/неприкрытый; открытый, закрытый; структура слога в соответствии с законом восходящей звучности.

Гласные звуки:

1. По ударности (ударный - безударный).

2. По позиции (сильная - слабая).

3. По ряду (передний, средний, задний).

4. По подъему (верхний, средний, нижний).

5. По участию губ (лабиализованный - нелабиализованный).

Согласные звуки

1. По месту образования: губной (губно-губной или губно-зубной); язычный (переднеязычный: зубной или небный; среднеязычный: средненеб­ный; заднеязычный: задненебный или средненебный).

2. По способу образования: смычный (взрывной, проходной - боковой, носовой); щелевой; аффриката; дрожащий.

3. По степени участия голоса и шума (сонорный- шумный). Для шум­ных: звонкий (парный - непарный) или глухой (парный - непарный).

4. Сильная или слабая позиция по глухости/звонкости (для парных с(гласных),

5. По наличию или отсутствию палатализации: мягкий (парный - непа[ ный) или твердый (парный - непарный).

6. Сильная или слабая позиция по твердости/мягкости (для парных ее гласных).

 

Морфемный и словообразовательный анализ слова

Морфемный анализ

1. Назвать часть речи (изменяемая или неизменяемая).

2. Выделить в слове основу и окончание (для изменяемых слов) ил; только основу (для неизменяемых слов). Определить тип основы (непроиз водная или производная; членимая или нечленимая).

3. Расчленить по составу основу, приводя однокоренные слова для дока зательства правильности выделения корня и одноструктурные слова для до казательства правильности выделения приставки и суффикса.

4. Записать слово, расчленив его на морфемы с помощью условных знач ков.

Словообразовательный анализ

5. Если основа слова производная, найти для нее производящую основу.

6. Выделить тот элемент (формант), с помощью которого от данной ос новы образовалось анализируемое слово.

7. Указать способ образования.

Морфологический анализ частей речи

Знаменательные части речи. Имя существительное

1. Словоформа в тексте.

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3. Лексико-грамматический разряд (собственное или нарицательное; конкретное, отвлеченное, собирательное, вещественное; одушевленное или неодушевленное - способ определения одушевленности/неодушевленности).

4. Число (соотносительное или не соотносительное по числу). Способ определения числа.

5. Род. Способ определения рода.

6. Падеж. Способ определения падежа.

7. Тип и разновидность склонения.

8. Синтаксическая функция.

Имя прилагательное

1. Словоформа в тексте.

2. Лексико-грамматический разряд (качественное: собственно качест­венное или относительно-качественное; относительное; притяжательное; собственно притяжательное или относительно-притяжательное).

3. В какой форме употреблено (исходная форма, форма одной из степе­ней сравнения, краткая форма).

4. От какого слова в предложении зависит? Форма рода, числа и падежа прилагательного.

5. Разновидность склонения.

6. Синтаксическая функция.

Имя числительное

1. Словоформа в тексте.

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3. Разряд по значению: количественное (собственно количественное, дробное, собирательное) или порядковое.

4. Разряд по структуре: непроизводное или производное (суффиксаль­ное, сложное, составное).

5. Род, число (если есть).

6. Падеж числительного и сочетающегося с ним существительного. Син­таксическая связь числительного с существительным (согласование или управление).

7. Особенности склонения.

8. Синтаксическая функция.

Местоимение

1. Словоформа в тексте.

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3. Разряд по соотношению сименными частями речи (местоиме­ние-существительное, местоимение-прилагательное, местоиме­ние-числительное).

4. Разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное и т. д.).

5. Род, число (если есть). Падеж.

6. Особенности склонения.

7. Синтаксическая функция.

Глагол

Спрягаемая форма глагола

1. Словоформа в тексте.

2. Спрягаемая в широком смысле форма глагола. Начальная форма (ин­финитив).

3. Соотношение основы инфинитива и основы настоящего времени.

4. Класс (продуктивный или непродуктивный).

5. Спряжение в узком смысле (для глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени). Способ определения спряжения (по лич­ному окончанию - если оно ударное; по тематической гласной основы инфи­нитива - если личное окончание безударное).

6. Вид: соотносительный (имеющий видовую пару) или не соотноси­тельный по виду (одновидовый, двувидовый) глагол.

7. Возвратный или невозвратный.

8. Переходный или непереходный.

9. Залог.

10. Наклонение. От какой основы образована форма наклонения?

11. Время (для глаголов в изъявительном наклонении). Значение и обра­зование формы времени.

12. Лицо и число (для глаголов изъявительного наклонения настоящего и будущего времени и для глаголов повелительного наклонения).

13. Род и число (для глаголов изъявительного наклонения прошедшего времени и для глаголов в сослагательном наклонении).

14. Синтаксическая функция.

Безличная форма глагола

1. Словоформа в тексте.

2. Безличная форма глагола. Начальная форма (инфинитив).

3. Возвратный или невозвратный.

4. Собственно безличный или личный в значении безличного.

5. Вид.

6. Переходный или непереходный.

7. Залог.

8. Наклонение: изъявительное или сослагательное.

9. С какой омонимичной формой личного глагола соотносится (с фор­мой 3-го лица единственного числа настоящего - будущего времени или с формой среднего рода единственного числа прошедшего времени)?

10. Синтаксическая функция.

Инфинитив как неспрягаемая форма глагола

1. Словоформа в тексте.

2. Неспрягаемая форма глагола.

3. Соотношение основы инфинитива и основы настоящего времени.

4. Класс (продуктивный или непродуктивный).

5. Вид: соотносительный (имеющий видовую пару) или не соотноси­тельный по виду (одновидовый, двувидовый) глагол.

6. Возвратный или невозвратный. ;,

7. Переходный или непереходный.'

8. Залог.

9. Синтаксическая функция.

Деепричастие как неспрягаемая форма глагола

1. Словоформа в тексте.

2.Неспрягаемая форма глагола (назвать глагол в форме инфинитива). 3,Вид.

4. Возвратное или невозвратное. - 5. Переходное или непереходное.

6. Залог.

7. От какой основы образовано и с помощью какого суффикса?

8. Синтаксическая функция.

Причастие как неспрягаемая форма глагола

1. Словоформа в тексте.

2. Неспрягаемая форма глагола (назвать глагол в форме инфинитива).

3. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужско­го рода причастия).

4. Вид.

5. Возвратное или невозвратное.

6. Переходное или непереходное.

7. Залог.

8. Время.

9. От какой основы образовано и с помощью какого суффикса?

10. В какой форме употреблено: полной или краткой?

11. От какого слова в предложении зависит? Форма рода, числа и падежа причастия.

12. Синтаксическая функция.

Наречие

1. Словоформа в тексте.

2. Разряд по значению: определительное (качественное, количественное и т. д.) или обстоятельственное (места, времени, цели и т. д.).

3. В какой форме употреблено: исходная форма, форма одной из степе­ней сравнения (для качественных наречий)?

4. Как образовано?

5. Синтаксическая функция.

Слово категории состояния

1. Словоформа в тексте.

2. Значение (состояние людей, живых существ, состояние природы, ок­ружающей среды; возможность, необходимость, долженствование).

3. Как образовано?

4. В какой форме употреблено: исходная форма, форма одной из степеней сравнения (для слов категории состояния, соотносительных с краткими прилагательными).

5. Синтаксическая функция.

Служебные части речи.

Предлог

1. Тип предлога по морфологическому строению: непроизводный или производный (наречный, отыменный, отглагольный, сложносоставной).

2. Выражаемые предлогом отношения (пространственные, временные, целевые и т. д.).

3. С каким падежом употреблен? Союз

1. Тип союза по морфологическому составу: непроизводный или произ­водный (простой, составной).

2. Тип союза по синтаксической функции: сочинительный (соедини­тельный, противительный, разделительный) или подчинительный (изъяснительный, причинный, временной и т.д.). Соединяет члены предложения или части сложного предложения.

3. Тип союза по употреблению: одиночный, повторяющийся, двойной. Частица

Разряд по значению: а) выражает смысловые отношения (указательные, определительные, ограничительные, усилительные); б) вносит эмоциональ­но-экспрессивные оттенки; в) модальные (модально-волевые; выражает от­ношение говорящего к достоверности фактов; утвердительные; отрицатель­ные; вопросительные; используется для передачи и оценки чужой речи).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.249 (0.007 с.)