Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия развития речи в период обучения грамоте

Поиск

Ребенок приходит в школусо значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов, он использует в своей устной речевой практике предложения как простые, так и сложные. Большинство детей умеют рассказывать связно, т.е. владеют простейшим монологом. Основной характерной чертой речи дошкольника является ее ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника – игровой деятельностью.

С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят существенные изменения.

1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства; так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Мотивация речи резко изменяется: ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала. Поэтому часто дети, свободно говорившие дома до школы, в классе теряются, смущаются, говорят бессвязно.

Создавая на уроке непринужденную обстановку беседы, учитель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую.

2. В жизни ребенка появляется письменная речь. Тексты, с которыми он сталкивается, еще очень просты и мало чем отличаются от разговорно-бытовой речи дошкольника. Но происходит постепенное включение элементов письменно-книжной речи в обиход первоклассника. Такие элементы содержит речь учителя (литературная речь, подчиненная норме). Школьное требование отвечать полным ответом приводит к тому, что исчезают элементы разговорно-бытовой речи.

С первых дней обучения начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке.

3. В речевой деятельности ребенка все большее место начинает занимать монологическая речь. Монолог в период обучения грамоте – это пересказ прочитанного, рассказ по наблюдению, рассказывание по памяти, по воображению, по картинкам. Фонетическая работа также создает условия для монологической речи.

4. В школе речь становится объектом изучения. До поступления в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее структурой и закономерностями. В школе он узнает, что речь состоит из предложений, складывается из слов, что слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, и т.д.

Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень),работа над связной речью (уровень текста).

Работа над словом

Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказе учителя; новыми являются слова, обозначающие названия учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений, а также по картинкам в букваре и других пособиях.

Работа над речью учащихся связывается с содержанием текстов и иллюстраций в букваре.

Целесообразно выделять в связи с основной темой каждой страницы словарь, работа над которым развивает и систематизирует представления учащихся об окружающем их мире.

Первоклассники, особенно шестилетки, нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов:

– путем показа картинки или предмета, называния этого предмета;

– в словарных играх – с помощью словесного лото, кубиков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок;

– в беседах, рассказах, декламации стихотворений, скандировании слов и пр.

Новые слова вводятся в предложения, читаются, подвергаются звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова включаются в систему лексических и логических упражнений.

Наибольшее значение для развития речи в период обучения грамоте имеет семантическая работа: наблюдения над значениями слов, уточнение значений и их оттенков. С первых дней следует приучать детей к внимательному отношению к слову, к поиску наиболее выразительных слов.

 

Работа над словосочетанием и предложением

Работа над предложением, как и над словом, начинается буквально с первого урока в школе: это выделение предложения из речевого потока, чтение, ответы на вопросы. В период обучения грамоте решаются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне:

1) осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, их составление, чтение по букварю;

2) переход от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

3) установление простейших связей между словами в предложении, а также в словосочетаниях.

Не следует спешить с введением в речь детей новых синтаксических конструкций, но в то же время необходимо поддерживать использование детьми таких речевых оборотов, обеспечивая правильность их употребления. Следовательно, в работе над предложением значительное место принадлежит исправлению недочетов, самонаблюдению и самоконтролю.

Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. Образцами служат читаемые тексты, вопросы, речь учителя.

В период обучения грамоте очень велика роль вопросов: вопрос дает основу для составления предложения. В процессе работы над предложением учащиеся усваивают термины «полный ответ», «краткий ответ». Учить полному ответу следует при работе над предложением, но не всегда нужно требовать такового. Полный ответ необходим в том случае, когда нужно точное формулирование мысли при пересказе, описании картинки. В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогической речи, имеющей вопросно-ответную форму.

Работа над связной речь

Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя. Отвечая на вопросы учителя, например по картинке, дети составляют предложения, а от предложения переходят к связной речи.

Связная речь в период обучения грамоте – это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы – по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, скороговорки, рассказывание сказок и их инценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.

В практике первоклассников появляются элементы связной научной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям. Упражнения в связной речи имеют место на каждом уроке как обязательное звено урока.

Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок. Так, в букваре и азбуке помещены сюжетные картинки, которые используются для составления рассказов.

Постепенно учащиеся приучаются к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединенных воп росов: «Скажите сначала, когда это было, куда пошли дети, а потом, что они делали и что увидели».

Для обучения связной речи следует использовать серии картинок, по содержанию доступных учащимся. Составляя по каждой картинке 1 – 2 предложения, дети получают последовательные рассказы. В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в таких случаях повторы. Рассказ озаглавливается – так дети начинают работу над темой.

В дальнейшем учащиеся получают задание рассказать на тему, например: «Расскажите о том, как провели каникулы», «Расскажите о своей любимой игрушке», «Расскажите о белочке» и т.п.

Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтаксическому строю первоисточника, передают эмоциональное содержание и идейный смысл рассказа.

Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности: он является органичной, неотъемлемой частью всякой творческой работы. И пересказывая, и рассказывая, ребенок входит в роль, сопереживает героям, увлеченно ждет событий, их развязки. Поэтому в системе упражнений по развитию речи должны быть представлены инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизация и сочинительство и т.п.

Отгадывание загадок является хорошим средством развития мышления и речи. В ходе работы над загадками обогащается словарь, раскрываются метафоры и перифразы, идет работа над словами-признаками, вырабатывается чувство ритма. Полезны упражнения в придумывании загадок.

Если дети умеют читать, эффективна работа по восстановлению деформированного текста. Такая же работа может проводиться и на слух, но тогда используются короткие тексты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1823; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.007 с.)